Движение по полосе общественного транспорта - правила и нюансы. Штраф за автобусную полосу: сумма, ПДД - когда выезд на полосу разрешен, а когда нет, кому разрешено движение по полосе

Наш читатель из Москвы столкнулся с вопиющей несправедливостью: он выехал на своем личном автомобиле на полосу, выделенную для общественного транспорта, в выходной день и... "нарвался" на штраф в три тысячи рублей. Разумеется, он возмущен и намерен обжаловать постановление о нарушении ПДД. Но, может быть, до этого ему еще раз стоит почитать Правила?

О том, кому можно, а кому нельзя двигаться по выделенной полосе (полосе для маршрутных транспортных средств), подробно говорится в пункте 18.2. Правил дорожного движения. Читаем: «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе».

Вы где-нибудь увидели в тексте фразу о том, что разрешается ездить по выделенным полосам в выходные дни? Этого в ПДД нет. Почему тогда москвичи так уверены, что им это позволено? Потому что еще в 2013 году, когда "выделенки" только появлялись в Москве, заммэра Максим Ликсутов сообщил о решении столичного правительства разрешить автомобилистам ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, в выходные дни.

Выделенка выделенке рознь

Так-то оно так, вот только при выезде на выделенную полосу водитель должен руководствоваться не заявлениями чиновника, а Правилами дорожного движения. Это означает следующее: дорога с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначается не только указанными выше знаками, но и дополнительной табличкой 8.5.2 «Рабочие дни» (в народе ее называют "молоточками"). Другими словами, принимая решение о выезде на "выделенку", водитель должен сначала вспомнить, какой сегодня недели, а затем обязательно посмотреть на дорожный знак. Зачем? Например, осенью 2016 года в той же Москве были запущены выделенные полосы в рамках проекта «Магистраль», которые действуют и выходные дни тоже. Таким образом, даже в субботу или воскресенье заезд на такую "выделенку" грозит водителю штрафом в размере 3 тыс. рублей (часть 1.2. статья 12.17 КоАП РФ - для Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечисленные выше знаки, обозначающие полосу (выезд на полосу) для общественного транспорта, могут использоваться с табличками, которые определяют период действия знака. Что это за таблички?

Табличка 8.5.2 «Рабочие дни» указывает, что знаки действуют только в рабочие дни - с понедельника по пятницу, по выходным и праздничным дням движение по «выделенке» разрешается.

Табличка 8.5.6 «Время действия» означает, что знаки запрещают ездить по выделенной полосе только в рабочие дни в указанный на табличке промежуток времени. В выходные дни, а также в другие часы ездить по выделенной полосе можно.

Табличка 8.5.3 «Дни недели» указывает дни недели, в которые нельзя ездить по «выделенке», в остальные дни - разрешается.

Табличка 8.5.7 «Время действия» запрещает движение по «выделенке» только в тот день недели и в то время, которые указаны на ней.

Так и есть: как подтвердили в департаменте транспорта Москвы, на некоторых полосах в целях обеспечения безопасности дорожного движения движение запрещено и по выходным дням тоже. Семь дней в неделю "выделенки" работают по следующим адресам (над некоторыми из них висит "кирпич"):

Большой Каменный мост;

Лубянская площадь;

Старая и Новая площади;

Площадь Тверская Застава;

Театральный проезд;

Улицы Охотный Ряд, Моховая, Покровка, Маросейка, Варварка, Воздвиженка, Большая Полянка, Пречистенка, Солянка, Славянская площадь;

Солянский и Лубянский проезды;

Улицы Сретенка и Большая Лубянка;

Яузский, Покровский и Чистопрудный бульвары;

Небольшие участки на Садовом кольце и нескольких прилегающих к нему перекрестках (Малая Дмитровка, Долгоруковская, Баррикадная, Большая Никитская, Крымский Вал, Коровий Вал).

Сплошную линию никто не отменял

Есть еще одно распространенное нарушение, которое допускают водители при езде по выделенной полосе. Дело в том, что "выделенки" отделены от остальной проезжей части сплошной линией разметки. Водители, знающие о том, что ехать по такой полосе можно (в выходные дни), перестраиваются на нее через сплошную линию. А это делать категорически запрещается - выезжать с "выделенки" или заезжать на нее можно только в местах разрыва или на перекрестках. Еще недавно за такое не штрафовали, но водители стали злоупотреблять этим и "гаишники" решили такую практику прекратить. Кроме того, на дорогах Москвы появляются все новые и новые камеры, которые не будут входить в положение нарушителей. То есть, отныне будут штрафовать. Слава богу, штраф за это правонарушение (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) не очень большой - 500 рублей (с учетом 50-процентной скидки - 250 рублей).

Выделенные полосы для общественного транспорта появились недавно во многих мегаполисах с целью его беспрепятственного передвижения в условиях большой загруженности дорог. Но некоторых водителей не устраивает такое положение дел, и они решают, что можно объезжать пробки по части дороги, предназначенной исключительно для автобусов и троллейбусов. Игнорируя запрет, водители рискуют получить достаточно крупный штраф за автобусную полосу.

Выделенной автобусной полосой именуется часть автодороги, предназначенная для езды по ней общественного транспорта. К нему относятся автобусы, троллейбусы и маршрутки (в том числе коммерческие). Для движения данных ТС выделяется одна или две полосы, в зависимости от ширины и загруженности трассы на конкретных участках.

Полоса общественного транспорта обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1. Знак 5.14 обозначает начало и конец полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 пересечение с нею другой дороги. На дорожное полотно дополнительно наносится обозначение буквой «А».

Особым статусом обладают школьные автобусы. Несмотря на то, что они не являются общественным транспортом, езда по выделенной полосе им разрешена на законных основаниях. Разрешена езда по выделенке и велосипедистам. Но только в том случае, если она крайняя слева.

