Система сертификации нефтепродуктов. Сертификат на нефтепродукты

Система сертификации нефтепродуктов учитывает особенности их производства, поставки потребителям, международных требований и соответствующих соглашений на нефтяном рынке как подсистемы сертификации ГОСТ Р.

По правилам Системы может проводиться также добровольная сертификация продуктов переработки нефти, горюче-смазочных материалов на нефтяной и синтетической основе (топлива, масла, смазки и специальные жидкости), а также компонентов этих материалов (присадки, загустители, добавки, модификаторы, ингибиторы, депрессаторы).

Номенклатура нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, разработана на основе Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013, и охватывает нефтепродукты народно-хозяйственного назначения, включая нефтепродукты, используемые на автомобильном транспорте (бензины автомобильные, дизтопливо, масла моторные, смазки и т. п.).

Основным организационно-правовым документом Системы являются «Правила проведения сертификации нефтепродуктов» (утв. Постановлением Госстандарта России от 8 октября 1998 г. N 78, зарегистрирован Минюстом РФ 25 декабря 1998 г. N 1666), которые устанавливает правила, процедуры и порядок проведения сертификации нефтепродуктов, проводимой Органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Организация работ в Системе Организацию работ по формированию Системы сертификации нефтепродуктов, руководство ею осуществляет соответствующее подразделение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации Центральный орган по сертификации

Функции Центрального органа по сертификации: - координацию деятельности Органов по сертификации и Испытательных лабораторий, входящих в Систему; - разработку предложений по номенклатуре продукции, сертифицируемой в Системе; - участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация; рассмотрение апелляций по поводу действий Органов по сертификации и Испытательных лабораторий;

- ведение учета Органов по сертификации и Испытательных лабораторий, входящих в Систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы.

Нормативные документы для сертификации К используемым при обязательной сертификации нормативным документам относятся международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Методики, используемые при проведении сертификационных испытаний, включенные в стандарты и иные нормативные документы на сертифицируемые нефтепродукты, позволяющие полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» должны быть аттестованы в установленном порядке.

Порядок проведения работ по сертификации Порядок сертификации нефтепродуктов включает: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; - - отбор, идентификацию образцов и их испытания; - оценку производства нефтепродуктов (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия; - выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; - осуществление инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией (в соответствии со схемой сертификации); - проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении Знака соответствия; - информацию о результатах сертификации.

Изготовитель (продавец, исполнитель) направляет заявку на сертификацию в Орган по сертификации по своему выбору, в область аккредитации которого входит данная продукция. Учитывая специфику нефтепродуктов, каждая марка нефтепродукта сертифицируется отдельно.

Орган по сертификации в 10 -дневный срок рассматривает заявку. В случае положительного решения по результатам рассмотрения заявки Орган по сертификации сообщает заявителю о принятом решении. В случае принятия отрицательного решения заявителю отправляется обоснованное уведомление о невозможности проведения сертификации представленной продукции. Оплата работ по обязательной сертификации осуществляется заявителем в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» .

Выбор схемы сертификации при обязательной сертификации нефтепродуктов осуществляет Орган по сертификации, при добровольной определяет заявитель и предлагает Органу по сертификации.

Системой предусмотрено использование семи схем сертификации, каждая из которых предусматривает этапы «Испытания» , «Проверка производства» , «Инспекционный контроль» . Нумерация, состав и содержание схем, а также правила их применения соответствуют «Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15, зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 1996 г. , N 1139).

Пробы нефтепродуктов для сертификационных испытаний отбираются в соответствии с требованиями ГОСТ 2517 -85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» . Отбор проб продукции оформляется актом. Отбор проб для испытаний производится, как правило, аккредитованной Испытательной лабораторией (центром) или по ее поручению другой компетентной организацией. В случае проведения испытаний в двух или более Испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен Органом по сертификации (при необходимости, с участием Испытательных лабораторий).

Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора и отправляют в аккредитованную Испытательную лабораторию. Срок хранения, требования к маркировке и учету образцов, порядок их списания устанавливаются Органом по сертификации или Испытательной лабораторией. Испытания проводятся в аккредитованных Испытательных лабораториях (центрах). Испытания проводятся на образцах, состав и технология которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю продукции (заказчику).

По результатам сертификационных испытаний Испытательная лаборатория (центр) выдает Органу по сертификации протоколы испытаний по установленной форме.

Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний, готовит решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата. Органы по сертификации имеют право переоформления Сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями, при наличии соответствующих многосторонних или двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация. Орган по сертификации оформляет Сертификат по установленной форме, регистрирует в реестре и выдает заявителю. Срок действия Сертификата устанавливает Орган по сертификации, но не более чем на три года.

Нефтепродукты, хранящиеся в организациях нефтепродуктообеспечения в таре изготовителя (продавца, исполнителя) и сертификатом организациипоставщика, повторной сертификации при реализации не подлежат Организации нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, нефтеналивные станции), получающие нефтепродукты в транспортных емкостях или по трубопроводам, сертифицируют нефтепродукты по схемам сертификации, включающим анализ состояния производства.

Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком соответствия по ГОСТ Р 50460 -92 в порядке, установленном «Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» , утвержденными Постановлением Госстандарта России от 25. 07. 96 N 14 и зарегистрированными в Минюсте России 01. 08. 96 под N 1138.

Рассмотрение апелляций При возникновении спорных вопросов по сертификации нефтепродуктов заинтересованная сторона может подать апелляцию Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов, в апелляционную комиссию специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в соответствии со ст. 9 и ст. 10 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг») и (или) в суд.

Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств Обязательность проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС определена Законами РФ «О защите прав потребителей» , «О безопасности дорожного движения» и закреплена в «Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации» , утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13. 08. 97 N 1013 и Госстандарта России от 23. 02. 98 N 5.

По правилам Системы может проводиться также добровольная сертификация услуг по ТО и ремонту АМТС.

Основные принципы построения и функционирования, общие правила проведения работ по сертификации, принятые в Системе, закреплены ее организационно-правовыми документами и соответствуют принципам и правилам, устанавливаемым Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» , «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» , «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации» , основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

В настоящее время основным организационно-правовым документом Системы является документ «Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 ноября 1994 г. N 21, введен в действие с 1 января 1995 г.), который устанавливает организационную структуру Системы, определяет функции ее участников и порядок проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС.

Организационная структура Системы Организационную структуру Системы сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС образуют: - Национальный орган по сертификации - Госстандарт России; - Центральный орган по сертификации (Департамент автомобильного транспорта Минтранса России); - Апелляционная комиссия; - Научно-методический центр (НИИАТ); - Органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС (ОСУ); - Испытательные лаборатории (центры); - Исполнители услуг (заявители).

Нормативные документы для сертификации услуг В перечне услуг, подлежащих обязательной сертификации, помимо их наименования, непременно должны быть указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

При формировании перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации, учитывается следующее: - наименование (а следовательно и технологическое содержание услуги) должно соответствовать Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002 -93 (ОКУН);

- нормативные документы, используемые при обязательной сертификации услуг, должны содержать: - требования по безопасности для: - жизни, здоровья граждан; - окружающей среды; - требования к методам проверки (контроля, испытаний) услуг; - требования к технологическим процессам исполнения услуг; - требования к мастерству исполнителя услуг.

Проверка, испытания и оценка услуг ведется в соответствии с требованиями технической документации на конкретные виды услуг, которая может быть дифференцирована по маркам, моделям, составным частям, отдельным видам работ, составляющих технологическое содержание услуг.

Порядок проведения работ по сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств Сертификация услуг по ТО и Р в общем случае включает в себя: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе - выбор схемы сертификации; - оценку мастерства исполнителя или процесса оказания услуги, Системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги; - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия; - выдачу Сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р; - осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой; - корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; публикацию информации о результатах сертификации.

В заявке, в общем случае, сообщается: - наименование предприятия; - адрес и банковские реквизиты предприятия; - фамилия руководителя; - наименование сертифицируемой услуги (услуг) с кодом ОКУН. Форма заявки предусматривает также обязательства заявителя по выполнению ряда условий сертификации (в частности, оплаты расходов по проведению сертификации со стороны Органа).

Правилами Системы предусмотрено использование трех схем сертификации (1 -я, 2 -я и 5 -я), соответствующих «Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (зарегистрированы в Госреестре Госстандарта России РОСС RU. 0001. 010134 от 18 июня 1998 г. , зарегистрированы Министерством юстиции РФ 3 апреля 1998 г. , N 1502, введены в действие с 18 июня 1998 г.). Каждая из схем предусматривает последовательное выполнение следующих процедур:

Схема N 1: «Оценка мастерства исполнителя» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» . Схема N 2: «Оценка процесса оказания услуги» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» . Схема N 5: «Сертификация системы качества» , «Проверка результатов услуги» , «Инспекционный контроль» .

Процедура «Оценка мастерства исполнителя» предусматривает проверку: - соответствия квалификации руководящего и технического персонала исполнителя требованиям, содержащимся в нормативных и технических документах, оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих опыт работы и профессиональные характеристики конкретных работников исполнителя (трудовая книжка, конкурсный диплом, производственная характеристика, свидетельство о присвоении разряда, удостоверение о прохождении специального обучения и т. п.);

- знаний работниками технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства; навыков оказания услуги (выполнения работы), в т. ч. использования при этом технологического оборудования и оснастки.

