Поставка товара улучшенного качества по 44 фз. Можно ли принять товар с улучшенными характеристиками

Представим ситуацию: бюджетное учреждение, выступающее в роли заказчика, заключило договор на поставку товара с поставщиком сроком на несколько лет вперед. Но случился кризис, например, и поставщик, в связи с этим, не может больше предоставлять предусмотренный контрактом товар. Может ли он заменить товар на аналогичный? А можно ли менять товар на импортный во время исполнения контракта? Разбираемся в этой статье.

Обращаем внимание, что таким же образом по нормам 44-ФЗ можно заменить и выполнение работы или оказание услуги.

Замена товара на аналогичный по 44-ФЗ

Замена товара на аналогичный допускается Законом о контрактной системе (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Правда, при этом должен быть выполнен ряд условий:

  • Данное решение поставщика в обязательном порядке должно быть согласовано с заказчиком.
  • Заменить товар на аналогичный можно только в случае, если потребительские свойства нового товара (то есть его качество, функциональные и технические характеристики) лучше по сравнению характеристиками, прописанными в контракте на поставку.
  • Новый товар не должен числиться в списках иностранных товаров, закупка которых запрещена или ограничена.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Таким образом, 44-ФЗ допускает замену поставляемого товара на аналогичный с улучшенными потребительскими свойствами. Документально оформить поставку нового товара взамен предусмотренного контрактом можно в виде дополнительного соглашения. Соответствующие изменения заказчик обязан внести в реестр заключенных контрактов.

Можно ли менять ли товар на импортный в ходе исполнения контракта

Несмотря на то, что в целом 44-ФЗ позволят заменять поставляемый товар на аналогичный, правительство РФ может определить случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара (ч. 6 ст. 14 Закона №44-ФЗ).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Нельзя заменить товар на аналогичный, но импортный, если правительство РФ установило общий запрет или ограничения на закупку данного товара. Такие запреты и ограничения власти могут установить для защиты и обеспечения обороны страны , для защиты внутреннего рынка или для поддержки российских производителей (п. 3 ч. 14 Закона №44-ФЗ). Все подобные запреты прописаны в соответствующих постановлениях правительства.


Таким образом, если товар не значится ни в одном постановлении правительства РФ в качестве запрещенного или подлежащего ограничению при закупках, поставщик (обязательно при согласовании с заказчиком) имеет право заменить предоставляемый товар на импортный. Правда, только в том случае, если качество, технические и функциональные характеристики иностранного товара лучше того, который планировалось закупать изначально. Последнее условие касается не только замены товара на импортный, но и замены товара на любой аналогичный.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

  • Среда, 08 Апрель 2015 11:46
  • Автор Консультант Плюс
  • Опубликовано в Вопрос-ответ
  • Прочитано 8277 раз
  • Печать
  • Эл. почта

Правомерно ли изменение технических характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ при исполнении муниципального контракта по согласованию сторон, а именно: местная администрация предлагает внести изменения в отношении улучшения качества кровли строящегося здания, предусмотренного технической документацией к контракту? При этом подрядчик против изменений не возражает, но возможность внесения таких изменений контрактом не предусмотрена.


Ответ: Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик выполнения работы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с подрядчиком изменение предусмотренных контрактом соответствующих характеристик. Следовательно, изменение технических характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ при исполнении муниципального контракта по согласованию сторон в рассматриваемом случае правомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Из ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В силу п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

На основании ч. 7 указанной статьи при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Из п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ следует, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии со ст. 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Минфин России в отмечает, что, поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Федеральным законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). При этом новые характеристики строительно-монтажных работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.

Таким образом, изменение технических характеристик результатов выполнения строительно-монтажных работ при исполнении муниципального контракта по согласованию сторон в рассматриваемом случае правомерно.

Добрый день, Виктория

п. 3. ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ устанавливает Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе , и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

п4. ст 67 Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

на практике многие специалисты и антимонопольные органы склоняются к такому же решению.

однако есть некоторые решения арбитражных судов, поддерживающие позицию незаконного отклонения за предоставления улучшенных характеристик (АС ХМАО дело№ А75-10269/2015, постановление 15 Апелляционного суда 15АП-8425/2014 по делу № А53-26235/2013 , решение Ростовского АС Дело № А53-15719/14

посмотреть решения можно, зайдя на сайт арбитражного суда в картотеку поиска и ввести номер дела).

обоснование позиции примерно такое:

«Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип
результативности и эффективности использования бюджетных средств, на
основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в
рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из
необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, предложение участником размещения заказа товара с
лучшими характеристиками отвечает целям эффективного использования
бюджетных средств, если оно полностью отвечает целям заказчика

Также необходимо отметить, что указание в документации об аукционах
основных параметров и технических характеристик не препятствует участникам
размещения заказа предложить в заявке другой товар, имеющий аналогичные или
улучшенные технические характеристики и соответствующий потребностям
заказчика.»

таким образом, конечно, эти выводы не буду полностью соответствовать буквальному толкованию ст 66-67 Фз № 44-фз, однако исходя из общих принципов эффективности закупки и здравого смысла попробовать доказать правоту заказчика можно (возможно в судебном порядке).

кроме того, могу посоветовать изучить практику ФАС своего региона и оценить все предложенные характеристики товара в совокупности, возможно дополнительно можно будет указать на не слишком значимость данной характеристики в сравнении с другими, или оценить, что в совокупности все характеристики полностью соотвествуют требованиям заказчика,

а также уточнить для себя как согласно инструкции к заполнению требовалось указать характеристику товар

для большей ясности тогда выложите требования документации и что указал в заявке участник.

Заключен контракт. Сейчас для составления дополнительного соглашения сравниваются характеристики товара, предусмотренного контрактом и товара "с улучшенными характеристиками". Но получается, что улучшенные характеристики прослеживаются не по всем позициям. Таким образом, по товару невозможно прописать в дополнительном соглашении по всем показателям улучшенные характеристики. Как поступить организации в данной ситуации? Какие контрольные органы и каким образом могут увидеть в этой ситуации нарушение?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Критерии определения улучшенных характеристик и качества товара Законом № 44-ФЗ не установлены, в связи с чем можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с исполнителем по контракту такие критерии. Считаем, что заказчик должен быть готовым на случай проверки (например, плановой) обосновать, в связи с чем им было определено, что товар является "улучшенным" по сравнению с закупаемым согласно условиям контракта.

Контроль в сфере закупок описывает ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Частью 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе и ст. 95 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

При этом критерии определения улучшенных характеристик и качества товара Законом о контрактной системе не установлены, в связи с чем можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с исполнителем по контракту такие критерии. Представляется, что заказчик должен быть готовым на случай проверки обосновать, в связи с чем им было определено, что товар является "улучшенным" по сравнению с закупаемым согласно условиям контракта.

Таким образом, исходя из буквального толкования Закона о контрактной системе, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Оформлено это может быть заключением дополнительного соглашения к контракту, которое и будет основанием для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Обращаем внимание, что при заключении вышеуказанного дополнительного соглашения сведения о нем должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе указанная информация направляется заказчиками в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты изменения контракта.

На данную обязанность обращено внимание также в Письме Минэкономразвития России от 13 марта 2014 г. № ОГ-Д28-1757 "О порядке направления заказчиками информации (документа) об изменении, исполнении, расторжении контракта, приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги".

Контроль в сфере закупок описывает ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Указанной статьей установлен исчерпывающий перечень органов осуществляющих контроль в сфере закупок, перечень лиц в отношении которых осуществляется указанный контроль, а также предмет и особенности осуществления контроля в сфере закупок.

Частью 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

  1. ФАС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа), органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  2. Казначейство России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  3. органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

При этом в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий, в частности:

  • внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований;
  • внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

При исполнении контракта возникают предложения более выгодных условий. Как сделать, чтобы и исполнитель, и заказчик признали в этом пользу? Нужно ли им договариваться? Поговорим об этом и о тех документах, которыми стороны подтверждают свои позиции.

Что такое улучшенные показатели в 44-ФЗ

Контрактной системой предусмотрена возможность более выгодных показателей качества, технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг (ч. 7 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ). По 44-ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками допускается при исполнении контракта (за исключением случаев по ч. 6 ст. 14). В своем письме Минфин России (№ 24-03-07/37745 от 16.06.2017) напоминает о важных нормах закона:

1. Условия контракта изменению не подлежат, за исключением случаев, которые указаны в статьях 34 и 95.

2. Критерии для определения улучшенных качеств предмета контракта не установлены.

Это дает право заказчику самостоятельно принимать решение о наличии более выгодных для себя показателей среди тех, которые предложил исполнитель.

Алгоритм изменения предмета контракта на улучшенный

Законодательными нормами не предусмотрено, чтобы поставка товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ производилась на основании одностороннего решения. Непременно должно произойти согласование такой возможности между исполнителем и заказчиком. Рекомендуем подать свое предложение в письменной форме. Например, свое предложение исполнитель по договору может оформить в виде письма заказчику. В письме следует указать:

Реквизиты действующего договора;

Нормы закона, на основании которых составлено обращение;

Причины изменения поставки.

На этих основаниях исполнитель предлагает улучшения в конкретных параметрах (технических, функциональных или эксплуатационных характеристиках). В своем письме он также подтверждает намерение выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме. Если заказчик выразит согласие принять такую поставку, между сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение. На основании ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса , соглашение об изменении совершается в той же форме, что и договор.

До подписания соответствующего соглашения заказчику следует также в документальной форме (в качестве внутреннего организационного документа) установить, что критерии признаны им выгодными, и привести основания для такого решения (например, заключение эксперта). Происходящие в договорных условиях с поставщиком изменения заказчик отражает в реестре заключенных им контрактов.

Образец дополнительного соглашения

В данном разделе приводим пример дополнительного соглашения к государственному контракту и предлагаем общий шаблон, на основании которого поставщик может составить свой образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ.

Обращаем внимание на указание в письме Минэкономразвития (№ Д28и-123 от 11.01.2017), что страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик.