Первичная приемка. Владислав Волгин. Склад: логистика, управление, анализ

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Культура и искусство

Процесс приемки товара на склад

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной службы, от своевременного обмена информацией зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Как правило, периодичность и объем поставок является камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отдел закупок стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта является отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами – процесс долгий и сложный. Однако существует ряд методов, которые существенно облегчат работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

План поставок

Как правило, отдел закупок взаимодействует с определенным количеством поставщиков и имеет возможность фиксировать и накапливать информацию о продолжительности обработки заказов и доставки заказанной продукции поставщиками. Имея данные о продолжительности цикла заказа, можно планировать дату поступления грузов на склад. А зная предельные значения мощности склада по приемке товаров в смену (или в сутки), можно обеспечить относительно равномерную нагрузку на склад поступающими товарами от нескольких поставщиков. Для этого необходимо составить такой план размещения заказов у поставщиков (и соответственно и поставок товаров на склад), при котором суточный объем поступающих грузов не будет превышать 75-80% от предельной мощности склада по приемке.

Очевидно, что план поставок не может быть исполнен с абсолютной точностью. Отклонение фактической даты поставки от планируемой может иметь место по разным причинам, связанным с надежностью поставщиков и транспортных компаний. Однако в любом случае работа склада будет более равномерной, и ресурсы склада будут использоваться более эффективно.

Реализация планирования может быть осуществлена как с помощью функций корпоративной информационной системы, так и более простых инструментов (MS Excel или MS Project).

Упрощенный пример составления и корректировки графика поставок товаров на склад представлен на рисунках 1 и 2.

На первом этапе в таблицу вносятся данные о цикле заказа, объеме поставок. Сумма объема поставок на склад сравнивается с эффективной мощностью отдела приемки. Затем дата размещения заказа у поставщика перемещается таким образом, чтобы суммарный объем поставок на склад не превышал возможности склада, и чтобы поставки осуществлялись в рабочие дни.

Рис. 1 Первоначальный вариант графика поставок

Рис.2. Скорректированный график поставки

Подготовка склада к приемке

Как правило, на многих складах никакой подготовки к приемке товара вообще не проводится. Зачастую перечень и объем товаров, подлежащих приемке, становится известен при прибытии транспортного средства на склад.

Такой принцип работы сопровождается регулярными авралами, возникновением очередей из транспортных средств, ожидающих разгрузку. Из-за отсутствия подготовленных мест хранения товар может размещаться в проездах, что в последующем существенно усложняет работу склада.

Избежать перечисленных проблем позволит своевременное поступление на склад точной информации об ожидаемых поставках:

перечень товарных позиций;

количество, вес, объем поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);

сроки поступления товара;

сроки хранения груза, условия размещения на складе с учетом товарного соседства;

наименования поставщика;

тип тары (короба, паллеты); стандарт укладки на поддоны, расчетное количество паллет;

информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);

количество свободных мест на складе, их месторасположение (адрес).

Для удобства следует создать специальную форму документа, в которую эта информация экспортировалась бы автоматически, либо вносилась вручную, в зависимости от возможностей информационной системы управления складом.

Обладая информацией об ожидаемых поставках, складская служба может подготовить пространство в зоне приемки, определить количество персонала для разгрузки и проверки количества и качества товаров, подготовить необходимую технику, тару, упаковочный материал, а затем правильно и эффективно разместить поступающую продукцию на хранение.

Организация приемки товаров на склад

Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Обобщенный перечень процедур по приемке товаров на склад, например, компании-дистрибьютора выглядит следующим образом:

въезд транспортного средства на территорию склада;

контроль наличия товаросопроводительной документации;

определение ворот разгрузки;

подача транспортного средства к рампе под разгрузку;

подъезд транспортного средства к месту разгрузки;

внешний осмотр транспортного средства и фиксирование неисправностей, при необходимости фотосъемка;

открывание дверей транспортного средства;

подача необходимого подъемно-транспортного средства;

визуальный осмотр поступившего товара (каждой грузовой единицы);

подача необходимой тары и укладка в тару (при необходимости);

взятие грузовой единицы транспортным средством и вывоз его на рампу;

приемка поступившего груза по числу грузовых мест в соответствии с сопроводительными документами;

сверка и оформление сопроводительных документов;

оформление актов приемки с указанием порчи или недостачи груза, если таковые имеются;

передача необходимых документов поставщику и подтверждение получения груза в базе данных;

транспортировка груза в зону приемки для осуществления окончательной приемки и подготовки товаров к размещению на хранение

