Пдд выезд на полосу встречного движения статья. Выезд на полосу встречного движения

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение - лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для "Российской газеты" разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной - разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение - это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 - тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое - остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор - о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он "совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом". Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение - поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней - сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах "Российской газеты".

Наша компания «Авто Право» занимается предоставлением бесплатных консультаций по поводу различного рода нарушений на дороге. Специалисты, работающие у нас, выслушают ваш вопрос и дадут на него компетентный ответ. И если вас интересует такое нарушение, как движение по встречной полосе, то мы подробно расскажем обо всех возможных ситуациях и штрафах за них.

Бывают разные случаи, когда водитель может выехать на встречку. Это и развороты, и объезды, и обычные повороты, и парковка. За такие маневры инспекторами ГИБДД вам может быть предъявлен штраф или же могут конфисковать права на некоторое время права.

Вот несколько примеров того, какое наказание вам придется понести за движение по встречке:

  • Объездные операции на дорогах по встречной полосе. В данном случае, если вы объехали, к примеру, сломанный или остановившийся автомобиль, когда его можно было миновать с правой стороны, то для водителя уготован штраф в размере 1000-1500 руб.;
  • Маневры с разворотом. Любые развороты предусматривают выезд на полосу встречного движения, за него вам выпишут штраф от 1000 до 1500 руб.;
  • Совершение поворота налево. Такие движения нужно совершать лишь в местах, где это разрешено, к примеру, на перекрестках, если там отсутствует запрещающий знак. Такое нарушение будет стоить водителю около 1500 рублей;
  • Совершение обгона. Если вам случилось выполнить данное нарушение, и его видел инспектор, то про права водителю придется забыть на полугодовалый срок. Фиксирование же обычным прибором для съемок, смягчит это наказание до уплаты штрафа размером в 5000 руб.;
  • Выезд на дорожное полотно с односторонним потолком машин. Такой маневр естественно обойдется вам лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном, аналогичном движении по встречке права у вас отберут на целый год.

Специалисты нашей компании предупреждают вас о том, что нужно внимательнее относиться к правилам дорожного движения, и четко их соблюдать. Это обезопасит вас от обмана со стороны инспектора ГИБДД.

Меры взыскания за движение по встречке

Для любого водителя будет не лишним знание, какие бывают штрафы за движение по встречной полосе. Наши юристы знают о таком происшествии буквально все, поэтому всегда помогут дельным советом. Поскольку в различных ситуациях наказание может быть абсолютно разным. Взыскание за административное нарушение такого характера иногда обходится оплатой штрафа, достигающего 5000 рублей, а в некоторых случаях - это лишение сроком до 1 года водительских прав.

Почему такие суровые санкции применяют к водителям? Это все потому, что в их действиях скрыта большая опасность, то ли намеренная, то ли случайная. Заключается это в создании помех в движении других транспортных средств. В результате такие действия могут привести к тому, что возникнет аварийная ситуация на данном отрезке пути.

Такое же наказание за выезд на встречку грозит и тем водителям, которые совершают обгоны в месте, где имеются дорожные знаки, разметка или действуют нормы раздела 11 правил дорожного движения о запрете проведения таких маневров.

Правонарушитель может лишиться либо 5 тысяч рублей, либо же на полгода забыть о том, что у него есть права и автомобиль. Повторное нарушение грозит всегда еще большим наказанием, поэтому если вы не хотите целый год ходить пешком, то придется постараться и не нарушать.

Если у вас случайно произошел объезд автомобиля, а делать на этом участке дороги такого нельзя, то наказание за выезд на встречку будет менее строгим и не таким затратным, поскольку составит лишь от 1000 до 1500 рублей.

Естественно, такие наказания за выезд на встречку не сравнить с теми, которые грозят при обгоне и движению. С чем связана такая лояльность к водителю? Ну, во-первых, объезд это вынужденная мера, от которой порой деться некуда. Во-вторых, это всего лишь непродолжительный процесс, когда автомобиль находится на встречной полосе.

Чем отличается объезд и обгон при движении по встречной полосе?

