Дисциплинарное производство в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Что в себя включает дисциплинарное производство? Основные направления деятельности института дисциплинарного производства

  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
    • Понятие и основные признаки административных правоотношении
    • Предпосылки возникновения административных правоотношений
    • Виды административных правоотношений
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
      • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Дисциплинарное производство

Дисциплинарное производство - разновидность административного производства. Его основные черты определяются тем, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных проступках. Субъектом дисциплинарной власти в отношении подчиненного ему работника, сотрудника, служащего. В отношениях между ними принцип «власть - подчинение» реализуется в полной мере. Он имеет специфическую организационную и правовую основу - административное подчинение в процессе трудовой, служебной деятельности, весьма разнообразной по своим субъектам и характеру. Отсюда множественность субъектов дисциплинарной власти и наличие как общих, так и специфических актов (норм), регулирующих дисциплинарное производство.

В систему правовых актов, содержащих нормы о дисциплинарном производстве, входят:

  1. федеральные конституционные законы, федеральные законы: Трудовой кодекс РФ, законы о государственной службе и др.;
  2. указы Президента РФ по вопросам государственной службы, дисциплины должностных лиц и других служащих. Так, указами Президента РФ утверждены от 14 декабря 1993 г. № 2140 (с изменениями от 30 июня 2002 г.). Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, от 16 ноября 1998 г. № 1396 Дисциплинарный устав таможенной службы;
  3. правовые акты Правительства РФ, в том числе утверждаемые им положения и уставы о дисциплине работников и служащих тех или иных отраслей и сфер деятельности;
  4. правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Многими такими органами приняты специальные инструкции, регламентирующие производство о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности работников, служащих в подведомственных им системах;
  5. конституции, уставы, законы и иные правовые акты субъектов РФ, регулирующие производство по дисциплинарным проступкам в пределах их компетенции, например, в отношении их гражданских служащих.

Условно к системе рассматриваемых актов можно также отнести законы, предусматривающие особенности дисциплинарного производства в отношении определенных должностных лиц, например, об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ и т.п.

Наиболее общие положения, характеризующие дисциплинарное производство, сводятся к следующим.

Главными его задачами является установление наличия дисциплинарного проступка и его состава в действиях привлекаемого к ответственности, законное и обоснованное назначение ему дисциплинарного взыскания из предусмотренных нормативными правовыми актами.

К принципам дисциплинарного производства относятся: законность, презумпция невиновности; гласность; объективность и всестороннее исследование доказательств; уважение права и достоинства лица, в отношении которого ведется производство.

Субъектами дисциплинарного производства могут быть лишь уполномоченные на то органы и должностные лица, которые, по общему правилу, одновременно являются субъектами дисциплинарной юрисдикции по данному делу. Но в производстве могут участвовать и другие лица: либо те, кто инициировал производство, или те, чье участие необходимо для принятия правильного решения по делу.

По ТК РФ субъектом дисциплинарной власти является работодатель (ст. 192). Иначе и неоднозначно решается вопрос о субъектах дисциплинарной власти в нормативных правовых актах о государственной службе. Субъектами дисциплинарной власти по дисциплинарным проступкам, совершенным: гражданскими служащими является представитель нанимателя ; сотрудником органа внутренних дел, наркоконтроля, таможенного органа и т.п. - прямой начальник ; военнослужащим - командир (начальник) .

В системе правоохранительных органов и военной службы установлены субординационные отношения между сотрудниками, военнослужащими. Они имеют иерархическую структуру. Исходя из их должностного статуса среди них выделяются прямые и вышестоящие начальники, командиры, а исходя из персональных званий - старшие и младшие.

Прямыми начальниками, командирами являются лица, которым сотрудники, военнослужащие подчинены по службе. Прямой начальник, командир является его непосредственным начальником. По персональным званиям определяется старшинство сотрудников, военнослужащих; при равных званиях - в соответствии с занимаемой должностью.

Указанная классификация сотрудников, военнослужащих характеризует специфику отношений между ними и положена в основу определения круга участников дисциплинарного производства, характера и объема их дисциплинарной власти.

Прямые начальники, командиры являются субъектами дисциплинарной юрисдикции. Они могут налагать предусмотренные нормативными правовыми актами дисциплинарные взыскания в пределах их прав. Предоставленные им права принадлежат также вышестоящим начальникам, командирам. Последние имеют также право отменить, смягчить или ужесточить дисциплинарное взыскание, примененное прямым начальником, командиром. Но данное правило не является всеобщим. Оно имеет исключение при применении взысканий к военнослужащим. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Он вправе отменить взыскание, если найдет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

В системе правоохранительных органов, военной службы не каждый прямой командир (начальник) обладает дисциплинарной властью в полном объеме. Например, такой властью обладает министр обороны РФ, а также командующие войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил виды субъектов дисциплинарной власти и объем этой власти определяются в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, статуса военнослужащих, виновных в его совершении, видов дисциплинарных взысканий, соответствующих статусу военнослужащего, которые могут быть к нему применены.

Так, здесь определены права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов. Конкретизирована также дисциплинарная власть командиров (начальников) в соответствии с их воинскими званиями, предусмотренными по занимаемым должностям, заместителей командиров (начальников). В тех случаях, когда, по мнению командира (начальника), к сотруднику, военнослужащему необходимо применить дисциплинарное взыскание, выходящее за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Начальник, командир при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности.

Необходимой процедурой производства, предшествующей применению дисциплинарного взыскания, является затребование от привлекаемого к ответственности объяснения в письменной форме. Отказ дать объяснения не может быть препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В необходимых случаях до применения дисциплинарного взыскания проводятся проверка, разбирательство, имеющие целью установление виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка, правильного применения дисциплинарного взыскания за его совершение.

Сроки , в пределах которых может быть применено дисциплинарное взыскание, являются императивными, по дифференцируются в зависимости от характера дисциплинарного проступка либо его субъекта.

По ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. В этот срок не входит время болезни нарушителя, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работника.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. С учетом сложности и специфики выявления проступков срок для применения за них дисциплинарных взысканий не может быть позднее двух лег со дня их совершения, а именно: по результатам ревизии, проверки производственно-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Иные сроки применения дисциплинарных взысканий предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими дисциплинарную ответственность сотрудников правоохранительной службы и военнослужащих.

Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено до истечения десяти суток, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. В случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня окончания проверки или вынесения окончательного решения по указанным делам. В этот срок не включается время болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни сотрудника, в период его нахождения в отпуске или командировке, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Данное положение в основном аналогично тому, которое имеется в ТК РФ. В нем лишь не указывается аудиторская проверка, с которой ТК РФ увязывает двухлетний срок для применения дисциплинарного взыскания.

На военнослужащего дисциплинарное взыскание налагается, как правило, через сутки, но не позднее десяти суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При определении вины и вида дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, предшествующее поведение и отношение к исполнению служебных обязанностей совершившего проступок и т.д.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно может быть применено в письменной, а замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд также в устной форме. Дисциплинарное взыскание в письменной форме объявляется приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) с указанием мотивов применения взыскания объявляется привлеченному к ответственности под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одной.) месяца со дня его применения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, примененное приказом, считается снятым, если в течение года со дня его применения сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, командиром, наложившим данное взыскание, равным ему или вышестоящим начальником, командиром.

В специфическом порядке применяются и снимаются дисциплинарные взыскания, связанные с изменениями в должностном положении, персональном звании привлеченного к ответственности.

Особенности порядка наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

В этом уставе особо и детально регламентируется производство по исполнению каждого вида дисциплинарных взысканий.

Например, о наложенных дисциплинарных взысканиях объявляется: солдатам и матросам - лично или перед строем; сержантам и старшинам - лично, на совещании или перед строем сержантов или старшин и т.п. Запрещается объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных.

31 января 2003 г. на Первом Всероссийском съезде адвокатов был утвержден Кодекс профессиональной этики адвокатов.

Адвокатская практика в различных адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и дисциплинарная практика в отношении адвокатов в первые два года действия Закона об адвокатуре и Кодекса показали, что и Закон об адвокатуре, и Кодекс содержат не только пробелы в нормативном регулировании этой области адвокатуры, но и технические неточности в данных правовых документах. В короткие сроки эти недостатки были систематизированы адвокатским сообществом и устранены Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»», в последующем всероссийскими съездами адвокатов в 2005 и 2007 гг. были внесены существенные коррективы в Кодекс.

Далее Кодекс претерпел некоторые изменения с учетом практики его применения адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации только 22 апреля 2013 г. и 22 апреля 2015 г. соответственно на Шестом и Седьмом всероссийских съездах адвокатов.

В течение 2014 г. и в настоящее время адвокатское сообщество и государство в лице Министерства юстиции РФ активно обсуждают необходимость внесения изменений в Закон об адвокатуре, которые должны еще больше систематизировать и регламентировать адвокатскую деятельность в России. При этом в обществе существуют различные точки зрения на инициативы Минюста России изменить Закон об адвокатуре: адвокаты, как правило, говорят о том, что эти инициативы и проекты изменений к названному Закону должны исходить от адвокатского сообщества, которое нужно рассматривать как некоммерческую саморегулируемую организацию. В свою очередь Минюст России настаивает на том, что оно является контролирующим органом государства за деятельностью адвокатского сообщества и что институт адвокатуры — публично-правовой, в лице адвокатов государство гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), адвокат — сторона судебного процесса, это субъект следственных действий по уголовным делам и потому государство вправе инициировать изменения в Закон об адвокатуре. В любом случае внесение изменений в действующий Закон об адвокатуре приведет к необходимости внесения изменений и дополнений в действующий Кодекс.

Можно сказать, что в последние годы рассмотрение квалификационными комиссиями и советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации дисциплинарных производств осуществлялось в условиях стабильного регулирования и применения накопленного опыта за прошедшие 10 лет. Некоторые адвокатские палаты субъектов Российской Федерации занимались обобщением дисциплинарной практики, и следует признать, что систематизация дисциплинарной практики в Московской палате адвокатов, которая является самой многочисленной среди всех адвокатских палат Российской Федерации, проводится очень тщательно и с большим спектром показателей.

В 2014 г. Адвокатская палата г. Москвы выпустила объемный, около 900 с., сборник дисциплинарной практики за 2009 г. под редакцией первого вице-президента Палаты Г. М. Резника, составителем и ответственным редактором которого выступил заместитель Председателя Квалификационной комиссии Палаты Н. М. Кипнис.

Без всякого сомнения, каждому начинающему свою практику адвокату рекомендуется ознакомиться с этой книгой.

А. Жалобы в адрес адвокатской палаты на действия (бездействие) адвоката пишут судьи, которые рассматривают дело, в котором адвокат выступает в качестве представителя (защитника) стороны судебного процесса. В последнее время жалобы судей на адвокатов оформляются в виде постановления судьи или частного постановления судьи.

Наиболее типичными основаниями для написания судьями жалоб на адвокатов являются следующие:

  • неуважение к суду, выраженное в устных выступлениях и в процессуальных документах;
  • разговор по мобильному телефону в судебном заседании;
  • самовольное оставление зала суда;
  • неявка в судебное заседание.

Б. Представления о неправомерных действиях (бездействии) адвокатов (защитников), как правило, пишут следователи , прокуроры и другие сотрудники правоохранительных органов либо орган государственной власти , уполномоченный в области адвокатуры.

Основаниями для направления в совет палаты представления на адвокатов могут служить следующие факты:

  • неявка адвоката на следственные действия, о которых он уведомлен;
  • действия (бездействие) адвоката, направленные на затягивание сроков ознакомления подследственным с материалами уголовного дела;
  • действия (бездействие) адвоката, направленные на затягивание слушаний в судебных заседаниях.

В некоторых сообщениях судей и следователей о неявках адвокатов для участия соответственно в судебном заседании или следственном действии утверждается, что неявка адвоката свидетельствует о том, что он якобы «ненадлежащим образом выполняет свои профессиональные обязанности по защите подсудимого», «отказался от принятой на себя защиты, ненадлежащим образом исполнил профессиональные обязанности перед доверителем» и т. п.

Квалификационная комиссия в лице председателя комиссии может запросить у адвоката документы, имеющие отношение к делу, а также представить отзыв по существу дела (п. 6 ст. 23 Кодекса). Фактически квалификационная комиссия формирует дисциплинарное дело адвоката, готовит весь пакет документов по делу для членов комиссии. Дело должно быть рассмотрено комиссией в срок не более двух месяцев.

Нередко по усмотрению комиссии рассмотрение дела может быть отложено, но на срок не более двух месяцев. При этом особое внимание обращается на предельный шестимесячный срок рассмотрения дела адвоката, предусмотренный п. 5 ст. 18 Кодекса (см. выше).