Нормативно-правовое регулирование приемки товаров на склад

Долгое время в нашей стране приемка осуществлялась на основании двух Инструкций Госарбитража СССР № П-6 и № П-7, принятых еще в середине шестидесятых годов 20 века. Многие компании в своей деятельности до сих пор руководствуются этими нормативно-правовыми актами, хотя их обязательное применение отменено. Таким образом, если стороны не сослались в договоре на упомянутые инструкции или не зафиксировали условия приемки продукции в договоре, все вопросы по обнаруженным расхождениям либо не разрешаются вообще, либо решаются на основе личной договоренности представителей компаний

Проверка сопроводительной документации

При прибытии транспортных средств на склад в первую очередь проверяется наличие сопроводительных документов (товаротранспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия ГОСТу, удостоверения о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (отправитель, получатель, количество, ассортимент, упаковка и т. д.), зафиксированным в договоре поставки. Отсутствие какого-либо из этих документов не должно приостанавливать приемку товара. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товара, а в акте приемки указывается, какие документы отсутствуют.

Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки

Перед непосредственной разгрузкой транспортного средства кладовщик ответственный за приемку, проверяет наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, исправность пломб, оттиски на них, состояние самого транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения нарушений, а также отсутствия или неисправности пломб, составляется акт об осмотре состояния транспортных средств, либо делается отметка в товаротранспортной накладной. В некоторых компаниях практикуется фото- или видеосъемка транспортных средств и груза. Такая наглядная информация может существенно облегчить процесс согласования результатов приемки с поставщиком или транспортной компанией.

Разгрузка транспортных средств

Разгрузка товара, как правило, производится с применением различных технических средств. Однако практика показывает, что зачастую товары на склад поступают коробами, или, как говорят работники склада, «навалом». Погрузочно-разгрузочные работы при таком способе транспортировки занимают значительное время, однако поскольку вместимость транспортных средств используется максимально эффективно, предприятия часто отказываются от паллетных отправок.

Для того чтобы произвести разгрузку товаров, к примеру, вилочным погрузчиком, короба (упаковки) укладывают на поддоны. Уже на этом этапе можно сформировать грузовые единицы согласно определенным нормам укладки. На этапе регистрации нового товара в базе данных склада, помимо прочих характеристик, определяется, какое количество упаковок может быть уложено на поддон таким образом, чтобы вместимость ячеек склада использовалась оптимально. При разгрузке этого товара коробами (упаковками) производится укладка на поддоны в соответствии с установленными нормами. Данная информация может быть включена в задание на приемку товара или передаваться кладовщику в виде отдельного документа. Использование такого подхода позволяет снизить время на пересчет товара, исключить ошибки при определении количества принимаемого товара, а также упростить работу с грузом на всех последующих складских операциях.

Предварительная приемка - проверка количества и внешнего вида упаковки поступившего товара

Зачастую, так называемая первичная приемка, которая заключается в пересчете грузовых мест и осмотре внешнего вида упаковки, производится одновременно с разгрузкой товаров. После завершения разгрузки, кладовщик, ответственный за приемку, в большинстве случаев уже обладает достаточной информацией для оформления товаросопроводительных документов.

При обнаружении недостачи либо некондиционного товара составляют акт о приемке продукции, в котором указывают номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего/некондиционного товара, его общую стоимость, предполагаемые причины повреждений, лиц, участвующих в приемке, их подписи и дату составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, ей предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение. После обнаружения недостачи/повреждениях груза и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки.

Приемка возвратов от клиентов, как правило, осуществляется по алгоритму, аналогичному приемке. Отличие заключается в том, что оприходование и размещение товара на складе рекомендуется проводить только после проведения идентификации товара Специалистом по браку. После приемки такого товара проводится один из видов его обработки:

o Доработка – в случае возможного исправления нарушения качества товара может быть произведен его ремонт, переупаковка, перефасовка и т.п. в зависимости от вида товара

o Возврат поставщику или замена поставщиком

o Утилизация и списание

Окончательная приемка – проверка количества товара с вскрытием грузовых мест, а также приемка продукции по качеству

В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции может осуществляться в два этапа. Окончательный пересчет товаров и приемка по качеству может проводиться уже после оформления товаросопроводительной документации и выезда транспортного средства со склада. Окончательная приемка груза по количеству и качеству осуществляется, как правило, в зоне приемки склада.

