Философия жизни: общая характеристика и основные положения. Основные черты философии жизни

Введение

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное - бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного - от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Философия пользуется множеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни - «бытие», «существование», «бессмертие». Однако в ней есть и другой ряд категорий - «смерть», «небытие», «разрушение». Понять жизнь можно только через их сопоставление. Смерть - ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских текстов известно: чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала умереть. В свою очередь, жизнь - одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

Философия ХХ века стала уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.

Философия жизни: общая характеристика и основные положения

В последней трети XIX в. в Германии и Франции сформировалось течение, получившее общее название «философия жизни». Основное внимание в нём сосредоточено на решении «практических», социально-этических и вообще ценностных проблем.

Философия жизни -- философское течение конца XIX -- начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.

Базовые идеи этого направления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г., Шпенглера О., Бергсона А.

Предметом новой философии становится жизнь, действительность как "живой поток", становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных на науку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму Механицизм - это метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм; в более широком смысле механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физическим причинам. и редукционизму Редукционизм - это методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым, (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). традиционного рационализма "философия жизни" противопоставляет "органицизм" Органицизм -- методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. нового миросозерцания, заменяя категории "бытие", "материя", "разум" категорией "жизнь", допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни как целостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявлений жизни (от биологических до культурно-исторических форм) и её переживаний (от обыденных до метафизических).

"Философия жизни" была мировоззренческой реакцией на кризис европейских "сциентистских" ценностей, его продуктом и формой проявления. Однако, понятие "жизнь" оказывалось многозначным и неопределенным; поэтому вся философия жизни приобретала нестройный вид. Привычное к строгим и рациональным формам, к точным знаниям и их практической полезности сознание европейца с трудом могло воспринимать специфическую логику философии жизни и ее общую устремленность "в никуда", отсутствие четкой цели и направленности.

Свою историческую миссию "философия жизни" начинает с тотальной, радикальной переоценки европейских ценностей, осуществлённой Ницше Ф. (1844-1900). По его утверждению, европейская духовная культура исчерпала свой творческий потенциал, что и проявляется в господствующем настроении бесполезности и бессмысленности современного мира. Причиной кризиса европейских ценностей является рационалистический морализм, основанный на идее "истинности" потустороннего мира и, соответственно, осуждающий жизнь. Сутью кризиса Ницше Ф. считал исчезновение высшего творческого типа человека, задающего нормы человеческой жизни. Потребности же низшего типа ("массы", "стада", "общества") предстали в качестве определяющих ценностных ориентиров. Ответственными за кризис Ницше Ф. считал опаснейшие антижизненные иллюзии: идею прогресса и идею равенства, поскольку формулой жизни являются неравенство и борьба, достижение высших типов путём высшей дифференциации. Жизнь - иррациональна и самодостаточна, объективна и внеценностна, реализуется как "воля к власти", как постоянное самовыражение в творчестве новых форм.

"Воля к власти" у Ницше Ф. органически связана с идеей "вечного возвращения", антитезой концепции линейного развития. В контексте "вечного возвращения" творчество становится трагической судьбой человека, стремящегося упорядочить мир, в котором обречены любые созданные структуры и порядки. В отличие от "маленьких людей" творцы стремятся не к цели, а к идеалу.

В результате произведённой Ницше Ф. радикальной переоценки всех ценностей и формулировки принципов новой оценки возникает мировоззренческое и методологическое требование стать "по ту сторону добра и зла", отказаться от моральных суждений истории, сконцентрироваться на критике христианской морали в её метафизической основе - трансцендентализме. Основные идеи последнего: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм. Корни трансцендентализма лежат в трансцендентальном идеализме И. Канта. Рационализм и христианская мораль, основанная на принципе "любви к ближнему", осудив жизненные инстинкты как неразумные и аморальные, становятся способами приручения, "одомашнивания" человека, подавления его жизненности. Культура, таким образом, предстаёт как выведение из хищного (свободного!) зверя "человек" ручной (цивилизованной) породы домашнего (стадного, общественного) животного. Неординарная личность разрушает чувство собственного достоинства и морального превосходства общины, подрывает её уверенность в собственных силах.