Важно. Раннее общественным транспортом не не признавались легковые такси, поэтому ездить по выделенке им не разрешалось. С 2012 года такси жёлтого цвета с шашечками на крыше, если они снабжены соответствующими световыми приборами и таксометрами движение по выделенке разрешено. Но такое разрешение получили только зарегистрированные официально автомобили с жёлтыми номерами. Причём, все перечисленные опознавательные знаки должны присутствовать в такси. Если какого-то из них нет, движение по выделенке в 2018 году для такси находится под запретом.

Можно ли выезжать на автобусную полосу

Движение по выделенной полосе правилами запрещено, поэтому любители объезжать по ней пробки рискуют получить штраф. Выехать на выделенку можно только для объезда непреодолимого препятствия, каким затор на дороге не считается. Но из общих запретов существуют исключения.

Выезд на полосу разрешён:

  • На перекрёстке при повороте направо, если полоса обозначена прерывистой линией.
  • Дли высадки и посадки в машину человека.
  • Для выезда на трассу с территории двора.

Важно. При совершении любого из этих манёвров необходимо убедиться, что он не создаст препятствий для передвижения общественного транспорта. Остальные ТС должны уступать дорогу на выделенке автобусам, маршруткам, троллейбусам в любых обстоятельствах!

В некоторых случаях движение по автобусной полосе допускается в выходные дни, но только при наличии на ней специального предписывающего знака. На знаке записаны дни, когда движение разрешено только общественному транспорту. К примеру, если под знаком висит табличка с надписью «Понедельник- суббота», значит, в воскресенье по полосе могут ездить любые автомобили. Если предписывающего знака с обозначением дней нет, двигаться по выделенке нельзя!

Такие же ограничения установлены для езды по выделенке в ночные часы. Разрешение может быть обозначено дополнительно, указанием часов, когда полоса считается выделенной. Если таблички со временем нет, двигаться по выделенке запрещено даже в ночные часы, когда автобусов и маршруток на дороге нет.

Основания и размеры штрафа

Регламент назначения штрафов за автобусную полосу содержится в п. 18.2 ПДД.

Согласно ему нарушения делятся на следующие:

  • Выезд на выделенную полосу встречного направления. Если манёвр был совершён для объезда препятствия, штраф за выезд составит от 1 до 1,5 тысяч рублей. Выезд без необходимости – 5 тысяч рублей. Лишение прав на срок до 12 месяцев при повторном нарушении. При автоматической фиксации повторного правонарушения штраф.
  • Езда по выделенке в попутном направлении. Штраф за езду по автобусной полосе в этих обстоятельствах от 1,5 до 3 т. рублей. При этом в городах федерального значения штраф за данное нарушение назначается по максимальной ставке.
  • Создание препятствий или аварийной ситуации на выделенной полосе. Наказание за проезд по полосе в этом случае – 500 рублей.
  • Создание помех движению общественного транспорта по выделенной полосе – штраф от 2 до 3 т. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге при данном нарушении назначается штраф в 3 т. рублей.
  • Поворот направо без перестроения в крайнюю левую полосу для движения общественного транспорта. Перестроиться в указанную полосу водитель обязан на участке, где начинается прерывистая линия. Если поворот совершён через выделенку без перестроения, нарушение предусматривает штраф в 500 рублей.
  • Стоянка на автобусной полосе. Штраф 1500 рублей для регионов, 3000 рублей – для Москвы и Санкт-Петербурга. Автомобиль в этих обстоятельствах незамедлительно отправляется на штрафстоянку, поэтому к штрафу прибавляется 5000 рублей за эвакуацию и 1000 рублей в день за нахождение автомобиля на штрафстоянке.

Важно. Данный вид нарушения ПДД не является грубым, поэтому сумму штрафа можно сократить вдвое, оплатив его в течение 20 дней.

Как избежать наказания

Избежать штрафа за движение по выделенной полосе достаточно сложно в тех случаях, когда движение по выделенке запрещено. Спасти водителя от наказания может только наличие форс-мажорных обстоятельств. К ним, к примеру, относится уход от столкновения с другим автомобилем либо внезапная поломка машины. Но избежать наказания за выезд на выделенку можно только в том случае, если инспектор посчитает причину уважительной. Убедить его в этом может запись видеорегистратора.

Но в том случае, если нарушение зафиксирует камера, никакие форс-мажорные обстоятельства при назначении штрафа учтены не будут. Хотя в некоторых случаях водителям удаётся оспорить штраф на основании неправильной установки камер видеофиксации. При неправильной установке камер штраф легко обжаловать самостоятельно ли с помощью автоюриста.

Важно. Самоуправством инспекторов является назначение лишения прав за движение по автобусной полосе в попутном направлении. Если за данное нарушение назначено лишение прав, действия сотрудника ГИБДД необходимо обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Каким бы интенсивным не было движение в городе, выезжать на полосу общественного транспорта нельзя, чтобы не заработать за это солидный штраф и даже потерю прав на управление автомобилем. Выделенка – дорога для автобусов, троллейбусов и маршруток, поэтому выезжать на неё без крайней на то необходимости не стоит.

На видео идет речь о том, какое наказание грозит водителям, выехавшим на выделенную автобусную полосу.

Можно ли выезжать на автобосную полосу и какой за то штраф

В городах, особенно больших, существуют специальные выделенные полосы для автобусов. В данной статье мы рассмотрим, какой предусмотрен штраф за выезд на автобусную полосу и прочие нюансы.

Размер штрафа за проезд по автобусной полосе

Автобусная полоса - это полоса (либо несколько полос) дороги, предназначенная исключительно для движения общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутного такси).

В 2018 году согласно КОАП РФ штраф за проезд по выделенной полосе году равен сумме в 1500 рублей . Для Санкт-Петербурга и Москвы эта сумма больше ровно в 2 раза — 3000 рублей . Связано это с большой загруженности дорог в обеих столицах, поэтому ГИБДД идёт на такие меры.

Следует различать выезд на автобусную полосу прямого и встречного движения. В последнем случае не имеет значения, выделенная полоса для автобусов или нет - водителю грозит штраф по пункту «выезд на встречную полосу» суммой 5000 рублей . В случае рецидива наказание будет ещё более строгим - лишение прав на один год.

Когда можно пользоваться выделенной полосой

Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ - данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.

Несмотря на столь жёсткие правила, в них есть исключения. Правилами установлено, что выезд на полосу автобусного движения разрешён, если последняя отделена прерывистой линией , а не сплошной. Чаще всего прерывистая разметка наносится перед перекрёстками, когда необходимо совершить поворот вправо.

В таких случаях даже предусмотрен штраф, если водитель сделал поворот направо, предварительно не перестроившись в полосу движения для автобусов - 500 рублей. Данный штраф существует ввиду того, что водитель легкового авто при повороте вправо не с крайней полосы может создать опасность для общественного транспорта.

Согласно ПДД, также разрешается использовать автобусную полосу в следующих случаях:

  • Для высадки или посадки пассажиров с правой стороны.
  • Для выезда на дорогу (например, из двора дома).

В данных случаях необходимо убедиться, что манёвр не станет помехой для движения общественного транспорта.

Также движение по автобусной полосе может быть полностью разрешено по определённым дням (чаще всего выходным), если есть специальный знак, предписывающий это разрешение.

Легковые такси на автобусной полосе

Многих заинтересует вопрос, разрешена ли езда по выделенной полосе легковым такси. Сравнительно недавно, с 2012 года ПДД установлено, что легковым такси разрешено пользоваться автобусной полосой.

Но при этом автомобиль должен иметь специальную раскраску - шашечки, световой сигнал на крыше и оборудован таксометром . То есть «бомбилы» штрафуются так же, как и легковые автомобили.

Немного другая ситуация в столице - тут таксистам разрешено пользоваться автобусными полосами с 2013 году, при этом кроме всех вышеперечисленных условий, такси должно иметь специальные жёлтые номера, которые стали выдаваться по инициативе мэрии города.

Ошибки

Несмотря на то, что законодательство, казалось бы, расписало все нюансы движения по автобусной полосе, в нем, тем не менее, есть несколько пробелов.

Самые известные нарушения со стороны государственных органов были зафиксированы в Казани. По одной из улиц камера видео фиксации нарушений была установлена таким образом, что фиксировала всех автомобилистов, которые совершали поворот вправо с автобусной полосы, при этом вне зоны видимости камеры полоса была отделена прерывистой линией. После этого было выявлено ещё более серьёзное нарушение - городские власти подписали документ, в котором был указан перечень улиц с выделенными полосами, но не опубликовали его должным образом. Таким образом, в городе фактически не существовало автобусных полос несмотря разметки и знаки.

В таких и подобных случаях штраф легко обжалуется и снимается. Самостоятельно или при помощи автоюриста.

Вывод

Как сказал Дж.Кларксон из «Top Gear»: «Мне непонятно, для чего придумали выделенные полосы. Почему люди беднее меня ездят быстрее, чем я?» Но мы рекомендуем не нарушать ПДД, чтобы лишний раз не стать беднее на пару тысяч рублей.

Juris Info

В крупных городах имеется такая привилегия для общественных транспортных средств, как специальная полоса на дорожном полотне. Требование о наличии подобного отрезка на дороге продиктовано тем, что трасс в больших городах перегружены, а это позволяет немного разгрузить движение.

В текущей статье будет представлена информация и том, как выделяется полоса общественного транспорта, о том кто имеет право передвигаться по ней, а также разберемся, сколько же придется заплатить владельцу автомобиля за нарушение представленного правила в текущем, 2018 году. Также будут обозначены случаи, когда штраф не взимается.

Как выделяется полоса для общественных транспортных средств?

На каждой трассе полоса, по которой передвигается общественные транспортные средства, выделяется за счет характерных отличий. Обозначенные особенности в обязательном порядке должен знать каждый владелец водительского удостоверения, чтобы не выезжать на нее.

Владельцу транспортного средства будет выписан штраф за выезд на общественную полосу только в том случае, если он проигнорирует следующую информацию:

  • Участок, который выделен для передвижения общественных транспортных средств, в обязательном порядке должен быть обозначен соответствующим знаком (3.1: «Движение запрещено», а также знаками 5.11.1 и 5.12.1);
  • На дорожном полотне должна быть нанесена специальная разметка. Требования к ней касаются присутствия прерывистых сплошных линий, а также нанесенной большой буквы «А».

Кто может передвигаться по выделенному участку дороги?

Выделенной автобусной полосой называется та часть дороги, которая предназначена для передвижения по ней общественных транспортных средств. К ним можно отнести следующее: троллейбусы, автобусы, маршрутки (включая коммерческие). Для движения представленных транспортных средств выделяется одна или две специальные полосы. Их количество зависит от загруженности дороги на определенных участках и от ширины полосы.

Участок дороги, по которому допускается передвижение только общественного транспортного средства, обозначаются знаками под следующими номерами 5.11.1 и 5.12.1. Дорожный знак под номером 5.14 указывает владельцам автомобилей о начале и конце рассматриваемого участка дороги. Знаки 5.13.1 и 5.13.2 свидетельствуют о пересечении другой дороги с выделенной полосой.

Также требуется заметить, что особым положением обладают автобусы, которые предназначены для перевозки школьников. Несмотря на то, что обозначенное транспортное средство не является общественным, передвижение по выделенной полосе им разрешено согласно законодательству Российской Федерации. Помимо этого по участку дороги для общественных транспортных средств имеют право ездить и велосипедисты. При этом имеется уточнение. Передвижение велосипедистов по выделенной полосе допускается только в ситуации, если она крайняя слева.

Важно отметить, что раньше легковые такси не признавались общественным транспортным средством, исходя из этого езда по выделенной полосе им не разрешалась. Однако с 2012 года таксистам, чей автомобиль окрашен в желтый цвет, имеет на крыше шашечку, а также если у них имеется специальный световой прибор и таксометр, разрешено передвигаться по полосе для общественных транспортных средств. Помимо этого номера у такси должны быть желтого цвета.

Штраф за выезд на полосу общественного транспорта 2018

Условие, согласно которому владельцам легковых автомобилей назначается штраф за пересечение или выезд на полосу по которой могут передаваться только общественные транспортные средства обозначено в пункте 18.2 Правил дорожного движения.

Рассматриваемый документ гласит, что нарушения возможно разделить на следующие:

  • Выезд владельца легкового автомобиля на полосу встречного направления, предназначенную для езды общественных транспортных средств. Если обозначенный маневр был совершен автолюбителем для объезда препятствия, то штраф в данном случае составит от одной тысячи рублей до 1,5. За выезд на выделенный участок дороги без необходимости владелец легкового авто обязан заплатить пять тысяч рублей. При повторном нарушении ПДД автолюбитель будет лишен прав на срок до двенадцати месяцев. Если повторное нарушение было автоматически зафиксировано, оплачивается штраф;
  • Езда по полосе попутного направления, предназначенной для общественных транспортных средств. В рассматриваемой ситуации владельцу легкового автомобиля придется оплатить штраф, который будет равен 1,5 до 3 тысячам рублей. В городах федерального значения штрафные санкции за представленное нарушение назначаются по максимальной ставке;
  • Создание автолюбителем аварийной ситуации или препятствий на полосе, предназначенной для общественных транспортных средств. Наказание за проезд по выделенному участку дороги в данном случае равен 500 рублям;
  • Если владелец легкового автомобиля создает общественным транспортным средствам определенные помехи, находясь при этом на выделенной полосе, то он будет обязан оплатить штраф в размере от двух до трех тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Москве при совершении обозначенного нарушения автолюбитель должен будет оплатить штраф в размере трех тысяч рублей;
  • Поворот в правую сторону без перестроения в крайнюю левую полосу, предназначенную для движения общественных транспортных средств. Перестроиться в представленную полосу водитель легкового автомобиля обязан на участке дороги, где начинается прерывистая линия. Если автолюбитель совершит поворот через выделенный участок дороги без перестроения, он обязуется оплатить штраф в размере 500 рублей;
  • Стоянка на полосе, предназначенной для автобусов или других общественных транспортных средств. В представленной ситуации владелец легкового автомобиля должен оплатить штраф, размер которого составляет 1500 рублей для регионов, и три тысячи рублей – для Санкт-Петербурга и Москвы. В указанных обстоятельствах автомобиль незамедлительно эвакуируется на штрафстоянку. К вышеуказанной сумме прибавляется 5 тысяч рублей за эвакуацию машины и тысяча рублей за каждый день нахождения авто на штрафстоянке.

Представленный вид нарушения Правил дорожного движения не считается серьёзным, поэтому возможно сократить сумму штрафа вдвое. Чтобы воспользоваться предложенной привилегией требуется оплатить штраф в течение двадцати дней с момента получения.

Когда штраф за выезд на выделенный участок дороги не положен?

В любом правиле есть исключения. Однако хуже всего, когда водители легковых автомобилей считают таковыми возникшие на дороге пробки, в результате чего рискуют объехать их по полосе, предназначенной для передвижения общественного транспорта. Но согласно Правилам дорожного движения дорожные заторы не являются помехами для передвижения машин. А это означает, что владельцам автомобилей, которые не желают быть наказаны штрафными санкциями приходится терпеть и дожидаться своей очереди.

В реальности все немного по-другому. Водитель легкового автомобиля не будет наказан за представленное действие только в той ситуации, если он перестроится на участок дороги для общественных транспортных средств там, где он отделяется от соседних полос прерывистой линией. Как правило, представленная мера применяется к участкам дорожного полотна, где расположены перекрестки.

Более того, в определенных ситуациях автолюбитель обязан это сделать. Например, если водитель легковой машины намерен свернуть направо, но не перестраивается, казалось бы, на запретную полосу дороги. Если данное требование будет проигнорировано автолюбителем, то он в обязательном порядке должен будет оплатить штраф, размер которого составит пятьсот рублей. Объясняются данные взыскания довольно просто: по причине того, что владелец легкового автомобиля не совершает поворот с крайней стороны дороги, он создает на ней опасную ситуацию.

Помимо этого, существуют и иные случаи, при которых переезд по полосе, предназначенной для передвижения общественных транспортных средств не будет наказываться.

Список обозначенных случаев:

  1. Если автолюбитель выезжает на трассу из какого-либо заведения (к примеру из двора жилого дома) или с боковой дороги;
  2. Если владелец легкового автомобиля для посадки пассажиров выезжает на правую часть обочины;
  3. Также, в конкретные дни полосу для передвижения общественных транспортных средств могут открывать для проезда всех автомобилей.

За подобные действия водители не будут наказаны. Таким образом, во избежание нарушения ПДД и получения наказания в виде штрафных санкций или лишения водительских прав, важно ознакомиться с Правилами дорожного движения и исключениями из них.

Движение по полосе общественного транспорта — правила и нюансы

Мы собрали для вас всю информацию о движении по полосе для общественного транспорта в 2018 году. Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за «выделенку». Также ответим на самые частые вопросы по обжалованию штрафов.

Что такое полоса для общественного транспорта

Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.

На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.

Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах автомобили должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого тротуара. Обязательное условие в этом случае — отсутствие помех с вашей стороны маршрутным транспортным средствам.

Дополнительно «выделенку» обозначают буквой «А» на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.

На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.

Знак 5.11.1 — Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. По такой полосе маршрутные транспортные средства движутся навстречу общему потоку автомобилей.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 — Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Кто может ездить по «автобусной» полосе

Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:

  • рейсовые автобусы,
  • троллейбусы,
  • маршрутные такси,
  • легковые такси.

Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:

  • поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
  • выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
  • посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.

Общие требования при таких маневрах:

  • наличие прерывистой линии разметки;
  • отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.

Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.

По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.

Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.

8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.

8.5.4 “Время действия” . Указывает время суток, в течение которого действует знак.

Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия” . Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.

Размер штрафа за полосу общественного транспорта

Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.

За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.

Если такое нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге — штраф составит 3000 рублей (статья 12.17 КоАП РФ).

Если вы остановились на «выделенке» и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.

Штраф за “автобусную полосу” не отменят, даже если:

  • вы объезжали «пробку»,
  • пропускали другой автомобиль,
  • стояли на «аварийке» на автобусной полосе вместо своей.

Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:

  1. Выезд на «выделенку», обусловленный крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ). Например, вы выехали на автобусную полосу во избежание ДТП, когда из-за поворота на вас вылетела машина.
  2. Вы ехали по автобусной полосе в разрешенное обычным водителям время.

Можно ли такси ездить по выделенной полосе

Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому — штрафы. Давайте разберемся.

Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.

Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией - это полностью законно.

Такси от обычной машины на дороге отличают:

  • фонарь оранжевого цвета на крыше,
  • лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе «шашечный пояс»),
  • таксометр.

С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.

Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.

Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.

С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.

Сделать это просто:

  • зайдите на сайт мэра Москвы;
  • введите в форму поиска: номер ТС или номер лицензии, наименование перевозчика или несколько параметров сразу.

Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.

Вывод. Если вы таксист с лицензией и ваш автомобиль соответствует требованиям, перечисленным в законе, перемещаться по полосе обществественного транспорта вам можно. Если при этом вы схлопотали штраф — обжалуйте его.

В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы обжалования мы подробно рассмотрели в отдельной статье.

Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.

Выделенная полоса для общественного транспорта

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, которые относятся к дороге с полосой для общественного транспорта. Двигаться по выделенным полосам могут не только автобусы, но и троллейбусы. Тем не менее полосы зачастую называют автобусными, т.к. на них нанесена разметка в виде буквы «А» .

Название полосы для общественного транспорта говорит само за себя, двигаться по выделенке должен именно общественный транспорт. Однако существует и несколько исключений, когда воспользоваться автобусной полосой могут другие транспортные средства. Соответствующие правила будут рассмотрены ниже:

Могут ли автобусы выезжать с выделенной полосы?

Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, — это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой. Сразу же хочу отметить тот факт, что водители маршнутного транспорта не обязаны двигаться по автобусной полосе .

Правила запрещают движение всех транспортных средств по выделенной полосе (кроме нескольких исключений, которые будут рассмотрены ниже), однако они никак не ограничивают движение автобусов и троллейбусов.

Например, если выделенная полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки, и в данном направлении есть хотя бы еще одна полоса движения, предназначенная для всех участников движения, то автобусы и троллейбусы при желании могут перестраиваться между выделенной и обычной полосами любое количество раз.

Итак, если на дороге есть автобусная полоса, то общественный транспорт получает больше пространства для маневра, чем все остальные автомобили.

Типы дорог с полосой для автобусов

Можно выделить две большие группы дорог с полосой для общественного транспорта:

  • Попутная. Наряду с автобусной полосой на дороге есть несколько попутных полос для других транспортных средств (левая часть рисунка).
  • Встречная. Полоса общественного транспорта направлена навстречу основному потоку транспортных средств (правая часть рисунка). Подобные дороги напоминают дороги с односторонним движением, однако они таковыми не являются. Выезд на встречную полосу общественного транспорта даже в отсутствие разметки ведет к лишению водительского удостоверения.

Дорожные знаки, используемые для обозначения полос для МТС

В правилах дорожного движения есть 6 видов дорожных знаков, которые могут обозначать дорогу или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич) , запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят :

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры.
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы , если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):

Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создавать помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и «зарабатывают» штрафы.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, которая встречается на дорогах. Например, в Москве некоторые автобусные полосы в выходные дни не работают. Для этого устанавливается следующее сочетание дорожных знаков:

Данное сочетание знаков означает, что полоса является выделенной только в рабочие дни . То есть в выходные по ней можно ездить.

Однако, в данном нужно учитывать следующие факторы:

  • Дополнительные условия, запрещающие выезд. Например, если над выделенной полосой установлен знак 3.1 «кирпич», то выезжать на эту полосу запрещается (и в рабочие дни, и в выходные).
  • Сплошная линия разметки. В выходные дни перестает действовать лишь автобусная полоса, а отделяющая ее сплошная линия разметки остается на месте и пересекать эту линию нельзя. То есть водитель может получить штраф за пересечение сплошной, хотя движение по полосе и не запрещено.
  • Является ли день выходным. Самая сложная ситуация возникает в случае переноса выходных дней. Например, если суббота объявлена рабочей, то выезжать в этот день на автобусную полосу запрещено.

Как узнать, можно ли сегодня ездить по выделенной полосе?

Чтобы выяснить, является текущий день рабочим или выходным, придется обратится к нормативным документам.

В первую очередь рассмотрим статью 112 Трудового кодекса:

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.

Кроме того, выходные дни могут быть перенесены в дополнительных нормативных документах. В 2018 году данная информация приводится в Постановлении Правительства РФ от 14 октября 2017 г. N 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году»:

Перенести в 2018 году следующие выходные дни:

с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Обратите внимание, каждый год выпускается новое постановление Правительства о переносе выходных.

К сожалению, на практике перенос выходных вызывает проблемы у некоторых водителей. В основном речь идет о тех, кто не работает по стандартной рабочей неделе, т.к. следить за праздниками им приходится самостоятельно.

Например, 9 июня 2018 года (суббота) — это рабочий день. Водители, которые в этот день выехали на выделенные полосы в Москве получили соответствующие штрафы.

Ситуация повторяется из года в год, так что будьте внимательны.

Для беспрепятственного проезда общественного транспорта выделяется специальная полоса, нередко называемая водителями «автобусной», так как на дороге она обозначается разметкой 1.23.1 с заглавной буквой «А».

Автобусы, троллейбусы, маршрутки и такси получили существенное преимущество в маневрировании и движении, освободившись от необходимости простаивать в «пробках».

Для водителей прочих транспортных средств дорожное полотно стало более узким, и в заторах они проводят, хоть не намного, но больше времени.

Наказание за выезд на выделенную полосу

Выехавшим на автобусную полосу в нарушение п.18.2 Правил дорожного движения (ПДД РФ) «Кодексом РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП РФ) предусмотрено наказание.

Миновать его практически невозможно, так как повсеместно устанавливаются фотовидеокомплексы с автоматической фиксацией правонарушений.

1. За выезд и движение по полосе общественного транспорта, если она является полосой встречного движения, предусматривается:

  • штраф в 1000-1500 рублей, если нарушитель объезжал препятствие (ст. 12.15, п.3 КоАП РФ);
  • штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, если выезд на «встречку» был совершен без необходимости объезда препятствий (ст.12.15, п. 4 КоАП РФ). При повторном беспричинном выезде на полосу встречного движения предусмотрено лишение водительского удостоверения на срок до года. Но если это повторное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фотовидеофиксации, то нарушитель отделается еще одним штрафом в 5000 рублей (ст.12.15, п. 4 КоАП РФ).

2. Остановка, выезд и движение по попутной, в одном направлении с движением остального транспорта, автобусной полосе, наказывается штрафом:

  • 1 500 рублей (ст.12.17, п.1.1 КоАП РФ);
  • 3 000 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга (ст.12.17 п.1.2 КоАП РФ).

3. За непредставление преимущества в движении общественному транспорту предусматривается штраф

  • 500 рублей (ст.12.17, п.1 КоАП РФ)

Маршрутки, такси, школьные автобусы и велосипедисты

По автобусной полосе, наряду с автобусами и троллейбусами, имеют право ездить:

1. Коммерческие маршрутки;

2. Такси, имеющие:

  • подтверждающие документы;
  • специальную окраску;
  • световой фонарь на крыше;
  • оборудованные таксометрами; и дополнительно, только в Москве, специальными «желтыми номерами».

3. Школьные автобусы;

4. Велосипедисты (если автобусная полоса - крайняя справа).

Когда водитель должен выехать на полосу

На выделенную полосу водитель должен выехать, если собирается поворачивать в соответствующем направлении. Но только, если непрерывная разметка, выделяющая автобусную полосу, перешла в прерывистую линию, разрешающую въезд на эту полосу.

Если водитель автомобиля этого не сделает, при повороте из своего прежнего ряда он может создать угрозу для движения общественного транспорта.

Поэтому, при повороте направо, за не перестроение в крайнюю правую автобусную полосу в отмеченном прерывистой линией месте (как правило, в 100 метрах от перекрестка) водитель наказывается за нарушение правил маневрирования штрафом в 500 рублей (ст.12.14 КоАП РФ).

Когда водитель может выехать на полосу

Водитель имеет право, но не обязан, выехать на выделенную для общественного транспорта полосу:

  • при въезде на дорогу с автобусной полосой (из придомовой территории, например);
  • при необходимости остановки у правого края проезжей части для посадки и высадки пассажиров.

Выехавший автомобиль не должен создать помеху движению общественного транспорта, а в месте выезда должна быть разрешающая (прерывистая линия) дорожная разметка. Иначе, это будет считаться нарушением правил дорожного движения.

Если при остановке у края автобусной полосы создана помеха движению транспорта, за нарушение правил остановки возможен штраф по ст.12.19, п.4 КоАП РФ :

  • 2000 рублей;
  • 3000 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга (ст.12.19, п.6 КоАП РФ).

В ряде случаев движение по выделенной полосе разрешается по определённым дням (например, выходным), специальным дорожным знаком.

О том, насколько возросло количество автотранспорта на отечественных дорогах в последние четверть века (с момента распада СССР), пожалуй, говорить не стоит. Каждый житель мегаполиса ежедневно наблюдает огромное число машин и прочего городского транспорта. Однако пропускная способность российских дорог, увы, осталась на прежнем уровне.

Эта закономерность послужила причиной появления такого неприятного явления, как пробки. Иногда автовладельцам приходится простаивать в них по несколько часов подряд, опаздывая на работу и круша все свои планы. Если для водителей, передвигающихся на собственных автомобилях, это время можно провести хотя бы с комфортом, то для пользователей общественного транспорта пробки превращаются в настоящее испытание. Именно этот факт стал толчком к появлению такого понятия как «автобусная полоса». Предназначена она также для беспрепятственного передвижения троллейбусов.

На сегодняшний день выделенную полосу можно наблюдать в большинстве российских городов-миллионников. Фото: zr.ru

Наличие автобусной полосы значительно помогает «разгрузить» трассы и облегчить ситуацию.
На законодательном уровне закреплено, что передвигаться остальным видам транспорта по указанной полосе запрещено. Нарушение этого правила влечет за собою административную ответственность.

Санкции за проезд по полосе общественного транспорта

Перед тем, как подробно рассмотреть штрафы за проезд по автобусной полосе, расскажем, какие отличительные особенности имеет указанный участок автотрассы:

  • полоса для общественного транспорта имеет специальную разметку (буква «А» на дорожном покрытии, а также сплошные и прерывистые полосы);
  • на таком отрезке улицы или проспекта имеются запрещающие указатели.

Автомобилисты, выехавшие за пределы разметки, не отреагировав на указатели, должны быть готовы к тому, что вскоре получат извещение о необходимости уплаты штрафа. Отметим, что данное правонарушение является очень распространенным в российских мегаполисах – водители транспортных средств рассчитывают на то, что им удастся увильнуть с поля зрения инспекторов ГИБДД, а значит, избежать наказания.

Однако в нынешних реалиях это становится практически невозможным – в большинстве городов ведется фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения. Фото: mtdata.ru

На месте фиксации нарушения ПДД работником правоохранительных органов будет составлен протокол, а затем нарушителю придется заплатить штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ:

  • за первичное нарушение – 1500 рублей; в это же время для автомобилистов, передвигающихся по московским или питерским улицам, эта цифра равняется 3000 рублей;
  • за проезд по встречной полосе, предназначенной для автобусов, предполагается штраф в размере 5 тыс. рублей (за аналогичное повторное нарушение – лишение водительских прав на срок до 1 года).

Когда проезд по автобусной полосе разрешен

Как и любое другое правило, предписание о запрете выезда автомобилей на автобусную полосу имеет ряд исключений. Фото: mos.ru

Забегая наперед, спешим огорчить водителей, которые стремятся объехать пробки по указанной полосе: данный маневр является запрещенным. «Почему?» – спросят многие автовладельцы. Здесь все просто. Пробка или затор не входит в перечень ситуаций, при которых можно нарушить норму ПДД (этот список четко определен).

Пробка не ставит под угрозу безопасность движения, то есть вариант объехать ее по автобусной полосе не является законодательно разрешенным.

Но вернемся к случаям, когда движение по полосе общественного транспорта разрешено. Среди них:

  • на участках, где позволен выезд на полосу со знаком «А», делается разметка прерывистой линией (зачастую это наблюдается на перекрестках);
  • если у водителя возникает необходимость поворота направо, он может перестроиться на автобусную полосу, и потом совершать маневр; в противном случае с него взымается штраф в размере 500 рублей;
  • когда автомобиль совершает выезд на главную дорогу из двора многоэтажки или из переулка, также разрешается его кратковременное пребывание на полосе «А»;
  • законодательство разрешает выезжать на нее в определенные дни (в выходные и даты государственных праздников);
  • если осуществляется высадка/посадка пассажиров возле правого тротуара, заезд на автобусную полосу разрешен.

Легковые такси и полоса для общественного транспорт

Правила дорожного движения РФ содержат норму о том, что легковым автомобилям-такси разрешено двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Однако для этого автомобиль должен в полной мере соответствовать понятию «такси» – иметь световое предупреждение на крыше, шашечки и таксометр.

Если хоть одного из этих элементов нет, водитель вынужден будет платить штраф. Фото: voloton.ru

В столице России эти правила несколько видоизменены. В частности, к перечисленным выше требованиям, в московских такси добавляются еще и окрашенные в желтый цвет номера. Это значит, что для частных извозчиков езда по полосе с разметкой «А» запрещена.

Отметим в этом разделе, что маршрутные такси, а также школьные автобусы имеют право выезда на нее.
Несколько слов нужно сказать и о велосипедистах. Им можно выезжать на полосу для движения общественного транспорта в том случае, если она является крайней справа.

Возможно ли сэкономить на штрафе

Вездесущие камеры на улицах российских городов практически не оставляют нарушителям шанса остаться безнаказанными. Однако водителям, которым инспектор выписал штраф за выезд на автобусную полосу, начиная с 2018 года, предоставляется возможность сократить сумму штрафа ровно наполовину. Для этого нужно додерживаться определенных условий:

  • оплатить штраф в первые 20 суток после вынесения решения;
  • определить, что статья, по которой произведено взыскание, не относится к перечню исключений для 50-процентного «списания» штрафа.

Как бы там ни было, практикующие юристы не советуют избегать наказания всеми правдами/неправдами, но и оставаться пассивным участником в разговоре «инспектор-водитель» тоже не стоит. Если выезд на упомянутую полосу являлся следствием форс-мажора, когда водитель пытался избежать создания аварийной ситуации, можно оговорить исключительность этой ситуации с представителем власти. Это же касается и случаев внезапной неисправности транспортного средства.

Детально о выделенных полосах также можно узнать в этом видео:

Итог

После того, как водитель получает письмо с постановлением о нарушении Правил, он должен внимательно ознакомиться с ним и установить, что его автомашина действительно присутствует на автобусной полосе. В противном же случае, при возникновении спорной ситуации, он имеет возможность оспорить решение в суде.

Выезд на автобусную полосу в реалиях современных российских мегаполисов – очень распространенное правонарушение, которое влечет за собой ответственность в виде штрафа или даже лишения водительских прав (согласно Кодексу об административных правонарушениях и Правилам дорожного движения).

В больших городах существуют не только полосы для личного транспорта, но и для общественного. Все правильно, ведь город не только для каждого в отдельности, он для всех. Нельзя пользоваться благами общества и при этом не считаться с ним.
На самом деле это новинка даже для Москвы, так как полосы для общественного транспорта массово появились в этом городе лишь в 2011 году. Такие полосы есть и в других крупных городах, Екатеринбург, Уфа, Тюмень... Такие полосы движения предназначены исключительно для общественного транспорта. Если же кто-то решит воспользоваться прерогативой общественного транспорта, маневрируя и передвигаясь по этим специализированным полосам движения, в этом случае ему грозит штраф. Именно о таком развитии событий мы и поведаем в нашей статье.

О полосе общественного транспорта в ПДД (полоса для автобусов, маршруток)

О полосе общественно транспорта мы можем найти информацию в п. 18.2 ПДД. Основной особенностью определяющей полосу общественного транспорта является установка знаков и разметка. Такая полоса обозначается знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 .
Эти знаки запрещают движение и остановку других транспортных средств на полосе для общественного транспорта. За исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа.
В случае если полоса отделена от остальных полос прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее, а лишь затем поворачивать в нужном направлении. Разрешается использовать данную полосу для высадки посадки пассажиров, но лишь если полоса расположена у края и ТС не создаст помех маршрутным транспортным средствам. То есть действует то же правило, что и для автобусных остановок.
Итак, после краткого ликбеза о самой полосе общественного транспорта рассмотрим возможные варианты нарушений и штрафы за них.

Штраф за игнорирование полосы при перестроении влево или вправо (маневрировании)

О чем мы уже упоминали, так это о том, что полосу общественного транспорта необходимо использовать для перестроения, но только в том случае, если она имеет разделение с другими полосами в виде пунктирной разметки. Обычно такая разметка начинается примерно за 20 метров до перекрестка.

Если же водитель повернул с полосы не для общественного транспорта, хотя она была крайней левой или правой, то фактически нарушил требования маневрирования и разметки на дороге. В итоге водителя могут привлечь к административной ответственности по статье 12.14 КоАП РФ, часть 1.1.

Итак, если вы не воспользовались полосой для общественного транспорта для поворота, то такое нарушение сулит предупреждение, либо штраф 500 рублей.

Штраф за выезд на полосу для общественного транспорта попутного направления

Это наиболее вероятный и возможный вариант. Скажем водитель едет и по невнимательности, а может по незнанию, взял и перестроился на полосу для общественного транспорта. Тем более она так близка, как скажем на картинке.

Здесь стоит обратиться к статье 12.17 КоАП РФ, а именно к части 1.1 для России и 1.2 для городов федерального значения. Именно она ответит на вопросы по поводу возможного наказания.

Еще раз повторимся, что именно этот вариант стоит считать самым распространенным и возможным. А штраф в конечном итоге составит 1500 рублей для всего городов в России или 3000 рублей для города Москвы или С. Петербурга.

Штраф за выезд на полосу для общественного транспорта под знак «Въезд запрещен»

В некоторых случаях въезд на полосу общественного транспорта ограничивает знак «Въезд запрещен». Здесь можно подумать о том, что к водителю управляющего личным ТС будет применено административное наказание по статье 12.16 КоАП РФ. То есть «Штраф за въезд под знак «Въезд запрещен» (кирпич) ». Однако это не так. Ведь по факту статья 12.16 КоАП РФ предусматривает предупреждение или минимальный штраф, а вот статья 12.17 КоАП РФ, уже предусматривает уже три минимальных штрафа.

В итоге, руководствуясь статьей 4.4 КоАП РФ, часть 2.

Водителю назначат более высокий штраф, тот про который мы рассказывали в предыдущем абзаце.

Штраф за выезд на полосу общественного транспорта, предназначенную для встречного направления

Полосы общественного транспорта расположенные ближе к центру дороги могут быть использованы автомобилистами для обгона. Часто такие полосы имеют еще и встречное направление потока. Фактически такое нарушение будет приравниваться к выезду на полосу встречного движения. Именно по этой статье и будет привлечен нарушитель в случае фиксации нарушения.
Более подробно об этом случае мы уже рассказывали в статье «Штраф за выезд на полосу встречного движения ». Здесь нам остается лишь резюмировать, что наказание последует по статье 12.15 КоАП РФ, а не по статье 12.17 КоАП РФ, опять же исходя из приоритетов предписанных в статье 4.4 КоАП РФ, то есть лишения специального права от 4 до 6 месяцев, при рецидиве до 1 года (повторное нарушение в течение 1 года с момента применения наказания) или штраф до 5000 рублей.

Когда можно ездить по полосе для общественного транспорта

С 2012 года в Москве было принято решение использовать некоторые полосы для общественного транспорта в выходные дни, в том числе и для проезда личного транспорта. Не стоит считать, что под это правило подпадают все полосы для общественного транспорта в столице. Во-первых, полосы были назначены выборочно, во-вторых, нововведение было реализовано путем установки дополнительных уточняющего информационного знака 8.5.2 «Время действия» . Если такого информационного знака нет, то по полосе нельзя передвигаться даже в выходные дни.
Также полосу для общественного транспорта могут использовать для передвижения специализированные автомобили с включенными проблесковыми маячками, без каких-либо последствий для себя.

Можно ли оплатить штраф за полосу для общественного транспорта со скидкой

В 2016 году по ряду статьей у автомобилистов появилась возможность оплатить штраф со скидкой. Это прописано в статье 32.2 КоАП РФ. Здесь главное соблюсти сроки, заплатить штраф не ранее чем он появится в базе ГИБДД, и не позднее 20 дней с момента вынесения постановления. Эта возможность действует для статьи 12.14 КоАП РФ и 12.17 КоАП РФ. То есть если водитель нарушил правила маневрирования не воспользовавшись полосой общественного транспорта или выехал на полосу общественного транспорта предназначенную для попутного движения.
Если же выезд на полосу для общественного транспорта был совершен на полосу предназначенную для встречного движения, то есть ответственность в виде штрафа грозит по статье 12.15 КоАП РФ, то первоначально его оплатить можно будет со скидкой. Но если подобное повторится в течение 1 года, то скидки уже не видать.

Вопрос ответ на тему «Штраф за выезд на полосу общественного транспорта»

Вопрос: Какой штраф за въезд на полосу общественного транспорта?
Ответ: Все зависит от обстоятельств, по которым водителю выпишут штраф. Смотрите все частные случаи выше. В худшем случае это может быть даже лишение прав.