Нравственные уроки романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.
Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

Сильным,
гордым,
романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.

Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

  • сильным,
  • гордым,
  • романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.
Еще одним уроком является то, что человек не имеет право лишать жизни другого человека каким бы никчемным он не был. Раскольников решил стать вершителем судеб, но ведь жизнь людям даровал Бог, и забрать ее может только он.

«Преступление и наказание» - пер­вый из серии знаменитых рома­нов Достоевского, благодаря кото­рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли­тературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан­дартную схему так называемого «уголовного рома­на» с его обязательными компонентами: преступ­ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома­нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни­цах произведения. Между тем в романе Достоев­ского читателю с самого начала известно, кто со­вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя. Предельная напряженность сюжета романа выра­жена в нагнетании острейших драматических ситуа­ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу­бийство Свидригайлова... - и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео­логический характер, полемика раскрывает противо­положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи­тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз. В «Преступлении и наказании» Достоевский при­меняет особую форму повествования, которая полу­чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра­няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру­жающий внешний мир включен в процесс само­сознания героя, неизменно переводится из авторс­кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про­цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия. Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До­стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра­жающейся в напряженных драматических ситуа­циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини­мают нередко самые мучительные формы. Действующие лица романа, за редким исклю­чением, почти все время находятся на грани психо­логического срыва. Для них не существует душев­ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри­тельности, даже ненависти. Только там, где по­является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения. В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно­ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па­радного Петербурга с Невским проспектом и Мед­ным всадником. У писателя свой Петербург - город с грязными переулками, темными дворами, мрач­ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль­ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь­никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, - признавался герой романа, - как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен­ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо­жих бледно-зеленые и больные лица...» И само­убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став­нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело... Удушающее, узкое жизненное пространство окру­жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль­ного четырехугольника). В это пространство, состоя­щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти. Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про­изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест­ность. С дальнего другого берега чуть слышно до­носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри­мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова. Интересна цветовая гамма «Преступления и нака­зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе - желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за­нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков. В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ­ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа­нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем­брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос­вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни­цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об­ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе­мых катастрофах, к которым могут привести ново­явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос­тых людей, их естественные права на жизнь, свобо­ду и счастье. Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ - на­стоящий сигнал бедствия». Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу­дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз­можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на­сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка­кими бы высокими словами оно ни маскировалось. Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара­торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про­исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис­ключительность, раскольниковское право на насилие». Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев­ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

"Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные соци­альные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоя­щих социальных проблем. Автора беспокоит безнравствен­ность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на фор­мирование неравенства между людьми. А это приводит впо­следствии к выраженному праву власти одного над другим.

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каж­дый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действи­тельно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - "униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольни­кова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит ло­гике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Досто­евского волновало более всего преступление против нравствен­ных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольни­кова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство че­ловека охарактеризовано писателем как "убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что "спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе "Преступление и наказание» таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, гово­рили много прекрасного о ее душе: "...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно при­влекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться рав­нодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не пере­чила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - "существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. "Приниженной» Соне­чка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот "погибнет» во мраке тьмы, бед и стра­даний, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным пред­ставить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внеш­ности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от "уничтожения» нашего героя. Сонечка - это как "луч света» в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вмес­те с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раск
ольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смяг­чалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. На­конец они оба обрели . Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступ­лении, к появлению нравственности.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каж­дого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права на­зывать себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - "чистый свет высокой нравственной идеи».

Основные задачи урока:


«ОК - Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ненависть

каторжан к

и их любовь к

Соне. Начало

поворота к

новой жизни.


Философское обоснование

Социальные причины

Психологические истоки


ПРЕСТУПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Приложение №

Нищета и безысходность положения Раскольникова;

Желание помочь матери и сестре, самому завершить образование;

Сострадание к человеческому горю, «большое сердце»;

Желание помочь всем «униженным и оскорблённым».


Деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»;

Разрешение «крови по совести, дабы

осчастливить человечество»;

Цель – «свобода и власть».

Душевные муки и поиски выхода из

Уязвлённая гордость и уверенность в своей

исключительности;

Желание испытать себя: кто он – «тварь

дрожащая» или «право имеет».

