Суд присяжных по каким делам. История суда присяжных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юриспруденции

Контрольная работа

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

на тему: «проблематика судов присяжных заседателей в России»

Выполнил: ст. гр. Юс-102

Коровин В.Ю.

Проверил: Скробов А.А.

Волгоград 2012

Введение………………………………………………………………………. 2

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России…… 4

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………….. 4

1.2. Судебная реформа 1991 года и реальность суда присяжных……….... 6

Глава 2. Суд присяжных: его достоинства и недостатки …………………. 10

2.1. Дискуссионные аспекты суда присяжных……………………………... 10

2.2. Необходимость суда присяжных в современной России……………... 13

Заключение…………………………………………………………………… 20

Библиография…………………………………………….…………………... 22

Введение

Суд с участием присяжных заседателей был введен не одновременно на всей территории России, а в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах, следовательно, право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных реализовывалось в зависимости от места его нахождения, что представляется юридическим нонсенсом. За время существования суда присяжных в Российской Федерации он проявил себя как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Законом «О введении в действие УПК РФ» установлено введение суда с участием присяжных заседателей с 1 января 2003 года во всех субъектах Российской Федерации. Однако 11 декабря 2002 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон «О внесении изменений в закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ». Согласно принятому закону, с 1 января 2003 года суд с участием присяжных заседателей будет действовать в 70 судах субъектов Российской Федерации, а затем с 1 июля 2003 года дополнительно в 14 регионах, в том числе Москве, с января 2004 года еще в 7 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, и с 1 января 2007 года в Чеченской Республике. Тем самым Суд присяжных вводится не только как одна из наиболее справедливых форм судопроизводства, обеспечивающая сопричастность местного населения к правосудию, но и как средство преобразовать инквизиционный процесс древности в состязательный.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что в процессе деятельности суда присяжных на современном этапе возникает большое количество проблем при реализации тех или иных положений Закона. Кроме того, противников данного института значительно больше, чем сторонников.

В данной работе хотелось бы остановиться на отдельных проблемных аспектах деятельности суда присяжных в России.

Целью работы является освещение суда присяжных в его становлении и развитии, а также отдельных аспектов деятельности на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения, становления и развития института суда присяжных в России.

2. Осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве и изложить точки зрения различных авторов на проблему суда присяжных.

Проблемами суда присяжных на современном этапе занимаются такие специалисты, как Алексеев И.Н., Божьев В.П., Верин В.П., Кони А.Ф., Пашин С.А., Стус Н.В., Тащилин М.Т. и другие авторы.

Проблемы развития института суда присяжных были и есть, окончательное же их решение может быть достигнуто в результате успешной научно-исследовательской деятельности ученых современности и не только юристов с многолетним опытом работы.

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Проводимая судебно-правовая реформа требует изучения исторического российского опыта. Суд присяжных не является для России нововведением. Этот и другие институты в области судоустройства и судопроизводства были в России в XIX - начале XX веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Её задача состояла в возрождении в России мощной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека.

Российский дореволюционный опыт имеет значение при решении задачи современной судебной реформы - повышения статуса судьи. Не менее важным является и введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей, богатый опыт деятельности которых имела дореволюционная Россия.

Старая судебная система не отвечала предъявленным к ней требованиям. Программу усовершенствования судебной системы России предложил в 1809 года М.М. Сперанский. Во «Введении к Уложению государственных законов» она получила свое дальнейшее развитие. В 1830 годы разработкой подобных проектов законов о судоустройстве и судопроизводстве занимались Министерство юстиции и Второе Отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии. В 1844 году еще один проект подготовил начальник Второго Отделения Д.И. Блудов.

Только со вступлением на престол Александра II, правительство которого вплотную занялось подготовкой отмены крепостного права, получила свое развитие судебная реформа.

Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50 - 60 годов XIX века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт судебных уставов 1864 года. Подписанные Александром II основные документы Судебной Реформы, вошедшие в историю под названием Судебных Уставов: Учреждение судебных установлений - собрание правил об устройстве и организации судов а также Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства - кодексы, определяющие порядок действий суда, должностных лиц, других участников уголовного и соответственно гражданского судопроизводства.

Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из трех членов: председателя и двух его товарищей - заместителей. Скамья присяжных состояла из 12 очередных и 2 запасных заседателей.

Присяжные заседатели избирались «из местных обывателей всех сословий», во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет отроду и, в-третьих, проживавших не менее двух лет в том уезде, где они избирались.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки.

Граждане призывались к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в году на десять рабочих дней.

Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных.

Для управления совещаниями присяжные избирали из числа грамотных старшину.

Функция присяжных заседателей состояла в решении вопроса о виновности или невиновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств, закон требовал от них мотивирования своего решения. Решение выносилось в виде вердикта, то есть ответа на вопрос о виновности, сформулированного судом в итоге судебного следствия и прений сторон. Присяжные заседатели обязывались сохранять тайну их совещаний и не объявлять никому, какие голоса были поданы в пользу или против подсудимого.

Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться единогласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина.

При разделении поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого.

По возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удостоверял его своей подписью.

В приговорах, вынесенных на основании вердикта присяжных, отсутствовала мотивировка решений. Суд обязан был изложить только соображения, относящиеся исключительно к применению законов в части определения меры наказания подсудимому.

Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основе решения суда.

При новом рассмотрении дела суд обязан был исходить из вынесенного ранее присяжными вердикта о виновности подсудимого. Суд выслушивал мнения прокурора и защитника о применении законов в соответствии с этим вердиктом и выносил новый приговор.

Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что уже само по себе противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве. Восприятие ими происходящего в ходе судебного разбирательства, оценка фактических обстоятельств дела были принципиально иными, нежели у суда, состоящего из профессионалов.

Судебная реформа 1864 г. изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи. Был введен самый демократический вид суда - суд присяжных, который позволил заметно уменьшить обвинительный уклон в уголовном преследовании.

В 1917 году суд присяжных был упразднен, а с октября 1922 года упоминание о нем было полностью исключено из законодательства России.

Отправление правосудия - вещь неимоверно сложная, противоречивая и накладывающая небывалую ответственность на того, кто его вершит. Во все времена судья был самой уважаемой, почетной и заслуживающей безграничного доверия личностью. Но, тем не менее, любой судья - прежде всего человек, а судья с опытом - еще и в каком-то смысле зашореный человек, принимающий решения ежедневно, а потому, возможно, и не замечающий некоторый мелочи, на которые обратит внимание человек без опыта.

Именно для того, чтобы в каждом уголовном деле были люди, имеющие свой, свежий взгляд на произошедшие события, и был введен в России суд присяжных. Точнее, не введен, а возвращен, поскольку впервые он появился в России еще в 1864 году и просуществовал вплоть до 1922 года, когда был отменен Советской властью.

Суд присяжных в России - явление молодое, и, надо сказать, не пользующееся особой популярностью ни у людей с ни у самого населения. При этом споры вокруг него не утихают уже несколько десятилетий, и понять, чего в нем больше - вреда или пользы, пытаются все, кто имеет хоть какое-либо отношение к деятельности судов и правоохранительных органов. При этом стоит отметить, что защищают суд присяжных в основном с помощью весьма расплывчатых аргументов, поскольку найти действительные плюсы этого варианта отправления правосудия достаточно сложно.

Суд присяжных: за и против

Чтобы понять, насколько такой тип суда адекватен нынешнему состоянию дел в России, и имеет ли он право на существование (не на основании Конституции, а на основании здравого смысла), необходимо детально рассмотреть все его существенные стороны.

Итак, суд присяжных - это такая форма судопроизводства, в которой решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления, принимается группой лиц из 12 человек, не имеющих специального образования и собранных вместе исключительно ради вынесения вердикта по делу.

Опытные юристы и судьи считают подобный вариант рассмотрения уголовных дел априори неверным, поскольку присяжные принимают решение не на основании материалов дела (хотя они, безусловно, с ними ознакамливаются), а на основании собственного опыта. Если судья выносит свой приговор, опираясь исключительно на факты, и ориентируется на доказанность преступления, то для присяжных зачастую оказывается куда важнее эмоциональная и моральная сторона дела. Иными словами суд присяжных судит с точки зрения морали, а судья - с точки зрения закона.

Но ни для кого не секрет, что в России мораль и закон всегда находились и находятся по сей день в состоянии некой скрытой войны. Именно в связи с этим многие преступления, рассматриваемые судом присяжных, рассматриваются со стороны морального аспекта. В целом ряде случаев преступники, даже признавшие свою вину, были отпущены на свободу присяжными в связи с тем, что с точки зрения обывателя, далекого от буквы закона, они не совершили ничего ужасного.

Вторым негативным аспектом суда присяжных считают его потенциальную коррумпированность. Люди, принимающие участие в заседаниях - зачастую безработные, пенсионеры или домохозяйки, то есть наименее социально защищенная прослойка населения. Работающие же граждане предпочитают не участвовать в суде присяжных - это отвлекает от основной работы, требует времени, сил и накладывает ответственность, к которой они не готовы. Поэтому когда встает вопрос о том, легко ли оказать давление на присяжных, сомнений у человека, знакомого с российскими реалиями, не возникает. В связи с этим многие профессионалы считают, что единственные, кому выгодно существование в России суда присяжных - это сами преступники. Всегда имеющие возможности надавить либо на жалость, либо на бедность присяжных.

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил при возможном сокращении их числа в суде до 5-7 человек.

Суд присяжных - это форма уголовного судопроизводства, при которой коллегия присяжных (граждане без юридического образования, отобранные по случайной методике) решает вопросы факта преступления (было ли оно совершено), виновности подсудимого и возможности снисхождения для него. На основе принятого ими вердикта судьи определяют степень вины подсудимого и назначают наказание. С помощью суда присяжных рассматриваются уголовные дела по обвинениям в тяжких преступлениях в первой инстанции.

История

В Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 годов и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет. Он был упразднен 24 ноября 1917 года с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 "О суде". Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.

Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х годов. 24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление "О концепции судебной реформы в РСФСР", в котором, в частности, одобрил "признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом".

Институт присяжных вводился в России поэтапно. 16 июля 1993 года было принято постановление, вносящее изменения в закон "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный (УПК) и Уголовный кодексы РСФСР, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Этим документом были введены суды с участием коллегии присяжных заседателей. С 1 ноября 1993 года такие суды "в порядке эксперимента" начали действовать в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае, с 1 января 1994 года - в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

18 декабря 2001 года был принят федеральный закон о введении в действие нового УПК РФ. Документ предусматривал создание судов присяжных с 1 января 2003 года в большинстве субъектов Федерации, за исключением 20-ти регионов, в которых положения закона вводились в действие в другие сроки. В частности, в Чеченской Республике подобная форма судопроизводства должна была начать действовать с 1 января 2007 года Однако 27 декабря 2006 года в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми суд присяжных ввели в Чечне с 1 января 2010 года С этого времени институт присяжных начал действовать на всей территории России.

Суды присяжных в России

В современной России право граждан "в отправлении правосудия" закреплено частью 5 статьи 32 Конституции РФ. Свою деятельность суды присяжных осуществляют на основе Уголовно-процессуального кодекса и федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20 августа 2004 года. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных проводятся в Верховном суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных, окружных судах, судах городов федерального значения, окружных (флотских) военных судах.

Состав суда присяжных

Суд присяжных состоит из коллегии в составе 12-ти заседателей и одного профессионального судьи. Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не был судим, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кандидатом в присяжные не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

Коллегиями присяжных рассматриваются дела о совершении тяжких преступлений. Однако в течение 2008-2013 годов из под их компетенции были исключены такие статьи, как терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, шпионаж, организация преступного сообщества, убийства, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, изнасилование и сексуальные преступления против детей, покушение на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов и др.

