Расторжение договора в одностороннем порядке по гк рф. Одностороннее расторжение контракта заказчиком: порядок и особенности Порядок одностороннего расторжения контракта по 44 фз

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  1. обязательное уведомление второй стороны,
  2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт - аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг - заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

30.01.2014 заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру - односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание - не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок - ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное - придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Необходимо обратить внимание на два условия, которые должны быть одновременно соблюдены, для осуществления отказа в одностороннем порядке:

Первое условие, возможность отказа в одностороннем порядке должна быть предусмотрена в контракте;

Второе условие, основания отказа в одностороннем порядке должны быть предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Например, в отношении подрядных работ применимы положения ч. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в ч. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. Согласно ч. 2 ст. 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

В отношении поставки в рамках ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый ч. 2 ст. 450 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

Поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

Неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Положения статьи 95 Закона 44-ФЗ регламентируют порядок отказа в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Источники материала:

1) Контур.Школа

2) Официальный сайт адвоката С.С. Ивлева

{jcomments on} (19.09 kB, количество скачиваний: 1700)

Расторжение договора в одностороннем порядке ГК РФ рассматривает как ситуацию исключительную, хотя и возможную. Этот способ прекращения обязательств можно применить в строго определенных случаях, с учетом процедурных особенностей.

Одностороннее расторжение договора по ГК РФ: общие положения

Расторжение (ст. 452 ГК РФ) и отказ от исполнения (отказ от договора) (ст. 310, 450.1 ГК РФ) — 2 самостоятельных способа прекращения договора. Их отличия в следующем:

  • расторжение производится судом по обращению заинтересованной стороны, отказ — по заявлению стороны;
  • до предъявления в суд иска о расторжении договора направляется предупреждение (уведомление) и ожидается ответ, отказ же действителен с момента уведомления контрагента (ст. 450.1 ГК РФ).

Расторжение по процедуре и последствиям может быть аналогично отказу. Об этом читайте ниже.

В ст. 450, 452 ГК РФ указаны основания, по которым допускается расторжение договора по инициативе стороны:

  • при его существенном нарушении;
  • в случаях, предусмотренных законом или договором;
  • при существенном изменении обстоятельств.

Расторгнуть можно только действующий договор. Это вытекает из ст. 408, 450-453 ГК РФ (см. определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5792/10).

Существенное нарушение договора как основание для его расторжения

Такое основание для расторжения договора в одностороннем порядке возникает, если сторона в значительной мере лишается причитающегося ей предоставления по договору. Норма сформулирована с расчетом на оценочную деятельность суда.

Нарушение может быть существенным в случаях:

  • Нарушения основного обязательства для данного вида договоров. Это передача товара покупателю, передача имущества в аренду, выполнение работ, уплата денег (см., например, постановление президиума ВАС РФ от 10.06.2014 № 1999/14). Если основное обязательство не исполнено частично, суд может отказать в расторжении договора, поэтому сторонам следует более гибко использовать другие способы воздействия на контрагента (например, приостановить встречное исполнение).
  • Длительной просрочки исполнения.
  • Более чем 1 случая ненадлежащего исполнения (в частности, нарушения сроков поставки) и др.
  • Нарушения существенного условия (установленного законом или договором) о товаре, месте, времени исполнения и т. д. (см., например, постановление ФАС ЗСО от 16.06.2010 по делу № А45-3418/2008).

Оценка нарушения в качестве существенного может представлять сложность. Это видно на примере дела № 5-КГ12-51, рассмотренного СК по гражданским делам ВС РФ 02.10.2012. Договор ренты был расторгнут, поскольку плательщик самовольно заменил содержание в натуре денежными выплатами, тогда как получатель ренты по состоянию здоровья нуждалась в обеспечении лекарствами.

Существенное изменение обстоятельств как основание расторжения договора в одностороннем порядке

Ст. 451 ГК РФ содержит перечень характеристик, которые в их совокупности дают основание трактовать изменение обстоятельств как существенное.

