Быстрое чтение для шестилеток. Метод «зеленой точки»

Быстро читать и осмыслять прочитанное - это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.

Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение - это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.

Когда можно обучать скорочтению детей

Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:

  1. За первый год в школе малыш должен научиться читать 30 слов в минуту
  2. К окончанию второго года норма увеличивается до 50 слов за минуту
  3. В третьем классе - 70 слов
  4. И к концу четвертого года 100 слов

Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение - именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу - лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.

Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей

При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.

  1. Скорочтение для детей имеет свои проблемы - одной из главных считается артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь . Когда ребенок пытается проговорить всё прочтенное им вслух, либо мысленно, это снижает быстроту поглощения им информации в разы. Поэтому, при желании научить малыша читать достаточно быстро и бегло, чтобы техника быстрого чтения была на высоте, постарайтесь устранить этот фактор. Но в данном случае, мы говорим о детях, уже умеющих довольно бегло читать, без ошибок, то есть 8-10 лет.
  2. Глаз должен видеть не только ту точку, куда направлен взгляд, но и в некотором радиусе вокруг нее. Как правило, дети имеют небольшое поле зрения. Но существует очень мало методик, как ребенку расширить поле зрения.
  3. Следующая ошибка, замедляющая скорость чтения - эффект регрессии. Это самый распространенный недостаток. Методика повышения скорости чтения не позволяет делать обратные движения глаз с целью прочтения уже пройденного повторно. Привычка регрессировать формируется весьма плотно и трудно искореняется, поэтому стоит научить ребенка не делать этой ошибки изначально. Обращайте внимания на возвраты по тексту: это отсутствие внимания или непонимание прочитанного?

Однако, есть исключение - если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется - рецепция и является оправданным действием.

Но, поскольку, цель методики быстрого чтения - развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.

Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению - ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения - . Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте . Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово "..." ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Устали глазки?

Ничего сложного нет в таких тренировках, главное - это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:

  1. Закройте глаза. Легко придавите глазные яблоки ладонями.
  2. Под закрытыми веками повращайте глазами по 4 раза в каждую сторону.
  3. Теперь медленно откройте глаза.
  4. Повторите вращения с открытыми глазами.
  5. Задержите взгляд на кончике носа, затем переведите его в небо. Повторите несколько раз.
  6. В конце снова легко надавите ладонями на веки.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства - всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

Что есть память - это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого - научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его - пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

В этой статье:

Чтобы дети успевали обрабатывать большое количество информации в сжатое время, они должны освоить навык скорочтения. В процессе быстрого чтения ребята смогут не только читать в ускоренном темпе, но также быстро усваивать нужный объём материала.

Скорочтение: когда и как начинать?

Начинать обучать детей скорочтению в полном понимании этого слова нужно не ранее 12-14 лет, то есть когда способность воспринимать и запоминать информацию на высокой скорости разовьётся на достаточном уровне.

Родители, планирующие обучить ребёнка новой методике чтения, должны постараться избежать основных ошибок, с которыми чаще всего приходится иметь дело, работая с младшими школьниками.

Типичной ошибкой, например, является запоминание ребёнком названий букв, а не звуков, в результате чего страдает техника чтения на начальном этапе обучения. Нужно донести до школьника, что произношение звуков отличается от произношения названий букв. Только после того, как школьник научится правильно читать и объединять слоги, он сможет читать быстро и чётко.

Ещё одна родительская ошибка - это принуждение ребёнка к освоению техники быстрого чтения путём продолжительной работы над одним текстом. Правильным будет давать школьнику небольшие задания по прочтению коротких текстов, при этом стараться делать это как можно чаще.

Регулярные и короткие упражнения не будут надоедать ребёнку и не приведут к снижению мотивации. Нужно помнить о том, что скорочтение напрямую связано с особенностями зрительной памяти.

Школьники гораздо лучше запоминают материал, мелькающий перед глазами, чем текст, на который нужно смотреть в течение долгого времени. Регулярные 5-7 минутные занятия принесут гораздо больше эффекта, чем утомительные уроки, затягивающиеся на несколько часов.

Навыки для овладения скорочтением

Чтобы ребёнок освоил скорочтение, необходимо помочь ему в овладении пятью основными навыками:


Ниже подробнее о каждом из навыков и о том, какие упражнения помогут ускорить их развитие. Большая часть заданий предназначены для детей старшего школьного возраста, однако при желании можно их адаптировать и под младших школьников, учитывая их особенности и возможности.

Начало занятия - разминка

Каждое занятие должно начинаться с упражнений для артикуляционной разминки, после чего продолжаться с использованием упражнений для развития каждого из перечисленных выше навыков.

Упражнения для разминки можно использовать следующие.


Все эти упражнения очень нравятся детям любого возраста и вполне подходят для разминки артикуляционного аппарата перед началом занятий по скорочтению.

Развиваем концентрацию

Концентрация детям нужна для того, чтобы во время быстрого чтения информация укладывалась в голове, и не приходилось возвращаться к прочитанным местам снова и снова. Важно, чтобы во время чтения ребёнок не думал ни о чём, кроме текста.
Повторное прочтение абзаца или предложения не только отнимает время, но и заметно нервирует.

Научившись концентрировать внимание, ребёнок сможет оставаться спокойным даже под влиянием внешних раздражителей типа шума или разговоров посторонних людей. Именно поэтому так важно уделить внимание развитию этого навыка у детей, которые умеют работать только в спокойной атмосфере.

Время от времени можно создавать для таких детей отвлекающие факторы, например, в виде фоновой музыки. Начинать делать это лучше, когда ребёнок занят делом, не требующим сильной концентрации, например, рисованием или прикладным творчеством. Со временем это можно практиковать и во время работы ребёнка над решением сложных логических задач.

Работая над развитием концентрации внимания у детей, нужно быть особенно осторожными с мотивационным фактором. Важно, чтобы ребята занимались ради удовольствия, ради собственных успехов, которые будут приносить радость в первую очередь именно им, и только потом родителям.

Согласно методике Домана, концентрацию внимания у младших школьников можно развивать исключительно интересными для них материалами, причём не задерживая подолгу внимание на одном и том же. Показ карточек, не вызывающих интерес у ребёнка, не даст положительного результата.

В детском возрасте лучшие упражнения для развития концентрации внимания - это всевозможные логические задачи, например, предлагающие поискать отличия на картинках либо дорисовать их по пунктирной линии. Полезными будут следующие упражнения.

  1. Слова-заморочки. Выписываются пары слов с различной одной буквой, например, луна - Лена, роса - коса и так далее. Ребёнок должен объяснить, в чём он видит различие слов, и попробовать составить свои пары.
  2. Составь много слов. Школьнику предлагают из одного длинного слова составить много маленьких. Упражнение можно превратить в увлекательные соревнования.
  3. Шрифты - школьнику предлагают научиться читать зашифрованные тексты, причём делать это на максимально возможной скорости.
  4. Решение путаниц - ребёнку предлагают поставить слова в предложении на свои места за определённое время.

Также детям в зависимости от возраста можно предложить исправить ошибки в тексте, найти лишние элементы, сгруппировать отдельные предметы или выложить рисунок по образцу (например, мозаику).

Развиваем навык подавления артикуляции

Речь идёт о подавлении привычки детей проговаривать текст во время чтения про себя. Эта привычка сильно влияет на скорость чтения и восприятие материала, снижает способность детей быстро улавливать суть прочитанного.

Естественно, что работать на полное уничтожение навыка артикуляции не стоит. Тем не менее, важно будет научить детей умению в случае необходимости его сознательно
подавлять.

Нужно понимать, что даже взрослые время от времени читают с элементами артикуляции, особенно когда речь идёт об очень интересном материале. Читая, люди стараются представить себе главных героев, события, прокручивая в голове целый фильм, режиссёрами которого они являются.

Работать над развитием навыка самоконтроля над артикуляцией у детей непросто. Наибольших усилий это потребует в случаях с младшими школьниками, которые только учатся читать.

Считается, что снижение уровня артикуляции происходит, когда человек начинает рисовать себе образы, просматривая фильм собственного производства. Это означает, что научить ребёнка контролировать этот процесс можно, читая ему интересные и увлекательные произведения вслух.

Удачные упражнения для развития навыка подавления артикуляции.


Хорошее упражнение для развития навыка подавления артикуляции - это чтение под фоновую тихую музыку.

Согласно методике Домана, детей нужно учить читать про себя изначально для того, чтобы не развивать навык артикуляции в принципе.

Развиваем зрительную память

Чтобы освоить скорочтение в детском возрасте, необходимо научиться видеть весь лист книги целиком, читая его не по строкам, а по диагонали. Речь идёт о развитии так называемого широкого поля чтения, для которого можно воспользоваться специальными таблицами Шульте. Суть их заключается в числах, расположенных вразброс в ячейках таблицы. Ребёнку поручают на время найти числа по возрастанию.

Особенность данного метода заключается в том, что ребёнок должен сделать это,
смотря постоянно в центр таблицы и не перенося взгляд на другие её части. Основная часть поиска проводится периферическим зрением, что так важно в последующем обучении скорочтению.

Такие таблицы легко можно скачать в сети, выбрав варианты для детей согласно их возрасту. Работать с ними нужно, используя секундомер.

