Можно ли ездить по обочине дороги. Движение по встречной обочине — штраф или лишение прав? Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Пробки - большая проблема для автомобилистов и настоящий вызов их терпению. И нет ничего удивительного в том, что среди стоящих в пробке находится немало желающих выбраться из дорожного затора побыстрее и проехаться по обочине. Однако езда по обочине запрещена действующими правилами дорожного движения и может привести ко множеству неприятных последствий, в том числе и лишению прав. В данном материале мы коснемся такой немаловажной темы, как езда по обочине - штраф в 2018-2019 году.

Что такое обочина и последствия езды по ней

Согласно правилам дорожного движения, обочина - это часть дороги, примыкающая к проезжей части. Отличается другим видом дорожного покрытия и обозначается специальной разметкой.

Проезжая дорожные заторы по обочине и встраиваясь в ряд, водитель мешает движению других автомобилистов и по факту только увеличивает затор. При этом создается препятствие для нормального движения тех, кому передвижения по обочине правилами разрешены: пешеходам, велосипедистам, гужевым повозкам и прочим. С обочины часто поднимается пыль, которая летит на других участников движения. Стоит ли говорить о том, что проезд по обочине нередко приводит к мелким, а то и крупным дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с этим возникла потребность в соответствующем наказании за нарушение правил. А теперь конкретно и по пунктам о том, какое наказание грозит автомобилистам за езду по обочине и какой штраф придется выплатить в случае зафиксированного правонарушения.

Сумма штрафа за езду на обочине

Езда по обочине классифицируется как административное правонарушение и обычно наказывается штрафом, размер которого зависит от нескольких нюансов.


Следует уточнить, что отделаться меньшим штрафом, аргументировав выезд на встречную полосу объездом препятствия, не выйдет, так как дорожный затор таким препятствиям не является. За соблюдением правил следят не только инспекторы ГИБДД, но и средства фото- и видеофиксации. Последние, ввиду своего автоматизма, неумолимы - штраф могут выписать даже в том случае, если на обочине ваш автомобиль оказался на вполне законных основаниях.

В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом

Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.

Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.

Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, - выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет - свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.

Сомнительные моменты в правилах и наложениях штрафов

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

Стоять в пробках, конечно, не очень приятно, и путь иногда срезать хочется, однако это не повод нарушать правила дорожного движения. Подобное может привести к не самому приятному исходу: потере денег, прав и даже ДТП. И если своих денег не жалко, то стоит подумать о других автомобилистах и пешеходах, которым проезды по обочине могут принести немало неприятностей.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Езда по обочине, согласно ПДД – это правонарушение, которое облагается штрафом. Штраф за данный маневр был введен уже давно и формулировка, за что налагается взыскание, остается неизменной, меняется лишь размер наказания. Чаще всего автолюбители двигаются по краю дороги, чтобы объехать пробку. Однако вряд ли ссылка на срочные дела помогут им в данном случае избежать взыскания, которое назначит инспектор ГИБДД. Сегодня мы расскажем, какой штраф за езду по обочине автолюбителям придется заплатить в 2017 году.

Как гласит пункт 1.2 правил дорожного движения, под обочиной следует понимать крайнюю часть проезжей части. От основной дороги ее чаще всего отличает другой тип покрытия. Помимо этого, обочина бывает обозначена разметкой 1.2.1 или 1.2.2.

Движение по обочине строго запрещено, поскольку может создать угрозу для пешеходов, находящихся в это время на ней либо для велосипедистов. Об этом гласит пункт 9.9 правил дорожного движения.

Автолюбитель может поворачивать на обочину только для того, чтобы припарковать на время свое транспортное средство и только с правой стороны проезжей части. Об этом говорится в пункте 12.1 правил дорожного движения. Также в нем рассказывается, когда можно совершить остановку на левой стороне обочины, а именно:

  • С одной полосой движения транспортных средств. В данном случае стоянка автомобиля на обочине разрешается для каждого направления и только при отсутствии посредине дороги трамвайных путей.
  • При одностороннем движении. Если речь идет о транспортных средствах, чья грузоподъемность более 3,5 тонн, то им разрешается вставать с левой стороны обочины только для того, чтобы выгрузить и (или) загрузить груз.

Движение по обочине разрешено для:

  • автотранспорта служб коммунального хозяйства;
  • автотранспорта служб дорожного хозяйства;
  • автотранспорта, подвозящего груз к объектам для погрузки-выгрузки, если таковые находятся вблизи края дороги.