Процедура «Оценка процесса оказания услуги (выполнения работы)» предусматривает проверку: - соответствия технических документов требованиям нормативных документов в части возможности обеспечения результатов услуги сертификационным требованиям (включая проведение экспертизы); - обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;

- обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, оборудованием, оснасткой, средствами измерений (включая их аттестацию и поверку); - соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

Процедура «Сертификация системы качества» предусматривает учет и проведение соответствующей экспертизы имеющегося у заявителя сертификата на систему качества на предмет соответствия требованиям Системы сертификации ГОСТ Р, возможности признания области его действия применительно к заявленной услуге (работе). При этом процедура сертификации системы качества осуществляется органами, аккредитованными на сертификацию систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Процедура «Проверка результата услуги» предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по рабочему плану проведения сертификационной проверки. Сертификационные проверки результатов услуг (работ) осуществляются экспертами по сертификации на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя.

Процедура «Инспекционный контроль» также предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется с целью подтверждения соответствия услуги (работы) сертификационным требованиям и условиям выдачи (ограничениям на область действия) Сертификата соответствия в рамках реализованной схемы сертификации, а также выполнения лицензионных условий на применение знака соответствия.

Основными целями сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: создание условий для деятельности пассажирских автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей на едином рынке услуг; содействие потребителю в компетентном выборе услуг; защита потребителя услуг от недобросовестности исполнителя услуг; контроль безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества пассажиров; подтверждение показателей качества услуг, заявленных исполнителем услуг.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация услуг осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится с целью повышения конкурентоспособности исполнителей на рынке услуг.

Обязательная сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации установлена в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» , «О сертификации продукции и услуг» , основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» (утверждена Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5).

Обязательной сертификации подлежат следующие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом: - услуги по перевозке пассажиров в международном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в междугородном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении; - услуги по перевозке пассажиров в городском сообщении; - прочие услуги по перевозке пассажиров (туристскоэкскурсионные, специальные, разовые автобусами; легковыми таксомоторами; легковыми автомобилями, осуществляющими пассажирские перевозки на коммерческой основе).

- Основными функциональными элементами организационной структуры Системы сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России; Апелляционная комиссия Госстандарта России; Центральный орган Системы - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России; Совет Системы; Методический центр Системы - Научноисследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ); Органы по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, эксперты по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, исполнители услуг.

Классификация услуг устанавливается Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002 -93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.

Госстандарт России формирует сеть Органов по сертификации, утверждает организационно-методические документы Системы, осуществляет контроль за деятельностью Центрального органа Системы, взаимодействует с руководящими органами других Систем сертификации и с соответствующими органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

Апелляционная комиссия Госстандарта России формируется для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью Органов по сертификации, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия Сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия и пр.

Центральный орган Системы осуществляет: - руководство Системой; - устанавливает порядок сертификации, правила и процедуры управления Системой; - регулирует состав, количество и дислокацию Органов по сертификации; - организует и участвует в работе по аккредитации и инспекционному контролю за деятельностью Органов по сертификации; - взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации; - организует работы по актуализации и совершенствованию фонда нормативных и технических документов.

Совет Системы является совещательным органом. В его функции входят: - разработка направлений политики в области сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; - подготовка предложений по развитию и совершенствованию Системы; - подготовка предложений по совершенствованию нормативных, технических и организационно-методических документов.

Методический центр Системы: - координирует научно-методические работы, проводимые в Системе; - разрабатывает организационно-методические документы по сертификации; - формирует, ведет и актуализирует фонд нормативных и технических документов для сертификации; - разрабатывает методы и процедуры проверки и оценки услуг; - оказывает методическую помощь участникам Системы сертификации.

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом включает в себя следующие этапы: - подачу заявки на сертификацию; - принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; - оценку процесса оказания услуги или системы качества; - проведение сертификационных проверок результата услуги; анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи Сертификата соответствия;

- выдачу Сертификата соответствия; - осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами; - корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям; - публикацию информации о результатах сертификации.

При необходимости, по требованию Органа по сертификации, дополнительно к заявке может быть затребована дополнительная информация, которая, как правило, включает: а) копии регистрационных и уставных документов заявителя - Свидетельства о государственной регистрации и Устава заявителя (для индивидуальных предпринимателей Свидетельства о государственной регистрации). Просмотр данных документов осуществляется на предмет правомочности заявителя оказывать заявляемые услуги;

б) сведения об исполнительных руководителях и специалистах заявителя с указанием данных об их образовании, квалификации и аттестации. К исполнительным руководителям и специалистам относятся: - руководители и заместители руководителей; начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации, безопасности дорожного движения и технического контроля колонн (маршрутов), отрядов; - специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов;

в) сведения о пассажирских автотранспортных средствах с указанием инвентарного и государственного регистрационного номеров, их марок, года выпуска и даты прохождения последнего государственного технического осмотра;

г) сведения о регулярных автобусных маршрутах с указанием конечных остановочных пунктов, протяженности, времени в пути и прочих характеристик маршрута (интервал движения в часы максимального спроса, плановое количество подвижного состава в часы максимального спроса, кольцевой характер движения, наличие полуэкспрессного (скорого) или экспрессного режимов движения и т. п.).

Нормативные требования к услугам по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установленные различными документами, для удобства их предъявления распределяются по следующим характеристикам: 1) Маршруты движения; 2) Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения; 3) График (расписание движения);

4) Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; 5) Характеристики персонала: квалификация водителей, поддержание и контроль состояния здоровья водителей, режим труда и отдыха водителей, предрейсовый инструктаж, квалификация исполнительных руководителей и специалистов; 6) Дополнительные требования при международных перевозках: - квалификация водителей; - квалификация руководителя; - режим труда и отдыха водителей; соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения.

Сертификационные проверки подразделяются на два этапа: - проверка процесса оказания услуг в предприятии; - проверка процесса оказания и результата услуги на маршрутах движения (на линии). Каждый этап проверки оформляется отдельным протоколом.

Проверка характеристики «Маршруты движения» проводится по следующим элементам: соблюдение порядка обследования, открытия, изменения и закрытия регулярных автобусных маршрутов; - соблюдение требований по составлению и оформлению паспортов регулярных автобусных маршрутов; - своевременность оповещения населения об открытии автобусных маршрутов;

- соблюдение требований по присвоению регулярному автобусному маршруту категории «горный» ; -определение категории автобусных маршрутов по виду сообщения; -проведение обследований пассажиропотоков; -соблюдение требований по нормированию скоростей движения подвижного состава на маршрутах;

-соответствие автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, технических средств организации дорожного движения, пересечений автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями, паромных и ледовых переправ установленным требованиям; -соответствие обустройства и информационного обеспечения автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов установленным требованиям.

Проверка характеристики «Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения» проводится по следующим элементам: - соблюдение требований к подвижному составу по осевой нагрузке; - соответствие полной массы подвижного состава категориям автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, и фактической грузоподъемности расположенных на маршруте искусственных сооружений;

-соблюдение требований к подвижному составу для работы на горных и приравненных к ним маршрутах; -соблюдение требований к опознавательным знакам подвижного состава; -соответствие информационного обеспечения подвижного состава установленным требованиям.

Проверка характеристики «График (расписание) движения» проводится по следующим элементам: - соблюдение требований по составлению графиков (расписаний движения); - диспетчерское управление перевозками; - правильность действий при изменении дорожных условий; - соответствие эксплуатационной надежности движения подвижного состава на маршрутах установленным требованиям.

Проверка характеристики «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» проводится по следующим элементам: прохождение подвижным составом государственного технического осмотра; - соблюдение порядка выпуска подвижного состава на линию; - обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава; - учет и анализ сходов подвижного состава с линии по причине технической неисправности

Характеристики персонала проверяются по следующим элементам: - соответствие квалификации и опыта работы водителей установленным требованиям; - соблюдение требований по проведению стажировки водителей; - повышение профессионального мастерства водителей; своевременность прохождения водителями медицинского освидетельствования;

- осуществление контроля за состоянием здоровья водителей; - соответствие режимов труда и отдыха водителей установленным требованиям; - организация предрейсовых инструктажей водителей; - соблюдение требований по назначению на должности исполнительных руководителей и специалистов; - соблюдение требований по аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов; - информационное обеспечение водителей.

После проведения сертификационных проверок на предприятии и на маршрутах движения Орган по сертификации проводит экспертизу всех материалов (протоколы, акты и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации) и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) Сертификата соответствия в срок не более 5 -ти дней.

Срок действия Сертификата соответствия устанавливает Орган по сертификации с учетом срока действия нормативной документации на сертифицированные услуги, но не более чем на три года. В течение срока действия Сертификата соответствия Орган по сертификации, выдавший Сертификат соответствия, не реже одного раза в год проводит инспекционный контроль сертифицированных услуг в форме периодических и внеплановых проверок.

Информация о приостановлении действия или отмене Сертификата соответствия доводится Органом по сертификации, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников Системы сертификации. Отмена действия Сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р. Повторная выдача Сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии с порядком, установленным Системой.

Сертификация нефтепродуктов в нашей стране осуществляется на основании двух основных документов.

Первым из них является , которым правительство нашего государства, 01.12.09 ввело в действие два перечня. В первый сведены наименования продукции, на которую в обязательном порядке требуется получение сертификата соответствия. Во второй – обязательной декларации. Тексты вышеназванных перечней последний раз пересматривались и уточнялись 04.03.13.

Согласно требованиям данного постановления на бензаолы и этанольное топливо для устанавливаемых на автомобилях двигателей, работающих по принципу принудительного зажигания, а так же на авиационные смазочные масла (нефтяные) требуется оформление сертификата соответствия. Первые продукты относятся к товарной группе 0251, последний – к группе 0253.

Сертификация осуществляется на основании требований постановления № 15, которым Госстандарт РФ, 21.09.94 ввёл соответствующий «Порядок» и утвердил разрешённые к применению схемы. Документ действует в настоящее время с изменениями, внесёнными по состоянию на 11.07.02.

ФАТРиМ, своим приказом № 920-ст, изданным 15.12.09 ввёл в действие национальный стандарт 53603-2009. Указанный ГОСТ Р вводит новые схемы сертификации для использования на территории РФ. По какому из двух вышеназванных документов вам предстоит работать, определят эксперты , в который будет подана заявка на выполнение испытаний.

