Берг-коллегия и развитие российской промышленности. Берг-коллегия Берг коллегия понятие история

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

2003-04-29 09:31
;font-family:"Arial";color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Берг-коллегия и развитие российской промышленности
Berg – по–немецки "гора".

История Берг–коллегии – это, в сущности, история зарождения и развития российской металлургии / Берг–мейстеры, берг–раты и берг–фогты Петра Первого были не первыми немцами на службе русского государства.

Созданная в 1719 году Берг–коллегия руководила горнорудной промышленностью России. Она ведала всеми делами, связанными с добычей полезных ископаемых и металлургией: от лабораторной экспертизы руд и строительства горных заводов до технической помощи горнопромышленникам и освобождения мастеровых от рекрутской повинности. Берг–коллегия имела очень большое значение для развития российской металлургии. И ведущую роль в этом министерстве играли немцы, о чём говорит хотя бы название ("берг" – по–немецки "гора"). А региональные отделения Берг–коллегии поначалу назывались в России "берг–амты" ("амт" переводится с немецкого как "учреждение"). По–немецки обозначались и должности.

Но надо заметить, что берг–мейстеры, берг–раты и берг–фогты Петра Первого были не первыми немцами на службе русского государства. В России немцы появились еще при Иване Грозном: в основном, это были ливонцы, оказавшиеся в русском плену в период Ливонской войны. Часть из них пожелала перейти на русскую службу. Одни пополнили ряды русского служилого дворянства, кто-то занялся коммерцией. Были среди них и мастера, из которых впоследствии вышли и промышленники. полтораста.

В 1719 году был издан законодательный акт, определявший общие принципы развития горного дела, так называемая "берг-привилегия". Она объявила полезные ископаемые собственностью царя, независимо от того, кому принадлежал земельный участок. Землевладельцам было лишь предоставлено право преимущественной разработки полезных ископаемых и строительства заводов. Главная привилегия заключалась в отделении горного промысла от подчинения гражданскому начальству. Берг-привилегия устанавливала право наследственной собственности на заводы, ограждала промышленников от вмешательства местной администрации, гарантировала финансовую помощь при строительстве предприятий, право свободного сбыта выплавленного металла, податные и служебные льготы мастеровым людям, определяла размер вознаграждения за найденную руду. Вводила единообразие не только прав промышленников, но и принципов их взаимоотношений с государством. Каждый владелец рудника и завода был обязан отчислять в казну 1/10 часть прибыли. Казна сохраняла за собой преимущественное право приобретать золото, серебро, медь.

Во времена бироновщины Берг–коллегию упразднили. До 1742 года казенные заводы управлялись Генерал-берг-директориумом, который возглавлял принятый на российскую службу ставленник Бирона саксонец фон Шемберг. Казённые средства расхищались при нём практически бесконтрольно. И нет ничего удивительного в том, что в 1742 году императрица Елизавета восстановила Берг-коллегию. Дела сразу же стали налаживаться.

Ещё одну сторону деятельность Берг–коллегии иллюстрирует история первого в России технического вуза – петербургского Горного училища (сейчас – Горный институт имени Плеханова). В 1763 году академик Петербургской Академии Наук, уроженец Пруссии Иоганн–Готлиб Леман представил царице записку под названием "Патриотические мысли о том, какую пользу развитию горного дела может оказать учреждение Горного кадетского корпуса". Екатерина на неё не отреагировала. Спустя несколько лет уже башкирский старшина и горнопромышленник Исмаил Тасимов подал "со товарищи" челобитную в Берг–коллегию. В ней указывалось, что нижеподписавшиеся "хотя по промыслу своему опытом научаются и в горную экономию вникают, но дабы промысел сей усовершенствовать и горную экономию упрочить и через это как для себя, так и для потомков и для общества сделаться возможно более полезными, имеют нужду в сведущих руководителях". Имелись ввиду, конечно, не начальники вообще, а специалисты горнорудного дела. Необходимость в них была настолько острой, что уральские промышленники даже обязались отчислять "из получаемый ими цены с каждого пуда по полушке" (четверть копейки) на содержание училища. Из этих отчислений и складывался поначалу бюджет петербургского Горного училища, которое Екатерина Вторая, наконец–то, решила создать. Указ о его учреждении она подписала 23 октября 1773 года – согласно представлению Сената и рекомендации Берг–коллегии, которая "признала оное предложение полезным и необходимо нужным". А в 1777 году уже состоялся первый выпуск горных офицеров (только при Николае Первом они стали называться инженерами). Многих из них, кстати, использовали не на уже построенных заводах и рудниках, но посылали во главе "рудоискательских" партий в геологоразведочные экспедиции – от Финляндии до Донецких степей и от Кавказа до Забайкалья. Ведь как специалисты широко профиля выпускники петербургского Горного училища сразу могли оценить техническую реалистичность и экономическую перспективность разработки нового месторождения.

Шестидесятые–семидесятые годы 18–го века были временем стремительного развития металлургии в России и наибольшего влияния государственной Берг–коллегии. В 1760 году президентом Берг–коллегии стал тайный советник Иоганн Вильгельм фон Шлаттер или, как его называли в России, Иван Андреевич Шлаттер. При Шлаттере Берг–коллегии удалось не только восстановить свое прежнее значение, но и значительно расширить поле деятельности. С 1764 года она уже ведала и монетами, и медалями, и пробирной стандартизацией. К сожалению, позже, когда Шлаттера не стало, дела постепенно пришли в упадок, и в 1784 году Екатерина вновь упразднила Берг–коллегию, передав ее функции разным учреждениям. Хотя её сын император Павел, который восстанавливал все, что уничтожила его мать, восстановил и Берг-коллегию, просуществовавшую до реформ Александра Первого, но прежнего могущества у Берг–коллегии уже не было.
www.dw-world.de


Заказать написание уникльной работы

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 История Выпуск 4 (31)

УДК 94(470+571.17/19)

СОЗДАНИЕ БЕРГ-МАНУФАКТУР-КОЛЛЕГИИ В 1718 ГОДУ

М. А. Киселев

Институт истории и археологии УрО РАН, 620990, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16 strateg-mk@rambler. ru

Рассматривается реализация коллежской реформы Петра I на примере создания Берг-мануфактур-коллегии в 1718 г. Ключевой и трудноразрешимой проблемой для ее президента Я.В. Брюса стала нехватка квалифицированного персонала. Это было связано со слабым развитием отделенных от конкретных государственных учреждений институтов производства государственных служащих, таких как школы и университеты.

Ключевые слова: история России XVIII в., реформы Петра I, Берг-мануфактур-коллегия, Я.В. Брюс, А. К. Зыбин.

Очарование петровской модели «регулярного государства», воплощенной прежде всего в законодательстве периода коллежской реформы - Генеральном регламенте, Табели о рангах, коллежских регламентах, сильно до сих пор. У исследователей возникает соблазн сделать вывод о том, что в результате Петровских реформ за принципиально новыми словами о государстве появилась принципиально новая реальность государственного управления. Так, А.Б. Каменский в работе 2001 г., в определенной степени суммируя наблюдения предшествующей историографии, пришел к заключению о том, что «петровские реформы создали принципиально новое Российское государство - самодержавную империю с сильным центром, разветвленным и единообразно организованным бюрократическим аппаратом и фискальной системой, опирающимися на мощь армии и полиции» [Каменский, 2001, с. 162]. Однако в 2013 г. он скорректировал свои выводы. По его мнению, такими современными российскими историками, как М.О. Акишин, Е.В. Анисимов, Д.А. Редин, Д.О. Серов, «было доказано, что административная реформа Петра не была резкой ломкой прежде существовавшей системы, но довольно длительным и постепенным процессом преобразования структуры управления на новой основе, причем вновь возникшая система унаследовала немало черт прежней» [Каменский, 2013, с. 546-547].