Приемка по количеству проводится по массе нетто или по числу товарных единиц в каждом тарном месте. Поступивший товар может проверяться с помощью полной выборки или частичной, с распространением результатов на всю партию. Решение о размере выборки или о возможности приемки товара только по грузовым местам принимается на основании нормативной документации, условий договора с поставщиками, а также на основании оценки надежности и качества обслуживания каждого поставщика. Для проведения такого анализа необходимо накопление информации о качестве услуг постоянных поставщиков: о количестве брака, недостач, пересортицы в поставках. На основании анализа выбранных показателей производится группировка поставщиков. Для каждой из групп затем разрабатывается договорная политика, в том числе, способы приемки товаров и решение вопросов, связанных с расхождениями по количеству и качеству товаров. В таблице 1. Представлены возможные показатели оценки надежности поставщика и метод их расчета. Чем меньше значение показателей, тем выше качество работы поставщика.

Таблица 1.Оценка надежности поставщика

Показатель

Составляющие

Формула расчета

Частота отказов

К - Количество заказов поставщику

К0 - Количество заказов, которые не могут быть выполнены полностью (определяется на этапе подачи заявки)

Частота отказов = К0/K*100%

Отклонение количества поставленного груза от заявленного

N – Количество товара заказанное за период, тонн/месяц

N0 - Количество товара фактическое поставленное за период, тонн/месяц

Отклонение по количеству товара в заказе = N0/N*100%

Отклонение по качеству поставленного товара

Q – Количество заказанное за период, тонн/месяц

Q0 - Количество товара поступившее с нарушениями качества, тонн/месяц

Отклонение по количеству товара в заказе = Q0/Q*100%

Частота нарушений сроков поставок

Т - Количество заказов поставщику

Т0 - Количество заказов, выполненные с нарушением срока поставки

Частота нарушений = Т0/T*100%

Кроме перечисленных операций, в процессе приемки товаров на склад может выполняться измерение весогабаритных характеристик товаров, маркировка грузовых мест, отдельных упаковок и единиц товара, переупаковка, расфасовка, идентификация комплектов. Целью дополнительных операций является подготовить товар к размещению на складе или немедленной отправке клиенту, сократить время и трудозатраты на все последующие операции. Именно поэтому приемка товаров зачастую является одним из самых длительных и затратных технологических процессов на складе, эффективность которого зависит от четкого планирования, своевременного обмена информацией между подразделениями компании. В свою очередь, в процессе приемки товаров собирается и накапливается информация о товарах, которая затем может быть использована для оптимизации использования складских ресурсов на последующих операциях.товаров. Правильное размещение и укладка товаров на складе - непременное условие рациональной...

Тема 3. Технология складского товародвижения в оптовых торговых предприятиях.

Особенности приемки товаров на складе: правила, нормативная база, документальное оформление. Технология хранения товаров на складе. Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров на складах. Технология отпуска товаров.

    Особенности приемки товаров на складе.

    Технология хранения товаров на складе.

    Технология отпуска товаров.

    Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров на складах.

Начальную стадию складского технологического процес­са составляют операции по поступлению и приемке това­ров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Если товары поступили в железнодорожных вагонах , то выполняются следующие основные опера­ции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; ос­мотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т. д.); разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки; первичная приемка товаров по ко­личеству (проверка соответствия числа тарных мест со­проводительным документам); доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.

При поступлении товаров в железнодорожных контей­нерах операции выполняются по следующей схеме: про­верка целостности пломб и состояния контейнера (отсутст­вие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контей­нера в зону приемки товаров.

По следующей схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным транспор­том : проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству; укладка товаров на поддоны или тележки; перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Штучные, тарно-упаковочные и навалочные грузы транспортируются в вагонах. Длинномерные и крупнога­баритные грузы (лесоматериалы и др.) доставляются в по­лувагонах и на платформах. Для транспортировки жидких грузов (масло растительное, керосин и др.) используют цистерны. Универсальные контейнеры могут доставляться на склады на железнодорожных платформах или автомо­билях.

Если склад имеет подъездные железнодорожные пути, то вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуют­ся на близлежащую железнодорожную станцию, а затем подаются на ветку базы. Контейнеры поступают или непо­средственно на склад, или на контейнерную площадку же­лезнодорожной станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.

До прибытия груза на складе должна быть проведена подготовительная работа. В зависимости от вида поступ­ления необходимо определить места разгрузки транспорт­ных средств, проверить наличие количества поддонов, ус­тановить, при помощи каких механизмов будет разгру­жаться и перемещаться поступивший товар, и т. д.

При поступлении груза в неисправном вагоне или кон­тейнере или с нарушенной пломбой необходимо произве­сти сплошную проверку количества и качества товаров и обязательно составить коммерческий акт, который являет­ся основанием для предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках до получения груза от органов транс­порта. Если вагон имеет течь или обнаружено, что груз ис­порчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому акту составляется технический акт.

Разгрузку транспортных средств необходимо осуществ­лять при строгом соблюдении установленных правил вы­полнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет коли­чества единиц или взвешивание товаров и сверку с транс­портными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товаро­веда-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

Приемка товаров по количеству и качеству - одно из действенных средств борьбы против проникновения в тор­говлю недоброкачественных товаров. Она является важ­ной составной частью складского технологического про­цесса, предусматривающей проверку выполнения постав­щиками договорных обязательств по количеству, ассорти­менту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.

Приемка товаров должна осуществляться в соответст­вии с правилами, содержащимися в инструкциях «О по­рядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количест­ву» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Эти инструкции применяются во всех случаях, за исключением тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами не предусмотрен иной порядок приемки товаров по количеству и качеству 1 .

При приемке груза от органов транспорта следует руководствоваться нормативными документами, действующи­ми на соответствующем виде транспорта (Транспортным уставом железных дорог, Воздушным кодексом и т. д.).

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фак­тически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов - счетов-фактур, то­варно-транспортных накладных, кипных карт, упаковоч­ных листов.

Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопро­водительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при прием­ке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов опреде­ляют путем взвешивания транспортных средств с содер­жащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.

Если на поступившие товары отсутствуют сопроводи­тельные документы, то необходимо составить акт о факти­ческом количестве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля.

Для предотвращения порчи и обеспечения полной со­хранности товаров на складе должны быть созданы соот­ветствующие условия их хранения. При этом важное зна­чение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, созда­ние необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними.

Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и от­пуска имеют разработка и соблюдение рациональной схе­мы размещения товаров, которая предусматривает закре­пление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участ­ков, стеллажей и т. д.). При разработке таких схем необхо­димо учитывать объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное сосед­ство и возможность повседневного наблюдения за их со­хранностью.

Товары, которые длительное время хранятся на складе, относительно редко поступают на склад, размещают даль­ше от входов и выходов и, наоборот, товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов.

Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер сек­ции и номер яруса.

Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конст­рукций стеллажей яркой краской. Кодирование мест хране­ния существенно упрощает технологию отборки товаров.)

Схемы размещения стеллажей (штабелей) с указанием индексов вывешиваются на складах и в зале товарных об­разцов.

Вместе с тем снижение объема товарных запасов на специализированных участках хранения приводит к нера­циональному использованию определенных складских пло­щадей. Поэтому в отдельных случаях может иметь место свободный выбор места хранения товаров, что позволит бо­лее эффективно маневрировать складской площадью.

На хранение товары укладывают различными способа­ми, выбор которых зависит от формы товара и тары, мас­сы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов. Предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары, более рационально используются складские поме­щения и оборудование, создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов.

Различают следующие способы хранения товаров:

Штабельное;

Стеллажное;

Навалом;

В подвешенном виде.

Штабельное хранение применяют для раз­личных продовольственных и непродовольственных това­ров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и обеспечивал свободный доступ к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара и его упаковки, применяемых средств механизации, предельной нагрузки на 1м 2 пола, высоты складских помещений. Определяется допустимая высота штабеля отношением максимальной высоты штабеля к меньшей стороне осно­вания тары: для неразборной тары эта величина должна быть не более 6, для складной - не более 4,5.

При ручной укладке затаренных грузов в ящиках мас­сой до 50 кг, в мешках до 70 кг, в бочках с экстрактами и сыпучими материалами высота штабеля не должна пре­вышать 2 м, в бочках с жировыми товарами - 1,5м. При механизированной укладке высота штабеля из грузов в ящиках должна быть не более 3,6 м, в мешках - 3,8 м, в бочках с экстрактами - 2,5м, в бочках с сыпучими мате­риалами - Зм.

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямую, в перекрестную клетку, в обратную клетку.

При прямой укладке расположение каждого верхнего затаренного места совпадает с расположением каждого места в нижнем ряду. Такой способ применяется при штабелировании товаров, затаренных в ящики. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная кладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, расположенное в верхнем ряду, опирается на два нижних. Этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

В перекрестную клетку осуществляется укладка това­ров, затаренных в ящики различных размеров. При этом ящики верхнего ряда укладываются поперек ящиков ниж­него ряда.

Товары, затаренные в мешки, укладывают, как прави­ло, в обратную клетку, т. е. каждый следующий ряд меш­ков размещают на предыдущий в обратном порядке.

При ручной укладке мешков в штабель может быть уло­жено не более 8 рядов, при механизированной - не более 12.

Для устойчивости штабеля через каждые 5 рядов мешков должны быть проложены доски. При укладке грузов в бу­мажных мешках доски необходимо прокладывать между каждым рядом.