По каждому из пунктов должны быть представлены доказательства. Обращает на себя внимание п. 3 ч. 2 этой статьи: необходимо доказать будущие обстоятельства, что на практике вызывает затруднения.

Так, суды отказывают в расторжении договоров по предъявляемым в большом количестве «кризисным» искам (см. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.06.2015 по делу № 33-8952/2015). Изменение курса валют и экономический кризис не относятся к числу обстоятельств, которые нельзя предвидеть.

Ситуации, в которых может возникнуть необходимость в расторжении по данному основанию, разнообразны. Общие правила вывести невозможно.

В целом такие обстоятельства должны не только отвечать 4 условиям, изложенным в ст. 451 ГК РФ, но и носить объективный характер. Например, к таким обстоятельствам не относятся:

Иные основания и условия для расторжения договора в одностороннем порядке

Договор аренды может быть расторгнут по ст. 619, 620 ГК РФ. Дополнительные основания в договоре должны быть указаны вполне определенно, формулировка «иные основания» судом будет отклонена (определение ВС РФ от 21.08.2015 № 310-ЭС15-4004). Возможность немотивированного отказа от договора следует формулировать прямым текстом.

Несмотря на то, что ГК РФ напрямую называет способ внесудебного прекращения договора стороной односторонним отказом, на практике очень часто стороны включают в договор условие о возможности одностороннего расторжения с предупреждением за «_ дней». Суды считают такие условия применимыми (иногда приравнивают их к отказу). Примером является определение ВАС РФ от 01.08.08 № 10903/08.

Однако для уверенности в применимости такие условия следует формулировать:

  • как право на односторонний немотивированный отказ (по ст. 450.1 ГК РФ);
  • либо как право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке без указания мотивов расторжения.

Расторжение договора в одностороннем порядке регулируется только нормами ГК РФ и условиями договора, но не распорядительными актами органов власти. Так, при решении вопроса о возможности расторжения договора аренды земельного участка в связи с отменой постановления о его предоставлении в аренду, ВС РФ установил, что такое основание в договоре отсутствовало, и в иске о расторжении договора было отказано (п. 1 обзора судебной практики от 04.03.2015 № 1 (2015)).

Образец уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке и срок ожидания ответа

Для выполнения требований ст. 452 ГК РФ до обращения в суд:

  • по ч. 2 ст. 450 ГК РФ следует предпринять попытку приведения договора в соответствие с изменениями (известить, предложить иные условия);
  • в остальных случаях и при отказе от внесения изменений необходимо направить предложение расторгнуть договор (ч. 2 ст. 452 ГК РФ).

В договорных условиях расторжения, как правило, также предусматривают предварительное направление уведомления.

Уведомление должно содержать:

  • реквизиты договора, подлежащего расторжению;
  • подлежащую применению норму;
  • основание (причину), если не предусмотрена возможность расторгнуть договор без указания мотивов;
  • предложение расторгнуть договор или извещение о расторжении по истечении определенного срока (договорный внесудебный порядок).

Образец уведомления о расторжении договора можно посмотреть здесь: Уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке - образец.

Необходимо выждать срок для ответа — 30 дней (ч. 2 ст. 452 ГК РФ) или тот, который предусмотрен договором. При более раннем обращении суд оставит иск без рассмотрения.

Все исполненное до прекращения договора должно быть принято и оплачено, встречные обязанности соразмерно исполнены.

Таким образом, расторжение договора возможно при соблюдении процедуры и условий, подлежащих применению, со всеми указанными выше особенностями.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.

Порядок проведения госзакупок в РФ регламентируется 44-ФЗ. Ст. 95 этого нормативного акта определяет основания и правила изменения и расторжения контракта, заключенного по результатам торгов. Рассмотрим далее некоторые положения статьи.

Общие сведения

На основании решения суда, по соглашению участников сделки, а также при одностороннем отказе одного из субъектов от его исполнения. При этом стороны должны руководствоваться нормами ГК.

