Коап статья 21. Кодекс рф об административных правонарушениях
1. О понятии воинского учета см. п. 1 комментария к ст. 21.1.
Действующие правила воинского учета определены разд. II Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно указанному Федеральному закону в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и органов Федеральной службы безопасности РФ, - в указанных органах;
Явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
При увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (см. п. 3 комментария к ст. 21.2) на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повесткой военного комиссариата.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.
2. Положением о воинском учете, принятым во исполнение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", были детализированы некоторые обязанности граждан по воинскому учету: согласно п. 10, 12 Положения граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе.
Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учет или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета и офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
3. Согласно подп. "д" п. 10 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию.
Противоправное бездействие гражданина, уклоняющегося без уважительной причины от явки для постановки на воинский учет в срок, указанный в повестке военного комиссариата, рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
В качестве уважительной причины неявки следует также рассматривать наличие не зависящих от воли гражданина обстоятельств, препятствующих исполнению им данной обязанности. В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:
Заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Судебная практика по ст 21.5 КоАП РФ обжалование штрафов за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
СОБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дело N 12-1-78/2017
РЕШЕНИЕ
г. Собинка 21 сентября 2017 года.
Судья Собинского городского суда Владимирской области (расположенного по адресу: <…>) Г., рассмотрев с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Кривовой О.В. протест Собинского межрайонного прокурора Стаханова В.А. на постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Ф.В.МА.,
установил:
Постановлением военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года Ф.В.МА. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, Собинский межрайонный прокурор Стаханов В.А. обратился в Собинский городской суд Владимирской области с протестом, в котором просит названное постановление отменить. По существу указал, что в нарушение п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении в отношении Ф.В.МА. не указано место совершения административного правонарушения. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении также отсутствуют указания на место совершения Ф.В.МА. административного правонарушения. В связи с чем постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 1105.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Ф.В.МБ., подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Одновременно Собинский межрайонный прокурор Стаханов В.А. просил суд восстановить срок на обжалование постановления военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года. В обоснование указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Ф.В.МА. прокурор не участвовал.
Помощник прокурора Кривова О.В. в судебном заседании просила восстановить срок обжалования и постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 1105.2017 года отменить.
Ф.В.МА., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В силу положений ст. 25.1. КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Разрешая заявленное Собинским межрайонным прокурором Стахановым В.А. ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года, судья приходит к следующему.
В силу ч.ч.1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Как усматривается из материалов дела, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Ф.В.МА., было рассмотрено военным комиссаром города Собинки и Собинского района Владимирской области 11.05.2017 года без участия прокурора.
При таких обстоятельствах Собинскому межрайонному прокурору Стаханову В.А. следует восстановить срок на обжалование постановления военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года
Рассмотрев жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав заключение помощника прокурора Кривовой О.В., прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30 6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Однако военным комиссаром города Собинки и Собинского района Владимирской области при рассмотрении настоящего дела указанные выше процессуальные требования закона были нарушены.
Так, из обжалуемого постановления следует, что 19 апреля 2017 г. Ф.В.МА. не явился по вызову (повестке) Военного комиссариата в установленное время 19.04.2017 г. без уважительной причины.
При этом в мотивировочной части постановления военный комиссар г. Собинка и Собинского района Владимирской области не указал место совершения правонарушения.
В нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении также не указано место совершения правонарушения, что является существенным недостатком протокола.
Указанное нарушение является существенным процессуальным нарушением, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и названный недостаток не может быть восполнен при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за пределами срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в нарушении действующего законодательства в рамках производства по делу об административном правонарушении обсуждаться не может.
Поскольку событие вменяемого Ф.В.МА. правонарушения имело место быть 19 апреля 2017 г., а давность привлечения к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца, следовательно, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Протест Собинского межрайонного прокурора Стаханова В.А. на постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года, удовлетворить.
Постановление военного комиссара города Собинки и Собинского района Владимирской области N 3/2017 от 11.05.2017 года отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ в отношении Ф.В.МА. по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня получения копии решения во Владимирский областной суд.
