Международное публичное право. Кодификации международного права Официальная кодификация международного права осуществляется

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

  • Становление и развитие международного права
    • О возникновении международного права
    • Состояние и характер современного международного права
    • Перспективы развития международного права
    • Международное право и мировой правопорядок
  • Понятие, особенности и система международного права
    • Понятие международного права
    • Особенности международного права
    • Система международного права
  • Нормы и принципы международного права
    • Нормы международного права
    • Принципы международного права
  • Источники международного права
    • Общая характеристика источников международного права
    • Международные договоры
    • Международный обычай
    • Решения международных организаций и конференций
    • Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
    • Кодификация международного права
  • Соотношение международного и внутригосударственного права
    • Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
    • Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Соотношение международного публичного и международного частного права
    • Конституция и международное право
    • Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
  • Субъекты международного права
  • Население и международное право
    • Международно-правовая регламентация положения населения
    • Международно-правовые вопросы гражданства
    • Правовой режим иностранцев
  • Территория и международное право
    • Виды территорий в международном праве
    • Территория государства
    • Территориальные приобретения и изменения
    • Территориальные споры
    • Государственная граница
    • Демаркационные линии
    • Международные реки
    • Международные каналы
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой статус Шпицбергена
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Принуждение и ответственность в международном праве
    • Классификация мер международно-правового принуждения
    • Санкционные меры международно-правового принуждения
    • Несанкционные меры международно-правового принуждения
    • Санкционная ответственность в международном праве
    • Объективная ответственность в международном праве
  • Право международных договоров
    • Право международных договоров как отрасль международного права
    • Национальное право и международные договоры Российской Федерации
    • Международные договоры как юридические акты международного права
    • Заключение между народных договоров
    • Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
    • Депозитарий многостороннего договора и его функции
    • Регистрация и опубликование международных договоров
    • Недействительность международных договоров
    • Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
    • Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
    • Толкование международных договоров
    • Договоры и третьи (неучаствующие) государства
    • Международные договоры в упрощенной форме
    • Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • Международное право прав человека
    • Международное сотрудничество в области прав человека
    • Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    • Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
    • Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
    • Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
    • Право убежища
    • Беженцы и перемещенные лица
    • Защита меньшинств и коренных народов
  • Международное морское право
    • Понятие, источники и субъекты международного морского права
    • Пределы действия норм международного морского права
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
    • Морские пространства, имеющие различный правовой статус
    • Международное сотрудничество в пределах морских пространств
  • Международное воздушное право
    • Понятие и система международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой режим международных полетов
    • Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
    • Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
    • Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
    • Международные авиационные организации
  • Международное космическое право
    • Понятие, история развития и источники международного космического права
    • Субъекты и объекты международного космического права
    • Правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космонавтов и космических объектов
    • Международное сотрудничество в освоении космоса
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Перспективные вопросы международного космического права
  • Международное экономическое право
    • Истоки, понятие и система международного экономического права
    • Субъекты, источники и принципы МЭП
    • Международная экономическая интеграция и глобализация
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Международно-правовые основы международной финансовой системы
    • Международный валютный фонд
    • Всемирный банк
    • Региональные финансовые организации
    • Международные клубы кредиторов
    • Международное сотрудничество в области энергетики
    • Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
  • Международное право охраны окружающей среды
    • Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
    • Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
    • Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
    • Международно-правовая охрана природных объектов
    • Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
  • Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
    • Методология и понятийный аппарат
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
    • Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
    • Интерпол - Международная организация уголовной полиции
    • Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
    • Международное уголовное правосудие
  • Право внешних сношений
    • Основы дипломатического права
    • Основы консульского права
  • Международные конференции
    • Понятие и классификация международных конференций
    • Подготовка и созыв международных конференций
    • Работа международных конференций
    • Механизм принятия решений
    • Виды актов международных конференций и их правовое значение
  • Право международных организаций
    • Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
    • Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
    • Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
    • Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
    • Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
    • Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
    • Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
    • Надгосударственность международных организаций
  • Право европейского союза
    • «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
    • Определение, понятие и особенности европейского права
    • Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
    • Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
  • Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
    • Международно-правовая база функционирования СНГ
    • Союзное государство России и Белоруссии
    • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    • Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
    • ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
  • Мирное урегулирование международных споров
    • Понятие международного спора
    • Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
    • Мирные средства разрешения международных споров
    • Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
    • Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
    • Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
  • Право международной безопасности
    • Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
    • Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
    • Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
    • Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
    • Операции по поддержанию мира
    • Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Право вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
    • Правовые последствия начала войны
    • Нейтралитет во время войны
    • Правовое положение участников вооруженных конфликтов
    • Правовой режим военной оккупации
    • Запрещенные средства и методы ведения военных действий
    • Средства и методы ведения морской войны
    • Средства и методы ведения воздушной войны
    • Защита прав личности во время вооруженного конфликта
    • Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
    • Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
    • Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
  • Международное право и информационные технологии
    • Общие вопросы и основные понятия
    • Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
    • Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
    • Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
    • Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий

Кодификация международного права

Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.

В общей теории права понятие «кодификация» имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.

Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.

Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных Гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.

Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

О КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Ю.С. Ромашев

Кафедра международного права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ул. Малая Ордынка, 17, Москва, Россия, 119017

В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Процесс кодификации международного права осуществляется достаточно давно, а его значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, несмотря на это, по мнению авторов, доминирующее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права, так как большая часть существующих областей международного права кодифицирована, но с появлением новых международно-правовых институтов этот процесс снова необходим. Авторы оценивает роль международных органов (например, Комиссии международного права ООН) в процессе кодификации. Также в работе раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин авторитетных ученых правоведов в области международного права.

Ключевые слова: международное право; кодификация международного права, прогрессивное развитие международного права, морское право, международное гуманитарное право.

Современный мир представляет сложную динамично развивающую систему. Государства сотрудничают и противоборствуют друг с другом в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах. Однако во взаимоотношениях государств все же большее место занимает их сотрудничество, которое не может прогрессивно развиваться без соответствующих регуляторов, важное место среди которых принадлежит международному праву.

Международное право все больше вторгается в нашу жизнь. Число международных договоров стремительно растет. Они охватывают самые различные сферы жизнедеятельности человечества от исследования и разработки морского дна до освоения космического пространства.

Одним из наиболее важных способов повышения эффективности международного права в эпоху глобализации является его кодификация. Она приводит не только к упорядочению норм международного права, но и воздействует на развитие законодательств государств, способствует их большей системности и единообразию. Кодифицированы такие древнейшие отрасли, как дипломатиче-

ское, консульское и морское право, право международных договоров и международное гуманитарное право. В основу дальнейшего международного нормотворчества, развития других отраслей международного права также положен процесс его кодификации и прогрессивного развития.

Процесс кодификации тесно связан с глубокими научными исследованиями. Данный вопрос имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Кодификация становится все более наукоемкой, а в ходе его необходимо решать все более сложные вопросы . В ходе ее осуществления необходимо проанализировать огромный массив норм, вычленить из него только действующие нормы, отвечающие потребностям современного развития.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что в настоящее время данному вопросу в российской международно-правовой науке по-прежнему уделяется не так много внимания. Данную проблему исследовали К. А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, В.М. Корецкий, ИИ. Лукашук, А.П. Мовчан и др. Зарубежные исследования так же немногочисленны.

Многие ученые сходятся в общем понимании кодификации международного права, считая, что это систематизация норм международного права, сведение их в единые международные договоры, как правило, универсального характера. Кодификация вообще, и международного права в частности, по их мнению, имеет целью уточнение действующих норм права; устранение устаревших правил; выяснение неопределенных, разрешение противоречивых и сведение действующих норм в систему. При этом большинство международников также отмечают, что кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права.

Как известно, выделяют два вида кодификации международного права - официальную и неофициальную. Неофициальную кодификацию можно считать одним из этапов официальной кодификации и она лежала у истоков кодификации международного права, составляет ее научную основу.