Старые европейские ценности рассматриваются как ценностные нормы стагнации, агонии культуры, новые же ценности порождены восходящей жизнью. Этот процесс Ницше Ф. называет нигилизмом, в нём выражается мужество человеческого духа, необходимое для утверждения идеала "сверхчеловека". Не человечество в целом определяет тип человека данной эпохи, а, напротив, тип человека определяет ту высшую ступень, которой достигло человечество этой эпохи.

Теперь обратимся к идеям знаменитого французского философа Анри Бергсона (1859 -- 1941), который посвятил философии жизни свои многочисленные работы. Бергсон обращает наше внимание на творческий характер протекания жизни -- она, подобно сознательной деятельности, есть непрерывное творчество. Творчество есть создание чего-то нового, неповторимого. Предвидеть новую форму жизни не может никто. Жизнь имеет принципиально открытый характер. Наука же в лице нашего интеллекта восстает против этой мысли, ибо она оперирует тем, что является повторяющимся. Именно поэтому наука (наш интеллект) не может охватить феномен жизни. Это -- задача философии, считает Бергсон.

Чтобы подойти к принципу всей жизни, мало опираться на диалектику, здесь надо возвыситься до интуиции. Интуиция, если бы она продолжалась более нескольких мгновений, обеспечила бы согласие философов со своей собственной мыслью и согласие между собой всех философов.

Жизнь есть движение, материальность же есть обратное движение; каждое из них является простым. Материя, формирующая мир, есть неделимый поток; неделима также и жизнь, прорезывающая материю, высекая в ней живые существа. Из этих двух потоков второй идет против первого, но первый все же получает кое-что из второго. От этого устанавливается между ними способ существования, который и есть организация, принимающая перед нашими чувствами и нашим интеллектом форму внешних частей по отношению друг к другу во времени и пространстве.

В самой эволюции жизни значительную роль играет случайность. Случайными являются формы, возникающие в творческом порыве; случайно разделение первоначальной тенденции на те или иные тенденции; случайны остановки и отступления, а также приспособления. Но только две вещи необходимы: I. постепенное накопление энергии; 2. эластичная канализация этой энергии в разнообразных и неподдающихся определению направлениях, ведущих к свободным актам.

Жизнь с самого ее происхождения есть продолжение одного и того же порыва, разделившегося по расходящимся линиям эволюции. Вся жизнь целиком, и животная, и растительная, в ее существенной части, кажется как бы усилием, направленным на то, чтобы накопить энергию и потом пустить ее по податливым, но изменчивым каналам, на оконечности которых она должна выполнить бесконечно разнообразные работы.

А. Бергсон считает, что духовную жизнь нельзя отрывать от всего остального мира; существует наука, которая показывает "солидарность" между сознательной жизнью и мозговой деятельностью. Постичь жизнь и дух в их единстве может только интуитивная философия, но не наука. А. Бергсон не дает ни четкого описания, ни тем более традиционного определения жизни. Но он описывает ее в наиболее существенных проявлениях и показывает ее сложность и сложность процесса ее постижения.

В философии Артура Шопенгауэра (1788 -- 1860) обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм.

Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, он провозгласил то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она -- эта основа, лежит исключительно в воле, которая отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.

Следует различать два мира, в связи с учением о воле:

I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живем);

II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона).

В духе рассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности -- времени и пространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность, реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому закону достаточного основания, который он считает "матерью всех наук".

Мир, взятый как "вещь -- в-себе" есть безосновная воля, зримым образом же ее выступает материя. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины и действия. Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблением мировой воли, множество; ее "объективаций". Среди них находится и человеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и, являясь ее посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Шопенгауэр твердо заявляет, что свободу следует искать во всем бытии и сущности самого человека. Свобода не изгоняется, а перемещается из области текущей жизни в сферу высшую. Свобода в своей сущности трансцендентальна. Это значит, что каждый человек изначально и принципиально свободен и все, чтобы он ни сделал, имеет в своей основе эту свободу.

Теперь перейдем к теме пессимизма в философии Шопенгауэра. Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер, так как они -- удовольствие и счастье -- есть в сущности отсутствие чего-то плохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов веления нашего тела, но желание -- это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворенное желания неизбежно рождает другое желание и т.д. Страдание -- вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается.

Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения мыслящего орудия.

Таким образом, в "философии жизни" отразился процесс кризиса фундаментальных ценностей европейской культуры, поиска альтернативных ценностных ориентацией. Центром этого поиска стала критика разума, рациональности в качестве философской основы европейских ценностей, утверждение иррационализмаИррационализм - это обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. и антисциентизмаАнтисциентизм - это философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. как мировоззренческого обоснования смысла жизни индивида в условиях кризиса культуры. Основные положения "философии жизни" оказали огромное влияние на развитие философии и мировоззрения XX в., на становление и развитие персонализма, психоанализа и экзистенциализма.

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I 6 ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ 6 1. Общая характеристика 6 2. Первый период: ницшеанская эстетика 6 3. Второй период: критика общества и философия истории 7 4. Третий период: нигилизм и воля к власти 9 ГЛАВА II 12 АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЕТВЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ В ГЕРМАНИИ 12 1. Сущность философии по В. Дильтею 12 2. Феномен культуры в философии жизни О. Шпенглера 15 3. Концепция Э. Юнгера 17 ГЛАВА III 19 ФИЛОСОФИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ А. БЕРГСОНА 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Введение

Направление «философия жизни» сложилось в западной философии на рубеже XIX – XX вв. Представителями немецкой (академической) ветви философии жизни являются Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Юнгер и др., во Франции сторонником данного направления можно считать А. Бергсона. Непосредственным предшественником философии жизни был А. Шопенгауэр, утверждавший иррациональность существующего мира и познания. Влияние философии жизни на духовную жизнь западного общества прослеживалось до 20-х гг. XX столетия (хотя опосредованное влияние не утратило своих позиций и поныне). Непосредственными преемниками философии жизни явились экзистенциализм (философское направление, берущее начало от С. Кьеркегора и получившее развитие в творчестве К. Ясперса, Г. Марселя, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Х.Ортега-и-Гассета и др.), философская антропология, персонализм и др., использовавшие ряд положений философии жизни, но и значительно их преобразовавшие. Представители академической ветви философии жизни в Германии, прежде всего, придерживаются идей иррациональности человеческой природы, важности обретения самости и свободы, необходимости противостояния всеобщей рационализации и технократии, восприятия жизни как целостного и органичного процесса. Философия жизни критиковала рационализм немецкой классической философии, отрицала всеобъемлющую роль разума в процессе познания и выработки целостного мировоззрения. Обращаясь к данным естественных наук, философия жизни провозглашала несводимость биологических процессов к законам механики. Сквозной нитью через творчество представителей данного направления проходит необходимость «переоценки ценностей», утверждаемых традиционной философией. Целостное мировоззрение должно основываться на полноте «переживания жизни», причем жизнь для философии жизни есть первичная активная реальность, целостный, органический, иррациональный процесс непрерывного становления и творческой реализации, предшествующий разделению матери и духа, бытия и сознания. Таким образом, основными чертами философии жизни являются: антисциентизм (недоверчивое отношение к науке), иррационализм, интуитивизм, согласно которому рациональное познание может постигнуть отношения между вещами, но не сами вещи. Основными средствами постижения являются эстетическая интуиция, чувствование и вживание. Кроме того, философия жизни разводит науки о природе и исторические науки («науки о духе»). Характерно толкование общества в рамках данного направления как биологического культурного организма, подчиняющегося природным закономерностям, причем утверждается замкнутость и уникальность данного культурного организма. Философия жизни во многом отличается от традиционной мысли, в первую очередь тем, что ее последователи стремятся решительно отделится от классической философии, и ее мировосприятия, через понятие самой жизни. Представители философии жизни обвиняют философию нового времени, в том, что она создает культ науки и разума, из-за чего страдает сама жизнь человека и природы. Не маловажный вклад внесла философия жизни, в изучение сознательного и бессознательного, а также в исследовании интуиции человека, памяти и о его временных структур сознания Представители философии жизни, отстаивая необходимость изучения духовного и психологического, выступали с резкой критикой традиционного рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных элементов человеческой жизни. Философы, психологи, литераторы, искусствоведы проявляли интерес к философии жизни, как к изучению внерационального, бессознательного, что роднит данное направление философии с фрейдизмом (направление психологии, названное именем З.Фрейда). Значительное место в философии жизни занимают попытки предложить нехарактерные для традиционной европейской мысли, типологические схемы развития культуры, а так же противопоставить культуры и цивилизацию. Актуальность данной работы, прежде всего, заключается в том, что философия жизни внесла весомый вклад в культуру и философию нашего времени. Объект исследования данной работы – философия жизни, ее основные идеи и последователи. Предметом исследования выступают труды представителей немецкой и французской ветви философии жизни, такие как, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Юнгер, А. Бергсон, А. Шопенгауэр. Цель данной работы заключается в изучении характерных черт философии жизни, прослеживании формирования данного направления философии основываясь на трудах выдающихся философов и мыслителей того периода. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать общую характеристику философии жизни и ее основным идеям; - изучить философские взгляды представителей того времени; - проанализировать их вклады в философию жизни; - сделать выводы. В настоящей работе рассмотрены концепции основных представителей данного направления. В первой главе излагаются основные положения философии Ницше как родоначальника философии жизни, оказавшего огромное (если не основное) влияние на всю философию XX столетия. Вторая глава посвящена изложению основных положений представителей немецкой академической ветви философии жизни – В. Дильтея, О. Шпенглера, Э. Юнгера. Третья глава содержит изложение основного содержания философского творчества А. Бергсона как представителя философии жизни во Франции. Основные выводы сделаны в Заключении. В список используемой литературы включены учебные пособия и хрестоматии по философии, статьи из энциклопедических словарей, кроме того, имеют место ссылки на источники.

Заключение

Итак, основными чертами философии жизни являются восприятие жизненного процесса как единого целого, критика рационализма и существующей культуры и связанная с ней необходимость «переоценки ценностей», акцент на категориях свободы и воли. Кроме того, философия жизни развивается наряду с формированием герменевтического метода познания, основанного на интуитивном понимании и вчувствовании. Следует отметить, что в рамках указанного направления существуют самые различные ответвления, определяемые разным отношением к религии вообще и к христианству в частности, ролью ценностных аспектов в формировании мировоззрения и т.д. Также по-разному трактуется само понятие «жизнь»: для Ницше это воля к власти, для Бергсона – космический жизненный порыв, для Дильтея – культурно-исторически обусловленный поток переживаний. Представители философии жизни разрабатывают исторические концепции, исходя из целостного понимания жизни как непрерывного процесса становления, причем провозглашаемая ими замкнутость культурных организмов обусловливает признание эквивалентности существующих культур, что в свою очередь послужило источником современного представления о мультипарадигмальном мире. В целом, появление и развитие философии жизни можно рассматривать как реакцию на симптомы кризиса европейского капитализма, на тоталитарные режимы и господство техники, поглощающие личность и создающие феномен «массы», вообще на издержки рассудочного века Просвещения, на механистическое естествознание. В отличие своих непосредственных предшественников (Шопенгауэра, Шеллинга, Гете) представители рассматриваемого направления сознательно разорвали преемственность от классической традиции, делая упор на новизне метода и ином понимании жизни, человека и философии: «Задав мощную, инородную философской классике антисциентитскую традицию, философия жизни явилась по сути первым историческим выражением нового типа философствования, ставшего господствующим в европейской ментальности начиная с 30 – 40-х годов XX в. со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого мира и разума» . Влияние философии жизни на духовную жизнь западного общества прослеживалось до 20-х гг. XX столетия (хотя опосредованное влияние не утратило своих позиций и поныне). Непосредственными преемниками философии жизни явились экзистенциализм (философское направление, берущее начало от С. Кьеркегора и получившее развитие в творчестве К. Ясперса, Г. Марселя, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Х.Ортега-и-Гассета и др.), философская антропология, персонализм и др., использовавшие ряд положений философии жизни, но и значительно их преобразовавшие. Следует отметить, что философия жизни не только намечала пути выхода из современного ей культурного кризиса, но и в значительной мере обусловила кризисную ситуацию настоящего времени уже в силу влияния на последующие направления философии. Тем не менее, положения философии жизни остаются актуальными и в наше время, как затрагивающие проблемы одинокого человека и его противостояния технократическому миру и тоталитарному государству, человеческой свободы и ответственности, необходимости героического и трагического восприятия мира.

Список литературы

1. Визгин В. П. На пути к другому. От школы подозрения к философии доверия. - М., 2004. 2. Губин. В. Д. Философия: актуальные проблемы. Учебник. - М., 2005. 3. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. - М., 2004. 4. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. Пер. А. Свасьяна. // Ницше Фридрих. Сочинения в двух томах. Том 2. - М., 1996. 5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. Пер. Н. Полилова. // Ницше Фридрих. Сочинения в двух томах. Том 2. - М., 1996. 6. Современная западная философия: Учебное пособие. Под общей ред. Т. Г. Румянцевой. - Мн., 2000. 7. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. - М., 2006. 8. Элбакян Е. С. Бергсон Анри // Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М., 2006. 9. Элбакян Е. С. Шпенглер Освальд // Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М., 2006.

Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни – Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859– 1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880– 1936), Людвиг Клагес (1872–1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации – как в собственно‑теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60–70‑х гг. XIX в., наибольшего влияния достигает в первой четверти XX в.; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во‑первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во‑вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в‑третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднят антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически‑рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный – особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике – интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни – «жизнь» – неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически – как живой организм, и психологически – как поток переживаний, и культурно‑исторически – как «живой дух», и метафизически – как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно‑историческая трактовка жизни.


Биологически‑натуралистическое понимание жизни наиболее отчетливо выступает у Ф. Ницше. Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «искусственному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, представленное помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и др., характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к духу и разуму: рациональное начало рассматривается здесь как особого вида болезнь, свойственная роду человеческому; многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо позитивистско‑натуралистическое стремление свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или общественной группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью – то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида – родом (тотальностью).

Другой вариант философии жизни связан с космологически‑метафизическим истолкованием понятия «жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно‑духовными ее проявлениями. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического – охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов… Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума» note 39 . Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая «длительность» (duree), текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а достигается непосредственно – интуитивно. Подлинное, т. е. жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

Как натуралистическое, так и метафизическое понимание жизни характеризуется, как правило, внеисторическим подходом. Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное. По его словам, это «вечное возвращение». Для Ницше протекание жизни во времени – лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.

По‑иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и др.). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно‑психический, а культурно‑исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно‑научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).

Но в отличие от Ницше, Клагеса и других историческое направление не склонно к «разоблачительству» духовных образований – напротив, специфические формы переживания человеком мира как раз наиболее интересны и важны для него. Правда, поскольку жизнь рассматривается «изнутри», без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам. Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь культуре как продукту рационального, «искусственного» начала, а в историческом – отождествляет жизнь и культуру (находя искусственное, механическое начало в противопоставляемой культуре цивилизации).

Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX – начала XX в. господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно‑систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество – это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии – оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически‑двойственный характер: продукт творчества – всегда нечто косное и застывшее – становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически‑мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни – убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства – символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гете ссылается Шпенглер, попытавшийся «развернуть» великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, т. е. «символа прадуши» всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно‑исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а – по аналогии с искусством – оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям – преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопросы «что?» и «почему?» вопросу «как?», в конечном счете сводящемуся к проблеме «как это сделано?». Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу «что есть истина?». В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX–XX в., и его агентам в лице ученого, инженера, техника‑изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически‑индивидуальное творчество – созерцание художника, поэта, философа.

Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания – с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, – это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. «Овладеть» временем нельзя иначе как отдавшись его течению – «агрессивный» способ овладения жизненной реальностью невозможен. При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление «живого» времени так называемому естественно‑научному, т. е. «опространствленному», времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов «теперь», индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги‑и‑Гасета, а также М. Хайдеггера.

Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии – жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его, в amor fati – трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих христианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой‑и‑Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX – начала XX в.: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии – Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, «любовь к судьбе» оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение – все равно чем – музыкой, поэзией, революцией, эротикой.

Таким образом, в борьбе с рассудочно‑механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство. Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX в. появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

Общая характеристика немецкой классической философии. Философские идеи И. Канта и Г. Гегеля.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления:

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологиче­ской эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.



Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

Теория объективного идеализма;

Всеобщий философский метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», « Философия природы», « Философия духа». « Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно , а все действительное разумно . Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею »(мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке аб­страктный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, ин­дивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде ре­зультатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, - тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

18.Основные идеи философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс )

Основными чертами философии К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать исторический и диалектический материализм. Также значительное место в их трудах занимала проработка экономической теории на основе такого понятия как прибавочная стоимость.

Марксистская философия: Маркс, Энгельс.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный после-дователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Философия марксизма сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма явились труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь - материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

Под влиянием материалистической философии Фейербаха Маркс и Энгельс пе-решли от гегелевского идеализма к материализму.

Однако при этом резко критиковали:

Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторон-ность (нераспространение материализма на общество);

Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение уни-версальных законов развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Философия марксизма является составной частью марксизма как целостного уче-ния Маркса. Помимо философии, марксизм имеет и другие составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономическую теорию (политическая экономия).

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основой мира является вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконечного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека, понятия, категории, культуру в целом), которые также развиваются и на-ходятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий является отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обу-словленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной задачи философии – нужно не объяснять мир, как прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.

Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - начала XX вв. Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой цело-стной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа». Ряд основных идей философии жизни уже имел место в работах немецкого философа А. Шопенгауэра (1788-1860). Со-гласно его учению, в основе бытия лежит иррациональная, слепая и не имеющая никакого ос-нования в чем-либо ином сила - «воля к жизни», а жизнь есть бесконечное множество ее объективаций. Постичь ее в состоянии только интуиция философского гения, хотя прибли-зиться к ее пониманию может и художественный гений. Эти идеи получили развитие в твор-честве Ф. Ницше (1844-1900)- крупнейшего представителя философии жизни. Еще один этап этого течения связан с именем французского философа А. Бергсона (1859-1941), у ко-торого жизнь трактуется как космическая сила, «жизненный порыв», и суть его состоит в не-прерывном воспроизведении себя и творении новых форм. Историцистский вариант фило-софии жизни получил развитие в работах немецких философов В. Дильтея (1833-1911), Г. Зиммеля (1858-1918), О. Шпенглера (1880-1936), испанского философа X. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и др. У них главным объектом исследования является человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм, которые понимаются как проявле-ние исходной иррациональной силы.

Философия жизни сформировалась во второй половине ХІХ века в Германии и Франции. К данному направлению относятся, Ницше, А Бергсон, О. Шпенглер, Г.Зиммель и многие другие философы.

Можно сказать, что философия жизни Шопенгауэра достаточно пессимистична. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление». Шопенгауэр говорил: «что все в этой жизни правит воля».

Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой «волю к жизни». Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц.

Великий мыслитель считал, что существование человечества и разум – это несовместимые понятия. Философ не верил в прогресс. Он писал, что вся жизнь человека подчинена не разумным побуждениям, а так называемой воле. Воля – если объяснять коротко, то это основной инстинкт, который побуждает человека к сохранению жизни любой ценой. Воля выражается в определенных аффектах. В основном это потребность во власти, любви и так далее. Следует также отметить, что воля абсолютно слепа. Она не подчинена законам логики.

Шопенгауэр считал, что пока есть эта воля к жизни, которая толкает человека к бесцельным и неконструктивным поступкам, все существование фактически бессмысленно и хаотично. Философия жизни Шопенгауэра заключается в том, что человек должен понять необходимость отказа от воли. Только в этом случае его жизнь не будет подчинена инстинкту, и индивид обретет подлинную свободу.

Философ считает, что существуют три основные пружины человеческих поступков, и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно, мотивы. Эти «пружины»:– эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен); – злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости); – сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).

Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Волю к власти Ницше считал определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению, всемогуществу, стремлению расширить власть. На протяжении всей жизни человек стремится достичь максимума чувства власти. Ницше презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных "аристократов духа". Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они – рабы от природы и могут лишь подчиняться. Надо любить не слабого и ближнего, а сильного. Воля присуща не всем, а избранным. Простому человеку у Ницше противостоит сверхчеловек – существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и выращенное элитой общества.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире - плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверх людей».

Философия Бергсона, в отличие от большинства систем прошлого, дуалистична. Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны - жизнь, с другой - материя, или, вернее, то инертное "что-то", которое интеллект рассматривает как материю. Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз. Жизнь есть единственная великая сила, единственный огромный жизненный порыв, данный единожды, в начале мира; встречающий сопротивление материи; борющийся, чтобы пробиться через материю; постепенно узнающий, как использовать материю с помощью организации. Пространство - характеристика материи - возникает при рассечении потока; оно в действительности иллюзорно, полезно до некоторой степени на практике, но чрезвычайно вводит в заблуждение в теории. Время, наоборот, есть существенная характеристика жизни или разума.