Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта). Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта) Тест на определение склонности к риску
Риск - это возможная, осознанная человеком опасность. С риском человек сталкивает ежедневно, порой даже не замечает его т.к. «автоматически, на уровне подсознания оценивает его вероятность и потенциальную угрозу».. Порой под риском понимается деятельность, которая совершается в надежде на удачный исход или просто характеристики деятельности в определенной ситуации. Однако более распространено другое суждение о риске, где он рассматривается как возможная опасность или неудача.
По словарю С.И. Ожегова риск определяется как возможная опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход. По его словам для существования риска, необходима опасность, в которой заложена неопределенность.
А.П. Альгин определяет риск как деятельность, которая связана с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора. В процессе этой деятельности имеется возможность количественно и качественно оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
По мнению О. Ренна, риск - это возможность того, что человеческие действия и результаты его деятельности приводят к последствиям, воздействующим на человеческие ценности.
Понятие «риск» используют многие общественные и естественные науки. Каждая из них использует для этого собственные методы т.к. каждая наука имеет свой предмет и свою направленность в исследовании риска. Как следствие можно выделить большое многообразие аспектов, в которых может рассматриваться риск или деятельность в рискованных ситуациях.
«Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок». Чаще всего у людей в возрасте с большим багажом жизненного опыта готовность к риску ослабевает. Если говорить о профессиональной деятельности, то люди с большим профессиональным опытом рискуют намного реже, чем неопытные, молодые специалисты. Если рассматривать индивидов по половому признаку, то женщины готовы рисковать при более определенных условиях, чем мужчины. В коллективе готовность индивида к риску зависит от тех ожиданий, которые на него возлагают, поэтому в данной ситуации готовность к риску может проявляться сильнее, чем, если бы человек находился один. В общем, готовность к риску у человека возрастает при назревании или наличии внутреннего конфликта. «Иногда нет никакой возможности избежать риска, но есть возможность его минимизировать, при этом достаточно знать несложные правила, чтобы не рисковать зря».
Но исключить риск из повседневной жизни невозможно т.к. он является неотъемлемой чертой человеческой активности. Обычно, риск встречается во всех сферах человеческой деятельности, это связано с влиянием на положительный исход принимаемых человеком решений множества факторов и условий внешней среды, как социальных, так и экономических и даже природных.
Однако «риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска».
Риск нельзя рассматривать однозначно т.к. порой он может сопутствовать творческой деятельности людей, а иногда, в опасных ситуациях, он бывает необходим для выживания. Порой принимаемые решения могут приобрести рискованный характер, в силу того, что нет возможности предугадать те последствия, которые они могут за собой повлечь. Именно поэтому любое принимаемое решение несет в себе ту или иною долю риска и принимается человеком для обеспечения личной психологической безопасности..
Исходя из этого, можно сказать, что «риск не только характеризует деятельность человека, как ориентированную на возможность неуспеха, но и показывает умение просчитать ситуацию, и способность человека изменять ее в соответствии с его целями».
Склонность человека к риску не может быть величиной постоянной, люди могут по-разному рисковать в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Готовность индивида к риску зависит от множества средовых факторов, таких как характеристики проблемных ситуаций, структурирования социальных систем, методов формирования проблемы и типа принимаемого решения. Готовность индивида к риску может быть связана с половой принадлежностью, мужчины обычно более рискованны, чем женщины, а так же с такими личностными качествами, как склонность к самоутверждению и доминированию, импульсивностью, возбудимостью и агрессивностью. «Отрицательные связи были выявлены с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью».
При оценке готовности к риску во время принятия рискованных решений исходными можно считать следующие данные:
1) важные целевые установки, т.е. личные и профессиональные цели;
2) перечень негативных последствий и потерь, которые возможны при принятии любого рискованного решения, основной задачей здесь является минимизация потерь;
3) степень готовности к риску в зависимости от от вероятности наступления последствий.
Именно поэтому «очень важно оценить степень готовности к риску, и возможно провести коррекционные мероприятия, чтобы избежать отрицательных последствий риска в жизни человека».
Назначение . Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
Инструкция. Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме: "полностью согласен», «безусловное да» +2 балла; «больше да, чем нет» -+1 балл; «ни да, ни нет», «нечто среднее» - 0 баллов; «больше нет, чем да» -1 балл; «полностью не согласен» -2 балла.
Вопросы
1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?
2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Моглии бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?
15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелее дорожное происшествие?
16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?
20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Показатели уровня готовности к риску:
Меньше -30 баллов - низкий.
10...+10 баллов - средний,
Свыше 4 - 20 баллов - высокий.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Опросник “Степень хронического утомления”
Данная методика предназначена для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует медицинского вмешательства.
Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних степенях - к полному срыву деятельности.
Отличительной чертой хронического утомления является его длительное “подспудное” накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При сильных степенях хронического утомления распад деятельности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме массированного “обвала”.
Поэтому своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности человека.
Данная методика представлена в виде традиционного опросника, который включает 36 развернутых утверждений, соответствующих наиболее типичным проявлениям хронического утомления в разных сферах жизнедеятельности. Они могут быть подразделены на четыре основные группы симптомов, включающих:
симптомы физиологического дискомфорта (п. 3, 9, 10, 11, 13, 1б, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32);
снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт (п. 1, 4, 5, 8, 19, 20, 21, 34, 35, 36);
нарушения в эмоционально-аффективной сфере (п. 2, 7, 15, 18, 22, 30);
снижение мотивации и изменения в сфере социального общения (п. 6, 12, 14, 28, 33).
Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме. Опросный лист, предлагаемый испытуемому для заполнения, представлен ниже.
Для оценки наличия признаков хронического утомления испытуемый может использовать три варианта ответов - согласен сутверждением (ответ “Да”), не согласен (ответ “Нет”) и не уверен в четком выборе (ответ “Да-Нет”). Полученные ответы по каждому пункту методики переводятся в трехбалльную оценочную шкалу с учетом типа формулировки утверждения:
Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагностического суждения о степени хронического утомления используются следующие градации ИХРУ:
Для более полной качественной интерпретации результатов целесообразно также подсчитать удельный вес разных групп симптомов в общем индексе хронического утомления (см. выше). Поскольку количество утверждений, входящих в разные группы симптомов, неодинаково, то имеет смысл подсчитать процентное отношение набранньк по соответствующим пунктам опросника баллов к их максимально возможному числу:
симптомы физиологического дискомфорта - 15 пунктов, mах = 30 баллов;
снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт - 10 пунктов, mах = 20 баллов;
нарушения в эмоционально-аффективной сфере - б пунктов, mах =12 баллов;
снижение мотивации и изменения в сфере социального общения - 5 пунктов, mах = 10 баллов.
Преобладание той или иной группы симптомов свидетельствует о глубине соматизации негативных последствий хронического утомления и указывает на сбои в работе тех регуляторных механизмов деятельности, которые прежде всего нуждаются в корректировке.
Так же как и уровень личностной тревожности, степень развития хронического утомления является важным опосредующим фактором, который обусловливает особенности актуального ФС. Общая астенизация организма связана с истощением адаптационных ресурсов человека, что существенно ограничивает возможности человека адекватно реагировать на профессиональные нагрузки. Она приводит также к необходимости актуализировать в деятельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенапряжения и истощения.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и соотнесите его с тем, как вы себя обычно чувствуете в течение последних нескольких месяцев. Если оно совпадает с типичными для вас ощущениями - зачеркните ответ “Да”, в противном случае - зачеркните ответ “Нет”. Если вы затрудняетесь в выборе ответа, подчеркните оба предложенных варианта “Да-Нет”.
1. Чаще всего у меня хорошее самочувствие да - нет
2. Я стал(а) раздражительным да - нет
3. В последнее время я стал (а) хуже видеть да - нет
4. Я стал(а) забывчивым да - нет
5. После работы я чувствую себя разбитым(ой) да - нет
6. Мне нравится работать в коллективе да - нет
7. У меня часто бывает подавленное настроение да - нет
8. Я чувствую постоянную тяжесть в голове да – нет
9. У меня отекают ноги да - нет
10. У меня бывают головокружения да - нет
11. У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть да -нет
12. Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой да -нет
13. После сна я обычно встаю вялым(ой) и плохо отдохнувшим(ей) да - нет
14. Мой рабочий день обычно пролетает незаметно да - нет
15. Я стал(а) часто ссориться со своими близкими да - нет
16. После пробуждения я засыпаю с трудом да - нет
17. Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах да -нет
18. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относился(лась)спокойно да-нет
19. Я стал (а) вялым и безразличным да -нет
20. Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать
Сегодня да -нет
21. В последнее время мне стало трудно работать да- нет
22. У меня ровный и спокойный характер да - нет
23. Меня мучают боли в висках и во лбу да -нет
24. У меня часто бывают приступы сердцебиений да - нет
25. Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея да -нет
26. У меня часто возникает ощущение тошноты да - нет
27. У меня часто болит голова да -нет
28. Моя работа мне перестала нравиться да - нет
29. Я постоянно хочу спать днем да -нет
30. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер да -нет
31. Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза да -нет
32. Чаще всего у меня беспокойный сон да -нет
33. Я с удовольствием прихожу на работу да -нет
34. Я все время чувствую себя усталым(ой) да -нет
35. В последнее время я чувствую общее недомогание да -нет
36. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком да - нет
Индекс хронического утомления
2 балла - полностью согласен, «ДА»;
1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;
0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;
1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»;
2 балла - «НЕТ».
Опросник.
1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100км/час?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?
15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50км/час?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Регистрационный бланк.
№ п/п | -2 | -1 | № п/п | -2 | -1 | ||||||
Сумма баллов |
Ключ.
Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к рису. Значения теста: от -50 до +50 баллов.
Интерпретация.
Меньше -30 баллов – слишком осторожны;
от -10 до +10 баллов – средние значения;
свыше +20 баллов – склонны к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования дали также следующие результаты:
С возрастом готовность к риску падает;
У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ М. ЦУКЕРМАНА
Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различногорода применительно к подросткам и взрослым людям.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для Вас, и отметить его в регистрационном бланке.
Опросник.
1. а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
3. а) Мне не нравятся все телесные запахи.
б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.
4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать
на меня незнакомое воздействие.
б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.
5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и
счастлив.
б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.
6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.
7. а) Если бы я был продавцом - коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не
сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего.
б) Если бы я был продавцом - коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно,
так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.
8. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку
такие споры, всегда неразрешимы.
б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением больше стимулируют,
чем люди, которые согласны со мной.
9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.
б) Страхование - это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек.
10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
11. а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от нее столько,
сколько возможно.
б) Наиболее важная цель в жизни - обрести спокойствие и счастье.
12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и
дисгармоничность.
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
14. а) Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком.
б) Худший социальный недостаток - быть скучным человеком, занудой.
15. а) Я предпочитаю эмоционально - выразительных людей, даже если они немного
неуравновешенны.
б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая
потребность причинить себе боль, вред.
б) Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.
Регистрационный бланк.
№ п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
а | б | а | б | ||
Сумма баллов |
Ключ.
№ п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | ||
а | а | ||||
а | б | ||||
б | а | ||||
б | б | ||||
б | б | ||||
б | б | ||||
б | а | ||||
б | б | ||||
Сумма баллов |
Интерпретация.
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что, в конечном счете, ведет к его личностному росту.
11-16 баллов - высокий уровень потребностей в ощущениях. Он обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
От 6 до 10 баллов - средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны - об открытости новому опыту, с другой стороны - о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.
От 0 до 5 баллов - низкий уровень потребностей в ощущениях. Он обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональный психологический отбор является одним из путей рационального распределения кадров в системе МЧС России по специальностям и комплектации учебных заведений курсантами и слушателями на основе всесторонней оценки индивидуально – психологических свойств личности, что позволяет существенно повысить эффективность использования человеческих ресурсов и качество подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера.
Методическое руководство содержит материалы рекомендательного характера, определяющие организацию мероприятий профессионального психологического отбора, содержание и особенности социально – психологического изучения и оценки нервно – психической устойчивости специалистов МЧС России и абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения соответствующего профиля.
В руководстве представлены основные методы социально – психологического изучения личности, позволяющие оценить уровень интеллектуального развития, эмоционально – личностные качества, особенности мотивационно – волевой сферы конкретного индивида и спрогнозировать его поведение и успешность в учебной или профессиональной деятельности.
ОПИСАНИЕ
Методика позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в условиях, связанных с риском, может быть использована с целью прогнозирования деятельности управляющего, работников военных , служб чрезвычайных происшествий и т. п.
Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного "нет". Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рискованному поведению.
Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования - около 7 минут.
- 2 балла – полностью согласен, полное «да»; 1 балл – больше «да», чем «нет»; 0 баллов – ни «да», ни «нет»,нечто среднее; -1 балл – больше «нет», чем «да»; -2 балла – полное «нет».
После ответа на все вопросы подсчитайте общую сумму баллов в соответствии с инструкцией. Положительные ответы на вопросы свидетельствуют о склонности к риску в условиях опасности. Значения теста от -50 до +50 баллов.
Меньше -30 баллов: слишком осторожны;
10 баллов: средние значения;
Свыше +20 баллов: склонны к риску.
Шкалы: готовность к риску
Назначение теста
Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:
С возрастом готовность к риску падает;
. у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
. у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
. с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
. в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
. «полностью согласен», «безусловное да»: +2 балла;
. «больше да, чем нет»: +1 балл;
. «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;
. «больше нет, чем да»: -1 балл;
. «полностью не согласен»: -2 балла.
Тест
1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку?
2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы?
15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелое дорожное происшествие?
16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?
20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.
Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Показатели уровня готовности к риску:
Меньше -30 баллов - низкий.
. -10…+10 баллов - средний.
. Свыше 4-20 баллов - высокий.