Неофициальной кодификацией занимаются, как правило, видные ученые - наиболее квалифицированные специалисты по международному праву, общественные организации, представленные как международными, так и национальными неправительственными организациями. Данная работа выражается чаще всего в форме разработки проектов международных договоров, судьбу которых должны решить уже субъекты международного права.

Первые предложения о неофициальной кодификации всего международного права обычно приписывают Иеремию Бентаму (Англия), предложившему ее в конце XVIII в. Однако он затронул вопрос кодификации не существующего позитивного международного права, а выдвинул мысль о некоем утопическом международном праве, которое могло бы явиться основой вечного мира между цивилизованными государствами .

Попытки кодификации международно-правовых норм производились в то же время и другими лицами. Так, например, в 1792 г. французский конвент постановил издать Декларацию прав народов. Эту работу выполнял аббат Грегуар. Декларация должна была включать 21 статью и содержать лишь принципы дан-

ного вопроса. Однако проект данного документа не был принят указанным органом.

В 1861 г. усилия по кодификации были предприняты австрийским юристом Домин-Петрущевичем. Им был опубликован Краткий кодекс международного права.

В 1863 г. профессор Колумбийского колледжа в Нью-Йорке составил проект «Законов войны». Данный документ в виде сборника норм, опубликованных Соединенными Штатами во время гражданской войны, предназначался как руководство для вооруженных сил.

Известный швейцарский ученый-международник Блюнчли в 1868 г. издал работу «Современное международное право цивилизованных государств», переведенную на ряд языков, в том числе и русский. Работа была представлена в виде кодекса.

Вопрос о необходимости кодификации международного права поднимался в работе «О призвании нашего века к реформе и кодификации международного права», опубликованной известным итальянским политиком и юристом Манчи-ни в 1872 г. В этом же году в Нью-Йорке вышли в свет научный труд Дедлея Фильда «Основы проекта международного кодекса». В 1887 г. Леоне Леви опубликовал работу «Международное право с материалами для Кодекса международного права», в 1890 г. итальянский юрист Фиоре - «Кодифицированное международное право и его юридическая санкция». В 1906 г. Е. Дгоплесси представил свой «Проект установления власти национальной, законодательной, административной, судебной: проект кодекса публичного международного права».

Общественные организации также активно подключились к процессу неофициальной кодификации. Так в 1873 г. в Генте (Бельгия) был образован Институт международного права, представляющий объединение юристов различных государств. Они разработали ряд проектов международных договоров, охватывающих различные области международного права. В 1880 г. Институт издал свой Сборник законов сухопутной войны. В 1913 г. этот институт опубликовал Справочник по морской войне.

В 1873 г. была создана Ассоциация для реформы и кодификации международного права. Эта организация действует и в настоящее время под новым наименованием - Ассоциация международного права (штаб-квартира находится в Лондоне).

В 1880 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество международного права. Его деятельность была направлена на создание благоприятных условий кодификации принципов международного права.

В Вашингтоне в 1912 г. был создан Американский институт международного права.

В целях оказания помощи в изучении международного права и его кодификации в 1957 г. в СССР была образована Советская ассоциация международного права, ныне Ассоциация международного права Российской Федерации.

В неофициальной кодификации большую работу проводят Международный институт космического права, Международный морской комитет.

Международный комитет Красного Креста подготовил проекты кодификации норм гуманитарного права. В дальнейшем на их основе были приняты четыре женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

В настоящее время по-прежнему растет значение неофициальной и особенно доктринальной кодификации. Велика роль международных неправительственных организаций в кодификации права окружающей среды и других отраслей международного права. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы.

Официальная кодификация - осуществляется субъектами международного права - действующими лицами на международной арене и способными создавать нормы международного права. Наиболее активно участвует в кодификации государства и международные межправительственные организации.

Первые попытки осуществления официальной кодификации были предприняты при подписании Парижского договора на Венском конгрессе (18141815 гг.). Кроме того, на конгрессе были утверждены положения, регламентирующие режим международных рек, ранги дипломатических агентов, а также нормы, запрещающие работорговлю и касающиеся нейтралитета.

