Правописание гласных в корнях раст рос. Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.


Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Предмет Русский язык

Дата 26.01.2009

Класс 5 «Б»

Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: объяснение нового.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

    совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

    формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

    обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

    развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

    дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

    научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

    доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

    наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

    систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

Методы формирования знаний: постановка вопросов:

    фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

    взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

Методы формирования умений:

    нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

    подбор примеров слов с данной орфограммой.

    выборочно-распределительный диктант.

Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мобилизующий этап – 5 мин.
3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
4. Изучение нового материала – 8 мин.
5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
6. Итоги урока – 2 мин.
7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

8. Рефлексия– 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться...
2. Учиться находить и правильно писать...

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

1. Работа с учебником, с. 169.

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Упражнение 437 (устно)

2. Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

3. Упражнение (запись на доске)

1) выр..стить, возр..ст, ...
2) ср..щение, выр..щенный, ...
3) выр..с, водор..сли, ...

Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

4. Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

VI. Итог урока.

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

VIII . Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Каким способом?

Что еще нужно сделать?

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

Хорошо Понял, но

понял не все.

материал.

Активно На уроке

работал было

на уроке. скучно.

Спасибо за работу, оценки за урок…

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

    Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

    Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

    Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

ХОД УРОКА

слайда

Этапы урока

Слайд 1

1. Организационный момент
2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

Слайд 2

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усилия

Слайд 3

4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

Слайд 4

4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

Слайды 5-9

4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

Слайд 10

5. Закрепление
5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

Слайд 11

5.2.Самостоятельная работа упр.437.
Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
Проверка, анализ ошибок

Слайд 12

5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Слайд 13 или интерактивное задание

5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Слайд 14

6. Подведение итогов урока
- Какую орфограмму изучили?
- От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
- Какие есть слова-исключения?
- В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

Слайд 15

7. Домашнее задание
п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Тема урока : Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, - рос;

2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока .

Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных - О – А-. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на доску и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1, 2, 3 группы? ( Дети рассказывают правила на правописание проверяемых гласных в корне, непроверяемых гласных в корне, чередующихся гласных в корне)

2. Прочитайте выразительно текст.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2 , к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

- Определите тему текста. Озаглавьте. В течение урока мы будем обращаться к нему.

3. А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

Проверяемые

безударные

Чередующиеся гласные

(Проверка)

4.Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием,

т. е. с жизнью)

- Сформулируйте тему урока.

(Правописание корней –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте грамматическую тему урока.

(Научиться правильно выбирать и писать гласную в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС-)

- Сформулируйте речевую тему урока.

(Развитие речи: совершенствование умения выступать публично)

5.От чего зависит написание гласных - О – А - в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся:

Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

Творческое название проекта «Корни жизни».

Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

    Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

    Суффикс –А - (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ) Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР) Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ - РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс –А-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание –СТ - чередуется со –Щ-. Доказательство этого положения представлено на доске:

Блестеть – блещет

свистеть - свищет

чистить – очищенный

растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется –А-.

Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень –РАСТ - от приставки –РАС - и корня, начинающегося с буквы –Т-, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

    Не выполнили задание – 0 % или 0 человек из 5 Выполнили задание с 1 ошибкой – 2 человека из 5 Выполнили задание без ошибок – 1 человек из 5

Где же мы можем встретить слова с корнем жизни?

На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

РАСТ //РАЩ – РОС

6. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется –А-, а когда –О-. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Запишите эти слова в тетрадь . (Работа учащихся. Проверка)

Предложите вариант названия кроссворда.

7. Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

(Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение. (Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать «Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное».

Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении .

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

10. Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках.

А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

-Как вы догадались, что загадка о ландыше? (Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

-Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке,

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

Давайте обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

(Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

-Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

-Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

15. Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных - А - и –О - в корнях с чередованием»

1 вариант

Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква –О-?

1) р. стение, водор. сли

2) выр. щивать, возр. ст

3) р. сток, зар. сли

4) подр. стая, выр. сти

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –А-?

А. подр. стал

Б. подр. сший

В. отр. сль

Г. разр. стается

1) А, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В 4) Б, Г

2 вариант

1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква – А-?