Эффективное упражнение, развивающее навык чтения по вертикали - это чтение газетных узких колонок. Во время такого чтения нужно будет следить за тем, чтобы глаза ребёнка двигались исключительно сверху вниз, а не слева направо, как ему это привычно.

Полезные упражнения для совершенствования этого навыка - чередование взглядов на дальние и близкие объекты, зажмуривание глаз, моргание на протяжении определённого времени и прочие.

Обратите внимание на тот факт, что приучение ребёнка с ранних лет водить пальцем за прочитанными словами негативно отразится на развитии навыка скорочтения.

Развиваем умение выделять основное в тексте

Для того чтобы дети научились не только быстро читать, но могли также быстро усваивать и запоминать прочитанное, им нужно уметь улавливать основное из всей массы материала, то есть визуализировать тезисы и составлять простые блок-схемы.

Естественно, что с младшими школьниками и тем более дошкольниками заниматься составлением конспектов не имеет смысла. А вот пересказ готового текста с акцентом на основных деталях вполне подойдет для развития навыка выделять главное.

Эффективное упражнение для детей - частичное закрытие слова, фразы или предложения, что заставляет ребёнка угадать их и использовать в качестве тезиса для краткого пересказа. С детьми, которые постарше, закрывать можно верхнюю или нижнюю часть страницы.

Развиваем умение запоминать большой объём материала

Память при освоении навыка скорочтения - это важный элемент, которому стоит уделить особое внимание. Важно, чтобы дети научились быстро читать и запоминать прочитанное, в противном случае навык не имеет смысла в принципе.

Память может быть кратковременной и долговременной. Приёмы,
используемые для запоминания, будут зависеть от целей: запомнить материал на короткое время или на всю жизнь.

Считается, что кратковременное запоминание происходит в случаях:

  • умения концентрироваться и не обращать внимания на внешние раздражители;
  • способности визуализировать прочитанное, создавая красочные образы;
  • эмоционального восприятия прочитанного.

Нужно помнить о том, что чем больше эмоций материал вызовет у ребёнка и чем красочнее он сможет его себе представить, тем больше вероятность, что он его запомнит.

Долговременная память работает по несколько иному принципу. Чтобы запомнить материал надолго, его нужно будет многократно повторить, причём ключевое значение будет иметь не число повторов, а промежутки времени между ними.

Современные специалисты уверены, что повторять материал для долговременного запоминания можно двумя способами:

Эффективный метод запоминания - мнемотехника, которая работает в виде нескольких приемов. Самый популярный вариант - ассоциации. Путём ассоциаций можно учить стихи, песни, целые рассказы, составляя из картинок краткий или подробный опорный план.

Работа в тандеме со взрослым

Хороший результат даёт работа в команде со взрослым. Ребёнку во время занятия предлагается читать со скоростью, навязанной взрослым партнером. Для реализации этой методики подойдут следующие упражнения.

  1. Параллельное чтение - взрослый начинает читать текст, экспериментируя со скоростью, ребёнок в это время следит пальцем за ним, не сбиваясь.
  2. Эстафета - текст попеременно читают взрослый и ребёнок, резко меняясь ролями и постоянно меняя темп.
  3. Паровозик - взрослый начинает читать, ребёнок подхватывает с опозданием на несколько слов, читая в полтона. Цель ребёнка - не сбиться до конца текста и не отстать.

Работая над развитием скорочтения с помощью вышеописанных упражнений, можно добиться положительных результатов, даже уделяя занятиям всего по 10-20 минут ежедневно. А учитывая, что в современном мире с огромными потоками информации усваивать её быстро и в большом объёме уметь просто необходимо, навык скорочтения станет серьёзным подспорьем для самосовершенствования и саморазвития ребёнка в дальнейшем.

Что собой представляет скорочтение для детей? Как известно, уже в младшей школе малыши довольно много читают и даже сдают тесты на проверку техники чтения. Многие детишки, которые читают медленно, очень скоро начинают отставать от своих одноклассников не только на уроках языка и литературы, но также по другим предметам, требующим от детей работы с учебником. Именно поэтому почти все родители задумываются над тем, как научить ребенка быстро читать. Чтобы помочь Вам в этом вопросе, мы изучили мнения многих экспертов и собрали их для Вас в виде полезных советов.

Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Дети, которые хорошо читают, обычно с легкостью запоминают материал и пересказывают даже довольно сложные тексты. Кроме того, педагоги уже давно выявили прямую зависимость скорости чтения детей и их успеваемости в средней и старшей школе. Если ученик читает медленно и неохотно, он просто не может совладать со всем тем потоком информации, который ему предлагают в рамках общеобразовательной программы. Так насколько же быстро должен читать ребенок? И на самом ли деле он должен спешить? Оптимальным для учеников средней школы считается чтение со скоростью разговорной речи. Это приблизительно 120-150 слов в минуту. Только так ребенок будет полностью понимать все, о чем читает. Его артикуляционный аппарат будет работать легко и спокойно, и, следовательно, информация будет полностью усваиваться. Не нужно подгонять школьника, пытаясь усовершенствовать его технику чтения. Упреки в этом деле лишние. Намного более эффективными в данном случае будут специальные упражнения, о которых мы с Вами поговорим.

Техника скорочтения

Начинать бороться за хорошую скорость чтения нужно уже с первого класса. По утверждению большинства педагогов из различных школ - , - именно в возрасте 5-7 лет мозг ребенка обладает всеми возможностями для максимального познания и совершенствования. Лишь немногие методики развития малышей, среди которых , начинают обучать детей чтению немного позже. Но все педагоги сходятся в том, что и чтение не должно проходить в насильственной форме. Родители должны учитывать особенности темперамента ребенка и не усаживать его за книгу, если он этого не хочет. Нужно искать подход, применяя различные . Так, например, вместо страницы из книги детишкам можно показывать картинки с фразами. Пусть ребенок лучше сосредоточится на одной яркой карточке с интересной надписью, чем будет без всякого интереса читать длинный текст из книги. Чем чаще Вы будете показывать малышу подобные картинки, и чем больше слов будет мелькать у него перед глазами, тем быстрее он выйдет на хорошую технику чтения. И не нужно пытаться научить ребенка автоматически складывать слоги в слова. Ровная техника скорочтения без всякого внимания к смыслу прочитанного ничего не даст. Вместо этого нужно научить ребенка чувствовать каждое слово, его глубинный корень и смысл.

Задумываясь о том, как научиться быстро читать, Вы должны подумать и о том, а сможете ли Вы нормально воспринимать прочитанное? Это относится и к детям, и к взрослым. Многие люди разных возрастов испытывают серьезную проблему с запоминанием прочитанного. И никакая скорость чтения в минуту им не помогает. Поэтому в раннем возрасте, когда у родителей еще есть возможность помочь ребенку с и, нужно этим активно заниматься, используя различные , мышления и . На Bambino Story мы уделяем много внимания теме развития детей младшего возраста. Обязательно ознакомьтесь с советами наших экспертов, и как можно раньше начинайте заниматься с ребенком развитием речи и . В таком случае у Вашего малыша, скорее всего, не будет проблем с чтением.

Развитие скорочтения

Когда ребенок идет в школу и начинает активно использовать свои навыки в чтении, родители обязательно должны продолжать развитие скорочтения, чтобы довести его до совершенства. Мы подготовили для Вас несколько эффективных упражнений для того, чтобы улучшить восприятие ребенком текста.

1. Анаграммы

Приготовьте карточки с несложными словами, в которых будут перемешаны несколько букв. Пусть ребенок попытается их разгадать. Поначалу старайтесь сохранять очередность слогов, перемешивая между собой лишь согласные буквы. Далее усложняйте задание, в зависимости от способностей малыша. В идеале в конце ребенок должен без проблем прочитывать небольшой текст, в котором все слова перемешаны.

2. Ищем слово

Напишите на карточке линию из печатных букв, в которой будет расположено одно короткое слово. Задание ребенка: пробежать глазками по буквам и как можно быстрее найти спрятавшееся слово. При этом Вы можете задать ему тему или даже загадать соответствующую загадку.

3. Находим лишнее

На карточке должно быть написано 3-5 слов с перемешанными внутри буквами, которые относятся к одной логической группе. Одно из слов должно отличаться по смыслу (ЛОКАЖ, НЖО, ВАКИЛ и ВЛОК) или по строению (СЕЛ, СДА, ОКТ, ОХЭ – 1 и 2 слога). Данное задание тренирует не только чтение, но и логику.

Также для родителей будет важно знать, что методика скорочтения у малышей зависит и от того, насколько правильно они изначально будут учиться читать. Так, например, многие родители допускают ошибку, начиная учить с ребенком не звуки (а, м, б, п), а буквы (а, эм, бэ, пэ). В результате малыши не могут сообразить, как объединять все это в слоги. На этапе слогов, также ошибочно, родители просят детишек читать все отрывисто, делая паузы. На самом деле надо просить ребенка тянуть каждый звук, пока он не сообразит, как сказать следующий (кккооотт, лллееевв). Чтобы не делать этих и других ошибок, нужно проконсультироваться у педагога либо самостоятельно найти соответствующие методические рекомендации. Надеемся, что наши советы окажутся для Вас полезными, и желаем Вам удачи в занятиях с Вашим чадом!

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.