Рассмотрение дисциплинарного дела квалификационной комиссией

Как правило, квалификационная комиссия собирается один раз в месяц для рассмотрения поступивших в комиссию жалоб на адвокатов от президента адвокатской палаты.

Разбирательство в комиссии осуществляется устно на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства . Перед началом разбирательства все члены комиссии предупреждаются о недопустимости разглашения и об охране сведений, которые будут получены в ходе разбирательства и которые относятся к персональным данным, коммерческой, адвокатской и иной тайне .

Секретарь комиссии делает сообщение о том, кто явился на заседание комиссии, а кто и по каким причинам не может присутствовать. При этом неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства не является основанием для отложения рассмотрения жалобы на адвоката, и члены комиссии рассматривают дело на основе материалов и устных заявлений участников разбирательства.

Установилась практика, согласно которой один из членов комиссии готовит проект заключения комиссии по дисциплинарному производству в отношении адвоката на основе тех письменных материалов, которые были получены от участников разбирательства (жалоба, отзыв адвоката, договор на оказание адвокатской помощи и пр.) до начала разбирательства. Далее в ходе разбирательства проект дорабатывается и дополняется новыми фактами и данными. Комиссия вправе запросить дополнительные сведения и материалы, необходимые для объективного рассмотрения дела. Следует отметить, что заключения комиссии по сложным разбирательствам к моменту их подписания председателем комиссии в качестве вердикта состоят из 25-30 печатных листов и охватывают все аспекты дисциплинарного производства.

По результатам разбирательства квалификационная комиссия вправе вынести следующие заключения:

адвокатуре или Кодекса, либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты.

В качестве примера критерия для принятия решения о привлечении адвоката к можно привести так называемый конфликт интересов, когда адвокат участвует в производстве по уголовному или гражданскому делу и одновременно оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им лица в действующем деле. Более того, при наличии оснований для отвода адвокат обязан устраниться от участия в производстве по такому уголовному или гражданскому делу;

2) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отсутствия в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре или Кодекса либо вследствие надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой.

В связи с этой нормой Кодекса полезно привести пример общепринятого в адвокатском сообществе критерия для прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката: претензии к адвокату в части, касающейся выбранной адвокатом тактики ведения дела, не могут служить основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса;

3) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

4) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

5) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности к адвокату;

6) о необходимости прекращения дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

В качестве критерия для принятия такого решения может служить общепризнанное понимание того, что любая беседа адвоката со своими знакомыми и друзьями не может рассматриваться как оказание этим лицам юридической помощи в том смысле, в каком это понятие определено в п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре.

Иное понимание будет противоречить общим принципам нравственности в обществе (см. п. 3 ст. 4 Кодекса) и сведет вопрос об оказании юридической помощи к абсурду, поскольку адвокату придется даже при даче знакомым элементарной справки по российскому законодательству заключать в простой письменной форме соглашение об оказании юридической помощи.

Вышеприведенный перечень заключений комиссии носит исчерпывающий характер.

Если п. 3-5 ст. 23 Кодекса достаточно ясны и понятны с точки зрения оснований для прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката, то п. 1, 2 и 6 указанной статьи являются предметом постоянных дискуссий в адвокатском сообществе и частых публикаций в адвокатско-юридической прессе.

Заседание комиссии по дисциплинарному производству оформляется протоколом, который должен быть подписан председателем либо лицом, которое выполняло функции председателя комиссии на таком заседании, и секретарем комиссии. Приложениями к протоколу заседания комиссии являются заключения комиссии по дисциплинарному производству в отношении каждого адвоката, по которому принято решение комиссии, а также все материалы по каждому делопроизводству и возможные аудиои видеозаписи.

Кодекс дает описание того, что должно быть отражено в заключении квалификационной комиссии по дисциплинарному производству в отношении адвоката.

Заключение комиссии должно состоять из:

1) вводной части, где указываются время и место вынесения заключения, состав комиссии, участники дисциплинарного производства, повод для возбуждения дисциплинарного производства;

2) описательной части, где должны содержаться указание на предмет жалобы и суть объяснения адвоката на предмет жалобы либо указывается, что адвокат проигнорировал жалобу и вызов на заседание комиссии;

3) мотивировочной части, где детально излагаются:

  • фактические обстоятельства делопроизводства, установленные комиссией;
  • доказательства , на которых основаны ее выводы;
  • доводы, по которым она отвергает те или иные доказательства;
  • правила профессионального поведения адвокатов, которыми руководствовалась комиссия при вынесении заключения;

4) резолютивной части, где содержится одно из заключений, предусмотренных п. 9 ст. 23 Кодекса. Следует отметить, что бывают случаи, когда в жалобе на адвоката содержатся несколько обвинений и дисциплинарное производство велось по нескольким заявленным в жалобе требованиям заявителя. В этом случае резолютивная часть такого заключения комиссии содержит несколько заключений.

Например, руководствуясь п. 7 ст. 33 Закона об адвокатуре и подп. 1, 2 п. 9 ст. 23 Кодекса, Квалификационная комиссия Адвокатской палаты г. Москвы единогласно вынесла заключение:

— о нарушении адвокатом О. положений абз. 1 ст. 12 Кодекса («участвуя или присутствуя на судопроизводстве … адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и другим участникам процесса…»), что выразилось в сообщении от своего имени в ходе допроса свидетеля С. 13 июня 2012 г. следователю Б. о том, что в конце допроса он будет рекомендовать свидетелю воспользоваться ст. 51 Конституции Российской Федерации (то есть отказаться от дачи показаний!), и самовольном оставлении в последующем (до окончания допроса) места производства следственного действия (допроса) — кабинета следователя УФСБ России по ЧР;

— о необходимости прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката О., возбужденного по представлению Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве от 3 июля 2012 г., основанному на обращении руководителя СО — начальника СО Управления УФСБ России по ЧР, вследствие отсутствия в указанных действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, включая Кодекс.

Как было сказано в предыдущих главах, совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является высшим органом в принятии решения о судьбе адвоката .

Дисциплинарное дело адвоката с заключением квалификационной комиссии передается президенту адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и должно быть рассмотрено на заседании совета палаты, как правило, не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения квалификационной комиссией. Для этих целей секретариат совета палаты рассылает соответствующие уведомления всем участникам дисциплинарного производства , готовит материалы — досье по каждому производству, включая информацию об адвокате.

Каждый из участников дисциплинарного производства не позднее 10 суток с момента вынесения квалификационной комиссией заключения вправе представить в совет палаты свое письменное заявление с согласием (что бывает чрезвычайно редко) или несогласием с заключением комиссии. Чаще всего адвокаты передают свои заявления в совет палаты с аргументацией своего несогласия с решением квалификационной комиссии. Доверители адвоката, как правило, участвуют в заседании совета палаты со своей аргументацией. Представители правоохранительных органов чрезвычайно редко участвуют в заседаниях совета палаты, о чем свидетельствуют протоколы заседаний Совета Адвокатской палаты г. Москвы и других субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства на заседание совета палаты не препятствует разбирательству и принятию решения советом палаты.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что Кодекс прямо указывает на то, что совет палаты при разбирательстве на своем заседании не вправе пересматривать выводы квалификационной комиссии в части установленных ею фактических обстоятельств в дисциплинарном производстве, а равно выходить за пределы жалобы .

Во время заседания совета палаты с учетом конкретных обстоятельств дела нередки случаи, когда члены совета предпринимают усилия к примирению адвоката и лица, подавшего жалобу. Это касается и возврата части или полностью полученного вознаграждения от доверителя, признания обоснованными претензии заявителя и соответствующих извинений адвоката за свои действия и (или) бездействие по отношению к заявителю (доверителю). В большинстве случаев доверители не согласны с соотношением выполненной адвокатом работы (оказанной юридической помощи) и размером выплаченного вознаграждения. Нередки случаи, когда адвокат соглашается вернуть заявителю (доверителю) часть полученного вознаграждения и достигнуть с заявителем мирового соглашения ради прекращения дисциплинарного производства.

У совета палаты шире возможности по принятию решения по итогам рассмотрения дисциплинарного производства в сравнении с квалификационной комиссией. Кодекс предусматривает, что совет палаты может принять следующие решения:

1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности , предусмотренных ст. 18 Кодекса;

2) о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и Кодекса;

3) о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения совета палаты или совета иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

4) о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

5) о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства;

6) о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства советом палаты или квалификационной комиссией;

7) о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;

8) о прекращении дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства советом палаты или квалификационной комиссией отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.

Как видно из приведенного в ст. 25 Кодекса перечня возможных решений совета палаты по итогам рассмотрения дисциплинарного производства в отношении адвоката, совет палаты в дополнение к решениям, которые может принять квалификационная комиссия, обладает правом :

— не согласиться с решением квалификационной комиссии и по различным причинам (новые обстоятельства, появившиеся в ходе заседания совета палаты, представленные отзывы сторон по делу, недостаточно глубокое и тщательное изучение фактов и событий дела и пр.) вернуть дисциплинарное дело на новое рассмотрение (разбирательство) в квалификационную комиссию;

— прекратить дисциплинарное производство в отношении адвоката вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение.

Так например, Совет Адвокатской палаты Москвы 18 июня 2015 г. на основе заключения квалификационной комиссии палаты прекратил дисциплинарное производство в отношении адвоката Дагира Хасавова, которого Главное управление Минюста России по Москве в своем представлении просило лишить статуса за интервью телеканалу «РЕН ТВ», показанное 24 апреля 2015 г. в сюжете «Шариатский суд идет».

В практике советов палат были случаи, когда адвокаты узнавали о вынесенных решениях о привлечении их к дисциплинарной ответственности спустя достаточно продолжительное время (болезнь, длительная командировка, приостановка статуса для работы в избирательных органах и учебы и пр.). В таких случаях Кодекс предусматривает возможность совета палаты отменить либо изменить свое решение о применении мер дисциплинарной ответственности к адвокату при наличии новых и (или) вновь открывшихся обстоятельств.

Решение совета палаты по жалобе принимается путем голосования.

Заверенная копия принятого решения в 10-дневный срок направляется заявителю и в адвокатское образование, в котором состоит адвокат, по дисциплинарному производству в отношении которого принято решение.

Надлежаще оформленное решение совета палаты необходимо заявителю (доверителю) для следующих возможных дальнейших действий по защите своих интересов:

  • подать гражданский иск о возмещении убытков, полученных в результате действий (бездействия) адвоката;
  • подать заявление в следственные и другие правоохранительные органы с целью защиты своих интересов по действующему уголовному, административному или гражданскому делу, в котором фигурирует заявитель (доверитель);
  • подать заявление о восстановлении сроков исковой давности и пр.

Кодекс достаточно лояльно решает вопрос о дальнейшей судьбе адвокатов с дисциплинарным взысканием. Так, если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Другими словами, взыскание «гасится» автоматически. Кроме того, совет палаты вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого адвоката, по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат.

Материалы дисциплинарного производства хранятся в делах совета палаты в течение трех лет с момента вынесения решения. Материалы дисциплинарного производства, по которому было принято решение о прекращении статуса адвоката, хранятся в делах совета палаты в течение пяти лет с момента вынесения решения.

Адвокатское сообщество очень трепетно относится к разглашению материалов дисциплинарного производства в отношении адвокатов.

Кодекс прямо указывает, что их разглашение не допускается, а в случае опубликования полностью или частично (например, в сборниках дисциплинарных практик советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, в статьях периодических изданий адвокатского сообщества: журнал «Адвокат», газета «Новая адвокатская газета» и пр.) решения совета палаты по дисциплинарному производству должны публиковаться без указания фамилий (наименований) его участников.

Казначей Иван Васильевич - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному расследованию в ОВД Волгоградской академии МВД России, инд. 400084 г. Волгоград ул. Историческая, д. 130, е-тай:2013гук@тай. ru.

Information about the author

Kaznachey Ivan Vasilevich - candidate of legal sciences, lecturer department of criminal procedure Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, 400089, Volgograd, Str.Historic, 130, е-mail:[email protected].

Дата поступления статьи в редакцию: 24.02.2016.

А.А. Козявин А.П. Ксёндзык

ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДВОКАТА И АДВОКАТСКОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Настоящая статья посвящена исследованию некоторых актуальных проблем повышения качества адвокатской деятельности, необходимость в котором обусловлена, кроме прочего, периодически возникающими дискуссиями о внедрении в уголовный процесс институтов адвокатского расследования и следственных судей.

В статье на основе анализа нормативных источников сформулированы четыре этапа развития указанного института: доисторический, этапы становления, конкретизации и систематизации этических положений. В ходе исследования с учетом выдвинутой периодизации и материалов дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации идентифицированы и охарактеризованы основные группы проблем в части совершенствования института профессиональной ответственности адвоката в России: определения модели фиксации этических правил, создания комиссий по этике, отсутствия еди-

нообразия в дисциплинарной практике, необходимости введения стандарта качества адвокатских услуг и совершенствования механизма контроля за ним. Также предложены направления их решения.

Ключевые слова: адвокатская деятельность, профессиональная этика адвоката, дисциплинарная ответственность адвоката, уголовное судопроизводство.

A.A. Kozyavin A.P. Ksendzyk

STAGES AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPING THE INSTITUTE OF ADVOCATE"S PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AND OF ADVOCATORY DISCIPLINARY

This article is devoted to some topical problems of improvement of quality of advocacy, the need for which is caused by, among other things, recurring discussions about introduction to the criminal proceedings of institutes of advocate investigation and investigative judges. In the article on the basis of the analysis of regulatory sources 4 stages of development of the specified institute are formulated: prehistoric, phases of formation, con-cretization and systematization of ethical provisions. In the course of the research by taking into consideration the periodization and the materials of the disciplinary practice of advocate chambers of subjects of the Russian Federation major groups of issues in terms of improving the Institute of advocate"s professional liability in Russia are identified and characterized as follow: definition the model to commit ethical rules, creation of ethics commissions, the lack of consistency in disciplinary practices, the need to introduce quality standards of legal services and improving the mechanism of control over them. Concrete directions for their solution are proposed.

Keywords: advocacy, professional ethics of a lawyer, disciplinary liability of a lawyer, the criminal proceedings.

Из истории формирования адвокатской корпорации известно, что отношение к правозащитникам в России всегда было достаточно противоречивое. С одной стороны, общество отчетливо признавало необходимость участия в процессе стороны защиты, с другой - под давлением воли монарха и устоявшихся отрицательных взглядов в обществе

процесс становления адвокатуры протекал крайне медленно ввиду перманентно утверждавшихся законов, тормозивших вышеуказанное развитие. К примеру, в 1878 г. Министерство Юстиции вообще предложило проект уничтожения независимости адвокатуры .

Несмотря на все сложности и потрясения, за 150-летие своего существования адвокатура зарекомендовала себя как независимая профессиональная корпорация, получившая особенный импульс развития в ходе проведения с начала 90-х гг. XX в. коренных демократических преобразований, в том числе расширивших воздействие институтов гражданского общества, коим является и она, на строго публичные сферы общественных отношений - отправление правосудия, уголовный процесс и т. д. . В каждый конкретный момент своего существования адвокатское сообщество понимало особую моральную остроту профессии, возводя в Абсолют постулат: «Неприемлемым является поведение адвокатов, которые, осуществляя защиту своих клиентов, выходят за рамки дозволенного с точки зрения права и морали...» . А потому уже традиционным является то, что адвокатская корпорация особое внимание уделяет профессиональной ответственности своих членов за правовое и моральное качество труда.

Инструментом, способствующим контролировать эффективность оказания квалифицированной юридической помощи и соблюдение нравственных и этических требований в процессе осуществления защиты, является ответственность адвоката. Профессиональная ответственность адвоката представляет собой возникшее из профессионального правонарушения правоотношение между органами профессионального контроля корпорации и нарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеть определенные негативные последствия в результате нарушения корпоративных правил.

Для всестороннего анализа характерных черт профессиональной ответственности адвоката целесообразно рассмотреть периодизацию истории ее становления в России. На основе анализа положений Кодекса профессиональной этики адвоката и Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, а также с учетом существующих в науке периодизаций, выделим основные этапы развития института профессиональной ответственности адвоката:

1. До 2002 г. - доисторический этап развития профессиональной ответственности адвоката (протоответственность): отсутствие норм,

регулирующих привлечение адвокатов к профессиональной ответственности; регламентация вышеуказанных положений нормами государственного права; наступление других видов юридической ответственности за совершение правонарушений адвокатами.

2. 2002-2004 гг. - этап становления профессиональной ответственности адвоката (осевое время): принятие Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, содержащего общие принципы, нарушение которых влекло привлечение адвокатов к профессиональной ответственности; принятие Кодекса профессиональной этики адвоката, конкретизирующего положения вышеуказанного Закона.

3. С 2004 г. наступает этап конкретизации положений в сфере профессиональной ответственности адвокатов, отправной точкой которого считается принятие Федерального закона от 20.12.2004 г. №163-ФЗ1, закрепившего отсылочную норму, согласно которой статус адвоката может быть прекращен из-за нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката. Результатом внесенных изменений в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в 2004 г. является конкретизация общих требований законодательства в конкретные правовые предписания, содержащиеся в корпоративном акте.

4. Современный этап (этап систематизации) - ежегодная публикация дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации с целью совершенствования деятельности региональных адвокатских палат и повышения престижа адвокатской корпорации.

Дискуссионными вопросами на современном этапе формирования профессиональной ответственности адвоката, на наш взгляд, выступают:

1. Модель фиксации этических правил, регулирующих отношения в сфере адвокатской деятельности, в корпоративном кодифицированном акте - Кодексе профессиональной этики адвоката.

Так, А. Д. Бойков , Ю. С. Пилипенко , считают более целесообразной прецедентную модель. Эволюционный путь развития этики адвоката по этой модели предполагает в качестве результата обобщения прецедентов появление сводов этических правил, играющих роль казуальных нравственных ориентиров для адвоката.

1О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [федеральный закон от 20.12.2004 №163-ФЗ с изм. от 21.11.2011] // СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5267.

2. Создание Комиссии по этике, наделенной правом давать разъяснения по вопросам применения Кодекса профессиональной этики адвоката. Постоянно действующая коллегиальная структура при Федеральной палате адвокатов призвана обеспечить единообразие дисциплинарной практики адвокатов, способствовать выработке единых этических стандартов на всей территории Российской Федерации. Идея создания Комиссии была воспринята положительно большинством членов адвокатского сообщества, но не получила закрепления в Кодексе.

3. Отсутствие единообразного подхода к дисциплинарной практике адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Вышеуказанный пробел в регулировании отношений в сфере адвокатской деятельности находит отражение в вынесении решений Советами Адвокатских палат субъектов РФ о применении дисциплинарных взысканий, не закрепленных в Кодексе и Законе об адвокатуре. Посмотреть динамику можно на примере деятельности Совета Адвокатской палаты г. Москвы (табл., рис.).

Обобщенные данные дисциплинарных производств, рассмотренных Советом Адвокатской палаты г. Москвы

за 2003-2008 гг.

Период/ мера Всего 2003- 2005 2006 2007 2008

взыскания 2004

312 50 50 92 49 71

Замечание 85 17 12 16 17 23

Предупреждение 51 8 11 11 10 11

Выговор 27 15 8 4 - -

Прекращение ста- 149 10 19 61 22 37

туса адвоката

4. Введение стандарта качества адвокатских услуг. Новая волна обсуждений среди процессуалистов, касающихся злоупотреблений адвокатом-защитником своими полномочиями, выявлена в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №29 (далее - Пленум)1, посвященного обеспечению права на защиту в уголовном судопроизводстве. Предметом дискуссии явилось содержание, изложенное в п. 18 Пленума, о праве на отказ в

1 О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №29 // Российская газета. 2015. 1 июля.

удовлетворении ходатайств защиты и на иное ограничение правомочий обвиняемого либо защитника, если это обусловлено недобросовестным поведением со стороны последних. При этом, стоит отметить, злоупотребить процессуальным правом защитник может не только посредством подачи многочисленных ходатайств, но и при осуществлении пассивной защиты, так как процессуальные обязанности защитника необходимы для обеспечения обвиняемому права на защиту и для соблюдения требований презумпции невиновности.

Удельный вес решений Совета Адвокатской палаты г. Москвы

за 2003-2008гг.

В настоящее время оценочные стандарты уже используются в правоприменительной практике и регламентированы ч. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката1. К таким стандартам относятся добросовестность, честность, разумность, квалифицированность, принципиальность и своевременность. Введение формальных стандартов, указывающих на конкретные действия, которые должен совершать адвокат в своей деятельности, предопределяют закрепление соответствующих норм в Кодексе.

Анализируя российский опыт формирования системы контроля за качеством адвокатских услуг, следует отметить, что в советское

1 Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 (с изм. от 22.04.2015) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2010. № 3. С. 3-28.

время полномочными органами, осуществляющими такой контроль, являлись комиссии по качеству, значительную часть членства которых составляли наиболее опытные адвокаты. В настоящее время система повышения квалификации адвокатов имеет рекомендательно-добровольный характер .

Здесь имеет смысл обратиться к зарубежному опыту в формировании подходов к стандартизации качества услуг . Так, для предотвращения нарушений курсы повышения квалификации используются Датской ассоциацией юристов1 и Орденом адвокатов Португалии . В Германии адвокат обязан совершенствовать профессиональные навыки, проходя обучение в немецкой Академии адвокатуры в Берлине или на платных краткосрочных курсах в разных городах Германии .

5. Совершенствование механизма контроля за качеством адвокатских услуг. Речь идет о необходимости расширения перечня мер дисциплинарной ответственности с целью обеспечения соблюдения принципов профессиональной этики адвоката в России. Более того, требование необходимости закрепления дополнительных мер дисциплинарной ответственности адвоката подтверждается дисциплинарной практикой адвокатских палат субъектов Российской Федерации, которые неоднократно применяли меры, не закрепленные в Законе об адвокатуре и Кодексе .

Совершенствование механизма привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в Российской Федерации может осуществляться в виде заимствования характерных черт романо-германской и континентальной правовых семей. При этом следует учитывать и российский исторический опыт становления механизма привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Так, система дисциплинарных взысканий согласно Учреждению судебных установлений, принятому в 1912 г., предусматривала применение к адвокатам следующих дисциплинарных мер: предостережение; выговор; запрещение осуществлять деятельность присяжного поверенного в течение 1 года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду . Современные реалии также накладывают свой отпечаток на существо предложений по расширению перечня дисциплинарных мер воздействия на адвоката: наиболее

1 Информационная справка о международной деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ за 2004 год // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2005. № 1. С. 74.

обсуждаемой из них является денежное взыскание в размере до 100 рублей. Впрочем, она не была включена в итоговую редакцию поправок к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре и к Кодексу профессиональной этики адвоката.

Таким образом, целесообразным представляется расширение мер профессиональной ответственности адвоката посредством закрепления как юридической ответственности, применяемой к адвокатам в России вследствие нарушения правовых норм, путем дополнения уже имеющихся мер штрафом и принудительным повышением квалификации; так и моральной ответственности - путем замечания, предупреждения, выговора.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что ответственность адвоката в России прошла длительный путь развития: с момента зарождения до этапа систематизации, осуществляющейся и в настоящее время. Учитывая, что в юридическом профессиональном сообществе периодически возникают дискуссии о возможности наделения адвокатом правом осуществлять адвокатское расследование (а это совсем иной, нежели сегодня, уровень полномочий и ответственности) и даже введения института следственных судей исследование проблем и перспектив дальнейшего развития ответственности адвоката в Российской Федерации как основного механизма обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь становится особенно актуальным.

Список использованной литературы

1. Гессен И. В. История русской адвокатуры: Адвокатура, общество и государство, 1864-1914 гг. М. : Изд-во Совета Присяжных Поверенных, 1914. Т. 1. 672 с.

2. Козявин А. А., Чистилина Д. О. Перспективы развития взаимодействия институтов гражданского общества и уголовного судопроизводства // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 1. С. 136-144.

3. Рябинина Т. К. Нравственные начала уголовного процесса: учеб. пособие. Курск: КурскГТУ, 2007. 440 с.

4. Бойков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М. : Юрид. лит., 1978. 173 с.

5. Пилипенко Ю. С. Адвокатская тайна: комментарий к дисциплинарной практике. М. : Информ-Право, 2009. 336 с.

6. Женина М. А. Теоретические и практические проблемы дисциплинарной ответственности адвоката: дис. ... канд. юрид. наук, 2009. 232 с.

7. Козявин А. А., Овчинникова А. П. Реформирование института дисциплинарной ответственности адвоката в Российской Федерации (на основе анализа опыта зарубежных стран) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 4. С. 131-138.

8. Д"Альмедио Риберио А. Профессиональная подготовка адвокатов Португалии // Адвокат. 2002. № 11. С. 2-5.

9. Жалинский А. Введение в немецкое право. М. : Спарк, 2001. 767 с.

10. Профессиональная этика адвокатов. (Материалы по вопросам дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации) : сб. материалов / сост. Н. М. Кипнис; под ред. М. А. Сучкова. М. : ООО «Вариант», 2008. 576 с.

11. Змирлов К.П. Учреждение судебных установлений, измен. и доп. Законом о преобразовании местного суда [Собр. узак. 1912 г. № 118]. СПб. : Изд-ие Юрид. книжного склада «Право», 1913. 487 с.

Козявин Андрей Александрович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, 305040, ул. 50 лет Октября, 94; e-mail: [email protected].

Ксёндзык Анна Павловна - магистрант кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, 305009, ул. Бутко, д. 17, кв. 13; е-mail: anna. [email protected].

Information about the authors

Kozyavin Andrey Aleksandrovich - Candidate of Law, Associated Professor, Associated Professor of the Criminal Procedure and Criminalistics Department of Southwest State University, Kursk, 305040, 50 let Okyabrya Str., 94; e-mail: [email protected].

Ksendzyk Anna Pavlovna - magistrate student of the Criminal Procedure and Criminalistics Department of South West State University, Kursk, 305009, Butko str., 17 - 13; e-mail: [email protected].

Вопрос 36. Поводы для начала дисциплинарного производства. Порядок возбуждения и права участников дисциплинарного производства.

Поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом этики (ст. 19 Кодекса этики).

Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное и справедливое рассмотрение жалоб, представлений, сообщений в отношении адвоката, их разрешение в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом этики, а также исполнение принятого решения.

При осуществлении дисциплинарного производства принимаются меры для охраны сведений, составляющих тайну личной жизни лиц, обратившихся с жалобой, коммерческую и адвокатскую тайны, а также меры для достижения примирения между адвокатом и заявителем.

Дисциплинарное производство осуществляется только квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты, членом которой адвокат является на момент возбуждения такого производства. После возбуждения дисциплинарного производства лица, органы и организации, обратившиеся с жалобой, представлением, сообщением, адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, а также представители перечисленных лиц, органов и организаций являются участниками дисциплинарного производства.

Отзыв жалобы, представления, сообщения либо примирение адвоката с заявителем возможны до принятия решения советом и влечет прекращение дисциплинарного производства. Повторное возбуждение дисциплинарного производства по данному предмету и основанию не допускается.

1)жалоба, поданная в совет другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а равно – при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований – жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 Закона об адвокатуре;

2)представление, внесенное в совет вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим;

3)представление, внесенное в совет органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;

4)сообщение суда (судьи) в адрес совета в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Жалоба, представление, сообщение признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного производства, если они поданы в письменной форме и в них указаны:

1)наименование адвокатской палаты, в совет которой подается жалоба, вносятся представление, сообщение;

2)фамилия, имя, отчество адвоката, подавшего жалобу на другого адвоката, принадлежность к адвокатской палате и адвокатскому образованию;

3)фамилия, имя, отчество доверителя адвоката, его место жительства или наименование учреждения, организации, если они являются подателями жалобы, их место нахождения, а также фамилия, имя, отчество (наименование) представителя и его адрес, если жалоба подается представителем;

4)наименование и местонахождение органа государственной власти, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо сообщение;

5)фамилия, имя, отчество, а также принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию адвоката, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного производства, реквизиты соглашения об оказании юридической помощи (если оно заключалось) и (или) ордера;

6)конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;

7)обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с жалобой, представлением, сообщением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

8)перечень прилагаемых к жалобе, представлению, сообщению документов.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы, обращения, представления лиц, не указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса этики, а равно жалобы, сообщения и представления указанных в статье лиц, основанные на действиях (бездействии) адвоката (в том числе руководителя адвокатского образования, подразделения), не связанных с исполнением им профессиональных обязанностей.

Не могут являться допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства жалобы и обращения других адвокатов или органов адвокатских образований, возникшие из отношений по созданию и функционированию этих образований.

Президент адвокатской палаты субъекта РФ попоступлении документов, предусмотренных п. 1 ст. 20 Кодекса этики, возбуждает дисциплинарное производство не позднее 10 дней со дня их получения. Участники дисциплинарного производства заблаговременно извещаются о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией, им предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дисциплинарного производства (ст. 31 Закона об адвокатуре и ст. 21 Кодекса этики).

В случае получения жалоб и обращений, которые не могут быть признаны допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступивших от лиц, не имеющих права ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, президент палаты отказывает в его возбуждении, возвращает эти документы заявителю, указывая в письменном ответе мотивы принятого решения, а если заявителем является физическое лицо, разъясняет последнему порядок обжалования принятого решения.

Обстоятельствами, исключающими возможность дисциплинарного производства, являются:

Состоявшееся ранее решение совета по дисциплинарному производству с теми же участниками по тому же предмету и основанию;

Состоявшееся ранее решение совета о прекращении дисциплинарного производства по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 25 Кодекса этики;

Истечение сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Каждый участник дисциплинарного производства вправе предложить в

устной или письменной форме способ разрешения дисциплинарного дела. Лицо, требующее привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, должно указать на конкретные действия (бездействие) адвоката, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей.

Участники дисциплинарного производства с момента его возбуждения имеют право:

1)знакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, в том числе с помощью технических средств;

2)участвовать в заседании комиссии лично и (или) через представителя;

3)давать по существу разбирательства устные и письменные объяснения, представлять доказательства;

4)знакомиться с протоколом заседания и заключением комиссии;

5)в случае несогласия с заключением комиссии представить совету свои объяснения.

По просьбе участников дисциплинарного производства комиссия вправе запросить дополнительные сведения и документы, на которые участники ссылаются в подтверждение своих доводов.

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания 1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

27. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Повод к возбуждению уголовного дела – это получаемые из установленных законом источников сведения (информация) о событии, факте, содержащем признаки преступления.В статье 140 УПК РФ дан перечень поводов для

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.Работодатель до истечения года со дня

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Каков порядок возбуждения кассационного производства? Реализация права кассационного обжалования, принесения представления приводит к возбуждению кассационного производства. Для того чтобы это произошло, необходимо:- составить кассационную жалобу, представление в

Из книги Кодекс профессиональной этики адвоката автора России Законодательство

Раздел второй ПРОЦЕДУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 19 1. Порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, сообщений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений) устанавливается данным разделом

Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

Исковое заявление о снятии дисциплинарного взыскания В _________________________ районный (городской суд)____________________________ областиИстец: ___________________________(ф. и. о., год рождения, адрес)Ответчик: ___________________________(наименование предприятия,___________________________организации, учреждения, адрес)Исковое

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 37. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Процедура, виды решений. Дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии (ст. 22 Кодекса этики):1)разбирательство в квалификационной комиссии

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

Вопрос 284. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, виды, основания и порядок применения. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1.КоАП):В целях пресечения административного правонарушения,

Из книги автора

Вопрос 383. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. Поводами для возбуждения уголовного дела служат (ст. 140 УПК):1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о

Из книги автора

Вопрос 384. Порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования. Возбуждение уголовного дела

Из книги автора

Вопрос 406. Уголовные дела частного обвинения: понятие, особенности возбуждения и производства в суде первой инстанции. Уголовные дела частного обвинения – это дела по обвинению одного частного лица другим частным лицом, такие дела не затрагивают интересы общества, а

Из книги автора

Вопрос 414. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: основания и процессуальный порядок. Возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств – одна из исключительных стадий уголовного процесса, в

Из книги автора

5.1.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.Основанием для возбуждения

Дисциплинарное производство - это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Основным правовым документом, регулирующим дисциплинарное производство, является Трудовой кодекс Российской Федерации, где в гл. 29 закреплены основные процессуальные нормы, регламентирующие производство по привлечению к дисциплинарных взысканиям в сфере трудовых отношений. Учитывая наличие различных видов трудовых отношений (производство, учеба, собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.п.), производство по привлечению к дисциплинарной ответственности в настоящее время регламентировано многими нормативно-правовыми актами. Так вопросы, касающиеся производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, регламентируют, например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. № 708; Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 г. № 744 и др.

Общее, что характерно для производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, независимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность.

Основными видами субъектов производства по привлечению к дисциплинарной ответственности являются работодатель и работник.

Работодателями могут быть государственные и негосударственные органы или организации в лице их соответствующих руководителей, наделенные правом письменно издавать приказы или распоряжения о приеме работника на работу или службу. Как правило, перечень руководителей, наделенных таким правом, специально оговорен в правовых актах. В качестве работников, как правило, выступают физические лица, соответствующие предъявляемым к ним законом требованиям (к возрасту работника, его состоянию здоровья и др.).

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о процессуальной деятельности по привлечению к дисциплинарной ответственности, можно различить два вида производства - простое и сложное (рутинное).

Простое производство обычно включает в себя две стадии: возбуждение дела и принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения. Такое производство, как правило, имеет место:

    в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины ввиду ее явности;

    когда виновный осознает свою вину и раскаивается в совершенном нарушении дисциплины.

Во всех других случаях дисциплинарное производство является сложным (рутинным) и проходит, как правило, пять стадий.

    На первой стадии производится возбуждение дела о дисциплинарном проступке. Оно заключается в том, что руководитель, наделенный правом применять дисциплинарное взыскание, на основании информации о нарушении дисциплины оценивает свои юрисдикционные полномочия по применению дисциплинарного взыскания.

К этой же стадии следует относить постановление суда чести о применении мер дисциплинарного воздействия к нарушителю дисциплины, если материалы о нарушении служебной дисциплины были приняты им самостоятельно.

В некоторых случаях, когда это требуется, назначается служебная проверка, целью которой является всестороннее и объективное расследование обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом им уполномоченным. Это делается при наличии повода - поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников. В ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает.

Если служебное разбирательство производилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.

    Рассмотрение дела осуществляется, как правило, прямым начальником привлекаемого к дисциплинарной ответственности. На этой стадии исследуются все обстоятельства, при необходимости собираются дополнительные материалы для всесторонней оценки и принятия объективного, обоснованного решения. В любом случае до принятия решения по делу, даже если служебная проверка не проводилась, от лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. На этой стадии:

    • анализируются письменное объяснения нарушителя служебной дисциплины, заключение служебной проверки или постановление суда чести, а также другие документы и материалы, имеющие отношение к делу;

      оцениваются тяжесть совершенного проступка и степень вины;

      выбирается вид дисциплинарного взыскания;

      если к виновному, по мнению руководителя, необходимо применить меры наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником;

      даются письменные распоряжения должностным лицам (кадровым аппаратам) о подготовке проекта приказа о привлечении виновного в нарушении служебной дисциплины к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание:

      характер проступка;

      обстоятельства, при которых он был допущен;

      прежнее поведение виновного;

      признание им своей вины;

      его отношение к службе;

      время нахождения на службе и знание правил ее несения;

      другие факторы.

    Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. На данной стадии после рассмотрения материалов дела субъект дисциплинарной власти вправе:

    • вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

      ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

      направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т.д.);

      наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

      если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, то он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан - ректору);

      при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбуждать уголовное дело.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания руководитель принимает в форме приказа, который является индивидуальным актом управления и должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к актам подобного рода.

При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение.

    Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Привлеченный к дисциплинарной ответственности вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание вышестоящему начальнику или в суд. В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания, как правило, не приостанавливается.

Жалоба может быть оставлена без удовлетворения или по результатам ее рассмотрения возможно изменение меры взыскания в сторону снижения. Кроме того, может быть отменен приказ о наложении дисциплинарного взыскания и принято по делу иное решение.

    Исполнение решения является завершающей стадией дисциплинарного производства. Оно состоит в объявлении виновному под расписку приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения.

До применения дисциплинарного взыскания начальник должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Работники, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от материальной ответственности за причиненный ущерб, а также от привлечения к административной или уголовной ответственности, если они виновны в совершении административного правонарушения (проступка) или в их действиях содержатся признаки состава преступления. Основаниями такой ответственности могут служить нарушения или неисполнение законодательства, злоупотребление служебным положением, взяточничество, халатность и др.

Таковы общие стадии дисциплинарного производства. Однако следует иметь в виду, что законодательными актами установлены три вида дисциплинарной ответственности:

1) в порядке подчиненности;

2) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка;

3) в порядке, установленном дисциплинарными уставами, положениями о дисциплинарной ответственности и другими актами, регламентирующими прохождение службы (например, службы в органах внутренних дел).

В каждом из этих видов ответственности общие стадии дисциплинарного производства конкретизируются, отражают особенности того или иного вида дисциплинарной ответственности.