1) возр. ст, зар. сли

2) отр. слевой, ср. щение

3) подр. стал, Р. стислав

4) ср. слись, выр. сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква –О-?

А. р. стить

Б. выр. сли

В. водор. сли

Г. р. стовщик

1) А, Г 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, В

16. Подведение итогов урока.

17. Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней - РАСТ -, - РАЩ-, - РОС-».

Загадки

Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4 . И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7 . Что вниз вершиной р..стёт?

8 . Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10 .Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты

Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.

Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1. Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

1. Красная книга р..стений.

Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва .

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин

4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

Выборочный диктант

Это интересно.

Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

Рост, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, рослый, взрослый, заросль, поросль, нарост, отросток, переросток, подросток, прирост, приросток, водоросль, взращивать, зарастать, заращивать, нарастать, наращивать, обрастать, отрасти, отращивать, перерастать, подрастать, прирастать, приращивать, разрастаться, срастаться, разрастись, сращиваться, выращенный, сращение.

12. Выполните некоторые из названных здесь действий, например: на лить или до лить воду в чашку, вы лить или от лить ее из чашки и т.п.

Игры на внимание к различиям в правописании слов*.

13. Укажите, из каких частей состоят данные сложные существительные. Спишите. Подчеркните первую часть сложных существительных одной чертой а вторую – двумя.

Образец: машин остроительство – машина, строительство.

Агроминимум (но: агрикультура), авиапочта, градостроительство, Волгоград, Новгород, газобаллон, газификация, лесотундра, скопидом, времяпрепровождение, семяпочка, семядоля, тонно-километр, человеко-час, юго-запад, северо-восток, кинобудка, мотогонки, офицер, вице-председатель, мировоззрение, миропонимание.

14. Перепишите и подчеркните первые части данных слов.

Сороконожка, сорокалетие, авиасвязь, агрономия, антропология, аэрофотосъемка, гастрономия, тысячелетие, монограмма, морфология, неологизм, литография, орфография, псевдоним, прототип, психология, радиосигнал, радиограмма, радиолокация, вертолет, панорама, эпилог, философия.

15. Впишите, вставляя или дописывая пропущенные буквы.

Вопл..щенный, в..сстановление, впоследствии.., в продолжени.. всего урока, в течении.. недели, на га..ере.., гор..зонт, гости..ица, гранд..озный, гумма..изм, гумма..ость, гума..ый,дел..гация, беспр..стан..о, пр..оритетный, ч..лка, напрас..но, бре..житься, бл..стеть.

* Акцентируют внимание на каждом фрагменте слова.

16. а) От следующих слов образуйте с помощью суффиксов прилагательные: суффиксы выделите.

Образец: Традиция – традиционн ый.

Дворник, босяк, бурлак, горняк, купец, заговорщик, турки, тюрки, комиссия, композиция, провокация, реакция, дивизия, диверсия, эксплуатация, экспедиция, кульминация. Мысль, огонь, клятва,



чувство, друг, величество, отечество, отец, беда. Копировать, дубить, сушить, точить, сверлить, убирать, шлифовать, прясть, морозить, полировать.

б) От слов гвардия , компания (друзей), армия , милиция , кампания (посевная), судья образуйте прилагательные с суффиксом -ск- и употребите их в сочетании с существительными (помните, что в основе будет чередование и/е ).

Образец : Житие – житей-ск-ий. Житейская мудрость.

в) Спишите, вставляя суффиксы с неизменяющейся гласной (-чив, -лив-, -ическ- и другие).

Расчет..ый, опромет..ый, задум..ый, разговор..ый, услуж..ый, урод..ый, устой..ый, забот..ый, привет..ый, придир..ый, оптимист..ий, причуд..ый, полит..ий, пропаганд..ий, марксист..ий, предприим..ый.

17.

Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, бессмертник, беспорядок, раскол, безрассудный, расшуметься, разжигать, врассыпную, врасплох.

18. Перепишите, отделяя значащие части слова черточкой.

Образец : Отрезанный – от-рез-анн-ый.

Преодолевать, развеваться, восстановить, воспрепятствовать, распущенный, расстегнутый, бесхитростный, раздевальня.

19. Слова – глаголы впишите в левый грузовичок, а слова – существительные – в правый. Разберите слова по составу (смотреть картинку)

20. Напишите рядом с данными глаголами слова, от которых они образованы.

Образец: Пустословить – пустое слово.

Благословить, благодарить, злорадствовать.

21. Образуйте глаголы с помощью приставки -о- и суффикса -енеть- и прилагательные на лый от существительного дерево, кость, кровь, лед, стекло, столб.



Образец: Дерево - одеревенеть - одеревенелый.

22. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообрабатывающий, комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.

23. К следующим словам подберите однокоренные образования.

Склоняться, беспристрастный, соглашаться, содрогаться, обогащаться, безвкусица, безразличие, преподаватель.

24. Прочитайте, найдите однокоренные слова; выпишите сначала слова одного корня, затем – другого (всего 10 корней).

Обнаженный, облегать, непостижимый, ноженьки, нога, ноготок, посягательство, ступать, посягать, достигать, облечь, неприемлемый, легкий, предприниматель, подножка, постичь, выступить, преемственность, нагой, подножный, обнажить, стреножить, облегчить, непостижимый, неприступный, предприимчивый, подноготная, настичь, прилегает, ногти, недосягаемый, обличение, преступление, ногтевой, гостеприимный, ноготь.

25. Найдите однокоренные слова и запишите их.

Образец : Бережливый, беречь, сбережения, берегут.

Тащить, касаться, затосковать, истязать, увядать, косность, прикосновение, неувядаемый, затащить, касательная, потосковать, тягость, косный, вянуть, таскать, прикоснуться, тоска, закоснелый, тяжба, потаскать.

26. Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую для него приставку. Запишите полученные слова.

Образец : …ниматься – подниматься.

Цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..лететь, ..ложение, ..править, ..порядок, ..пытывать, ..кипеть, ..петь, ..бираться, ..трепенуться, ..пахать, ..вестия, ..шумный, ..жигать.

27. Запишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Бесцельный, бесцветный, исчезнуть, вскарабкаться, вздумать, да здравствует, восстать, здоровый, вздыбиться, расценка, расчертить, бесконечный, расколоть, разжалобить, взвиться, вскипеть.

28. Перепишите. Объясните выбранные написания. Выделите приставки.

Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (явленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, являть); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естественный); двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, экономить, агитировать).

29. Спишите, обозначая приставки. Какое значение имеют приставки в выделенных словах? Назовите антонимы к выделенным словам. Чем они различаются по составу?

30. Запишите слова в три колонки: в первую – с корнем в начале слова; во вторую – с корнем в середине; в третью – с корнем в конце. Выделите приставку.

Образец: ходить заходить подход
Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить; отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.

31. Измените слово по образцу. Выделите приставки

Образец : Разлить – разолью – разольет.

Сбить, зашить, добиться, увидеть, прыгать, спускаться.

32. Запишите слова с указанными приставками.

Ехать (от-, под-, об-, у-, в-), ездить (из-, с-), ёжиться (с-), явиться (об-).

33 . Составьте все возможные глаголы, изменяя приставки.

Образец : скакать – прискакать, отскакать, ускакать, перескакать, подскакать.

Ходить, бегать, прыгать, видеть, писать, ехать, пить.

34 . Вставьте пропущенные буквы.

1. 1) Камешек полетел до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подск..чил, полетел дальше, и снова ударился, и снова подск..чил. 2) Белочка доск..кала до елки и забралась на нее. (С. Образцов)

2. 1) Куст малины наск..чил на Винни-Пуха внезапно, когда медвежонок падал с дерева. 2) Это большой лес, и внем сколько угодно места для того, чтобы прыгать и ск..кать. 3) Тигра стал таким выск..чкой, что нам пора его укротить.

35. Прочитайте слова, произнося правильно сочетания зж, сж, зш, зч, сч, жч, стн, здн, стл .

Изжить, брызжет, разжиться, изжарить, без жизни, без желания, дребезжит, безжалостный, без жены, с желанием, с жадностью, из жалости, разжалован, без шапки, с шумом, без шинели, без шума, бесшумно, из шалаша, заказчик, подписчик, разносчик, перебежчик, считать, мужчина, счетчик, расчет, песчаный, доблестный, областной, крепостной, неизвестный, громоздкий, устный, яростный, счастливый, разостлал.

36. I. В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками второй группы. Запишите полученные слова. Образец : Чайник закипел – вскипел.

1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4) Соль просыпалась. 5) Идет непрерывный дождь. 6) Мы потратили деньги. 7) Мебель поставили. 8) Неспокойный человек.

II. Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками второй группы. Образец : Совестливый – бессовестный.

Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

37. Образуйте с помощью приставок новые глаголы и запишите их.

Образец: Тянуть - втянуть, вытянуть, дотянуть, затянуть, натянуть, оттянуть, обтянуть, перетянуть и т.д.

Светить, святить, мирить, мерить, платить, плотить, считать, идти, сиять, расти, дрожать, дивить, кропить.

Для справок: Глагольные приставки: в- (во-), вз- (взо-, вс-), воз- (возо-, вос-), вы-, до-, за-, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), низ- (низо-, нис-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), пере-, пре-, при-, по-, под-, пред- (предо-), про-,раз- (рас-, разо-), с- (со-), у-

38. Образуйте с помощью суффиксов глаголы и запишите их; суффикс подчеркните.

Образец : Худой - худеть .

Голос, досада, честь, чувство, танцы, экзамен, бич, торжество, блаженство. Ловкий, мелкий, старый, слабый, крепкий, дешевый, седой, хороший. Нервный, нежный, подлый, жадный. Соперник, повеса, подхалим, мошенник. Цитата, провокация, ликвидация, операция, лак, информация, коллектив.

Для справок: Суффиксы: -ов-, -ев-, -и-, -а-, -е-, -нича-, -ича-, -ировать-.

39. Разберите по составу.

Обвевает, творчество, подстаканник, освобожденный, неприемлемый, предпочитают, бескрайний, выключатель, сотрудник.

40. Спишите текст. Разберите все глаголы по составу.

Приёмник называется транзисторным. В тот вечер, когда нам его подарили, мы все время слушали передачи. Я с ним здорово научился управляться, и антенну то убирал, то выпускал, и все колесики вертел, и музыка звучала непрерывно и громко.

Я переводил его с одной станции на другую, и настроение у меня было самое распрекрасное.

(В. Драгунский)

41. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки «ошибкоопасны» (перед глухими согласными приставки, оканчивающиеся на звонкую согласную).

Образец : об ставить (мебелью)

1) Вложить, всунуть, предвидеть, подтягивать, подметать, подрумянить, подтрунивать, облепить, обсуждать, оборвать.

2) Надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, отделать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

42. Допишите буквы. Разберите глаголы по составу.

Делать, ..ввергнуть, ..ставить, ..твердить, ..дать, ..жимать, ..делать, ..делить, ..точить, ..пирать, ..править.

43. Напишите данные слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, поттаять, надпилить, вкладывать.

44. Объясни написание глаголов. Подбери к ним родственные слова.

45. Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.

46. Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их.

1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, произносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.

47. Спишите, выделяя приставки.

Свиснул, сгорел, надписал, надеялся, предмет, предводитель, избежать, сбежать, приложить, проложить, смотреть, рассмотреть, сглазить, поглазеть.

48. Кроссворд «Приставки пре-, при-, пере-, пред-».

Цель решения этого кроссворда - закрепить навыки правописания слов с приставками пре-, при-, пере-, пред-.

Все эти слова, из которых составлен кроссворд, содержат одну из этих приставок.

По горизонтали

3. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее твердую обложку.

4 . Относительное прилагательное мужского рода, равнозначное причастному обороту находящийся около берега (по-украински).

5. Качественное прилагательное мужского рода, равнозначное словосочетанию обладающий глубокой мудростью.

7. распоряжение .

9 прекратить .

10 изложение .

11 . Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову учитель.

12 . Глагол совершенного вида, синоним к слову приподняться .

14 . Глагол совершенного вида, близкий по значению глаголу задуматься .

15. чуть открыть .

17. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению сыграть заново .

18. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее письменный знак, который ставится вместе раздела слова при перенесении на другую строку.

19 . Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее реку, впадающую в другую реку.

20. Существительное среднего рода, II склонения, обозначает класс животных, к которому принадлежат змеи.

По вертикали

1. доставить , в единственном числе прошедшего времени, мужского рода (по-украински).

2 . Существительное женского рода, I склонения, обозначающее перерыв между уроками.

3. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову преимущество .

4. Краткое страдательное причастие женского рода от глагола совершенного вида, равнозначного выражению представить на обсуждение.

5. Глагол совершенного вида, синоним к слову начать .

6. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению заранее сказать, что произойдет в будущем .

7. Глагол совершенного вида, синоним к глаголу переслать .

8 . Существительное мужского рода, II склонения, название одной из служебных частей речи.

13. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению неплотно затворить .

14. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее лицо, которое представляет чьи-нибудь интересы (по-украински).

15. Существительное среднего рода, II склонения, синоним к слову легенда .

16. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову искривление (по-украински).

49. Допишите к глаголам пропущенные приставки и объясните смысловое значение этих приставок.

(Обратите внимание на одинаковость приставок в каждой паре существительных и глаголов).

а) Различные приставки при разных по значению словах (обратите внимание взрослого или ребёнка на сходство значений, которое придают приставки каждой паре глаголов и существительных, например: ОТ верткой- ОТ вёртывают)

б). Одинаковые приставки при разных по значению словах.

в). Различные приставки при одном корне слова (обратите внимание взрослого или ребенка на изменение значений слов в зависимости от добавления к ним различных приставок).

50. Вместо точек допишите к глаголам подходящие по смыслу приставки. При выборе приставки нужно ориентироваться, в возможных случаях, на стоящий перед именем существительным предлог (если «К дому», то ПОДходят, а если «ИЗ дома», то ВЫходят и т.д.).

К дому …ходят,

От дома …ходят,

В дом …ходят,

Из дома …ходят.

Дом строители строили,

Над домом этаж …строили,

К дому веранду …строили,

Потом все вновь …строили.

Марку к конверту …клеили.

К стенке картинку …били.

Сшитое платье …мерили.

К платью отделку …шили.

Нечаянно чашку …били.

Дырку в стене …били.

Гвоздь прямо в стенку …били.

У чайника ручку …били.

Разбитую чашку мы …клеили.

Отбитую ручку …клеили.

Почтовую марку …клеили.

Пятно на обоях …клеили.

51 . а) Устно подберите к приведенным ниже существительным однокоренные глаголы с такими же приставками.

Образец : РАЗведчик РАЗведывает.

б) Выборочно запишите эти глаголы в тетрадь. Не забывайте о слитности написания приставок. Подчеркните одинаковые приставки в существительных и глаголах.

ПРОигрыватель ПРОигрывает

52. а) Обратите внимание на изменение смыслового значения каждого из помещенных в соответствующих столбиках слов в зависимости от добавления различных приставок к одной и т ой же основе. Объясните смысловое значение каждого слова или устно придумайте предложение с этим словом. Образец : УСТУПАЮЩИЙ кому-то УСТУПАЕТ место или дорогу; ВЫСТУПАЮЩИЙ где-то ВЫСТУПАЕТ и т.п.

б) К данным причастиям допишите глаголы с такими же приставками. Подчеркните одинаковые приставки в причастиях и глаголах.

НАступающий - НАступить ОТступающий - … ВЫступающий - … ОБступающий - … ПРИступающий - … ПЕРЕступающий - … Уступающий - … Вступающий - … ПРОступающий - … ДОверяющий - … ПРОверяющий - … Уверяющий - … РАЗУверяющий - … ЗАверяющий - … Сверяющий - … ПОказывающий - … ЗАказывающий - … Наказывающий - … ОТказывающий - … Указывающий - … ДОказывающий - … ПРИказывающий - … ДОгоняющий - … ОБгоняющий - … ОТгоняющий - … ЗАгоняющий - … НАгоняющий - … ПОгоняющий - … ПЕРЕгоняющий - … Угоняющий - … Сгоняющий - … ПРОгоняющий - … РАЗгоняющий - … Вгоняющий - …

53. а) К приведённым ниже причастиям подберите соответствующие глаголы с теми же самыми приставками. Обратите внимание на то, что одинаковые приставки придают различным глаголам одно и то же смысловое значение. Образец : приставка ПРИ- означает приближение (ПРИходит, ПРИбегает, ПРИлетает), а приставка У- означает удаление (Уходит, Убегает, Улетает).

б) Запишите все причастия и подобранные к ним глаголы. Подчеркните во всех парах слов одну и ту же приставку. Образец:

54. При работе над правописанием предлогов нужно снова объяснить взрослому или ребенку необходимость их раздельного написания. Для внесения некоторого разнообразия в объяснения и для облегчения запоминания правила можно использовать такие тексты:

Класть мы можем НА стол,

Ставить можем ПОД стол,

Ставить можем ЗА стол –

Отдельно пишется «СТОЛ!»

Если диктуют нам: НА СТОЛЕ –

Здесь два мы напишем слова.

НА РЕЧКЕ, НА ОЗЕРЕ, НА ГОРЕ –

Предлог отделяем снова.

НА окне цветочки В горшочках,

НА столе В графине вода,

НА листочке чёрные точки –

Отделяй предлоги всегда!

55 . а) Устно ответьте на вопрос: Где в каждом из приведенных ниже предложений приставка, а где предлог?

б) «Раскройте скобки», слитно или раздельно написав заключенные в них приставки и предлоги.

(Здесь специально подобраны одинаковые приставки и предлоги, что сделано с целью более доходчивого объяснения пациенту или ребенку различия между ними).

(У) плыли (у) утки утята,

(У) бежали (у) кошки котята,

(У) скакали (у) зайца зайчата,

(У) орла (у) летели орлята.

(От) скочил зайчонок (от) берёзки.

(От) летел орлёнок (от) гнезда.

(От) бежали дети (от) дорожки.

(Ото) шла (от) берега вода.

(С) летают листочки (с) осин,

(С) летают листочки (с) рябин,

(С) летают листочки (с) берёз –

Знать, скоро придет (к) нам мороз!

(Под) лезли (под) лавку,

(Под) лезли (под) дом,

(Под) рыли (под) домом

Всю землю кругом!

(За) цвела (за) рекою сирень.

(На) летел (на) рощицу ветер.

Хоть и рано мы (в) стали (в) тот день,

Но (на) метили встречу (на) вечер.

56. а) Устно «разграничьте» приставки и предлоги (путем выяснения возможности или невозможности вставить дополнительные слова).

б) Самостоятельно выполните письменное упражнение, «раскрывая скобки»:

(За) ходит солнышко (за) тучу,

(За) горную (за) ходит кручу.

(Вы) ходит (из-за) туч луна,

Она печальна и грустна.

(У) сыпали шишки всю землю (у) ёлки.

(У) ёлки той острые очень иголки.

(Под) ёлкою летом (на) ходим мы тень,

(От) солнца там можно (с) крываться весь день.

(По) крывалом (по) крыли кровать.

(По) крывало (из) снега бывает.

Что же может оно (по) крывать?

Нашу землю оно (по) крывает.

(За) мели метели все тропинки,

(С) крылись (за) сугробами осинки,

Много снега (на) мело (на) ёлки,

Прямо (на) зелёные иголки.

(На) бегают волны (на) песок,

(На) летает ветер (на) лесок.

Мы стояли долго (на) песке,

Слушали шум ветра (в) том леске.

(У) осени много (при) мет:

(У) летают птицы (на) юг,

(За) жигают (на) улицах свет,

Да и (в) школу пора, мой друг!

57. а) Выборочно напишите некоторые из приводимых ниже предложений под диктовку б) Самостоятельно напишите все предложения. Соблюдайте правила правописания приставок и предлогов.

Берёзки (у) дороги (вы) строились (в) ряд,

(На) ветру листочки друг (с) другом говорят.

Ёлочка колючая растёт (в) лесу глухом,

И многие зверюшки (под) ней (на) ходят дом.

(У) вербушки красивые серёжки,

И (рас) пускаются они (к) весне.

Нечасто встретишь вербу (у) дорожки –

Она растёт обычно (в) стороне.

(У) зайчика (вы) росли длинные ушки.

Стоят эти ушки (на) самой макушке.

Они (по) могают (у) слышать (в) лесу

И серого волка, и даже лису.

Смотрели мы долго (на) уточку,

Она (за)плыла в камыши.

Поймали мы рыбку (на) удочку.

Приятно рыбачить (в) тиши.

(По)шли мы (с) ребятами в лес,

(У) видели шишки (на) ели.

(На) дерево мальчик (за) лез,

Чтоб мы (на) него (по) смотрели.

Дорога начинается (от) дома,

Почти (от) самого его крыльца.

Дорога эта нам (с) тобой знакома,

Её (про) шли мы (от) начала (до) конца.

(Над) полем (с) густился туман,

(Над) морем шумит ураган,

А месяц сияет (над) лугом,

Где были недавно мы (с) другом.

(На) севере дальнем снега,

(На) севере лютый мороз,

И (с) кованы льдом берега.

Кто холод (на) север (при) нёс?

(С) клонилась ива (над) водой,

И ветви прямо (над) тобой.

Летят (над) ивой птички,

Наверное, синички.

58. а) Правильно напишите данные в скобках приставки и предлоги.

б) Эти же самые предложения выборочно напишите под диктовку.

Бусы (на)нитку (на)низывают, а (с)нитки (с)низывают.

Волна (на)бегает (на)берег.

(Над)домом (над)строили ещё один этаж.

(На)нас (на)двигалась гроза.

(На)ёлку (на)вешали разных игрушек.

(На) поднос (на)ставили много посуды.

(На)стольную лампу ставят (на)стол.

(На)польную вазу ставят (на)пол.

(На)стенный ковёр вешают (на)стену.

(На)берёзе (на)бухли почки.

(На)картине (на)рисовали красивый пейзаж.

(На)землю (на)падало много жёлтых листьев.

Кольцо (на)дели (на)палец.

Мальчик (от)дёрнул руку (от)горячего чайника.

(От)дерева (от)пилили засохший сучок.

(От)пирога (от)резали несколько кусков.

(От)хлеба (от)делили горбушку.

Канистру с бензином (от)ставили в сторону (от)костра.

(От)куска сахара (от)кололи кусочек.

(От)друга я получил (от)веет на свое письмо.

(От)брось (от)себя печальные мысли.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Птица (от)летела (от)гнезда.

(Под)домом сделали (под)коп.

(Под)кастрюлю (под)ставили (под)ставку.

(Под)аквариумом сделали (под)светку.

Ёжик (под)лез (под)кучу опавших листьев.

Бабочка (в)летела (в)окно.

Мальчик (в)бежал (в)дом.

Воду (в)лили (в)бутылочку.

(В)слово (в)писали пропущенную букву.

Стекло (в)ставили (в)раму.

(В)дверь (в)резали замок.

(В)пальто (в)шили карман.

(Из)глаза (из)влекли соринку.

59. Для отработки раздельного написания существительных с предлогом, рекомендуется использовать стандартные общеизвестные способы коррегирования. (В «Сборнике упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» В.И. Городиловой и М. З. Кудрявцевой предоставлен достаточно объемный речевой материал на отработку простых и сложных предлогов). Можно использовать схемы

Обширный речевой материал по этой теме представлен Л.Г. Парамоновой в работе «Слитное и раздельное написание слов».

60. Для коррекции антиципаций можно использовать методику обучения механическим навыкам чтения В.Б. Эдигея.

Поменяйте буквы или слоги местами так, чтобы получилось слово. Примерные образцы заданий:

1. кару-рука

ловрыбо -

писатьс -

чипротать -

2. Прочитайте оба предложения. Определите недостающее второму предложению слово.

Костя халепри в трамвае.

В трамвае ……… Костя.

Нина рипшла ко мне домой.

Ко мне домой …. Нина.

В город леприлите снегири и синицы.

Снегири и синицы …… в город.

3. Прочитайте оба текста. Определите недостающие второму тексту слова.

А) Пахраснулась дверь подъезда. Обгоняя людей, на улицу жалбевы пёс. Его рыжий хвост весело кавалпочися, потом вдруг замер.

Дверь подъезда …… . На улицу.. пёс, обгоняя людей. Хвост его рыжий ……. Весело, потом ….. вдруг.

Б) Пёс начал глераздывать свои следы. Они пеоттачались на свежем насте так четко, будто на снегу бролисараз голубые пряники. Пёс мострел, как снежинки засыпают ямочки,стурепепал с места на место и дивсяулял новым следам.

Свои следы начал … пёс. Они так четко на свежем насте ….. , будто ………….. на снегу голубые пряники. …….. пёс, как снежинки засыпают ямочки, с места на место ………. И новым следам ……… .

4. Прочитайте текст.

Епохал жикму в родго за сомов для шалоди. Кольто точ евыхал зи ревдени; шадьло ласта вочизаратьва задна к мудо.

Примечание.

В разделе «Коррекция персевераций»:

Задания № 11, 12, 26 , 40, 41 с некоторыми изменениями заимствованы из Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика - Киев: Радяньска школа, 1968

Задания № 2, 42 , 43 , 45 из Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991

Задания № 18, 20, 21 , 27 , 28, 36, 37, 38 с некоторыми изменениями из Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

Задания № 9, 10, 25 ,30, 31 , 33, 34, 35

Задания № 5, 6, 7, 8 из Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: Каро, Дельта, 2005

В разделе «Коррекция антиципаций»:

Задания № 11, 48, заимствованы из Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев.: Радяньска школа, 1968

Задания № 29, 30, 31, 32 из Русский язык. 4 кл./ Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1984

Задания № 5 , 33 , 34, 36 , 40, 41, 42, 43 , 44 с некоторыми изменениями из Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991

Задание № 12 из Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: Дельта, 2001

Задания № 49-58 из Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написания слов - СПб.: Союз, 2001

Задания № 13, 14 , 28 из Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

Задания № 4 , 6, 7 , 8, 9, 15 , 16 , 18, 20 , 21, 23 , 24, 25 , 35 , 37-39 из Баев П.М. Грамматика в таблицах и вопросах. - Л.: Просвещение, 1968

Возрастная периодизация

Коррекция персевераций:

Коррекция антиципаций:


Список литературы:

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

2. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: Дельта, 2001

3. Мережинская Е.К., Гуревич а,Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика - Киев.: Радянська школа, 1968

4. Гордилова В.И, Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - Спб.: Каро, Дельта, 2005

5. Пропись-раскраска. Папка дошкольника - Киров: Кировская типография, 2003

6. Чему научит клеточка… - М.: Мозайка-Синтез, 2003

7. Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по чтению, 1 класс. - М.: Дрофа, 2002

8. Баев П.М. Грамматика в таблицах и вопросах. - Ленинград.: Просвещение, 1968

9. Семенюк а,А. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 кл.: М. - Просвещение, 1994

10. Эдигей В.Б. Новое чтение 1я часть. - М.: Перспектива, 2003

11. Эдигей В.Б. Новое чтение 2я часть. - М.: Перспектива, 2003

12. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Читаем сами. Пособие для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. - М.: 1996

13. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. - М: АСТ, Аквариум, Астрель, 2000

14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М: Просвещение,

15. Шклярова Т.В. 1991Русский язык. Сборник упражнений. 2 класс - М.: Грамотей, 2004

16. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. - Спб.: Дельта, 1998

17. Русский язык. 4 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, л,Т. Григорян и др. - М.: Просвещение, 1984

18. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. 300 учебных текстов, проверочных работ и тестовпо чтению для начальной школы. - М.: Дрофа, 2000

19. Смирнова М.В. 2500 скороговорк. - СПб.: Нева, Олма-Пресс, 2003

20. Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов. - СПб.: Союз, 2001;

21.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М, 2002;

22. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка.-СПб..1995;

23.Шахнорович А.М. Проблемы психолингвистики. – М, 1987.

Блок III

Цель: Преодоление подкорковой дизартрии и инфантильной речи у детей средствами арт-терапии (драматизацией) и ритмопластики.

Задачи арт-терапии и ритмопластики:

1. Снизить или сня