Помимо этого, двигаться по обочине, не создавая помех пешеходам, разрешается:

  • велосипедистам, чей возраст перешел отметку в 14 лет, если при этом на дороге отсутствуют специальные места для движения велосипедов (пункты 24.2 и 24.6 ПДД);
  • мопедам (пункт 24.7 ПДД);
  • гужевому транспорту и вьючным животным (пункт 25.5 ПДД).

В остальных случаях подобные маневры запрещены. Какой штраф за езду по обочине придется заплатить автолюбителям, об этом речь пойдет далее.

Штраф за езду по обочине

Штраф за обочину предусмотрен статьей 12.15 части 1 КоАП. Если говорить о том, сколько составляет его размер, то сумма взыскания определена в 1500 рублей. Такое наказание назначается в том случае, если автолюбитель совершил объезд по обочине с правой стороны .

Чаще всего такой маневр совершается для объезда затора на дороге. Многие активисты считают, что наказание в 1500 рублей слишком мягкое и предлагают ввести более суровое взыскание. Однако на сегодняшний день КоАП в этой части пересмотрен не был.

Штраф за движение по краю дороги, а именно – по обочине может иметь больший размер.

Если автолюбитель свернул налево для объезда пробки, и совершил маневр по левой стороне обочины , то это уже считается грубым нарушением ПДД. В данном случае последует не только наказание за езду по обочине, а и за выезд на встречную полосу движения. Размер штрафа в такой ситуации может составить 5000 рублей.

Помимо этого, автолюбитель, объезжавший затор с левой стороны обочины, может быть подвергнут более суровому наказанию. Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший данное правонарушение, имеет право передать дело в суд, чтобы виновника лишили прав. Срок в данном случае может составить от 4 месяцев до полугода. Если в течение года данное правонарушение оштрафованный автолюбитель совершит повторно, то он имеет все шансы стать пешеходом на 1 год.

Помимо того, что запрещено ездить по краю дороги, запрещено также объезжать впередиидущий транспорт в том случае, если автолюбитель не сумеет вернуться на полосу движения, не создав при этом помех другим участникам дорожного движения. Это предусмотрено пунктом 11.2 ПДД. В том случае, если сотрудник ГИБДД квалифицирует нарушение правил именно по этому пункту, то размер штрафа составит 5000 рублей. Это наказание предусмотрено статьей 12.15 части 4 КоАП. Помимо этого, данное правонарушение может иметь более суровое наказание в виде лишения автолюбителя водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода. Повторное правонарушение имеет взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год.

Выписать штраф за езду по краю дороги может сотрудник ГИБДД. Также квитанция со штрафом может прийти по почте, если правонарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. Лишить водителя прав может только суд.

Автолюбитель, поворачивающий на обочину дороги, создает помехи и угрозу для других транспортных средств, а также пешеходов. Поэтому данный маневр подвергается взысканию. Даже при движении по краю дороги с аварийным сигналом не является исключением. Избежать наказания не получится в любом случае, поэтому лучше всего набраться терпения и переждать пробку.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

Довольно часто автомобилистам приходится проводить большое количество времени в пробках. И если кто-то соглашается с таким положением вещей и терпеливо ждет, когда продолжится движение, то вот другие, наоборот, пытаются миновать препятствие путем проезда по обочине. Чаще всего это происходит на участках дороги, расположенных перед въездом в тот или иной город. И правы в данном случае те, кто остается на трассе. Объезд по обочине считается прямым нарушением ПДД. Штраф за езду по обочине можно получить от камеры видеофиксации или от сотрудника ГИБДД.

Езда по обочине по ПДД

Проезд по обочине влечет за собой ряд проблем для участников движения. Пытаясь обогнуть пробку сбоку не по асфальтированной дороге, водитель приводит к тому что:

  • движение по обочине, не покрытой асфальтом, приводит к поднятию пыли, которая потом оседает на машинах и внутри, а также просто загрязняет окружающий воздух;
  • после проезда определенного отрезка пути по обочине, автовладельцы пытаются вновь встроиться в общую линию движения, мешая и задерживая его еще больше;
  • количество поднятой пыли существенно снижает уровень видимости вокруг;
  • при пониженной видимости можно не заметить пешеходов, следующих по обочине, и представлять для них большую опасность.

Согласно Правилам, обочина предназначена для передвижения пешеходов и велосипедистов. Использование этой стороны дороги автомобилистами является нарушением Законодательства и карается штрафом.

Движение по обочине допускается пунктом правил 9.9 ПДД РФ только для грузовых транспортных средств, которые обеспечивают поставки в магазины и не имеют других возможностей миновать пробку. В остальных случаях обочина предназначена лишь для стоянки автомобиля, а не для движения по ней.

Какой штраф за езду по обочине

Определение обочины дается в ПДД и означает ту часть дороги, которая находится сбоку от основной трассы и обозначена специальной разметкой или имеет другое покрытие. Наказание за езду по обочине регулируется статьей 12.15 КоАП РФ, часть 1 .

Штраф за движение по обочине периодически повышается, начиная с цифры в 500 рублей, затем в 1000, а позже и до полутора тысяч. На данный момент штраф за обочину составляет 1500 рублей.

Несмотря на попытки ужесточения наказания, оно до сих пор не является большой преградой для водителей, отличающихся нетерпеливостью. Поскольку величина штрафа не близка к максимальной, многие автовладельцы предпочитают проигнорировать эту досадную неизбежность или попытаться совершить обгон «на удачу», надеясь, что им не будет грозить наказание. Вследствие этого эффективность принимаемых мер остается невысокой.

В то же время, со стороны общественности идет активистская работа, с помощью которой многие пытаются добиться со стороны государства увеличения в несколько раз суммы штрафа. Таким образом хотят добиться снижения количества нарушителей, которые создают проблемные ситуации на дорогах. С другой стороны, должный эффект эти санкции возымеют лишь тогда, когда снизится процент безнаказанности для водителей, совершающих неправомерные действия. По этой причине в ГИБДД вводятся такие дополнительные меры, как обустройство центров видео- и фотофиксации, которые будут отслеживать не только превышение скорости на дорогах, но и такие действия, как движение по обочине.

Штраф за обочину на МКАДе

С апреля 2016 года на МКАДе работают около 100 камер видеофиксации, для пресечения движения и обгона по обочине и отслеживания скоростного движения. Штраф за обочину на МКАДе составляет 1500 рублей .

В среднем камеры видеофикцасии установлены каждые 2 км. Установка камер планируется на участках дорог Новой Москвы: Киевское и Калужское шоссе.

Движение по встречной обочине — обгон по обочине

Этот тип передвижения влечет за собой гораздо больший штраф за обочину, поскольку инспектор будет иметь дело сразу с несколькими правонарушениями со стороны водителя. Первое - езда по обочине, второе - движение по встречной полосе.

Последнее представляет серьезную угрозу для других участников движения. За такое действие водителю, в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП , полагается штраф суммой не менее 5000 рублей . В альтернативном случае водителю грозит лишение удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев . Это в несколько раз больше, чем за обычный выезд на обочину.

Проезд в обгон пробок до сих пор является распространенной проблемой, с которой госавтоинспекция продолжает бороться. В данном случае, соблюдение Правил при нахождении в пробке является не только правилом хорошего тона для водителя, но и его обязанностью, связанной с обеспечением безопасности при передвижении по дорогам.

Видео:О езде по обочине и размере наказания.

В случае с большим количеством машин на дороге и появлении пробки, нередко появляется кто-то кому захочется без ожидания своей очереди объехать ее по обочине. В том числе такое желание возникает от движения тихоходного КАМаЗа при занятой встречной полосе. В любом случае по правилам дорожного движения (ПДД) обгон по обочине неприемлем, а также выезд на встречную через сплошную линию.

В любом случае получить штраф в виде наказания можно, если нарушения водителя увидел инспектор ГИБДД, что влечет составление протокола. Также большие города оснащены дорожными камерами, фиксирующими нарушения, и впоследствии человек получает письмо с оповещением о нарушении и необходимой оплате штрафа.

Под какую статью попадает штраф за обгон (проезд) по обочине, и какая стоимость штрафа?

В случае нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона по статье 12.15 КоАП первой части предусмотрен штраф в 1500 рублей .

Если транспорт движется в местах велосипедной или пешеходной, тротуарной зоны, то штраф составляет 2000 рублей .

Обычно штрафы выписывают за обочину имеющую ширину не более 4 метров, именно в таких случаях поведение водителя на дороге считается нарушающим правила дорожного движения.

Если водитель объезжает транспортные средства и движется по своей обочине справа в случае пробки или медленной езды, такой обгон (опережение транспортных средств сопряженных с движением по встречной полосе) называется – ездой по обочине 12. 15 КоАП, 1 части и тарифицируется в размере 1500 рублей .

Если водитель решил поехать не по своей, а встречной обочине , тем самым выезжая на встречную полосу, что связано с другим пунктами правил дорожного движения (ПДД), имеющим отношение к обгону (9.2 или 9.3, или 11.5, или 15.3), то водителя штрафуют по статье 12.15 КоАП часть 3, 4, или 5. В данном случае штраф тарифицируется от 1000 – 5000 рублей или заработать лишение прав сроком от 4 – 6 месяцев.

А если нарушение повторно будет совершено и зафиксировано дорожными камерами наблюдения, то право ездить за рулем забирается на 1 год и выписывается штраф за езду по обочине в размере 5000 рублей. Потому чтобы не лишили водительских прав в виде наказания, действительно стоит подумать, прежде чем выехать на встречную полосу для объезда.

Противоречия законодательства

В КоАП написаны все правила наложения штрафа , и в какой последовательности должен выполнять свои обязанности инспектор ГИБДД. Однако в плохо проработанных технических моментах правонарушения есть определенные противоречия, возникающие между водителем и сотрудником ДПС.

Парковка на придорожной территории и пешеходных зонах должна проходить с оставлением для пешехода достаточного места не ограничивающего его действия. Но бывают случаи, когда автомобилиста пытаются подогнать к статье, отвечающей за штраф во время движения, езды по обочине, это происходит следующим образом:


Такие случаи редки и не всегда приходится вступать в противоречие с сотрудником ДПС, так как они осведомлены о противоречивости ПДД.

Что позволит улучшить бесперебойное движение машин?

Помимо, ограничений движения машин с целью сокращения заторов на дороге и аварий, властям стоит подумать еще и о других способах, таких как:

  1. Запретить большегрузным машинам ездить в центре города
  2. Другие способы в регулировке транспортом
  3. Построить новые дороги, развязки.

Кокой транспорт не попадает под статью за езду по обочине? (мопед и тихоходное ТС)

В отличие от большинства видов транспорта, есть некоторые, езда которых по обочине не несет за собой выписку штрафа . В пункте 24.7 ПДД написано о правилах движения по обочине:

  1. Управляющему мопедом следует ездить по правому краю дорожной трассы в один ряд или в месте, отведенном для велосипедной езды.
  2. По обочине водитель мопеда может ехать, если его присутствие на пешеходной зоне не мешает самим пешеходам.

Таким образом, сказано о допустимости проезда по обочине , но насчет штрафа ничего не сказано. Главное, не создавать помехи для пешеходов и все будет в порядке.

Также тихоходные ТС попадают под 11.6 ПДД, где можно найти оправдание их проезду по обочине:

Если тихоходное транспортное средство или любой другой транспорт будет двигаться со скорость 30 км/ч вне населенных пунктов, то ему следует держаться максимально правого края дороги, а если надо, то съезжать на обочину для остановки и пропуска остального транспорта.

Таким образом, к водителю ведущего тихоходный транспорт по правому краю и по самой обочине, не должно возникнуть претензий со стороны сотрудников ДПС, так как нет нарушения правил дорожного движения (ПДД). В том числе в пункте 9.9 ПДД, по обочине имеют право передвигаться машины, подвозящие товар в магазины, не имеющие другого пути. Стоит отметить, что в случае движения по обочине мопеда оно можно ехать постоянно, а тихоходное ТС должно сдавать вправо, если нужно только пропустить другие машины за собой.

Как можно оспорить постановление о езде по обочине

В законе есть лазейки, знание которых поможет оспорить штраф . Статья 12.15 КоАП регламентирует о том, что езда машины по обочине запрещается, но стоять на ней приемлемо.

Большинство машин инспектора безопасности ДД останавливают в момент выезда либо заезда с дороги. Однако доказать ему, что это нужно для выезда с парковочного места или наоборот, бывает в большинстве случаев бесполезным. Тогда напрашивается вопрос: как припарковать автомобиль , если на обочину заезжать нельзя? Существует простой ответ – нужно настаивать на своей правоте. Обратитесь с просьбой к сотруднику автоинспекции, точнее изложить нарушение прав, а в дополнение поискать свидетелей, которые могли видеть ваше движение во время выезда.

В случае когда на вас оформлено постановление о правонарушении, попробуйте его обжаловать . Для обжалования дается 10 суток в течение которых она подается в ГИБДД либо в суд. Принятие решений в автоинспекции происходит в срок 10 дней, после чего уведомление приходит к заявителю. Обычно водители не доводят дело до суда, так как считают, что лучше заплатить штраф в 1500 рублей, чем нанимать адвокатов и переплачивать за услуги.

Стоит не забывать что оплата штрафа должна произойти в период 2 месяцев, в противном случае стоимость штрафа удваивается.