Ликвидация катастрофы на чернобыльской аэс. Воспоминания участников ликвидации последствий аварии на чернобыльской аэс

С. Ф. Шмитько с фотографией Героя Советского Союза, "ликвидатора" Леонида Телятникова

Старшее поколение помнит этот день - 26 апреля 1986 года, ровно 30 лет назад. И помнит первые недели после... Мне, к примеру, было 13. Я, ещё девчонка, с группой альпинистов в майские выходные тренировалась в Крыму, осваивая скальный маршрут горы Куш-Кая под Форосом. Однажды услыхала, как взрослые тревожно обсуждают серую тучищу над морем: «Не радиоактивная ли? Не принесло ли ОТТУДА...».

По тогдашнему обычаю, на вопросы детей отвечали уклончиво, так что я себе «накрутила» в голове чуть ли не ядерную войну и возвращение в обугленный дом… Впрочем, это была не вина взрослых - они сами не знали, и мало кто знал, насколько ужасной была эта беда - авария на 4-м блоке Чернобыльской АЭС. И что герои-пожарные предотвратили самое худшее, что могло произойти, - взрыв соседнего энергоблока и всей станции… Храбрецы, тушившие крышу машинного зала, не прожили и месяца после катастрофы (подвал МСЧ-126, где лежат форма и сапоги героев, - до сих пор самое опасное место в Припяти, они "фонят").

Саровчанин Сергей Филиппович Шмитько работает главным инженером в городском музее города Сарова Нижегородской области (тоже, кстати, «атомград», бывший Арзамас-16). О своём участии в ликвидации аварии он рассказывает впервые за тридцать лет.

Сергею Филипповичу было тогда 33 года. Он рассказывает: «Я в то время был начальником участка управления энергоснабжения в строительной организации УС-909 и сам не ожидал, что в августе из Москвы придет телеграмма о моей командировке в Чернобыль. Предупредили: чем меньше с собой возьмешь вещей, тем лучше. Сам не просился туда, но поехал добровольно… С готовностью. Надо - так надо».

Он не пожалел, что не поддался соблазну взять с собой лишний свитер: понял, что любая вещь после «зоны» - разрушительна. Об одном сокрушается до сих пор: не взял фотоаппарат! Проезд специалистов на ЧАЭС уже был чётко отлажен - работала спецкасса на Киевском вокзале города Москвы, где билет выписывался моментально, без намёка на очередь. Полупустой поезд... Да и утренний августовский Киев не производил впечатления жилого. На вокзале встречающих почти нет, а дороги утюжат поливочные машины. Командированные в Чернобыль из Киева ехали электричкой до станции Тетерев…

«Мы жили на базе пионерского лагеря. Мне выдали спецодежду, и первый день я занимался обустройством и оформлением документов. Познакомился с начальником УЭС УС-605 и главным инженером, заместителем которого мне предстояло быть, и на второй день мы поехали на станцию… Я на самом деле закончил институт по специальности «Электрические станции». Но работал строителем, поскольку всегда боялся чиновничье-кабинетной работы, и в отделе кадров Арзамаса-16 попросился куда поживее… До того же момента я никогда не бывал на атомных станциях. На ГРЭС, на ГЭС, на тепловой - случалось. А на атомной - нет».

Вот и довелось. Когда подъезжали к «зоне», было не то что страшновато, а неуютно. Впервые такое чувство мой собеседник испытал, въезжая молодым специалистом в тот же Арзамас-16. Вот здесь было что-то похожее. Та же «колючка», та же неизвестность…


«Станция - огромное здание длиной в 700-800 м. И четвёртый энергоблок - как отверстая пасть чудовища. Развал, как его тогда называли, и территория вокруг всё время страшно «фонили» да ещё периодически пульсировали «выбросами».

Мне, как инженеру и строителю, было жалко станцию. Она же современная была, успешная! Победитель всяческих соревнований. В приёмной директора на стеллажах - знамёна и награды… Много их было».

Лето - осень 86-го было временем, когда ликвидаторы воплощали в жизнь план захоронения аварийного блока. Строили и Саркофаг. В этом строительстве в качестве заместителя главного инженера и принимал участие Сергей Филиппович.

Он продолжает рассказ: «Мне сложно представить и сейчас, как работали пожарные, и сложно было представить тогда. Я видел этот энергоблок обуглившимся и представлял его в пламени… Температура адская, всё разбросано, вокруг обломки графитовых стержней. И они со своими шлангами на крыше... Наверное, понимали, что отдают жизни. Пожарная часть находилась при станции, люди грамотные, наверняка они знали, что шансов выжить у них нет никаких, они шли на смерть…».

Впрочем, по порядку. Сергей Филиппович рассказывает, что там, на станции, впервые в жизни он увидел самую современную строительную технику. Ну, может, что-то и видел раньше, но в таком количестве и на одной стройплощадке - не доводилось. Например, самый большой самоходный кран «Демаг» - Германия поставила эти краны, впрочем, отказавшись поставить в «зону» специалистов для монтажа (которые, кстати, не помешали бы, потому что нашим ликвидаторам приходилось собирать их буквально в чистом поле и без опыта - вне чернобыльских временных лимитов). Впрочем, и наше руководство предпочитало не пускать иностранных специалистов в «зону», желая приуменьшить масштабы катастрофы перед всем миром.

Техники там было много - автокраны от «Либхер», радиоуправляемые бульдозеры, погрузчики от «Пинкертон», бетононасосы «Путцмайстер», «Швинг», «Вартингтон», подающие бетон на расстояние 500 м и на высоту до 100 м. Работа шла круглосуточно, без выходных. Люди трудились в четыре смены - шесть часов каждая. Но по факту получалось так: выполнил задание, получил свои суточные 2 рентгена - и сиди в помещении, не высовывайся.


Сейчас трудно представить (даже участникам этого строительства), насколько непросто было - пытаться прикрыть пульсирующий радиационный вулкан. «Угробить человека там ничего не стоило», - говорит мой собеседник.

Людей пытались щадить, считая рентгены и сокращая время работы, но щадить, как правило, плохо получалось. Всё было взаимосвязано - специалисты слишком зависели друг от друга и результатов, чтобы обращать внимание на такие «мелочи», как время на открытом воздухе…

«Мы вели работы по монтажу и эксплуатации временного электроснабжения строительных механизмов, работы по связи, по устранению излишков затвердевшего бетона с помощью отбойных молотков и взрывов. Монтировали разделительную стену между 3-м и 4-м блоками. И много чего делали по дезактивации…».

Очень не хватало освещения. Сергей Филиппович вспоминает, как группа военных воздухоплавателей наполняла и поднимала аэростат, призванный держать светильники для стройплощадки. Все видели, как командир группы дал солдатам распоряжение, а сам отбыл на целый день «решать вопросы питания». А они, совсем зелёные срочники, целый день на радиации возились с аэростатом, вызывая сочувствие персонала… А что было делать? Там тогда была такая система: набрал свою «дозу» - и на дембель.

Кстати, на следующий день этот самый, наверняка стоивший кому-то здоровья, осветительный агрегат обнаружили висящим лишь на одном тросе. Два остальных случайно оборвала инженерная машина разграждения (на базе танка).

Да, при сосредоточении на одном пятачке такого количества техники было сложно избежать подобных происшествий. Но всё равно Чернобыль того времени давал опыт мобильного и чёткого строительства - без проволочек, без мучительного ожидания необходимых материалов, без бюрократических препонов. Это была образцовая стройка, которой руководила необходимость спасти мир и страну…


Что действительно располагало к работе - высокие начальники приезжали, надевали те же робы, только с бейджиками «Замминистра», «Член правительственной комиссии», «Академик РАН». Да, Славский, Усанов, Щербина, Ведерников, Маслюков, Рыжков, Легасов, Велехов - и многие, многие другие побывали там.

Вообще, если опять-таки под микроскопом искать плюсы, то экстремальная ситуация будила человеческую мысль - многое из того, что делалось там в те дни, делалось впервые вообще. Причём не только в технике, электронике, науке, но и в журналистике. Например, в роли операторов тогда выступали подъёмные краны, на которые навешивали телевизионные камеры. Приезжали молодые лейтенанты, выпускники московского химико-технологического института им. Менделеева, - работали дозиметристами и попутно что-то изучали.

Сергей Филиппович рассказывает, как люди пытались себя обезопасить, перед производством работ на особо фонящие пятна «пристреливая» при помощи строительно-монтажных пистолетов свинцовые листы (чем не «сталкерское» явление?).

Так, с 1 августа по 18 октября мой собеседник набрал свои 24 рентгена, но уехал не сразу - начальник попросил: «Серёжа, передай всё сменщику, пожалуйста…». Сколько рентген набралось, пока передавал, - трудно сказать…

И вот в Киеве, в кофейне на Крещатике, произошел еще один «сталкеровский» случай. Привлеченный запахом свежего кофе, молодой строитель зашел в кафе и заказал сразу двойную порцию, чтобы в полной мере насладиться вкусом напитка. И что же? На выходе из кафе ему на глаза вдруг упала пелена, стал задыхаться, хотя до этого вовсе не жаловался на здоровье. Даже пришлось пересидеть на лавочке не самые приятные полчаса… Домой вернулся к 6 ноября, к 34-му дню рождения, прикупив в Киеве журнал мод для жены.


«При том, что опасность техногенных катастроф в наше время по понятным причинам сохраняется, не уверен, что, случись сейчас такое - всё было бы в такие сроки ликвидировано… Всё-таки там вся страна работала. И построили к ноябрю 86-го Саркофаг».

В основном, кстати, в те месяцы на станции трудились специалисты из городов системы Минсредмаша - Усть-Каменогорска, Степногорска, Димитровграда, Пензы-19, Арзамаса-16. Было много ребят из уральских и сибирских городов. А так называемых "партизан" было - со всего Союза!».

Сергей Филиппович рассказывает о Чернобыле - старинном украинском городе с деревянными домами, садами и палисадами. Показывает на стенде городского музея красавицу Припять - современный, компактный, образцовый и успешный город с населением в 50 тысяч человек. Ко времени его приезда она уже стояла призраком.

И конечно, уже тогда говорили с возмущением о том, что Припять сутки стояла без эвакуации - дети в школы пошли, на улицах играли. А рядом, в двух километрах, реактор горел… Зеваки с возвышенности смотрели на пожар. А кто-то ведь и побежал к нему!..

А потом в тридцатикилометровой зоне отчуждения ветки яблонь и груш ломались от налитых плодов, брошенные сады кричали от боли. По «зоне» носились стада одичавших лошадей. Как мустанги по прерии. Отстреливали кошек и собак в тридцатикилометровой полосе… Их было жаль, но никто не желал животным мучительной смерти от лучевой болезни - законы гуманности тоже как-то мутировали в «зоне»…

Спрашиваю: каково отношение к ветеранам-ликвидаторам сейчас? Да потихоньку забывается. Сейчас уже мало кого интересует, какие изотопы ты в себе носишь. А диагноз «лучевая болезнь» и в те времена ставился, когда уже «не отвертишься». И теперь установить связь болезней ликвидатора с работой на ЧАЭС, мягко говоря, проблематично.

Мы рассматриваем документы, удостоверения и Почётные грамоты (5 штук) ликвидатора аварии, главное - не давать волю воображению и не представлять себе, что эти вещи, возможно, ещё хранят свои изотопы…

Сергей Филиппович просил не писать о последствиях, которые нанесла «зона» его здоровью. Нанесла. «Но разговариваю сейчас с вами - и на том спасибо... Во всей этой истории для меня было много совпадений. Я ведь украинец - по фамилии понятно. Бабушка по отцу жила в деревне Вишенки под Киевом. Просто я в детстве жил в Казахстане, потом в Самаре учился… А так Украина - родина всех моих родственников и друзей. Больно думать о современных взаимоотношениях наших стран…».

Опять смотрим фото двадцати восьми пожарных… Трое - Герои Советского Союза: лейтенанты Кибенок и Правик (получили звание посмертно) и майор Телятников.

Не удержалась, спросила ликвидатора о причинах аварии. Не буду излагать подробности об испытаниях на 4-м блоке персоналом ЧАЭС, но вывод таков: «Это были специалисты, люди с профильным образованием (не менеджеры!) и адекватным представлением о происходящих процессах. У них не было злого умысла и тем более - желания собственной смерти… Цепь трагических случайностей вкупе с самоуверенностью», - считает Сергей Филиппович.


И добавляет чуть позже: «И если уж быть точным в формулировках, то мы были ликвидаторами не аварии. Мы были ликвидаторами КАТАСТРОФЫ».


Ирина Егорова-Крекнина

Ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС была мероприятием не только государственной, но и международной важности. Так как АЭС так расположена географически, что негативное воздействие её последствий могло затронуть (и в определённой степени затронуло) не только республики бывшего СССР, но и страны всей Европы. Ликвидация Чернобыльской катастрофы может быть условно разделена на два основных этапа: ликвидацию непосредственных последствий взрыва на четвёртом энергоблоке АЭС и комплекс долговременных мер по минимизации негативных последствий.

Героические ликвидаторы

Первый этап ликвидации последствий катастрофы состоял, в свою очередь, из двух частей. Первую часть составили действия персонала АЭС и прибывших на станцию вскоре после взрыва пожарных по локализации пожара, недопущению начала пожара на третьем энергоблоке, соединённом с четвёртым, и ликвидации очага возгорания. Эти действия были успешно осуществлены в течение нескольких часов ночью и днём 26 апреля 1986 года. Однако при этом более сотни человек были подвержены острой лучевой болезни: на пожарных, прибывших на станцию, просто не было специальных защитных костюмов для работы в условиях воздействия радиоактивных веществ, а у работников станции не было достоверных сведений об уровне радиации.

Некоторое время после взрыва масштабы разрушений реактора и выброса радиоактивных вещества недооценивались, что привело к гибели в течение месяца от лучевой болезни почти тридцати человек из числа первых ликвидаторов катастрофы (двое работников АЭС погибли непосредственно в результате взрыва). Вторая часть первого этапа ликвидации катастрофы заключалась в скорейшей нейтрализации ядерного топлива, оставшегося в разрушенном реакторе - именно химические процессы в большом объёме топлива и приводили к выбросам в окружающую среду радиоактивных веществ. Для этого в течение первых недель после взрыва в реактор постоянно сбрасывались различные материалы, которые должны были поглощать нейтроны и тепловую энергию, выделяющуюся в ходе реакции, а также задерживать выбросы радиации.

Но специалистам довольно быстро стало понятно, что такими мерами в сложнейших условиях разрушенного энергоблока и не действующих систем безопасности нельзя гарантировать прекращение радиационных выбросов.

Задача - похоронить реактор

Именно поэтому было решено единственно возможное решение - возвести над разрушенным энергоблоком стационарное герметичное «Укрытие», которое позволит свести негативное воздействие реактора на окружающую среду к минимуму. Объект «Укрытие», довольно быстро прозванный СМИ и общественностью «Саркофаг», должен был решить несколько основных задач: прекратить поступление радиоактивных веществ в атмосферу, где они могли быть воздушными массами распространены на большую территорию. Также необходимо было поставить барьер на пути проникающей радиации на близлежащие от АЭС земли. Кроме того, нужно было застраховаться от неконтролируемых процессов внутри самого реактора - там могли образоваться критические массы ядерного топлива, а также скопиться критический объём газовых смесей, что было чревато повторным мощным взрывом.

Поэтому на строительство «Укрытия» были брошены максимальные ресурсы: за семь месяцев 90 тысяч человек, работавших вахтовым методом из-за высокого уровня радиации на объекте (на работах единовременно было задействовано не более 10 тысяч человек), построили «Саркофаг», принятый в эксплуатацию в конце ноября 1986 года.

Конструктивно «Саркофаг» представляет собой металлическую раму, «залитую» бетоном - на него ушло 7 тысяч тонн металлоконструкций и 400 тысяч кубометров бетона.

Это уникальное для своего времени сооружение (до этого мировой атомной энергетике не приходилось сталкиваться с последствиями подобных катастроф) выполнило свою задачу, предотвратив масштабное заражение больших территорий и масс населения. В общей сложности на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы работали примерно 600 тысяч человек. Но проблема в том, что «Укрытие» является лишь временным решением проблемы: с самого начала в проекте было оговорено, что срок действия сооружения составляет 20-30 лет. Это означает, что в 2016 году «Саркофаг» уже не будет надёжной защитой. Это побудило украинские власти начать работу над созданием нового «Саркофага», который должен быть закончен в 2015 году и иметь срок эксплуатации до 2120 года.

Александр Бабицкий


Помимо обычных автомобилей в ликвидации была задействована и другая техника различных видов, в том числе и передовая иностранная, с которой мы познакомимся далее.

Первые фото после катастрофы. Сделаны они знаменитым фотографом Зоны Игорем Костиным. Запретная зона, Зона Отчуждения. Дальше нельзя. ОЗК в данном случае надет как комбинезон, на парах БЖД тренировались, пробовали на время облачиться в него. Весело было, когда у тебя сзади торчит непонятно что.

Кладбище техники и вещей Буряковка. Захоронение машин. Не удивляйтесь воде, порой бывало и хуже. На заднем плане подготовка к захоронению медицинских РАФ 22031. Хочу сказать, что именно 22031, а не 22038, которая появилась парой лет позже.

Машина ликвидаторов. Данная *тройка*, как и многие автомобили Зоны, подвергались жесткому дербану. Дефицитные запчасти же, чего добру пропадать? Фонит? Да и фиг с ним! Только понять то не могли, что страдать то и другие будут…

Дистанционно управляемая техника. Коматсу (Япония), недалеко от 4 энергоблока. Подготовка к зачищению территории у блока.

"Крышные коты". Молодые солдаты, еще совсем юные, лет по двадцать вскоре полезут на крышу, дабы "погреться" под щедрым чернобыльским Солнцем, получить ядерный загар и стерилизовать свои, кхм. Вес доходить мог до 20(!) кг! Свинцовые фартуки, свинцовые листы, защитная повязка, очки, шапочка, каска, щиток на лицо и затылок, *корзинка для яиц* из все того же листового свинца, бушлат и кирзовые сапоги со свинцовыми стельками. А еще за меньше чем за минуту лопатой подхватить кусок мусора, подойти к развалу и бросить его. И все бегом, бегом! Через крышу прошло 3828 человек. 3828 сломанных человеческих жизни. 3828 безымянных героя. И это официально. Они защитили нас, ныне живущих от ядерного загрязнения, а их забыли… Низкий им поклон и огромное человеческое спасибо за их подвиг. Супергерои в жизни, а не в нарисованных комиксах.

Почти законченный объект "Укрытие". И частный транспорт ликвидаторов на промплощадке. Думаю, не стоит говорить, что стало с "копейкой" потом?

Кладбище кораблей. С их помощью привозили на промплощадку материалы и части конструкций Саркофага, в плавучих гостиницах жили сами ликвидаторы. А потом большую часть этих кораблей слили! Печально знаменитая Булгария оттуда. Но судьба всех тех плавсредств тумана и необычна. Они все затонули.

Рассоха. Ныне не существует. Один из железных героев, что помогал в ликвидации последствий. Хочу повторить, что ВСЮ технику, что стояла на отстойнике, переплавили. Ранее да, шаловливые ручонки что смогли унесли. Некто supertima заявил, что БРДМ оттуда не переплавили, а продали. Лин, этого быть не может! Никто сейчас уже точно не купит такую технику, тем более настолько разукомплектованную. Да еще фонящую. Да переплавили, легально или нет, всем было до одного места, когда делали. Что за бред порой люди несут, честное слово.

Советские космические роботы-исследователи СТР-1. Применялись для очистки крыши станции от радиоактивного мусора и обломков. На фотографии: специалисты завода *Юпитер* (Чернобыль) подготавливают роботов к работе.

Могилевские скреперы МоАЗы также принимали участие. С их помощью рыли могильники на Буряковке, снимали зараженный верхний слой почвы. Они внесли свою неоценимую лепту в ликвидации, пусть и оставшись в теми других.

Робот на крыше 3 энергоблока станции. Начинка тупо сгорала от того уровня радиации, что был там. И под Саркофагом сейчас тоже довольно серьезный уровень радиации! Инспектируют, но дозы там получают ооочень большие. Если побыть там достаточно долго, можно и лучевую подхватить, а можно и с жизнью расстаться. Порой роботы с крыши падали. Использовали и импортные и советские роботы, да только все равно они не выдерживали. Они работали, пока последняя надежда не умерла в обеих смыслах слова. Немецкий робот *Джокер* проехал всего ничего по крыше 4 блока и застрял. Пока его вызволяли, начинка уже сгорела. Было принято тяжелейшее решение выпустить на крышу людей для зачистки кровли…

Подкоп под 4 блок для создания морозильника, как предполагали изначально. Реактор успел остыть и весь тот подкоп залили бетоном, создав тем самым дополнительный фундамент. Труд шахтеров со всей страны советской был огромен и неоценим ничем. Уровни радиации там были далеко не в пределах нормы, а условия работы просто адские. Без свежего воздуха, в тесном пространстве, с лопатой наперевес и согнувшись.

Сказать честно, я был немного удивлен наличию в Зоне такого автомобиля как Ныса 522. Но факт фактом - эта польская машина с горьковскими корнями перед вами.

Станция Янов. Поезда. Труженики, которые наравне с другими возили к разрушенной станции необходимые материалы.

После аварии была угроза попадания и загрязнения подводного течения, причем воды питьевой. Для предотвращения этого была создана биологическая стена из литого бетона, которая отделяла бассейн от возможных водных загрязнений. Глубина, примерно, 10 метров. Литой бетон.

Для данной операции применялись грейферы Cassagrande. Они в земле делали узкий проход, который потом заливали. Может и *высверлить*, может и выкопать. Почти все под силу.

Почему на бампере написан город Коростень я не знаю, вероятно водитель этого уникального Кременчугского богатыря оттуда родом.

Последние работы по возведению Саркофага. КрАЗ выкладывает плиты, которые потом заасфальтируют, уже есть забор из все таких же плит. Бетононасосы заделывают последние щели и скоро отправятся на утилизацию.

МОСКВА, 26 апр – РИА Новости. На ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей ровно 32 года назад, работали военные и гражданские специалисты со всего Советского Союза, статус ликвидатора Чернобыльской аварии в разное время получили более 600 тысяч человек. Двое из них, Александр Петров и Сергей Жарков, сейчас работающие в вертолетной авиации в Московском авиационном центре департамента ГОЧСиПБ, по просьбе РИА Новости вспомнили о первых днях ликвидации аварии.

Полетели на пожар

"В 1986 году мне было ровно 30 лет", - вспоминает бортинженер Московского авиационного центра Александр Петров.

Он оказался в зоне Чернобыльской аварии в первые дни после взрыва на четвертом энергоблоке. Тридцать два года назад он занимался тем же, чем и сейчас - летал на Ми-26, крупнейшем в мире транспортном вертолете. Разница лишь в том, что на военной службе его должность звучала как "борттехник". Командировка на ЧАЭС заняла чуть меньше недели.

"Двадцать шестого апреля мы прилетели в Чернобыль, и 1 мая нас уже убрали. Когда мы туда прилетели, никто еще не знал, что там происходит. Наша задача изначально звучала как "перегонка авиационной техники для тушения пожара", - говорит Александр.

Сигнал тревоги поступил в выходной день. "Это было воскресенье. Кто был в парадной форме одежды, кто в чем - и в два часа дня улетели". Спустя пару часов вертолеты приземлились в Чернигове на дозаправку, и уже оттуда отправились в город Чернобыль, который находится в 30 километров от Припяти, где стоит атомная электростанция.

"И уже только там узнали, что случилась беда очень большая, и увидели, что народ большими автобусами эвакуируют", - рассказывает Александр.

Его сослуживец Сергей Жарков, который сейчас также работает бортинженером в Московском авиационном центре, а тогда служил в авиации на Ми-26, попал к месту аварии неделей позже.

"Мне в 1986 году было 33 года, возраст Христа. Я был в звании капитана. Мы полетели туда 2 мая, а последний день работы был 9 мая, свои дозы радиации к тому моменты мы уже набрали. Тем, кто первыми туда отправился, сказали, что вокруг Чернобыля горят леса. Ну, а когда мы вылетали, уже знали, куда направляемся", - говорит Жарков.

Свинец, песок и привкус металла

Аварийный реактор четвертого энергоблока АЭС с вертолетов засыпали песком и свинцом, который поглощает гамма-излучение. По воспоминаниям Жаркова, за один полет они сбрасывали несколько тонн груза.

"Наш экипаж бросал свинец туда, на реактор. Были такие свинцовые болванки, килограммов по 40 веса. Брали парашют, отрезали купол от строп, и к каждой стропе подвешивалась болванка. В общей сложности до 7 тонн поднимали за раз. Поднимались на высоту 200 метров, скорость тоже 200, и проходили прямо над реактором, а наблюдатель, который сидел на здании неподалеку, давал команду сброса - все было рассчитано. И так работали постоянно, по кругу", - говорит он.

Петров помнит, что на Украине в конце апреля стояла теплая и солнечная погода, а местные жители не хотели покидать дома. "Сообщениям о заражении, опасности местные не верили, не хотели уходить из зоны поражения. То поколение помнит войну, взрывы, бомбежку, а тут же ничего не видно. Погода тогда была точно такая же, как сейчас в Москве. Бабушки сажали картошку на огородах", - рассказывает он.

По его мнению, ошибки в организации работ в таких случаях неизбежны: подобная авария случилась в первый раз, и никто не имел соответствующего опыта работы, поэтому наладить процесс дезактивации реактора получилось не сразу.

"Чтобы наладить процесс, потребовалось больше суток. В остальном - в советские времена все решалось мгновенно. Все, что было необходимо, сразу привозилось, доставлялось. А сначала никто из командиров не знал, что делать. Мы слетали на разведку, но команды никакой не поступало. Время подошло к темноте, и мы полетели обратно в Чернигов, а утром опять вылетели в район Чернобыля. Где-то к обеду следующего дня нам привезли несколько таких тележек, контейнеров, которые раскрываются, как ковш экскаватора. Мы подвесили их на вертолеты и загрузили песком, так как свинца не было. Потом полетели на разрушенный реактор, зависали над ним и сбрасывали песок. А с третьего дня работа пошла в конвейер", - вспоминает бортинженер.

Он уточнил, что авиация прибыла к месту аварии первой: "Туда пригнали десятки вертолетов, все типы, которые были на тот момент. Их было настолько много, что трудно было встать в очередь за грузом, который нужно сбросить".

Жарков, отвечая на вопрос, что ему запомнилось больше всего в той командировке, говорит, что понимал, что происходит, хотя это не было похоже на фильм-катастрофу:

"Обыкновенная работа, рутинная. Никто не говорил "вы будете героями" или что-то подобное. Мы просто работали, и я не слышал, чтобы кто-то отказался. Сознанием я понимал масштаб события, но надеялись, что не с нами все случится. Что такое ядерная угроза и радиация, мы, конечно, знали, в армии нас готовили к этому. Единственное, что напоминало о ее действии, это металлический привкус во рту, когда садился в вертолет", - вспоминает он.

Испуга не было, как и защиты

"У нас на вертолете стоит датчик, ДП-5 он называется, - вспоминает Петров. - Максимальная шкала этого прибора 500 рентген в час, и он зашкаливал. Тут стало понятно, что все серьезно и шутки плохи. Но испуга не было. Мы немного другого поколения - тогда Афган только шел, примеры были, на ком учиться. Поэтому никаких особых страхов не было, тем более она не чувствуется – радиация. Единственное, когда в окошко выглянешь, лицо становилось красноватым, ядерный загар это называется".

Тем временем на объект продолжали прибывать специалисты-атомщики, они оценивали нанесенный аварией ущерб. "29-го или 30-го апреля на моем вертолете летала первая комиссия по расследованию взрыва реактора. Они нам не представились, но реакция у главного из них была очень эмоциональной, он был сильно взволнован. Возможно, это был инженер или конструктор, в общем, представитель атомной промышленности. Они были с кинокамерами, тепловизорами, засняли все это – температуру, разрушения. И потом, видимо, уже после 1 мая, начали делать какие-то выводы", - рассказывает Петров.

Жарков помнит, что никакой особенной защиты у ликвидаторов не было, а полученные летчиками и членами экипажа дозы облучения сознательно занижали, чтобы те не набрали по документам допустимые уровни слишком быстро, иначе их требовалось бы заменять.

"На полу вертолета лежали свинцовые листы, но, как нам сказали, это тоже не слишком помогает. Еще в кабине экипажа Ми-26 стоял противоатомный фильтр, через который в кабину подается воздух. Были еще дозиметры, но они там присутствовали символически. По дозиметрам нам не записывали дозу облучения. Допустим, я прилетал, набрав 18-20 рентген в час, мне записывают 6-7 рентген. Был неофициальный указ писать меньше, чтобы экипажи быстро не набирали дозы, иначе их приходилось бы часто менять. Вот за 4 или 5 дней набралось 25 рентген по документам", - пояснил собеседник.

Эта величина - 25 рентген - считается дозой кратковременного гамма-облучения, которая не вызывает клинических симптомов. У ликвидаторов были индивидуальные датчики, но и они появились не сразу.

"В первые два дня у нас никаких датчиков не было, поэтому истинную дозу облучения мой экипаж не знал", - говорит Петров. Потом военным выдали ДП-5, дозиметрический прибор, действующий по принципу батарейки. Сначала его заряжают, а когда по нему проходит радиация, он разряжается, и это показывает степень его облучения.

"А вообще самая хорошая защита в таких условиях - это когда часто меняешь одежду, - уверен Александр. - И чем чаще моешься, тем лучше. Никакая другая защита в этом деле не помогает. Надевать химзащитные костюмы и маски не рекомендуется. Медикаменты от радиации не защищают, по крайней мере, мне об этом неизвестно. Вино, водка, которые якобы уменьшает последствия облучения – это тоже все бабушкины сказки. Когда человек целый день работает в таких экстремальных условиях и все понимают, что такое 500 рентген в час… Это очень стрессовое состояние".

По мнению Жаркова, летный состав берегли больше остальных, поскольку подготовка таких кадров - процесс дорогостоящий, да и работа в воздухе была безопаснее, там было меньше радиоактивной пыли.

"Проверил ботинки - 5 рентген от подошвы, куртка - 1,5 рентген по прибору. Нас, летный состав, берегли, мы каждый день меняли одежду. А тех, кто были на земле, конечно, берегли меньше, и они очень здорово наглотались этой пыли", - отмечает Сергей.

На вечной стоянке

Значительное количество техники, которая работала на ликвидации аварии на ЧАЭС, получила облучение и стала непригодной для дальнейшего использования. Вертолеты и грузовики уже более 30 лет ржавеют на полигоне под Чернобылем.

"Потом, после полетов, мой борт три года чистили, меняли все, что на нем можно заменить, и через три года я все-таки его отогнал в могильник. Современные сплавы, из которых выполнен вертолет, содержат редкоземельные металлы, и они очень хорошо впитывают в себя облучение. Так что с очисткой вертолетов ничего не получилось. Все борта, которые участвовали в ликвидации, были отогнаны на свалку под Чернобылем. Я проверял по спутниковым снимкам в интернете, фюзеляж моего вертолета там стоял", - рассказал Петров.

Однако в период его работы на ликвидации аварии внештатных ситуаций во время полетов не было, как и сбоев техники.

"Мы работаем на вертолетах Ми-26, они того поколения, где минимум электроники. В те времена все было ламповое, поэтому радиация на приборы не влияла", - пояснил бортинженер.

"Я был женат, у меня к тому времени уже был ребенок. Моя супруга даже вспоминать эту тему не хочет – столько она пережила, очень волновалась, - вспоминает он. - В Москве мы после возвращения три недели лежали в госпитале. Прошли полную проверку здоровья, практически все были годными после обследования. Лежали, кстати, вместе с космонавтами, которые тоже там проходили комиссию".

А еще после увольнения из армии военным пришлось подтверждать свое участие в ликвидации аварии через суд, с привлечением свидетелей. После распада Союза оба собеседника агентства столкнулись с трудностями, как и многие их сослуживцы.

"У нас в командировочных заданиях было записано "перегонка авиационной техники". И когда мы закончили работать на ликвидации, еще не было создано никакой воинской части, которая бы контролировала прибытие-убытие личного состава, - рассказывает Александр. - И у нас на руках, кроме карточек доз облучения, никаких подтверждающих документов, что мы летали над реактором, нет. Нигде не зафиксировано, что экипаж, в состав которого входил я, был в Чернобыле. По окончании военной службы, когда пришло время уходить на пенсию, мы должны были получить гражданские корочки. Но чтобы получить удостоверение чернобыльца, нужна была справка из специальной воинской части, а у нас, естественно, таких справок нет. И получить эту справку через Украину не представлялось возможным".

Жарков подтверждает его слова: "Бардак был же. На справках, которые нам выдали, было написано просто "участвовал в ликвидации аварии", но не было написано, что работал в 30-километровой зоне".

"Пришлось подавать в суд, вызывать трех свидетелей, которые бы подтверждали, что я в составе экипажа действительно был в Чернобыле и летал там столько-то дней, - продолжает Петров. - Весь наш Торжок, все, кто летал - человек 50-60, мы прошли в Чернобыле в апреле-мае и практически все ушли без этих справок, нам пришлось подтверждать их потом".

Сейчас оба бортинженера работают в Московском авиационном центре, хотя Петров живет в Ярославле. Каждую годовщину 26 апреля Александр вместе с другими ликвидаторами приходит на митинг к памятнику жертвам радиационных аварий и катастроф.

Главная Ветеранам Организация ветеранов Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС - 30 лет спустя Подробнее


01.04.2016 (16:51)

Роль Вооруженных Сил в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС была решающей

Доклад начальника Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко полковника Игоря Кириллова на межведомственной научно-исторической конференции «Чернобыль. Память и подвиг народа. Роль Вооруженных Сил в ликвидации последствий катастрофы».

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая радиационная катастрофа ХХ века, в результате которой только в Российской федерации радиоактивному загрязнению подверглась территория общей площадью более 56 тыс.кв.км. Ликвидация последствий этой катастрофы потребовала беспрецедентных для мирного времени сил и средств, привлечения для работ сотен тысяч специалистов.

При этом наиболее трудоемкая и опасная часть задач была возложена на Вооруженные Силы. Химические войска оказались в авангарде выполнения этих задач.

По указанию начальника Генерального штаба начальник химических войск генерал-полковник В.К.Пикалов и начальник штаба химических войск генерал-майор В.С.Кавунов во второй половине дня 26 апреля прибыли в город атомщиков ЧАЭС - Припять.

Утром 27 апреля была сформирована оперативная группа управления начальника химических войск под руководством В.К.Пикалова.

Сил и средств для выявления радиационной обстановки пока не было. Прибывшие на ЧАЭС 6 разведывательных химических отделений на машинах УАЗ-469рх от Киевского полка ГО вышли из строя, т.к. личный состав получил значительные дозы облучения, а машины были заражены сверх допустимых норм.

Тем временем, с 3 часов 27 апреля в Припять начали прибывать подразделения 122 мобильного отряда ликвидации последствий аварий химических войск, поднятого по тревоге и комбинированным способом перебрасываемого в район катастрофы, всего 272 военнослужащих и 65 единиц специальной техники. Проведение первичной радиационной разведки возглавил и проводил с расчетом бронированных химических разведывательных машин 122 мобильного отряда В.К. Пикалов, считавший своим долгом лично изучить и оценить сложившуюся радиационную обстановку в районе 4-го энергоблока на территории АЭС.

Уже в 10 часов 27 апреля начальник химических войск доложил правительственной комиссии о сложной радиационной обстановке на АЭС и в г. Припяти, предложив срочно эвакуировать население 50-тысячного города. Эвакуация людей была проведена в минимально возможный срок с 14 до 17 часов 27 апреля.

Оперативная группа разработала систему действий отряда, и управления его подразделениями с соблюдением мер радиационной безопасности личного состава.

Первоначально была организована радиационная разведка территории ЧАЭС и в некоторых населенных пунктах уже обозначенной 30-км зоны, впоследствии названной зоной отчуждения.

К 30 апреля стало ясно, что силами только одного 122 мобильного отряда в сложившейся обстановке задачи ликвидации последствий произошедшей катастрофы не выполнить. Требовалось пополнение и состава оперативной группы УНХВ МО СССР. В.К.Пикалов принял решение развернуть и направить в район г. Чернобыля своим ходом 25 бригаду химической защиты Киевского военного округа, а также увеличить состав своей оперативной группы.

3 мая 1986 г. работа оперативной группы была сосредоточена на выполнении ряда задач, не терпящих отлагательства. Главное - организация стройной системы радиационной разведки и наблюдения на ЧАЭС и в 30-км зоне на длительный период: определялись маршруты разведки, точки замера уровней радиации и отбора проб воздуха, грунта, воды и растительности; населенные пункты и очередность ведения разведки в них; порядок применения вертолетов воздушной радиационной разведки; порядок и сроки сбора информации; организация доставки и анализа отобранных проб в военных научно-исследовательских организациях. Основное внимание было уделено организации в ближайшие дни детальной радиационной разведке на территории ЧАЭС имеющимися силами и средствами 122 мобильного отряда и 25 бригады, которую решено было проводить три раза в сутки по намеченным маршрутам.

Предусматривалось постоянное радиационное наблюдение в административном здании АЭС, гостинице г. Припять, в г. Чернобыле и районах расположения воинских частей. Было решено усилить радиационную защиту машин и вертолетов разведки путем освинцовывания их кабин.

Возникла задача срочного поиска наиболее безопасных подходов к 4-му энергоблоку и их расчистки с тем, чтобы обеспечить передвижение шахтеров к блоку, подведения тоннеля под реактор для сооружения теплообменника с принудительным охлаждением реактора.

4-го мая В.К. Пикалов организовал офицерскую разведку и расчистку подходов к 4-му энергоблоку с северной, западной, южной и восточной сторон. Расчеты 4-х разведывательных машин 122 мобильного отряда возглавляли В.К. Пикалов, Ю.С. Малькевич, В.А. Владимиров, В.П. Кузьмичев. Выявилось, что уровни радиации с запада и юга превышают 2000 р/ч, с востока и севера составляют от 5 до 100 р/ч. На основе этих данных правительственная комиссия приняла решение на ввод всех сил и средств ликвидации последствий и проведения работ с восточной или северной стороны.

Оперативная группа во все большем объеме овладевала обстановкой, сложившейся в районе Чернобыльской катастрофы. Учитывая прогноз погоды на ближайшие две недели мая, обещавший дожди в районе ЧАЭС, было принято решение по предотвращению сброса с дождевыми водами сильных радиоактивных загрязнений в р. Припять.

Предлагалось: первое - силами дезактивационных подразделений 25 бригады осуществить в течение 2-3 дней пылеподавление всех объектов и бетонирование территории АЭС специальным пылеподавляющим составом; второе - немедленно приступить к сооружению защитной дамбы вдоль берега р. Припять силами прибывших подразделений инженерных войск и гражданских автодорожных структур. Район возведения дамбы уже был отрекогносцирован и уже во второй половине дня 3 мая эти задачи начали выполняться.

Кроме неоднократного пылеподавления предполагался сбор радиоактивных отходов и снятие верхних слоев грунта на ряде участков территории АЭС, загрузка их в кубовые металлические контейнеры; выбор мест временного захоронения контейнеров с радиоактивными отходами и их оборудование; порядок транспортировки контейнеров с отходами с их погрузкой на маршрутах в пунктах, которые необходимо было определить; оборудование стационарных пунктов специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава в местах перегрузки контейнеров; бетонирование отдельных, наиболее зараженных участков на территории АЭС; организация дезактивации значительного количества инженерно-строительной техники, сосредоточенной в промзоне АЭС, в целях её дальнейшего использования; организация систематической дезактивации основных маршрутов передвижения воинских подразделений и гражданской техники; организация дозиметрического контроля облучения всех работающих в зоне АЭС, в Чернобыле, а также личного состава воинских частей; профилактические медицинские меры в целях снижения последствий радиоактивного облучения людей.

В первых числах мая в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы принимали непосредственное участие 122 мобильный отряд, 25 бригада химической защиты, небольшие (по 20-25 военнослужащих) оперативные группы шести полков ГО, ряд подразделений инженерных войск и некоторые медицинские подразделения. В.К.Пикалов с генералами и офицерами оперативной группы управления начальника войск проанализировал сложившуюся обстановку, оценил возможные масштабы предстоящих задач и пришел к выводу о необходимости привлечения значительных дополнительных сил химических войск к проведению ликвидационных работ.

В короткие сроки в химических войсках были развернуты и направлены в район катастрофы еще одна бригада, семь полков, три отдельных батальона химической защиты, дозиметрическая рота, ремонтно-восстановительный батальон (вооружения химических войск и средств защиты), два химических склада. Формировались также три отдельных учебных батальона химической защиты по доподготовке личного состава, призываемого из запаса, для создания резерва и замены военнослужащих получивших максимально допустимые дозы облучения.

В ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы участвовали химические войска Белорусского, Киевского, Московского, Ленинградского, Прикарпатского, Среднеазиатского, Прибалтийского, Приволжского, Северо-Кавказкого, Сибирского и Уральского военных округов. К середине мая 1986 г. общая группировка войск насчитывала около 30 тыс. чел. До 44% её численности составляли соединения и воинские части химических войск.

Такими были первые дни и недели работы по организации действий химических войск для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. 16 мая большинство членов ОГ было отправлено в Москву по причине невозможности дальнейшего пребывания в зоне радиоактивного заражения, убыл и В.К.Пикалов, хотя в последующем ему приходилось неоднократно работать в Чернобыле.

Состав химических войск регулярно менялся, менялись и руководители, несомненно одно - все эти люди внесли свой достойный вклад в дело ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

В докладе, возможно, с несколько излишними подробностями изложены факты первых дней и недель работы оперативной группы управления начальника войск и лично В.К.Пикалова. Это сделано только для того, чтобы можно было глубже понять и оценить всю сложность и напряженность обстановки тех дней, необходимость для личного состава оперативной группы оперативно, конкретно и ответственно вырабатывать предложения, готовить принятие обоснованных и главное верных решений, а затем самим же организовывать их выполнение.

Круг задач, выполняемых химическими войсками на Чернобыльской АЭС, в течение всего периода времени ликвидации последствий катастрофы, был очень обширным.

Велась воздушная и наземная радиационная разведка территории и всех объектов атомной электростанции, населенных пунктов, маршрутов движения войск и подвоза материальных средств. В ходе разведки осуществлялся отбор проб воздуха, грунта, воды и растительности, затем отправка этих проб в НИО и проведение анализов.

С первых и до последних дней велся дозиметрический контроль облучения и загрязнения личного состава и техники. Выполнялись задачи по локализации радиоактивных загрязнений (дезактивация, пылеподавление, бетонирование, срезание грунта) на территории и объектах АЭС, в населенных пунктах и на дорогах.

Осуществлялся систематический контроль суточных выбросов радиоактивных веществ из разрушенного энергоблока. Проводился анализ радионуклидного состава радиоактивных загрязнений в различных районах 30-км зоны в целях прогноза их воздействия на личный состав и окружающую среду.

Проводилась дезактивация техники, оборудования, спецодежды, средств защиты и санитарная обработка личного состава. Осуществлялись сбор, временное хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов.

Кроме того, все войска своевременно обеспечивались средствами индивидуальной защиты, дезактивации, приборами радиационной разведки и контроля. Инициатором и организатором выполнения этих задач с самого начала было Управление начальника химических войск МО СССР, непосредственное руководство химическими войсками осуществляла оперативная группа под руководством генерал-полковника В.К. Пикалова.

Объемы выполняемых задач поражают своей значительностью и наращиванием по мере увеличения задействованных сил и средств. К примеру, радиационная разведка силами химических войск велась уже с 27 апреля 1986 г., сначала на территории АЭС, затем в прилегающих районах и 30 км зоне. Три раза в сутки измерялись уровни радиации в 29, затем в 750 точках.

В 1986-87 г.г. ежедневно выделялось от 80 до 180 химических разведывательных дозоров на бронетранспортерах и специальных автомобилях. Одной из важнейших задач, выполненных химическими войсками во взаимодействии с авиацией, явилось установление суточного выброса активности из реактора 4-го энергоблока.

С этой целью оперативной группой была разработана и проведена разведывательная операция «Крест», в ходе которой выполнено 70 вертолето-вылетов. По общей команде химики - разведчики, находившиеся в воздухе на вертолетах, осуществляли отбор проб воздуха на удалениях от АЭС от 3 до 13 км на высотах от 25 м до 2 км. Это позволило правильно прогнозировать выпадение радионуклидов в отдаленных районах.

Наряду с решением текущих задач, в оперативной группе Управления 11 мая был выработан детальный долгосрочный план ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в нем были предусмотрены и распределены по срокам, силам и средствам как первоочередные, так и долгосрочные задачи на 2 года на территории АЭС и в 30 км зоне. Планировалось строительство герметичного укрытия для разрушенного 4-го энергоблока.

Военнослужащие, зачастую были вынуждены выполнять задачи обыкновенными лопатами, кирками, ломами и носилками, как это было, к примеру, во время дезактивационных работ в районе 3-го энергоблока, где уровни радиации достигали 800 - 1000 р/час. Эта работа проводилась с 26 сентября по 1 октября 1986 г. Люди работали в опасной зоне посменно всего по несколько минут и очистили территорию от многих тонн смертоносного груза.

Не умаляя значения действий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы личного состава подразделений других родов войск, все же отметим, справедливости ради, что специалисты и весь личный состав химических войск выполняли наиболее опасные и ответственные задачи.

По данным Генерального штаба за первые полтора года ликвидационных работ химическими войсками была проведена дезактивация и сдано по актам более 1600 помещений на ЧАЭС, продезактивировано 42 млн. кв. метров территории станции, 83,5 тыс. кв. м. кровли, вывезено более 418 тыс. куб. метров зараженного грунта, мусора и оборудования. За период с апреля 1986 года по ноябрь 1990 года химическими войсками осуществлялся контроль радиационного заражения на площади более 3,5 тыс. кв. км; проведена дезактивация 26,5 млн. кв. м внутренних помещений АЭС, более 20 тыс. кв. км. территории станции, 944-х населенных пунктов, свыше 5 млн. транспортных средств; перемещено и уложено 2,2 млн. куб. м радиоактивного грунта.

Доля химических войск в выполненных задачах составляет по наземной и воздушной радиационной разведке - 90% от всего объема, по дегазактивационным работам - до 64%, по пылеподавлению и локализации заражения - 70%. В пределах особой, наиболее опасной зоны, химические войска выполнили практически весь объем задач по радиационной разведке, 60% по дезактивации и 70% по пылеподавлению.

За успешное выполнение задач воинские части химических войск Киевского, Ленинградского и Сибирского военных округов, а так же 122 мобильный отряд были награждены Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, генерал-полковнику В.К. Пикалову присвоено звание Герой Советского Союза. Многие генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты награждены боевыми орденами и медалями.

Чернобыльская катастрофа стала серьезным испытанием и проверкой на прочность химических войск и опыт, приобретенный в ходе выполнения задач по ликвидации её последствий, трудно переоценить. В настоящее время этот опыт является определяющим в подготовке частей и подразделений наших войск.

Глубокая благодарность, честь и слава всем участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности.

ПЕРЕЧЕНЬ
соединений и воинских частей войск РХБ защиты,
выполнявших задачи по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

№№
п/п

Наименование

Военный
округ

Зона (сектор)
выполнения задач

25 бригада химической защиты

КВО

особая зона

26 бригада химической защиты

МВО

особая зона

21 полк химической защиты

ЛенВО

особая зона

27 полк химической защиты

САВО

сектор № 1

28 полк химической защиты

УрВО

резерв ОГ

29 полк химической защиты

СибВО

сектор № 2

38 полк химической защиты

ПрибВО

сектор № 2

39 полк химической защиты

ПрикВО

сектор № 3

40 полк химической защиты

СКВО

сектор № 3

122 мобильный отряд ЛП

ЦП

АЭС, особая зона

175 отряд ЛПА

ЦП

особая зона

324 обхз

БВО

327 обхз

БВО

328 обхз

БВО

329 обхз

БВО

345 обхз

БВО

536 обхз

БВО