Все остальные масла из указанной группы (0253) подлежат обязательному декларированию, так как внесены во второй перечень. В нём на сегодняшний день 14 позиций. На 13 из них декларацию разрешено принимать при наличии у лица, подавшего соответствующую заявку, при наличии у него протоколов с результатами испытаний, осуществлённых третьим лицом (лабораторией, имеющей аккредитацию при соответствующей системе сертификации), либо действующего сертификата СМК (ИСО 9001-2011).

На масло медицинское вазелиновое, кроме (и/или вместо) двух упомянутых выше документов, может быть представлен ранее полученный и действительный на момент представления сертификат соответствия, полученный согласно действующему российскому законодательству.

Декларирование продукции осуществляется в соответствии с положениями «Рекомендации», которая введена в нашей стране 23.06.03 постановлением Госстандарта РФ за № 201а-ст. Рекомендация зарегистрирована под № Р 50.1.046-2003.

Вторым документом является технический регламент под № 013/2011. Данный документ вступил в силу на территории ТС, начиная с 31.12.12. Решение № 826, которым была утверждена указанная дата и принят текст самого регламента, комиссия ТС приняла 18.10.11. Этим документом установлены единые требования на территории союза к бензину (авиационному и автомобильному), топливу (судовому и дизельному), топливу для РД, а также к мазуту.

Согласно указанному решению все ранее выданные на указанную продукцию сертификационные документы свою юридическую силу сохраняют до наступления следующих дат:

  • Оформленные до момента опубликования решения № 826, до окончания срока;
  • Полученные после принятия указанного решения, но до момента вступления в силу регламента, до 30.06.14.

Также до 30 июня комиссия разрешила обращение на рынке ТС и производство продукции данного ассортимента на основании положений ранее действовавших нормативов, при условии, что на неё имеются легитимные сертификаты (декларации) полученные законным порядком.

Положения настоящего документа (ТР ТС) распространяются на , которое впервые поставляется на рынок союза или уже находится здесь в обращении.

Под его требования не попадает топливо, которое:

  • Идёт в счёт поставок по оборонным заказам;
  • Экспортируется производителями ТС;
  • Хранится в госрезерве;
  • Используется предприятиями нефтедобычи и нефтепереработки для собственных нужд.

Подтверждение соответствия ГСМ требованиям настоящего регламента производится методом декларирования. (ст.6 п.6.1.)

Право выступать в качестве заявителя предоставлено физическим и юридическим лицам, официально зарегистрированным на территории одной из стран союза и являющимся национальным производителем, официальным представителем производителя иностранного, либо импортёром указанной продукции.

Разрешённые при этом схемы декларирования приведены в восьмом приложении к настоящему регламенту. Важно помнить о том, что лаборатория, проводящая испытания, должна иметь официальную аккредитацию при ТС и должна быть внесена в соответствующий реестр ТС. Топливо из состава опытной партии можно испытывать в обычной лаборатории.

Декларация принимается по форме, действующей на территории ТС. При этом используются следующие схемы декларирования:

  • 6Д или 3Д – для декларирования топлива, производимого серийно;
  • 4Д – для топлива, которое ввозится, либо выпускается партиями;
  • 2Д – для партии, являющейся опытно-промышленной (судовое и дизельное топливо, автомобильный бензин, мазут);
  • 4Д – топливо для РД и авиационный бензин.

Принятую декларацию необходимо зарегистрировать в уведомительном порядке. Полученные документы действуют:

  • Полученные по схеме 3Д – до трёх лет;
  • 4Д, 2Д – до трёх лет (с учётом времени хранения данного топлива);
  • 6Д – до пяти лет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении "Системы сертификации нефтепродуктов"


Госстандарт России

постановляет:

1. Утвердить "Систему сертификации нефтепродуктов" (прилагается).

2. Настоящее постановление направить на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Настоящее постановление ввести в действие в установленном порядке.

Председатель
Госстандарта России
Б.Алешин


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 ноября 2002 года,
регистрационный N 3939

Приложение. Система сертификации нефтепродуктов

Система сертификации нефтепродуктов (далее - Система) является подсистемой "Системы сертификации ГОСТ Р", положение о которой утверждено и зарегистрировано Минюстом России 29 апреля 1998 года, регистрационный N 1520, с изменениями и дополнениями , утвержденными , зарегистрированным Минюстом России 10 июня 2002 года, регистрационный N 3506.

I. Основные цели и принципы Системы

Система создана для организации и проведения работ по обязательной сертификации и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.

II. Структура Системы и функции ее участников

Структуру Системы, приведенную в приложении 1, образуют:

- Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов (отдел сырья и материалов Управления стандартизации Госстандарта России) - далее ЦОС;

- органы по сертификации (сертификационные центры) - далее ОС, в область аккредитации которых включены нефтепродукты;

- испытательные лаборатории (испытательные центры) - далее ИЛ, аккредитованные на независимость и (или) техническую компетентность, в область аккредитации которых включены нефтепродукты.