Нравственные муки Раскольникова до и после убийства, неизбежное отчуждение от людей.

Смерть матери

страдание сестры –

расплата за то, что он

вмешался в «промысел божий».

Осмеяние и

осуждение

теми самыми

«униженными и

оскорблёнными», ради

которых он шёл на преступление.

антигуманной

теории Раскольникова

Сон о моровой язве

(«трихинах»). Ад одного

может обернуться адом

для всех.

Открытие мира христианских ценностей

через любовь к Соне. Путь к покаянию.

«Их воскресила любовь».

Разработка Натальи Мироновой

г. Корсаков, Сахалинская область,

Россия


Просмотр содержимого документа

10 класс

Урок №20

Истоки и мотивы преступления героя.

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека»

Цели:

    помочь ученикам проследить развитие образа Раскольникова, определить авторское и личное отношение к персонажу и его идеи;

    развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений;

    воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют причины совершения Раскольниковым преступления, определяют сущность антигуманистической теории героя и её крушение («разрешение крови по совести»); совершенствуют навыки работы с текстом, его анализа и интерпретации; выражают свои мысли по проблемным вопросам романа, обосновывают их на основе жизненного опыта и наблюдений.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом.

Есть один закон - закон нравственный.

Достоевский

Как вы понимаете слова писателя, которые служат эпиграфом урока?

* Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.

Как, по вашему мнению, это выражение связано с названием урока?

* В течение урока следует исследовать путь героя от преступления к поступкам, вызванных совестью, - раскаянию.

Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должен быть наделен «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

    Объявление темы и цели урока.

    Мозговой штурм.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ

1. Суд , кара, мучения, муки совести , (всегда ли?) ответное убийство,смертная казнь??? Выпороть ремнем, поставить в угол?

2. Принять наказание :

*понять и осознать свое преступление,

*раскаяться и просить прощения.

3. Суд закона

(какой он? справедлив ли он по-нашему?)

Суд совести!!!

В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?

1. Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть , родных, через самого себя, если не серийный убийца.

2. З адавлен бытом, живет в жутких условиях, одиночество

3. Д олжностное, политическое

Убийство, воровство, насилие, взятка , травля человека человеком, обман, подкуп,

4. Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,

5. П ротив одного человека, против своего народа , против нации

6. УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.

война, геноцид, терроризм

Серийный убийца – извращение психики.

(на интерактивной доске)

Задание . Составить схему- таблицу

а) Что такое преступление ? Обратите внимание на состав слова.

Через что переступает преступник?

Почему человек совершает преступление?

Каие бывают преступления, приведите примеры;

Кто способен совершить преступление? Какой это человек?

Против кого бывают преступления?

Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.

А война? А тероризм – это преступление?

б) Что такое наказание ?

Какие бывают виды наказаний?

Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.

Какова роль союза И?

Приветствуют учителя.

Определяют смысловое значение эпиграфа к уроку.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи.

Составляют схему-таблицу, используя предложенные вопросы.

ФО: «От кулака до пяти пальцев»

    Этап актуализации опорных знаний

    Беседа о герое романа «Преступление и наказание».

Вопросы:

    Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

    Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

    Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

* Родион Романович – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

Вывод . Мы с вами видим, что герой противоречив. Какие противоречивые качества вы можете назвать? (Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст).

Чуткость

Холодность

Отзывчивость

Осуждение своей отзывчивости, чуткости

Боль за человека

Равнодушие

Острая реакция на несправедливость и зло

Жестокость

А также быстрая смена настроений, переход от доброго к злому.

Реализация домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя. Определяют противоречивые качества героя. Делают записи в тетради.

    Операционно-деятельный этап

    Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя».

Задание: представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

    Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации». Что толкает Раскольникова на преступление?

Вопросы:

    Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

* В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».

    Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

.

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

    Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

* Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

    Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

* Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

В тетрадях можно сделать записи .

* Композиционная пропорция составляет 1:6; это подтверждает авторскую идею: по христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.

    На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

* Теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Создают опорную схему – кластер.

ФО: взаимооценка «Тур по галерее».

Обсуждают выполненные работы, отвечая на вопросы учителя, делают записи в тетради.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

      К Раскольникову я отношусь...

      Теория «сильной личности» в наше время...

      Меня удивляет (впечатляет) ...

    Чтение притчи.

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.

    Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.

    Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?

    Понятно,- сказал малыш.- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Д оброта спасут мир.

Учащиеся в тетради продолжают данные предложения (заслушать несколько человек или желающих)

Домашнее задание

    Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».

    Групповая работа. Сбор материала по теме «двойники» главного героя и его «антиподы».

1 группа – Лужин

2 группа – Свидригайлов

3 группа – Порфирий Петрович

4 группа – Соня Мармеладова

Записывают домашнее задание, определяют состав групп, форму подачи материала.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные вопросы»

Дискуссионные вопросы.

    Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

    Раскольников, действительно, находится как бы между двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе героя с приступами гордыни. Это внутреннее противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми и родными. Что одержит победу? С чем труднее справиться: со злом внешним или врагом внутри себя? Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”?

    “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать “спасителем человечества”. Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Просмотр содержимого документа
«План сочинения»

План сочинения – Индивидуалистический бунт Раскольникова

I. Причины бунта, приведшие к преступлению.

1. Окружающая действительность: Петербург, нищета, унижения.

2. Особенности личности Раскольникова:

А) сострадание к чужой боли, душевная отзывчивость, уязвленная гордость;

Б) «бесчувствен до бесчеловечия», «ужасно высоко себя ценит».

II. Теория Раскольникова - порождение капиталистического общества и отражение особенностей его личности.

1. Деление людей на два разряда: «гением» и «муравейник».

2. Право «гениев» на «кровь по совести».

3. Право «на кровь» во имя чего? По теории Раскольникова - чтобы «сделаться благодетелем человечества». В действительности же - ради власти над «муравейником». Самообман Раскольникова.

III. Сущность «пробы» - убийство Алены Ивановны. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?».

IV. «Катализаторы» преступления Раскольникова.

1. Разговор, услышанный им в трактире.

2. Знакомство с семьей Мармеладовых.

3. Письмо от матери .

V. Отношение Достоевского к преступлению Родиона Раскольникова.

1. Смысл названия романа. Преступление - не только убийство старухи, но сама бесчеловечная теория. Наказание - муки и страдания Раскольникова, начавшиеся до «пробы».

2. Зло преступления Раскольникова множится. Убийство старухи; убийство невинной «блаженной» Лизаветы и ее не родившегося ребенка; принявший на себя вину Николка, сумасшествие и смерть матери. Логическое завершение этой цепочки - сон Раскольникова о моровой язве.

3. в зеркале Лужина и Свидригайлова. Он ненавидит их, но с ужасом понимает, что в нем есть бесчеловечность Лужина, эгоизм, цинизм Свидригайлова,

VI. Возрождение Раскольникова с помощью Сони. Она жила в том же мире, что и Раскольников, но не ожесточилась, не дошла до человеконенавистничества. Она сильна любовью к людям, умением понимать, прощать, жертвовать собой. Ее духовная сила, самопожертвование помогают Раскольникову искупить вину, вернуться в мир

Просмотр содержимого документа
«Чтение легенды»

Чтение легенды.

У Бирбала были недоброжелатели среди придворных. Они только и ждали случая, чтобы очернить его перед падишахом.

Как-то раз один из них обратился к Акбару:

О покровитель мира! Советник Бирбал небеспристрастен в своих решениях. Вчера были схвачены четыре преступника. Они совершили одинаковые проступки, но Бирбал дал им разные наказания. Ты сам можешь в том убедиться.

Когда Бирбал явился во дворец, падишах спросил его:

Я слышал, Бирбал, что ты вчера в суде за одинаковые преступления вынес различные приговоры. Так ли это и что это значит?

Ваше величество! Это правда. Я не допустил несправедливости, я остался верен правосудию. Золото сплющивается от самого легкого удара, а для того, чтобы расплющить железо, надо бить тяжелым молотом. Порядочному человеку хватит и намека, а бессовестного не исправит и наказание. Цель наказания в том, чтобы исправить виновного. Когда я выношу приговор, я всегда думаю о том, что за человек тот, кто провинился, и каким наказанием его можно исправить.

Тогда докажи, что вчера ты вынес справедливые приговоры.

Ваше величество! Одного я отпустил. Я сказал ему только, что такой человек, как он, должен стыдиться своего поступка. Он ушел домой и от стыда принял яд. Другого я сурово отчитал и освободил. Он глубоко осознал свою вину и ушел прочь из города. Третьего я приказал наказать палками. Он теперь заперся дома и не показывается людям на глаза. Самый суровый приговор я вынес четвертому: ему отрезали нос и уши, вымазали лицо сажей, посадили на осла и возили по городу. Так этот бесстыдник ездил по городу и смеялся! А когда увидел на улице своего сына, то приказал передать матери, чтобы она приготовила к его приходу воды для купания и хороший обед. Он, мол, еще покатается немного по городу и скоро вернется.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.


«10 класс Урок №20 Мотивы преступления Раскольникова»



Урок-исследование

Преступление е


Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.



1.Ну да, чтобы ограбить..

2. Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…

3. Завладев старухиными деньгами, употребить их на себя…

4. …мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею?...


Причины преступления Родиона Раскольникова

Нравственные

Психологические

Социальные

Философские


И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился…

«Письмо матери его совсем измучило»

«Не бывать этому браку, пока я жив…»

Нравственные


«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.»

«С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»

Психологические


«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

«Он был задавлен бедностью»

«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру»

Социальные


«..месяц назад и даже вчера еще она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном, совсем незнакомом ему виде…»

«В то время он и сам не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразностью, но соблазнительною дерзостью»

«Безобразная мечта»

Философские


«Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление


Просмотр содержимого презентации
«Достоевский теория Раскольникова»


Антигуманная сущность теории Раскольникова

(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

900igr.net


  • Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления
  • Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни
  • Развивать навыки литературного анализа произведения

  • Какова история создания романа?
  • В чем необычность героя?
  • Что дает возможность Раскольникову осуждать других?
  • Какие события способствуют утверждению героя в правильности его «мечты»?
  • В чем суть теории Раскольникова?
  • В связи с чем появляется в романе Лужин?
  • Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова?
  • Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»?
  • Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова?
  • Что помогло Раскольникову возродиться?

Теория «двух разрядов» -

даже не обоснование преступления.

Она уже и есть преступление.

Она с самого начала решает,

предрешает вопрос – кому жить,

кому не жить.

Ю. Карякин


история Раскольникова – это история

заблудшей души. Это развеянный миф о

«сверхчеловеке», об избранных, которым

все дозволено.

Кулиджанов Л.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, как в зеркале мир многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям


социальный

Жанровое

своеобразие

романа

философский

психологический

Петербургский

роман - опровержение


Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

Идеи, витающие в воздухе,

обс тоятельства жизни

Душевное состояние

Внешние:

Внутренние:

  • Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать)
  • Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив)
  • «Безобразная мечта»
  • Взгляды революционных

демократов

  • Идеи бонапартизма
  • Тяжелая, душная атмосфера

города

  • Судьбы обездоленных людей

(Мармеладовы,

Дуня, девочка на бульваре,

женщина-утопленница)


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»

СУТЬ ТЕОРИИ :

Все человечество можно

разделить на два разряда:

«тварей дрожащих» и

«право

имеющих»

«Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христа)

Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий


наказание

«чувство

разомкнутости и

разъединенности

с людьми замучило

его»

«…словно бы

ножницами отрезал

себя от них»

«да неужели ж, я в

«я не старушонку,

я себя убил…»

самом деле возьму

топор, стану бить по

голове… Господи,

неужели?»


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»

Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни.

Достоевский Ф.М.


Двойники Раскольникова

Соня

Мармеладова

Свидригайлов

Лужин

Наделена даром

бесконечного

сострадания людям.

Идет на страдания

и унижения ради

близких. «Себя убила»

Человек, лишенный

нравственных

устоев, запретов.

Доведенный до

цинизма вариант

теории

Делец, деньги –

единственный его

Бог. Готов

«переступить все

препятствия».

Живет по принципу

«все дозволено»

Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое

самоутверждение за счет других

Христианская любовь

и смирение спасают


  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.
  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.
  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4)

Раскольников о мотивах убийства

Наблюдение Сони за поведением героя

Просмотр содержимого презентации
«Теория Раскольникова»



Словарная работа:

  • Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
  • Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки.
  • Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Сущность теории.

Право сильной личности на кровь. Он поделил человечество на обыкновенных законопослушных «существователей», «тварей дрожащих» и на людей необыкновенных, «завершителей человечества». Именно они способны разрешить своей совести перешагнуть через любое препятствие, через кровь и преступление во имя дальнейшего блага людей. Теория эта исходит из понимания волевой силы человека, в руках которого находятся все средства изменения мира.


Какие факторы повлияли на формирование данных теорий

Подъем общественного движения разночинцев-шестидесятников. Взгляды революционных демократов. Нигилисты, социал-утописты, бонапартизм, насильственное свержение власти, различные идеи и теории о реформации общественного строя. Ими увлекалась молодежь. «Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит»,- писал Салтыков-Щедрин.

Характер

Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей).

Студенческая среда

честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность, великодушие, доброта (у Раскольникова)


Как ведет себя Раскольников увлеченный своими идеями?

Сначала замыкается в себе, бросает учебу, уроки. Мечется по улицам Петербурга. Делает «пробу». Болезненно-раздраженный ум, предвзятость (везде ищет перекличку со своей идеей) Терзания за всех. Раздвоение. Письмо Дуни. Знакомство с Соней-«грешницей». Сон Раскольникова об убийстве лошади (отвращение к убийству).


5. Отношение к близким

6. Реализация теории на практике

Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь.

Разрешил себе «право», допустил «кровь по совести». Убил старуху-процентщицу.


Результат

Причины краха теории

«Переступить» через себя не смог. Это стало «наказанием». Противоречие между умом и сердцем. Не раскаялся.

1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может. 2) натура (природные нравственные качества) 3) гордыня, презрение к людям, желание власти 4) любовь, дружба 5) случайность (убийство Лизаветы)


Словарная работа:

  • Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Просмотр содержимого презентации
«Мотивы преступления Раскольникова»


МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

  • познакомиться с героем романа;
  • проанализировать мотивы преступления
  • формировать умения и навыки анализа

художественного произведения;

  • наблюдать особенности художественной

манеры Ф.М. Достоевского;

  • воспитывать бережное, внимательное

отношение к художественному слову.


Роман-исследование

«Ищу человеческое в человеке»

Ф.М. Достоевский

  • Почему убил?
  • Почему признался?
  • Почему воскрес?

«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство»

Ф.М. Достоевский

(Из черновиков к роману

«Преступление и наказание»)


Убийство

Глава 6. Разговор студента и офицера

Глава 5. Сон на Васильевском.

Глава 4. Сцена на бульваре.

Глава 3. Письмо матери.

Глава 2. Встреча с Мармеладовым.

Глава 1. Петербург. Проба.


Причины преступления

Социальные

Нравственные

  • «Он был задавлен бедностью»
  • «…углубился в себя и уединился от всех»
  • «…второй день как уж он почти ничего не ел»
  • «Я тогда, как паук, к себе в угол забился»
  • «столько злобного презрения»
  • «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..»
  • «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»
  • «Я просто убил; для себя убил, для себя одного»
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

СО-СТРАДАНИЕ

Страдание

(наказание героя)

Эксперимент

(убийство)

Рождение теории

(«безобразная мечта»)

Страдание

(неудовлетворённость окружающим миром)

Материал урока 10 класса по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

Конспект урока литературы "Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке"

Тема урока «Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке
(материал рассчитан на 2 урока в 10 классе)

Цель: Раскрыть антигуманность и опасность теории Раскольникова
Задачи:
1. Образовательная: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна в 19-21 в.; закрепить знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.
2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о нравственных ценностях романа и его главного героя; формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе).
3. Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать, обучать культуре ведения спора, формировать у учащихся на¬вык убедительно доказывать свою мысль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Подготовка к уроку: выразительное чтение наизусть стихотворения «Ночь в Петербурге» (актером-учащимся в образе современного Раскольникова), подготовка актера – учащегося для исполнения роли Раскольникова 19 века (прочтения монолога), проведение учащимися опросов среди старшеклассников «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?», «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?», поиск группой учащихся в Интернете материалов о современных Раскольниковых, подготовка сообщений по темам «Ницшеанство», «Терроризм в царской России 2 половины XIX века», «Диктаторы 20 века», ребята-художники с мольбертами и красками.
Раздаточные материалы: распечатки с высказываниями Ницше, тексты с романом «Преступление и наказание»
Оформление пространства: часть кабинета оформлена как каморка Раскольникова: темные шторы, стол, свеча. В этой части сидит и читает письмо главный герой (учащийся – актер), в противоположной стороне – за ноутбуком сидит современный Раскольников, вокруг него – много книг: Ницше, Ленин, Маркс, Достоевский, Библия. На доске - рисунки учащихся с изображением главного героя, фотографии политический лидеров: Гитлер, Муссолини, Наполеон, Ленин, Сталин, Нерон, Пол Пот, Петр I, Иван Грозный, Калигула, Чингисхан, Ким Ир Сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун.
До начала урока фоном играет «Болеро» Мориса Равеля. В финале урока – 7 симфония (Ленинградская) Шостаковича
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиоколонки
Методы и приемы: исследование, беседа
Гости урока: православный священник Отец Максим Золотухин, кандидат философских наук Юрий Босых, следователь по особо важным делам Иванов А.С., учитель истории, кандидат исторических наук Дементьев А.П.
Ход урока
Слово учителя литературы: (слайд 1, приложение 1) Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча и тема, которую мы выбрали для этого необычного урока, очень актуальна. События, происходящие в мире вокруг нас, заставляют задуматься о том, что пророчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского об идейном убийце все еще продолжает сбываться. Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Обо всем этом сегодня мы и поговорим и постараемся выяснить исторические, нравственные и философские аспекты возникновения теории «сверхличности» Раскольникова (слайд 2, приложение 1).
Играет музыка. Ученик, сидевший в образе современного Раскольникова, читает стихотворение (на экране - слайд 3, приложение 1, текст стихотворения - приложение 2)
Слово учителя (слайд 4, приложение 1) : «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?» - спрашивает своих современников русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский. Время, в которое живет Раскольников, требует от личности немедленного решения социальных и политических проблем, даже если для этого потребуется топор и появятся жертвы. Что творилось в умах молодых людей в тот период, когда жил Раскольников? Ведь он был не одинок. И его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. Давайте узнаем, какое общественное явление стало набирать силу в ту пору среди молодых и образованных людей.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Статский советник» (эпизод с террористическим взрывом)
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России 2 половины XIX века» (приложение 3)
Слово учителя (слайд 5, приложение 1): Вот такое приближалось время. Вот что творилось в умах молодежи. Давайте обратимся к нашему гостю, кандидату исторических наук. Каковы были исторические причины возникновения подобных явлений?
(комментарий Дементьева А.П., кандидата исторических наук)
Слово учителя: Итак, давайте обратимся к образу Раскольникова. Как мы уже знаем, этот герой разработал собственную теорию, в которой все сложилось арифметически просто. Есть люди, имеющие право, есть твари или вши. Сильные мира могут принести остальным благо. Им дозволено убивать и они не испытывают при этом мук совести: ведь совершенное ими деяние (даже если это убийство) сделано на благо человечества. Живет Раскольников в период активной борьбы революционных сил и резко обострившихся социальных противоречий. Сразу после опубликования романа появилась масса споров: одни считали Раскольникова революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. А как считаете вы? (слайд 6, приложение 1)
(ответы учащихся: Раскольников проявляет индивидуалистическое бунтарство, пока он еще не революционер в том смысле слова, в котором мы привыкли воспринимать такую личность. Все его действия – это социальный протест)
Слово учителя: (слайд 7, приложение 1) Раскольников абсолютно уверен, что его идеи принесут благо, разделив людей на обыкновенных и необыкновенных. Ведь «необыкновенные» - это те люди, которые способны правильно управлять миром - Ликург, Солон, Наполеон), они достигают высот в науке - Ньютон), технике и астрономии - Кеплер, религии - Магомет. Давайте послушаем самого героя.
Ученик, в образе Раскольникова 19 века, в своей импровизированной каморке читает монолог (приложение 4)
Слово учителя: Итак, «избранные» могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. По сути, это гениальные и талантливые люди. Неужели они не достойны управлять миром? (слайд 8, приложение 1)
(ответы учащихся: в основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Нет никакого толка в гениальном человеке, если он негодяй. Во имя своей теории и власти он уничтожит других талантливых людей, не говоря уже о массах).
Слово учителя: На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Какое подтверждение этому возможному будущему есть в тексте? (слайд 9, приложение 1)
(ответы учащихся, анализ третьего сна Раскольникова: теория Раскольникова бесчеловечна, антигуманна, она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за¬хотели бы доказать, что и они «наполеончики».
Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Свидетельством тому является третий сон героя на каторге. В болезни ему снится сон, что "весь мир осужден какой-то моровой язве". Он видит чудовищные картины разлада между людьми, войн, революций, насилия. Все это, как ответ, всплывает в подсознании Раскольникова, чтобы он окончательно отказался от своей теории).

Слово учителя: Откажется сам Раскольников от своей идеи или нет – вопрос открытый. Фактом остается то, что идея не исчезла, а даже нашла свое воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях.
Сообщение учащегося (слайд 10, приложение 1) «Ницшеанство» (приложение 5), чтение учащимися материала с высказываниями Ницше
Сообщение учащегося (слайд 11, приложение 1) «Диктаторы 20 века» (приложение 6)
Слово учителя: Как мы видим, все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои. А Хотите ли вы стать сверхчеловеком?
(ответы учащихся)
Сообщение учащегося о результате опроса «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?»
Слово учителя (слайд 12, приложение 1): Почему идея сверхчеловека так привлекательна для людей? С таким вопросом давайте обратимся к нашему гостю, кандидату философских наук Соболеву В.Ю.)
(комментарий гостя, вопросы и ответы учащихся)
Слово учителя (слайд 13, приложение 1) : Ф.М. Достоевский – писатель с православным мировоззрением. Для него, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В романе «Преступление и наказание» автор ставит невероятный эксперимент: он трансформирует библейскую идею Мессии, Спасителя человечества. Объясните, как? Возможно ли соединить в себе абсолютную власть и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным? А как тогда вести человечество, если не обладаешь властью? Какой силой обладает истинный Спаситель?
Ответы учащихся: теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата, идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несет собой исключительную гуманность и человеколюбие.
Слово учителя литературы: Давайте послушаем комментарий по этой проблеме нашего гостя, православного священника отца Максима.
Вопросы к гостю по материалу романа «Преступление и наказание», например, почему счастье и прощение можно заслужить только страданием? Ответы гостя, версии учащихся.
Слово учителя: Мы с вами все здесь приходим к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Но так ли думают ваши сверстники? Давайте послушаем результаты опроса.
Сообщение учащегося о результатах опроса «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?»
Слово учителя: (слайд 14, приложение 1) 19 век породил Раскольниковых, 20 век принес нам идеологов-диктаторов. Что же происходит в 21 веке? Рядом с нами?
Сообщение учащегося о результатах исследования видео и СМИ в Интернете «Раскольниковы 21 века».
Слово учителя: Идея Раскольникова в 21 веке обросла человеконенавистничеством, эгоизмом, злобой. Она приобретает размах. Молодые Раскольниковы не похожи на того, что был в 19 веке. Давайте послушаем нашего гостя, который не раз сталкивался с подобным.
(комментарий следователя по особо важным делам Иванова А.С., вопросы учащихся)
Слово учителя: (слайд 15, приложение 1) Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Чтобы ни происходило, мы, люди, можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.
В течение урока наши художники рисовали рисунки, в которых попытались отразить свое эмоциональное состояние, свои мысли по тем вопросам, которые мы обсуждали. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Демонстрация работ, комментарии авторов рисунков, вопросы и ответы учащихся.
Слово учителя: Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь отданная ей,- напрасно прожитой. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Это реальное явление, имеющее под собой исторические, философские и нравственные аспекты и растущие из века в века в новой прогрессии. Остановить зло теории «сверхчеловека» может только лишь добро, искренность, вера и милосердие, которые люди должны хранить в своих сердцах.

Домашнее задание: мини-сочинение «Опасность «блуждающих» во времени идей Раскольникова»
Приложение 2
Ночь в Петербурге. Одиночество. Боль.
Сбросить с себя б надоевшую роль…
Сонмы идеищ бурлят в голове.
Вкрадчивый ветер шипит на Неве.
В убогой каморке дырявое время.
Книги струят типографское семя,–
Отравлен Европою девственный ум:
Весь вечер течет в копошении дум.
В грязном окне притаилась луна,–
Преступна, коварна, мутна и пьяна.
На грязном полу – ошметки, окурки,–
Тротуара не чище в кривом переулке.
Трущобный философ мысль вперил в планету,
Мучимый жаждой познания света –
Извечным вопросом проклятья времен:
Клоп он ничтожный иль Наполеон?..
Ведь рассудить ежели объективно,
То вывод напрашивается очень противный:
Как песчинка на пляже, как капелька в море –
Вот вес человека в мировом просторе.
Сему возмущается гордость сознанья,
Всемогущества алчущего, воли, признанья!
Надо вселенную силой согнуть,
В бездну противящийся мир сковырнуть!
Чтоб затряслися от страха людишки, –
Нужно быть грозным, а не мальчишкой!
Только тогда покорятся желаньям
Душ легионы всего мирозданья!
Замыслив такое великое дело,
Топорик припрятанный выудил смело,–
За никчемность свою найдет он ответчицу,–
В клочья изрубит Старуху-Процентщицу!

Приложение 3
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России»
Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира.
Во 2 половине 19 века время в России существовало много проблем, которые накопились в ходе исторического развития страны: и внешнеполитические и внутриполитические проблемы. Среди молодых и жаждущих реформ людей активным действием против самодержавия становится терроризм. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России. Начинаются систематические террористические акции. Член группы Ишутина Д.Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1878 был убит жандармский генерал Мезенцев. В 1879 – харьковский губернатор Кропоткин. Появились многочисленные прокламации, пошла усиленная пропаганда, местами вспыхивали беспорядки. Охотились не только на царя, но и на «дичь» поменьше: министров, губернаторов, градоначальников, жандармов и их агентов. Чаще террористы охотились на конкретного человека, приговаривая его к смерти за конкретные действия, но бывало, человек становился мишенью и просто «по должности». Смертный приговор был вынесен Дмитрию Милютину, одному из самых порядочных и умных людей в царском правительстве, политику либеральных взглядов, реформатору. Его вина состояла лишь в том, что он являлся военным министром.
Вскоре терроризм приобрел широчайший размах, поскольку это стало делом не одиночек, а дисциплинированной революционной партии «Народная воля».
Приложение 4
Монолог Раскольникова
- Это не совсем так у меня. Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что "необыкновенный" человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и - vive la guerre eternelle, - до Нового Иерусалима, разумеется!

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверхчеловека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Приложение 6
Американский журнал Parade опубликовал список "худших диктаторов" года. Рейтинг тиранов был составлен на основе отчетов правозащитных организаций. Составители рейтинга прежде всего обращали внимание на соблюдение в стране прав человека и свободы слова, печати, распространения информации. Среди тиранов оказались правитель Судана Омар аль-Башир, 63-летний Ким Чен Ир, правитель Бирмы Тан Шве. Роберт Мугабе, 81-летний правитель Зимбабве, Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ху Цзиньтао, 63-летний Президент Китая, Седьмым стал 82-летний Король Саудовской Аравии Абдалла.
В возрождении культа личности Parade обвинила 67-летнего Сапармурата Ниязова В нее вошли руководитель Ливийской Джамахирии полковник Муаммар Каддафи, Король Свазиленда Мсвати III, Президент Эритреи Исайяс Афеверки, "Батька" Лукашенко, занявший 14 место в списке, назван "последним европейским диктатором", кубинский лидер Фидель Кастро, сирийский президент Башар Асад. Руководитель Пакистана Генерал Мушарраф был удостоен 17 места в рейтинге.
Далее идут Лидер Эфиопии Мелес Зенави, Буннан Ворачит - лидер коммунистического движения Лаоса. Завершает список "худших диктаторов мира" коммунист Тран Дук Луонг из Вьетнама.
Лидирующие позиции по традиции занимают Нерон, Пол Пот, Ленин, Сталин, Гитлер, Петр 1, Иван Грозный, Наполеон, Калигула, Чингис хан, Муссолини, Ким ир сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро.