Сколько лет сохраняется авторское право. Срок охраны

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.

Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

Личные неимущественные авторские права

Они характеризуются следующими признаками:

  1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
  2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
  3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

  1. Авторства. Так, гражданин, создавший произведение, наделяется возможностью признаваться автором этого результата творческой деятельности.
  2. На имя. Законом автору дозволяется не только просто считаться автором, но и указывать свое имя, псевдоним на произведении (например, на обложке книги). Отсутствие указаний на имя автора считается нарушением, за исключением случая, когда сам автор не дал на это свое согласие, либо если произведение публиковалось анонимно.
  3. На неприкосновенность произведения. Очевидно, что в процессе создания результата интеллектуальной деятельности у автора имелся определенный творческий замысел, который нашел полное выражение в объекте авторского права. В соответствии с ГК РФ не допускается искажать произведение: вносить изменения, дополнения, сокращения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями. При этом если автор дал свое согласие, нарушения не будет. После смерти автора защищать неприкосновенность могут его наследники, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ могут разрешить вносить изменения, если это не будет противоречить воли автора. Обратим внимание, что выше речь шла об обычных искажениях, которые просто нарушали творческий замысел. В том случае, когда лицо своими искажениями опорочило честь, достоинство либо деловую репутацию автора, допустимо защищаться и с помощью статьи 152 ГК РФ, в которой предусмотрен специальный порядок. Наследники могут предъявлять такие требования и после смерти автора.
  4. На обнародование. Суть в том, что произведение может быть впервые доведено до всеобщего сведения с помощью определенных действий: опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, иным способом. Хотя по ГК авторы необнародованных и обнародованных произведений защищаются одинаково, на практике обнародование – надежный способ в дальнейшем подтвердить свои права на произведение. Кроме того, у авторов есть и коммерческий интерес в осуществлении этого действия. Обратим внимание, что опубликование – частный случай обнародования, и касается, в основном, литературных произведений. Синонимами эти категории не являются. Суть опубликования в создании копий, имеющих материальную форму, а цель – удовлетворить потребности публики.

    В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

  5. На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.

Исключительное право автора

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

  1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
  2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
  3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

  1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
  2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
  3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
  4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.
  5. Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

Иные права

Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

  1. Доступа. В статье 1292 ГК РФ закреплено, что право действует лишь в отношении изобразительных произведений (картин) и произведений архитектуры. Суть в следующем: художник может потребовать у лица, которому принадлежит оригинал произведения, предоставить этот оригинал, чтобы перерисовать произведение. Архитектору предоставлено право на фото- и видеосъемку.
  2. Следования. Это право также применяется в рамках конкретного случая. Суть в следующем: когда оригинал произведения отчуждается, автор имеет право на получение процентных отчислений с каждой его перепродажи, если посредником является организация (магазин, художественная галерея). Хотя предметом сделки будет материальный объект (например, рукопись книги, картинный холст), автор может требовать вознаграждения за свой интеллектуальный труд. В статье 1293 ГК РФ сказано, что положения применяются к изобразительным, литературным и музыкальным произведениям. Интересно, что право следования переходит к наследникам и действует в течение срока исключительного права.
  3. Авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркетного искусства. Это предусмотрено статьей 1294 ГК РФ. Здесь речь идет о том, что такие авторы имеют право на разработку документации этих проектов, могут осуществлять контроль над претворением проекта в жизнь. Повторно проект и документы могут использоваться только с согласия автора.

Срок действия

Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

  • 1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
  • 1.4. Авторы произведений. Соавторство.
  • 1.5. Служебные произведения
  • 1.6. Содержание авторского права
  • 1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
  • 1.6.2. Имущественные авторские права.
  • 1.7. Срок охраны авторского права
  • 2. Смежные права.
  • 2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
  • 2.2. Смежное право исполнителей
  • 2.3. Смежное право производителей фонограмм
  • 2.4. Смежное право организаций вещания
  • Тема 3. Право промышленной собственности
  • I. Патентное право
  • 1. Объекты патентного права
  • 1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
  • 1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
  • 1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
  • 2. Субъекты патентного права
  • 2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
  • 2.2. Патентообладатели.
  • 2.3. Служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
  • 2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
  • 2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
  • 3. Патентование объектов промышленной собственности.
  • 3.1. Патент и его функции.
  • 3.2. Понятие и виды приоритета.
  • 3.3. Содержание прав патентообладателей
  • 3.4. Системы патентования
  • 3.5. Процедура выдачи патентов
  • 3.6. Прекращение действия патента
  • 3.7. Право преждепользования и право послепользования.
  • II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.
  • 1. Фирменные наименования.
  • 2. Товарные знаки и знаки обслуживания
  • 2.1. Понятие и функции товарного знака
  • 2.2. Виды товарных знаков
  • 2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака.
  • 2.4. Содержание права на товарный знак
  • 2.5. Прекращение охраны товарного знака
  • 3. Географические указани
  • 3.1. Географические указания как средство индивидуализации товара
  • 3.2. Наименование места происхождения товара
  • 3.3. Указание происхождения товара
  • III. Правовая охрана нераскрытой информации
  • 1.1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны
  • 1.2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау)
  • 1. Патентная информация и патентная документация.
  • 4.1. Международная патентная классификация (мпк)
  • 4.2. Международная классификация промышленных образцов (мкпо)
  • 4.3. Международная классификация товаров и услуг (мкту)
  • 5. Патентные исследования.
  • Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности в экономическом обороте
  • 1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
  • 1.1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
  • 1.2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов
  • 2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
  • 2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • 2.3. Лицензионный договор
  • 2.4. Авторский договор.
  • Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
  • 3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
  • 4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности
  • Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
  • 1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
  • 2. Патентные поверенные.
  • 3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.
  • Тема 8. Международная охрана прав интеллектуальной собственност
  • 1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
  • 2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
  • 2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
  • 3.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
  • 3.3. Договор воис по авторскому праву и Договор воис по исполнениям и фонограммам.
  • 4. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
  • 4.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
  • 4.2. Договор о патентной кооперации (рст).
  • 4.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
  • 5. Региональные патентные системы
  • Вопросы к зачету
  • 1.7. Срок охраны авторского права

    Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно . При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

    Определенные особенности установлены в отношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношении произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.

    Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

    Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

    Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

    2. Смежные права.

    2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

    Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.

    26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.

    Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboringrights» (англ.neighboring –смежный,соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

    Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

    - исполнителей;

    - производителей фонограмм;

    - организаций эфирного и кабельного вещания .

    Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение . Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.

    Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

    Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передачаопределяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».