Несоблюдение контракта. Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта

Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего.

Невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовного преступления или административного правонарушения. Причем совершение военнослужащим дисциплинарного проступка должно быть существенным или систематическим.

Под существенным нарушением подразумевается совершение военнослужащим одного из грубых дисциплинарных проступков, перечисленных в Приложении № 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Совершение же военнослужащим систематических проступков – неоднократность нарушения воинской дисциплины – подразумевается нарушение воинской дисциплины более двух раз в короткие сроки (не менее трех).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не допускает привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок. Другими словами, если невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении им дисциплинарного проступка и ранее он уже был привлечен к дисциплинарной ответственности, то увольнение его за совершение данного дисциплинарного проступка не допустимо.

Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по указанным выше причинам, не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, административного правонарушения или уголовного преступления. Данное решение должно основываться на надлежащей оценке соответствия военнослужащего предъявленным к нему требованиям.

Одним из обязательных условий увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта является проведение аттестации военнослужащего, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения соответствия занимаемой им воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

То, что проведение аттестации при увольнении военнослужащего по несоблюдению им условий контракта, в том числе и внеочередной, является обязательным элементом порядка досрочного увольнения с военной службы указывает и позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П.

Таким образом, если военнослужащий перестал отвечать предъявленным к нему требованиям, и командование воинской части решило в отношении него инициировать процедуру увольнения, связанную несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего, то решение по вопросу его увольнения должно приниматься исключительно в рамках процедуры аттестации.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга. Процедура аттестации предполагает беспристрастное всестороннее и объективное рассмотрение материалов, представленных в аттестационную комиссию на военнослужащего и дачи соответствующего заключения по ее результатам.

Объективность выводов аттестационной комиссии, а также соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, рассматриваемого на аттестации, обеспечиваются предоставлением военнослужащему за две недели до проведения аттестации возможности ознакомиться с аттестационным листом (включающим текст отзыва на военнослужащего), заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения о себе, а также лично участвовать на заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок ее проведения, что позволяет избежать принятия необъективного и произвольного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.

В заключение добавлю, что, если военнослужащий все же был уволен по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (несоблюдение условий контракта со стороны военнослужащего) и при этом не была проведена аттестация, либо была проведена ненадлежащим образом, то есть без участия самого военнослужащего, а также, если при проведении аттестации был нарушен порядок или сроки ее проведения, то приказ об увольнении военнослужащего с военной службы подлежит отмене в судебном порядка, а сам военнослужащий – восстановлению на военной службе.

​Военным законодательством закреплена возможность увольнения со службы любого военнослужащего, если им были допущены нарушения условий, которые предусмотрены заключенным между ним и военным ведомством контрактом. Данное основание применяется лишь в случае серьезного отступления от норм военного права. Подобные действия со стороны офицера (или прапорщика), как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемого деяния (преступления), дисциплинарного или административного правонарушения.

Сегодня мы подробно разберем все возможные основания для увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта, а также поговорим о том, что положено военнослужащему в данной ситуации.

Увольнение военнослужащего за совершение дисциплинарного проступка

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий. Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение . Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности. Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную. Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием . После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации . Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.


УВОЛЬНЕНИЕ

невыполнение условий контракта

Случаи досрочного увольнения в запас военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта не так уж и редки. При этом, по мнению автора, существует достаточно много спорных моментов, на которые бы и хотелось обратить внимание. Также необходимо отметить, что изложенный материал – это точка зрения автора. В п. 13 ст. 4 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. определено, что Президент РФ обладает полномочиями утверждать общевоинские уставы, Положение о порядке прохождения военной службы и т.д. Таким образом законодательно закреплена возможность Президента РФ определять ответственность военнослужащих, порядок прохождения военной службы, в том числе и увольнение с нее. Дисциплинарный устав ВС РФ утвержден Указом Президента РФ и в ст. 104 закрепляет, что дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта. В подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определено, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Согласно требованиям контракта военнослужащие обязуются в период прохождения военной службы по контракту добросовестно выполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (федеральные законы “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинские уставы и т.д.). В случае невыполнения военнослужащим перечисленных требований он может быть досрочно уволен с военной службы, при этом необходимо отметить, что вышеперечисленные требования во многом совпадают с дефиницией воинской дисциплины. Ст. 1 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляет, что за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, они несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что досрочное увольнение по подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) должно производиться по правилам, определенным в Дисциплинарном уставе ВС РФ, т.е. по сути досрочное увольнение в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и поэтому нельзя применять подп. “в” п.

Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта

2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” без учета порядка, определенного Дисциплинарным уставом ВС РФ. В противном случае у командиров появляется возможность для злоупотребления при использовании права на досрочное увольнение подчиненных по данному основанию. Необходимо отметить, что не всегда при увольнении по невыполнению военнослужащим условий контракта обращается внимание на категорию должностных лиц, которые вправе увольнять, а между тем это также закреплено в статьях Дисциплинарного устава ВС РФ:

Солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, имеют право досрочно увольнять за невыполнение условий контракта должностные лица от командира полка и выше;

Прапорщиков и мичманов – от командующего армией, ему равных и выше;

Офицеров – командиров рот, командиров кораблей 4 ранга, им соответствующих и ниже — командующий войсками округа, флота, группой войск, флотами ему равные и выше;

Офицеров — командиров батальонов им соответствующих и ниже — от заместителей Министра обороны, главнокомандующих видами ВС РФ, им равных и выше;

Офицеров – заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга им соответствующих и ниже имеет право досрочно уволить Министр обороны РФ.

При этом необходимо учитывать и п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно то, что полковников, капитанов 1 ранга независимо от занимаемой должности (например, командир батальона) имеет право уволить только Министр обороны РФ.

Из всего сказанного вытекает, что при использовании рассматриваемого основания для увольнения необходимо соблюдать сроки наложения и приведения в исполнение взысканий, используя при этом опять же нормы Дисциплинарного устава ВС РФ. Следует учитывать, что само по себе наличие у военнослужащих неснятых взысканий не влечет за собой обязательной подготовки документов для увольнения. Думается, что это не будет и достаточным условием для досрочного увольнения, поэтому необходимо отметить, что сложившаяся негативная практика подготовки документов для увольнения при наличии у военнослужащего трех и более неснятых взысканий, не верна.

Применять данное основание для увольнения необходимо за конкретный проступок военнослужащего. При этом командир должен применять решение о досрочном увольнении военнослужащего не позднее 10 суток с того дня, когда ему стало известно о совершенном проступке, оповестив военнослужащего в установленном порядке об этом. Если у него не хватает властных полномочий для увольнения военнослужащего по этому основанию, то в вышеуказанные сроки он должен отправить представление вышестоящему командованию.

У вышестоящего командования десятидневный срок для принятия решения начинается с момента получения представления (отметки о дне регистрации во входящих документах).

Если соответствующий командир, начальник посчитал необходимым применить данный вид взыскания в отношении военнослужащего, он издает приказ об увольнении не позднее месяца со дня его наложения.

Если будут соблюдаться эти условия и сроки, думается, что количество жалоб на незаконное увольнение несколько уменьшится, так как оснований для обжалования станет гораздо меньше.

Обобщая вышеизложенное, необходимо также отметить, что при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта необходимо соблюдать общий порядок увольнения, определенный в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно:

Уточняются данные о прохождении им военной службы (подсчет выслуги лет и оповещение об этом военнослужащего);

С ним проводится индивидуальная беседа (заполнение листа беседы);

На день исключения из списков личного состава воинской части он должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечение

До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. Необходимо отметить, что невыполнение порядка увольнения следует считать нарушением прав военнослужащих на соблюдение в отношении их норм законодательства при увольнении с военной службы по рассмотренному основанию. Соответственно данные незаконные действия могут быть обжалованы по усмотрению военнослужащего в суд, прокуратуру, вышестоящему командованию.

Конструктор сайтов — uCoz

Последствия увольнения по несоблюдению контракта

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Могу ли оспорить в суде увольнение? По несоблюдению условий контракта, а взысканий нет

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/

Пишите : [email protected]

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Для расчета размера жилищной субсидии можно воспользоваться калькулятором.

Командиру войсковой части 00000

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня, подполковника юстиции Иванова И.И., в соответствии подп. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении меня условий контракта со стороны Министерства обороны РФ ПОСЛЕ обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (после предоставления жилищной субсидии).

Согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам не даю.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта

Прошу обеспечить меня жилым помещением (жилищной субсидией) по избранному месту жительства – в г. Москве.

В настоящее время проживаю в служебном жилом помещении, которое предоставлено мне во временное пользование на период прохождения военной службы, и которое я обязан в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором найма служебного жилого помещения освободить в случае увольнения меня с военной службы, в том числе по указанному в настоящем рапорте основанию.

или Прошу оставить меня в очереди на получение жилого помещения (жилищной субсидии) для постоянного проживания по последнему месту службы – г. Москва (или в избранном месте жительства – г. Москва).

Указать в чем заключается существенное и (или) систематическое нарушение условий контракта: _____________________________________________________________________

Прошу направить на военно-врачебную комиссию в году увольнения с военной службы.

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Нужна юридическая помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация военных юристов?

Нужен образец заявления, иска, жалобы (апелляционной, кассационной) в гарнизонный, окружной военный суд?

Необходимо представить Ваши интересы в суде?

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/