Нравственные уроки в произведении преступление и наказание. Какие уроки можно извлечь из романа преступление и наказание? Какие уроки можно извлечь из романа

«Преступление и наказание» - пер­вый из серии знаменитых рома­нов Достоевского, благодаря кото­рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли­тературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан­дартную схему так называемого «уголовного рома­на» с его обязательными компонентами: преступ­ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома­нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни­цах произведения. Между тем в романе Достоев­ского читателю с самого начала известно, кто со­вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя. Предельная напряженность сюжета романа выра­жена в нагнетании острейших драматических ситуа­ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу­бийство Свидригайлова... - и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео­логический характер, полемика раскрывает противо­положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи­тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз. В «Преступлении и наказании» Достоевский при­меняет особую форму повествования, которая полу­чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра­няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру­жающий внешний мир включен в процесс само­сознания героя, неизменно переводится из авторс­кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про­цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия. Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До­стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра­жающейся в напряженных драматических ситуа­циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини­мают нередко самые мучительные формы. Действующие лица романа, за редким исклю­чением, почти все время находятся на грани психо­логического срыва. Для них не существует душев­ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри­тельности, даже ненависти. Только там, где по­является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения. В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно­ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па­радного Петербурга с Невским проспектом и Мед­ным всадником. У писателя свой Петербург - город с грязными переулками, темными дворами, мрач­ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль­ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь­никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, - признавался герой романа, - как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен­ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо­жих бледно-зеленые и больные лица...» И само­убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став­нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело... Удушающее, узкое жизненное пространство окру­жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль­ного четырехугольника). В это пространство, состоя­щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти. Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про­изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест­ность. С дальнего другого берега чуть слышно до­носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри­мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова. Интересна цветовая гамма «Преступления и нака­зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе - желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за­нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков. В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ­ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа­нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем­брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос­вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни­цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об­ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе­мых катастрофах, к которым могут привести ново­явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос­тых людей, их естественные права на жизнь, свобо­ду и счастье. Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ - на­стоящий сигнал бедствия». Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу­дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз­можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на­сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка­кими бы высокими словами оно ни маскировалось. Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара­торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про­исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис­ключительность, раскольниковское право на насилие». Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев­ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

"Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные соци­альные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоя­щих социальных проблем. Автора беспокоит безнравствен­ность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на фор­мирование неравенства между людьми. А это приводит впо­следствии к выраженному праву власти одного над другим.

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каж­дый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действи­тельно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - "униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольни­кова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит ло­гике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Досто­евского волновало более всего преступление против нравствен­ных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольни­кова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство че­ловека охарактеризовано писателем как "убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что "спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе "Преступление и наказание» таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, гово­рили много прекрасного о ее душе: "...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно при­влекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться рав­нодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не пере­чила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - "существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. "Приниженной» Соне­чка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот "погибнет» во мраке тьмы, бед и стра­даний, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным пред­ставить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внеш­ности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от "уничтожения» нашего героя. Сонечка - это как "луч света» в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вмес­те с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раск
ольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смяг­чалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. На­конец они оба обрели . Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступ­лении, к появлению нравственности.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каж­дого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права на­зывать себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - "чистый свет высокой нравственной идеи».

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.

В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.

Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.

Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.

Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского...

  2. Загрузка... Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского...

  3. Загрузка... В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во...

  4. Загрузка... Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” - одно из выдающихся произведений мировой...

  5. Загрузка... Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией...

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.
Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

Сильным,
гордым,
романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.

Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

  • сильным,
  • гордым,
  • романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.
Еще одним уроком является то, что человек не имеет право лишать жизни другого человека каким бы никчемным он не был. Раскольников решил стать вершителем судеб, но ведь жизнь людям даровал Бог, и забрать ее может только он.