(Могут быть некоторые ляпы, копировал свои посты со стороннего форума, подправил их)
И так:
1. Возраст полных 20 лет (1991г.)
2. Средне-специальное образование (колледж), сейчас поступил на заочку в институт (в ВК не сообщал)
3. Собственно, учебная отсрочка была
4. Нет таковых (приписное в вк лежит)
5. Повестки валяются в огромном колличестве, подписанные (кем-то из родственников) и даже без подписей имеются. Мной лично подписанных НЕТ
Форму не знаю (22 вроде как нет уже/там приглашают на мед. осмотр). Последняя повестка на 24 ноября была (на сколько я осведомлён).
По поводу болячек копаю.
История такая. Началось всё в этом году, когда я заканчивал учебное заведение и я сглупив взял повестку под роспись в колледже в отделе кадров (хотя даже в бегунке была графа про ВС). Но тогда, почему-то, мне было всёравно на службу пойду или нет, да ещё и с друзьями в один день назначили отправку. А под конец припёрло, так сказать, поняв что это не разумно для меня терять год (чему очень рад сейчас). Прошёл я все обследования, медкомиссию, пальчики откатали и т.п. (так как про закос и мыслей небыло) я оказался годен. Дали повестку на отправку 30 июня. И 29 меня стрельнуло. Я “заболел”, не явился на отправку, и меня тут же начал искать мой любимый военком. Но у меня справка, всё официально. Он говорит, мол, приходи ко мне, поговорим, а то уже на тебя накатал кляусу ментам, что бы УД завели. Я ему справку, отмазался парой фраз и угрюмым лицом. !Он мне дал под роспись документ, в котором говорилось о том, что я ознакомлен со статьёй 328 УК РФ (и, не помню точно, ещё про какую-то статью пленума, про уклонение, вероятно), я подписал. Ну и собственно повестку на отправку. Исход думаю ясен, я “проболел” до конца весеннего призыва. Военком бесновался ругался грозился, но у меня справки и всё тут, он был безпомощен, всё официально. Больничный окончился либо 15 либо 16 июля, я принёс 16 закрытый больничный в ВК, но там небыло никого уже (девушка сидела какая-то), вот ей и отдал справку. Повесток небыло. Всё. Призыв окончен, я свободен. Но начался осенний, они меня помнят и хотят, а я их нет. Начали ходить, звонить, ругаться, угрожать, всё как обычно и повесток куча. Прописан в одном месте, живу в другом (в ВК знают), но там появляюсь редко, в последнее время. Живу у друзей, девушек. И так, самое интересное. Я проходил обучение в автошколе от военкомата за копейки на ВС, за В я плачу, а за С они (сами позвали и ничего про-то что нужно служить обязательно ни кто не говорил и в договоре этого небыло). А в один из последних раз, когда приходили, сказали что придётся возместить им деньги за автошколу (до смешного уже дошло). Всё бы ничего, но вчера, 29 ноября, был звонок из прокуратуры, я был дома, взяла бабушка сказала что нет меня, ей там что-то наплели про УД на меня которое якобы заведут спустя (уже 9 дней), если не явлюсь, что я бы пришёл поговорил, всё бы решили спокойно. (читал форумов кучу, везде пишут что это блеф, что бы вытянуть чистосердечное). Но я конечно обеспокоен этим, собственно это и побудило написать сюда.
Хочу обратить внимание на то, что повесток нет мной подписанных/есть подписанное мной заявление о том что ознакомлен с последствиями ст. 328 УК РФ (я думаю военком его сохранил)/обучался на права от ВК.
Есть ещё несколько ньюансов: мне исполнилось 20 - а паспорт я не сменил (думаю что там меня ждёт повестка), учусь (ВК не знает и не хочу что бы знал, не нужны мне туда повестки), работаю не официально, здаю кровь (донор) и имел неосторожность обмолвится о месте учёбы (могут узнать?). Это как-то усугубляет моё положение? Особенно смена паспорта? (про паспорт читал форумы, можно просто прийти хоть через несколько лет и сказать что потерял - штраф 500 рублей, всё лучше 2,5к за просрочку)
Что вы мне подскажите в данной ситуации? Стоит ли боятся УД? (Знаю что уже всё это обговаривалось, но частный случай он на то и частный, да и просто хотелось бы прочитать слова поддержки).
Ещё один момент, сосед сказал, что ему участковый звонил сегодня, интересовался живу ли я “дома”, у родителей тоесть, он сказал что мол не знает не видел.
http://s004.radikal.ru/i208/1112/3a/3e1dc99fc0e0.jpg Вот это мне прислали, дома меня естественно небыло, ни кто за неё не расписывался. Я уже совсем запутлся, подскажите.
Мысли такие есть: если что-то будет, то только административное, его выиграть будет относительно просто. Но, как раз там мне и всучат повестку, чего они и добиваются. Я прав?
Дело в том, что УД завести они не могут! (нет оснований), могут только административное (штраф 100-500 рублей) и так же оснований и доказательств нет, это дело я выиграю. Есть вопросы: повестку по делу об административном мне лично должны вручить? если лично не вручат и ни как не оповестят, обязан ли я явиться в суд (или куда там, я не знаю)? или же это всё без меня решается? срок давности административного 2 месяца (на сколько я осведомлён), НО не будет ли оно длящемся? и каким образом они обнаружат правонарушение? в течении 1 года могут возбудить УД, на каком основании? по истечении 2 месяцев административное снимается? (желательно с примерами и статьями)
Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -
Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -
2. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования
Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Новая редакция Ст. 21.5 КоАП РФ
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Комментарий к Статье 21.5 КоАП РФ
В статье 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (Российская газета. 2007. 10 января) установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона.
Объектом данного административного правонарушения является порядок в области воинского учета. В комментируемой статье предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет - это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету одним из способов, указанных в данной статье. Субъективная сторона правонарушения заключается в неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету без уважительной причины и выражается в умышленной или неосторожной форме вины. Субъектом данного правонарушения является гражданин, достигший возраста 17 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете.
Так, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром - для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.
Также следует обратить внимание на пункт 19 Приказа Министра обороны РФ от 06.09.1999 N 400 (ред. от 28.02.2003) "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (Российская газета. 2003. 3 апреля)), согласно которому в конце каждого рабочего дня председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет обязан лично проверить, все ли граждане из числа вызывавшихся явились на заседание комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (организации их розыска).
В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар района в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.
В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.
Другой комментарий к Ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушения, предусмотренного в данной статье, является порядок управления, в данном случае выражающийся в установлении правил постановки граждан на воинский учет.
Статья 59 Конституции РФ в п.2 закрепляет, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", который определяет порядок постановки граждан на воинский учет, устанавливает их обязанности.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, связанных с неисполнением гражданами обязанностей по воинскому учету.
Пункт 3 постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. "Об утверждении Положения о воинском учете" устанавливает категории граждан, подлежащих воинскому учету:
мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность, указанную в перечне специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, согласно приложению к Положению о воинском учете.
В ст.9 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" установлены сроки первоначальной постановки граждан на воинский учет. Предусмотрено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими семнадцатилетнего возраста комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании. Из текста данной нормы следует, что для лиц мужского пола в год достижения ими семнадцатилетнего возраста административная ответственность за неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, может наступить с 1 апреля года достижения семнадцатилетнего возраста.
Согласно п."г" ст.10 Положения о воинском учете граждане, обязанные состоять на воинском учете, в двухнедельный срок должны сообщить в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении своего семейного положения, образования, места работы или должности. Из данной нормы вытекает, что граждане женского пола могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, по истечении двух недель с момента получения ими документа, подтверждающего получение одной из специальностей, при наличии которых они подлежат постановке на воинский учет.
Воинский учет является составной частью воинской обязанности граждан РФ.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления.
Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и органов Федеральной службы безопасности РФ, состоят на воинском учете в указанных органах;
явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет.
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
На граждан, подлежащих призыву на военную службу и выезжающих в период проведения призыва с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на срок более трех месяцев с места жительства, возложена обязанность лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.