Банкротство введение наблюдения. Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51) .

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в , главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

могут совершать исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и , уступкой требования, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения :

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий . В числе его основных обязанностей:

  1. принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника,
  2. проведение анализа финансового состояния должника,
  3. выявление кредиторов должника;
  4. ведение реестра требований кредиторов,
  5. уведомление кредиторов о введении наблюдения,
  6. созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

По общему правилу арбитражный при окончании наблюдения суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления , либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом - лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П).

Вместе с тем, наблюдение влечет за собой и определенные риски, к примеру, создает условия руководству должника снизить стоимость бизнеса, даже под «приглядом» временного управляющего. Кроме того, введение наблюдения замедляет конкурсный процесс, что негативно сказывается на деятельности кредиторов. В связи с этим многие специалисты считают процедуру наблюдения неэффективной и выступают за полный отказ от нее на законодательном уровне.

«У страха глаза велики», — гласит народная мудрость. И она полностью применима, когда речь заходит о банкротстве.

А почему бы не начать банкротство?

Представим себе компанию, которая в кризисный год опустилась на дно долговой ямы. В дверь настойчиво стучатся кредиторы и налоговая инспекция. Но руководитель упорно сопротивляется мысли о том, что настало время приступить к банкротству. Он ищет легкие пути – держатся наплаву за счет дружественных займов или для .

Проблема таких руководителей заключается в нежелании познакомиться с последствиями введения банкротства и подготовиться к ним заблаговременно. Процедура эта кажется сложной и опасной. В итоге выбирают легкий, но далеко не самый надежный способ решения проблемы.

Между тем, банкротство — это обычная для предпринимательских отношений ситуация. Нет денег на погашение долга? Нужно попробовать восстановить платежеспособность, а не выйдет — распродать все имущество в интересах кредиторов.

Два с половиной десятилетия капитализма в России итожит качественно проработанный федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и основанная на нем обширная практика арбитражных судов. На рынке юридических услуг определился круг профессионалов, специализирующихся . Как зайти в банкротство и выйти из него без ущерба для участников, руководителей и имущества должника — на эти и другие вопросы уже давно найдены однозначные ответы.

Ну а сегодня мы расскажем о первой, очень важной, процедуре в рамках банкротного дела — о наблюдении и последствиях его введения для компании.

Приставы могут расслабиться

С того момента, как арбитражным судом введена процедура наблюдения, исполнение по открытым исполнительным производствам прекращается. А это значит, судебные приставы оставляют попытки «кошмарить» компанию.

Теперь все кредиторы, имеющие требования к должнику, должны подать в суд . Все равны, никто не может получить причитающееся ему раньше других.

Особую пикантность добавляет участие в наблюдении дружественных должнику кредиторов. Они могут поставить своего временного управляющего или организовать большинство на первом собрании кредиторов, определив дальнейший ход банкротства.

Временный управляющий: свой или чужой

Временный управляющий – это арбитражный управляющий, назначенный на время процедуры наблюдения. Вкратце его обязанности таковы: вести реестр требований кредиторов, организовать первое собрание кредиторов, провести финанализ в отношении должника, обеспечить сохранность его имущества.

Отсюда – широкие права управляющего, о которых — ниже.

Запрос информации

Для решения поставленных задач управляющему требуется информация о должнике. В связи с этим непосредственно после введения наблюдения ему в обязательном порядке должны быть предоставлены перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до наблюдения.

Впоследствии руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества. При этом управляющему по его запросу предоставляется любая информация и документы, касающиеся деятельности должника.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий спрашивает у должника информацию и совместно с ним делает нужные должнику выводы;
  • недружественный управляющий спрашивает у должника всё и делает выводы, интересные кредиторам («своему» кредитору).

Ведение реестра кредиторов

Ведение реестра – не только некое фиксирование требований на бумаге. Это активные действия временного управляющего в судебном процессе. Он выступает в заседаниях, где рассматриваются поступившие требования, обладая правом заявлять возражения относительно их обоснованности, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий может закрыть глаза на недостатки «нужных» должнику требований и пристрастно отнестись к «лишним» требованиям;
  • недружественный управляющий сформирует реестр в интересах кредиторов («своих» кредиторов).

Обеспечение сохранности имущества

Помимо собирания информации об имуществе должника и проведения его описи, временный управляющий уполномочен давать согласие на совершение отдельных сделок должником в период наблюдения.

Без его письменного согласия нельзя заключить сделки (несколько взаимосвязанных сделок):

  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Более того, по ходатайству временного управляющего арбитражный суд может расширить список сделок, подлежащих одобрению управляющим, а также установить иные ограничения, направленные на обеспечение сохранности имущества. Так, например, на имущество может накладываться арест.

Если руководитель должника заключит указанные сделки без согласия управляющего, тот может их оспорить и внести на рассмотрение суда вопрос об отстранении этого руководителя от должности. К последней мере он вправе прибегнуть при любом нарушении руководителем Закона о банкротстве.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий разрешит «нужные» сделки, наладит конструктивные отношения с руководителем должника, подготовит выгодную должнику опись имущества;
  • недружественный управляющий обжалует сделки должника, добьется отстранения его руководителя, выявит хищения и сокрытие имущества должника.

Сменить директора в наблюдении?

Помимо прочего введение наблюдения накладывает определенные ограничения на корпоративные процедуры. Так, органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Но не надо думать, что Закон о банкротстве запретил всё. Участник общества в период наблюдения может продавать свою долю третьим лицам. (Есть небольшой риск, что налоговая будет отказывать в регистрации, но такой отказ успешно обжалуется.) Кроме того, должник может поменять директора.

Опасные сделки

Как указывалось выше, некоторые сделки в случае неполучения одобрения со стороны временного управляющего, могут быть признаны недействительными. Однако круг оспоримых сделок, запрещенных Законом о банкротстве, значительно шире.

Должник в наблюдении не может прекращать обязательства зачетом, выплачивать дивиденды, заключать договоры простого товарищества, выплачивать стоимость доли выходящему из общества участнику, предоставлять отступное. Все эти сделки может оспорить временный управляющий.

Если же заглядывать наперед, на процедуру внешнего управления или конкурсного производства, то в ходе них могут быть оспорены и другие сделки, заключенные в период наблюдения.

Какой вывод можно сделать по итогам данного краткого обзора наблюдения? Банкротство – процедура многофакторная, многостадийная. Неважно, кого вы представляете – кредитора или должника, — чтобы сделать ситуацию предсказуемой, задумываться о банкротстве надо заранее. И не просто задумываться, а обращаться к профессионалам. Варианты спасения есть всегда.

Высказывайте свое мнение и задавайте вопросы в комментариях — мы будем рады на них ответить.

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.