Одностороннее расторжение контракта

Как устанавливает 95 статья заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным в ГК, если соответствующая возможность закреплена в самом контракте. Для принятия соответствующего решения он вправе привлечь специалистов для проведения экспертизы выполненных работ, поставленных изделий или предоставленной услуги.

Расторжение контракта допускается, если по результатам исследований будет подтверждено нарушение условий сделки исполнителем, ставшее основанием для отказа.

Уведомление исполнителя

Согласно ч. 12 ст. 95 44-ФЗ , при отказе заказчика от исполнения контракта, он обязан известить вторую сторону об этом в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Кроме этого, он обязан разместить данную информацию в ЕИС (единой информсистеме).

Заказчик направляет свое решение исполнителю (поставщику, подрядчику) заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении) на адрес, указанный в контракте, по факсу, телеграммой на электронный адрес или иным способом, обеспечивающим фиксацию отправки и подтверждение получения извещения.

Расторжение контракта допускается только при соблюдении указанных требований. В качестве даты надлежащего уведомления признается день получения заказчиком подтверждения о вручении извещения поставщику (исполнителю, подрядчику).

Между тем получить такое подтверждение не всегда возможно. В этих случаях в качестве даты надлежащего уведомления будет признан день по истечение 30 дней с момента размещения сведений в ЕИС.

Вступление решения в силу

Односторонний отказ приобретает юридическую силу и влечет соответствующие последствия по истечении 10 дней с момента надлежащего извещения исполнителя. Соответственно, контракт будет признан расторгнутым.

Заказчик должен отменить свое решение, если в десятидневный срок исполнитель (подрядчик, поставщик) устранит нарушения, являвшиеся основанием для отказа от исполнения. При этом вторая сторона должна компенсировать его затраты на проведение экспертизы.

Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа.

Обязанность расторжения

Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

  • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
  • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто. Аналогичное правило действует и в случае расторжения госконтракта, заключенного на основании ст. 111.4 44-ФЗ, в процессе реализации условий закупки.

Сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике), с которым был расторгнут контракт, указываются в реестре недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Нюансы законодательства

При расторжении контракта вследствие одностороннего отказа заказчик может произвести закупку услуг, изделий, работ, являвшихся предметом сделки, на основании положений 6 пункта 2 части 83 статьи ФЗ № 44.

Если поставщик до прекращения правоотношений частично исполнил обязательства, при заключении нового контракта объемы выполняемых работ, предоставляемых услуг или поставляемых товаров должны быть уменьшены на соответствующее количество. Аналогичным образом корректируется и цена сделки.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В соответствии с 14 частью 34 статьи ФЗ № 44, в договоре может предусматриваться возможность расторжения контракта вследствие одностороннего отказа от реализации условий сделки, согласно ч. 8-26 ст. 95. В указанной норме также установлено, что по данному основанию допускается, если в самом договоре присутствует соответствующий пункт. В отношении прекращения правоотношений по соглашению участников ФЗ № 44 не закрепляет подобного требования.

Как установлено в 1 части 450 статьи ГК, корректировка условий и по обоюдному согласию участников, если другое не закреплено в Кодексе или иных нормативных актах, а также в договоре. Следовательно, если стороны не закрепили в документе такую возможность, она существует в силу закона.

В также, что в силу существенного изменения обстоятельств. Другими словами, ситуация изменилась настолько, что если бы участники могли предвидеть это, то вообще не заключили бы сделку или заключили бы, но на иных условиях.

Практическая реализация положений

В рамках оборота участники по обоюдному согласию могут расторгнуть договор при:

Документальное оформление

В 452 статье ГК закреплен общий порядок расторжения контракта. В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

Последствия

О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов.

Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений. Другое правило может закрепляться в законе или соглашении.

Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Отчетность заказчика

Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах.

В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта.

Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г. На основании этого нормативного акта отчет со сведениями о расторжении контракта размещается заказчиком в семидневный срок с момента подписания соглашения, даты вступления в силу решения заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от выполнения условий сделки.

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель - компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам: