Могу я осуществить закупку единых проездных билетов у единственного поставщика? Как закупить проездные билеты по 44 фз.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу санкционирования расходов федерального бюджета на приобретение билетов организацией-агентом и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

Необходимо отметить, что при продаже билетов пассажирам организациями, не являющимися перевозчиками, указанные организации действуют на основании посреднических договоров. По таким договорам организации обязуются оформлять и продавать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает перевозчик.

По правилам одних перевозчиков вознаграждение за посреднические услуги входит в стоимость услуги по перевозке, которая указывается на бланке билета, а по правилам других оно оформляется на специальных бланках (квитанции разных сборов), которые выпускает перевозчик или сама организация заказывает в типографии. Эти квитанции, как и сами билеты, являются бланками строгой отчетности и подлежат учету в соответствии с порядком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Договор перевозки пассажира, как следует из федеральных законов, устанавливающих соответствующие правила перевозки пассажиров (Воздушный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»), удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа и не требует оформления дополнительного письменного соглашения. Таким образом, в случае приобретения билета субъектами Федерального закона № 44-ФЗ непосредственно у перевозчика заключения контракта не требуется.

В случае покупки билетов через организацию-посредника, стоимость услуг которой фиксируется на специальных бланках, заказчик обязан соблюдать требования статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Если стоимость услуг организации-посредника не превышает 100 тысяч рублей (в установленных случаях 400 тыс. рублей) такой контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок, в том числе путем выставления счета организацией-посредником. При этом к такому контракту не применяются, требования частей 4-9, 11 - 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае, если стоимость услуг организации-посредника превышает вышеуказанную сумму (с учетом положений пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то, по мнению Департамента, заказчику рекомендуется заключить контракт путем его подписания сторонами. При этом нормы пункта 26 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ позволяют в целях заключения такого контракта осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Данная позиция направлена для согласования в Минэкономразвития России, как органа, осуществляющего регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», после получения которого будет сообщено дополнительно.

Кроме того, необходимо отметить, что положения пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» устанавливают возможность 100-процентного авансирования исключительно по договорам о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом. Исходя из изложенного, в случае, если стоимость услуг организации-посредника не включена в стоимость билета, авансирование посреднических услуг в размере 100 процентов не допускается.

Согласно положениям Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 98н (далее - Порядок № 98н), бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами на закупку товаров, работ, услуг, заключенными с получателями средств федерального бюджета, по которым оформление в письменной форме по законодательству Российской Федерации не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Документы для оплаты денежных обязательств представляются в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 87н (далее - Порядок № 87н).

В соответствии с положениями подпункта 16 пункта 5 и пункта 7 Порядка № 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства в вышеуказанном случае получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход соответствующий документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (акт оказанных услуг, счет).

Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, орган Федерального казначейства вправе произвести санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета в случае представления в установленном порядке в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при оказании услуг (акт оказанных услуг, счет, счет-фактура).

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о санкционировании расходов федерального бюджета на приобретение билетов организацией-агентом.

В соответствии с Законом о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться, если заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку.

При продаже билетов пассажирам организациями, не являющимися перевозчиками, они действуют на основании посреднических договоров. Соответственно, они обязуются оформлять и продавать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает перевозчик.

По правилам одних перевозчиков вознаграждение за посреднические услуги входит в стоимость услуги по перевозке, которая указывается на бланке билета, а по правилам других оно оформляется на специальных бланках.

В случае приобретения билета непосредственно у перевозчика заключать контракт не требуется.

Если стоимость услуг организации-посредника не превышает 100 тыс. руб. (в установленных случаях - 400 тыс.), такой контракт может быть заключен в любой форме, в том числе путем выставления счета.

Если стоимость превышает вышеуказанную сумму, то заказчику рекомендуется заключить контракт путем его подписания сторонами. При этом нормы Закона о контрактной системе позволяют в целях заключения такого контракта осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, установлена возможность 100-процентного авансирования исключительно по договорам о приобретении авиа- и ж/д билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом. Если стоимость услуг организации-посредника не включена в стоимость билета, авансирование посреднических услуг в размере 100% не допускается.

Как пояснил Минфин России, орган Федерального казначейства вправе санкционировать оплату денежных обязательств получателя средств федерального бюджета, если вместе с заявкой на кассовый расход представлен документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства при оказании услуг (акт оказанных услуг, счет, счет-фактура).

Здравствуйте, могу я осуществить закупку единых проездных билетов по п.6 ч.1 ст.93 44-фз… или необходимо проводить конкурентный способ закупки?
Екатерина

Добрый день! В данном случае речь идет о таких товарах, работах или услугах - когда это может предоставить только наделенный полномочиями субъект.

Если у кого Вы собираетесь покупать именно наделены такими полномочиями- то да! Вот пример письма!

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2015 г. N Д28и-1729
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, переданное ФАС России, по вопросу о разъяснении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции.
Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.
Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.
Учитывая изложенное, заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ по проведению экспертизы ценности документов с Государственным архивом Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

О контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) оказывает все большее влияние на планирование повседневной финансово-хозяйственной жизни бюджетного или казенного учреждения. Для того чтобы приобрести повседневные товары, работы и услуги, приходится заранее решать, что и каким способом закупить, чтобы не выйти за рамки весьма строгих ограничений.

Случаи закупки билетов

Как правило, закупка билетов связана с командировкой сотрудников, оплатой его проезда к месту проведения отпуска, к месту санаторно-курортного лечения, а также с проездом на общественном транспорте в связи со служебной необходимостью (разовые и проездные билеты).
Кроме того, к закупке билетов могут относиться приобретение входных билетов для сотрудников на различные мероприятия, например выставки, спортивные мероприятия и др.
И в случае закупки проездных билетов, и в случае закупки билетов на выставки учреждение может приобретать их самостоятельно, а затем выдавать сотрудникам либо компенсировать сотрудникам затраты на их приобретение.

Способы закупки

Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что закупки учреждений, как правило, должны производиться путем проведения конкурсных процедур. Для ряда случаев установлены исключения. В частности, в статье 93 Закона № 44-ФЗ описано, в каких случаях закупка может производиться у единственного поставщика.
Закупки учреждения-заказчика у единственного поставщика ограничены по сумме одной закупки (закупки по одному договору или соглашению) - не более 100 000 руб. Кроме того, совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 2 млн руб. или лимит в 5% от совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Закупка по одному договору (соглашению) может составлять в сумме до 400 тыс. руб. для следующих заказчиков (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

- государственные (муниципальные) образовательные учреждения;
- государственные (муниципальные) учреждения культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
- иные государственные (муниципальные) учреждения: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив/

При этом годовой объем закупок, которые учреждение вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.
Кроме того, статьей 93 Закона № 44-ФЗ установлен перечень случаев, когда закупка также может осуществляться у единственного поставщика, причем данные пункты конкретизируют случаи закупки в зависимости от того, что и у кого закупается, без суммовых ограничений.
Учреждения также вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).
Также следует помнить, что 5%-ный и 10%-ный лимиты не относятся к случаям закупки через подотчетных лиц, если данные затраты являются компенсационными. Суммовые лимиты не распространяются на компенсационные выплаты, поскольку компенсация сотруднику произведенных им в рамках служебной деятельности расходов является не закупкой в терминах Закона № 44-ФЗ , а обязанностью работодателя в силу положений Трудового кодекса, условий коллективного или трудового договора и т. д.
Таким образом, у учреждения есть принципиально три возможных способа произвести закупку билетов.