ЦОС осуществляет свою деятельность в соответствии с "Положением о Центральном органе Системы сертификации нефтепродуктов" (приложение 2).

ЦОС организует работы по формированию Системы сертификации нефтепродуктов и осуществляет руководство ею, координирует деятельность ОС и ИЛ.

Основные функции ОС и ИЛ установлены "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации ", утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26 и зарегистрированными Минюстом России 27 июня 2000 года, регистрационный N 2284.

III. Правила проведения сертификации нефтепродуктов

Правила проведения сертификации нефтепродуктов с изменениями N 1 , N 2 и N 3 утверждены , от 5 апреля 2001 года N 32 , от 20 июля 2001 года N 68 , от 5 сентября 2001 года N 79 и зарегистрированы Минюстом России 25 декабря 1998 года под N 1666, 7 мая 2001 года, регистрационный N 2699, 8 августа 2001 года, регистрационный N 2853, 19 сентября 2001 года, регистрационный N 2944 соответственно.

В Системе работы по подтверждению соответствия проводятся по "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" и "Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" (утверждены постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64; признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 03.09.2002 N 07/8285-ЮД).

Приложение N 1 к Системе. Организационная структура системы сертификации нефтепродуктов

Приложение N 1

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р

Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов (отдел сырья и материалов Управления стандартизации Госстандарта России)

Координационный совет

Апелляционная комиссия

Органы по сертификации
(сертификационные центры)

з
а
я
в
к
а

с
е
р
т
и
ф
и
к
а
т

з
а
д
а
н
и
я,

п
р
о
б
ы

р
е
з
у
л
ь
т
а
т
ы

(п
р
о
т
о
к
о
л
ы)

Заявители
(производители, продавцы, организации нефтепродуктообеспечения)

Испытательные лаборатории (испытательные центры)

Организации, взаимодействующие с Системой

Террито-
риальные органы Госстан-
дарта России

Федераль-
ные органы исполни-
тельной власти

Правительство Москвы

ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

ТК 88 "Парафины, церезины"

ТК 127 "Нефтяные растворители"

ТК 138 "Нефтяные битумы и коксы"

Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России

Приложение N 2 к Системе. Положение о Центральном органе Системы сертификации нефтепродуктов

Приложение N 2

Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, структуру и функции, права и обязанности Центрального органа Системы сертификации нефтепродуктов.

I. Общие положения

Центральным органом Системы сертификации нефтепродуктов является отдел сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

Центральный орган Системы сертификации нефтепродуктов в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Положением о Системе сертификации ГОСТ Р , утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 года N 11 и зарегистрированным Минюстом России 29 апреля 1998 года, регистрационный N 1520, с изменениями и дополнениями , утвержденными постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2002 года N 30 , зарегистрированным Минюстом России 10 июня 2002 года, регистрационный N 3506, документами Системы сертификации нефтепродуктов, Правилами проведения сертификации нефтепродуктов, с изменениями N 1 , N 2 и N 3 , утвержденными постановлениями Госстандарта России от 8 октября 1998 года N 78 , от 5 апреля 2001 года N 32 , от 20 июля 2001 года N 68 , от 5 сентября 2001 года N 79 и зарегистрированными Минюстом России 25 декабря 1998 года, регистрационный N 1666, 7 мая 2001 года, регистрационный N 2699, 8 августа 2001 года, регистрационный N 2853, 19 сентября 2001 года, регистрационный N 2944 соответственно, а также настоящим положением.

II. Организационная структура

2.1. Руководитель Центрального органа по сертификации нефтепродуктов - начальник отдела сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

Заместитель руководителя - заместитель начальника отдела сырья, материалов Управления стандартизации Госстандарта России.

2.2. Ответственный секретарь назначается руководством Центрального органа.

2.3. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов образует в своем составе:

- координационный совет;

- апелляционную комиссию.

В состав координационного совета включаются представители Госстандарта России и подведомственных ему учреждений, а также представители организаций от изготовителей и потребителей нефтепродуктов; в состав апелляционной комиссии - представители Госстандарта России и подведомственных ему учреждений. Персональный состав координационного совета и апелляционной комиссии утверждается постановлением Госстандарта России (на государственную регистрацию не представляется).

III. Функции

3.1. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов выполняет следующие функции:

- организует и координирует работу органов по сертификации и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им Системе сертификации нефтепродуктов;

- готовит предложения по правилам системы сертификации нефтепродуктов;

- рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), участвующих в данной системе;

- выявляет потребность в органах по сертификации, испытательных лабораториях и экспертах;

- разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции, сертифицируемой в Системе сертификации нефтепродуктов;

- обеспечивает разработку и утверждение методических документов Системы (при необходимости изменений к ним);

- взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, участвует в подготовке предложений по разработке и (или) изменению нормативных документов по стандартизации;

- взаимодействует с потребителями и изготовителями нефтепродуктов, обществами потребителей, Минздравом России и другими заинтересованными предприятиями и организациями;

- принимает решение по материалам, представленным координационным советом и апелляционной комиссией Системы.

