Принцип неприкосновенности государственных границ реализация. Принцип нерушимости государственных границ: описание, применение в международном праве
Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.
Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР
с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.
Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".
Посягательство на государственные границы - это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, то есть, как говорится далее в тексте принципа, государства "будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника".
Государства - участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать. Международно-правовое признание фактически сложившейся границы приравнивается к соглашению государств относительно существующей границы.
Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; 2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.
Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств - участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.
С принципом территориальной неприкосновенности и целостности тесно «вязан принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ, составляющий одну из важнейших основ безопасности каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества государств в целом.
Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухопутными, воздушными, а то и водными границами.
ИСТОРИЯ:
Идея нерушимости границ впервые получила свое международно-правовое оформление в Договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ, заключенных в 1970-1973 гг. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников договоров. В договорах выражены два существенных элемента: признание нерушимости всех существующих на день заключения договоров и в будущем границ в Европе и отказ от каких-либо территориальных притязаний, которые привели бы к нарушению границ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Государственная граница - это линия, обозначающая на картах и на местности внешние рубежи территории государства, т. е. пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами. Государства всегда придавали важное значение защите своих границ, признавая право друг друга на установление пограничных знаков, создание вооруженных постов и т. п. Издревле считалось, что посягательство на границу составляет сasus belli - законный повод пострадавшего государства к войне. Однако в прошлые эпохи в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для каждого государства было весьма сложным делом.
Он действует независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обязаны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ёё незаконного пересечения. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.
Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государства, в уголовном или административном порядке.
Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.
В современном международном праве в отношении признания и защиты границ утвердился императивный принцип их неприкосновенности и нерушимости. Каждое государство для обеспечения безопасности границ устанавливает определенный правовой режим границы, который регулирует вопросы надлежащего поддержания линии границы и ее пересечения. Однако в официальных документах и литературе данный принцип используется обычно с упоминанием лишь одного из его элементов: либо «неприкосновенность» (Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.).), либо «нерушимость» (В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
рассматриваемый принцип назван «Нерушимость границ.»). Данные термины используются как синонимы, что неверно. Каждый из них имеет свое содержание и назначение.
Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным
Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств.
Нерушимость границ - это юридически закрепленное и признанное состояние стабильности существующих границ государств, общее признание существующей линии границы того или иного государства как установленной в соответствии с международным правом, отказ от каких-либо попыток ее изменения.
Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имеющие место на других континентах.
Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 года. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство «воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств» на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.
Таким образом, европейские страны: 1) признали существующие в Европе границы; 2) отказались от территориальных притязаний, в том числе на будущие времена; 3) отказались от любых посягательств на европейские границы, в том числе и с применением силы.
В Заключительной акте были предусмотрены также меры доверия: государства обязаны уведомлять друг друга о военных учениях, которые проводятся в пределах 250 км от границ, о крупных передвижениях войск в районе границы. Договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на «коренное изменение обстоятельств», как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы.
В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года определено (ст. 11), что правопреемство «само по себе не затрагивает границ, установленных договором».
Принципы неприкосновенности и нерешимости границ -своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности.
Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
§ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
§ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
§ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип мирного разрешения международных споров
Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры, в том числе и территориальные споры с другими государствами мирными способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.
Международное право представляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, добрые услуги, посредничества, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств.
Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.
Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом.
Заключение
Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты, вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому, как представляется, предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами – основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов, деятельности которых и является принцип мирного разрешения международно - территориальных споров.
Таким образом, международный спор - формально признанное разногласие
между субъектами международного права. Международный спор должен решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров. Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров. К ним относятся:
1. Переговоры – способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно–правовых норм, мирного решения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права.
2. Консультации – разновидность переговоров.
3. Посредничество – ведение переговоров не состоящим в споре государством или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.
4. Добрые услуги - представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта.
5. Следственные и согласительные комиссии – предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.
6. Международный арбитраж (третейское разбирательство) - процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т.е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.
Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров.
Первым универсальным актом о мирном разрешении международных споров является Конвенция «О мирном решении международных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и Дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.
