Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Сведения, составляющие государственную тайну Развернутый перечень сведений составляющих государственную тайну

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №121-ФЗ)1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов,

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

4.1.18. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

«О ПЕРЕЧНЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (Собрание законодательства

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 231. Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну "Умышленные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения либо иного

Из книги Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г автора Автор неизвестен

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения 1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ЗА УТРАТУ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Указ Президиума Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г («Ведомости Верховного Совета СССР» 1947 г. № 20) (Извлечение) В целях установления единства в

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ КАРАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ Постановление Совета Министров СССР 8 июня 1947 г («Известия Советов депутатов трудящихся СССР» № 134 от 10 июня 1947 г.) Совет Министров СССР постановил:Установить

Из книги Адвокатская тайна автора Цыпкин Альтер Львович

69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.Под законностью отнесения сведений к

Из книги Экзамен на адвоката автора

7. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну Объектом преступления, предусмотренного ст. 183 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие охрану коммерческой, налоговой и банковской тайны.Предметом

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

Законодательство об адвокатской тайне Вопрос об адвокатской тайне регламентируется в законе, устанавливающем обязанность адвоката хранить тайну, или устраняющем адвокатскую тайну из процесса или, наконец, в установлении санкции за разглашение тайны.В дореволюционном

Из книги автора

Вопрос 350. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Статьей 283 УК (разглашение государственной тайны) предусмотрена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была

Из книги автора

В каких случаях требуется согласие гражданина на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам? Передача таких сведений возможна как с согласия гражданина, так и без такого согласия.В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона об охране здоровья с письменного

Из книги автора

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина? Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях, строго оговоренных в ч.

Из книги автора

Какими правилами в отношении сведений, составляющих врачебную тайну, руководствуются органы власти при рассмотрении обращений граждан? В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской

Из книги автора

Когда наступает уголовная ответственность за собирание или распространение сведений, составляющих врачебную тайну? Уголовную ответственность (в отличие от дисциплинарной и административной ответственности) влечет не только незаконное разглашение врачебной тайны, но

На основе Перечня органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В них включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены ука-
занные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Немаловажным вопросом формирования перечней сведений, подлежащих засекречиванию, является установление степени секретности конкретных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от сентября 1995 г. № 870 утверждены «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной пласта, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются. В соответствии с Правилами:

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику;

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений;

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (на момент написания учебника такие показатели не были разработаны ни в одном из органов государственной власти);

Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем, сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати;


Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные;

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Разработку перечня сведений, подлежащих засекречиванию организуют руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Они несут персональную ответственность за; принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для разработки проекта Перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну

В ходе подготовки проекта Перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне*, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечислим принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О, государственной тайне» и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне, и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограниченийна распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавлива­ется по взаимному согласованию между ними.

В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть включены материалы, которые получены (разработаны) другими Органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему Перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.

Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, пред­ставляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого Перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.

После утверждения перечни доводятся:

До заинтересованных органов государственной власти в полном объеме либо в части, их касающейся;

Предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;

Предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.

Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет. Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти, утвердившим эти перечни, которые, обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для проведения экспертной оценки и принятия решения.

Таким образом, предприятие при определении состава и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, руководствуются развернутыми перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Такие перечни или выписки из них направляются на предприятие органами государственной власти в интересах которых предприятие выполняет работы.

Особенности засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, определяются Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г, № 3-1, содержание которой в книге рассматриваться не будет.

Определение состава информации, составляющей коммерческую тайну контрагентов, является тривиальной задачей, так как в соответствии с п. 5 части первой ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» материальные носители (документы), содержащие такую информацию, должны обозначаться грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являюще­гося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Аналогично, носители служебной информации ограниченного распространения (СИОР), полученные от органов государственной власти, или других организаций, имеют пометку «Для служебного пользования».

Различные виды профессиональной тайны, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, относятся к наиболее неопределенной части информации которая может быть отнесена к составу защищаемой. Необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обращения с такой информацией, в настоящее время только разрабатываются. По всей видимости, по аналогии с другими видами информации ограниченного доступа меры по ее защите, должны определяться собственником (владельцем) таких информационных ресурсов, который, передавая информацию контрагентам должен соответствующим образом ее обозначать

ЭССЕ

Работу выполнил

студент1к о/о гр.«В»

Cергей Середа

Научный руководитель

ассистент

Ю.В.Чегоненко

Донецк 2017

Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.Для любого государства важной задачей является защита тех сведений, разглашение которых может нанести ущерб государству, привести к дестабилизации ситуации как внутри страны, так и на международном уровне. Стоит отметить, что в настоящее время эта тема является наиболее актуальной. Рост мировой напряженности и появление в связи с быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий способов шпионажа обязывают государственные органы усилить контроль над сведениями, составляющими государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну обычно определяется законодательством. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Далее статья гласит: "Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом". Государственную тайну составляют: сведения в военной области, сведения в экономической и научно-технической области, а также сведения о разведывательной, контрразведывательной и иной деятельности спец. служб государства, о внешнеполитической деятельности государства. Можно назвать такие признаки государственной тайны:1) это очень важные сведения; 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам; 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом; 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами; 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.



Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, - сведения о: чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; размерах золотого запаса и государственных валютных резервах; состоянии здоровья высших должностных лиц; фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Засекреченная информация классифицируется по степени конфиденциальности: важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами. В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в стране, принят впервые.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок. Следует отметить, что к работе с этими сведениями может допускаться определённый круг должностных лиц, однако распространять данную информацию строго воспрещается. Чтобы обеспечить конфиденциальность и неразглашение полученной в ходе служебной деятельности информации, данные лица даже могут быть ограничены в их конституционных правах. В Российской Федерации определён список должностных лиц, которые могут относить ту или иную информацию к государственной тайне, то есть перевести информацию из вида общедоступной к виду засекреченной. Также, при определённых обстоятельствах, допускается возможность рассекречивания информации, ранее составлявшей государственную тайну. Данная функция также исходит лишь от определённого круга лиц. Защита сведений, содержащих в себе государственную тайну возлагается на государственные органы. Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения. Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности. Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти. А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

Изучив данную тему можно сделать вывод, что защита сведений, включающих в себя государственную тайну является важнейшей составляющей в деятельности государства по обеспечению правопорядка, сохранения суверенитета страны в межгосударственных отношениях. Защита данной информации должна носить современный характер. Спец. службы и иные органы, уполномоченные обеспечить неразглашения сведений, должны быть уведомлены о возможностях использования против них современных методов изъятия информации, а также и сами должны быть обеспечены новейшими информационными технологиями.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» - первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, - еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений - это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Практика учит, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание - любимое «лакомство» бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроля за власть имущими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию. Поэтому режим секретности - передовая линия борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.



Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

Чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;



Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц России. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).