Мадлена Гаджиева Аварцы. История, культура, традиции

История аварцев

Они в горах живут высоко…

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

Расул Гамзатов

Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы, арчибцы) издревле живут на севере, северо-западе нагорного Дагестана, занимая большую ее часть, по берегам рек Авар-ор (Аварское Койсу), Андиор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу), а также на севере равнинной части Дагестана.

Считается, что предками аварцев были племена легов, гелов, албанов. Эти племена входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе I–X в. до н. э.

Земля, населённая аварцами, с V–VI в. до н. э. известна как царство Сарир (Серир). Впервые в исторических документах Сарир упоминается в VI веке.

На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Крупным политическим государством в раннесредневековом Дагестане Сарир стал в X–XII вв. Это была горная и степная область с большими природными богатствами.

Жители страны имели высокую земледельческую культуру, развитое скотоводство и ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткацкое.

Это было могущественное образование с главной столицей в городе Хумрадж, нынешний Хунзах.

На гербе Хунзаха был изображен волк – символ смелости и отваги.

Царя Сарира, который правил в V веке, звали Авар. Ученые предполагают, что именно от его имени пошло общепринятое название народа.

Но каждое общество имело свое название. Горец так и представлялся: андалалец, карахец, хиндалалец, нахбалIав (гумбетовец), хунзахев (аварец), гьидалъев (гидатлинец).

А все наречия в общем назывались «магIарул мацI » (язык горцев). К началу XII века, после арабских завоеваний на Восточном Кавказе, на месте Сарира образовалось Аварское ханство, которое в средневековом Дагестане считалось одним из сильных владений. Существовали и так называемые «вольные общества»: независимые друг от друга мини-республики. Их было около сорока.

Представители «вольных обществ» отличались боевым духом и военной выучкой.

Эти времена были неспокойными как для Аварии, так и для всего Дагестана. Не прекращались войны между Турцией и Ираном за Кавказ, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феодальных владетелей в свои военные действия. И дагестанцы всегда объединялись против общего врага.

Нашествия иноземцев приносили страдания и бедствия горцам, мешали развитию. Но общая беда сплачивала, а в борьбе укреплялось единство.

Ярким примером тому стало Андалалское сражение с иранским царем Надир-шахом и его многочисленным войском – значительное событие в истории дагестанцев.

На месте разгрома армии Надир-шаха в Гунибском районе у подножия горы Турчи-даг построен мемориальный комплекс «Ватан».

В то время Андалал считалось одним из самых многочисленных и воинственных обществ Дагестана. Андалалское общество состояло из таких крупных селений, как Чох, Согратль, Ругуджа. К ним примыкали аулы Гамсутль, Салта, Кегер, Кудали, Хоточ, Хиндах, Гуниб, Мегеб, Обох, Карадах.

Это была народная война, партизанская, днем и ночью. Даже погода помогала: шел холодный дождь, ущелья окутались туманом, и горцы, хорошо знавшие местность, добивались успеха.

Прибегали и к различным уловкам. Так, согратлинский кадий, руководивший боем, решил пойти на хитрость: велел женщинам и детям, оставшимся в селе, спускаться друг за другом по открытому склону, а затем сразу возвращаться по обходной тропинке, скрытой от глаз персов. Складывалось впечатление, что по склону бесконечной вереницей движутся люди.

Наблюдавший за этим Надир-шах стал вводить в бой все новые и новые силы, в том числе и конницу. Их скопилось так много, что они мешали друг другу, не имея возможности развернуться. Горцы тем временем налетали на них, наносили удар и немедленно отступали, что позволяло без особого вреда для себя уничтожать противника.

Расскажу об одном предании. Надир-шах постоянно пополнял войско, а силы горцев были на исходе. В сражение вступили все, кто мог держать оружие. От звона сабель и кинжалов не было слышно человеческого голоса. Потекли кровавые ручьи, и местность Хициб усеялась телами погибших и раненых. Андалалцы стали отступать.

Вдруг путь им преградил седобородый певец («кочIохъан» ). Он был без оружия. Старец ударил по струнам своего пандура, и зазвучала призывная боевая песня. Воодушевленные горцы снова решительно бросились на врага. Персы в панике бежали.

Когда закончилось сражение, стали звать мужественного кочIохъана . Но никто не откликнулся. Нашли старика с вражеским мечом в груди…

Горцы похоронили его на том самом холме, где старец пел свою песню. Благодаря ему аварцы смогли продержаться до прибытия подкрепления из других аулов Дагестана.

Представляете, если снять фильм про это сражение со всевозможными спецэффектами? Не хуже «Гарри Поттера» получится!

С первых дней в сражениях участвовали и женщины. Потеряв за неделю более десятка тысяч воинов, почти всех коней, казну, Надир-шах понял, что ему не покорить Дагестан: все дагестанцы объединились с аварцами и выступили против шаха. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана.

Говорят, что после разгрома персов сложилась поговорка: «Если шах сошел с ума, пускай идет войной на Дагестан».

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства добровольно вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть царских чиновников и местных ханов и богачей. Поэтому в начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Руководителем движения стал Газимухамад из Гимры. Через два года, во время сражения возле села Гимры, Газимухамад погиб, и вторым имамом стал Гамзат-бек. После его гибели народно-освободительную борьбу в Дагестане возглавил имам Шамиль.

Ярким событием в Кавказской войне стала героическая оборона крепости Ахульго. В бою горцы проявили мужество и верность долгу. Пали почти все защитники Ахульго, пали шахидами – борцами за веру. Среди них было немало женщин, детей, стариков.

Особенно прославился в годы войны наиб Шамиля – Хаджи-Мурат из села Цельмес. Если Шамиль был знаменем борьбы, то Хаджи-Мурат стал его душой. Его имя вдохновляло на борьбу, с ним связывали успех и удачу, его боялись враги. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал про него одноименную повесть, прославив храброго аварца на весь мир.

История – тарих

Эпоха – кIудияб заман

Мир – рекъел

Земля – ракь

Родина – ватIан

Страна – улка, бакI

Государство – пачалихъ

Народ – халкъ

Люди – гIадамал

Нация – миллат

Неприятель – тушбабазул аскарал

Крепость – хъала

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергают царя, происходит революция, создается первое в мире государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Респуб лик (СССР).

А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Сейчас Дагестан входит в состав Российской Федерации.

Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Аварцы мужественно сражались в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Многие из них полегли на полях сражений.

Но и в наше время пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года банда террористов Басаева и Хаттаба вошла в Ботлихский район и захватила ряд сел.

На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители из аварских районов. За проявленное мужество и героизм троим уроженцам Ботлихского района присвоили звание Героя России (двоим посмертно, о них я еще расскажу вам). Многие отмечены высокими наградами России и Дагестана.

В памяти людской навсегда останутся те, кто, не жалея своей жизни, дал отпор боевикам. Так, в разгар боев за гору Ослиное ухо бывший афганец-танкист Магомед Хадулаев совершил свой очередной подвиг. Когда военные не смогли найти склады врагов с боеприпасами, он вместе с другими добровольцами под огнем вражеских минометов сумел не только найти, но и лично уничтожить два склада, которые были спрятаны в пещерах. Враги даже назначили цену за его голову.

А в одном из боев пятеро русских и один аварец оказались в окружении бандитов. Забирая русских солдат в плен, дагестанцу-аварцу предложили уйти: «Ты мусульманин, дагестанец, мы тебя отпускаем, иди». Но он сказал, что не уйдет, и до конца был с братьями по оружию. Вот пример истинного интернационализма и искреннего патриотизма!

Одним из самых опасных участков в дни войны был Андийский, в тридцати километрах от Ботлиха. Этот участок защищали лишь двадцать дагестанских милиционеров. Видя такую ситуацию, жители сел Анди, Гунха, Гагатли, Риквани, Ашали и Зило организовали оборону против крупного отряда боевиков и, несмотря на потери, не пропустили боевиков. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять аварский народ.

Справка

В Дагестане аварцы живут в Шамильском, Казбе-ковском, Ахвахском, Ботлихском, Гумбетовском, Хунзахском, Цунтинском, Цумадинском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Тляратинском районах и Бежтинском участке. Частично – в Буйнакском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском Республики Дагестан, Шаройском, Шелковском районах Чеченской Республики.

А еще в Грузии, Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах, в Азербайджане в основном в Белоканском и Закатальском районах.

Численность аварцев в России к 2010 году составляла 910 тыс. человек. Это самый многочисленный народ Дагестана.

Реки: Аварское Койсу, Андийское Койсу, Сулак. Горы: Аддала-Шухгельмеэр 4151, Диклосмта 4285, Шавиклде 3578.

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

Одежда аварцев Шарфы, башлыки и перчатки, Из козьего пуха платки, Жакеты на теплой подкладке И вязки цунтинской носки. Расул Гамзатов Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения аварцев Дом родной мой выше гор, Он дороже мне всего. Неба синего простор - Крыша дома моего. Расул Гамзатов Поселения предгорной части Аварии располагались на северных склонах Гимринского и Салатавского хребтов. Здесь были прекрасные пастбища и

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА - ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.3.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЕГИПЕТ ЭПОХИ ИСХОДА - ЭТО РУСЬ-ОРДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Н. Э Библейский исход начинается из Египта. Спрашивается, что такое библейский Египет

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Английская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет (А) Английская эпоха 1040–1327 гг.(Б) Византийская эпоха 1143–1453 гг. Обозначена как «Византия-3» на рис. 8. Она же = «Византия-2»(А) 20. Эдуард Исповедник Монах (Edward «The Confessor») 1041–1066 (25)(Б) 20. Мануил I

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

История мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия) С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

3. История библейского Исхода - это история османского=атаманского завоевания Европы XV века Библейский Египет эпохи исхода - это Русь-Орда первой половины XV века н. э.Учитывая, что многие древние географические названия помещены на современных картах совсем не в тех

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности» До появления мир-системного подхода была по существу лишь одна серьезная попытка создать полную картину истории цивилизованного человечества, в которой учитывались бы по

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема Однако «Словацкая история», или «История Словакии», заключает в себе и принципиальную проблему историко-геополитического характера, которая в последнее время

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф Клаус

Глава VI. История русская и немецкая, история всеобщая: научные опыты императрицы и немецкие ученые –

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука - за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во

Из книги История России до ХХ века. Учебное пособие автора Лисюченко И. В.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX

Величественный строгий Кавказ - это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов - люди, чья национальность – аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы - национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность – аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Обычаи и традиции

Религия народа – ислам. Аварцы относятся к религиозной конфессии мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. Кровная месть в этих местах - дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами – так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа - чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

Численность и расселение

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана , а отчасти и равнины (Буйнакский , Хасавюртовский , Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне , Калмыкии и других субъектах РФ (всего - 999,8 тыс. чел., включая андо-цезские народы , 2002 год). Основная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах ().

«Очень сложным и противоречивым сегодня, - вынужден был в 2005 году с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, - является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аваров являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике . Но если учесть высказывания дагестанского востоковеда А. М. Магомеддадаева, что „на территории современной Турции к 1920-м годам имелось более 30 дагестанских селений, 2/3 которых состояло из аваров“ и, „со слов дагестанцев-старожилов, живущих в этой стране, в настоящее время здесь насчитывается не более 80 тысяч дагестанцев“, то путём несложных подсчётов можно вывести количество потомков аваров, проживающих к данному моменту в Турецкой республике - свыше 53 тыс.чел» .

Районы исторического проживания аварцев в Дагестане:

Аварское Койсу

Антропология

Фрагмент надгробия XX века (Гунибский район, хутор Сех)

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Резной камень из с. Хотода. (Гидатль )

Крест с надписями на аварском и грузинском языках, на основе грузинского алфавита.

Подавляющее большинство верующих аварцев - мусульмане -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII века) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X веке . Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах , Галла, Тинди , Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X веков. Начав в середине VII века первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV веке в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди . Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.

Происхождение и история

Хунз - кавказские хуны «Земли Трона»

Одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков . По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев , однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») - кочевой народ из Центральной Азии , вероятно - протомонголо-восточно-иранского происхождения, вобравший в себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказцев» , (а позднее - угров и тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары - народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак , В. Ф. Минорский , В. М. Бейлис , М. Г. Магомедов , А. К. Аликберов, Т. М. Айтберов, . Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии , поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию - как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке , арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть - на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции - «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX века находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» возможно несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: "Слово «авары» являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов «обры» - авары также позволяет предполагать это старое значение. .

Государственные образования

Остатки замка в с. Хотода (Гидатль )

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI веку. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди . Сарир достиг наивысшего расцвета в -XI веках , являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство . Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X век) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X века прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи . Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, - сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии и западные даргинские территории в отличие от остального Дагестана не были затронуты монгольским нашествием XIII века . В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан () сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джелал ад-Дина и его союзников - кыпчаков . События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас , отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 года овладели их главным опорным пунктом - селом Кумух . Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости - 70 юношей - погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» - это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами - «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», - подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова , правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV веке на древней территории Монголии … Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV века (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< *bar < *ʔwar ) - вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» - разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта.

Аварская кухня

Хинка́л (от авар. хинкIал, где хинкI ‘галушка, варёный кусочек теста’ + -ал суффикс мн. ч.) - традиционное блюдо дагестанской кухни, одно из наиболее популярных и в наши дни. Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом.

Хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда.

Примечания

  1. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации
  2. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 14 народов общей численностью 48 646 человек
  3. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/per-itog/tab7.xls
  4. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 12 народов общей численностью 36 736 человек
  5. Этносостав населения Дагестана. 2002
  6. Цумадинский район
  7. Ахвахский район
  8. Включая родственные аварцам андо-цезские народы
  9. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  10. Включая родственные аварцам андо-цезские народы : 7 народов общей численностью 41 человек
  11. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство». Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации
  12. Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  13. www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/az/AP_/1_5.xls
  14. Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
  15. Ethnic Groups of Georgia: Censuses 1926-2002
  16. Перепись населения Грузии 2002. Население сельских населённых пунктов (Census_of_village_population_of_Georgia) (груз.) - С. 110-111
  17. Атаев Б. М. Аварцы: язык, история, письменность. - Махачкала, 2005. - С. 21. - ISBN 5-94434-055-X

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от . После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется , аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).


Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится , хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Название «аварцы» этому народу дали кумыки, от которых его усвоили русские. Тюркские слова «авар», «аварала» означают «беспокойный», «тревожный», "воинственный" и т. п. Горные соседи действительно причиняли кумыкам много беспокойств. Сами же аварцы называют себя различно, смотря по тому, откуда кто родом. Впрочем, есть у них и общее самоназвание «маарулал» - по одной версии, "горцы", по другой - "верховные" (в социальном смысле).

Исторические связи аварцев со средневековыми аварами, создателями Аварского каганата, неясны. Как свидетельствуют археологические изыскания, в аварских захоронениях на территории современной Венгрии в массе своей покоятся европеоиды, однако небольшая прослойка, судя по всему - господствующая, имеет ярко выраженные монголоидный и так называемый туранский (среднеазиатский) типы строения черепа. С учетом этих данных представляется наиболее вероятным, что аварское племенное объединение сложилось из правящей верхушки – монголоидных аваров и подчиненных им ираноязычных этносов, возможно, при участии каких-то тюркоязычных групп.

Кавказские аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (нет данных по отцовской линии, Y-DNA), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Результаты же анализов mtDNA (материнской ДНК) аварцев подтверждают то, что они ближе к славянам, чем к другим народам Дагестана. Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аварцев характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы.

Во всяком случае, исторические предания аварцев восходят только до IX века - времени арабского владычества в Дагестане. Впоследствии, в X-XIV веках, восточные авторы описывали владетеля исторической области Сарир, где жили аварцы, как «сильнейшего из князей Дагестана», который собирал дань с окрестных жителей деньгами, зерном, баранами, тканями, плодами и другими продуктами, даже куриными яйцами. В те время (до начала XIII в.) аварцы были христианами, но затем приняли мусульманство суннитского толка. К 1404 году относится первое достоверное упоминание этнонима "аварцы" (в сообщении Иоанна де Галонифонтибуса, который написал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи»). Аварский правитель Андуник в своем завещании 1485 года поименовал себя «эмиром вилайата Авар».

В 1741 году аварцы с помощью других горцев разбили полчища непобедимого иранского полководца Надир-шаха, который в отместку велел насыпать в Дербенте гору из человеческих глаз.


Хунзах - столица Аварского ханства


Шамиль

Россия наладила связи с аварцами с XVI века, а в 1803 году Аварское ханство добровольно вошло в состав России. Но роковые ошибки царской администрации и начавшаяся Кавказская война надолго разделил наши народы. Авария стала базой движения Шамиля. Сам Шамиль был по происхождению аварцем - он родился в 1797 году в ауле Гимры. Впрочем, Авария не сразу полностью подчинилась Шамилю: правившая тогда ханша Паху-Бике и двое ее сыновей за неповиновение были убиты, а многие аулы разорены. Имамат, сколоченный железной рукой Шамиля, стал государством с неограниченной светской и духовной властью имама, со своей администрацией, налогами, наградами и т.д. Все сторонники России были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя, - унизительного и оскорбительного для истинных мусульман».

В течение почти 25 лет Шамиль со своими наибами и мюридами боролся с огромной Российской Империей. В августе 1859 года русские войска штурмом взяли высокогорный аул Гуниб и пленили имама.


Аул Гуниб. Современный вид (панорама)

Со своей семьей он был выселен в Калугу, откуда завещал горцам верно служить русскому царю. Его призыв был услышан. При императореАлександре II аварцы входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.


Шамиль в Калуге с сыновьями, зятьями и русскими офицерами.

Аварцы - крупнейший народ современного Дагестана. В советском Дагестане аварцев даже называли титульной нацией.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность аварцев в России составляет 814 тысяч человек (рост в 4 раза за столетие) - это 9-е место после русских.

Среди них много известных людей - например, Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев.

***
Аварцы - народ-труженик. Занятые ими земли суровы и неприветливы.

Здесь практически нет пахотных земель. Однако склоны гор изрезаны уступами, которые как лоскутное одеяло покрыли все покатости и бугры. Это террасовые поля. В Аварии почти нет горы, чтобы ее не пересекали площадки террас. И каждое такое поле - это гимн человеческому труду. Чтобы сделать самую маленькую террасу, надо выровнять склон, освободить его от камней, укрепить края и принести на своей спине почву или удобрения. И уже потом жить надеждой, что поле не смоет ливень, не уничтожит обвал, и оно даст урожай.


Дом в аварском селении Бацада.

Трудные условия выживания развили в аварцах большую взаимовыручку.



Аварцы в традиционной одежде

Если в очаге одного аварца сохранилась искра огня, он передаст ее соседу, и от этой искры во всех очагах аула дружно запылают огни. В трудные минуты горцы, забывая раздоры, всегда делились куском сыра и горстью муки.


Молитвенный ковер - намазлык. XIX в. Аварская работа.

Аварцы, как правило, знают несколько языков. Более 60 % свободно говорят по-русски, еще примерно столько же изъясняются на кумыкском языке, который протяжении многих веков выступал в Дагестане в роли языка-посредника.
О величии природы Аварии и духовной красоте аварского народа очень хорошо рассказал в своем творчестве выдающийся дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Закончу его стихотворением «Родной язык»:

Так я лежал и умирал в бессилье,
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На милом мне аварском языке.

И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал. И наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не лекарь, а родной язык.

Мне дорог край, цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина весь.
Я за него погибну, где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь.

Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула
Преемника Гамзата из Цада.

Что ж, дай Бог, чтобы родная речь и родная культура помогли и нам излечить наши души.