В связи с тем, что за объезд и обгон установлены резко отличающиеся наказания, водитель, совершивший правонарушение, пытается оправдаться и найти возможность смягчить ответственность. В этом наши юристы и адвокаты действительно могут помочь. Мы сможем найти доказательства того, что водитель не виновен, или же его ошибка не значительна и не представляла никакой угрозы на дороге.

Все дело обстоит так. Такого понятия, как объезд, в правилах движения не зафиксировано, а вот про обгон написано все более конкретно.

Обгон - это обход автомобиля или целой колонны машин, который, так или иначе, предусматривает движение по встречной полосе, штраф за него намного выше по этой причине. Получается, если автомобиль идет на обгон, то он естественно ускоряется, что может привести к аварии, в случае появление на встречке другого авто.

Если же машина стояла, и ваше транспортное средство совершило движение по встречной полосе, штраф можно снизить до минимума, то есть 1-1,5 тыс. руб. за объезд не по правилам.

Зная о таких нюансах, наша фирма гарантировано будет представлять ваши интересы в суде. Наши юристы хорошо осведомлены обо всех изменениях в дорожных правилах и знают их безукоризненно.

Что сделать, чтобы инспектор не «подменил» нарушение?

Очень часто водители встречают на дороге «не чистых» на руку инспекторов ГИБДД. С желанием получить свою выгоду, некоторые из них выполняют подмену понятий, когда квалифицируют правонарушение, сделанное водителем авто.

Они наказания за выезд на встречку часто завышают и приписывают то, чего на самом деле на дороге не происходило. Могут случаться такие подмены:

  • Безобидный объезд выдается за обгон. А помня о том, что разница в штрафах значительная, то выгода у инспектора будет неплохой. В этом случае наши юристы советуют внимательно изучать все доводы, приводящие вам и помнить, что когда вы совершили выезд на встречку, объезжаемый объект был неподвижен. Всегда стойте на своем, и тогда справедливость действительно восторжествует;
  • Зачастую любой обход соседнего автомобиля они готовы выставить как нарушение. Это неверно, поскольку лишь выезд на встречную полосу может считаться обгоном. А то, что вы объехали транспортное средство, так это простое опережение, не ведущее ни к каким аварийным ситуациям и негативным последствиям;
  • Не следует также вестись на то, что вам могут инкриминировать пересечение одинарной или двойной сплошной разметки. За такое не предусмотрено наказаний. Согласно законодательству Российской Федерации наказания могут быть за уже рассмотренные выше моменты, но не за это.

Итак, по итогу, мы выяснили, что считается грубым нарушением, и какое из них не повлечет больших штрафных санкций. Для наших экспертов в данной сфере при вашем выезде на встречную полосу будет беспроблемным доказать, что это было вынужденное мероприятие и по-другому вы поступить просто не могли.

В Правилах дорожного движения зафиксировано более двадцати ситуаций, при которых запрещен выезд на полосу встречного движения. К примеру, за выезд на встречную полосу движения, по которой уже движется другой автомобиль, КоАП карает штрафом в 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Лишение прав в этом случае неприменимо, если нарушение зафиксировали видеокамеры. Повторный выезд на полосу встречного движения вне зависимости от того, кто его зафиксировал, влечет лишение прав на 1 год.

В одной статье сложно рассмотреть все случаи выезда на полосу встречного движения, со всеми нюансами дорожной разметки и сопутствующих знаков. Для этих целей лучше всего обратиться к тексту Правил дорожного движения. Мы расскажем о наиболее частых ситуациях и укажем, какие меры взыскания к ним применимы.

Ответ очевиден. Выезд на встречную полосу разрешен в тех случаях, когда это не запрещено Правилами. И таких случаев не слишком много:

  1. Узкая дорога, на которой нет разметки, нет запрещающих обгон знаков и других условий, которые запрещали бы выезд на встречку. При этом водитель самостоятельно определяет, какая часть дороги отведена встречному транспорту. Если нет разметки и дорожных знаков, то число полос всегда будет четным. Точное их количество водитель определяет на глаз (как правило, это 2 или 4 полосы);
  2. Дорога с тремя полосами, на которой нет дорожных знаков, запрещающих обгон или разворот по встречной полосе. Три полосы обязательно должны быть размечены краской, иначе дорога будет двух или четырехполосной;
  3. Другие случаи, которые являются незначительными модификациями первых двух.

Обгон попутной машины

При обгоне машины, идущей по левой крайней полосе, с пересечением обычной сплошной линии или двойной, водитель наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При этом причины, побудившие водителя это сделать (торопился, попутная машина ехала с неприлично низкой скоростью) суду и инспектору ГИБДД будут совершенно не важны.

Поворот налево на перекрестке с заездом на встречку

Если водитель при повороте на перекрестке немного не рассчитал траекторию движения и случайно заехал на встречную полосу (хотя бы одним колесом), то наказание будет суровым – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Это следствие нарушения п. 8.6 Правил.

Поворот на Т-образном перекрестке под запрещающий знак

Поворот под «кирпич» на перекрестке с односторонним движением обойдется водителю в 5000 рублей. Если нарушение отягчено созданием аварийной ситуации на дороге, то штраф заменяется лишением прав до полугода. КоАП квалифицирует такой поступок как пренебрежение дорожными знаками и разметкой.

Выезд на встречную полосу движения при езде на многополосной дороге

Выезд на соседнюю полосу на дороге с четырьмя и более полосами штрафуется лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Не важно, была ли на дороге разметка полос или нет. Если разметка отсутствует, водитель должен самостоятельно рассчитать, где находится встречная полоса (ровно на половине ширины дороги).

Выезд на полосу для общественного транспорта

Пересечение одинарной или двойной сплошной линии при обгоне с выездом на встречную полосу, которая предназначена только для движения автобусов, троллейбусов и маршруток, наказывается лишением прав на срок до полугода. Такие полосы встречного движения общественного транспорта обычно снабжены знаком 5.11, а на дороге рисуется буква «А».

Игнорирование знака «Обгон запрещен»

При обгоне попутных машин, когда этот маневр запрещен знаком 3.20, водитель рискует лишиться прав на срок 4 – 6 месяцев. Наличие разметки, ее вид (сплошная или прерывистая), скорость обогнанного автомобиля – все это не имеет значения, важен лишь запрещающий знак.

Выезд на полосу встречного движения трамваев

Если водитель решается на обгон попутного трамвая и выезжает на рельсы, то это создает серьезные помехи встречному трамваю и условия для возникновения аварии. Наказание за такое лихачество – лишение прав до полугода.

Выезд перед «закрытым» перекрестком

Если водитель решил обогнать попутный транспорт перед перекрестком с плохой видимостью и поэтому выехал на встречную полосу, то это приведет к лишению прав. Такой маневр создает серьезную угрозу ДТП. Нарушение будет признано даже в том случае, если на дороге не было знака «Обгон запрещен» или сплошной дорожной разметки.

Нарушение правил в зоне железнодорожного переезда

Выезды на полосу встречного движения в зоне действия знаков 1.1 и 1.2 (ж/д переезд) однозначно наказывают лишением прав. Один из вариантов ситуации – обгон попутных машин перед опущенным железнодорожным шлагбаумом с желанием перескочить поближе к переезду.

Важно! Во всех указанных случаях вместо лишения прав может применяться административный штраф до 5000 рублей. Конкретную меру взыскания обычно определяет суд, и она зависит от множества изменчивых факторов.

Объезд препятствия


Объезд препятствия

Выезды на встречную полосу движения по автомобильной дороге или трамвайным путям встречного направления в целях объехать препятствие наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. Под препятствием понимается недвижимый объект, который невозможно объехать справа. Препятствием не является дорожная пробка, а также транспортное средство, припаркованное по Правилам. А вот место аварии – это препятствие.

Разворот или поворот при запрещающей разметке

Если водитель пересекает сплошную линию разметки или отрезок дороги с запрещающим знаком выезда на встречную полосу в целях разворота или поворота, то ему грозит административный штраф от 1000 до 1500 рублей.

Одновременное движение по своей и встречной полосе

Частичные выезды на полосу встречного движения (езда на середине дороги) наказывается точно так же, как и обычный выезд на встречку – штрафом до 5000 рублей или лишением прав до 6 месяцев.

Езда по линии разметки

Наезд одним колесом точно на линию дорожной разметки не является ее пересечением и не может наказываться лишением прав. В этом случае, если такой маневр заметил сотрудник ГИБДД, водителю придется выплатить штраф в 500 рублей.

Как защититься от лишения прав?

Если инспектор ГИБДД настаивает на лишении прав за выход на встречную полосу движения, то следует настоять на занесении в протокол вашей версии событий, сделав упор на подробном описании правонарушения:

  • В каком состоянии находится дорожная разметка или дорожные знаки;
  • Маневры всех участников правонарушения;
  • Видимость на дороге (погодные условия, время суток);
  • Точная последовательность событий;
  • Освещение на дороге.

Если при нарушении были свидетели, потребуйте от них письменных показаний. Нелишним будет сфотографировать место происшествия или составить графическую схему маневров. Для снимков подойдет и обычный сотовый телефон.

Что необходимо сфотографировать?

  1. Маркеры места (километровые столбы, здания с номерами домов и названием улиц, мосты и тоннели);
  2. Дорожные знаки и разметка;
  3. Любые дорожные элементы (перекрестки, обочина и тротуар, трамвайные пути, полосы движения общественного транспорта).

Протокол правонарушения инспектор отправляет судье. Чтобы не заниматься этим делом самостоятельно и не пускать его на самотек, можно обратиться за помощью к автоюристам. А можно заняться изучением материала самостоятельно и хорошо подготовиться к суду, собрав достаточно материалов для доказательства своей позиции.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Из дел об административных правонарушениях, предусматривающих лишение права управления транспортными средствами, чаще всего водителей привлекают по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. Далеко не всегда действия инспектора ДПС являются законными, а действия водителя - правильно квалифицированными. Более того, в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года (с изменениями от 11 ноября 2008 года), по частям 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать только прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно Правилами дорожного движения РФ такой запрет установлен в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещен обгон в соответствии с п.11.4 ПДД РФ:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п.8.6 ПДД).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 г. № 23, нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1.

Таким образом, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, прямо запрещен перечисленными пунктами ПДД РФ, а также рядом дорожных знаков и разметкой 1.1, 1.3. Указание в разделе описания нарушения в протоколе об административном правонарушении иных пунктов и знаков не свидетельствует о нарушении, которое можно было бы квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Зачастую инспектор ДПС не указывает конкретных пунктов ПДД РФ, которые были бы нарушены водителем, ограничиваясь указанием на п.1.3 ПДД РФ. Диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает, что в административном порядке преследуется лишь такой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, который сопряжен с нарушением Правил дорожного движения. Подобное описание события правонарушения нельзя признать отвечающим требованиям закона. Пункт 1.3 ПДД РФ является общей нормой и гласит, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Как видно из приведенного текста, п. 1.3 ПДД РФ не содержит каких-либо запретов выезда «на полосу, предназначенную для встречного движения». Такие запреты (либо необходимость соблюдения предписаний в движении при управлении автомобилем) содержатся в других пунктах Правил и Приложениях к Правилам. Не указание этих пунктов Правил дорожного движения в протоколе об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии события правонарушения.

Кроме того, зачастую инспектор ГИБДД неверно излагает в описании нарушения диспозицию ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, забывая включить в описание формулировку «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи», а также указывает пункты ПДД, нарушение которых не может произойти одновременно.

Особое внимание следует обратить на место нарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении и сравнить его с фактическим, а также с местом нарушения, указанным в схеме (если таковая составлялась). Диспозиция ч.4 ст.12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно за «выезд на полосу, предназначенную для встречного движения», но не за само движение по этой полосе дороги. Следовательно, момент выезда должен быть определен точно и достоверно, с ювелирной точностью. Моментом выезда обычно является момент пересечения линии разметки 1.1., 1.3, либо линии установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (в случае въезда на дорогу с односторонним движением во встречном направлении).

При этом следует проверить, действительно ли в месте нарушения, указанном инспектором в протоколе об административном правонарушении, запрещен выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Варианты неверного указания места нарушения могут быть разными.

1. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр Морского шоссе». Тем самым инспектор дал Вам возможность расценивать это место либо как точку «ровно 5-й километр», либо как любую точку на протяжении с точки «5-й километр» до точки «6-й километр». Не поленитесь выехать на место нарушения и проверить, а действительно ли на всем протяжении с 5-го до 6-го километра запрещен выезд на «встречку»? Наверняка выезд запрещен не на всем протяжении километра, а значит точное место нарушения инспектором не определено и сомнение неустранимо. Подтвердить факт того, что выезд на «встречку» в указанном инспектором месте не запрещен, можно путем запроса в организацию, обслуживающую данный участок дороги с просьбой предоставления схемы участка.

2. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр +100 метров Морского шоссе». В этом случае инспектор указывает точное место. Но запрещен ли маневр, связанный с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в этом конкретном месте - нужно проверять. Очень часто инспектор ошибается.

3. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «ул.Ленина, д.3», инкриминируя выезд на дорогу с односторонним движением во встречном направлении под «кирпич». Следует проверить: действительно ли знак 3.1 установлен у этого дома? И если да, то не установлен ли знак 5.6. «Конец дороги с односторонним движением» таким образом, что Вы могли проехать знак 3.1., но не доехать до знака 5.6? И собственно присутствует ли на этой улице знак 5.5.? А если знак 3.1 на самом деле установлен у д.1 по ул.Ленина, то Вы никак не могли нарушить его у дома 3.

Также необходимо проверить, указано ли в протоколе направление Вашего движения? Ведь режим движения в разных направлениях может быть разным, а также проверить, а существует ли вообще место с таким названием? Дома 3 по ул.Ленина может не существовать (например, если он числится по другой улице), а Морское шоссе официально может носить совсем другое название. В обоих случаях место нарушения не установлено, что является существенным недостатком протокола.

Во многих случаях можно строить линию защиты на переквалификации дела на ст.12.16 КоАП РФ. Например, если Вы начали обгон на прерывистой разметке 1.5, а закончили на сплошной разметке 1.1., то в Ваших действиях будет состав правонарушения лишь по ч.1 ст.12.16 КоАП РФ. Так же должен квалифицироваться въезд под знак 3.1, если встречное движение в принципе отсутствует (например, перекопана дорога), либо если отсутствует знак 5.5., либо если Вы остановились, не доезжая до знака 5.6.

Не будет являться нарушением, квалифицируемым по ч.3 ст.12.16 КоАП РФ и случай выезда в направлении, противоположном указанию знака 5.7.1 (5.7.2) в отсутствие знака 3.1. Знак 5.7.1, в соответствии с п.5.6.8 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги, обозначенный знаком 5.5. Таким образом, этот знак свидетельствует лишь о том, что участок дороги, расположенный после поворота в направлении, указанном знаком, является односторонним и обозначен знаком 5.5, но ничего не говорит водителю о том, как организовано движение на противоположном участке дороги. В соответствии с п.5.4.2. того же Национального стандарта, дорожный знак 3.1. «Въезд запрещен» устанавливают, в частности, на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. Таким образом, только этот знак, а не знак 5.7.1 (5.7.2), запрещает движение во встречном направлении по дороге, обозначенной знаком 5.5., и только его нарушение может повлечь привлечение к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Если Вам инкриминировано нарушение требований дорожных знаков, следует проверить, установлены ли эти знаки в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии с п.4.3 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), дорожные знаки размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых предназначены и не были закрыты какими-либо препятствиями, в т.ч. зелеными насаждениями. Также имеет значение высота установки знаков, их порядок расположения на одной стойке, расстояние до края проезжей части.

Точно так же и при нарушении требований разметки следует проверить, соответствует ли эта разметка требованиям законодательства. К примеру, Вы не можете нести ответственность за нарушение разметки 1.1., если предшествующая ей разметка 1.6 имеет недостаточную длину (менее 100 метров вне населенного пункта, менее 50 метров в населенном пункте).

Одним из излюбленных методов инспекторов ДПС является инкриминирование обгона в зоне ограниченной видимости. Однако при этом они обычно забывают и не учитывают, что в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» установлено минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при определенной скорости. С использованием данной таблицы мнение инспектора о якобы ограниченной видимости можно успешно опровергнуть.

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» - опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.