Возникновение и прекращение бюджетных правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что отношение как философская категория характеризует определенные взаимосвязи элементов системы, оно носит объективный и универсальный характер. Кроме этого, отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства.

Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др.

Особый тип представляют собой общественные отношения, т.е. многообразные связи между группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности, определяющие существующие стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. В свою очередь, общественные отношения лежат в основе выделения категории правоотношений.

Вопрос о понятии и сущности правоотношений являлся объектом исследования представителей как общетеоретической, так и отраслевых наук в сфере юриспруденции.

Таким образом, цель курсовой работы заключается в анализе становления учения о финансовых правоотношений как об институте финансового права.

Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:

Рассмотреть понятие и содержание финансовых правоотношений;

Дать классификацию правоотношений, возникающих в финансовой деятельности;

Охарактеризовать условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений;

Определить особенности субъективного права в финансовых правоотношениях.

Объектом данной работы является комплекс правовых явлений, в том числе отечественное финансовое законодательство, а также теоретические проблемы его разработки в области учения о финансовом правоотношении.

Предметом исследования являются особенности возникновения, изменения, прекращения и функционирования финансовых правоотношений.

1. Понятие и сущность финансовых правоотношений: общетеоретический аспект

1.1 Понятие и содержание финансовых правоотношений

Финансовое отношение является одной из центральных категорий финансово-правовой науки, применяемых в качестве основополагающего критерия выделения финансового права как отрасли российского права.

Однако анализ понятия, сущности, содержания, границ и видов финансовых отношений в настоящее время является дискуссионным, вызывает ряд противоречивых суждений.

Понятие и сущность финансового отношения так или иначе оценивает каждый правовед, занимающийся вопросами финансового права. К наиболее значимым и комплексным исследованиям последних лет, предметом которых являлась данная категория, можно отнести работы М.В. Карасевой «Финансовое правоотношение», С.В. Запольского «Дискуссионные вопросы теории финансового права».

Причина пристального внимания исследователей к категории финансового отношения очевидна. От результата исследований зависит признание существования финансового права как самостоятельной отрасли права либо исключение его из системы отраслей российского права, а также перспективы и направления развития финансового законодательства.

Анализ их юридической природы, соотношение с общественными отношениями, с нормой права, их структура и виды рассматриваются в работах как российских, так и зарубежных исследователей. Подробное описание этих вопросов мы находим в работах начиная с ХIХ в. и до современного периода.

Большинство современных исследователей в области теории права правовые отношения в самом общем виде определяют как общественные отношения, урегулированные правом.

Ю.К. Толстой, исследуя генезис и сущность правоотношений, отмечал, что это определение имеет, по крайней мере, два существенных недостатка. Оно, во-первых, не позволяет разграничить правоотношение и то общественное отношение, которое лежит в его основе; во-вторых, не дает ответа на вопрос, для чего вообще возникает правоотношение, какую служебную роль в процессе воздействия норм права на поведение людей выполняет правоотношение.

По его мнению, правильнее определять правоотношения как особые идеологические отношения, возникающие в результате наступления предусмотренных правовой нормой юридических фактов, как отношения, при посредстве которых (через которые) норма права регулирует фактические общественные отношения, как посредствующее звено между нормой права и общественными отношениями.

А.Б. Венгеров отмечает, что правоотношение в своей основной характеристике - это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение - это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.

На его взгляд, правильным является несколько иное: правовые нормы регулируют не общественные отношения, а поведение людей, что далеко не одно и то же. А правоотношение в его строгом, философском понимании (правовая структура) является не результатом, а средством правового регулирования.

Справедливо замечено В.С. Нерсесянцем, что правовое отношение выступает как общая регулятивно-процедурная форма конкретизации и реализации абстрактного содержания нормы права, смысл которой состоит в том, чтобы субъекты права приобретали и использовали свои субъективные права, исполняли свои конкретные юридические обязанности по абстрактно-общим положениям реализуемой нормы права.

Подводя итог приведенной в настоящей работе дискуссии о понятии правоотношения, автор исходит из того, что правоотношение - это особая общественная связь между лицами через права и обязанности, возникающая как результат действия правовых норм, это правовая форма, неотделимым содержанием которой являются фактические социальные связи. Источником возникновения общественных отношений как социальных связей является волеизъявление отдельных лиц, а источником возникновения правоотношений как особого вида социальных связей является, с одной стороны, предписание правовых норм, а с другой - волеизъявление отдельных лиц.

Следует согласиться с мнением большинства правоведов о существенных признаках правоотношения, к которым предлагается относить следующие характеристики:

Во-первых, правоотношения являются социальными, общественными отношениями, проявляющимися исключительно как связь между людьми;

Во-вторых, предпосылкой существования правоотношений являются правовые нормы;

В-третьих, правоотношения имеют волевой характер, который, с одной стороны, проявляется как выраженная в норме права воля государства, а с другой - как воля самих участников, направленная на реализацию положений правовой нормы;

В-четвертых, правоотношение есть особая связь между людьми, на основе, посредством юридических прав и обязанностей;

В-пятых, правоотношению свойственна индивидуализированность, определенность субъектного состава и их поведения;

В-шестых, правоотношения являются особой социальной связью, которая охраняется государством. Отдельными авторами особо подчеркиваются также регулирующая роль правоотношений и такое свойство правоотношений, как особая форма реализации объективного и субъективного права.

При этом общепризнанным в теории права и в отраслевых науках является положение о том, что правоотношение есть результат реализации правовой нормы, проекция ее на общественные отношения. Однако в научных кругах получила определенное распространение точка зрения о том, что реализация правовой нормы возможна не только через правоотношения. Сторонниками подобной концепции являются С.Ф. Кечекьян, Л.С. Явич и др.

С.Ф. Кечекьян отмечает, что правоотношение - это норма права в действии, в ее осуществлении. Это не значит, что все действие нормы права сводится к образованию правоотношений. Действие нормы права выражается также в некоторых случаях в установлении не только правоотношений, но и одних только обязанностей, оно может выразиться также в определении объема правоспособности тех или иных лиц, и этим ее действие ограничится.

Л.С. Явич также утверждал, что осуществление права и, следовательно, правовое регулирование происходят в двух основных формах - при помощи правоотношений и вне их. Вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией всеобщих и абсолютных прав, всеобщих юридических обязанностей, объем которых точно предусмотрен законом, иным источником права.

Вне правоотношений имеется, конечно, связь между правами и обязанностями, но эта правовая связь не тождественна правовому отношению. Он полагал, что, по всей видимости, в правовой сфере деятельности людей сталкиваются с известным различием между общественной связью и общественным отношением, но этот вопрос, по его мнению, нуждается еще в дополнительных исследованиях. Правовые отношения являются специфичной разновидностью общественных отношений и особой формой правового регулирования. При этом автор отмечает, что, в конце концов, реализация права вне правоотношений еще не обладает всей полнотой юридической специализации и конкретизации, но когда она сталкивается с необходимостью охраны со стороны государства, то тут непременно возникают конкретные правоотношения - оптимально специфическая форма осуществления права, полностью соответствующая его особым возможностям воздействия не вообще на общественные отношения, а именно на конкретные отношения соответствующего вида, не вообще на поведение, а на действия конкретных лиц.

Таким образом, в связи с изложенным, возникает вопрос, что есть финансовое отношение, каков его генезис и что есть финансовое правоотношение.

Очевидно, что общественные связи по поводу формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств посредством императивного метода воздействия при обязательном участии субъекта, наделенного властными полномочиями, не могут относиться к числу естественных социальных связей, возникающих в обществе изначально с момента его формирования. Эти отношения не свойственны биологической природе человеческого существования.

Однако следует признать, что в определенный период развития человеческого общества под влиянием перехода от присваивающего к производящему хозяйству возникает объективная потребность в перераспределительных отношениях и необходимость учесть в процессе перераспределения интересы не только отдельно взятого субъекта, но и общества, социума, который, с одной стороны, является основой, средой для существования всех социальных связей, а с другой - самостоятельным участником этих социальных связей для целей сохранения и воспроизводства отдельных субъектов и самого социума в целом, ибо обеспечение коллективного существования является также естественной потребностью человека.

Более того, общество, социум берет на себя контроль за соблюдением правовых предписаний участниками таких искусственно сформированных социальных связей.

Таким образом, очевидно, что предпосылки возникновения отношений по формированию, распределению и использованию публичных фондов денежных средств объективно формируются в обществе. Однако также очевидно, что возникнуть такие отношения естественным путем, путем формирования социальных связей на основе волеизъявления только самих участников хозяйственного оборота не могут. Требуется внешний источник, импульс для их возникновения и развития. Таким фактором, очевидно, могло стать и стало право как универсальный регулятор общественных отношений.

Следовательно, финансовые отношения относятся к той группе общественных отношений, которые могут существовать исключительно в правовой форме, т.е. в форме правовых отношений. Эта точка зрения разделяется большинством исследователей в финансово-правовой сфере.

Обращает на себя внимание полное отсутствие научных исследований вопроса о возможной реализации правовых норм в финансовой сфере помимо, вне правоотношений, границах такой реализации, соотношении ее с реализацией правовых норм через правоотношения.

Трудность поиска ответов на поставленные вопросы связана прежде всего с отсутствием четко сформулированной общетеоретической концепции реализации правовых норм вне правоотношений, определения границ и объема их правового регулирования. Однако развитию юриспруденции известно немало фактов, когда разработки отраслевых наук служили фундаментом, основой для общетеоретических концепций. Представляется возможным применить такой опыт и в финансово-правовой сфере.

Думается, что отправной точкой в решении этой задачи должна стать сама финансово-правовая норма. В теории права выделяют различные основания для дифференциации правовых норм, которые применимы и к финансово-правовым нормам, в частности, в зависимости от функций и специализации права, от способов правового регулирования, от характера связи с индивидуальным регулированием, от объема, сферы, времени действия, по отраслям права и пр. Как отмечает большинство теоретиков права, наиболее важное место в системе критериев дифференциации правовых норм принадлежит функциям и специализации права.

Всю совокупность финансово-правовых норм в зависимости от указанных критериев можно разделить на две группы: нормы, содержащие общеправовые предписания, и нормы, содержащие регулятивные предписания. Первая группа включает такие виды правовых норм, как общезакрепительные, дефинитивные, декларативные, оперативные и коллизионные, а вторая представлена блоками регулятивных и охранительных норм. Общережимные предписания финансово-правовых норм достигают цели упорядочивания общественных отношений через воздействие на общество в целом, определяя специфику финансово-правового режима регулирования общественных отношений.

Регулирующие предписания финансово-правовых норм упорядочивают общественные отношения через прямое регулирующее воздействие на волю и сознание субъектов права. Соответственно первые реализуются вне правоотношений, а вторые - через правоотношения. Однако нельзя допустить раздельное и самостоятельное действие норм обеих групп. И общережимные, и регулирующие предписания финансово-правовых норм в сочетании образуют единый регулятор общественных отношений - право в объективном смысле.

В итоге проведенного исследования очевиден вывод, что генезис развития социальных связей свидетельствует о том, что финансовые отношения - отношения, возникающие в обществе исключительно путем регулирующего и упорядочивающего воздействия права на общественные отношения, это проявление обратной связи и влияния права как социально-надстроечного явления на базисную социально-экономическую основу. Основой возникновения исследуемых отношений являются финансово-правовые нормы, и соответственно могут существовать финансовые отношения в форме правоотношений. Однако не все финансово-правовые нормы реализуются через правоотношения. Существует большой блок финансово-правовых норм, которые реализуются вне правоотношений, а точнее сказать, создают определенный правовой режим и обеспечивают возможность реализации норм через правоотношения, действуя с ними в «единой связке».

При этом следует отметить, что финансово-правовые предписания на современном этапе характеризуются неразвитостью института общережимных норм. Неоднократно обращалось внимание исследователей на необходимость разработки общего базового федерального закона о финансах, который бы заложил основы правового регулирования отрасли в целом, закрепил бы статутные, основополагающие финансово-правовые категории, ставшие отправной точкой институционального регулирования в рамках особенной части финансового права.

Что касается институциональных общережимных правовых предписаний в рамках особенной части финансового права, то ими пытаются восполнить пробелы в правовом регулировании общеотраслевых конструкций путем закрепления институциональных финансово-правовых дефиниций, принципов, статусов (в частности, определения понятия налога, сбора, бюджета, принципов бюджетной системы, правового статуса налогоплательщика, плательщика сбора, участника бюджетного процесса и пр.), либо путем бланкетного регулирования, субсидиарного использования правовых категорий иных отраслей права (в частности, ст. 11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ).

Регулирующие предписания финансово-правовых норм, выраженные в регулятивных и охранительных нормах, составляют подавляющее большинство нормативно-правового материала исследуемой отрасли. Реализуются эти предписания в правоотношениях, в частности в финансовых правоотношениях.

Таким образом, финансовое правоотношение, представляющее собой единство финансового отношения и правовой формы, обладает всеми общими признаками, присущими всякому правоотношению, а также характеризуется специфическими особенностями, обусловленными спецификой сферы правового регулирования.

1.2 Классификация правоотношений, возникающих в финансовой деятельности

Активно поддерживается большинством современных исследователей идея дифференциации финансовых правоотношений на имущественные и неимущественные, связанные с имущественными отношениями. При этом в качестве принципиального отличия финансовых от аналогичных гражданско-правовых отношений выделяют ряд признаков, а именно, реализацию первых в публичных интересах, т.е. в интересах общества в целом, обязательным участником таких отношений является публично-правовое образование в лице специально уполномоченных субъектов (органов власти или иных субъектов), а также применительно к имущественным отношениям отмечают их денежный, но в большинстве случаев безэквивалентный характер.

При указании на такой признак финансовых правоотношений (отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-правовых образований), как их имущественный характер, не может не возникнуть вопрос о существе этих отношений и дифференциации их в зависимости от особенностей способа индивидуализации субъектов на абсолютные и относительные.

Общепризнанным в теории права является то, что абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) - это отношения, в которых поименно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными в таких правоотношениях являются все другие лица. Активный центр этих правоотношений - в субъективном праве, представляющим его носителю широкие возможности для поведения по своему усмотрению. Все иные субъекты обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права. Тип правовой связи в них формулируют как «один к каждому». Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) - это правоотношения, в которых поименно определены все субъекты, где правовые связи построены по типу «один к одному».

Комплексно подходя к отношениям, возникающим в процессе финансовой деятельности публично-правового образования, при этом сознательно упрощая задачу для целей исследования, остановимся на анализе имущественных отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования централизованных публичных фондов денежных средств (опуская при этом отношения по формированию, распределению и использованию децентрализованных публичных фондов денежных средств), к которым большинство исследователей относят отношения по получению доходов, осуществлению расходов публично-правовым образованием и по государственному и муниципальному кредитованию (включая государственный долг и бюджетное кредитование).

Если рассматривать отношения по получению доходов публично-правовым образованием, то в их составе можно выделить:

1) налоговые отношения и иные отношения по уплате обязательных платежей публично-правовому образованию;

2) отношения по получению доходов от использования имущества, находящегося в публичной собственности;

3) отношения по внесению безвозмездных платежей публично-правовому образованию.

Первая группа отношений являются относительными. Управомоченным лицом (субъектом права требования) в налоговых отношениях выступает публично-правовое образование в лице уполномоченных органов, обязанным (носителем юридической обязанности) - физические лица и организации, так как в силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Следует отметить, что налоговые отношения и отношения по зачислению налоговых платежей в бюджет большинством исследователей относятся в полной мере к финансовым.

Несмотря на то, что в соответствии с классификацией, используемой в Бюджетном кодексе РФ, группа таких платежей, как платежи по самообложению граждан, лицензионные сборы, консульские сборы, таможенные сборы и пошлины, патентные пошлины и пр. относятся к неналоговым, но отношения, которые возникают при их уплате, следует рассматривать как отношения по получению доходов публично-правовым образованием от иных обязательных платежей, хотя и неналоговых, так как основанием для их возникновения является определенным образом выраженное одностороннее волеизъявление публично-правового образования в лице соответствующих органов. За отказ от исполнения обязанности по внесению таких платежей возможно применение мер государственного принуждения к должнику (физическому лицу, организации, иному обязанному лицу). Исключение из этого составляют лицензионные сборы, неуплата которых не влечет мер государственного принуждения в виде привлечения к ответственности, но влечет определенные превентивные меры в виде запрета на занятие определенным видом деятельности. Однако вопрос об отраслевой принадлежности указанной группы отношений (финансовой, административной или иной) нуждается в серьезном теоретическом осмыслении.

Наряду с вышеперечисленными, к отношениям, связанным с внесением обязательных платежей публично-правовому образованию, можно отнести отношения, связанные с получением дохода от применения разных видов ответственности, которые носят имущественный характер (штрафы, конфискации, возмещение вреда), а также иные случаи принудительного изъятия, которые бесспорно являются относительными.

Следует обратить внимание, что весь спектр отношений, возникающих в процессе лицензирования и уплаты лицензионных, консульских, таможенных сборов и пошлин, установления и внесения платежей по самообложению граждан, наложения и взыскания штрафов не относятся к финансовым. К финансово-правовым отношениям в данном случае можно относить лишь отношения по зачислению доходов от вышеназванных платежей в бюджет.

Вторая группа отношений, связанных с извлечением дохода от использования имущества, находящегося в публичной собственности, дискуссионно может быть отнесена к публичным финансовым отношениям. В большинстве случаев (и в силу ст. 2 ГК РФ) отношения, связанные с извлечением дохода от использования имущества, являются относительными и, более того, гражданско-правовыми, в частности отношения по аренде, залогу, доверительному управлению имуществом и пр.

Третья группа отношений, связанных с получением публично-правовым образованием безвозмездных платежей от третьих лиц (физических лиц, организаций, других публично-правовых образований и пр.), также не в полном объеме может быть отнесена к публичным финансовым отношениям. Публичными отношениями в данном случае можно назвать отношения по получению межбюджетных трансфертов. Иные отношения этой группы являются гражданско-правовыми и рассматриваются как отношения по внесению пожертвований в публичные фонды денежных средств. Однако следует отметить, что все отношения рассматриваемой группы - относительные.

Вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в следующем. Отношения, связанные с получением дохода публично-правовым образованием, являются относительными. В них всегда определенному управомоченному лицу (кредитору) - публично-правовому образованию в лице соответствующих органов противостоит определенное обязанное лицо (должник) - физическое лицо, организация и пр. Отношения, связанные с получением дохода публично-правовым образованием, являются имущественными публично-правовыми (например, при уплате налоговых и иных обязательных платежей, при получении межбюджетных трансфертов) и имущественными частно-правовыми (например, при уплате арендных, залоговых платежей, получении дохода от передачи имущества в доверительное управление, получении дохода от платных услуг бюджетных учреждений).

Имущественные отношения по расходованию фондов денежных средств публично-правовых образований ряд исследователей пытаются охарактеризовать как обязательственные отношения, в процессе правового регулирования которых законодатель активно и разновариантно использует термин «обязательство». Однако представляется, что такие предложения нуждаются в серьезном теоретическом анализе и осмыслении.

В БК РФ при характеристике расходов денежных средств публично-правовым образованием находят легальное применение три вида обязательств: расходное обязательство, бюджетное обязательство и денежное обязательство (ст. 6 БК РФ). Помимо этого в гл. 14 БК РФ «Государственный и муниципальный долг» используется такая категория, как «долговое обязательство», в ст. 30 и 122 БК РФ упоминается о финансовых обязательствах, но в различных смысловых значениях.

Однако возникает вопрос, относятся ли все вышеперечисленные обязательства к имущественным правоотношениям?

В соответствии с легальной дефиницией, закрепленной в ст. 6 БК РФ, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Анализ структуры правоотношения, возникающего в процессе исполнения расходного обязательства, очевидно, показывает следующее. Субъектами исследуемого правоотношения являются, с одной стороны, публично-правовые образования в лице уполномоченных лиц (обязанная сторона), на которые возложены обязанности по выплате денежных средств из соответствующего бюджета, а с другой - неопределенный круг лиц или категория лиц, которые вправе получать денежные средства из соответствующего бюджета (управомоченная сторона).

Однако возникает вопрос, являются ли эти правоотношения имущественными, а если являются, то как вписать их в принятую в теории права систему классификации имущественных правоотношений на абсолютные и относительные?

В относительных правоотношениях определенному управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо, а в абсолютных - определенному управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц. Что касается рассматриваемого правоотношения, то в нем обязанное лицо всегда индивидуализировано в законе или в нормативном правовом акте, управомоченное лицо в законах или нормативных правовых актах, устанавливающих расходные обязательства, как правило, не индивидуализируется. В актах указывается на категорию управомоченных лиц, и все субъекты, обладающие признаками данной категории, рассматриваются как управомоченые. Таким образом, возникает правовая связь «каждый к одному», которая не относится ни к абсолютным, ни к относительным правоотношениям.

Реализация расходного обязательства осуществляется поэтапно и циклически, а выражается в нормотворчестве и в применении права путем включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год, в доведении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств. Думается, что возникающие при этом правоотношения нельзя относить к имущественным, так как в результате их реализации не происходит движения имущества (денежных средств) от данного субъекта к другому, не происходит передачи прав на имущество. Но это отношения тесно связаны с имущественными, так как результаты их реализации являются необходимой предпосылкой для возникновения имущественных отношений по непосредственной передаче денежных средств из бюджета.

Представляется, что возникновение расходных обязательств находится за рамками бюджетного и в том числе финансового права, но реализация их происходит в рамках бюджетных, финансовых правоотношений.

Однако включение расходного обязательства в закон (решение) о бюджете и возникновение в последствие бюджетного обязательства не прекращает (в большинстве случаев) расходное обязательство. Очевидно, что расходное обязательство может действовать непрерывно длительный период времени и подлежит реализации всякий раз в период своего действия при формировании бюджета путем включения его ежегодно в закон (решение) о бюджете и трансформации в бюджетное обязательство. Прекращается расходное обязательство путем отмены правового акта, его устанавливающего, либо путем прекращения действия договора, соглашения, в соответствии с условиями последнего.

Что касается бюджетных обязательств, возникающих на основании расходных обязательств, в которые «трансформируется» расходное обязательство, то также необходимо отметить, что их правовая природа в настоящее время комплексно и системно не исследована.

Однако можно отметить, что бюджетное обязательство реализуется в относительных правоотношениях, должником в котором является публично-правовое образование в лице уполномоченных субъектов, а кредитором - определенное физическое или юридическое лицо, другое публично-правовое образование или субъект международного права. Содержание этого обязательства составляют обязанность публично-правового образования выплатить определенную сумму денежных средств из бюджета управомоченному лицу. Непосредственным основанием для возникновения бюджетного обязательства является гражданско-правовой договор либо индивидуально определенный акт, устанавливающий соответствующие права и обязанности. Прекращается обязательство получением денежных средств управомоченным лицом. В правоотношении по исполнению бюджетного обязательства осуществляется непосредственное расходование денежных средств бюджета.

Вывод, который можно сделать из анализа отношений по расходованию публичных фондов денежных средств, состоит в следующем. Отношения по расходованию централизованных фондов денежных средств публично-правовых образований - это имущественные отношения, так как возникают по поводу определенного вида имущества (денежных средств публично-правовых образований) и связаны с переходом прав на имущество (денежные средства) от публично-правового образования к иным субъектам (физическим лицам, организациям, публично-правовым образованиям и пр.). Однако не все имущественные отношения, возникающие с момента формирования расходных обязательств до осуществления платежей из публичных фондов денежных средств (бюджетов), можно однозначно отнести к имущественным и вписать в классификацию их на абсолютные и относительные. Часть отношений из указанной группы (в частности, расходные обязательства, бюджетные обязательства) либо являются особым видом абсолютных отношений (в котором определен не управомоченный, а обязанный субъект), т.е. квазиабсолютными, либо вообще их следует исключить из числа имущественных отношений и отнести, например, к неимущественным организационным отношениям.

Более того, не все отношения из данной группы (по осуществлению расходов публично-правовых образований) можно отнести к финансовым. Большая группа этих отношений возникает и реализуется за рамками финансово-правового регулирования, в рамках иных отраслей права.