Парижский мирный конгресс (1856 г.) продолжил процесс кодификации норм, касающихся гуманизации правил ведения морской войны, в частности по запрете каперства, о нейтрализации Черного моря.

Реальные шаги по официальной кодификации были предприняты российским правительством. Так, в 1874 г. по инициативе русского императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция. На ней обсуждался проект кодекса международного права о ведении сухопутной войны. Юристы, дипломаты и военные в качестве делегатов приглашенных государств одобрили Положение из 60 статей, известное под названием Брюссельской декларации, но эти статьи так и никогда не были ратифицированы государствами .

Необходимость упорядочения правового регулирования ведения сухопутной и морской войн привели к необходимости созыва крупномасштабных международных мероприятий. Так в 1899 г. в Гааге была созвана Первая конференция мира. Считается, что инициатором ее созыва стал российский император Николай II. На данной конференции были приняты конвенции, по-настоящему являющиеся международными кодексами, например такие как Конвенция о мирном разрешении международных споров и Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Кодификация ряда областей международного права, осуществленная на конференциях мира, показала необходимость и возможность ее осуществления в широких масштабах и явилась знаменательным событием в развитии международного права.

После Первой мировой войны кодификация международного права продолжилась, был заключен широкий спектр конвенций в области права воору-

женных конфликтов, регламентирующих обращение с раненными и военнопленными, запрещения отравляющих и удушающих газов, мирного разрешения споров, воздухоплавания и морского судоходства, а также в экономической сфере.

Важную роль в выяснении взглядов правительств на международное право и в согласовании их позиций играют универсальные международные организации и международные конференции. С их помощью вырабатывается общий подход. Все это сказывается как на кодификации и развитии международного права, так и на применении его норм. Эти организации позволяют всем государствам участвовать в формировании и развитии международно-правового сознания и соответствующих норм .

Большой вклад в данной области внесен Лигой наций, являющейся универсальной международной организацией. Именно она приступила к систематической деятельности по кодификации международного права. В рамках Лиги наций активную роль в этом вопросе сыграли рекомендации Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, состоявшего из 17 членов.

В качестве первоочередных направлений кодификации этим органом были выбраны: гражданство, территориальные воды, ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев, дипломатические привилегии и иммунитеты, процедура международных конференций, порядок заключения и составления проектов международных договоров, пиратство, эксплуатация морских богатств.

Конференция по прогрессивной кодификации международного права проходила в Гааге с 13 марта по 12 апреля 1930 г. В ходе ее работы были приняты: конвенция по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; протокол, относящийся к определенному случаю безгражданства; особый протокол, касающийся безгражданства. По другим вопросам, касающихся, например, территориальных вод, общего консенсуса не было достигнуто.

Л. Оппенгейм, оценивая результаты Гаагской конференции 1930 г., подчеркивал, что, во всяком случае, ее опыт и результаты дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ .

На смену Лиги наций пришла Организация Объединенных Наций. Ее деятельность в рассматриваемой области вытекает из п. 1 ст. 13 Устава ООН, согласно которой Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Через этот главный орган ООН проходят проекты, подготовленные другими ее органами. В настоящее время роль Ассамблеи в кодификации и прогрессивном развитии международного права только возрастает.

В рамках ООН большую роль в процессе кодификации играет Комиссия международного права. Ранее данный вспомогательный орган ООН именовался Комитетом по прогрессивному развитию международного права и его кодифи-

кации. Согласно Статуту Комиссии ее цель определяется как содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссия приняла участие в кодификации норм международного права, включенных во многие конвенции, в частности в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Конвенцию о специальных миссиях 1969 г., Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и многие другие.

Кроме того, Комиссия международного права подготовила ряд документов, содержащих кодифицированные нормы, а именно Проект декларации прав и обязанностей государств (1949 г.), Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (1950 г.), Проект конвенции об искоренении и сокращении безгражданства в будущем (1954 г.), Проект статей о клаузулах о наиболее благо-приятствуемой нации (1978 г.) и др.

На материалы Комиссии международного права ссылаются в дипломатической практике и, что особенно существенно, на них нередко опираются решения международных судебных органов.

Одним из наиболее примечательных событий в деятельности Комиссии международного права стало окончание работы над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статьи проекта были приняты к сведению, включены в резолюцию Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 г. в качестве приложения и предложены «вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере».

В Проекте подведен некоторый итог по кодификации норм международного права в вопросах международно-правовой ответственности. Данный документ имеет большое значение и для законодательств, регулирующих вопросы их международной деятельности, а также деятельности должностных лиц, направленной на реализацию международных обязательств своих государств. Кроме того, Проект, наряду с кодифицированными, правда уточненными, обычными нормами международного права содержит и множество новых прогрессивных положений, которые следует осмыслить государствам и в дальнейшем применять их на практике. Международный Суд ООН в своих решениях обращался еще на стадии разработки Проекта к его положениям и признавал их в качестве обычных норм международного права.

Следует обратить внимание, что кодификацией норм международного права занимаются и другие органы ООН - Комитет по использованию космиче-

ского пространства в мирных целях, ранее существовавшая Комиссия по правам человека, а ныне - Совет по правам человека, ЮНСИТРАЛ и др.

В кодификации норм международного права принимают активное участие такие специализированные учреждения ООН, как МОТ, ИКАО, ИМО, ВОЗ, ЮНЕСКО. Большая их заслуга в кодификации международного морского, воздушного и космического права, а также таких комплексных областей, как международное трудовое право, транспортное и телекоммуникационное право.

Следует заметить, что, несмотря на позитивное значение кодификации, многие юристы высказывают опасение, что многие кодификационные нормы несколько расходятся с нормами, которые сложились как обычные. При этом участниками многих конвенций по-прежнему остается ограниченное число государств. Все это создает определенные сложности в правоприменении.

Эффективность кодификации, по мнению И.И. Лукашука, во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация .

Как мы видим, процесс кодификации международного права осуществляется весьма давно, а ее значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, хотя, по нашему мнению, большее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права. Большая часть существующих областей международного права уже кодифицирована. Однако это не означает, что кодификация международного права уходит в прошлое. Появляются новые международно-правовые институты и отрасли, нормы которых будут испытывать потребность в кодификации. Одновременно будут формироваться новые и видоизменяться старые обычные нормы международного права, что неизбежно потребует их кодификации.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб: Россия-Нева, 2001.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Оппенгейм Л. Международное право: пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом / под ред. и пред. С.Б. Крылова. - М.: Госуд. изд-во иностранной литературы, 1948.

ON THE CODIFICATION OF INTERNATIONAL LAW

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The Department of International Law National Research University Higher School of Economics

17, Malaya Ordynka st., Moscow, Russia, 117198

The article considers the historical aspects of the formation of the codification of international law. The codification of international law is carried out for a long time, and its value is very large, es-peccialy for the development of the legislation of states, despite this, in author"s opinion, greater significance at the current stage will be given to the process of progressive development of international law, as most of the existing areas of international law are codified, but with the appearance of new international legal institutions, this procedure will be necessary again. The author values the roleof the international bodies (eg, the International Law Commission) in the process of codification. Also this article reveals the importance of formal and informal codification and shows the participation of international institutions in that field. The author is analysing the doctrines of reputable scientists jurists in international law.

Key words: international law; codification of international law and the progressive development of international law, maritime law, international humanitarian law.

Lukashuk I.I. Kodifikacija i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava v XXI veke // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. - Spb: Rossija-Neva, 2001.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast": uchebnik dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem, pravovoj un-t. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2005.

Oppengejm L. Mezhdunarodnoe pravo: per. s 6-go angl. izd., dop. G. Lauterpahtom / pod red. i pred. S.B. Krylova. - M.: Gosud. izd-vo inostrannoj literatury, 1948.

Bentham"s Works, ed. by Bowring, VIII.

Кодификация - это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу-лирования. Кодификация - один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов-лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж-дународные нормативные акты ЮНЕСКО".


Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств - "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).