Пояснения в трудовую инспекцию от работодателя образец. Как составить объяснительную записку (пошаговая инструкция, примеры)

Бланк документа «Образец жалобы в инспекцию труда» относится к рубрике «Жалоба». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

Государственная инспекция труда
__________________________
от __________________________
Адрес: __________________________

ЖАЛОБА

Я, _____________________, с « __ » __________ года работал в ГУП ДЕЗ района __________ г.__________ в должности заместителя директора по экслуатации жилого фонда. С «___»________ года назначен в ГУП ДЕЗ района __________ г.________ (далее - Работодатель) ответственным за аварийную службу района на период ее формирования, комплектации и подбора персонала, согласно приказу № __
«__» ___________ года между Истцом и Ответчиком заключен Трудовой договор от «___ »____________ года.
Согласно Трудовому договору за выполнение своих функциональных обязанностей по занимаемой должности Работнику устанавливается должностной оклад в размере __________________ рублей.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Местом работы являлся мой кабинет, находящийся по адресу ________________________, по месту расположения Аварийной службы, согласно приказу № ___.
С ___________ года меня не допускали в офис ГУП ДЕЗ района ____________, находящегося по адресу: ________________________, сотрудники ЧОП, по распоряжению и.о. главы управы _________________ и ________________, о чем составлен соответствующий акт и подано заявление в ОВД района ________. По сути, с вышеуказанной даты я не мог осуществлять свою полноценную трудовую деятельность по вине работодателя. Он мне намеренно препятствовал исполнять свои трудовые обязанности.
Несмотря на это, я работал и дежурил в соответствии с графиком дежурств Аварийной службы за ___________ года, что подтверждается учетом заявок в рукописной форме и автоматизированным отчетом ЦДС с __________ года по ___________ года
_____________ года я узнаю о том, что меня увольняют за неоднократные прогулы в период с ___________ по __________ и ___________ года. Работодатель ставил прогулы не только в официально рабочие дни, но и в официальные выходные (__, __, __ __________ года). Причем приказа о выходе на работу в эти дни нет. В некоторые дни прогулов я был на работе, что подтверждается: запиской главного инженера ГУП ДЕЗ __________, служебными записками по рабочим вопросам, актами, учетом заявок итд. Работодатель ставил прогулы даже, когда я был на официальном больничном (____________ года). Акты об отсутствии работника на рабочем месте были составлены задним числом, их копии мне выдать отказались, фотокопии актов, сделанные мною на телефон, не совпадают с актами, которые мне были предложены для ознакомления __________ года.
Работодатель потребовал от меня написать объяснительную записку о том, почему я отсутствовал в рабочее время в офисе ГУП ДЕЗ района ________ г.___________, находящемся по адрес: ________________________, хотя офис ГУП ДЕЗ не является местом моего основного рабочего места, согласно приказу № ___. Однако, объяснительная записка с приложением графика дежурств была мною представлена.
Приказ об увольнении я подписывать отказался, так как считаю свое увольнение незаконным по причинам, указанным выше. Кроме того, согласно приказу о моем увольнении, меня уволили с ______________ года, но с _____________ года я находился на больничном.
Согласно ст. 81 ТК РФ, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В соответствии со ст.394 ТК РФ:
В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
С ___________ года в ГУП ДЕЗ района ___________, был принят сотрудник, которого представляют сотрудникам ДЕЗ, подрядных организаций, посетителям в качестве заместителя директора по эксплуатации жилого фонда. По мнению сотрудников ДЕЗа его соответствие занимаемой должности вызывает серьезные сомнения. Кроме того, я считаю, что действия руководства за последние полтора месяца ______ года ставят под угрозу эффективность работы ГУП ДЕЗ в целом: за период с __________ года по ___________ года в ГУП ДЕЗ района __________ поменялось три исполняющих обязанности директора. С ___________ года по ____________ года - и.о. была назначена ___________, главный инженер ДЕЗ. С _____________ по _____________ года (на один день) - и.о. была назначена ____________, заместитель директора по общим вопросам. С __________ года на должность главного бухгалтера был принят ____________, которого в этот же день назначили и.о. директора ГУП ДЕЗ района ___________.
В соответствии со ст. 357 ГК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, запрашивать у работодателя и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке и т.д.
Согласно ст.358 ТК РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Согласно ст.360 ТК РФ Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 21,67, 234,357,358,360 ТК РФ
ПРОШУ:
1. Рассмотреть мое заявление в установленном порядке.
2. Проверить законность действий руководства ГУП ДЕЗ района ____________ в период с ____________ года по настоящее время.
3. Проверить законность действий Работодателя ГУП ДЕЗ района ____________ в отношении меня.
4. Проверить соответствие занимаемой должности сотрудника, который был принят в ГУП ДЕЗ района __________ с ____________ года в качестве заместителя директора по эксплуатации жилого фонда, а также соответствие занимаемой должности _______________ в качестве и.о. директора ГУП ДЕЗ.
5. При выявлении нарушений принять меры, предусмотренные законом.

О результатах рассмотрения заявления уведомить меня в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Ответ на данное заявление прошу выслать по месту жительства, а именно: ______________________
Приложение:
1. Копия паспорта.
2. Копия листов временной нетрудоспособности (3 шт.)
3. Копия трудовой книжки.
4. Копия приказ № ___ от ______________ года.
5. Копия служебной записки от _______________ года.
6. Копии актов о прогулах (6 шт.)
7. Копия акта от _______________ года.
8. Копия записки ________________
9. Копия графика дежурств Аварийной службы за ____________ года
10. Копии приказов о назначении рукодства ГУП ДЕЗ _________ (3 шт.)

«___»_______________ _________________

Заключая трудовой договор при устройстве на работу, стороны берут на себя определенные обязательства.

В случае, когда оппоненты их не выполняют, должны применяться определенные меры.

Работодатель обязан:

  • обеспечить сотрудника условиями труда, отвечающими требованиям безопасности ведения работ и санитарно-гигиеническим условиям;
  • своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату в размере – не ниже минимального уровня субъекта РФ, в котором происходит деятельность;
  • предоставлять работникам еженедельный и оплачиваемый ежегодный отдых;
  • выполнять все гарантированные трудовым законодательством и другими правовыми актами в сфере труда нормы, предоставлять льготы и компенсации своим трудящимся.

Если руководитель уклоняется от выполнения своих обязательств или игнорирует нормы ТК РФ, каждый сотрудник, состоящий с предприятием в трудовых отношениях, имеет возможность обжаловать действия начальства для восстановления своих законных прав.

Кроме того, пожаловаться на неправомерные действия работодателя могут не только люди, работающие на данном производстве, но и:

  • лица, желавшие трудоустроиться при наличии в организации вакантного места, имеющие соответственную профессию и квалификацию, но им было неправомерно отказано (по расовому, национальному признаку, половой принадлежности или другим причинам);
  • бывшие труженики предприятия, считающие, что их уволили незаконно.

Приведем примеры наиболее распространенных обращений с жалобами на действия руководителя:

Пример 1

В государственную инспекцию труда Краснодарского края

350066, г. Краснодар, ул. 1-я Заречная, 17

от: Ильенкина В.И.,

проживаю: г. Краснодар,

ул. Баумана, д.5, кв. 6

Я, Ильенкин В.И, работал в ООО «Мегас» с 15. 03. 2016 года заведующим хозяйством.

В соответствии с условиями трудового договора № 27 от «15» марта 2016 года, добросовестно исполнял должностные обязанности.

«04» мая 2017 года я плохо себя чувствовал и принял лекарства, от чего мои действия были заторможенными.

Работодатель безосновательно обвинил меня в нахождении на работе в нетрезвом состоянии и не допустил к выполнению служебных обязанностей.

«05» мая 2017 года меня ознакомили с приказом об увольнении за дисциплинарное нарушение, в соответствии с п.п. б) п. 6 ст. 81 ТК РФ.

На состояние алкогольного опьянения освидетельствован я не был. Объяснительную записку у меня не взяли.

Считаю действия работодателя незаконными, нарушающими мои трудовые права.

  1. рассмотреть заявление по существу;
  2. провести проверку соблюдения трудовых прав работников в ООО «Мегас», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Азовская, 5;
  3. восстановить меня на работе в прежней должности – заведующего хозяйством;
  4. сообщить мне результаты рассмотрения жалобы по вышеуказанному адресу.

Пример 2

Главному инспектору

Государственной инспекции по труду Ростовской области

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Нижнебульварная, д. 29

от: Шипиловой Н.В.

проживаю: г. Новошахтинск, Ростовской области,

ул. Баумана д.8, кв.11

Заявление в инспекцию труда

Я, Шипилова Надежда Владимировна, работала в ООО “Звездочка” расположенном по адресу г. Новошахтинск, Ростовская область, ул.Артема, д. 3, мастером швейного цеха с «18» сентября 2014 года, трудовой договор № 115 от 18. 09. 2014 года.

«02» апреля 2017 года я получила уведомление о том, что буду уволена по сокращению штата сотрудников.

«02» мая 2017 года меня ознакомили с приказом об увольнении по п. 2 ст. 81 ТК РФ и вручили трудовую книжку.

Положенное пособие при увольнении по сокращению мне насчитано и выплачено не было.

Работодатель нарушил мои гарантированные ст. 180 ТК РФ трудовые права:

  1. уведомление о предстоящем сокращении я должна была получить минимум за два месяца перед прекращением трудовых отношений;
  2. мне не было предложено другой вакантной должности;
  3. не выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка, согласно условиям ст. 178 ТК РФ.
  1. привлечь к административной ответственности работодателя;
  2. помочь восстановить мои нарушенные права.

Проверка трудовой инспекции направлена на то, чтобы установить, как работодатель соблюдает трудовое законодательство. Эта сфера достаточно широка – от трудовых отношений и выплаты зарплаты до проведения медосмотров и охраны труда.

Проводить любую проверку (плановую, внеплановую, выездную и т. д.) инспекторы могут, если имеют при себе удостоверения установленного образца, беспрепятственно и в любое время суток (ст. 357 ТК РФ). Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установил дополнительные требования: у инспекторов должно быть распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение о проведении проверке

Как правило, проверку проводит один инспектор. Но если к вам пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот чиновник, фамилия которого есть в предъявленном документе.

Сделайте копию распоряжения или хотя бы перепишите данные инспекторов.

Обратите внимание на вопросы проверки. Инспекторы не могут выходить за их рамки
(ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Например, если тема проверки – начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с персональными данными работников, контролеры не вправе.

Распоряжение, в котором не указан предмет (вопросы) проверки, незаконно.

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье.

Судья вправе оштрафовать:

  • предпринимателя или руководителя фирмы – на сумму от 2000 до 4000 рублей;
  • других сотрудников – на сумму от 500 до 1000 руб-лей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Подобные меры трудовые инспекторы применяют крайне редко. Если дело совсем уж плохо, обращаются за помощью в полицию.

В ходе проверки инспекторы вправе:

  • беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время);
  • истребовать документы;
  • получать объяснения.

Об этом сказано в статье 357 Трудового кодекса, Законе № 294-ФЗ и Кодексе РФ
об административных правонарушениях.

Истребование документов

Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой
или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка и какие документы им понадобятся.

Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению).

За отказ представить документы установлен штраф: для фирм – в размере от 3000
до 5000 рублей; для предпринимателей и должностных лиц фирмы – от 300 до 500 рублей
(ст. 19.7 КоАП РФ).

Пример запроса показан ниже.

Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти.

Документы нужно представить в течение десяти рабочих дней.

Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т. п., содержащие сводную информацию, или пояснили неясные моменты устно. За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

Получение объяснений

Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя (руководителя, его заместителей), главного бухгалтера или начальника отдела кадров.

Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам статьей 51
Конституции РФ.

Однако если нарушение очевидно (например, вы не заключили с работниками трудовые договоры), то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал.
Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться.

Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела. Однако имейте в виду: иногда трудовые инспекторы решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день. При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

Не забывайте, что, как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

Полномочия трудовой инспекции закреплены в статье 356 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и в постановлении Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г. «О федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства», а так же в Конституции РФ.

Реализацию контроля и надзора в рамках трудового законодательства призван осуществлять такой орган исполнительной власти, как федеральная инспекция труда.

Права инспектора по труду

В конченом итоге Вас будет проверять физическое лицо занимающее должность инспектора. В статье 357 ТК РФ закреплены основные права государственного инспектора по труду, а именно:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    1. Справочно: Протокол об административном правонарушении .
  10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа , работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Плановые и не плановые проверки трудового законодательства

Статья 360 ТК РФ закрепляет правила плановых и не плановых проверок соблюдения трудового законодательства.

Плановая проверка

Плановая проверка утверждается ежегодно с обязательным уведомление проверяющего.

Не плановая проверка

Основания внеплановой проверки прописаны в ТК РФ, ими являются:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. поступление в федеральную инспекцию труда:
  3. обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  4. обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  5. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  6. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Незамедлительная внеплановая проверка

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 3 данного блока, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Период проверки соблюдения законодательства трудовой инспекции

Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией. Именно по этой причине в распоряжении на проведение трудовой проверки, вручаемом работодателю (его представителю) до ее начала, нет указания на проверяемый период.

Вместе с тем глубину проверки объективно ограничивают сроки хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями и кадровым обеспечением и которые необходимы проверяющим в соответствии с целями проверки. Так, например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме тяжелых, вредных и опасных условий труда), акты, предписания по технике безопасности и документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении, протоколы аттестации по технике безопасности должны храниться в течение 5 лет (ст. ст. 586, 603 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Работодатель не обязан представлять документы , срок хранения которых истек. Привлечь его к ответственности за непредставление таких документов неправомерно .

Как проходит проверка трудовой инспекцией

Инспектор должен показать свое удостоверение и распоряжение или приказ о проведении проверки (плановый или внеплановый). В приказе указываются физические лица, только они имеют право проводить проверку, другим запрещено.

Какие вопросы могут задавать проверяющие

Любые вопросы касающиеся проверки. В приказе документе о проверке дожно быть указано, что именно они проверяют, при этом инспекторы не могут выходить за их рамки (ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

1 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080, в соответствии с которым абсолютно все плановые проверки, проводимые Государственной инспекцией труда по вопросам соблюдения работодателями требований трудового законодательства, должны проводиться с применением чек-листов. До исх пор применение чек-листов было обязательным только при проверках работодателей, отнесенных к категории умеренного риска.

Что такое чек лист?

Чек-листами называется специальный перечень вопросов, на которые должно ответить руководство организации-работодателя. Иначе говоря, это списки вопросов, тем и параметров, по которым идет проверка ГИТ в соответствии с требованиями о риск-ориентированном подходе. Роструд утвердил 107 таких листов для проверки трудового законодательства еще в прошлом году. Правда, все они касаются далеко не всех организаций.

Документы с вопросами Роструда были опубликованы еще в прошлом году, их утвердил Минюст, и с ними может ознакомиться любой желающий. Проверяющие не имеют права изменять или дополнять чек-листы на свое усмотрение. Риск-ориентированный подход к проверкам Роструда по умолчанию касается всех ИП и организаций, независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса, если у них есть наемные сотрудники. При этом при низком риске работодателя плановых проверок для него не предусмотрено.

Отсутствие чек листа у проверяющих и дополнительные вопросы

Такие действия проверяющих прямо нарушают права предпринимателей, поэтому результаты такой проверки, проведенной с нарушениями, можно отменить в судебном порядке. Правда, сколько времени и сил это может занять, неизвестно.

Время проведения проверки

В ходе проверки инспекторы вправе беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время), истребовать документы и получать объяснения.

Если вы не пустили инспекторов

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать предпринимателя или руководителя фирмы — на сумму от 2000 до 4000 руб., а других сотрудников — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Истребование документов

Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка и какие документы им понадобятся.

Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению). За отказ представить бумаги установлен штраф: для фирм — в размере от 3000 до 5000 руб.; для предпринимателей и должностных лиц фирмы — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти. Бумаги можно направить в течение 10 рабочих дней. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т.п., содержащие сводную информацию, или дали комментарии по непонятным моментам устно. За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

Получение объяснений

Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя, руководителя, главного бухгалтера или начальника отдела кадров. Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам ст. 51 Конституции РФ.

Однако если нарушение очевидно — например, вы не заключили с работниками трудовые договоры, — то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал. Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться. Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела. Однако имейте в виду: иногда трудовые ревизоры решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день. При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

Не забывайте, что, как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

Акт проверки

О том, как трудовые инспекторы должны оформить результаты проверки, рассказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Административном регламенте Роструда по осуществлению федерального государственного надзора, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. N 1065н.

После проверки инспекторы должны составить акт и сделать запись в журнале учета проверок.

Журнал учета оформляет сама фирма или предприниматель. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. Отсутствие журнала или ведение его не по форме является самостоятельным нарушением, о котором инспектор сделает запись в акте проверки.

В акте инспекторы указывают, что проверяли и какие нарушения обнаружили. В нем отражают и сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников. Акт составляется и в том случае, если нарушений найти не удалось. Акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.

Форма акта проверки соблюдения трудового законодательства приведена далее. Его форма также утверждена Приказом Минэкономразвития России N 141.

К акту должны быть приложены предписание с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения и протокол об административном правонарушении, если в рамках проверки было возбуждено административное дело, а также протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение.

Если проверяемое лицо устранит в ходе проверки выявленное нарушение, инспектор напишет об этом в акте.

С 2019 года планируют ввести без судебное взыскание долгов по заработной плате.

Законопроект предусматривает, что инспекция имеет право принимать меры по принудительному взысканию с работодателей начисленной, но не выплаченной заработной платы, а также иных обязательных выплат, которые положены работнику по закону. Также трудовая инспекция наделяется правом в ходе проведения проверок требовать у работодателя документы, которые связаны с оплатой труда работников.

Законопроект предполагает установить следующий порядок принудительного взыскания зарплаты с работодателя. Сначала инспектор выдаст работодателю-нарушителю предписание, в котором укажет срок для выплаты зарплаты работнику. Если предписание не будет выполнено в срок, то принимается решение о его принудительном исполнении. Такое решение обладает всей силой исполнительных документов, перечень которых содержится в ФЗ «Об исполнительном производстве», и по своей сути является исполнительным листом. Для исполнения оно направляется в ФССП, которая уже принимает к работодателю меры по его принудительному исполнению, – например, может арестовать деньги на банковском счете или имущество.

Предписание можно будет обжаловать в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения. Вместе с тем инспекция не сможет принять решение о принудительном взыскании зарплаты, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации задолженности по зарплате на срок до двух месяцев.