Общественный порядок. Общественный порядок и правопорядок в обществе В связи с нарушением общественного порядка
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Изменения:
Закон Челябинской области от 05.09.2007 N 173-ЗО НГР ru74000200700302
Закон Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493
Закон Челябинской области от 12.07.2010 N 609-ЗО ; НГР: ru74000201000297
Закон Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505
Закон Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580
Настоящий Закон регулирует вопросы соблюдения общественного порядка на территории Челябинской области.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:
общественный порядок - совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах; (в редакции ; НГР: ru74000201200505)
общественные места - территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитии, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места.
Статья 2. Действия, нарушающие общественный порядок
1. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в рабочие дни в период времени с 22 до 6 часов, а в выходные (суббота и воскресенье) и нерабочие праздничные дни - с 23 до 8 часов, относятся:
1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;
2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины;
3) непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;
4) использование пиротехнических средств, а также действия, совершаемые в процессе эксплуатации транспортных средств, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины; (в редакции ; НГР: ru74000200900493)
5) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины.
(в редакции ; НГР: ru74000201200580)
2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на:
1) действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
(в редакции Закона Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493)
2) действия юридических лиц и граждан при праздновании Нового года;
3) действия юридических или физических лиц при совершении ими богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий. (в редакции закона Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580)
3. исключен (в редакции Закона Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505)
Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Челябинской области
Сохраняй порядок, а порядок будет сохранять тебя. Именно этим латинским изречением можно обозначить глобальную идею этой статьи. Мы поговорим о порядке: порядке в голове, вокруг, в обществе. Совершенно ясно, что если у человека кавардак в голове и отсутствует понимание в необходимости соблюдать естественные правила приличия, нет сформированных моральных ценностей, внутреннего ориентира, то ожидать от данного субъекта можно всё что угодно. Он будет делать то, что взбредёт ему в голову. Зачастую это, как правило, отсутствие порядка в его жизни, который не может не коснуться общества в целом, поскольку данный индивид привносит это отсутствие в массы. Другими словами, он просто нарушает общественный порядок.
Что это такое?
Общественный порядок - это сложившиеся взаимоотношения в нашем обществе, которые изначально задуманы не только для гармоничного сосуществования разных людей рядом друг с другом, но и направлены на всеобщее развитие. В основе общественного порядка лежат сформированные юридические, то есть правовые, и неюридические нормы. К последним можно отнести нормы нравственности, существующие традиции и обычаи, плюс нормы общественных организаций и правила поведения.
Нарушение общественного порядка
В соответствии со сформулированным выше определением легко прийти к пониманию и осознанию того, что будет означать несоблюдение и неследование подобным взаимоотношениям и порядку.
Нарушение общественного порядка - это нарушение юридических или неюридических норм (перечислены в пункте выше), то есть какие-то социальные и правовые нормы общественных отношений игнорируются и не соблюдаются представителем данного общества. За подобные действия, в теории и по идее, такого человека можно привлечь к ответственности. Но на практике выходит, к сожалению, так, что привлечь к ответу данного индивида можно только за нарушение тех норм, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах и влекут за собой . Она может быть разная: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная.
Пара слов об индивидуальных осознании и ответственности, или Утопическое отступление
Хочется также упомянуть высказывание одного американского писателя. Оно звучит примерно так: не нужно приводить окружающий мир в порядок, ведь изначально он уже был в порядке. Нам остаётся привести в согласие и гармонию себя с этим изначальным порядком мира. Очень глубоко и правильно, по сути. Если бы каждый член общества понимал и принимал ответственность за свои действия, бездействия и осознавал последствия своих принимаемых решений, то не нужно было бы создавать какие-либо наказания, но увы, современное общество далеко от идеала. Все стремятся изменить этот мир, не начиная при этом с самого себя, поэтому нарушение общественного порядка достаточно распространено в наши дни.
Наказание за нарушение
Уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях закрепляет определённые возможные наказания за . Эти наказания напрямую зависят от тяжести и состава нарушения правовой нормы. Их определяют санкции статьи (статей): это могут быть денежные штрафы до двух с половиной тысяч рублей, административное лишение свободы на пятнадцать суток (нарушение общественного порядка, статья двадцатая, пункт первый, КоАП «мелкое хулиганство»), принудительные работы помимо штрафа, а также тюремное заключение до 5-7 лет). Повторимся, что всё зависит от состава правонарушения.
И в заключение хотелось бы напомнить, что это именно мы, люди, являемся строительной (или разрушительной) силой нашего общества, поэтому всё зависит исключительно от нас, соблюдение общественного порядка в том числе.
- Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
- Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
- Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
- Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
- Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
- Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
- Административная деятельность полиции
- Полиция: понятие и основные направления деятельности
- Назначение полиции России
- Правовая основа деятельности полиции
- Основные направления деятельности полиции
- Организация полиции
- Правовое положение и организационная структура МВД России
- Полиция в структуре ОВД
- Обязанности и права полиции
- Обязанности полиции
- Права полиции
- Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
- Административная деятельность полиции: признаки и особенности
- Принципы административной деятельности ОВД
- Формы и методы административной деятельности полиции
- Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
- Методы административной деятельности полиции
- Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
- Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
- Административный надзор полиции
- Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
- Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
- Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
- Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
- Основания применения сотрудниками полиции физической силы
- Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
- Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Задержание как отдельная мера государственного принуждения
- Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
- Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
- Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
- Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
- Рассмотрение полицией обращений граждан
- Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
- Обращения граждан в ОВД
- Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
- Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
- Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
- Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
- Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
- Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
- Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
- Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
- Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
- Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
- Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
- Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
- Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
- Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
- Организация исполнения ОВД административных наказаний
- Обеспечение законности в административной деятельности полиции
- Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
- Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
- Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
- Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
- Основы правоохранительной службы
- Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
- Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
- Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
- Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
- Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
- Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
- Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
- Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
- Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
- Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
- Элементы организации ППСП
- Обязанности и права личного состава ППСП
- Правовое положение участковых уполномоченных полиции
- Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
- Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
- Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
- Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
- Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
- Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
- Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
- Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
- Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
- Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
- Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
- Обязанности и права сотрудников ПДН
- Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
- Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
- Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
- Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
- Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
- Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
- Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
- Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
- Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
- Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
- Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
- Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
- Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
- Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
- Регистрация и учет автотранспортных средств
- Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
- Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
- Дорожно-патрульная служба ГИБДД
- Задачи, функции дорожно-патрульной службы
- Подразделения ДПС: виды, структура и функции
- Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
- Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
- Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
- Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
- Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
- Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
- Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
- Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
- Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
- Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
- Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
- Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
- ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
- Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
- Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
- Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
- Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
- Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
- Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
- Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
- Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
- Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
- Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
- Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
- Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
- Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
- Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
- Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
- Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
- Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
- Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
- Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
- Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
- Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
- Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
- Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
- Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
- Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
- Классификация административно-правовых режимов
- Деятельность полиции при введении особых режимов
Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
К наиболее общим объектам административной деятельности органов внутренних дел относятся безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность.
В Конституции Российской Федерации отражены различные виды безопасности:
- правовая (юридическая), физическая безопасность личности (ст. 20-23 Конституции РФ), информационная безопасность личности (ст. 24, 29 Конституции РФ), экономическая безопасность личности (ст. 34, 35 и 36 Конституции РФ) и т.д.;
- безопасность личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);
- безопасность общества (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
- безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71 Конституции РФ).
Безопасность личности . Анализ различных видов безопасности личности, обозначенных в Конституции Российской Федерации, свидетельствует, что безопасность личности - понятие комплексное, отражающее различные стороны жизни и деятельности человека. Наиболее широкая интегральная основа юридической безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства 1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». .
На полицию возложена задача защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Фактически в этой задаче отражены основные жизненно важные интересы, под которыми понимаются жизнь и здоровье. Таким образом, можно утверждать, что
Личная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Общественный порядок
Общественный порядок - это регламентируемая социальными нормами система общественных отношений, складывающаяся в общественных местах в процессе общения людей, неприкосновенность которой гарантирована государством.
Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации 2 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: Моск. акад. МВД России: Щит-М, 2000. С. 24. . Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Значительную роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка отведена нормам законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка. Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся в административном, уголовном и ином законодательстве. Кроме того, они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в законах и иных актах представительной и исполнительной власти субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления.
Отношения в сфере общественного порядка регулируются также общепринятыми в обществе нормами морали, традициями, обычаями и т.д. Они являются важным средством профилактики антиобщественного поведения граждан.
Общественная безопасность . Общественный порядок неразрывно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью. Государство рассматривается гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяет социальный характер государства, которое должно заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.
Общественная безопасность обеспечивается органами государственной власти, при этом значительную часть функций по ее обеспечению государство делегирует органам внутренних дел, полиции. К общественной безопасности, как правило, относят общественные отношения, связанные с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при их неправильном использовании. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением определенных правил, обеспечивающих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Необходимо отметить, что понятие «общественная безопасность» законодательно не определено. В современном российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов исполнительной власти. Ряд ученых отмечают, что общественная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности, ее «призваны обеспечивать органы государства (прежде всего, полиция, внутренние войска, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), а также органы местного самоуправления, общественные организации и движения» 3 Босхамджиева Н.А. Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 27-29: Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 69-70: и др. .
Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь, которая выражается в том, что укрепление общественного порядка способствует повышению уровня общественной безопасности. Кроме того, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны с другими социально-правовыми категориями, такими как правопорядок, государственный порядок, благоустройство.
Взаимосвязь общественного порядка, общественной безопасности и правопорядка выражается в том, что правопорядок охватывает только ту часть общественных отношений, которая регулируется нормами права. Таким образом, общественные отношения, регулируемые нормами морали, нравственности, традициями и обычаями, находятся за пределами сферы правопорядка. Вместе с тем многие правоотношения выходят за рамки общественного порядка. Правопорядок составляет основу общественного порядка, так как государство при помощи права регулирует основные отношения в сфере общественного порядка. Отношения в сфере общественной безопасности регулируются нормами права, таким образом, можно утверждать, что общественная безопасность является элементом правопорядка.
Государственный порядок составляет основу общественного порядка, определяет его сущность и содержание. Вместе с тем он не охватывает всей сферы общественного порядка.
Общественное благоустройство, под которым понимается рациональная планировка населенных пунктов, общественных мест, их обустройство, существенно влияет на состояние общественного порядка и общественной безопасности, однако в отличие от них сфера благоустройства включает в себя отношения людей к материальным ценностям окружающей среды.
Разграничение общественного порядка и общественной безопасности с другими социально-правовыми категориями позволяет оптимально определить компетенции правоохранительных и иных органов.
С точки зрения широкого понимания термина «общественный порядок», нарушение общественного порядка можно рассматривать как любые противоправные действия, связанные с нарушением норм морали и права, норм общественных организаций, норм неправовых традиций, обычаев и ритуалов, которые во всей своей совокупности характеризуются как социальный и правовые нормы системы общественных отношений. В действительности же, нарушение общественного порядка, применительно к возможным мерам правовой ответственности, зачастую ассоциируется только с такими действиями, которые, во-первых, прямо закреплены в нормативно-правовых актах, как противоправные, во-вторых, могут повлечь за собой наступление каких-то конкретных видов ответственности.
К сожалению, отсутствие единого подхода к пониманию общественного порядка в теории права и тем более в конкретных нормативно-правовых актах нередко приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Однако, как бы, возможно, не показалось это странным, именно правоприменительная (судебная) практика зачастую становится единственной возможностью разобраться в природе правоотношений и прийти к верной квалификации.
Нарушение общественного порядка и ответственность
Общественный порядок - огромный по составу, структуре правоотношений и норм институт. Если же затрагивать только вопрос наказания за различные нарушения общественного порядка, то возможные меры ответственности могут представлять собой:
- гражданско-правовую ответственность;
- дисциплинарную;
- административную;
- уголовную ответственность.
Следует понимать, что неверным является рассмотрение абсолютно любых нарушений общественного порядка только лишь как хулиганские действия, хотя в обиходе большая часть нарушений общественного порядка именно так и именуется. Но это – только в обиходе, в праве такой подход ошибочен. Хулиганство – отдельная статья за нарушение общественного порядка и только лишь один из всех возможных видов составов правонарушений, охватывающих различного рода нарушения общественного порядка. Вместе с тем, в реальной жизни именно хулиганство и соответствующая статья за нарушение общественного порядка, присутствующая как в административном кодексе, так и в уголовном, являются одними из наиболее распространенных категорий в правоприменительной практике.
Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка
И в административном, и в уголовном кодексе составам правонарушений, посягающим на общественный порядок, отведены специальные разделы: в КоАП России – Глава 20, в УК России – Раздел IX. Это огромный массив правовых норм с самыми различными составами и санкциями, причем, если уголовное законодательство, находящееся в ведении государства, содержит единый перечень составов правонарушений, то вот административные правонарушения делятся на две категории: установленные в КоАП РФ, и установленные на уровне субъектов федерации, тем самым, то деяние, которое, по мнению законодателя, является административным правонарушением, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, может не являться таковым в каком-то ином регионе, и наоборот
Административные нарушения общественного порядка принято относить к менее тяжким действиям, в то время как уголовные всегда рассматриваются как грубые (более тяжкие) нарушения. Такой подход четко прослеживается в статье о хулиганстве, трактуемом в уголовном кодексе именно как грубое нарушение общественного порядка.
Возможные меры наказания за различные нарушения общественного порядка зависят от конкретного содержания действий, наступивших последствий, то есть от конкретного состава правонарушения, и определяются согласно санкциям конкретных статей. Так, например, административно наказуемое хулиганство (ст.20.1 – «мелкое хулиганство») предусматривает, как простое нарушение общественного порядка: штраф до одной тысячи рублей или арест до 15 суток, квалифицированное: штраф до 2,5 тысяч рублей или тот же административный арест. В уголовном кодексе диапазон возможных мер наказания уже более широк – это и штраф, и обязательные, принудительные или исполнительные работы, и лишение свободы (до 5 лет по 1 части и до 7 лет – по второй части).