Кредитные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств, включают отношения:

По государственному и муниципальному долгу,

По бюджетному кредитованию.

Отношения по государственному и муниципальному долгу, в которых публично-правовое образование является должником, а физические лица, организации или иные индивидуально определенные субъекты - кредитором при передаче денежных средств на срочной, возмездной и возвратной основах, очевидно, являются имущественными и относительными. Однако по своей правовой природе они являются частно-правовыми (гражданско-правовыми).

Отношения по бюджетному кредитованию также имущественные относительные, в которых управомоченным является публично-правовое образование в лице соответствующих органов, а обязанным - физическое лицо, организация, публично-правовое образование или иной определенный субъект при передаче денежных средств на срочной возмездной и возвратной основах. Несмотря на то, что в Бюджетном кодексе РФ при правовом регулировании данных отношений указывается лишь на субсидиарное применение к ним норм гражданского права, представляется, что это не сказывается принципиальным образом на их частноправовой природе.

Подводя итог проведенному исследованию отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-правовых образований, можно сделать вывод, что только часть из них является публично-правовыми, а большая часть - частноправовыми. При этом не все публично-правовые отношения являются финансовыми (определенную группу составляют отношения административно-правовые, отношения в сфере социального обеспечения и пр.). Ряд имущественных отношений является относительными, т.е. определенному управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо, а часть - вообще нельзя отнести ни к абсолютным, ни к относительным.

Думается, что предположения и выводы, изложенные в настоящей статье, могут лишь определять дальнейшие направления исследования. В связи с вышесказанным, перспективным представляется детальный анализ правовых связей, возникающих с момента планирования публичных доходов, расходов и государственного или муниципального кредитования до момента утверждения отчета о фактическом получении и использовании средств бюджета. Дальнейшее классифицирование правовых связей позволит выделить среди них имущественные и неимущественные правоотношения, финансовые отношения и отношения, относящиеся к иным отраслям права, дифференцировав их на абсолютные и относительные с целью совершенствования правового режима их регулирования, повышения эффективности и результативности формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

2. Генезис финансовых правоотношений

2.1 Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Отношения в сфере финансовой деятельности государства являются предметом регулирования финансового права. Будучи урегулированы нормами финансового права, отношения в сфере финансовой деятельности государства приобретают характер финансовых правоотношений.

Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосуществима. Этот посыл подтверждается тем, что только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Имея несомненное сходство с другими правоотношениями, финансовые четко выделяются из общей массы благодаря своим отличительным чертам, основная из которых проявляется в том, что финансовые отношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которая, в свою очередь, так или иначе связана с нормотворчеством.

Итак, финансовые правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений.

Во-первых, возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства.

Во-вторых, правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение.

В-третьих, является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов.

В-четвертых, финансово-правовое отношение всегда по своей сути экономическое отношение.

В-пятых, финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные или процессуальные (процедурные) правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

Погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

Выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

Использование выданных бюджетных ассигнований;

Осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Проблемы уяснения организационной характеристики финансовых отношений в современных условиях приобретают все большую значимость в науке финансового права.

С.В. Запольский: «Важное… место занимают в предмете финансового права денежные, но не имущественные (неденежные) финансовые отношения. Речь идет о налоговом процессе, бухгалтерском учете, финансовом контроле, валютном регулировании. Если исходить из традиционного понимания предмета финансового права («фондовой теории»), то данным институтам места в системе финансового права действительно не находится… Неимущественные и неденежные правоотношения должны рассматриваться как входящие в предмет финансового права вследствие их неотъемлемости от механизма правового регулирования имущественных денежных отношений».

Пожалуй, что традиционно объединяет многих финансоведов - это указание на организационную составляющую общественных отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования.

Традиция раскрывать общественные отношения, охватываемые предметом финансово-правового регулирования через организационные характеристики, так называемый организационный элемент финансовых отношений, сложился еще в советский период.

В частности, М.И. Пискотин исходил из того, что все финансовые, в том числе бюджетные, правоотношения есть сугубо организационные, подчеркивая тем самым их властную управленческую природу.

Ряд исследователей изучали природу финансовых отношений через динамику имущественной и организационной характеристик этих отношений.

Например, Р.О. Халфина называла характерной чертой финансовых отношений наличие как имущественного, так и организационного элементов. При этом она подчеркивала, что соотношение этих элементов в различных отношениях не всегда одинаково. В некоторых налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует, что фактически вытесняет имущественный.

Немалое влияние на формирование воззрений по поводу проблематики организационной составляющей в предмете отечественного финансового права сыграла цивилистическая полемика относительно дифференциации имущественных и организационных отношений. Наибольший вклад в развитие концепции по разграничению имущественных и организационных отношений внес С.Н. Братусь.

Он определял финансовые отношения как властно-организационные и вместе с тем имущественные. С.Н. Братусь достаточно убедительно доказывал, что организационная деятельность государства - это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений, существующих и складывающихся наряду с целым комплексом иных социальных связей.

