Тест по реформаторской деятельности сперанского. Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М

1.Император Александр 1 был

1) внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1

2. В негласный комитет не входил

1) П.А.Строганов

2)В.п.Кочубей

3)Н.Н.Новосильцев

4) Д.Н.Сенявин

3. В новой системе образования 1803 г. , созданной по указу Александра 1 , не было

1) гимназий

2) приходских училищ

3) университетов

4) сельских школ

4. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

5. Четвёртая антифранцузская коалиция была создана

1)в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

4) в 1807 г. После войны со Швецией

6.Реформы М.М. Сперанского получили поддержку императора

4) в 1809 г

7.Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г. Имели

1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

3) право на участие в земском управлении и на ограниченную покупку земли

4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда

8. Государственный совет был создан

2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу.

9. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

    вариант

1.Александр 1 стал российским императором

1) в 1803 г. после смерти своего брата

2) в 1801 г. после смерти Екатерины 2

3) в 1803 г. по решения Негласного комитета

4) в 1801 г. после убийства Павла 1 в результате дворцового переворота

2. К первым изданным Александром 1 указам не относился указ

1) об улучшении содержания заключённых

2) о сокращении срока службы солдат регулярной армии

3) о свободе пропуска российских произведений за границу

4) о передаче рассмотрения всех судебных дел в Сенат

3.Реформа высших органов государственной власти Александра 1предполагала

1) введение министерств вместо коллегий и передачу Сенату высшей судебной власти

2) отмену властных полномочий Сената и передачу их Негласному комитету

3) превращение Сената в высший судебный орган и запрет на участие дворян в городском управлении

4) превращение Сената в высший судебный орган и отмену Табели о рангах

4. Конвенция «О взаимной дружбе» была заключена

1) в 1801 г. между Россией и Швецией

2) в 1804 г. между Россией и Австрией

3) в 1801 г. между Россией и Великобританией

4) в 1805 г. между Россией и Швецией

5.Тильзитский мир был заключён

1) между Францией и Россией в 1807 г., эти страны стали союзниками

2)между Россией и Турцией по итогам войны 1806-1812 гг.

3) между Россией и Швецией по итогам войны 1808-1809 гг.

4) между Россией и Ираном в 1813 гг., эти страны стали союзниками

6. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

1) дворянство, государственные служащие, крепостные крестьяне

2) государственные служащие, помещики, крепостные крестьяне

3) дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

4) дворянство, « мещанство и купечество», «всякий люд»

7. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г. , получали

1) только дворяне и мещане

2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет

8.Согласно замыслу М.М.Сперанского, сенат необходимо было

1) разделить на 8 министерств

2) разделить на 3 палаты- судебную, государственных законов и министерскую

3) разделить на 2 части

4) заменить Государственным советом

9. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

1) в 1803 г. И разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

2) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

3) в 1803 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

4) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика в собственность землю

    Оценочная деятельность.

    Верно ли высказывание:

    Свой ответ аргументируйте.

    II. Осмысление нового материала.

    Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

    И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

    Запись темы урока в тетрадь.

    1808 - 1809 гг. - время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.

    Какого человека вы имеете при себе! - говорил он Александру I. - Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

    Что же предложил Сперанский М.М. - изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

    III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

    IV. Анализ прочитанного.

    1-2 вопросы

    СОСЛОВИЯ

    «среднее состояние»

    «народ рабочий»

    избирательное право

    гражданские права

    Граждански права - право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное - гражданские права - это личная свобода.

    ВЛАСТЬ

    Законодательная

    (Государственная дума - глава -канцлер, назначаемый царем)

    Исполнительная

    (министерства)

    Судебная

    Самодержавная власть ограничена Государственным советом - законосовещательный орган при императоре.

    Запись в тетрадь.

    1809 г. - проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»

    Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

    V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

    VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

    Дополнительное задание (по желанию учащихся) - сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Просмотр содержимого документа
«Урок Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

    Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

    Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

    Воспитание активной гражданской позиции.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, проектор.

Ход занятия.

I . Актуализация знаний учащихся.

    Работа с датами.

Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):

На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))

    Работа с терминами.

Объясните значение терминов:

    Манифест

    Коалиция

    Континентальная блокада

    Либерализм

    Оценочная деятельность.

Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».

Свой ответ аргументируйте.

II . Осмысление нового материала.

Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)

Запись темы урока в тетрадь.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).