При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабеля должна быть не более 10м, высота - не бо­лее 4 м. Штабель из ящиков с овощами и фруктами при ручной укладе не должен превышать 1,5 м в высоту.

Бочки должны быть уложены в штабеля в горизонталь­ном положении (лежа) не более чем в 3 ряда в виде усечен­ной пирамиды с прокладкой досок между каждым рядом и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя допускается укладка их не более чем в 2 ряда в пере­вязку с прокладкой равных по толщине досок между ря­дами.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась нор­мальная циркуляция воздуха и выполнялись санитарные требования. С этой целью штабеля должны размещаться не ближе чем 0,5 м от внешней стены и 1,5 м от отопитель­ных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых опре­деляется габаритами транспортных средств, транспорти­руемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.

Товары, доставленные в места хранения не на поддонах, укладывают в штабеля на подтоварники, что обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. Более эффективным яв­ляется штабельное хранение товаров, уложенных на раз­личные виды поддонов, что позволяет не только рациональ­нее использовать складские помещения, но и широко при­менять для внутрискладской переработки грузов средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе распакованные товары, а также товары во внешней таре различными способами (рядами, десятками и т. д.) размещают на полках стеллажей. Наиболее эффек­тивно стеллажное хранение товаров, уложенных на поддо­ны. Оно обеспечивает широкое применение подъемно-транспортных механизмов, создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров. Стеллажное хранение товаров позволяет более рационально использо­вать емкость склада, так как при помощи вилочных по­грузчиков или кранов-штабелеров товары можно уклады­вать на полках, расположенных на максимальной высоте. Укладка товаров на стеллажи осуществляется по вертика­ли, что позволяет рационализировать процесс их отборки. На нижних полках размещают товары, отпускаемые не­большими партиями, отборка которых осуществляется вручную, на верхних - товары, отпускаемые партиями не менее одного поддона.

При укладке товаров на хранение необходимо придер­живаться следующих основных требований:

Однородные товары должны быть уложены в стелла­жи по обе стороны одного прохода;

При укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по вертикали, с тем чтобы они нахо­дились в одной или в нескольких рядом расположенных секциях;

На верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары длительного хранения, а также товары, от­пускаемые со склада крупными партиями;

Тарные места должны укладываться (при любом спо­собе хранения) маркировкой наружу.

Для хранения верхней одежды в подвешенном виде используют механизированные вешала. Для перевоз­ки и хранения одежды все более широкое применение нахо­дят передвижные вешала. Это позволяет повысить произво­дительность труда складских работников. Хранимые и перевозимые в них изделия лучше сохраняют товарный вид.

На складах, где рационально осуществляются операции
по приемке, хранению и отпуску товаров, их потери све­дены до минимума.

Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:

Оформление продажи товаров оптовым покупателям;

Отборку товаров с мест хранения;

Перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;

Комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);

Помаршрутное комплектование партий товаров;

Перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;

Погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов.

Оформление продажи товаров оптовым покупателям производится в зале товарных образцов.

Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура, которые должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность запи­си в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей, в штабелях или на вешалах. Такой по­рядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) зна­чительно облегчает отборку товаров работниками склада.

Различают механизированную и ручную отборку това­ров с мест хранения.

Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на поддоне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.

При отборке ящиков и кип, уложенных в штабеля, необ­ходимо убедиться, что лежащий рядом груз занимает ус­тойчивое положение и не может упасть.

Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ас­сортимента, хранимых на стеллажах.

Существуют два метода отборки товаров: индивидуаль­ный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей).

Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу, что позволяет рациональ­нее организовать документооборот, более эффективно ис­пользовать технику, повысить производительность труда работников склада.

Отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Затем това­ры укладывают в инвентарную тару. В качестве инвентарной тары используются специальные разборные ящики, брезенто­вые мешки и т. д. В последнее время широкое распростране­ние получили контейнеры на роликах грузовместимостью 0,5 и 1,25т. Контейнеры приспособлены для захвата их ви­лочными погрузчиками. Их погрузка и выгрузка может про­изводиться бортподъемником грузовой автомашины.

Контейнеры можно использовать для укладки и транс­портировки различных видов товаров, а также для вы­кладки и продажи товаров в торговом зале магазина.

В каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист, наличие которого повышает ответственность работ­ников склада за правильность комплектования партии и ускоряет процесс приемки товаров в магазинах.

Загруженную инвентарную тару пломбируют и переме­щают в экспедицию, где осуществляется помаршрутное комплектование партий товаров в соответствии с разме­щением конкретных покупателей. При формировании помаршрутных отправок учитывается грузоподъемность ис­пользуемых автотранспортных средств.