Все эти подходы в целом восприняты наукой финансового права и в современный период. В этом ключе представляет большой интерес точка зрения Е.Ю. Грачевой: «…организационные финансовые отношения есть такого рода общественные связи, которые возникают в процессе управления финансами с целью упорядочения и координации совместной деятельности людей по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию денежных фондов для достижения целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями на данном этапе развития общества». Д.В. Винницкий определяет организационные отношения как «общественные связи, возникающие между индивидуумами, их объединениями и публично-территориальными образованиями, направленные на согласование публичных и частных интересов и возникающие в связи с решением общественных (публичных) задач (то есть задач, имеющих значение для неограниченного круга лиц)». Подобные трактовки понятий организационного отношения и финансового организационного отношения вносят немалый вклад в развитие науки финансового права.

Несколько иной подход к определению организационных отношений в рамках предмета финансового права имеет Э.Д. Соколова. «Предметом финансового права, - пишет Э.Д. Соколова, - являются денежные, а также организационные и иные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их целей и задач». При этом автором высказано мнение о вхождении в предмет финансового права и тех общественных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности. Она отмечает невозможность «использования понятий «управление», «управленческие отношения» для характеристики финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку ее осуществляют не только органы исполнительной власти, но и законодательной и судебной власти. При осуществлении финансовой деятельности… возникают не управленческие, а организационные отношения, без которых… ни налог, ни пошлина сами по себе не поступают в соответствующие фонды».

Не во всем можно согласиться с Э.Д. Соколовой. Конструкция организационных отношений не есть исключительная характеристика сферы деятельности органов исполнительной власти. Так, скажем, ключевым участником процесса по принятию закона о публичном бюджете является законотворческий орган. Поэтому «разводить» организационные и управленческие отношения по субъектному составу вряд ли имеет смысл.

Пожалуй, наиболее важное значение организационной характеристики общественных отношений, охватываемых предметом финансового права, придает Е.М. Ашмарина. Она исходит из того, что предметом финансового права охватываются организационные финансовые отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Указанный финансовед акцентирует внимание на том, что «финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития».

Е.М. Ашмарина утверждает: «Учитывая то, что содержание категории «финансовая деятельность государства» с учетом современных реалий объективно требует расширения, следует обратить внимание на то, что это влечет за собой увеличение круга организационных финансовых общественных отношений, подлежащих урегулированию нормами финансового права» и выделяет три группы организационных общественных финансовых отношений:

- «отношения по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;

Отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;

Отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных частных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития». «Эти отношения, - пишет автор, - складываются в процессе финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер».

2.2 Субъективное право в финансовых правоотношениях

Ввиду стремительного развития финансового права теоретический интерес вызывает проблема правового статуса и субъективного права субъектов финансового права.

Проблема проявляется в незавершенном согласовании двух концепций: субъективного права и правосубъектности при императивном методе. Глубокое исследование вопроса субъективного права, предпринятое наукой общей теории права и гражданского права, не нашло продолжения в науке финансового права. Вместо этого финансовое право переняло разработки понятия «компетенция уполномоченного субъекта», сделанные в административном праве.

Наиболее распространенное и используемое определение субъективного права определяет его как меру возможного и дозволенного поведения.

Содержание субъективного права составляют правомочия - юридически обеспеченные возможности, классифицируемые по какому-либо основанию.

Несмотря на то, что приведенные определения разрабатывались в рамках общей теории права, в указанную конструкцию без изъянов вписывается только частноправовое субъективное право.

Следует заметить, что характерная черта данных финансовых отношений - обязательный режим осуществления властным (уполномоченным) участником предоставленных ему прав. Это означает, что властвующий субъект финансового правоотношения не может, а обязан осуществить свое право в соответствии с предоставленной компетенцией при наступлении определенных, предусмотренных объективным правом актов или событий.

Для уполномоченного субъекта финансовых правоотношений (государственного органа) все права, вытекающие из его задач и функций, не суть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые орган может использовать или не использовать исключительно по собственному усмотрению, а суть служение государству, т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним.

В основе субъективного права финансового правоотношения лежит свобода выбора возможного варианта поведения в предоставленных пределах. Уполномоченный субъект вправе воспользоваться своим правом, а также вправе отказаться от его использования.

Властный субъект в финансовом правоотношении не может отказаться от использования своего права, а выбор варианта поведения возможен только в том случае, если ему предоставлено право административного усмотрения. Например, налоговому органу предоставлено право принимать решение о продлении срока выездной налоговой проверки. При наличии определенных обстоятельств и оснований должностное лицо властного субъекта осуществляет акт выбора между альтернативными вариантами поведения, каждый из которых будет признан правомерным. По структуре принятия решения такое право схематично похоже на субъективное право уполномоченного субъекта, за исключением одного: должностное лицо не имеет права отказаться от принятия решения, т.е. не имеет права принять решение об отказе от использования предоставленного права. Таким образом, любое административно-управленческое отношение нельзя рассматривать в рамках отдельного правоотношения, поскольку в этом случае не раскрывается полностью содержание права уполномоченного субъекта, как и его обязанности в то же время. Государственный орган, осуществляя свои права, которые являются не правами в чистом их виде, а производной от полномочий в рамках одного правоотношения, в то же самое время является обязанным субъектом по исполнению этих полномочий в рамках других правоотношений. Такая разносторонняя связь - отражение сложности и многослойности системы взаимных прав и обязанностей в общем масштабе правовой системы.

Особенность финансового правоотношения - наличие властного элемента. Этот элемент принято называть полномочием или властным полномочием.

Специфику властного правоотношения принято отражать в подмене понятия «субъективное право» в отношении уполномоченного субъекта понятием «полномочие» или «правообязанность».

...

Подобные документы

    Механизм возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, система финансового права. Определение финансовых правоотношений, общие условия их возникновения. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы; гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Понятие и основные элементы гражданских правоотношений. Характеристика структуры гражданского правоотношений. Особенности общественных отношений, связанных с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

    реферат , добавлен 21.02.2014

    Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Понятие и признаки правовых отношений. Субъекты и объекты правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Деликтоспособность в уголовном праве.

    реферат , добавлен 24.03.2012

    Понятие и внутренняя структура правоотношений, их сущность. Субъекты и объекты правоотношений: субъективные права и юридическая обязанность. Жизненные обстоятельства и юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие жилища и жилищных правоотношений, особенности и основания их возникновения, изменения и прекращения, применение правовых норм, регулирующих сделки. Характеристика изменений в жилищном законодательстве и введение нового Жилищного кодекса РФ.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Юридические факты как события, выступающие основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Виды административных актов, порождающих земельные правоотношения. Принудительное прекращение права на земельный участок по решению суда.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Элементы налоговых правоотношений. Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведения. Юридические факты как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Понятие наследственного права как научной дисциплины и отрасли права, его источники. Система способов, приемов, с помощью которых регулируются наследственные отношения. Основания возникновения, изменения и прекращения наследственных правоотношений.

Возникновение финансовых правоотношений

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  • 1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  • 2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  • 3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  • 4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  • 1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • 2. бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  • 3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня.

Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты - прерогатива муниципальной власти.

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.

Финансовое право. Финансовые правоотношения

Финансовое право Российской Федерации в современных условиях становления рыночной экономики, выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства. Активно формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями, такие как: Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др., обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.

В данной работе мы обратимся к некоторым категориям и понятиям финансового права и основным положениям действующего федерального финансового законодательства.

С какими обстоятельствами связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений?

Финансовые правоотношения — это один из видов общест­венных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-право­выми нормами.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельности госу­дарства;

б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

в) они всегда возникают по поводу денег — денежного пла­тежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокуп­ности, отличают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются опреде­ленным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный. Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материаль­ного, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

По материальному содержанию финансовые правоотноше­ния бывают следующих видов: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита, расчетов, регу­лируемых финансовым правом; 5) финансовые правоотношения, связанные с регулировани­ем денежного обращения и валютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются госу­дарство, хозяйствующие субъекты и граждане. Государство становится субъектом финансовых правоотно­шений в том случае, если оно регулирует финансовые отноше­ния между Российской Федерацией и республиками, между Фе­дерацией и ее субъектами и т.д. Кроме того, как субъект финансового права государство вы­ступает через специальные управомочные финансовые органы, представляющие его интересы.

Субъектами финансового права являются и отдельные граж­дане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является нали­чие самостоятельного источника дохода. Дополнительными признаками служат возраст, гражданство и т.п. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения фи­нансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекра­щение у отдельных юридических или физических лиц финансо­вых прав и обязанностей.

Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Как событие может рассматриваться увеличение числа иж­дивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финан­сово-правового отношения. В связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или ин­дивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Инди­видуальным нормативным актом является извещение финансо­вым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершает­ся на основе нормативного акта в связи с изменением преду­смотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличе­ния или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызыва­ет изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).

— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

— использование выданных бюджетных ассигнований;

— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Прекращение правоотношений по налогам с населения про­исходит по достижении определенного возраста, предусмотрен­ного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в свя­зи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит между субъектами финансового права при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Ознакомление с основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации, содержанием и организацией финансовой деятельности государства, понятием и системой финансового права, а также содержанием основных его институтов играет важную роль в формировании знаний по данному предмету. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

В работе были рассмотрены лишь некоторые категории и понятия финансового права, такие как возникновение финансовых правоотношений, сущность единого социального налога, понятие бюджетной классификации, применение льгот, и основные положения действующего федерального финансового законодательства по этим вопросам.

В связи с нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства Российской Федерации еще раз подтверждается необходимость постоянно отслеживать изменения, вносимые в содержание основных институтов финансового права.

Список использованной литературы

  1. Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.
  2. Петров А. В. Налоговая экономия. Реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2007.
  3. Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
  4. Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

6.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.


Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.