Последствия введения внешнего управления. Увольнение при банкротстве

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 5

Отстранение, увольнение, прекращение полномочий руководителя организации-должника в процедурах банкротства

Существуют общее и различия между отстранением руководителя организации-должника от должности (ст. 69 Закона о банкротстве) и прекращением его полномочий (ст. ст. 94, 126 Закона о банкротстве), а также смежным понятием трудового права "отстранение от работы" (ст. 76 ТК РФ). Какие в связи с этим возникают проблемы на практике и как с ними разобраться, читайте в статье.

Признание должника несостоятельным (банкротом) предусматривает возможность ограничения прав руководителя организации-должника. Ограничение выражается в том, что арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по ходатайству арбитражного управляющего, содержащего сведения о нарушении руководителем организации-должника требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 27.12.2009, далее - Закон о банкротстве), вправе отстранить руководителя от должности (ст. ст. 69, 82 Закона о банкротстве), а при введении внешнего управления и конкурсного производства полномочия руководителя прекращаются (ст. 94, п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Поскольку данные положения предусмотрены Федеральным законом, то требования ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ограничения прав и свобод гражданина иначе как в случаях и порядке, установленном законом, будут соблюдены .

Отстранение руководителя от должности

Арбитражный суд отстраняет руководителя организации-должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве (п. 1 ст. 69). На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем организации-должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем организации-должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя организации-должника от должности в порядке, предусмотренном ст. 69 Закона о банкротстве (п. 2 ст. 82). По результатам рассмотрения ходатайства арбитражный суд выносит определение об отстранении от должности, которое может быть обжаловано руководителем организации-должника в течение 14 дней со дня его принятия (данный срок является пресекательным) в апелляционную инстанцию.

Словарь трудового права. Пресекательный срок - срок существования субъективного гражданского права, с истечением этого срока прекращает существовать само субъективное право. На практике это означает, что пресекательный срок не подлежит продлению и в том случае, если он истек, исковые требования не могут быть удовлетворены.

Арбитражная практика не связывает отстранение руководителя организации-должника от должности с нарушением конституционных прав гражданина на труд. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.11.2002 по делу N А78-4614/01-Б-300-Ф02-3341/02-С2 было указано, что доводы заявителя кассационной жалобы на нарушение определением Арбитражного суда Читинской области от 11.07.2002 права Н. как физического лица на труд, закрепленного ст. 37 Конституции РФ, в связи с отстранением от должности не могут быть приняты судом в связи с тем, что требования не связаны с нарушением права гражданина на труд, установление же соответствия ст. 69 Закона о банкротстве основам Конституции РФ не входит в компетенцию арбитражных судов.

Отстранение руководителя организации-должника от должности не является мерой ответственности. Как правило, ответственность может иметь место только при наличии вины правонарушителя. В зависимости от характера правонарушения, степени тяжести его последствий для общества наступает материальная, дисциплинарная, а если по характеру это деяние будет преступлением - уголовная ответственность, хотя во всех случаях последствия явятся и нарушением трудовых обязанностей.

Действия руководителя организации-должника, влекущие отстранение от должности, внешне противоречат праву, но совершаются без вины. Они относятся к тем случаям, когда "объективно противоправное действие" причиняет общественным отношениям "материальный" и иной ущерб, который может быть устранен применением мер защиты .

Рассматривая вопросы государственного принуждения, ряд авторов отмечают санкции и меры защиты как самостоятельные виды государственного принуждения. Другие считают меры защиты правовосстановительными санкциями, отличая их от мер юридической ответственности и штрафных санкций .

Увольнение

Основанием привлечения лица к юридической ответственности является совершение правонарушения (включая вину, противоправность, причинную связь, а в имущественных правонарушениях - прямой ущерб). Для применения мер защиты в виде отстранения руководителя организации-должника от должности не требуется полного состава правонарушения, а достаточно наличия трех, двух или даже одного из элементов состава, например объективное нарушение требований ст. ст. 64, 82 Закона о банкротстве. Поэтому отстранение от должности руководителя должника следует рассматривать скорее как защиту интересов кредиторов, государства и общества мерами арбитражно-процессуального принуждения, принимаемую с целью создания необходимых условий для достижения целей конкурсного процесса.

Уволить руководителя вправе лицо, на которое возложено исполнение обязанностей руководителя организации-должника, или иной коллегиальный орган управления должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия. Увольнение производится по п. 1 ст. 278 ТК РФ со ссылкой на ст. 69 Закона о банкротстве.

Прекращение полномочий руководителя организации-должника предусмотрено ст. 94, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве и не связано с какими-либо виновными действиями руководителя или нарушением норм Закона о банкротстве. Решение выносится арбитражным судом в процессуальном порядке введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства. При этом прекратить полномочия руководителя организации-должника арбитражный суд может, а определить условия его увольнения и размер вознаграждения - нет.

По смыслу положений п. 2 ст. 278 ТК РФ и ст. 94, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве в их взаимосвязи со ст. 81 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации-должника по решению арбитражного управляющего, уполномоченного органа должника либо собственника имущества должника не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. Трудовой кодекс РФ не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры ответственности. Вместе с тем увольнение за совершение виновных действий (бездействия) не может осуществляться без указания конкретных фактов (оснований увольнения), свидетельствующих о неправомерном поведении руководителя должника, его вине, соблюдении установленного трудовым законодательством порядка применения мер ответственности, что в случае возникновения спора подлежит судебной проверке .

Например, в п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве предусмотрены условия привлечения руководителя организации-должника к ответственности при нарушении обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 Закона. Руководитель организации-должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве). Решение о привлечении руководителя к ответственности принимает арбитражный суд.

Расторжение трудового договора: основания и гарантии

Введение ст. ст. 94, 129 Закона о банкротстве дополнительных оснований для расторжения трудового договора с руководителем организации-должника обусловлено возможностью возникновения таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов кредиторов вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации, но не подпадают под основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные трудовым законодательством (п. п. 1 - 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, п. 1 ст. 278 ТК РФ) либо условиями заключенного с руководителем трудового договора (п. 3 ст. 278 ТК РФ). Закрепляя в п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве право арбитражного управляющего на досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации-должника, законодатель предусматривает предоставление последнему правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная ст. 279 ТК РФ выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 94, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 278 ТК РФ, выплата компенсации - необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае. Законодатель не устанавливает конкретный размер компенсации и не ограничивает ее каким-либо пределом - размер компенсации определяется трудовым договором.

Отсутствие в трудовом договоре условия о выплате компенсации и о ее размере не освобождает организацию-должника от обязанности выплатить компенсацию. Однако вопрос о размере компенсации, как следует из ст. 279 ТК РФ, решается по соглашению сторон, а не арбитражным управляющим в одностороннем порядке, и, значит, суммы, подлежащие выплате, должны определяться по договоренности между руководителем организации и арбитражным управляющим, а в случае возникновения спора - по решению суда общей юрисдикции с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной выплаты.

Уволить руководителя должника вправе арбитражный управляющий. В зависимости от применяемой процедуры банкротства увольнение производится по п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ со ссылкой на ст. 94 или п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве. Арбитражный управляющий вправе предложить руководителю организации-должника перейти на другую работу в организации.

Существуют общее и различия между отстранением руководителя организации-должника от должности (ст. 69 Закона о банкротстве) и прекращением его полномочий (ст. 94, п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве), а также смежным понятием трудового права "отстранение от работы" (ст. 76 ТК РФ).

В отличие от трудоправового понятия "отстранение от работы", в ст. 69 Закона о банкротстве подчеркнут постоянный характер отстранения руководителя должника от должности как меры процессуального принуждения. Направленностью на защиту прав и интересов различных групп лиц отличаются и цели данной меры: кредиторов, предоставивших обеспечение лиц (при отстранении в порядке ст. 69 Закона о банкротстве); собственника организации (при отстранении по ст. 76 ТК РФ).

Различны и основания для отстранения: решение арбитражного суда является основанием для отстранения руководителя от должности по ст. 69 Закона о банкротстве, а решение уполномоченного органа юридического лица - основанием для отстранения по ст. 76 ТК РФ.

Отстранение от должности может быть применено только к руководителю организации-должника и только арбитражным судом после рассмотрения соответствующего ходатайства в судебном заседании. Конкуренции общей и специальной норм здесь нет, поскольку нормы Закона о банкротстве устанавливают не особый, а дополнительный порядок отстранения руководителя организации-должника от должности. Такой подход находит свое отражение и в арбитражной практике.

Отстранение от должности не является дисциплинарным взысканием, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможность наложения дисциплинарных взысканий арбитражным судом. Эта мера арбитражно-процессуального принуждения является особым случаем освобождения от исполнения должностных обязанностей (от работы) руководителя организации-должника.

Библиография

1. Сошникова Т. А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: Дис. докт. юрид. наук. М., 2005.

2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1972. С. 38.

3. Стависский П. Р. Проблемы материальной ответственности в советском трудовом праве. Киев - Одесса, 1982. С. 96.

4. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990. С. 12 - 22.

5. Лейст О. Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 102 - 184.

6. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 178 - 189.

7. Нестерова Т. А. Защита трудовых прав в России: юридическая сущность и приоритетная роль государственных органов: Дис. докт. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 46 - 97.

8. Чуча С. Ю. Арбитражный суд в системе органов, рассматривающих трудовые споры // Российская юстиция. 2003. N 2.

И. Калинин

Кафедры природоресурсного,

Земельного и экологического права

Томского государственного

Университета

В. Салата

Ст. преподаватель

Томского экономико-юридического

Института

Подписано в печать

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

Ильдар Каюмов, представитель учредителей (участников) ОАО "Стройтрест".

Утверждение арбитражного управляющего осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 24 октября 2005 г., далее - Закон о банкротстве). В соответствии с ч. 4 данной статьи должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур.

Рассмотрим ситуацию, при которой утверждение арбитражного управляющего происходит при проведении конкурсного производства в отношении должника, когда и у руководителя, и у иных органов управления организации-должника в соответствии ч. 2 ст. 126 Закона о банкротстве прекращены полномочия.

Эта ситуация может возникнуть в случаях, когда конкурсный управляющий по каким-либо причинам подает заявление об освобождении его от исполнения обязанностей в отношении должника, а арбитражный суд удовлетворяет его просьбу. Кто в данной ситуации вправе выступать от имени должника в деле о банкротстве и кому должно быть предоставлено право отвода одной из кандидатур из списка арбитражных управляющих, предложенного саморегулируемой организацией?

К сожалению, данный вопрос законодательством о банкротстве не урегулирован, что приводит к разному его пониманию и толкованию специалистами, занимающимися правоприменительной практикой. Некоторые считают, что в данной ситуации право должника на отвод принадлежит уже утвержденному конкурсному управляющему, так как именно он в этот момент вправе действовать от имени должника. Именно таким умозаключением руководствовались судьи Арбитражного суда Республики Татарстан, принимая следующее решение об утверждении конкурсного управляющего.

Как видно из данного определения, суд счел, что право должника на отвод одной из кандидатур арбитражных управляющих принадлежит конкурсному управляющему должника на том основании, что полномочия руководителя должника и иных его органов управления в соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве прекращаются с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С данным доводом суда трудно согласиться, однако он вытекает из неопределенности в редакции Закона о банкротстве. Вместе с тем такая правоприменительная практика ущемляет, на мой взгляд, интересы учредителей (участников), т.е. собственников организации-должника, у которых, несомненно, есть собственный интерес при проведении процедуры банкротства, и от имени которых в арбитражном процессе участвует их представитель.

Вместе с тем несмотря на то, что Законом о банкротстве прямо не предусмотрено, что в случаях прекращения полномочий руководителя организации-должника ее интересы в деле вправе представлять один из ее участников, это вытекает из анализа норм Закона о банкротстве.

Во-первых, в соответствии со ст. 34 указанного Закона к лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся:

Основным критерием определения лиц, участвующих в деле о банкротстве, является наличие у них собственного интереса. Понятно, что у должника и арбитражного управляющего в деле о банкротстве разные интересы. Следовательно, арбитражный управляющий не может выступать в деле о банкротстве от имени должника. Тем не менее и тот и другой в деле участвуют, а утверждение арбитражного управляющего происходит в рамках рассмотрения этого дела.

Во-вторых, круг полномочий конкурсного управляющего определяется в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя организации-должника и иных органов управления, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Пределы полномочий конкурсного управляющего должника раскрываются в п. п. 2, 3, 4 и 5 указанной статьи.

Полномочия конкурсного управляющего четко очерчены законом и реализуются вне рамок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде. Так, конкурсный управляющий подает исковые заявления, которые рассматриваются другим составом суда и являются самостоятельными делами, в которых конкурсный управляющий вправе выступать от имени должника. Также конкурсный управляющий вправе выступать от имени должника и в других правоотношениях, в которые он вступает в рамках своих полномочий. Однако данное право, по моему мнению, не должно распространяться на выступление конкурсного управляющего от имени должника в деле о банкротстве, в котором, как уже отмечалось выше, они выступают самостоятельными субъектами права со своими интересами.

В-третьих, в соответствии с ч. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия органов управления должника, за исключением полномочий органов, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника. К таким органам в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и учредительными документами должника относятся совет директоров и общее собрание акционеров общества.

Таким образом, Закон о банкротстве не прекращает полномочия указанных органов должника, а лишь ограничивает их полномочиями конкурсного управляющего. И именно представитель этих органов, как, безусловно, выражающий интересы должника, а не конкурсный управляющий, вправе выступать от имени должника в случаях отстранения от должности исполнительного органа должника.

Это вполне отвечает требованиям ст. 2 Закона о банкротстве.

Проведенный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что право на отвод от имени должника одной из предложенных суду кандидатур арбитражных управляющих не может принадлежать конкурсному управляющему. В то же время в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве этим правом должен обладать представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) организации-должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.

В хозяйственном обществе предусматриваются следующие органы: исполнительный орган, совет директоров (наблюдательный совет), общее собрание учредителей (участников). Исполнительный орган в зависимости от принятого в обществе устава, формируется и определяется решением совета директоров (наблюдательного совета) или общим собранием учредителей (участников) общества. Исполнительный орган подотчетен в своей работе данным органам общества, которые, безусловно, являются органами управления обществом.

Таким образом, очевидно и логично, что в случае, когда руководитель организации-должника на основании Закона о банкротстве отстранен от исполнения своих обязанностей, от ее имени вправе выступать представитель учредителей (участников) организации-должника, соответствующий требованиям, указанным в ст. 2 Закона о банкротстве. Он может осуществлять все предусмотренные Законом полномочия, за исключением тех, которые предоставлены арбитражному управляющему должника.

Следовательно, при утверждении арбитражного управляющего право отвода одной из кандидатур в случаях, когда у руководителя должника и прекращены его полномочия, должно принадлежать представителю учредителей (участников) организации-должника, а не конкурсному управляющему. Разрешение вопроса утверждения арбитражного управляющего так, как он был разрешен арбитражным судом в нашем случае, ущемляет права учредителей (участников) организации-должника как собственников ее имущества. Руководитель организации-должника при реализации своих полномочий в соответствии с учредительными документами общества действует от имени общества в его интересах, в том числе и в интересах его собственников, органам которых он подотчетен в работе. При прекращении в соответствии с ч. 2 ст. 126 Закона о банкротстве полномочий руководителя организации-должника интересы ее учредителей (участников) в деле о банкротстве оказываются законодательно незащищенными.

Бесспорно, в процедуре банкротства персона и профессиональные навыки арбитражного управляющего имеют для заинтересованных лиц определяющее значение, либо лишая их возможности воздействовать на ситуацию, либо, напротив, позволяя злоупотреблять своим положением.

Кандидатура конкурсного управляющего утверждается при вынесении решения о признании должника банкротом. При этом руководитель организации-должника или его доверенное лицо имеют право по своему усмотрению отвести одну из предложенных на утверждение кандидатур арбитражных управляющих. Однако после принятия конкурсным управляющим дел у руководителя организации-должника ничто не ограничивает управляющего в возможности подать заявление об освобождении его по каким-либо причинам от исполнения данных обязанностей. Арбитражный суд обязан удовлетворить его просьбу хотя бы потому, что в соответствии со ст. 37 Конституции РФ "труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду <...> Принудительный труд запрещен". Возникает ситуация, когда при утверждении новой кандидатуры конкурсного управляющего руководитель организации-должника уже не сможет присутствовать в судебном заседании как ее представитель и иметь право на отвод одной из предложенных кандидатур, так как полномочия его прекращены на основании закона и утверждение нового конкурсного управляющего происходит без учета интересов должника.

Представляется, что устранение указанной неопределенности в правоприменении возможно путем внесения изменений в действующую редакцию Закона о банкротстве, а именно в положение, где говорится, кто выступает от имени должника в деле о банкротстве в случаях прекращения полномочий руководителя, или путем разъяснения данного вопроса высшей судебной инстанцией.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН от 12 августа 2005 г. (Извлечение)

В соответствии с п. 4 ст. 45 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур; в случае если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

Лицами, обладающими правом отвода кандидатур конкурсного управляющего организации-должника, отводов в установленном Законом порядке не заявлено.

Доводы представителя участников организации-должника о предоставлении ему права на отвод кандидатуры конкурсного управляющего судом отклоняются, поскольку нормами Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено право представителя должника заявлять отвод кандидатурам арбитражного управляющего.

Согласно п. 1 ст. 64 Закона о банкротстве введение процедуры наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. Такие ограничения касаются возможности совершения должником некоторых сделок и принятия отдельных решений.

Сделки, перечисленные в п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, должник вправе совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего. Что касается решений, указанных в п. З ст. 64 Закона о банкротстве, то данные решения должник принимать не вправе.

В ходе процедуры наблюдения должник продолжает функционировать, и временный управляющий не может каким-либо образом «вмешаться» в текущую хозяйственную деятельность должника. На данной стадии рассмотрения дела о банкротстве временный управляющий имеет лишь так называемые «наблюдательные» полномочия, реализация которых позволит ему сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и принять решение о том, какую процедуру банкротства целесообразно применить к должнику вслед за процедурой наблюдения.

Несмотря на все вышесказанное, Закон о банкротстве предусмотрел возможность отстранения должника от должности по ходатайству временного управляющего. Решение об отстранении руководителя должника от должности принимается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве. При этом арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.

Основанием для отстранения руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего может быть только нарушение руководителем должника требований Закона о банкротстве. Какие требования предъявляет Закон о банкротстве к руководителю должника в ходе процедуры наблюдения?

Прежде всего к таким требованиям относится предусмотренный Законом о банкротстве запрет на совершение определенных видов сделок без согласия временного управляющего, а также запрет на принятие некоторых решений. Нарушение данных запретов уже может служить основанием для обращения временного управляющего с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (если, конечно, заключение таких сделок или принятие некоторых решений (например, решение о заключении договора простого товарищества) входит в компетенцию руководителя).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. В том случае, если руководитель должника будет препятствовать каким-либо образом получению временным управляющим такой информации или откажет в предоставлении информации, временный управляющий также может обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности.

В соответствии с п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведения дополнительной эмиссии акций и решения иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов. Неисполнение этой обязанности также будет нарушением руководителем должника требований Закона о банкротстве.

В случае вынесения арбитражным судом определения об отстранении руководителя должника от должности полномочия руководителя должника к временному управляющему не переходят. Арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника .

Лицо, назначенное арбитражным судом в качестве исполняющего обязанности руководителя должника, также может быть отстранено от исполнения обязанностей руководителя должника по тем же основаниям, что и руководитель. Порядок назначения нового лица, исполняющего обязанности руководителя должника, совпадает с порядком, описанным выше.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника также продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными Законом о банкротстве.

Руководитель должника в ходе процедуры финансового оздоровления также может быть отстранен от должности, но круг лиц, имеющих право обратиться в арбитражный суд с подобным ходатайством, расширен по сравнению с кругом лиц, обладающих таким правом при проведении процедуры наблюдения. Так, согласно п. 2 ст. 82 Закона о банкротстве арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

При этом и основания для отстранения руководителя иные, чем аналогичные основания, характерные для процедуры наблюдения, а именно: ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления; совершение руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.

Порядок отстранения руководителя должника от должности в ходе процедуры финансового оздоровления совпадает с порядком отстранения руководителя должника от должности в ходе наблюдения.

Что касается полномочий административного управляющего, то они носят в основном «контролирующий» характер и также не позволяют принимать какие-либо значимые для должника решения о содержании его хозяйственной деятельности. Вместе с тем административный управляющий может повлиять на принятие таких решений органами управления должника, так как ряд сделок, перечисленных в п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве, может совершаться должником только с согласия административного управляющего.

С момента введения внешнего управления полномочия руководителя должника и органов управления должника прекращаются, их полномочия переходят к внешнему управляющему, за исключением следующих полномочий:

О внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

Об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

Об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

Об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

Об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

Об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

О замещении активов должника;

Об избрании представителя учредителей (участников) должника;

О заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

Иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. При этом полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве, осуществляет конкурсный управляющий .

Руководство должника: введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Ограничение сделкоспособности должника: органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок: 1) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; 2) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Запреты для органов управления должника: органы управления должника не вправе принимать следующие решения: 1) о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; 2) о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; 3) о создании филиалов и представительств; 4) о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); 5) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; 6) о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций; 7) об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; 8) о заключении договоров простого товарищества. Запреты для органов собственника имущества должника - унитарного предприятия: собственник имущества должника - унитарного предприятия не вправе: 1) принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; 2) давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах; 3) давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника; 4) принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Императивные обязательства руководителя должника: 1) не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; 2) ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника; 3) в течение 10-ти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов. Правомочия должника: осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц. Процедура отстранения: арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Федерального закона. Суд уведомляет представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия о дате проведения заседания и необходимости представить в суд кандидатуру исполняющего обязанности руководителя должника на период проведения наблюдения. В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.