3.2. Координационный совет Системы сертификации нефтепродуктов (КОС) осуществляет следующие функции:

- формирует политику функционирования и развития Системы сертификации нефтепродуктов;

- проводит анализ работы Системы, вырабатывает предложения и мероприятия по ее развитию и совершенствованию;

- рассматривает и готовит к утверждению организационно-методические документы;

- рассматривает (при необходимости) проекты нормативной документации на продукцию, входящую в Систему.

Заседания КОС проводятся по инициативе его руководителя. КОС осуществляет работу в присутствии более 50% состава.

3.3. Апелляционная комиссия рассматривает в 5-дневный срок жалобы участников сертификации, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и по другим вопросам.

При необходимости комиссия организует проведение арбитражных испытаний нефтепродуктов в аккредитованной лаборатории (центре), после чего подготавливает проект решения заявителю.

В случае несогласия с решениями апелляционной комиссии Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в апелляционную комиссию Госстандарта России и в арбитражный суд.

IV. Права и обязанности

4.1. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов имеет право:

- рассматривать и утверждать по согласованию с Госстандартом России организационно-методические документы Системы сертификации нефтепродуктов;

- рассматривать материалы, подготовленные координационным советом и апелляционной комиссией, и принимать по ним решения;

- вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих организационно-методических документов в области сертификации продукции и услуг;

- вносить в Госстандарт России предложения по совершенствованию структуры Системы, изменению сферы ее деятельности.

4.2. Центральный орган по сертификации нефтепродуктов обязан:

- обеспечивать актуальность правил и процедур Системы;

- строго соблюдать установленные правила, порядок и сроки проведения работ по сертификации нефтепродуктов;

- не допускать дискриминации по отношению к соискателям аттестатов сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).


Текст документа сверен по.

Нефтепродуктом называется состав химических соединений и углеводорода, которые получаются из нефтяного газа и нефти. Применяют эти вещества как топливо (керосин, мазут, бензин), а также в виде смазочных веществ или материалов нефтехимического производства. Самыми широко используемыми в нашей стране нефтепродуктами считаются: ДТ (дизельное топливо), бензин, керосин, мазут, парафин. Сюда же входит нефтяное масло, деготь, смазочные виды сырья, а также углеводородный сжиженный газ.

Основное место в классификации продуктов переработки нефти занимают все виды топлива, среди которого выделяют моторное (реактивное, дизельное, карбюраторное) и энергетическое(котельное, газотурбинное), а также:

  • смазочные масла;
  • несмазочные материалы (конденсаторные, трансформаторные и др.);
  • вяжущие материалы и углероды (коксы, битумы и т.д.);
  • специальные нефтепродукты (присадки, растворители, керосин и т.д.);
  • сырье (толуол, бензол, парафин и прочее).

Учитывая повышенную степень опасности и нефтеперерабатывающих объектов, и готовой продукции, сертификация нефтепродуктов требует специальных знаний и является одной из самых сложных процедур.

Сертификация нефтепродуктов выполняется путем оформления декларации о соответствии. Соответствие нефтепродуктов заявленному качеству в РФ подтверждается согласно техрегламенту ТС. В этом нормативном акте регламентированы требования к ДТ, бензину (автомобильному и авиационному), а также к топливу для реактивных двигателей и мазуту.

Регламент одинаково действует как на топливо собственного производства, так и на импортные варианты. Топливо, применяемое для обороны РФ, а также то, которое применяется для экспорта, резервное топливо и то, которое используется, как расходное сырье не подлежит подтверждению соответствия ТР.

Изготовленный из нефти масла и смазки должны пройти процедуру сертификации по ТР таможенного союза. В этом нормативном документе указаны требования к специальным жидкостям и маслам, а также к смазочным материалам. Этот регламент был принят 20 июля 2012 года и вступил в силу с 1 марта 2014 года.

Согласно действующему техническому регламенту все партии топлива должны иметь паспорт, подтверждающий качество. В этом документе содержится информация о названии топлива, о его производителе, также тут находятся сведения о наличии присадок и о полученной декларации соответствия. Дата выдачи и номер паспорта также должны быть указаны. Центр Сертификации «Гарант» предлагает оформить сертификат на нефтепродукты или декларацию соответствия.

Заявителем для сертификации нефтепродуктов и топлива могут быть не только производители, но и доверенные лица (представители). Целью сертификации является защита жизни и здоровья людей, а также охрана окружающей среды. Стоит отметить, что сертификация нефтепродуктов бывает как обязательная, так и добровольная.

Обязательная сертификация нефтепродуктов предусмотрена для:

  • авиационного бензина;
  • реактивного топлива;
  • автомобильного бензина, получаемого в результате смешивания нефтепродуктов;
  • твердых парафинов.
  • масла (авиационного, турбинного);

Сертификация нефтепродуктов этих групп проводится в соответствии с системой государственных стандартов, определяющей условия их производства, транспортировки, реализации, утилизации и т.д. Степень же экологической безопасности топлива и бензина (в т.ч. если подтверждается соответствие топливному Техрегламенту) осуществляется по стандарту Евро 5, кроме того планируется ввести дополнительные требования к АЗС по информированию потребителей марке и классе реализуемого топлива.

Добровольная сертификация нефтепродуктов

В процессе реформы для ряда наименований данной продукции сертификация нефтепродуктов может быть проведена только по инициативе заявителя (добровольно), в качестве дополнения к обязательному декларированию соответствия одному из основополагающих нормативных актов для:

  • автомобильного бензина из сырья, содержащего углеводород (Техрегламент);
  • дизтоплива (Техрегламент);
  • моторных, трансмиссионных, смазочных и дизельных масел (Единая форма ТС);

В остальном процедура удостоверения соответствия нефтепродуктов подчиняется ГОСТ Р, 1998г, предусматривающим оценку производства и обязательный инспекционный контроль на протяжении всего периода действия сертификата (до 3-х лет). Добровольная процедура сертификации нефтепродуктов для производителей (поставщиков) это не только условие участия в тендере или получение госзаказа, но и хорошая возможность показать преимущества своей продукции по параметрам, не охваченным обязательной процедурой.

отработанных нефтепродуктов

11.1. Контроль качества отработанных нефтепродуктов проводят в соответствии с установленными требованиями.

11.2. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществляют в соответствии с требованиями нормативной документации. На местах сбора необходим тщательный контроль за разделением отработанных нефтепродуктов на группы согласно стандарту.

11.3. На местах складирования при приеме отработанных нефтепродуктов контролируют показатели:

массовая доля воды;

массовая доля механических примесей.

11.4. При отпуске отработанные нефтепродукты контролируют в объеме показателей, указанных в контракте (договоре) на поставку.

11.5. Для оценки качества отработанных нефтепродуктов используют методы испытаний.

Приложение

к Инструкции по контролю

и обеспечению сохранения качества

нефтепродуктов в организациях

нефтепродуктообеспечения

(образец)

Знак Отметка о сертификации

соответствия (декларации) нефтепродукта

____________________________________________

наименование организации, выдавшей паспорт

ПАСПОРТ N ____

Наименование продукта ____________________________________________

Нормативный документ (ГОСТ, ТУ) __________________________________

Сведения о сертификате соответствия ______________________________

N сертификата, срок

действия, орган, выдавший

сертификат, и т.д.

Завод-изготовитель (организация нефтепродуктообеспечения) ________

__________________________________________________________________

Юридический адрес ________________________________________________

Дата изготовления _________________________

Номер резервуара _______ уровень наполнения (мм)__ количество (кг)

Дата проведения анализа ___________________

Знаком * отмечают показатели, проставляемые лабораторией по

паспорту поставщика.

Заключение _______________________________________________________

"__" _________ 20__ г. Начальник ___________________ лаборатории.

Приложение 4

Председатель

Госстандарта России

Г.П.ВОРОНИН

Согласовано

Начальник Тыла

Вооруженных Сил

Российской Федерации -

заместитель Министра обороны

Российской Федерации

В.И.ИСАКОВ

Утверждено

Постановлением

Госстандарта России

Система сертификации гост р правила проведения сертификации нефтепродуктов

1. Область применения

Настоящие Правила разработаны с целью создания системы сертификации однородной продукции - нефтепродуктов, учитывающей особенности их производства, поставки потребителям, международных требований и соответствующих соглашений на нефтяном рынке, как подсистемы сертификации ГОСТ Р.

Правила разработаны в развитие Системы сертификации ГОСТ Р и в соответствии с Законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ (далее Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"), "О стандартизации" от 10.06.93 N 5154-1, "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 N 4871-1, а также в соответствии с "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26, зарегистрированными в Минюсте России 27 июня 2000 г. под N 2284 (далее по тексту "Правила"); "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15, зарегистрированным в Минюсте России 5 апреля 1995 г. под N 826 с изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15, зарегистрированным в Минюсте России 1 августа 1996 г. под N 1139 (далее по тексту "Порядок").

(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.2001 N 32, N 4, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 12.08.2002 N 67)

Документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации нефтепродуктов, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

На сертификацию рекомендуется принимать нефтепродукты, имеющие техническое заключение (допуск) по производству и применению, оформленное в соответствии с "Правилами организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 14 февраля 2001 г. N 16, зарегистрированным в Минюсте России 22 марта 2001 г. за N 2626.

(в ред. Изменения N 3, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.09.2001 N 79)

Настоящий документ может быть использован для проведения добровольной сертификации продуктов переработки нефти, горюче - смазочных материалов на нефтяной и синтетической основе (топлива, масла, смазки и специальные жидкости), а также компонентов этих материалов (присадки, загустители, добавки, модификаторы, ингибиторы, депрессаторы).