О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.

1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.

Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:

Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I . – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.

Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

III . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?

IV . Анализ прочитанного.

Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.

Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.

1-2 вопросы

СОСЛОВИЯ



«народ рабочий»


«среднее состояние»


избирательное право


гражданские права


Какие права мы называем гражданскими?

Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.

Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?

Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.

ВЛАСТЬ



Законодательная

(Государственная дума – глава –канцлер, назначаемый царем)

Судебная


Исполнительная

(министерства)


Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.

На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).

К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».

Запись в тетрадь.

Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)

Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)

V . Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.

VI . Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

Сформулируйте вопрос по нашей теме.

Учащиеся задают вопросы друг другу.

Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…


(как вариант)

Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…


Где на этой шкале вы поместите себя.

VIII . Д/з.

Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Просмотр содержимого презентации
«Реформы Сперанского»


  • Манифест
  • Коалиция
  • Континентальная блокада
  • Либерализм

1801-1825

1808 – 1809

1806 – 1812

Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».


Михаи́л Миха́йлович Спера́нский (1772 - 1839) - граф, русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Сперанский М.М.



«Я отдал бы за него любое королевство!

Единственная светлая личность в России!»

Наполеон Бонапарт

Сперанский М.М.


Самостоятельная работа с текстом учебника – стр.18.

Устно ответьте на вопросы:

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?


Сословия

дворяне

«народ рабочий»

«среднее состояние»

избирательное право

гражданские права


Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права

Недовольство дворянства


Власть

законодательная

судебная

исполнительная

Государственная дума – глава – канцлер

Сенат

министерства


Ограничение самодержавия – при императоре создан законосовещательный орган власти- Государственный Совет.

Проекты Сперанского не были реализованы.



Сперанский был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г.

Двухэтажное здание на углу улиц Орджоникидзе и 25 Октября, № 15/1. Здание известно тем, что осенью 1812 г., здесь в ссылке жил Сперанский М.М.


Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…

Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…


Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Карженкова Наталья Петровна

МБОУ средняя общеобразовательная школа №182

Ленинского района

Г.Нижнего Новгорода

Тест по истории для 8 класса

8 класс

1. Высшая законодательная власть, согласно реформе М.М.Сперанского, должна была принадлежать:

1. Государственной Думе; 3. Императору;

2. Государственному совету; 4. Сенату.

2. Расположите в хронологическом порядке вхождения в состав России.

1. Грузия. 2. Сибирь 3. Бессарабия. 4. Среднеазиатские ханства.

3. О каком историческом событии начала XIX века говорится в стихотворении известного поэта того времени Н.М. Шатрова?

«Пою Пожар Москвы несчастной!

Нагрянул новый Тамерлан

И бранью тяжкою, ужасной

Вломился в Кремль, как ураган;

И нет от сильных обороны;

Повсюду страх, повсюду стоны,

Здесь горький плач, там страшный бой,

Везде насильство, притесненье

Везде убийство, истребленье,

Везде грабеж, везде разбой».

В приведенном отрывке речь идет о событиях_______________________________.

4. Александр I решился учредить военные поселения, чтобы:

1. сделать армию самодостаточной;

2. получить дешевую рабочую силу;

3. защитить восточные границы империи;

4. приучить русских людей к европейскому образу жизни.

5. Укажите, что является лишним в ряду:

учреждение Собственной его императорского величества канцелярии, реформа управления государственными крестьянами, создание Негласного комитета, издание “Полного собрания законов Российской империи”.__________________________

6. Соотнесите события и даты.

1. Отечественная война а) 1802 г.

2. Замена коллегий министерствами б) 1803 г.

3. Указ о вольных хлебопашцах в) 1807 г.

4. Тильзитский мир г) 1812 г.

7. Противником либеральных реформ в первые годы XIX века был:

1. Н.М.Карамзин; 2. М.М.Сперанский; 3. Н.Н.Новосильцев; 4. П.А.Строганов.

8. Выберите неправильный ответ. По «Конституции» Н.Муравьева:

1. Россия должна была стать конституционной монархией;

2. Россия должна была стать демократической республикой;

3. в России отменялось крепостное право;

4. земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины.

9. Кого характеризует данное описание?

«Полковник. Сын нижегородского губернского предводителя дворянства. Был избран Диктатором 14.12.1825 г.. По приговору Верховного Уголовного Суда осужден на каторжную работу вечно. По амнистии 26.08.1856г. восстановлен в правах дворянства, но без княжеского титула.»

1. С.П.Трубецкой. 3. П.Г.Каховский.

2. К.Ф.Рылеев. 4. С.Г.Волконский.

10. Соотнесите сферы творчества и имена деятелей культуры.

1. История а) П.Н.Федотов

2. Поэт б) И.П.Мартос

3. Художник в) Т.Н.Грановский

4. Скульптор г) М.Ю.Лермонтов

11. Назовите имя российского императора по описанию.

В манифесте при вступлении на престол в начале XIXв. новый император обещал, что

будет управлять « по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». ____________________________

12. Обедневшего крестьянина, нанимавшегося на работу к разбогатевшему односельчанину-кулаку, в России во второй половине XIXв называли__________________.

1. В.Г. Белинский; 2. А.И. Герцен; 3. Н.М. Карамзин; 4. С.С. Уваров.

14. Развитие промышленности в пореформенной России характеризовалось следующим:

а) расцвет металлургической промышленности в 60-е годы XIX в.;

б) превращение металлургии в ведущую отрасль русской промышленности;

в) активное строительство железных дорог;

г) завершение в основном промышленного переворота;

д) закрытие или передача в частные руки некоторых убыточных государственных

предприятий;

е) исчезновение кустарного производства;

ж) формирование кадрового пролетариата;

з) превращение текстильной промышленности в ведущую отрасль русской промышленности

1. (а, б, в, д) 2. (б, г, е, з) 3. (в, г, д, з) 4. (г, е, ж, з)

15. В России в начале XIX в. был (а, о, и):

1. конституция; 3. самодержавие;

2. парламент; 4. легальные политические партии.

16. В годы царствования Николая I был (о, а):

1. отменено крепостное право; 3. проведена реформа государственных крестьян;

2. издан указ о “вольных хлебопашцах”; 4. созданы военные поселения.

17. Укажите имена путешественников в последовательности, соответствующей проводимым ими исследованиям - открытие Антарктиды, - исследование Центральной Азии, - изучение населения Новой Гвинеи, - исследование Камчатки.

1. Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен;

2. И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников, Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский;

3. И. Беллинсгаузен, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников;

4. Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников.

18. Выберите неправильный ответ. Одна из реформ Александра II – это:

1. отмена крепостного права; 3. военная реформа;

2. указ о «вольных хлебопашцах»; 4. земская реформа.

19. Известный общественный деятель второй половины XIXв. А.Н. Энгельгардт в письмах «Из деревни» сообщал о настроениях русских крестьян в 70-е годы XIX в.: «Коробочник Михайло принес военные картины, и «Чудесный обед генерала Скобелева под неприятельским огнем», и «Штурм Карса», и «Взятие Плевны».

«Вот это, - объясняет он собравшимся около него бабам и батракам, -вот это Скобелев – генерал Плевну взял. Вот Осман-пашу под руки ведут – ишь, скрючился!»

В данном отрывке речь идет о событиях ________________________ войны ______годов.

20. Расположите в хронологическом порядке.

1. Земская реформа.

2. Отмена крепостного права в России.

3. Проект реформы государственного управления М.Т. Лорис-Меликова.

4. Военная реформа.

21. В результате «хождения в народ» в 70-е годы XIX в.:

1. началась крестьянская война на территории России;

2. началось массовое вступление крестьян в народнические организации;

3. развернулось массовое движение рабочих за свои права;

4. усилились репрессии против народников.

22. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло.

1. Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей а) Генералы-герои войны 1812 г.

2. Н.Н. Раевский и А.П. Ермолов б) Личная дружба и революционная деятельность

3. А.И. Герцен и Н.П. Огарев в) Деятельность в государственных органах по подготовке крестьянской реформы

4. вел.князь Константин Николаевич и г) Члены “Негласного комитета

Н.А. Милютин

23. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась подписанием:

1. Берлинского трактата; 3. Айгунского договора;

2. Сан-Стефанского договора; 4. Портсмутского договора.

24. Уроженец Н.Новгорода, великий ученый, механик-самоучка, самолично сделавший телескоп, микроскоп, модель телеграфа, модель дугообразного деревянного моста через Неву, и «водохода» – это________________________________.

25. Выделите фактор, ускоривший промышленное развитие России после реформы 1861г.

1. Сохранение помещичьего землевладения.