Порядок вынесения решения

В ходе процесса задача присяжных сводится к тому, чтобы ответить на три вопроса: доказан ли факт преступления, доказано ли, что его совершил подсудимый, и виновен ли он в совершенном преступлении. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Присяжные "должны стремиться к принятию единодушных решений", но если этого не удалось достичь в течение трех часов, то вердикт принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проголосовали за каждый из трех ключевых вопросов. Оправдательным считается вердикт, если не менее шести заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех вопросов. Если при вынесении решения голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи, в этом случае суд оправдывает подсудимого. Обвинительный же вердикт присяжных не является обязательным для исполнения судом. Если судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, то принимается постановление о роспуске коллегии присяжных и уголовное дело направляется на новое рассмотрение другим составом суда. Это решение не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Статистика рассмотрения дел

По данным судебного департамента Верховного суда РФ, в 2014 году присяжными было окончательно рассмотрено 348 уголовных дел, приговоры вынесены по 308.

На конец 2014 года в судах находилось 492 дела с участием присяжных, что на 41% меньше, чем в 2013 года (833 дела). При этом доля решений присяжных в общем объеме уголовных дел также снизилась: в 2014 года - 11,4%, в 2013-м - 15%. Процент оправданий присяжными колебался от 13,6% в 2014 года до 20,79% в 2008 года.

По одной из версий, суд присяжных возник в Англии в XII веке - у моменту «…начала разъездов королевских судей в различные округа королевства. Разъездные судьи - ревизоры, прибывая на место, председательствовали в судах графства, превращая их в королевскую курию. На эти чрезвычайные сессии курии приглашались по 12 полноправных жителей каждого города. Первоначально они опрашивались под присягой только по спорам о земельных владениях.

Единогласное засвидетельствование ими факта решало дело, при этом стороны были вправе заявлять отвод тем из присяжных, с которыми они находились во вражде. Так, на начальной стадии развитие института присяжных заседателей, присяжные были своеобразными свидетелями, подтверждали определённые, известные им до суда обстоятельства.

Позже, свидетельские функции присяжных заменяются обязанностью решать вопросы о существовании самих фактов на основании сведений, почерпнутых из доказательств, представляемых в суде сторонами, наконец, когда присяжные приобрели право выслушивать свидетельские показания и иные доказательства и решать на их основании дело своим вердиктом (vere dictum - справедливое показание), они стали, практически, судьями. Возникновение института присяжных из сведущих лиц нашло отражение в английском процессе в виде положения о том, что присяжные судят только о факте , а коронные судьи о праве. В период борьбы английской буржуазии с феодальным укладом были завоеваны такие устои современного суда присяжных как право свободной оценки доказательств и право на решение вопроса о виновности. Первоначально присяжные решали лишь вопрос об установлении факта совершения или несовершения того или иного деяния. Когда в XVII веке вердикт стал касаться и вопроса о виновности, он получил название «общего». Практика вынесения общего вердикта вначале была основана на прецедентах, а затем получила законодательное закрепление.

В 1792 г. в Англии был принят закон о клевете в печати (закон о лейбелах), который установил за присяжными право решать вопросы не только о самом факте опубликования инкриминируемого произведения, но и об общем смысле его и вопрос о виновности. Как и право свободной оценки доказательств, постановление общего вердикта имело несомненно прогрессивную демократическую направленность.

Присяжные заседатели, решающие вопрос о виновности или невиновности преданного суду обвиняемого, составляли жюри из 12 человек. Если кто-либо из присяжных не был в состоянии принимать участие в деле, оно могло продолжаться слушанием при минимальном числе присяжных в 10 человек.

В период буржуазной революции конца XVIII века Францией был заимствован у Англии суд присяжных. О месте, которое отводили суду присяжных французские буржуа, пришедшие к власти революционным путем, свидетельствует тот факт, что первым декретом Учредительного собрания Франции в 1790 г. был Декрет «О суде присяжных по уголовным и гражданским делам».

Радутная Н.В., Зачем нужен суд присяжных, М., «Российская правовая академия», 1995 г., с. 7-8.

Начиная с 1993 года, на российской территории возобновлена работа одного из наиболее важных институтов правосудия – суда присяжных заседателей. Таковая форма уголовного судопроизводства применяется при рассмотрении дел в первичной инстанции правосудия по обвинениям в свершении особо тяжких преступлений. Коллегия присяжных, отобранная из граждан без юридического образования с применением случайной выборной методики, решает исключительно вопросы факта, то есть определяет, было ли совершено преступление, а также решает вопросы факта виновности подсудимого и определяет возможность снисхождения для него. Степень вины подсудимого на основании заключительного решения коллегии заседателей определяет судья и им же выносится приговор.

Оглавление:

Суд присяжных в РФ и его правовое регулирование

Деятельность судов с участием коллегии присяжных на территории России регламентируется двумя основными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 20.08.2004 №113;
  • УПК РФ.

Помимо этого, рассматривает возможность применения в системе правосудия суда присяжных и основной юридический документ государства, а именно – Конституция РФ. Её ст. 47 закрепляет за обвиняемым в тяжком уголовном преступлении право на рассмотрение его дела судом присяжных. Данное право ограничено перечнем преступлений (ст.31 ч.3 УПК РФ), дела по которым могут рассматриваться судом присяжных.

Кроме того, необходимо заявление обвиняемого о рассмотрении его дела присяжными. Если по уголовному делу проходят несколько подсудимых, то судом присяжных рассматривается дело в отношении всех фигурантов, если ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных было заявлено, хотя бы одним из подсудимых.

Важный факт

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается, вне зависимости от его желания.

К особенностям рассмотрения дел судом присяжных относится и обязательное проведение предварительного слушания в порядке, определенном гл. 34 УПК РФ. Итогом предварительного слушания является окончательное постановление судьи о рассмотрении дела судом с участием коллегии присяжных, определяется количество кандидатов в присяжные заседатели и определяется, каким будет судебное заседание (открытым, частично закрытым или закрытым).

Как выбирают присяжных

Конституционное право граждан на участие в «отправлении правосудия» закреплено в положениях ст. 32 основного документа РФ.

Каждые четыре года формируются два списка кандидатов в присяжные заседатели – общий и запасной. После назначения судебного заседания проводится отбор кандидатов, из находящихся в суде списков, методом случайной выборки с использованием соответствующего программного обеспечения в виде государственной электронной системы «Выборы». Запрещается участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза в год. Также, граждане, не желающие фигурировать в качестве присяжных, могут потребовать исключения их из сформированных списков только если они являются:

  • Священнослужителями;
  • Сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, судебных учреждений всех инстанций, адвокатами, нотариусами;
  • Лицами, достигшими 65-летнего возраста;
  • Не владеющими языком ведения судопроизводства;
  • Неспособными исполнять обязанности присяжного по причине состояния своего здоровья.

Участники разбирательства могут заявить мотивированный или немотивированный отвод присяжных заседателей. Присяжные могут заявить о самоотводе, указав причину.

Не могут быть в ультимативном порядке присяжными заседателями следующие лица:

  • Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • Не владеющие языком, на котором будет проводиться судопроизводство;
  • Имеющие статус недееспособного лица;
  • Обладатели неснятых или непогашенных судимостей;
  • Не достигшие 25-летнего возраста к моменту составления списков присяжных;
  • Находящиеся на психонаркологическом учёте по причине алкогольной зависимости, наркомании или токсикомании.

Также, при выборе и собеседовании с кандидатами в присяжные заседатели, таковые кандидаты могут попросить освободить их от необходимости выступать в качестве присяжного по различным причинам, к которым относится как особый вид рабочих обязанностей, временное нарушение распорядка которых может привести к серьезным последствиям, так и социальное положение, наличие детей, состояние здоровья, религиозные и гражданские убеждения, наличие осужденных близких родственников.

Ответственность присяжных, а также оплата их труда


Законодательно предусмотрена административная ответственность за неисполнение возложенного на гражданина долга выступления в качестве присяжного заседателя.
Тем не менее, предварительно суд отбирает кандидатов в присяжные заседатели путем направления им письменного приглашения на таковой отбор. Отказ от такового приглашения либо его игнорирование не могут повлечь наступления административной ответственности, так как таковая не предусмотрена российским законодательством. Однако если лицо прошло отбор, было выбрано в качестве присяжного заседателя, а потом отказалось от исполнения своих обязанностей или проигнорировало повестку в суд на заседание, оно может быть подвергнуто административному наказанию.