Как показали исследования упомянутых А.Б. Каменским историков, реализация Петром I своих реформаторских замыслов была далека от идеальной, а разрыв в государственном управлении с практиками Московского государства не был столь радикален [Акишин, 1996; Серов, 1996; Анисимов, 1997; Редин, 2007]. Тем не менее в современных работах сохраняется образ всепобеждающего «регулярного государства» Петра I. Так, О. Хархордин постулирует, что «окончательное утверждение фикции общего блага происходит на фоне беспрецедентного роста и рационализации царской бюрократии. Петр заменил унаследованную им беспорядочную систему частично совпадавших по своим функциям приказов четкой структурой одиннадцати коллегий... Люди, принимавшиеся на работу в эти новые учреждения, редко рекрутировались из старых приказов, но набирались из всех сословий и часто посылались Петром учиться за границу» [Хархордин, 2011, с. 57]. В связи с этим следует вспомнить работу А. Уэйкфилда о немецких камералистах XVIII в., где показано, как попытки реализации представлений об идеальном государстве приводили отнюдь не к идеальным результатам. Однако, несмотря на это, историки нередко более склонны обращать внимание на теоретические конструкты, чем на их осуществление. Как отмечает Уэйкфилд, «камера-листы могли вымереть, но их хорошо организованное полицейское государство живет в наших историях; их фантазии об управлении человеком и природой» используются в качестве обоснования «дисциплинированного прошлого» . Безусловно, идейные основы реформ важны, однако без исследования их практического воплощения едва ли можно надеяться на полное понимание прошлого.

В рамках настоящей статьи мы обратимся к проблеме реализации одной из ключевых петровских реформ государственного управления - учреждению коллегий, ограничившись рассмотрением учреждения Берг-мануфактур-коллегии. О ее создании известно крайне мало. Изложение истории коллегии в 1718 г., как правило, ограничивается несколькими ссылками на законодательные акты [Бабурин, 1939, с. 48-47; Павленко, 1953, с. 107-111; Peterson, 1979, p. 368-374; Анисимов,

© Киселев М. А., 2015

1997, с. 132-134]. Можно сказать, что Берг-мануфактур-коллегия возникает для исследователей как воплощение строительства «регулярного государства», в то время как работа по ее созданию, которую осуществляли акторы, остается в тени. Мы предпримем попытку ликвидировать данный историографический пробел.

К концу 1717 г. завершился подготовительный этап коллежской реформы, и, по мысли Петра I, следовало приступить уже к непосредственной организации коллегий . По его указу от 11 декабря 1717 г. надлежало начать «всем президентом с новова года сочинят свои Колегии и ведомости отвсюды брат, а в дела не встопатца до 1719 году, а з будущего году конечно зачат свои Колеги управлят» (Воскресенский, 1945, с. 217). Таким образом, в 1718 г. президенты должны были заниматься только организацией коллегий. Петр составил список тех коллегий, которые следовало создать. В проекте указа Сенату, написанном монархом скорее всего в конце октября - начале декабря 1717 г., в перечне коллегий в качестве четвертой был обозначен «Комерц-Колегиум», к компетенции которого были первоначально отнесены «все с торгов всяких пошлины», суд над «торговыми», а также «манифактуры». При редактировании проекта «манифактуры» были вычеркнуты из списка дел, подлежащих ведению Коммерц-коллегии, а в перечень коллегий был добавлен «Берг-колегиум». В утвержденном указе от 15 декабря 1717 г., в списке организуемых коллегий и их президентов и вице-президентов, была обозначена «Берг-и Манифактур-Калегия», президентом которой был назначен генерал-фельдцейхмейстер Я.В. Брюс. Должность вице-президента была оставлена вакантной (Воскресенский, 1945, с. 218, 220).

Итак, с конца 1717 г. должна была начаться работа по созданию Берг-мануфактур-коллегии. Для этого надо было составить штаты коллегии, позаботиться о том, чтобы штатные должности были заняты чиновниками с надлежащими профессиональными навыками, а также создать нормативные документы, которые бы более точно определили компетенцию коллегии и регламентировали ее работу. В начале января 1718 г. Я.В. Брюс в письме генерал-майору П.И. Ягужинскому так прокомментировал объявление Петра I о начале коллежской реформы: «Его Ц[а]рское Величество изволил объявить президентов, кому в тех колегиах быт, и дабы они к предбудущему 1719 году оныя сочиняли и надлежащие дела збирали. Из них ни единой о порятках оных колегиах, и что в них чинить, не знает» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 232. Л. 3 об.). К письму Брюс приложил «роспис... камер-рата Фика, сколко каких чинов в тех колегиах надлежит быт, дабы делам исправно отправлятся», т.е. проекты штатов коллегий, подготовленные Г. Фиком. В связи с этим Брюс отмечал, что в штатах Фика «служителей в колегиах не равное число обретается, а как Его Ц[а]рское Величества изволит по росписи определить, и... барон Нирот говорил со мною, что тем ни по которому образу управится невозможно, а хотя сперва излишние будут, а основав, можно их и убавить» (Там же. Л. 4). Действительно, по подсчетам Е.В. Анисимова подготовленные Фиком «для России штаты 7 коллегий... мало чем отличались от штатов таких же шведских коллегий. Фик предполагал, что в коллегиях России будет 289 служащих против 274 в Швеции» [Анисимов, 1997, с. 180]. Выразив сомнения по поводу проектов Фика, Брюс рекомендовал Петру обратиться к находившемуся в Москве барону А.Х. Люберасу, чтобы «приказат ему такожде о порятках колеги-ах мнение свое учинит, которое бы возможно было с предложениями камер-рата Фика сличит, и которое из них удобнее будет, то бы принять» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 232. Л. 4 об.). Таким образом, с точки зрения Брюса, коллежская реформа даже на уровне планов оказалось недостаточно разработанной и адаптированной к российскими реалиям, из-за чего даже президенты коллегий не до конца понимали, как организовать работу своих коллегий.

Одной из основных проблем, которую предстояло разрешить президентам, было составление штатов коллегий, которые бы соответствовали российским условиям. Такие штаты были представлены президентами коллегий в Сенат в мае 1718 г. [Козлова, 1991, с. 141]. Поэтому едва ли можно согласиться с мнением Е.В. Анисимова о том, что «после издания декабрьских указов 1717 г. до лета 1718 г., когда Петр I вернулся в Петербург, коллежская реформа фактически не проводилась» [Анисимов, 1997, с. 116]. Все же президентами и их помощниками была проведена работа по подготовке штатов, без которых было проблемно приступить к полноценному набору служащих в коллегии. На важность этого для проведения реформы указывал в том числе Г. Фик в мемориале Петру от 9 мая 1718 г.: «Первое, чтоб соизволил В.В. себе повелеть донесть стат [роспись служителем] каждой Коллегии, и на то. решение о числе служителей и о окладу оным учинить, ибо прежде сему не уставлшему, людей никаких выписат не можно, також и никакое дело прямо зачат, пока

потребные к тому особы налицо не будет» (цит. по: Воскресенский, 1945, с. 222).

В мае 1718 г. Берг-мануфактур-коллегия представила проект штатов, в соответствии с которым должно было начаться формирование нового государственного органа. Проект предусматривал создание Берг-мануфактур-коллегии только в столице, без каких-либо постоянных коллежских территориальных учреждений. Коллегией должно было управлять присутствие во главе с президентом из «русских» и вице-президентом из «иноземцев» и шестью асессорами (три «русских» и три «иноземца»). Канцелярия во главе с секретарем из «иноземцев» должна была состоять из восьми человек: нотариуса из «русских», регистратора из «иноземцев», двух канцеляристов и двух копиистов (одного «русского» и «иноземца»), «президентского секретаря» из «иноземцев». Кроме того, предусматривались два «служителя» с небольшим денежным окладом. Скорее всего, они должны были выполнять функции сторожей, как это было в шведской Берг-коллегии. Из дополнительного персонала при коллегии должны были числиться шесть комиссаров (три «русских» и три «иноземца»). Двадцать три служащих коллегии должны были получать жалование 9016 руб. в год (РГАДА. Ф. 248. Д. 42. Л. 274 об.).

Если сравнить данный проект со штатами шведской Берг-коллегии, то придется констатировать, что штаты Берг-мануфактур-коллегии оказались по числу служащих ненамного больше шведских: в шведской коллегии должно было числиться 16 служащих (РГАДА. Ф. 248. Д. 58. Л. 198), а в российской - 24. При этом если шведская коллегия ведала только горной промышленностью и на значительно меньшей по размерам территории государства, то российская должна была ведать и «манифактурами» на территории от Охотского моря до Балтики. Такой недочет в последующем приведет как к пересмотру компетенции коллегии, так и к существенному изменению ее штатов в столице и в коллежских территориальных учреждениях. В штатах, подготовленных к концу 1720 г., состав служащих столичной Берг-мануфактур-коллегии расширили, а также декларировали необходимость создания трех обер-берг-амтов: в Московской, Казанской и Сибирской губерниях. При этом под властью Сибирского обер-берг-амта в Тобольске предполагалось учредить «ундер-берг-амт в Кунгуре и в протчих местах, где надлежит». Более того, было предложено, чтобы «в каждой провинции, где рудокопныя заводы», должен быть один «форст-мейстер с некоторыми служители, которыя имеют надзирание над лесами» (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 628. Л. 13-17)1.

Однако в мае 1718 г. разработка штатов Берг-мануфактур-коллегии оставляла желать лучшего. Скорее всего это было связано с состоянием кадров, которые Я.В. Брюс мог использовать. В начале 1718 г. он, занимаясь подбором персонала для новой коллегии, просил у П.И. Ягужинского, чтобы ему «отдан был Казанской губернии лантрат Канбар Акинфиев» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 232. Л. 4 об.). Однако Акинфиеву не было суждено стать членом данной коллегии. Он оказался вовлечен в дело царевича Алексея и в конце 1718 г. был сослан в Сибирь [Бушкович, 2008, с. 430]. Согласно доношению Брюса в Сенат от 26 мая 1718 г., сам он из-за занятости «ведомостей собирать и сочинять коллегии» не мог, «помощников к тем колегиам» у него не было, «а обер-комисару Алексею Зыбину о оных делах приказат за множеством артиллерийских дел невозможно». В связи с этим президент просил «к тем колегиям определить по особливому человеку» (РГА-ДА. Ф. 248. Д. 42. Л. 73).

Однако Брюс так и не получил помощника, и к концу мая Берг-мануфактур-коллегия продолжала состоять только из одного сотрудника - президента, который помимо работы над созданием коллегии должен был осуществить управление артиллерией. Кроме того, еще 15 декабря 1717 г. ему была поручена важная миссия: выступить вместе с А.И. Остерманом в качестве уполномоченных российского монарха для ведения переговоров о мире со Швецией на Аландском мирном конгрессе. Поэтому значительную часть 1718 г. Брюс был вынужден провести вне Петербурга [Фейги-на, 1959, с. 200-325]. Найти же в Российском государстве специалистов, пригодных для работы в Берг-мануфактур-коллегии, оказалось непросто. Брюсу ничего не оставалось, как использовать те кадры, которые были в подчинении у него как генерала-фельдцейхмейстера.

Одним из подчиненных Брюса был упомянутый в доношении от 26 мая 1718 г. Алексей Кириллович Зыбин. Будучи «прислан... из Розряду из житья», он 13 февраля 1705 г. начал свою службу в полевой артиллерии, а 15 декабря 1707 г. был назначен комиссаром. В 1710 г. распоряжением фельдмаршала Шереметьева ему было указано «ранг иметь против артиллерийского капитана» и «велено быть в подполковниках в полку Аленина». Уже в 1716 г. сенатским указом «велено ему быть ис подполковников обер-камисарием во артиллерии» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д.

230. Л. 380-381). С этого времени Зыбин становится одним из руководителем Артиллерийской канцелярии в Петербурге, а именно заместителем Я.В. Брюса. В 1718 г. последний фактически возложил на него и обязанности заместителя по делам Берг-мануфактур-коллегии.

Шестнадцатого июля 1718 г. Брюс решил вызвать в Санкт-Петербург из Москвы, из Приказа артиллерии, обер-аудитора В. Райзера (Там же. Д. 232. Л. 152). Винцент Мартин (Викентий Степанович) Райзер был 38-летним немецким дворянином (род. в 1680), уроженцем Гамбурга. Его отец Стефан фон Райзер был к концу жизни управляющим суда. Он умер в Веймаре в 1728 г. [Коротен-ко, 2002, с. 35]. В. Райзер также выбрал для себя карьеру юриста. В 1709 г. он состоял аудитором (военным юристом) в шведской армии. Райзер был взят в плен под Полтавою, и 14 января 1711 г. поступил на русскую службу, в артиллерию, аудитором. Пятого марта 1714 г. его произвели в обер-аудиторы (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Л. 8). К 1718 г. Райзер владел немецким, шведским и русским языками, имел опыт работы в шведских учреждениях, а по профессии был юристом, хотя и военным. Поэтому для Брюса он оказывался одним из наиболее подходящих людей для создаваемой коллегии, причем находившихся под его командой. Не случайно в письме от 24 марта 1719 г. Брюс после определения Райзера в Берг-мануфактур-коллегию писал, что ему без Райзера «при ко-легии быт невозможно» (Там же. Д. 240. Л. 107, 110 об.).

К августу 1718 г. Я.В. Брюс смог подыскать для коллегии несколько сотрудников вне артиллерийского ведомства. Это были саксонский «пробирный мастер» И.Ф. Блиер, работавший в России еще с конца 1699 г. и находившийся к 1718 г. в экспедиции в Астрахани2, ветеран Северной войны, отставной капитан-поручик Семеновского полка князь Василий Григорьевич Волконский3, «роскосованых полков» поручик Иван Белоутов, а также «бывшаго генералного писаря Суворова с[ы]н ево Иван» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 232. Л. 176).

Выбор данных персон не свидетельствовал о том, что это были наиболее грамотные специалисты. Например, в письме от 17 марта 1719 г. Я.В. Брюс довольно скептически оценивал почти двадцатилетнюю деятельность И.Ф. Блиера на российской службе: «Оного надлежало отпустит, ибо такия немалыя времена в проезде своем имел, а доброго не учинил». Несмотря на это, он был вынужден констатировать, что «за недоволством других не надеюсь, чтоб Его ц[а]рское величество изволил повелеть ево отпустит» (Там же. Д. 240. Л. 96).

В августе 1718 г. А.К. Зыбин подал соответствующее доношение о них П.И. Ягужинскому, который сообщил об этом в Сенат. В результате И.Ф. Блиер, В.Г. Волконский, И. Белоутов, И.И. Суворов были определены в коллегию. Было принято решение и об официальном переводе в коллегию В. Райзера (Там же. Д. 232. Л. 176). Кроме того, Сенат указал ликвидировать Рудную канцелярию, работавшую с 1715 г. [Киселев, 2009], передав все ее дела и сотрудников в Берг-мануфактур-коллегию (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 1393. Л. 240)4. Благодаря такому решению коллегия получила в свое распоряжение хоть и небольшой, но полноценный штат канцелярских служителей во главе с дьяком Ларионом Протасовым, трех отставных капитанов для определения к разным делам и некоторый вспомогательный персонал.

Более года спустя, 2 октября 1719 г., в доношении из Берг-мануфактур-коллегии в Сенат сообщалось, что «во оной каллегии ныне у дел подьячих толко семь человек старыя, присланы з делами Рудной канцелярии, и оными подьячими в делах исправитца ни по которой мере невозможно» (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 624. Л. 87). Конечно, в доношении было допущена неточность. Из Рудной канцелярии в коллегию перешло шесть подьячих [Павленко, 1953, с. 110]. Седьмым из упомянутых канцелярских служащих был подьячий средней статьи Афанасий Овошников. Он начал свою службу в артиллерийском ведомстве в 1701 г. молодым подьячим, а 30 октября 1716 г. стал подьячим средней статьи (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 230. Л. 383 об.). Распоряжением Брюса от 20 февраля 1719 г. Овошников был переведен из Артиллерийской канцелярии в «Колегию Берх и Манифактур за умалением там подьячих» и определен «у приходу и росходу денежной казны» (Там же. Д. 241. Л. 30).

К концу августа 1718 г. Берг-мануфактур-коллегия стала напоминать государственное учреждение: у нее появились свое присутствие, штат канцелярских служителей во главе с дьяком, а также вспомогательный персонал. Поэтому А.К. Зыбин на требование Я.В. Брюса, чтобы он «имел о» Берг-Мануфактур-коллегии «старание и что б» он приказал «за дело приниматца и ведомости собирать», 1 сентября 1718 г. смог ответить следующее: «Капитану порутчику кн[я]зю Волконскому и дьяку Протасову о собрании ведомостей указ сказан, и по возможности я с ними стараюсь же.

В первой половине сентября к ним в Петербурге присоединился прибывший из Москвы В. Райзер» (Там же. Д. 232. Л. 183 об., 194-194 об.). Уже в октябре 1718 г. в коллегии появился асессор-иностранец, специально нанятый в Германии для службы в Берг-мануфактур-коллегии. В сенатской «Росписи служителям, которым квартиры не отведены» от 9 октября 1718 г. значился асессор Берг-мануфактур-коллегии Генрих Шлаттер (РГАДА. Ф. 248. Д. 42. Л. 197 об.). В 1718 г. этот уроженец Швейцарии был нанят Г. Фиком на российскую службу на шесть лет5. Однако в начале работы Шлаттера в Берг-мануфактур-коллегии потребовался переводчик. И Брюс на время направил туда из артиллерии переводчиком штык-юнкера Курбатова. Однако, как сообщалось президенту в письме от 27 мая 1719 г. за подписями А.К. Зыбина, В.Г. Волконского и В. Райзера, хотя «в калле-гии Берг и Манифактур перевотчика нет, и в том есть не без нужды», Курбатов же «в том переводе труда своего не показал, понеже прежняго своего гуляния не отставил, и н[ы]не по имянному указу велено ему быт у полковника и инженера Колона» (НА ВИМАИВВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 242. Л. 176).

В декабре 1718 г. А.К. Зыбин обратился с жалобой к П.И. Ягужинскому, что «на протчия коллегии где сидеть судьям, места отведены, а Берг и Мануфактурной коллегии такова места не показано». 18 декабря Ягужинский сообщил, что указом Петра I «для исправления дел Берг и Мануфактур коллегии и для квартир мастеровым людям и иноземцом» временно предоставляется «бывшей двор графа Петра Матвеевича Апраксина, которой близь Пушечного двора с каменными полаты» (Там же. Д. 232. Л. 246, 247). По мысли Брюса, там должна была разместиться не только коллегия. После передачи в этом дворе часть помещений следовало «отвесть... приезжему внов ассесору Шлатору, также и Райзеру, дабы хотя с неизлишеством, пространство могли иметь». Кроме того, по мнению Шлаттера, там надо было разместить «прежняго опытного мастера Блиера не-болшую лабораторию, в которой б всякия руды пробовать». Однако при осмотре выяснилось, что состояние апраксинских строений было удручающим. При описании двора чиновники были вынуждены констатировать, например, что «в одной болшой полате потолок погорел, печь розломана», в других «полатах... печей в них четыре попорченных, дверей столярных восемь, у дверей замков и крюков и многих петел нет», в третьих «окончин розбитых дватцать одна, печей шесть попорченных, дверей одинатцат без замков и бес крюков». Общий вывод звучал так: «А в тех вышеписан-ных полатах и мазанках вставней и затворок нет, и бес починки окончен и печей и без ставнев в зимнее время в них жить невозможно. Так же во всех в тех полатах столов и лавок и стулев нет же, и то все надлежит зделат и починит» (Там же. Д. 241. Л. 12 об.-13).

Тем не менее в январе 1719 г. Берг-мануфактур-коллегия начала свою официальную работу как центральный государственный орган. На это формально указывало то, что с января 1719 г. в коллегии стали вести протоколы (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 88. Л. 1-1 об.). Все же главным для коллегии оказалось не наличие отдельного здания, а наличие соответствующего персонала. К концу мая 1719 г. она имела помимо президента двух асессоров (В. Райзер, Г. Шлаттер) и гвардии капита-на-порутчика князя В.Г. Волконского, который не получил конкретного коллежского чина. В коллегию фактически входил и А.К. Зыбин, который официально продолжал числиться обер-комиссаром в Артиллерийской канцелярии. В канцелярии Берг-мануфактур-коллегии под управлением дьяка Л. Протасова работали один регистратор, один старый подьячий, четыре средних и два молодых. «У дел» находилось четыре отставных офицера - три капитана и один поручик. «Для караулу и посылок» были определены два капрала и 18 «драгун и салдат отставных увечных». Кроме того, в коллегии получали жалование «рудный мастер» И.Ф. Блиер и его переводчик П. Бривцын (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 1. Л. 76-76 об., 41).