2. Сохранение самодержавия.

3. Личная свобода крестьян.

4. Необходимость выкупа земли крестьянами.

26. В состав Российской империи во второй половине XIX века вошла территория:

1. Украины; 2. Финляндии; 3. Хивинского ханства; 4. Бессарабии.

27. В XIX веке Россия по форме правления была:

1. демократической республикой; 3. феодальной республикой;

2. конституционной монархией; 4. самодержавной монархией.

28. Расположите в хронологическом порядке.

1. Начало промышленного переворота в России.

2. Смерть императора Александра II.

3. Участие России в континентальной блокаде.

4. Окончание Крымской войны.

1. Бородинской битвой. 3. Обороной Севастополя.

2. Восстанием декабристов. 4. Основанием Московского университета.

30. Ф.И.Тютчев

Императору

«Ты взял свой день… Замеченный от века

Великою господней благодатью –

Ты рабский образ сдвинул с человека

И возвратил семье меньшую братью…»

Ответьте на вопросы.

    О каком событии XIXв. идет речь в стихотворении?

    Когда оно произошло?

Ответы к тесту:

Задание 1

Используя материал учебника и дополнительные источники, перечислите основные вехи политической биографии М. М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

Секретарь у князя А. Б. Куракина. Чиновник в Сенате при Куракине. Привлекался к обсуждению материалов Негласного комитета, составлял проекты по заданной им теме. Директор одного их департаментов Министерства иностранных дел. Стас секретарь императора. Заместитель министра юстиции.

Задание 2

Подготовьте сообщение на тему «Реформы М. М. Сперанского». Составьте и запишите его развёрнутый план.

1. первый план реформ «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

2. второй проект реформ «Введение к уложению государственных законов».

3. Основные положения проекта

4. «Проект уложения Правительствующего сената».

5. Значение предложенных реформ для России.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращение таким образом для России «французского революционного кошмара».

Только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. В 1809 г. Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов».

Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.

2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.

3. Социальные преобразования. Реформа предполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».

4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.

5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.

6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.

7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).

2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.

3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Задание 3

Укажите главную идею проекта политической реформы Сперанского. В чём, на ваш взгляд, состояло её особое значение для России?

Ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Предоставление крепостным гражданских прав. Это позволило бы избежать участи Французской революции в России, обеспечить ее экономическое и политическое развитие.

Задание 4

Прочитайте документ и письменно ответьте на вопросы.

Из письма Ф. Лагарпа императору Александру I (октябрь 1801 г.)

Пусть те, кого вы поставили во главе разных отраслей управления, привыкают к мысли, что они всего лишь ваши делегаты, что у вас есть право быть в курсе всех дел, быть обо всём осведомлённым и что вы хотите сделать это правилом. Сохраняйте власть нераздельной... Во имя вашего народа, Государь, сохраняйте неприкосновенной власть, возложенную на вас... Не позволяйте отвращению, которое внушает вам самодержавие, сойти с этого пути. Имейте мужество удержать в своих руках власть всю целиком, безраздельно, поскольку установления вашей страны предоставляют вам для этого законные основания.

Почему Лагарп, ориентируя Александра I на проведение реформ, призывает его не отказываться от самодержавия? Прав ли он, на ваш взгляд? Почему?

Лагарп прав. Предлагаемые реформы были новы для России. Они должны были происходить постепенно. Однако при существующих порядках и ослаблении власти императора в тот момент мог произойти развал империи. Сначала необходимо было сформировать в умах чиновников, что все это делается для страны, а не для личной выгоды каждого.

Задание 5

Напишите, какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат – судебная власть.

Государственная дума – законодательная власть.

Государственный совет – совещательный орган при императоре, рассматривает все проекты до их поступления в думу.

Министерства – исполнительная власть.

Задание 6

Используя материал учебника, составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту М.М. Сперанского.

Задание 7

Выберите правильный ответ.

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

г) республикой

Почему М. М. Сперанский выбрал именно такой вариант? Чем он руководствовался?

Сперанский выбрал такой вариант по причине повторения событий Французской революции в России.

Задание 8

Используя материал учебника, заполните таблицу.

Задание 9

Заполните таблицу, используя материал учебника.

Задание 10

Объясните значение понятий:

Идеолог – выразитель и защитник идеологии – совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности.

Консерватизм – течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.

Инстанция – ступень в строении подопечных друг другу органов.