Конституционный суд рф был учрежден. Конституционный суд это

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии :

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный суд РФ - особый независимый орган судебной власти государства, самостоятельно осуществляющий регулирование отношений на поприще конституционного права. Каждая область Российской Федерации имеет свой собственный конституционный суд, а вопросы федерального уровня решаются главным Конституционным судом России. Все республики, которые входят в Российскую Федерацию, таким же образом представлены собственными судами.

Другие суды не занимаются вопросами Конституции РФ, выполнения ее норм, соответствия документов, или законов/подзаконных актов предписаниям Высшего Закона страны. Конституция РФ предусматривает особые правила образования, основы для вхождения в суд, полномочия, которые имеет данный орган судебной власти России.

Источники, регламентирующие, кто возглавляет конституционный суд РФ и кто входит в состав органа:

  1. Конституция РФ.
  2. Регламент Конституционного Суда РФ.
  3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  4. Любые другие нормативно-правовые акты РФ.

Состав Конституционного суда: кто возглавляет, кто входит

В Законе "О Конституционном суде Российской Федерации" четко указано, что в Конституционный суд могут входить 19 судей. Избираются они Советом РФ, а кандидатуры представляются Президентом России. Секретари судов также выбираются таким же образом. Возглавляет любой конституционный суд республики, области либо всего государства председатель. Ограничение для срока пребывания в судебной должности устойчивое - 70 лет.

Нынешний председатель Конституционного суда РФ - это Валерий Дмитриевич Зорькин, который успешно с 1991 по 1993 год возглавлял эту должность, а теперь работает с 2003 года. Этот председатель уже несколько сроков подряд руководит урегулированием основных отношений в конституционном праве на федеральном уровне. Один ограниченный срок пребывания председателя Конституционного суда в этой должности по современным законам - 6 лет. Кандидатуру председателя представляет Президент России.

Чем занимается главный Конституционный Суд РФ? Судьи решают проблемы между основными органами исполнительной, законодательной и судебной власти российского государства, дают толкование все пунктов главного Закона России - Конституции РФ, а еще проверяют следующие документы на соответствие предписаниям Конституции:

  1. нормативные акты Президента России;
  2. федеральные законы;
  3. акты Совета Федерации;
  4. нормативные правовые акты Правительства РФ;
  5. акты Государственной Думы;
  6. конституции республик, которые входят в Федерацию;
  7. уставы, законы/подзаконные акты всего государства.
Конституционный суд Российской Федерации, возглавленный председателем Валерием Дмитриевичем Зорькиным, занимается также решением запросов правительственных органов.

Чем занимается конституционный суд РФ? Рассмотрением всех дел, которые касаются конституционного законодательства. Статья 1 ФКЗ законодательства о деятельности КС дает четкое толкование самой сути данной государственной инстанции. Суд имеет право рассматривать все дела, которые подлежать его юрисдикции, а также проверять конституционность законодательства (уставы, постановления правительства, другие нормативно-правовые...

Основные функции КС

Безусловно, конституционный суд имеет основные функции, о которых вы, непременно должны знать:
  1. Рассмотрение дел, которые связаны с конституционным правом, в данном случае речь идет о спорах;
  2. Рассмотрение дел, которые касаются вопросов компетенции;
  3. Рассмотрение законодательства, на соответствии конституционному праву;
  4. Толкование Конституции.
Более детально о функциях КС можно узнать изучив конституционное право. Существует четко отработанный механизм подачи заявления на рассмотрение каких-либо дел в КС. В данном случае, подать заявление может любой гражданин страны ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС РФ». Существуют также нормативные требования по поводу содержания заявления - ст. 37 ФКЗ «О КС РФ».

Чем занимается конституционный суд РФ и как правильно составить заявление?

В принципе, по законодательству нашей страны, любое обращение граждан в КС должно быть рассмотрено. Принцип действия будет следующим:
  1. Заявление попадает в секретариат, где его детально проверяют на соответствие всем установленным нормам;
  2. Заявление передается судье, который проверяет его на рациональность рассмотрения (чтобы законодательство действительно имело двоякое толкование, которое можно соотнести к определенным неточностям соблюдения конституционных норм);
  3. После собираются все необходимые документы и материалы, одним из выбранных судей;
  4. Происходит процесс рассмотрения материалов и принимается решение в коллегиальном порядке.
Составление заявления

В заявлении обязательно указываются личные данные заявителя и его представителя. В данном случае речь идет о юристе, который может представлять ваши интересы. Также указываются нормативные акты, которые, по мнению заявителя, не имеют конституционности. Указываются также статьи конституционного права, которым не соответствует законодательство. Указываются статьи Конституции, которые обуславливают обращение по данному делу именно в КС.

К обращению прилагается ряд документов. Во-первых, акт законодательства, которое подлежит сомнению. Во-вторых, все документы, которые касаются представительства интересов заявителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Если документы были составлены на иностранном языке, то в обязательном порядке представляется их перевод. Обращение должно иметь подпись и дату.


Ежедневно в Конституционный Суд РФ поступают различные жалобы, ходатайства, выражающие различные просьбы. В последнее время наблюдается повышенная активность граждан в обращении...


Ходатайство в конституционный суд – это специализированный документ, представляющий собой просьбу официального характера, которая адресуется государственным органам. В данном...

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Конституционный суд - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Он играют важную роль для соблюдения принципа законности, в защите прав граждан и организаций, что объясняет и особую роль решений Конституционного Суда Российской Федерации.

В судебной системе Российской Федерации предусмотрен Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Конституционный суд РФ относится к федеральным судам, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются судами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Здесь мы рассмотрим только Конституционный Суд Российской Федерации, какие у него есть полномочия, какая процедура рассмотрения дел, какие акты он вправе выносить.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по конституционному контролю указаны в ст. 3 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», и они достаточно широкие.

Какие полномочия у КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2) разрешает споры о компетенции:

А) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Сейчас Конституционный Суд Российской Федерации не вправе по собственной инициативе проводить анализ соответствия какого-либо нормативного акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и признать его несоответствующим.

Состав Конституционного Суда Российской Федерации и требования к судьям

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей.

Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда Российской Федерации, самые высокие по сравнению с требованиями к другим судьям.

Кто может стать судьей КС РФ?

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - 70 лет.

Рассмотрение дел в Конституционном Суде Российской Федерации

Общие принципы судопроизводства в указанном суде установлены Разделе II Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Производство дел осуществляется в строгом соответствии со следующими принципами:

Независимость (означает, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»),
коллегиальность (означает, что рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся коллегиально),
гласность (означает, что рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»),
устность судебного разбирательства (означает, что разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно),
непрерывность судебного заседания (означает, что заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания),
состязательность и равноправие сторон (означает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям, указанным в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Для обращения в Конституционный Суд необходимо оплатить государственную пошлину в размере, указанном в ст. 333.23 Налогового кодекса РФ.

После поступления в Суд запроса, ходатайства или жалобы, он регистрируются. Если В случаях, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, или по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде», или исходит от ненадлежащего органа или лица, или не оплачено государственной пошлиной, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу. Если поступивший от заявителя документ соответствует всем требованиям, Конституционный Суд затем решает вопрос о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в принятии к рассмотрению. Особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации предусмотрены Разделом III ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При рассмотрении дел о конституционности законов по запросам судов Конституционный Суд разрешает запрос того суда, который полагает, что закон, вопрос о конституционности которого поставлен вопрос, подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Решения Конституционного Суда подразделяются на три вида:

1. Постановление (им заканчивается разрешение дел о соответствии нормативных актов Конституции, споры о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, о запросах судов на конституционность закона, дела о толковании Конституции, проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации).
2. Заключение (итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).
3. Определения (все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства). Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.