По мнению Е.А. Курлаева, «Берг и Мануфактур-коллегия... опиралась... на мощный, технически обеспеченный орган управления оборонной промышленностью», т.е. артиллерийское ведомство, находившееся в ведении Я.В. Брюса [Курлаев, 2011, с. 139]. Однако не стоит забывать, что и Артиллерийская канцелярия в Петербурге, и Приказ артиллерии в Москве прежде всего должны были выполнять свои функции по обеспечению и управлению артиллерией. Обращение к кадровым ресурсам артиллерийского ведомства для Брюса оказалось вынужденным шагом и на этапе создания Берг-мануфактур-коллегии носило ограниченный характер. Он не мог, опираясь на кадровые ресурсы артиллерийского ведомства, полностью укомплектовать Берг-мануфактур-коллегию даже по небольшим штатам 1718 г. Привлечение А.К.Зыбина и В. Райзера оказалось необходимым, чтобы Берг-мануфактур-коллегия просто начала свою деятельность как государственный орган. При этом Зыбин в 1719 г. продолжал руководить Артиллерийской канцелярией в Петербурге, что

едва ли можно рассматривать как свидетельство больших кадровых резервов в артиллерийском ведомстве. При этом только благодаря передаче Рудной канцелярии с ее служащими Берг-мануфактур-коллегии последняя к началу 1719 г. располагала небольшой, но работоспособной канцелярией.

Таким образом, при создании Берг-мануфактур-коллегии в 1718 г. для ее президента Я.В. Брюса главной проблемой оказался поиск квалифицированного персонала. Кадровые резервы петровского государства были небольшими. Для Берг-мануфактур-коллегии они оказались представлены несколькими отставными офицерами. Конечно, для разрешения проблемы Брюс мог либо попытаться использовать ресурсы других государственных органов, либо прибегнуть к найму иностранных специалистов. Однако и в том и другом случае выбор квалифицированных служащих являлся весьма скромным. В России раннего Нового времени были слабо развиты отделенные от конкретных государственных учреждений институты подготовки государственных служащих, такие как школы и университеты.

Следует отметить, что некоторые исследователи приходили к похожим выводам. Еще в 1953 г. Н.И. Павленко отмечал, что «организация коллегий натолкнулась на недостаток подготовленных кадров. ... Старая приказная система передала свои кадры коллегиям не только в недостаточном количестве, но, что еще важнее, недостаточно подготовленными. В особенности это относится к новым, впервые введенным административной реформой учреждениям, которые, следовательно, не могли стать преемниками ранее накопленного опыта и традиций» [Павленко, 1953, с. 107]. К. Пе-терсон в 1979 г., рассмотрев некоторые практики набора служащих в создаваемые государственные органы в период коллежской реформы, пришел к заключению о том, что «попытки петровского правительства создать компетентный штат чиновников русских коллегий не привели к ярким результатам» . По его мнению, «России не хватало социальных ресурсов, системы школ и университетов и хорошо образованного класса гражданских служащих, что было необходимо для успешной реализации российских попыток ввести административные принципы, практиковавшиеся в Швеции и других европейских государствах. Петр и его современники осознали эти недостатки, но меры, которые они предприняли. не принесли каких-либо существенных результатов» [Там же, р. 113]. Это вполне подтверждается подсчетами А.Н. Медушевского, согласно которым в период коллежской реформы «основной контингент чиновников новых учреждений. составили служащие старого аппарата управления (подьячие московских приказов и отчасти губернских учреждений)» [Медушевский, 1983, с. 143].

Таким образом, при проведении коллежской реформы произошло столкновение представлений об идеальном управлении государства с помощью системы коллегий с институтами воспроизводства государственных служащих. Фактически Петр I попытался построить свои коллегии без хорошо обученной профессиональной бюрократии. Как результат, планируемая действенность новых коллегий, внушительно смотревшаяся на бумаге, оказалось весьма далекой от намеченного идеала. Впрочем, возможно, именно комплекс новых идей и представлений об управлении - это «"воображаемое" идеальное государство Петра Великого» [Редин, 2012, с. 46], воплощенное в том числе в нормативных документах коллегий, - и оказался одним из наиболее действенных вкладов Петровских реформ в развитие Российского государства.

Примечания

1 Е.А. Курлаев, впервые обративший внимание на данные штаты, датирует их 1722 г. При этом историк не приводит каких-либо доводов в обоснование такой датировки [Курлаев, 2011, с. 140]. Штаты были подготовлены в ответ на требование Ревизион-коллегии от 18 августа 1720 г. прислать «спецификацию всем вышняго и нижняго состояния служителем с их оклады». Так как штаты не были присланы, 22 ноября 1720 г. Ревизи-он-коллегия затребовала их еще раз. В итоге в Берг-мануфактур-коллегии составили требуемые штаты. К сожалению, в них не указана дата составления. Однако в списке асессоров коллегии отсутствует Г. Багарет, который был определен в Берг-мануфактур-коллегию 12 декабря 1720 г. (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 628. Л. 12-12 об., 16; Д. 633. Л. 5). Из этого можно заключить, что штаты были составлены между 18 августа и 12 декабря 1720 г.

2 См. о И.Ф. Блиере [Голендухин, 1967; Курлаев, 2006; Курлаев, Корепанов, Ермакова, 2011, с. 213-218].

3 Тридцатого августа 1708 г. во время сражения под Добрым капитан-порутчик князь В.Г. Волконский был ранен в ногу пулею на вылет [Из прошлого..., 1911, с. 61].

4 Н.И. Павленко пишет, что Рудная канцелярия была ликвидирована сенатским указом от 13 марта 1718 г. [Павленко, 1953, с. 101]. Это опечатка или ошибка. В документе, на который ссылается историк, написано, что

данная канцелярия была передана в Берг-мануфактур-коллегию 13 августа 1718 г. (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 1. Л. 28 об.-29). В нашей работе о Рудной канцелярии со ссылкой на Н.И. Павленко мы также приводим ошибочную дату ликвидации Рудной канцелярии [Киселев, 2009, с. 55].

5 Г. Шлаттер так и не прослужил предусмотренных контрактом шести лет: он умер в России 13 декабря 1723 г. (РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 633. Л. 3 об.).

Список источников

Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. Т. I: Акты о высших государственных установлениях. М.;Л., 1945.

Научный архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (НА ВИМАИВВС). Ф. 2. Оп. 1. Д. 230, 232, 240, 241, 242.

Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Д. 42, 58; Ф. 271. Оп. 1. Д. 1, 88, 624, 628. 633, 1393.

Библиографический список

Акишин М.О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

БабуринД.С. Очерки по истории Мануфактур-коллегии. М., 1939. Бушкович П. Петр Великий: Борьба за власть (1671-1725). СПб., 2008.

Голендухин Л.Д. Две экспедиции бергмейстера И.Ф. Блиера на Кавказ (к 250-летию экспедиций) // Вопросы истории науки. Ереван, 1967.

Из прошлого. Исторические материалы Лейб-гвардии Семеновского полка. СПб., 1911. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. (опыт целостного анализа). М., 2001.

Каменский А.Б. Становление Российской империи // Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII в. М., 2013.

Киселев М.А. Организация и деятельность Рудной канцелярии в 1715-1718 гг. // Урал индустриальный: Бакунинские чтения. Екатеринбург, 2009. Т. 2.

Козлова Н.В. Коммерц-коллегия в 20-50-х гг. XVIII в. // Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. М., 1991.

Коротенко В. К 150-летию со дня рождения Екатерины Николаевны Скаржинской // Генеалогический вестник. СПб., 2002. Вып. 11.

Курлаев Е.А. Берг-мейстер И.Ф. Блиер // Шестые Татищевские чтения. Екатеринбург, 2006. Т. 2. Курлаев Е.А. К вопросу о формировании системы управления горно-металлургической промышленностью России и Урала в XVII - первой четверти XVIII в. // Проблемы истории России. Вып. 9: Россия и Запад в переходную эпоху от средневековья к новому времени. Екатеринбург, 2011.

Курлаев Е.А., Корепанов Н.С., Ермакова О.К. Служба по контракту иностранных специалистов в XVII - первой половине XIX в. // Диффузия технологий, социальных институтов и культурных ценностей на Урале (XVIII - начало XX в.). Екатеринбург, 2011.

Медушевский А.Н. Развитие аппарата управления России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1983. № 6.

Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII в. Промышленная политика и управление. М., 1953.

Редин Д. А. Административные структуры и бюрократия Урала в эпоху петровских реформ (западные уезды Сибирской губернии в 1711-1727 гг.). Екатеринбург, 2007. Редин Д. А. Сибирская ландратура: место вятских ландратов в структуре губернского управления периода первой областной реформы Петра Великого // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2012. № 3 (105).

Серов Д. О. Строители империи: очерки государственной и криминальной деятельности сподвижников Петра I. Новосибирск, 1996.

Фейгина С.А. Аландский конгресс. Внешняя политика России в конце Северной войны. М., 1959.

Хархордин О. Основные понятия российской политики. М., 2011.

Wakefield A. The disordered police state: German cameralism as science and practice. Chicago; London, 2009.

Дата поступления рукописи в редакцию 08.07.2015

CREATION OF BERG-MANUFAKTUR-COLLEGIUM IN 1718

Institute of History and Archaeology, Ural branch, Russian Academy of Sciences, S. Kovalevskoy str., 16,

620990, Yekaterinburg, Russia

[email protected]

To the end of 1717, the preparatory phase of administrative reform in Russia was completed. According to the plans of Peter I, in 1718, the presidents of new collegiums had to work on creating the ones. The Berg-Manufaktur-Collegium that was supposed to regulate the industry was among them, and Iakov Bruce was appointed its president. During of the collegium"s creation, Bruce"s main problem was to find qualified staff members. He faced the insufficiency of staff for the collegium, except a few retired officers. Accordingly, he could try either to use the staff of other administrative institutions or to hire foreign specialists. As a result, Bruce took advantage of the fact that he was also the General-Feldzeugmeister (chief of artillery). His artillery employees Aleksei Zybin and Vincent Raiser became the most important members of the collegium. In August 1718, the collegium also got some clerks as the result of the elimination of the Ore Office. Larion Protasov, former dyak (secretary) of the office, headed the collegium office work. At the end of 1718, the first assessor-foreigner Henry Schlatter was hired for the Berg-Manufaktur-Collegium in Germany. As a result, by the beginning of 1719, the collegium could start its work as an official administrative institution. However, there was a shortage of qualified employees needed for effective work. It was largely the result of underdeveloped educational institutions for civil servants, such as schools and universities, in early modern Russia.

Key words: history of the 18th century Russia, reforms of Peter I, Berg-Manufaktur-Collegium, Iakov Bruce, Aleksey Zybin.

AkishinM.O. Politseyskoe gosudarstvo i sibirskoe obshchestvo. Epokha Petra Velikogo. Novosibirsk, 1996. Anisimov E. V. Gosudarstvennye preobrazovaniya i samoderzhavie Petra Velikogo v pervoy chetverti XVIII v. SPb., 1997.

Baburin D.S. Ocherki po istorii Manufaktur-kollegii. M., 1939. BushkovichP. Petr Velikiy: Bor"ba za vlast" (1671-1725). SPb., 2008.

Feygina S.A. Alandskiy kongress. Vneshnyaya politika Rossii v kontse Severnoy voyny. M., 1959. Golendukhin L.D. Dve ekspeditsii bergmeystera I.F. Bliera na Kavkaz (k 250-letiyu ekspeditsiy). Voprosy istorii nauki. Erevan, 1967.

Iz proshlogo. Istoricheskie materialy Leyb-gvardii Semenovskogo polka. SPb., 1911. Kamenskiy A.B. Ot Petra I do Pavla I: reformy v Rossii XVIII v. (opyt tselostnogo analiza). M., 2001. Kamenskiy A.B. Stanovlenie Rossiyskoy imperii. Vsemirnaya istoriya. T. 4: Mir v XVIII v. M., 2013. Kharkhordin O. Osnovnye ponyatiya rossiyskoy politiki. M., 2011.

Kiselev M.A. Organizatsiya i deyatel"nost" Rudnoy kantselyarii v 1715-1718 gg. Ural industrial"nyy: Bakuninskie chteniya. Ekaterinburg, 2009. T. 2.

Korotenko V. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya Ekateriny Nikolaevny Skarzhinskoy. Genealogicheskiy vestnik. SPb., 2002. Vyp. 11.

Kozlova N. V. Kommerts-kollegiya v 20-50-kh gg. XVIII v. Gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii XVI-XVIII vv. M., 1991.

Kurlaev E.A. Berg-meyster I.F. Blier. Shestye tatishchevskie chteniya. Ekaterinburg, 2006. T. 2. Kurlaev E.A. K voprosu o formirovanii sistemy upravleniya gorno-metallurgicheskoy promyshlennost"yu Rossii i Urala v XVII - pervoy chetverti XVIII v. Problemy istorii Rossii. Vyp. 9: Rossiya i Zapad v perekhodnuyu epokhu ot srednevekov"ya k novomu vremeni. Ekaterinburg, 2011.

Kurlaev E.A., Korepanov N.S., Ermakova O.K. Sluzhba po kontraktu inostrannykh spetsialistov v XVII - pervoy polovine XIX v. Diffuziya tekhnologiy, sotsial"nykh institutov i kul"turnykh tsennostey na Urale (XVIII - nachalo XX v.). Ekaterinburg, 2011.

Medushevskiy A.N. Razvitie apparata upravleniya Rossii v pervoy chetverti XVIII v. Istoriya SSSR. 1983. № 6. Nauchnyy arkhiv Voenno-istoricheskogo muzeya artillerii, inzhenernykh voysk i voysk svyazi (NA VI-MAIVVS). F. 2. Op. 1. D. 230, 232, 240, 241, 242.

Pavlenko N.I. Razvitie metallurgicheskoy promyshlennosti Rossii v pervoy polovine XVIII v. Pro-myshlennaya politika i upravlenie. M., 1953.

Peterson C. Peter the Great"s administrative and judicial reforms. Swedish antecedents and the process of reception. Stockholm, 1979.

Redin D.A. Administrativnye struktury i byurokratiya Urala v epokhu petrovskikh reform (zapadnye uezdy Sibir-skoy gubernii v 1711-1727 gg.). Ekaterinburg, 2007.

Redin D.A. Sibirskaya landratura: mesto vyatskikh landratov v strukture gubernskogo upravleniya perioda pervoy oblastnoy reformy Petra Velikogo. Izvestiya Ural"skogo federal"nogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki. 2012. № 3 (105).

Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov (RGADA). F. 248. D. 42, 58. F. 271. Op. 1. D. 1, 88, 624, 628. 633, 1393.

Serov D.O. Stroiteli imperii: ocherki gosudarstvennoy i kriminal"noy deyatel"nosti spodvizhnikov Petra I. Novosibirsk, 1996.

Voskresenskiy N.A. Zakonodatel"nye akty Petra I. Redaktsii i proekty zakonov, zametki, doklady, donosheniya, chelobit"ya i inostrannye istochniki. T. I: Akty o vysshikh gosudarstvennykh ustanovleniyakh. M.;L., 1945. Wakefield A. The disordered police state: German cameralism as science and practice. Chicago; London, 2009.

центр. орган по руководству горнорудной пром-стью в России; учреждена в 1719. Функционировала в 1719-31, 1742-83, 1797-1807. Имела местные органы - Берг-амты, переименованные в горные начальства (Казанское, Оренбургское, Пермское), подчинявшиеся Канцелярии гл. правления сибирских, казанских и оренбургских з-дов в Екатеринбурге. З-ды европ. России находились в ведомстве конторы Б.-к. В своей деятельности руководствовалась Берг-привилегией и Берг-регламентом, а также именными и сенатскими указами. Б.-к. и ее органы выполня ли след. функции: лабораторная экспертиза руд; отвод места под з-ды, рудники; рассмотрение споров между промышленниками; взыскание с промышленников налогов и обязат. поставок меди и железа; приписка к з-дам гос. крестьян, а также выдача разрешений на покупку крепостных к з-дам; рассмотрение жалоб промышленников, приписных крестьян и мастеровых людей; осуществление карат. функций по отношению к крестьянам, проявлявшим "непослушание"; ограждение промышленников от вмешательства в их дела местной администрации; передача казенных заводов частным лицам и прием частных з-дов в казну, управление казенными заводами, орг-ция сбыта их продукции. По мере развития пром-сти и обострения социальных противоречий в практич. деятельности Б.-к. все большее значение приобретали карат. и фискальные функции. Лит.: Лоранский А. М., Краткий историч. очерк адм. учреждений горного ведомства в России 1700-1900 гг., СПБ, 1900; Павленко Н. И., Развитие металлург. пром-сти России в первой пол. XVIII в., М., 1953. H. И. Павленко. Москва.

В 1717 году в России произошла реформа государственного устройства. Россия активно перенимала европейский опыт управления государством на основе четкого отраслевого разделения, регламентирования должностных обязанностей чиновников, единообразия штата и денежного довольствия. Вместо приказов были образованы коллегии. Произошел переход от частных жалованных грамот к общим юридическим нормам, закрепляющим определенные права и способствующие общему развитию отрасли. 13 марта 1718 года Рудная канцелярия окончательно прекратила свое существование передав все дела Берг- и Мануфактур-коллегиям. Двойное наименование коллегии указывает на объединение в одном органе управления двух больших и различных отраслевых областей. Берг-коллегия (Berg, в переводе с немецкого - гора, горный) регулировала деятельность поиска, разработки, добычи полезных ископаемых, а также работу заводов горнодобывающей промышленности. Мануфактур-коллегия по своему названию регулировала деятельность промышленности, не связанной с горнодобывающей отраслью. В 1722 году Берг- и Мануфактур-коллегии стали двумя разными органами государственного управления, сохраняя при этом тесные взаимосвязи. Берг-коллегия оказала значительный вклад в развитие горнодобывающей отрасли. Важнейшим толчком для бурного роста поисковых мероприятий и горного дела в целом было издание 10 декабря 1719 года указа, именуемого Берг-привилегией, юридически закрепившего право каждого заниматься поиском полезных ископаемых на любых землях, что создало благоприятные условия для развития горнодобывающей промышленности с привлечением частной инициативы. Хозяин земли, в которой обнаруживалось месторождение руды имел первоочередное право на постройку завода, однако, если он не имел такой возможности или не хотел, то право разработки передавалось другому лицу с уплатой землевладельцу 32 доли от прибыли. Лица, уличенные в сокрытии запасов природных ресурсов или создании препятствий в поиске, разработке руды или постройке подвергались телесным наказаниям и смертной казни, что указывает на исключительное внимание к развитию горнозаводской отрасли. В 1720 году Петр I издает манифест «О призыве на российскую службу зарубежных рудокопных мастеров», что способствует привлечению в горнодобывающую промышленность квалифицированных специалистов.

В обязанности Берг-коллегии входило рассматривать получаемые донесения о нахождения рудных месторождений, давать указания и рекомендации об оценке запасов месторождения, способах разработки, проведение лабораторных исследований получаемых образцов с выявлением процентного содержания металла, оказывать денежное и техническое содействие при разведке и освоении полезных ископаемых. Также Берг-коллегия исполняла функцию научно-технического сообщества, рассматривающего различные проекты по усовершенствованию или изменению горнодобывающих методик, дающие оценку их перспективности и при необходимости спонсировало эти проекты и выделяло необходимых специалистов.

Огромную роль в открытии новых месторождений полезных ископаемых и строительстве металлургических заводов, преимущественно на Урале, сыграли В.Н.Татищев и В.Геннин. Георг-Вильгельм де Генин управлял уральскими заводами с 1722 по 1734 годы. Во время своего пребывания на Урале, В.Геннин организовал системную разведку рудных месторождений вблизи горноперерабатывающих заводов. В 1720 году вблизи Нижнего Тагила, в четырех километрах от горы Высокой открыто Выйское медно-скарновое месторождение, в 1723 году в четырех километрах от Пыскорского завода открыто Ереминское меднорудное месторождение, в 1727 году обнаружено Павдинское, а в 1729 году Кожнаковское месторождение медных руд. В 1723 году на месте, намеченном Татищевым, под непосредственным руководством В.Геннина началось строительство Екатеринбурга. В своем труде «Абрисы» В.Геннин, кроме систематизации работы заводов описал горные породы, содержащие рудные тела, охарактеризованы составляющие части залегания рудных запасов, описаны основные параметры различных руд. В труде Геннина рассмотрены способы проведения геолого-разведочных работ, в частности, дано руководство бургштейгеру по проведению ударно-штангового бурения с промывкой скважин. Глубина разведочного бурения достигала около 100 метров, скважины бурились сплошным забоем. Применились также и подземные бурения, которые проводились непосредственно из шахт и других горных выработок. Геннин в своем труде также рассматривает способы опробования и оценки качества руды.

Петр I искал и выделял талантливых и энергичных людей, способных принести немалую пользу государству и способствовать развитию различных отраслей. В 1716 году Петр I пригласил в Санкт-Петербург немецкого ботаника и картографа Даниэля Мессершмидта и поручил ему исследование Сибири. 10 августа 1721 года в 25 километрах от нынешнего Новокузнецка Мессершмидт обнаружил горящий пласт угля, это место называлось местными жителями «огнедышащая гора», так был открыт стратегически важный Кузбасский уголь.

К началу XVIII века в России возник возможно первый энергетический кризис. Вокруг металлургических заводов европейской части страны практически не осталось лесов, вследствие усиленного употребления древесного угля. Возник острый топливный дефицит, что послужило значительному повышению внимания к поиску и освоению месторождений каменного угля. В 1722 году Геннину, находившемуся на Урале было предписано проявить старание в поисках угольных залежей. В 1722 году крепостной крестьянин И.Палицын и рудознатец М.Титов обнаружили залежи угля под Москвой. В тот же период М.Волков открыл угольное месторождение на реке Томь. Также в Берг-коллегию в Санкт-Петербург был вызван талантливый рудознатец и лозоходец Григорий Григорьевич Капустин, который по царскому велению многократно участвовал в поисковых экспедициях для разведки и исследования месторождений полезных ископаемых. В период с 1715 по 1723 годы им были обнаружены и исследованы месторождения золотых, серебряных и других руд в устюжском и воронежском краях. Осенью 1721 года для изучения рудных месторождений и минеральных отложений в районах Дона и Северского Донца в южный регион России направляется Капустин и обнаруживает вблизи нынешнего города Шахты Ростовской области угольное месторождение, дальнейшие поисковые мероприятия продолжавшиеся вплоть до 1725 года позволили открыть множество других угольных залежей, известных сегодня как Донецкий угольный бассейн. К сожалению после смерти Петра I разведка угольных месторождений в этом регионе была прекращена на двадцать лет, следствием чего явился упадок угледобывающей промышленности на Донбассе.

Важнейшим элементом в развитии горнодобывающей отрасли являлась профессиональная подготовка специалистов. По указанию Петра I в 1709 году в Невьяновске была открыта первая горная школа. В Кунгуре и Уктусе в 1721 году были открыты учебные заведения, где готовили горных мастеров, впоследствии в 1723 году они были переведены в Екатеринбург, став училищем, в котором готовили специалистов-горняков и специалистов по разведке и исследованию месторождений полезных ископаемых. Никита Демидов и его сын Акинфий за свой счет обучали специалистов горного дела в Швеции, Франции, Голландии. В.Н.Татищев также отправил в Швецию группу способных молодых людей для освоения рудопоисковых знаний, эти молодые люди вернувшись стали первыми российскими профессиональными геологами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение Б ерг- и Мануфактур-коллегий, сокращение казенных и торговых монополий

Необходимость и цель учреждения особой коллегии для рудных дел указ объясняет так: «Понеже мы всемилостиво усмотрели, что от рудокопных заводов и прилежного устроения оных земля обогатеет и процветает, также пустыя и безплодныя места многолюдством населятся, яко же и искусство в различных землях показует. Наше же Российское государство пред многими оными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; так что многая польза и прибыток, который бы нам и подданным нашим из онаго произойти мог, пренебрежен»

Берг-Коллегия(от нем. Berg - гора, и лат. collegium - общество), учрежденная Петром I взамен Рудокопный приказа, учрежденного в 1700 г., действовала совместно с мануфактур коллегией, а с 1722 самостоятельно.

В 1731 Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия были соединены с Коммерц-коллегией, «потому что от разделения их никакой пользы не было, кроме казенного убытка и в делах затруднения и между ними излишних переписок». коллегия металлургия капитал промышленность

Ее обязанностью было заботиться о распространении горных заводов, наблюдать за ними.

Существовала с перерывами и реорганизациями с 1719 по 1807, когда с учреждением министерств, Берг-коллегия прекратила своё существование, и её заменил Горный департамент, подчинённый сначала Министерству коммерции, а потом, вследствие закрытия последнего, -- Министерству финансов

Берг-привелегия гарантировала право наследственной собственности на заводы, ограждала промышленников от вмешательства в их дела губернаторов и воевод, обязывала оказывать промышленникам техническую и финансовую помощь при строительстве заводов, провозглашала право свободной продажи железа

Берг-привелегия способствовала притоку капиталов в металлургию и ускорила развитие национальной промышленности

Мануфактура

n 1.Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета.

n 2.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.

n 3.Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.

n 4.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.

n 5.Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.

n 6.На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».

n Российское правительство проводило политику меркантилизма , т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.

n Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии.

Мануфактур-коллегия Мануфактур-коллегия центральное государственное учреждение России, ведавшее промышленностью. Учреждена в декабре 1717. Активно функционировала с 1720. До 1722 существовала вместе с Берг-коллегией, а затем стала самостоятельным учреждением. Выдавала разрешения на постройку мануфактур, разрешала фабрикантам покупать крестьян к имеющимся у них мануфактурам, передавала казённые предприятия частным лицам, судила предпринимателей и работных людей по всем делам, кроме политических и уголовных. М.-к. находилась в Москве. В отличие от других коллегий, М.-к. не имела местных учреждений. В 1727 М.-к. была ликвидирована, её дела переданы Коммерц-коллегии; но в том же году при Сенате была учреждена Мануфактур-контора, которую в 1731 объединили с Коммерц-коллегией. Как самостоятельное учреждение М.-к. восстановлена в 1742 и просуществовала до 1779; в 1796 была вновь восстановлена и упразднена окончательно в начале 1805. Лит.: Бабурин Д. С., Очерки по истории Мануфактур-коллегии, М., 1939 (Труды Историко-архивного института, т. 1). Большая советская энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия 1969--1978

отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру. Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образование первых мануфактур и их характеристика. Экономические условия для развития многочисленных отраслей промышленности в дореформенной Беларуси. Особенности вотчинной и капиталистической мануфактур. Происхождение, состав и положение рабочих.

    реферат , добавлен 23.02.2012

    Ознакомление с историей зарождения сибирской индустрии. Рассмотрение сущности, предпосылок развития (рост ремесла, урбанизация), видов мануфактур (частной, коллегии, капиталистической) как форм промышленного производства и путей их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2010

    Условия возникновения мануфактур. Типы и виды мануфактур (посессионная, вотчинная, купеческая, приписная, крестьянская). Разделение труда и ручная ремесленная техника. Мануфактурное и мелкое крестьянское производство (кустарничество).

    реферат , добавлен 20.12.2006

    Особенности освоения новых территорий Россией в XVIII веке. Сущность регионального специализированного аграрного производства. Работа различных типов мануфактур. Горно-заводская промышленность Южного Урала. Характеристика положения основных сословий.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Верования народов Российской империи и рост населения в первой половине XIX века. Права и обязанности, структура и характеристика сословий. Особенности функционирования сельского хозяйства, казенных и вотчинных мануфактур. Железнодорожное строительство.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Историографический анализ реформаторской деятельности Петра I в сфере государственного управления. Характеристика новых институтов власти: Сената, Коллегии. Методы осуществления реформ и их нацеленность на превращение России в военно-промышленную державу.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Территория российской империи. Права и обязанности сословия. Особенности формирования пролетариата. Распространение капиталистических форм хозяйства. Виды мануфактур с разделением их по владельцам и характеру труда на них. Развитие внешней торговли.

    презентация , добавлен 27.02.2015

    История образования Сената, введение принципа коллегиальности. Реорганизация дипломатической службы. Учреждение Коллегии иностранных дел, функции ее подразделений и должностных лиц. Замена патриаршества на коллегиальную форму церковного управления.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Развитие естествознания. Анализ возникновения капиталистических отношений. Процесс первоначального накопления. Конец эпохи Великих географических открытий. Появление и пути мануфактур. Крестьянство в системе позднего феодализма. Эволюция класса феодалов.

    эссе , добавлен 24.06.2007

    Экономическое и политическое положение России в XVIII веке, рост промышленности и мануфактур. Значение внешней торговли, политических и экономических связей с соседними странами. Отличительные черты России XVIII века от других европейских государств.