Для учета сформированных партий товаров в экспедиции имеется специальный журнал, в котором указываются наиме­нование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера та­ры. Заведующий экспедицией расписывается в приеме товара; к отправке. После возврата счета-фактуры с распиской получателя товара в журнале делается соответствующая отметка.

Экспедиция заказывает автотранспорт и организует от­правку товаров покупателю.

Подготовленный к отправке груз доставляется в зону погрузки. В кузове автомобиля груз размещают с учетом эффективного использования его площади, а также с уче­том расположения магазинов и других пунктов продажи товаров на маршруте.

Водитель, получивший товар для доставки, расписыва­ется в журнале, в котором указывается номер путевого листа. Выезд загруженного автомобиля с территории опто­вого предприятия разрешается только при наличии соот­ветствующего пропуска.

Доставив товар на место назначения, водитель сдает его заведующему магазином, предварительно проверив у него наличие доверенности на получение товара.

Заведующий магазином проверяет количество достав­ленных мест, исправность тары и пломб, соответствие но­меров тары записям в счете-фактуре и расписывается в получении товара на всех его экземплярах, на которых он также указывает номер и дату своей доверенности и ста­вит штамп магазина. Один экземпляр счета-фактуры ос­тается у заведующего, два других - возвращают на базу.

Производства иМетодические указания

Ценности (товары ) 105560 ... на основании акта приемки ... на освоение данной технологии следующие: - стоимость комплектующих изделий, отпущенных со склада ... . Изучение особенностей учета инвентаря... использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных...

Подготовка к поступлению товаров

Организация получения поступающих грузов включает следующие обязательные логистические операции:
– заблаговременные запросы информации от службы закупок об ожидаемых поступлениях товаров;
– содействие поставщикам, при необходимости, в организации перевозок – выборе перевозчиков, выборе транспортных средств, фрахтовании судов и т. п.;
– организация, при целесообразности, перевозок собственным транспортом или использование услуг своих партнеров-перевозчиков;
– требование от поставщиков своевременного направления и контроль высылки всех необходимых товаросопроводительных документов (счет-фактура, товарная накладная, упаковочные листы, сертификат соответствия, транспортная накладная и т. д.), требование предварительной высылки копий документов факсом или электронной почтой;
– контроль фактических сроков отгрузки партий товаров;
– контроль прохождения грузов по маршруту доставки – через известные пункты в пути следования, через пункты перевалок на другие виды транспорта, через погранпункты и таможни;
– контроль получения оригиналов всех необходимых товаросопроводительных документов (счет-фактура, товарная накладная, упаковочные листы, сертификат соответствия, транспортная накладная и т. д.);
– резервирование площадей для временного размещения и приемки груза;
– планирование технических средств и рабочей силы для разгрузки.

Приемка грузов от перевозчиков

Приемка грузов от перевозчиков осуществляется по количеству мест и весу, а также по сохранности грузовых мест. Приемная комиссия и грузовая служба должны заранее получать информацию об ожидаемом поступлении грузов от поставщиков, а именно:
– наименование поставщика;
– перечень товарных позиций;
– количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
– сроки поступления товара;
– тип тары (паллеты, ящики, бочки и т. д.);
– количество мест;
– вес;
– объем;
– наименование перевозчика;
– копию транспортной накладной;
– пункт назначения груза (автотерминал, ж-д станция, порт и т. д.);
– информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.).

Показатели сохранности перевозимых грузов в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются:
Без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего относится в к перевозке скоропортящихся грузов, а также перевозке грузов насыпью и навалом.
К показателям перевозки грузов без потерь относят:
– нормы убыли;
– удельные потери груза;
– среднюю потерю грузов при перевозке;
– стоимость потерь груза при транспортировке;
– количество грузов, доставленных без потерь;
– коэффициент снижения качества грузов при перевозке.
Без повреждений. Перевозка грузов без повреждений означает,
что в процессе перевозки обеспечивается сохранность грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Показатель перевозки “без повреждений” имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.
К показателям перевозки грузов без повреждений относятся:
– доля грузов, перевезенных без повреждений;
– средний ущерб от повреждений груза;
– удельные издержки от повреждений груза.
Без пропажи. Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.
Показателями перевозки грузов без пропажи являются:
– удельные издержки от несохранной перевозки;
– доля пропажи грузов при перевозке;
– средний ущерб от пропажи грузов.
Без загрязнений. Эти показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят:
– коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);
– долю груза, не принятую грузополучателем после перевозки из-за загрязнения;
– допустимый процент посторонних примесей в грузе;
– долю посторонних примесей в грузе.
При приемке грузов получатели (а также при приемке к перевозке – перевозчики) контролируют состояние груза и его тары или упаковки. Контроль выполняют методами:
– органолептическим (контроль посредством органов чувств);
– натурным (с использованием простейших приборов – термометров, угломеров, весов и др.);
– лабораторным (анализ груза или его образцов в специальных условиях с использованием реактивов и приборов);
– комплексным, включающим элементы перечисленных методов.