26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мирном разрешении международных споров, подтвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с поправками),
Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных положений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильским декларация о мирном разрешении споров 1982 года.
Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.
Запрещающий какое-либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная на местности линия границы должна строго соблюдаться. Обозначающие линию границы пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению в одностороннем порядке. Как правило, не изменяется линии границы и в тех случаях, когда она установлена по пограничной реке, а река изменяет положение своего русла, если в соглашении сопредельных государств не установлено иное правило.
Нормы и о государственной границе опираются на принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств и повсеместно применяются в международной практике. Любые изменения линии границы могут происходить лишь по соглашению сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы гражданами, транспортом и грузами, или такой порядок устанавливается по соглашению заинтересованных государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Законом РФ "О государственной границе Российской Федерации" РФ неприкосновенна. Любые попытки нарушить ее решительно пресекаются. Для обеспечения не прикосновенности границы сопредельные государства заключают соглашения о режиме взаимной границы и иные специальные соглашения. РФ имеет почти со всеми сопредельными странами соглашения о режиме взаимной границы и о развитии мирного сотрудничества на границах. Все они исходят из П.н.г.г.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ" в других словарях:
ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а тж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Юридическая энциклопедия
- (см. ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Юридический словарь
неприкосновенности государственной границы принцип - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а также пересечение границы, нарушающее международные соглашения и внутренние правила государства. Любые изменения линии… … Большой юридический словарь
Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого …
История России … Википедия
Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - I Приднепровская Россия IX XII вв. земель, занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
После окончания Второй мировой войны не все политические силы в Западной Европе были довольны территориальным устройством Старого мира. Реализация притязаний радикальных политиков о пересмотре послевоенных границ могла бы привести к трагическим последствиям для судьбы мира.
С целью устранения каких-либо правовых оснований для подобных претензий в договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. была закреплена норма о признании нерушимости границ всех государств в Европе (ст. 3). Подобная норма вошла в текст последующих договоров, заключенных ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР в 1970-1971 гг.
Одной из главных целей созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки было закрепление принципа нерушимости границ. В ст. ПИ Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ от 1 августа 1975 г. провозглашается: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.
Они, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника"1.
Таким образом, 35 государств - участниц ОБСЕ юридически признали линии прохождения границ между ними и всеми государствами в Европе; взяли обязательство не совершать любые покушения на эти границы; отказались от каких-либо территориальных претензий друг к другу.
Итак, принцип нерушимости границ тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Посягая на государственную границу, государство также оказывает и покушение на территориальную целостность другого государства. Поэтому соблюдение принципа нерушимости границ одновременно укреплять и территориальную целостность государств.
Есть также сходство между этим принципом и принципом неприкосновенности государственных границ. Последний означает уважение и ненарушение конкретной линии границы любого государства, проложенной на местности. Недопустимо в одностороннем порядке переносить пограничные столбы и знаки, обозначающие линию государственной границы, пересекать ЕЕ вне установленных мест и с нарушением существующих правил. Этот принцип также включает право осуществлять контроль со стороны государства за пересечением ее границ физическими лицами и транспортными средствами. Однако принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются сферой применения: первый является региональным, второй - универсальным.
Наличие указанных принципов вовсе не означает, что границы являются чем-то застывшим и несклонных к любым изменениям. Государства имеют право изменять и линию границы между ними, обмениваться определенными участками территории и передавать участок своей территории, как правило, на возмездных началах, другому государству (цессия). В то же время все эти операции должны осуществляться по взаимному согласию и на основе международного права. При этом недопустимы односторонние действия, тем более с применением силы.
Принцип территориальной целостности
Цель этого основного принципа международного права - обеспечение стабильности международной системы, поскольку ничто так не дестабилизировало международные отношения, как посягательство на территориальную целостность государств. Учитывая это, в п. 4 ст. 2 Устава ООН закреплено положение о запрете использовать силу или угрозу силой "против территориальной неприкосновенности государств". Декларация о принципах международного права 1970 г. развивает это положение и устанавливает, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, что является результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Аналогичные положения содержатся в ст. IV Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.