Контроль в сфере госзакупок: совершенствование системы. Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности Уровни контроля в сфере закупок

Контроль в сфере закупок. Контроль в сфере закупок, согласно ст. 99 Закона о закупках, распадается на три независимых направления:

  • 1) собственно контроль в сфере закупок (проверки соблюдения процедур Закона о закупках, главным образом процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя));
  • 2) «казначейский» контроль (контроль органов, осуществляющих функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за корреляцией доведенных до конкретных заказчиков лимитов бюджетных обязательств и их закупочными документами (план закупок, план график, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проект контракта), а также сведений, включаемых в реестр контрактов. «Казначейские органы» осуществляют контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ЕИС);
  • 3) государственный (муниципальный) финансовый контроль в части соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении государственных и муниципальных закупок и принятии заказчиками бюджетных обязательств по заключенным ими государственным (муниципальным) контрактам. Финансовый контроль в сфере закупок осуществляется также в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий, внешний и внутренний.

В рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок;
  • соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Далее в рамках настоящей темы будет описан порядок осуществления собственно контроля в сфере закупок, т.е. контроля соблюдения процедур Закона о закупках. Данный вид контроля является специфичным для контрактной системы, а финансовый и «казначейский» виды контроля все-таки принадлежат к иным институтам законодательства (бюджетному законодательству).

Контроль в сфере закупок можно подразделить на «внешний» и «внутренний». «Внешний» контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении не находящихся в их ведении или административной подчиненности заказчиков. «Внутренний» контроль осуществляется в отношении подведомственных заказчиков или самим заказчиком в отношении своих закупочных подразделений. «Внутренний» контроль можно подразделить на ведомственный и контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком.

Ведомственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. На федеральном уровне Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. Все государственные органы, ГК «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации должны утвердить регламенты осуществления внутреннего контроля.

Органы контроля в сфере закупок и распределение их компетенции. Органами контроля в сфере закупок являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (в настоящее время - ФАС России);
  • органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

Компетенция указанных выше органов контроля в сфере закупок распределена достаточно сложным образом в зависимости от вида проверок и типа закупок. На распределение компетенции влияет комбинация следующих факторов:

  • соотнесение контролируемых закупок с уровнем бюджетной системы (закупки для федеральных нужд, закупки для региональных нужд и закупки для муниципальных нужд);
  • является ли намечаемая проверка плановой или внеплановой;
  • каким способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялась контролируемая закупка;
  • в отношении какого именно субъекта контроля осуществляется контроль в сфере закупок.

В части проведения плановых проверок компетенция органов контроля соответствует бюджетной системе Российской Федерации. То есть федеральный орган контроля в сфере закупок осуществляет контроль в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых соответственно федеральными государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета). Региональный и муниципальный органы контроля в сфере закупок осуществляют контроль в отношении закупок для нужд субъекта РФ, муниципального образования соответственно.

В части внеплановых проверок действует следующий принцип: орган контроля следующего уровня публичной власти покрывает закупки своего уровня и закупки всех нижестоящих уровней публичной власти. То есть федеральный орган контроля в сфере закупок может проводить внеплановые проверки не только в отношении федеральных государственных заказчиков, но и в отношении региональных и муниципальных заказчиков, если к нему поступит жалоба на закупки таких заказчиков. Также и региональный орган контроля может проводить внеплановые проверки как в отношении региональных заказчиков, так и в отношении муниципальных заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, при наличии жалобы на закупки таких заказчиков.

При такой схеме распределения компетенции не исключены случаи принятия органами контроля различных уровней публичной власти противоречивых решений но одним и тем же вопросам. Поэтому Закон о закупках устанавливает правило о том, что решения органов контроля, относящихся к нижестоящим уровням публичной власти, которые приняты по результатам проведения плановой или внеплановой проверки, не могут противоречить решениям органов контроля, относящихся к вышестоящим уровням публичной власти, принятым по результатам проведения внеплановых проверок, в отношении одной и той же закупки.

В случае если органами контроля в сфере закупок по результатам плановых и (или) внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом контроля, относящимся к вышестоящему уровню публичной власти.

В отношении операторов электронных площадок и процедур закупок в рамках электронных аукционов приняты специальные правила распределения компетенции между органами контроля.

Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона с момента размещения в ЕИС извещения в отношении всех прочих субъектов контроля (независимо от соответствующего им уровня публичной власти) осуществляется исключительно федеральным органом контроля в сфере закупок.

В отношении операторов электронных площадок контроль в сфере закупок всегда осуществляется только федеральным органом контроля в сфере закупок.

Субъекты контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

Объекты контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется за соблюдением требований к процедурам закупок, установленных Законом о закупках и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.

При проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок по неценовым критериям (критериям, относящимися к качеству и квалификации). Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок только в судебном порядке. Законодатель предусмотрел такую норму для того, чтобы члены комиссий могли основываться на своем внутреннем убеждении при оценке заявок и действовать свободно и независимо и без угрозы вмешательства в их работу извне.

Виды проверок в рамках контроля в сфере закупок и их периодичность и основания проведения. В рамках контроля в сфере закупок проводятся плановые и внеплановые проверки.

В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки (действующей на непостоянной основе), контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Основанием для проведения плановой проверки в отношении субъектов контроля является включение соответствующего субъекта контроля в план проверок органа контроля в сфере закупок и наступления периода проведения проверки в соответствии с планом.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок из иных источников;
  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания (для проведения проверки исполнения такого предписания).

Полномочия органов контроля в сфере закупок при проведении проверок. При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица органа контроля в сфере закупок вправе:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
  • по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок беспрепятственно входить в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по их требованию документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках, а также давать в устной форме объяснения.

Меры, принимаемые по результатам контроля в сфере закупок. При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе в результате рассмотрения жалоб участников закупок, нарушений законодательства о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе:

  • 1) принять меры для привлечения виновных лиц к административной ответственности (в том числе составить протокол об административном правонарушении, рассмотреть дело о таком административном правонарушении при наличии таких полномочий в соответствии с законодательством об административных правонарушениях);
  • 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • 3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.

Предписание об устранении нарушения о контрактной системе должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт, в отношении процедуры заключения которого (процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по которому) выявлены нарушения законодательства о контрактной системы, не может быть заключен до даты исполнения выданного предписания.

При выявлении в результате проведения органами контроля в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.

Раскрытие информации об осуществлении контроля в сфере закупок. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждены постановление Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.

В этом же реестре размещаются скан-образы предписаний, выданных органами контроля в сфере закупок. Предписания размещаются в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания.

Проблемы осуществления контроля в сфере закупок. Система контроля в сфере контрактной системы подвергается критике за ее процедурный характер. Контроль сосредотачивается на правильности соблюдения процедур определения поставщика, но не за результатом - фактическим достижением целей закупок. При этом соблюдение всех формальных процедур закупок вовсе не гарантирует, что требуемые товары будут поставлены в срок, услуги надлежащего качества оказаны, а объекты своевременно построены и введены в эксплуатацию. В качестве радикальных предложений звучат призывы вовсе отказаться от «процедурного» контроля (по крайней мере, в части небольших закупок) и осуществлять контроль только за достижением целей закупок.

С этим предложением нельзя согласиться. В то же время следует признать, что контроль в сфере закупок отчасти действительно является громоздким, требующим значительного количества ресурсов, как от контролирующих органов, так и от заказчиков.

Работники заказчиков вынуждены отвлекаться от своих обычных должностных обязанностей для участия в проверках, рассмотрении жалоб и подготовки на них возражений.

Ежегодно ФАС России рассматривает десятки тысяч жалоб на закупки. Многие из жалоб подаются в контролирующие органы не по причине конкретных нарушений, приведших к нарушению прав участников, а по надуманным основаниям в случае, если участники закупки не согласны с ее итогами. То есть «проигравший» участник начинает заново и досконально изучать документацию закупки, протоколы и процедуры в целях выискивания тех оснований, которые могли бы привести к отмене результатов закупки. Подача жалоб не создает для заявителей никаких издержек, не требует уплаты государственной пошлины. Жалобы могут быть поданы удаленно по электронным каналам связи. Принимать личное участие в рассмотрении жалоб не обязательно. Все это приводит к тому, что количество жалоб ежегодно возрастает (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Статистика подаваемых жалоб в ФАС России на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки 1

Критики действующей системы контроля в сфере закупок (А. С. Ульянов ) обращают внимание на интересный эффект. Вероятность подачи жалобы на результаты закупки тем выше, чем большее количество компаний подало заявки на участие в закупке. То есть под контролем оказываются те закупки, в которых конкуренция обеспечена. Вероятность обжалования результатов закупок, в которых приняло участие по тем или иным причинам одна или две компании, снижается. В результате такие менее конкурентные закупки оказываются под меньшим контролем.

Общественный контроль. Закон о закупках предоставляет возможность общественным объединениям и объединениям юридических лиц осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе. Для этого они могут:

  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона о закупках;
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом о закупках;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии но осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным полномочием общественных объединений и объединений юридических лиц является право обжаловать в судебном или порядке или в орган контроля в сфере закупок действия (бездействие) конкретных заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, комиссий по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

  • Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 г. URL:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217; Доклад о результатахмониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsld=18073
  • Исследование не опубликовано.

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ обеспечивает прозрачность – один из главных принципов госзакупок. О том, кем и как и по каким правилам осуществляется контроль, читайте далее.

Кто проводит

Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляют:

  • госорганы;
  • Госкорпорация «Росатом»;
  • Госкорпорация «Роскосмос»;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов.

На муниципальном уровне контроль осуществляют муниципалитеты. Должностные лица, указанных органов, непосредственно проводящие проверки должны иметь высшее либо дополнительное профобразование в сфере госзакупок.

Регулирует ведомственный контроль по 44-ФЗ постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. Каждое профильное министерство или ведомство имеет собственный регламент, разработанный на основе этого постановления. Документами регламентирован в деталях каждый этап проверки, как его следует проводить, в какие сроки и по какому алгоритму.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В отношении кого

Проведение ведомственного контроля по 44-ФЗ осуществляется в отношении подведомственных заказчиков, а именно:

  • их контрактными службами;
  • комиссиями по проведению госзакупок;
  • уполномоченными органами и учреждениями.

Полный список тех, в отношении кого проводится ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ ст. 99 44-ФЗ закреплен. Единственное исключение, ведомственный контроль не осуществляется по 44-ФЗ в отношении операторов электронных площадок.

Следует помнить, что ведомственный контроль в сфере закупок осуществляют по 44-ФЗ в отношении госзаказчика, а не поставщика.

Нарушения

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ заключается в проверке соблюдения требований законодательства. Нарушениями, которые контроль может выявить являются:

  • несоблюдение установленных запретов и ограничений;
  • нарушение требований к обоснованию закупок;
  • несоответствие сведений об идентификационных кодах закупок, содержащихся в планах-графиках – сведениям, содержащихся в планах закупок;
  • несоответствие поставленных товаров условиям госконтракта;
  • несоответствие применение поставленного товара целям проведения госзакупки;
  • непредоставление преимуществ предприятиям инвалидов и организациям уголовно-исполнительной системы;
  • несоблюдения требований, установленных для участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и другие.

Правила проведения

Решение о проведении проверки принимается руководителем того, кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ. В документе прописывается:

  • мероприятие контроля (документарная либо выездная проверка);
  • временно интервал, за который будет проводиться проверка, например, за 2018 год;
  • момент начала и окончания проверки;
  • уполномоченные должностные лица.

Ведомственный контроль по 44-ФЗ составляется, как правило, в форме таблицы, в которой каждый из выше перечисленных пунктов является названием графы.

Непосредственно перед проведением мероприятий контроля уполномоченное должностное лицо уведомляет госзаказчика о проведении проверки. Последний, впрочем, не может отказать в доступе на свою территорию, в проведении видео- и фотосъемке, в копировании документов. Срок проведения проверки не может быть более 15 календарных дней, однако может быть продлен 1 раз на такой же срок.

Ведомственный контроль завершает акт проверки, составляемый должностным лицом, проводящим проверку. В нем отражаются выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления. С документом под роспись знакомится руководитель госзаказчика.

При выявлении нарушений разрабатывается план по их устранению. Материалы проверки и указанный план должны храниться не менее 3-х лет. Если в ходе проверки были выявлены признаки преступления, то материалы передаются в правоохранительные органы для последующего возбуждения уголовного дела.

Вложенные файлы

  • Акт проверки в рамках ведомственного контроля.docx
  • План мероприятий ведомственного контроля.docx
  • Регламент ведомственного контроля закупок для государственных нужд.docx

В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной системе. Учитывая, что развитие сферы закупок прошло путь от регулирования одной процедуры до сложного, многокомплексного института общественных отношений, неудивительно, что на определенном этапе этого развития необходимым элементом данной системы явился контроль за происходящими процессами. При этом контроль закупок, наравне с аудитом и мониторингом осуществляется на каждом этапе закупок.

1. Контроль закупок

Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности - заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

2. Ведомственный контроль в сфере закупок

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок - Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315. Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

3. Общественный контроль в сфере закупок

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля. Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

4. Внутренний контроль в сфере закупок

Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта . Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства. Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

Не знаете свои права?

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.