Презентация на тему "международная защита прав человека". Международная защита прав человека Конспект урока система судебной защиты прав человека

Открытый урок «Права человека»

Цель урока: расширить знания о правах человека и порядке их защиты, как на международном, так и внутригосударственном уровне.

Задачи урока:

Показать роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

Продемонстрировать влияние Всеобщей декларации прав человека на Конституцию РФ в области защиты прав человека

Продолжить формирование активной гражданской позиции в области защиты прав человека

Оборудование: Проектор, на котором демонстрируется презентация, фотоматериалы, текст Конституции РФ, стенгазета, подготовленная учащимися.

Ход урока

Учитель: Ребята сегодня нам с Вами предстоит рассмотреть один из основополагающих вопросов современной правовой системы международного сообщества – проблему защиты и соблюдения прав человека. Несмотря на неоднократную постановку этой проблемы на международной арене создании различных организаций занимающихся контролем в этой области проблема зашиты прав человека не становится менее актуальной.

В этом году исполняется 60 лет с момента принятия Всеобщей декларации прав человека. В рамках урока давайте попытаемся выяснить какую роль сыграл этот документ в развитии норм борьбы с различными видами дискриминации.

Класс разбит на 4 группы: правоведы, историки, политологи и социологи, которые проводили исследовательскую работу и подготовили свои материалы.

Учитель: Прежде чем знакомиться с документальной основой наших исследований давайте обратимся к основным понятиям урока и выясним, что такое права человека и какое влияние на развитие общества.

Выступление группы правоведов: Права человека: понятие и сущность

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и конфликтов на основе сочетания свободы индивида, со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Права человека являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно приняты и охраняемы государством.

К правам человека относятся:

Личные или гражданские права (на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, свободы совести, передвижения и выбора места жительства, национальную принадлежность);

Политические права и свободы (участвовать в управление государством, на свободу слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, на объединение в общественные организации, на обращение);

Социальные и экономические права (на труд, защиту от безработицы, справедливые и благоприятные условия труда, частной собственности на имущество, на социальное обеспечение, на достаточный и наивысший уровень жизни, психического и физического здоровья, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь);

Культурные права (на образование, участие в культурной жизни, свободу всех видов творчества).

Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие.

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему в современном мире права человека явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми.

Учитель: Давайте попытаемся ответить, какие же факторы влияют на формирование правовых особенностей государств и не позволяют им стать подлинно правовыми. (Обсуждение).

Учитель: Как мы видим и сейчас проблема защиты прав человека стоит очень остро. С особым вниманием мировое сообщество было вынуждено обратиться к этой проблеме в годы второй мировой войны, когда фашизм низверг и растоптал главную ценность человеческого общества – жизнь. Примеров этого не мало (демонстрация фотоматериалов). Ответом на это стало появление международной организации призванной не допустить повторения подобных зверств.

Выступление группы историков: ООН и защита прав человека

ООН возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех в число целей Организации Объединенных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в ходе ее.

Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН.

Под председательством Элеоноры Рузвельт (США), защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта, Комиссия занялась определением основных прав и свобод. Основной вклад в работу внесли следующие члены Комиссии: Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан), Пэн Чунь Чан (Китай), Эрнан Санта Крус (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), лорд Дьюкстон/Джеффри Вильсон (Соединенное Королевство), Вильям Ходжсон (Австралия) и Джон Хамфри (Канада). (демонстрация слайдов)

Первоначально в состав Комиссии по правам человека входили 18 государств-членов; в настоящее время в ее состав входят 53 члена, которые ежегодно проводят свои заседания в Женеве для рассмотрения вопросов прав человека, разработки и кодификации новых международных норм и представления рекомендаций правительствам. Неправительственные организации играют активную роль в ее работе.

После углубленного рассмотрения и 1400 раундов голосования практически по каждому слову и каждому положению 10 декабря 1948 года в Париже в новом дворце Шайо Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Декларация, в которой провозглашены личные права и свободы для каждого, была беспрецедентной по своему характеру. Она остается основным сводом стандартов в области прав человека в двадцатом столетии и краеугольным камнем всемирного движения в защиту прав человека.

Хотя Декларация не имеет обязательной силы договора, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Многие пакты, конвенции и договоры по правам человека, заключенные после 1948 года, основаны на ее принципах. (Знакомство с отрывками текста Декларации в картинках).

Одним из самых больших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющей базы законодательства в области прав человека. Впервые в истории существует всеобщий кодекс прав человека, которого могут придерживаться все государства и к которому могут стремиться все люди.

Организация Объединенных Наций стремится создать культуру прав человека во всем мире. К наиболее всеобъемлющим юридически обязывающим соглашениям по правам человека, заключенным под эгидой ООН, относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Их положения стали юридически обязывающими, что продвинуло Всеобщую декларацию на шаг вперед. Большинство стран мира является сторонами этих двух конвенций, что обеспечивает возможность международного контроля за существующей практикой в области прав человека.

Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

С 1948 года в рамках Организации Объединенных Наций было заключено порядка 60 договоров и деклараций по правам человека. Ниже приводятся названия некоторых из них:

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года

Конвенция о статусе беженцев 1961 года

1965 года

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

1984 года

1989 года

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (сопровождается демонстрацией презентации).

Учитель: Долгие годы в нашей стране борьба с дискриминацией, да и в целом проблема защиты прав человека не стояла остро, а зачастую замалчивалась правительством. С распадом СССР, усилением миграционного движения, развитием демократических институтов эта проблема стала выходить на центральные позиции. Какие же институты гарантируют соблюдение прав человека в Российской Федерации.

Сообщение группы политологов: Защита прав человека в РФ

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает систему государственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи: разделение властей, прямое действие норм и принципов Конституции, презумпция не виновности, права человека, как высшая ценность, а также соответствующая этим принципам система государственной власти. (Сопровождается демонстрацией в презентации)

Конституция РФ определяет особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигает защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Развитие этого конституционного положения должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.

Тема урока: Международная защита прав человека.

I .Планируемые результаты :

Предметные результаты: владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения предмета; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования.

Задачи занятия:

1)расширить представления учащихся международных организациях по защите прав человека

2)изучить понятия ООН, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека

3)рассмотреть способы формирования международных организаций по защите прав человека

4)определить проблемы отмены смертной казни

II . Литература и оборудование:

Учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер.

III . Организация учебной деятельности

Ход занятия:

1.Мотивационный этап .

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Вопросы могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями темы.

2. Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1.Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2.Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

3.Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд.

4. Развитие механизмов международной защиты прав человека.

    Этап закрепления

Аналитический блок.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы и оценивание.

Домашнее задание: п.28, задания на стр.327-328

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.

Цели урока :

ü на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

ü охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;

ü закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, ».

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинения тяжкого вреда их здоровью;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

· принудительной передачи детей;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

· Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.

· Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.

· Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.

· Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.

· Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.

· Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

· Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

· не допускались к участию в выборах

· не могли учиться вместе с белыми

· должны были занимать специально

· отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

Предписывал народам банту проживать в специальных резервациях

Лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав

Запретил межрасовые браки

Ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

· Европейский суд по правам человека

· Комитет по правам человека ООН

· Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

· Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)

· Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

· Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

· Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету « Право »

в 10 классе

Нарушение и защита

прав человека

Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

Тип урока : урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.


Цели урока :

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы : беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия : геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты : расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

2. Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека» (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

« Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека ».

(слайд 1)

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio - различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

  • Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895-1923 гг.
  • Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.
  • Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.
  • Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.
  • Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака -1987-1989 годов.
  • Геноцид в Руанде 1994 года - массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.
  • Резня в Сребренице (1995) - массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили: 11 млн. человек на оккупированных территориях СССР; 6 млн. евреев; 200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975-1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс. В окрестностях г.Сребреница в 1995 г. было уничтожено по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США. Чернокожие в Америке:

  • не допускались к участию в выборах
  • не могли учиться вместе с белыми
  • должны были занимать специально
  • отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

  • предписывал народам банту проживать в специальных резервациях
  • лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав
  • запретил межрасовые браки
  • ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне - насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них - русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

  • Европейский суд по правам человека
  • Комитет по правам человека ООН
  • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
  • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
  • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
  • Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.


Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».