Монотонный труд, виды монотонности. Критерии оценки

Пути преодоления и предупреждения (по Левитову)

1.Мотивация. Необходимо видеть значимость работы.

2. Нужно постараться найти интерес в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы появилась возможность подумать о чем-нибудь интересном, отвлечься.

4. Можно создать внешние условия для ослабления впечатлений от однообразной работы.

5. Введение функциональной музыки и перерывов.

14. Режимы труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Он должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. В соответствии с рекомендациями физиологов при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв нужно в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва следует устанавливать в 40 - 60 минут, с тем что бы работник использовал не более 20 минут для приема пищи, а остальное время использовал на отдых.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличии от обеденного перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Во второй половите рабочего дня в связи с более глубоким утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ, оптимальная продолжительность перерыва 5 - 10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более менее частные, но короткие перерывы (5 -10 минут); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 минут), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 - 20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постепенными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим труда и отдыха либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом, на основе оценки отдельных факторов условий труда.

Монотонная работа - это постоянное выполнение одинаковых действий в протяжении рабочего дня. Такой вид работы нелюбим многими по понятным причинам. Кому же захочется изо дня в день заниматься одним подписыванием документов или упаковкой сладостей? Давайте разберемся, чем характеризуется монотонная работа, кому она подойдет, и есть ли в ней хорошие стороны.

Определение

Понятие монотонной работы в большинстве словарей одинаковое: это действия, повторяющиеся раз за разом. То есть по большей части это скучная работа. Например, работники на заводах постоянно выполняют одинаковые действия, или же домохозяйки, которые изо дня в день моют посуду и протирают пыль. Чаще всего от монотонной работы не сбежать, ее мы выполняем каждый день: вынос мусора, приготовление завтрака, мытье посуды и прочее.

Отсюда возникает понятие монотонии - состояние скуки от работы. Это возникает как при избытке работы, так и при нехватке. Из состояния монотонии непросто выбраться, потому что оно преследует везде. Становится скучно от всего, не только от работы.

Монотонная работа и однообразные движения - понятия заменимые. В такой работе чаще всего нет никакого разнообразия. Поставили клеить наклейки или завязывать бантик на игрушку - этим и занимаешься изо дня в день. Разве что если начальство не против, чтобы сотрудники менялись местами время от времени. Потому что выполняя одно и то же каждый день, из минуты в минуту, теряешь работоспособность. Именно поэтому руководители должны быть заинтересованы в том, чтобы вносить разнообразие в действия и давать сотрудникам новые задания. К сожалению, некоторые управляющие уверенны, что работая каждый день на том же месте, сотрудники лучше справляются со своей работой. Но это абсолютно не так.

Примеры монотонной работы

Конечно же, на первом месте работа на заводах у станка. Проработать на такой должности 5 дней в неделю по 8-10 часов в день - титанический труд. Время на такой работе чаще всего просто останавливается, а если еще и нужно все делать очень быстро... В общем, эта работа подойдет не для всех. Хотя у конвейера есть два варианта работы: когда он не останавливается и нужно за ним успевать, или же когда продукт накапливается, и можно все делать в более свободном темпе.

Следом идут кассиры и продавцы. Из смены в смену работа с клиентами. Через некоторое время действия доходят до автоматизма, а психическое состояние ухудшается.

Уборка. Если многим дома надоедает убирать, потому что это занимает время и отнимает силы, то работа уборщиком или дворником - это то еще задание.

Мытье посуды тоже относится к однообразной работе, и вполне оправданно по понятным причинам.

Охранник. Это работа даже не так монотонная, как очень скучная. Но среди плюсов можно выделить, к примеру, время на чтение, просмотр фильмов, занятия своими делами, да и просто сон в любое время, в конце концов.

Кроме вышеперечисленных, много других вакансий, которые отличаются постоянно повторяющимися действиями.

Вопрос о том, какая работа монотонная, интересует большое количество работников. Вот ее основные характеристики:

  • одни и те же движения (более 1000 за смену);
  • одно движение занимает не больше 1 минуты;
  • простые действия;
  • быстрота работы (на

Как ответить на вопрос: «Смогу ли я выполнять монотонные действия?»

Способность к монотонной работе - это совокупность психологических и физических факторов. Некоторые работодатели проводят тестирование будущих сотрудников. Оно касается психологической способности к однообразной работе. Способы проведения отбора сотрудников отличаются. Иногда работодатели берут временных сотрудников, не проводя исследования по поводу их работоспособности. Это не совсем правильный подход, так как человек может не выдержать работу, к примеру, на конвейере.

Чтобы понять, способны ли вы к монотонной работе, подумайте о следующих вещах.

  • Насколько вы терпеливы? Терпение в этой сфере важно, потому что на протяжении 8-10 часов нужно выполнять одно и то же действие. Это только кажется, что все довольно-таки просто. На самом деле, уже через полчаса работы становится скучно.
  • Состояние здоровья. Выдержите ли вы смену на ногах или даже сидя? Через некоторое время начинают ныть плечи, спина, ноги. Повезет еще, если на работе есть возможность немного походить. Но если, опять же, работа на конвейере, то большая вероятность, что пройтись можно будет только во время одного перерыва.

Плюсы

Есть и определенные преимущества монотонной работы.

  1. Время для размышлений. Когда действия доходят до автоматизма, помимо воли перестаешь думать о работе. Поэтому это отличная возможность, чтобы подумать о чем-то хорошем. О том, где потратить заработанные деньги, о друзьях, семье, о будущем и прочее.
  2. Возможность найти хороших друзей. Часто при монотонной работе люди работают «лоб в лоб». Ненавязчивый разговор может перерасти в крепкую дружбу.
  3. Моторика - заметно улучшается моторика рук. Вообще, обычно человек, немного проработав в быстром темпе на монотонной работе, начинает в разы быстрее исполнять любую другую работу.
  4. Улучшается выносливость. Кажется, что если выдержал 10 часов на конвейере или у посудомоечной машины, то любая другая работа будет по плечу.

Минусы

Очевидно, что монотонная работа для кого-то - один позитив, а для кого-то - сплошные минусы.

  1. Скучно. Даже в первые часы работы. Даже когда разговариваешь. Даже когда куча мыслей, и время идет быстрее. Всегда стабильно скучно.
  2. Тяжело физически. Со временем начинают болеть суставы, спина, плечи, ноги. Ухудшается общее самочувствие.
  3. Равно как физически, тяжело морально. Нет возможности развития.
  4. Постоянная усталость.
  5. Слишком требовательное начальство (не всегда, но в большинстве случаев). Часто требуют все больше и больше, не оценивая психическое и физическое состояние сотрудников.

Работа в коллективе

Как было написано выше, монотонная работа - это отличный шанс познакомиться с новыми людьми. Найдя общие интересы, проболтать можно целую смену. Но для кого-то психологически монотонная работа с людьми может оказаться непростой. Ведь если вы интроверт, а рядом слишком разговорчивый коллега, трудно поддержать разговор. И обстановка немного давит.

Но если вы любите заводить новые знакомства, то здесь вы точно их найдете. Главное - нащупать общие интересы. А там уже «слово за слово». И время проходит быстрее, и работается легче.

Возможно ли полюбить однообразную работу?

Если эта работа вам не по душе, то вряд ли. Но можно немного скрасить рабочие будни. Например, после работы зайдите купить себе шоколадку, как поощрение. Сразу же настроение и самочувствие станет лучше.

Если есть возможность, и начальство ничего не имеет против, послушайте музыку. Музыка всегда настраивает на рабочий темп и помогает немного отвлечься.

Разомните мышцы. Пройдитесь, сделайте легкую разминку. Это немного разгонит кровь в суставах и улучшит самочувствие.

Мечтайте. Как бы ни звучало, но именно мечты лучше всего отвлекают от скукоты на монотонной работе. Подумайте, чего вы хотите в будущем, как к этому прийти, что вам может в этом помочь.

Есть ли возможность снизить негативное влияние монотонной работы на организм человека?

Да, есть. Но этим должно быть заинтересовано руководство.

Первое, что нужно сделать - это систематизировать труд и отдых, то есть организовать более частые перерывы в работе. Также не ставить рабочий график по 12-16 часов, максимум 10.

Второе - это внесение разнообразия. Нужно менять задания на работе, тогда человек ее лучше будет выполнять.

Третье - нормальный темп работы. Потому что иногда на фабриках работники не успевают за лентой, и от этого влияние монотонной работы увеличивается в несколько раз - человек начинает «тупить». И конечно же, ухудшается самочувствие. Ну и как писалось выше - включить музыку. Это поможет людям немного расслабиться.

Заключение

Что же мы выяснили? Что монотонная работа - это краткие, постоянно повторяющиеся действия, приводящие к истощению человека. Эта работа имеет как недостатки, так и достоинства. Но не каждому она подходит. Такая деятельность требует усидчивости и терпения. Если вы человек, который может сосредоточиться только на одной задаче, то есть не многозадачный, то монотонная работа - это то, что вам нужно.

Монотонность, в переводе с греческого, означает однообразно повторяющийся процесс.

Монотонность труда – труд однообразный. Он включает либо выполнение простых элементов операций в заданном или свободном темпе, либо работы с сенсорной или умственной нагрузкой.

Различают две основные категории монотонного труда:

Монотония – комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, развивающихся при однообразном труде.

Прежде всего монотонный труд вызывает изменение функционального состояния центральной нервной системы. В условиях монотонной работы происходят следующие изменения:

· Удлинение латентного периода зрительно моторных реакций;

· Возникновение состояния расторможенности;

· Снижение уровня бодрствования;

· Нарушение автоматизма деятельности;

· Нарушение способности к переключениям (снижение подвижности основных нервных процессов);

· Изменение биологических ритмов.

Монотонный труд вызывает также изменения различных вегетативных функций. Частота сердечных сокращений снижается на 20-30%. Снижается артериальное давление, частота дыхания и т.д.

Помимо физиологических изменений, монотонный труд приводит к изменениям психологического состояния работающего. Наиболее типичными из них являются ощущение скуки, апатии, сонливости, пресыщение, рассеянность внимания, раздражительность, неудовлетворенность трудом и др.

Ухудшение функционального состояния работника под влиянием монотонного труда приводит к снижению «надежности» человека. Следствием чего может быть ряд неблагоприятных моментов. Снижаются качественные и количественные показатели работы, увеличивается брак продукции. Чрезвычайно опасным последствием состояния монотонии является возможность травматизма. Особо «опасные» в этом плане профессии: водители автотранспорта, машинисты электропоездов, операторы различных пунктов управления, диспетчеры аэропортов и др.

Мероприятия по снижению монотонности труда:

· Полная автоматизация производственных процессов;

· Веление рациональных режимов труда и отдыха;

· Правильная организация ритма и темпа работы;

· Освоение операций и их чередование;

· Кратковременные, но частые перерывы в работе;

· Введение в ритм рабочей смены функциональной музыки;

· Организация физических упражнений в течение регламентированных перерывов;

· Чередование работы стоя-сидя;

· Организация специальных помещений психологической разгрузки и отдыха.

3.5. Психо-физиологические основы напряженности
умственного труда

В основе умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Если информация воспринимается в основном зрительными и слуховыми анализаторами, то переработка информации и принятие решений – это функции центральной нервной системы с включением высших психических функций, как память, мышление и воображение. Поэтому психологические сдвиги при умственной работе наблюдаются прежде всего в центральной нервной системе . Через нее физиологические сдвиги наблюдаются в работе других систем.

При умственной работе, связанной с нервно-эмоциональным напряжением, учащается пульс, увеличивается количество эритроцитов, снижается уровень сахара в крови.

Умственный труд подразделяется на три типа: сенсорный, сенсомоторный и логический.

Труд сенсорного типа сводится к приему информации. Поступающим по одним каналам связи, и передаче ее в практически низменном виде по другим каналам. Наиболее типичный пример такого труда – тебота телеграфиста.

Труд сенсорного типа заключается в приеме информации и выработке стандартного решения. Пример: отдельные виды работ водителей транспорта.

Труд логического типа заключается в приеме информации, ее переработке и выработке нестандартного решения. При умственном труде логического типа большое значение имеет процесс творческого мышления, выбор оптимального варианта решения из ряда логических вариантов. Поиск такого решения связан с опытом, знаниями, особенностями нервной системы человека.

Если физический труд описывается тяжестью, то умственный – напряженностью. От напряженности умственного труда страдает и психика человека. Формированию психоэмоционального напряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные производственные конфликты, конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных и производственных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся:

· Длительное эмоциональное напряжение и хроническая усталость;

· Хроническое нарушение режимов труда и отдыха;

· Снижение интереса к работе;

· Социальные перемены;

· Значимые жизненные трудности (развод, потеря близких и др.);

· Непосредственное руководство коллективом;

· Дефицит времени и т.д.

Мероприятия по профилактике психоэмоционального стресса:

1. Умственная тренировка и повышение квалификации.

2. Умеренная и постоянная производственная нагрузка (поддерживает жизненный тонус).

3. Улучшение культуры труда и быта, выработка силы воли.

4. Правильное трудовое, психологическое, эстетическое и этическое воспитание.

5. Умение отвлекаться от того, что вызвало стрессовое состояние.

6. Повышение интереса к работе.

7. Создание условий для возникновения положительных эмоций.

8. Оптимальная организация отдыха.

Умственный труд связан с пониженной мышечной активностью (гипокинезией). Гипокинезия вызывает гиподинамию – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.

Отрицательные последствия гипокинезии .

Типичной чертой профессиональной деятельности работников умственного труда являются низкие затраты энергии (1,5-2 ккал/мин). Такие профессии относятся к малоподвижным.

Признаки малоподвижной профессии:

· Работа в условиях гипокинезии;

· Вынужденная однообразная рабочая поза;

· Локальный характер нагрузок;

· Монотонность действий или обстановки;

· Значительное зрительное напряжение.

Последствия длительной гипокинезии:

· Изменения в нервно-мышечной системе, увеличение тяжести руда, увеличение утомления;

· Снижение функциональных возможностей центральной нервной системы;

· Увеличение умственного утомления и уменьшение умственной работоспособности;

· Развитие сердечно-сосудистых заболеваний (гипотония, заболевание периферических сосудов и др.);

· Увеличение заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы.

Профилактика гипокинезии:

· Производственная гимнастика;

· Занятия физической культурой;

· Внедрение специальных тренировочных занятий в режим рабочего дня(спортивные тренажеры).

11.4. Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

11.4.1. Производственная гимнастика

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

    рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

    рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

    характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

    степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

    возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

    санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с.

Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа. Пример варианта микропаузы приведен на рис. 11.1.

11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня

Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Методика составления и проведения комплексов упражнении вводной гимнастики. Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н. Нифонтовой).

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы незадействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса. Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы. Но чтобы выполнение комплекса вводной гимнастики не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;

Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;

Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое - поможет настроиться на предстоящую работу;

После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Примерный комплекс вводной гимнастики для работников, занятых малоподвижным трудом, приведен на рис. 11.2.

Методика составления и проведения комплекса упражнений физкультурной паузы. Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой группы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.

Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова:

Упражнения:

    в потягивании;

    для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);

    для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;

    общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);

    для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;

    на расслабление мышц рук;

    на точность и координацию движений.

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессии комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

Типовая схема физкультурной паузы:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;

Для мышц туловища, рук, ног;

Общего воздействия - бег, прыжки, приседания и их комбинации;

Махового характера;

На расслабление;

На координацию и точность движений.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:

Упражнения:

В потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;

В глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;

С расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;

На растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;

Для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.

Наконец, четвертая группа профессий - это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» - позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот - важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, ног и рук;

Для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

Общего воздействия - приседания, бег, прыжки;

Для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;

На расслабление мышц рук;

На внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнении для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

Следует уделить внимание месту физкультурных пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом - не раньше, чем через 2,5-3 ч.

Для более точного определения места физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня (рис. 11.3).

При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В представленном варианте динамики работоспособности место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня (рис. 11.4) сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

Методика составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное выпрямление ног в положении сидя, смена позы.

Физкультминутки локального воздействия позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня

ППФП - раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную специализированную психофизическую подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10.

Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за счет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов.

Монотонность в переводе с греческого означает однообразие. В психологической литературе понятием "монотонность" характеризуют особое психическое состояние, которое возникает у человека как реакция на однообразную и бедную н на впечатление деятельность В социально-экономической литературе монотонность связывается с чрезмерным расчленением трудового процесса на простые элементы (операции).

Психофизиологическая сущность монотонности объясняется закономерностями взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Основные признаки монотонных работ следующие:

Малоэлементные состав, т.е. структурная однообразие и простота трудовых действий;

Незначительная длительность выполнения однотипных трудовых операций и действий;

Высокая повторяемость трудовых операций и действий в единицу времени

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

Обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

Повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального тонуса и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер.

Среди них важнейшее значение имеют:

Автоматизация и механизация однообразных ручных работ;

Совершенствование технологии, оптимизация содержания труда;

Совершенствование организации трудовой деятельности;

Совершенствование организации рабочего места;

Оздоровление условий производственной среды;

Применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

Разработка системы профориентации;

Рациональное использование внерабочего времени.

Инженерная психология. Предмет исследования. Связь с разделами психологии труда

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии" (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 7). Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" (Стрелков, 1999. С. 3). "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет Ю.К. Стрелков (Там же. С. 7).

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)" (Стрелков, 1999. С. 8). Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Основные направления инженерной психологии:

Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.

Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.

Анализ психологической структуры деятельности операторов.

Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.

Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.

Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».

Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения ипринятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.

Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания .

Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.

Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи. Под влиянием развития информатики сформировалась виртуальная психология, которая рассматривает систему "человек-виртуальность". Пионером создания этого нового направления в российской психологии является Н. А. Носов.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 18-23):

Принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

Принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

Принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

Принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

Принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками)

История

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960-1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.