Разгрузка и перемещение

В практике существуют следующие три варианта обработки входящих товаров:
– незапланированный прием грузов;
– прием грузов, запланированный на основании уведомлений о поставке;
– прием грузов, поступающих на условиях “точно в срок”.
Самый нежелательный и дезорганизующий вариант – незапланированное поступление грузов. Поэтому важно получать уведомления об отгрузках от поставщиков. Запланированное получение грузов и регулярное поступление грузов на условиях “точно в срок” позволяют оптимизировать использование техники и рабочей силы.
Желательно требовать от поставщиков распределять груз на отдельные грузовые модули (палеты, бочки, связки и т. д.) с постоянным количеством товарных единиц в одном грузовом модуле.
Практикуется пометка входящих товаров специальным блокирующим кодом, таким как “поврежденная упаковка” или “необходимость прохождения карантина”. В этом случае данный товар не является доступным для оформления продаж. Блокировка снимается после выполнения необходимых работ.
Перемещение товара на склад может быть реализовано различными вариантами.
Перемещение с использованием документа: для каждой партии одного наименования, подлежащей складированию, создается транспортный документ, который передается оператору вилочного погрузчика, и партия перемещается в соответствующее складское место.
Перемещение с использованием мобильного терминала: погрузчики оборудуются специальными радиотерминалами для передачи данных в режиме online. Оператор получает транспортные задания на дисплей. В области входящих товаров оператор принимает партию и регистрирует соответствующий идентификационный номер при помощи своего сканера или клавиатуры. После этого у него на экране появляется адрес складского места назначения. Оператор подтверждает завершение процесса складирования нажатием специальной клавиши.
Перемещение при помощи автоматической конвейерной/крановой системы: партия, подлежащая складированию, подается на автоматическую конвейерную систему. При помощи автоматического сканера с соответствующего ярлыка считывается идентификационный номер данной транспортной единицы.

Приемка товаров от поставщиков

Приемка по количеству

Приемка имеет целью идентифицировать полученный товар, определить его количество и сравнить полученные результаты с заказом на поставку.
При приемке товара используют следующие методы:
– приемка товаров по накладной;
– слепая приемка, когда накладная утеряна или отсутствует по другой причине;
– неполная слепая приемка.
При приемке по накладной результаты проверки товара сравниваются с данными накладной поставщика. При слепой приемке приходится идентифицировать товары (для чего нужны знающие товароведы и/или анализы), подсчитывать полученные количества, оформлять акт приемки товаров. При неполной слепой приемке проверяют по накладной только наименования товара, но не количества. Этот метод применяется для приемки наливных, насыпных и некоторых скоропортящихся товаров (например: овощи навалом, живая рыба и т. п.), когда при погрузке и в пути возможны потери. После приемки товара данные о количестве вносятся в накладную. Метод неполной слепой приемки требует работы со специальной накладной, где поставщик указывает только наименование отгруженных товаров без указания количеств. Работник склада проверяет соответствие товарных наименований по накладной, а затем осуществляет подсчет количества товара и заносит полученные данные в накладную поставщика.
В случае необходимости проверка количества производится в каждом грузовом месте. При обнаружении недостачи составляется акт о приемке продукции, в котором указывается номер транспортной накладной и счет-фактуры, количество недостающего товара, его общая стоимость, предполагаемые причины недостачи, лица, участвующие в приемке, их подписи и дата составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, то предоставляется право дополнительно зафиксировать в акте свое мнение. Также после обнаружения недостачи и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки. Предприятие-получатель обязано обеспечить приемку продукции по количеству в точном соответствии с условиями договора или со стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, Инструкцией П-6, иными обязательными правилами.
Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:
> на складе получателя – при доставке продукции поставщиком;
> на складе поставщика – при вывозе продукции получателем;
> в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе перевозчика – при доставке и выдаче продукции предприятием железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.
При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний, кроме проверки веса брутто и количества мест, может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.
Покупатели – оптовые предприятия, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), производят приемку продукции по количеству внутритарных мест лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах. Если продукция поступила в поврежденной таре, то приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте производится получателями там, где производится приемка продукции по весу брутто и количеству мест. У станов ленный Инструкцией П-6 порядок приемки продукции, поставляемой в таре, применяется также при приемке обандероленных или опломбированных пачек (связок) в тех случаях, когда без нарушения целости бандероли или упаковки либо без снятия пломбы невозможно изъятие продукции из пачки (связки).
Приемка продукции производится в следующие сроки:
а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, – в момент получения от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;
б) продукции, поступившей в исправной таре:
– по весу брутто и количеству мест – в сроки, указанные в пункте “а”;
– по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте– одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции; при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта – во всех остальных случаях.
В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления их на склад получателя.
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки. Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции. Приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки продукции. В этом случае составляется акт о фактическом наличии продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
При одновременном получении продукции в нескольких вагонах, контейнерах или автофургонах, стоимость которой оплачивается по одному расчетному документу, получатель обязан проверить количество поступившей продукции во всех вагонах, контейнерах или автофургонах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность частичной (выборочной) проверки. В акте приемки должно быть указано количество поступившей продукции раздельно в каждом вагоне, контейнере или автофургоне. Количество поступившей продукции при приемке ее должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если в этих документах отправитель указал вес продукции и количество мест, то получатель при приемке продукции должен проверить ее вес и количество мест. Проверка веса нетто производится в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актами. Акт о весе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о весе тары из-под влажной продукции – немедленно по освобождении тары из-под продукции, если иные сроки не установлены особыми условиями поставки или договором. В акте о результатах проверки веса тары указывается также вес нетто продукции, определенный путем вычитания из веса брутто веса тары. Определение веса нетто путем вычета тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и в транспортных документах, без проверки фактического веса брутто и веса тары не допускается. Проверка веса тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой веса нетто.
Выборочная (частичная) проверка количества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части продукции на всю партию допускается, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.
Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией. О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции. В случае, когда при приеме продукции выявлено несоответствие веса брутто, отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытия тары и упаковки. Если при правильности веса брутто недостача продукции устанавливается при проверке веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находящуюся внутри этих мест. Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, – представителя изготовителя. О правилах продолжения приемки по количеству см. раздел “Приемка с представителями поставщиков”. О порядке составления акта о недостаче товаров см. раздел “Актирование недостач”. О порядке предъявления претензий за недостачу товаров см. раздел “Предъявление претензий по количеству”.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.


Проверка продукции по качеству и комплектности

В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции по качеству может производиться с применением частичной или пол ной выборки товаров. Выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором.
При обнаружении несоответствия качества поступившей продукции склад обязан приостановить дальнейшую приемку продукции и составить акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. После этого получатель должен уведомить поставщика об обнаружении при приемке недолжного качества продукции. В зависимости от решения поставщика дальнейшая приемка может производиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом, либо получателем в одностороннем порядке.
Следует отметить, что как уведомление поставщика, так и его ответ получателю лучше всего оформлять с помощью телеграммы, т. к. это прямое доказательство (в отличие от оповещения по телефону) соблюдения обязанности стороной, которая должна произвести уведомление. Однако работа с телеграфом часто связана с большими временными затратами, в связи с этим наиболее эффективно использовать электронную почту, но с применением электронной цифровой подписи. После составления акта производится составление претензионного письма (с целью допоставки товара с должным качеством или возмещения в денежном эквиваленте), которое должно содержать: наименование предприятия, которому претензия адресуется, его адрес, указание партии товара, количество бракованного товара, стоимость бракованного товара, номер и дату акта о приемке продукции, содержание самого требования (допоставить товар взамен бракованного, оплатить стоимость бракованного товара, др.); в приложении к письму необходимо предоставить копию акта о приемке, копию счет-фактуры, копию товарно-транспортной накладной, копию телеграммы (письма) об уведомлении предприятия-поставщика, в заключительной части претензионного письма указывается дата, подпись руководителя предприятия, полное наименование предприятия. В ГК РФ предусмотрена возможность предъявления претензий к предприятию поставщику в случае обнаружения скрытых недостатков продукции . Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции на складе. В связи с этим получатели имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в должные в сроки, указанные в договоре, актировать скрытые недостатки продукции, если такие недостатки будут обнаружены после получения товаров.
Продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя. Покупатели – оптовые предприятия, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального изготовителя (отправителя), должны производить приемку продукции по качеству и комплектности в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при получении продукции в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь, бой и т. п.). Указанные предприятия и организации обязаны хранить продукцию, подлежащую переотправке, в условиях, обеспечивающих сохранность качества и комплектность ее.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
> при иногородней поставке – не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 24 ч после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
> при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции – 24 ч после поступления продукции на склад получателя.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента