Тесты по биологии 10 кл. Введение в курс общей биологии

    Вариант

Часть А.

1.Межвидовые отношения начинают проявляться:

а. На биогеоценотическом уровне б. На популяционно-видовом

в. На организменном уровне г. На биосферном уровне

2.Белки пищи перевариваются в:

а. Нейтральной среде б.Щелочной среде

в. Слабощелочной среде г. Кислой среде

3.В каком из названных веществ растворяются липиды:

а. Эфир б. Спирт в. Вода г. Соляная кислота

4.Действие ферментов в организме зависит от:

а. t среды б. рН среды в. Концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента

г. Всех перечисленных условий

5.Прочная химическая связь в молекуле ДНК возникает между:

а. Нуклеотидами б. Дезоксирибозами соседних нуклеотидов

в. Остатками Н 3 РО 4 и углеводом соседних нуклеотидов

6.Ферментативную функцию в организме выполняют:

а. Углеводы б. Нуклеиновые кислоты в. Аминокислоты г. Белки

7.На видовую принадлежность клетки указывает следующий признак:

а. Наличие ядра и цитоплазмы б. Количество хромосом

в. Количество митохондрий г. Наличие хромосом

8.Роль ядрышка заключается в формировании:

а. Хромосом б. Лизосом в.Рибосом г. Митохондрий

9.Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

а. Кислород б. Ферменты в. Энергия света г.Углекислый газ

10.В одном гене закодирована информация:

а. о структуре нескольких белков б. о структуре одной из цепей ДНК

в. о первичной структуре одной молекулы белка г. о структуре аминокислоты

11.Клеточным циклом называется:

а. период жизни клетки в течении интерфазы б. период жизни клетки от профазы до телофазы

в. период жизни клетки от деления до деления г. период жизни клетки от появления клетки до ее смерти

12.Если диплоидный набор хромосом свиньи равен 40, то сколько хромосом

содержит:

а. Яйцеклетка б. Сперматозоид в. Зигота г. Нейрон

13.Бесполое размножение папоротников осуществляется:

а. Гаметами б. Антеридиями и архегониями в. Спорами г. Частями листьев (вайями)

14.Триплоидный набор хромосом имеет следующее образование цветкового

растения:

а. Генеративная клетка б. Вегетативная клетка в. Эндосперм г. Зигота

15.Клетки гаструлы содержат:

а. Гаплоидный набор хромосом б. Диплоидный набор хромосом

в. Триплоидный набор хромосом г. Тетраплоидный набор хромосом

16.При выведении новой породы животных основным методом контроля

должен быть:

а. Метод испытания по потомству б. Отдаленная гибридизация

в. Близкородственное скрещивание (инбридинг) г. Массовый отбор

17.Суть третьего закона Г. Менделя заключается в том, что:

а. Гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

б. Гены не оказывают никакого влияния друг на друга

в. Гены каждой пары наследуются вместе

г. Один ген определяет развитие одного признака

Часть В

В 1.При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.

Выбрать из перечня признаков количественные признаки:

а. Половой диморфизм

б. Яйценоскость

в. Плодовитость

г. Форма плодов

д. Урожайность коров

е. Рост человека

В 2. При выполнения данного задания установите последовательность биологических процессов (процесс биосинтеза в клетке).Ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б,В, Г …..

А. Синтез и-РНК на ДНК

б. Присоединение аминокислоты к т-РНК

в. Доставка аминокислоты к рибосоме

г. Перемещение и-РНК из ядра к рибосоме

д. Нанизование рибосом на и-РНК

е. Присоединение молекул т-РНК с аминокислотами к и-РНК

ж. Взаимодействие аминокислот, присоединенных к и-РНК, образование

пептидной связи.

Часть С

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос (Решение запишите в бланк ответов).

При скрещивании черного и белого кролика было получено восемь крольчат. Пятеро из них оказались черными, а трое - белыми. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат

Итоговая контрольная работа по биологии в 10 классе

2вариант Часть А.

К каждому зданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Высшим уровнем организации жизни является:

а. Биосферный б. Биогеоценотический

в. Популяционно-видовой г. Организменный

2.Какой из элементов входит в состав хлорофилла:

а. Na б. К в. Мg г. Сl

3.В клетках животных запасным углеводом является:

а. Целлюлоза б. Крахмал в. Глюкоза г. Гликоген

4.Молекулы белков отличаются друг от друга:

а. Последовательностью чередования аминокислот б. Количеством аминокислот в молекуле

в. Формой третичной структуры г. Всеми указанными особенностями

5.Мономерами ДНК и РНК являются:

а. Азотистые основания б. Дезоксирибоза и рибоза

в. Азотистые основания и фосфатные группы г. Нуклеотиды

6.Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка

переносится к месту синтеза:

а. Молекулой ДНК б. Молекулой т-РНК в. Молекулой р-РНК г. Молекулой и-РНК

7.Любой клетке принадлежит следующее из перечисленных свойств:

а. Способность к образованию гамет б. Способность проводить нервный импульс

в. Способность сокращаться г. Способность к обмену веществ

8.Основное отличие прокариот от эукариот заключается в том, что:

а. У прокариот нет оформленного ядра б. У прокариот нет ДНК

в. У прокариот нет РНК г. Прокариоты не имеют клеточного строения

9.Исходным материалом для фотосинтеза служит:

а. Кислород и углекислый газ б. Вода и кислород

в. Углекислый газ и вода г. Углеводы

10Транскрипцией называется:

а. Процесс образования и-РНК б. Процесс удвоения ДНК

в. Процесс образования белковой цепи на рибосомах

г. Процесс соединения т-РНК с аминокислотами

11.Биологическое значение митоза заключается:

а. В образовании половых клеток

б. В сохранении постоянства числа хромосом в клетках

в. В обеспечении генетического разнообразия организмов

г. В обеспечении комбинативной изменчивости

12.Наиболее продолжительна:

а. Метафаза б. Профаза в. Интерфаза г. Телофаза

13.Телофаза 2 мейоза завершается:

а. Расхождением к полюсам гомологичных хромосом б. Расхождением хроматид

в. Расхождением четырех гаплоидных ядер г. Конъюгацией хромосом

14.Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:

а. Н. И. Вавилов б. И.В. Мичурин в. С. Г. Навашин г. Б. А. Астауров

а.Внутриутробное б Прямое в. Непрямое г. Наружное

16.В растениеводстве чистая линия-это:

а. Потомство, полученное перекрестным опылением б. Потомство одной самоопыляющейся особи

в. Гетерозиготное потомство г. Полиплоидное потомство

17.Диплоидный организм содержит в клетке:

а. Один аллель любого гена

б. Два аллеля любого гена

в. Четыре аллеля любого гена

г. Множество аллелей любого гена

ЧАСТЬ В

В 1. При выполнении данного задания установите правильную последовательность действия селекционера по выведению нового сорта. Ответ представьте в виде последовательности букв, например, Б,В, Г …..

а. Гибридизация

б. Искусственный отбор

в. Отбор исходного материала

г. Размножение гибридных особей

В 2.При выполнении данного задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В первом столбце таблицы представлены названия зародышевых листков.Во втором- названия органов, которые формируются из этих листков. Объедините их правильно в таблицу:

Зародышевые листки

1. Эктодерма

2. Энтодерма

3. Мезодерма

а. Печень

б. Органы зрения

в. Скелет

д. Головной мозг

е. Кровеносная система

ж. Орган слуха

з. Спинной мозг

Часть С

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос. (Решение запишите в бланк ответа).

У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили самку коричневой окраски меха с самцом голубой окраски. Среди потомства

Два щенка оказались коричневыми и один голубой. Чистопородна ли самка?

Каковы генотипы родителей?

3 вариант

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.ДНК- это уровень организации живой природы:

а. Клеточный б. Молекулярный

в. Организменный г. Популяционный

2.Ионы….. входят в состав гемоглобина:

а. Mg б. Fe в. Zn г. Ca

3.Оформленного ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой, многих органоидов не имеют:

а. Бактерии б. Дрожжи в. Одноклеточные водоросли г. Простейшие

4.На мембранах аппарата Гольджи происходит синтез:

а. Белков б. ДНК в. Жиров и углеводов г. АТФ и РНК

5.Вторичная структура ДНК представляет собой:

а. Последовательность аминокислот б. Двойную спираль

в. Последовательность нуклеотидов г.  - спираль

6Избирательная проницаемость клеточной мембраны связана с:

а. Наличием в ней мелких пор

б. Присутствием специфических липидов

в. Особым строением белково-липидного слоя

г. Особенностями жизнедеятельности клетки

7.В процессе фотосинтеза происходит:

а. Освобождение энергии в результате окисления

б. Превращение солнечной энергии в тепловую энергию

в. Превращение солнечной энергии в энергию химических связей

г. Запасание тепловой энергии в органических веществах

8.В отрезках молекулы ДНК-генах зашифрована информация о строении:

а. Молекулы липидов

б. Полипептидной цепи молекулы белка

в. Молекулы полисахаридов

г. Молекулы АТФ

9.Клетки, в которых в процессе обмена используются готовые органические вещества, а не создаются из неорганических, называют:

а. Автотрофными б. Прокариотными

в. Эукариотными г. Гетеротрофными

10.Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в:

а. Анафазе 1 мейоза

б. Метафазе митоза

в. Анафазе митоза

г. Метафазе 2 мейоза

11.Развитие растения, которое начинается с деления оплодотворенной яйцеклетки путем митоза и заканчивается смертью, называется:

а. Эмбриональным б. Онтогенезом в. Постэмбриональным г. Эволюцией

12.Особи, которые образуют гаметы одного сорта при скрещивании с себе подобными и не дают в потомстве расщепления, являются:

а. Гетерозиготными

б. Доминантными

в. Гибридными

г. Гомозиготными

13.Модификационная изменчивость в отличие от мутационной:

а. Передается по наследству

б. Носит приспособительный характер

в. Носит случайный характер

г. Не адекватна условиям среды

14.Из зародышевого листка мезодермы формируются:

а. Клетки крови

б. Нервные клетки и волокна

в. Клетки эпидермиса

г. Клетки слизистого и железистого эпителия

15.Принципы искусственного партеногенеза разработал:

а. Б.Л.Астауров

б. С.Г.Навашин

в. И.В.Мичурин

г. К.Линней

16.При скрещивании генетически различающихся форм удается получить высокую гетерозиготность у гибридов, которую называют:

а. Полиплоидией

б. Мутагенезом

в. Чистой линией

г. Эффектом гетерозиса

17.Использование живых организмов и биологических процессов в производстве продуктов питания-это:

а. Клеточная инженерия

б. Генная инженерия

в. Мутагенез

г. Биотехнология

Часть В.

В.1.При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через

запятую напротив номера вопроса.

Выберите из списка событий те, которые относятся к овогенезу:

а. Происходит в женском организме

б. Происходит в мужском организме

в. Заканчивается образованием 4-х гамет

г. Заканчивается образованием одной гаметы

д. Происходит в яичниках

е. Происходит в семенниках

ж. Начинается про половом созревании

з. Начинается при эмбриогенезе

В.2.При выполнении данного задания распределите события, перечисленные ниже, по их принадлежности к митозу или мейозу. Объедините их правильно в таблицу:

а. Репликация ДНК

б. Коньюгация хромосом

в. Расхождение гомологичных хроматид без кроссинговера

г. Кроссинговер

д. Образование диплоидных клеток

е. Образование гаплоидных клеток

ж. Образование 4 -х дочерних клеток

з. Образование 2-х дочерних клеток

Часть С.

У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

4 вариант

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Уровень организации жизни обозначен цифрой:

а. Биохимический б. Функциональный

в. Клеточный г. Прокариотный

2.Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка- единица:

а. Строения организмов

б. Жизнедеятельности организмов

в. Размножения организмов

г. Генетической информации

3.Рибосомы представляют собой:

а. Комплекс микротрубочек

б. Два мембранных цилиндра

в. Комплекс двух округлых мембранных телец

г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы

4. Запасной полисахарид, который содержится в клетках печени и мыщц человека и ряда животных, называют:

а. Крахмалом б. Клетчаткой в. Сахарозой г. Гликогеном

5.Выполняют разнообразные функции в клетке, являются многофункциональными молекулы:

а. ДНК б. Белков в. и-РНК г. АТФ

6.Реакции окисления органических веществ в клетке, сопровождаемые синтезом молекул АТФ за счет освобождаемой энергии, называют:

а. Энергетическим обменом б. Пластическим обменом

в. Фотосинтезом г. Хемосинтезом

7.В результате митоза из одной материнской клетки образуются:

а. 4 гаплоидные клетки

б.2 дочерние клетки с набором хромосом, равным этому набору в

материнской клетке

в. 4 диплоидные клетки

г. 2 дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

8.Органогенез в ходе эмбрионального развития приводит к образованию:

а. Зародышевых листков

б. Трехслойного зародыша

в. Двухслойного зародыша

г. Систем органов зародыша

9.Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах, контролирующие проявление одного и того же признака, называют:

а. Аллельными б. Доминантными в. Рецессивными г. Сцепленными

10.У кошки родятся котята, похожие на родителей, поэтому такой тип индивидуального развития называют:

а. Зародышевым б. Послезародышевым в. Прямым г. Непрямым

11.Последовательность триплетов в молекулах ДНК, определяющая порядок расположения аминокислот в молекулах белка, представляет собой:

а. Ген б. Генотип в. Генетический код г. Хромосому

12.Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют:

а. Гетерозиготными б. Гомозиготными в. Рецессивными г. Доминантными

13.Генные мутации в отличие от модификационной изменчивости:

а. Не наследуются б. Служат причиной изменения признаков у потомства

в. Имеют приспособительный характер г. Носят массовый характер

14.Рекомбинация генов в результате перекреста хромосом при мейозе- причина ….. изменчивости:

а. Комбинативной б. Мутационной в. Фенотипической г. Модификационной

15.Искусственным выделением клеток из организма, их выращиванием в стерильных условиях на специальной питательной среде с целью получения лекарственных препаратов, питательных веществ, занимается:

а. Селекция б. Генная инженерия в. Клеточная инженерия г. Микробиология

16.Что представляет собой сорт или порода?

а. Искусственную популяцию б. Естественную популяцию в Вид г. Род

17. Метод выведения новых высокопродуктивных сортов растений путем кратного увеличения набора хромосом в клетках называют:

а. Полиплоидией б. Мутагенезом в. Искусственным отбором г. Скрещиванием

Часть В

В.1. При выполнении задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы. Правильные ответы запишите в бланк ответов через запятую напротив номера вопроса.

Выбрать правильные утверждения:

а. Мономеры белков играют самостоятельную роль в организме

б. Большинство химических реакций в организме идет при участии ферментов

в. АТФ – производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты

г. В молекуле АТФ – два остатка фосфорной кислоты

д. Энергия солнца превращается в химическую энергию молекулы АТФ

е. АТФ в больших количествах содержится в мышечных и нервных клетках

В.2.При выполнении данного задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В первом столбце таблицы представлены названия клеточных структур. Во втором- перечислены функции, которые выполняют данные структуры. Объедините их правильно в таблицу:

Структура

Клеточная мембрана

Клеточная стенка

Хлоропласт

Гладкая ЭПС

Рибосома

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Цитоскелет

    Место синтеза белка

2. Создание тока жидкости внутри клетки

    Жесткий защитный покров некоторых клеток

    Фотосинтез

    Синтез липидов

    Синтез АТФ

    Хранение генетической информации

    Регуляция транспорта веществ в клетку и из нее

    Накопление и выведение в цитоплазму клеточных продуктов

Часть С.

Решите генетическую задачу, ответьте на вопрос (Решение запишите в бланк ответа).

Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Какими будут их второй сын, дочь?

Вариант 1

№ вопроса


Часть В.

В 1 : Б,В,Д,Е

Часть С.

А- черные

Р: черный х белая

F 1: черные: белые

Найти: генотипы и фенотипы Р и F 1

Решение: Расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен

Р: О Аа Х О аа

Ответ: расщепление произошло в первом же поколении, так как черный кролик гетерозиготен: генотипы родителей Аа и аа; генотипы потомства: черные – АА и белые – аа.

    Вариант

Часть А

№ вопроса


Часть В

В 1: В, А, Б, Г

Зародышевые листки

Органы

Эктодерма

б, г, д, ж, з

Энтодерма
Мезодерма

Часть С

А- коричневый

а- голубой

Р коричневый Х голубой

F 1: 2 коричневых: 1 голубой

Найти: генотипы и фенотипы Р и F

Решение: самец –аа. самка –А? Так как в потомстве один щенок голубой- самка гетерозиготна (нечистопородна).

Р: О Аа Х О аа

коричневый


Ответ: Самка гетерозиготна (нечистопородна), генотипы самки: Аа, самца –аа,

Потомство: коричневые – Аа, голубой – аа.

Ответы к итоговой контрольной работе по биологии в 10 классе

Вариант 3

№ вопроса

ЧастьВ.

В 1: а, г, д, з

А, б, г, е, ж

А- карий цвет

а –голубой цвет

В - праворукость

В – леворукость

Р кареглазая правша Х голубоглазый правша

F 1: 1 кареглазый левша: 1 голубоглазый правша

Найти: Р(голубог. левшей)

Решение: Так как у детей сочетание рецессивных генов(вв и аа), следовательно, родители гетерозиготны по данным признакам. Следовательно, выпишем гаметы и составим решетку Пеннета для ответа на поставленный вопрос.

Р: О ааВв Х О АаВв

G: аВ; ав; АВ;Ав;аВ;ав

F: А……вв и ааВ…..

Ответ: Голубоглазые левши – 1/8 или 12,5% (Р (голюлев.) = 1/8 100%=12,5%)

Ответы к варианту 4.

№ вопроса

В 1: а, б, д, е

Структура

Клеточная мембрана

Клеточная стенка

Хлоропласт

Гладкая ЭПС

Рибосома

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Цитоскелет

Х А - гипоплазия эмали

Х а - - норма

Р: гипоплазия эмали Х гипоплазия эмали

F: сын с нормальными зубами

Найти: генотипы и фенотипы детей

Р: Х А Х а х Х А У

G: Х А; Х а Х А; У

Решение: так как Х- хромосому сын всегда получает от матери, то она была гетерозиготна.

Выпишем гаметы:

Ответ: Девочки все будут с гипоплазией эмали, а среди мальчиков расщепление 1:1

(вероятность рождения сыны с нормальными зубами 25%).

Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1. Какая наука изучает строение, химический состав и процессы жизнедеятельности клетки?

1) гистология;
2) цитология;
3) эмбриология;
4) физиология.

Ответ: 2

2. Впервые описал клетку:

1) Р. Вирхов;
2) Т. Шванн;
3) Аристотель;
4) Р. Гук.

Ответ: 4

3. Какой признак характерен для живых организмов в отличие от неживых объектов?

1) способность к передвижению;
2) способность менять окраску;
3) обмен веществ и превращение энергии;
4) способность разрушаться под воздействием окружающей среды.

Ответ: 3

4. Наиболее крупной систематической единицей в ряду названных является:

1) вид;
2) семейство;
3) род;
4) класс.

Ответ: 4

5. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:

1) зеленых;
2) диатомовых;
3) красных;
4) бурых.

Ответ: 4

6. Какие приспособления к уменьшению испарения воды сформировались у хвойных растений в процессе эволюции?

1) мощная крона;
2) развитая корневая система;
3) восковой налет и небольшое число устьиц;
4) быстрое передвижение воды по сосудам.

Ответ: 3

7. Взаимовыгодное сожительство грибов и корней растений называют:

1) меристемой;
2) микоризой;
3) метаморфозом;
4) мицелием.

Ответ: 2

8. Соцветие пшеницы называется:

1) щитком;
2) колосом;
3) метелкой;
4) сложным колосом.

Ответ: 4

9. Растения семейства Бобовые богаты белками, так как они:

1) имеют две семядоли;
2) опыляются как насекомыми, так и при помощи ветра;
3) эффективно используют растворы минеральных солей;
4) находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями.

Ответ: 4

10. Соответствие формы цветка форме тела насекомого-опылителя является примером:

1) ароморфоза;
2) идиоадаптации;
3) дегенерации;
4) модификации.

Ответ: 2

11. Смена разных хозяев есть в цикле развития:

1) аскариды;
2) белой планарии;
3) дождевого червя;
4) печеночного сосальщика.

Ответ: 4

12. Трахеи являются органами дыхания у:

1) стрекозы;
2) острицы;
3) речного рака;
4) устрицы.

Ответ: 1

13. Развитие с неполным превращением характерно для:

1) жуков;
2) мух;
3) бабочек;
4) саранчи.

Ответ: 4

14. Позвоночных животных с трехкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс:

1) кольчатые черви;
2) хрящевые рыбы;
3) земноводные;
4) птицы.

Ответ: 3

15. Мозжечок лучше всего развит у:

1) рыб;
2) пресмыкающихся;
3) птиц;
4) земноводных.

Ответ: 3

16. Возбудителем малярии является:

1) малярийный комар;
2) малярийный плазмодий;
3) человек, больной малярией;
4) болотный воздух.

Ответ: 2

17. Внутренний скелет – главный признак:

1) позвоночных;
2) насекомых;
3) ракообразных;
4) паукообразных.

Ответ: 1

18. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, благодаря:

1) особенностям пищеварительной системы;
2) более развитой нервной системе;
3) теплокровности и высокому уровню обмена веществ;
4) особенностям опорно-двигательного аппарата.

Ответ: 3

19. Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:

1) нуклеиновыми кислотами;
2) углеводами;
3) липидами;
4) белками.

Ответ: 4

20. Основной признак безусловных рефлексов:

1) индивидуальные;
2) кратковременные;
3) наследственные;
4) приобретенные.

Ответ: 3

21. Расщепление крахмала до глюкозы в организме человека начинается:

1) в желудке;
2) в ротовой полости;
3) в тонкой кишке;
4) в толстой кишке.

Ответ: 2

22. Кожу называют органом чувств, так как в ней находятся:

1) потовые железы;
2) сальные железы;
3) корни волос;
4) рецепторы (болевые, холодовые и др.).

Ответ: 4

23. Автоматия сердца обусловлена импульсами в:

1) сердечной мышце;
2) сердечных клапанах;
3) околосердечной сумке;
4) стенках основания аорты.

Ответ: 1

24. Водородные связи между полинуклеотидными нитями в молекуле ДНК образуются между:

1) комплементарными азотистыми основаниями;
2) остатками фосфорной кислоты;
3) аминокислотами;
4) остатками дезоксирибозы.

Ответ: 1

25. Железо входит в состав:

1) фибрина;
2) гемоглобина;
3) фибриногена;
4) каталазы.

Ответ: 2

26. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:

1) глюкоза превращается в гликоген;
2) вырабатывается желчь;
3) обезвреживаются ядовитые вещества;
4) белки могут превращаться в жиры и углеводы.

Ответ: 3

27. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

1) спинного мозга;
2) головного мозга;
3) печени и почек;
4) желудка и кишечника.

Ответ: 2

28. Примером модификационных изменений является:

1) замена нуклеотида ДНК;
2) форма клюва у дятла;
3) болезнь Дауна;
4) увеличение удоя коровы.

Ответ: 4

29. Дегенерацией считается:

Ответ: 3

30. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

1) мейоза;
2) оплодотворения;
3) митоза;
4) конъюгации;

Ответ: 2

31. У человека парасимпатическая нервная система:

1) усиливает работу кишечника;
2) повышает тонус скелетной мускулатуры;
3) увеличивает концентрацию сахара в крови;
4) учащает пульс.

Ответ: 1

32. Популяция является структурной единицей:

1) отряда;
2) семейства;
3) рода;
4) вида.

Ответ: 4

33. Какой основной лимитирующий фактор для растений в степной зоне?

1) недостаток влаги;
2) высокая температура;
3) отсутствие перегноя;
4) интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Ответ: 1

34. Вакцина содержит:

1) Т и В лимфоциты;
2) форменные элементы крови;
3) антитела;
4) ослабленные возбудители болезни.

Ответ: 4

35. Возбудителем СПИДа являются:

1) вирус;
2) плесневые грибы;
3) бактерии;
4) одноклеточные водоросли.

Ответ: 1

36. Основным потребителем свободного азота в биосфере является:

1) жук-плавунец;
2) береза;
3) лось;
4) клубеньковые бактерии.

Ответ: 4

37. Какой процесс у ланцетника осуществляется одновременно с питанием:

1) размножение;
2) дыхание;
3) выделение;
4) регенерация.

Ответ: 2

38. В агроценозе в отличие от биоценоза:

1) единственным источником энергии является солнце;
2) отсутствует естественный отбор;
3) ведущую роль играет искусственный отбор;
4) все поглощенные растениями элементы возвращаются в почву.

Ответ: 3

39. Действие какого фактора ведет к уменьшению видового разнообразия птиц в современную эпоху?

1) абиотического;
2) биотического;
3) антропогенного;
4) климатического.

Ответ: 3

40. Образование новых видов в природе происходит в результате:

1) сезонных изменений в природе;
2) взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции;
3) природообразующей деятельности человека;
4) природоохранной деятельности человека.

Ответ: 2

1) щука — окунь;
2) рак-отшельник – актинидия;
3) аскарида – человек;
4) ель — береза.

Ответ: 3

42. Естественный отбор в отличие от искусственного отбора:

1) способствует формированию полезных для человека признаков;
2) проводится для создания новых сортов растений;
3) используется для улучшения пород животных;
4) происходит в живой природе постоянно.

Ответ: 4

43. Какой фактор вызывает увеличение частоты дыхания человека при тяжелой физической работе?

1) насыщение крови углекислым газом;
2) увеличение числа эритроцитов;
3) накопление в мышцах молочной кислоты;
4) удаление гликогена из печени.

Ответ: 1

44. Повреждение затылочной доли коры больших полушарий головного мозга у человека приводит к потере способности:

1) ориентироваться при помощи зрения;
2) различать звук;
3) координировать движения;
4) ощущать вкус.

Ответ: 1

45. Высшая нервная деятельность человека характеризуется:

1) наличием безусловных рефлексов;
2) формированием условных рефлексов;
3) абстрактным мышлением и речью;
4) элементарной рассудочной деятельностью.

Ответ: 3

1) трахеи;
2) гортани;
3) пищевода;
4) альвеол.

Ответ: 2

47. Какие структуры клетки при митозе распределяются поровну между материнской и дочерней клеткой?

1) рибосомы;
2) митохондрии;
3) хлоропласты;
4) хромосомы.

Ответ: 4

48. Какие структуры клетки не являются органоидами?

1) вакуоли;
2) лейкопласты;
3) митохондрии;
4) крахмальные зерна.

Ответ: 4

49. Почему численность завезенных в Австралию кроликов возросла во много раз?

1) на новой территории не было хищников;
2) на континенте преобладает сухой климат;
3) питаются травянистыми растениями, пища в избытке;
4) для них характерна забота о потомстве.

Ответ: 1

50. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к:

1) образованию новых видов;
2) обострению конкуренции между особями;
3) усилению действия абиотических факторов;
4) обострению внутривидовой борьбы.

Ответ: 1

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с тремя вариантами ответов из шести возможных. Занесите в матрицу правильные ответы, располагая цифры по порядку.

1. Выберите характерные признаки соединительной ткани:

1) выстилает поверхность стенок воздухоносных путей;
2) относят кровь, лимфу, компактное вещество кости;
3) обладает сократимостью и проводимостью;
4) образует хорошо выраженное межклеточное вещество;
5) выполняет транспортную функцию;
6) входит в состав коры больших полушарий.

А) 2, 4, 6.
Б) 1, 2, 4.
В) 1, 4, 5.
Г) 2, 4, 5.

Ответ: Г

2. По венам большого круга кровообращения у человека кровь течет:

1) от сердца;
2) к сердцу;
3) насыщенная углекислым газом;
4) насыщенная кислородом;
5) быстрее, чем в капиллярах;
6) медленнее, чем в капиллярах.

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 3, 5.
В) 2, 3, 6.
Г) 2, 4, 6.

Ответ: Б

3. К ароморфозам относят:

1) возникновение хорды у животных;
2) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных;
3) наличие у коров четырехкамерного желудка;
4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата;
5) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков;
6) возникновение полового размножения.

А) 1, 2, 6.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 4.
Г) 1, 2, 3.

Ответ: А

4. Выберите антропогенные факторы, оказывающие влияние на численность и разнообразие злаков на лугу.

1) промерзание почвы;
2) внесение минеральных удобрений;
3) массовое размножение грызунов;
4) распашка дернового покрова;
5) засушливость в летний период;
6) выпас крупного рогатого скота;

А) 1, 4, 6.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 3, 6.

Ответ: В

5. К пластинчатожаберным рыбам относятся:

1) китовая акула;
2) латимерия;
3) катран;
4) мегалодон;
5) окунь;
6) корюшка.

А) 1, 3, 4.
Б) 1, 3, 5.
В) 1, 3, 6.
Г) 1, 2, 3.

Ответ: А

6. Каково строение и функции митохондрий?

1) расщепляют биополимеры до мономеров;
2) характеризуются анаэробным способом получения энергии;
3) содержат граны;
4) имеют ферментативные комплексы на кристах;
5) окисляют органические вещества с образованием АТФ;
6) двумембранные органоиды.

А) 1, 2, 3.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 4, 5, 6.

Ответ: Г

7. Растения семейства Крестоцветные можно узнать по признакам:

1) цветок четырехчленного типа;
2) цветок пятичленного типа;
3) соцветие кисть;
4) соцветие корзинка;
5) плод стручок или стручочек;
6) плод боб.

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 3, 6.
В) 1, 3, 6.
Г) 2, 3, 5.

Ответ: А

8. Оптическая система глаза состоит из:

1) хрусталика;
2) стекловидного тела;
3) зрительного нерва;
4) желтого пятна сетчатки;
5) роговицы;
6) белочной оболочки.

А) 1, 2, 3.
Б) 1, 2, 5.
В) 1, 2, 6.
Г) 1, 2, 4.

Ответ: Б

9. Примеры общей дегенерации:

А) 1, 3, 5.
Б) 2, 4, 6.
В) 2, 5, 6.
Г) 1, 2, 5.

Ответ: В

10. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

1) превращение передних конечностей в ласты;
2) дыхание кислородом, растворенным в воде;
3) дыхание кислородом воздуха;
4) обтекаемая форма тела;
5) толстый подкожный слой жира;
6) постоянная температура тела.

А) 1, 4, 5.
Б) 1, 3, 5.
В) 2, 4, 6.
Г) 2, 4, 5.

Ответ: А

Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

1. Вирусы – клеточная форма жизни.
2. Ламинария относится к отделу Зеленые водоросли.
3. На корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии.
4. К суккулентам относятся очиток и молодило.
5. Устьица у водных растений расположены с верхней стороны листа.
6. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
7. Возбудителем малярии является малярийный плазмодий.
8. Кишечнополостные животные имеют радиальную симметрию тела.
9. Тело белой планарии покрыто голым слизистым эпителием.
10. Сердце моллюсков состоит из желудочка и предсердия.
11. Выделительная система пауков представлена почками.
12. У рыб позади брюшных плавников имеется три отверстия – анальное, половое и мочевое.
13. Позвоночник лягушки состоит из 3 отделов – шейного, туловищного и крестцового.
14. Птицы не различают цвета.
15. Повышение активности щитовидной железы замедляет рост и развитие у детей.
16. В выдыхаемом воздухе содержится около 21% кислорода и 79% азота.
17. Превращение артериальной крови в венозную происходит в капиллярах большого круга кровообращения.
18. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц называется фагоцитозом.
19. Переход предков человека к прямохождению способствовал усилению обмена веществ.
20. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы т-РНК.

Ответ: Да-3,4,5,7,8,12,17,18. Нет-1,2,6,9,10,11,13,14,15,16,19,20

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите соответствие между грибом и типом питания.

Гриб:
А) пеницилл;
Б) фитофтора;
В) спорынья;
Г) дрожжи;
Д) головня;
Е) шампиньон.

Ответ: А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-2, Е-1

2. Установите соответствие между признаком животных и систематической группой, к которой его относят.

Признаки:
А) хорда сохраняется всю жизнь;
Б) в головном мозге хорошо отличимы отделы;
В) нервная система образована однородной трубкой;
Г) у большинства представителей хорда имеется только на ранних стадиях развития;
Д) скелет головы отсутствует;
Е) представлены разнообразными по внешнему виду и строению организмами.

Систематическая группа:
1) Бесчерепные;
2) Позвоночные.

Ответ: А-1, Б-2, В-1, Г-2, Д-1, Е-2

3. Установите соответствие между признаком и способом регуляции, для которого он характерен.

Признак:
А) скорость проведения информации сравнительно невысокая;
Б) является более древней формой взаимодействия клеток и органов;
В) эволюционно более поздний способ регуляции;
Г) осуществляется посредством электрических импульсов;
Д) осуществляется посредством химически активных веществ, поступающих в кровь, лимфу и тканевую жидкость;
Е) скорость проведения информации сравнительно высокая.

Способ регуляции:
1) нервная;
2) гуморальная.

Ответ: А-2, Б-2, В-1 Г-1, Д-2, Е-1

4. Установите соответствие между причиной видообразования и способом, для которого она характерна.

ПРИЧИНЫ
А) разделение ареала вида;
Б) образование новой популяции на территории прежнего местообитания;
В) стабильность ареала вида;
Г) расширение ареала;
Д) появление ранее не существующих преград рельефа;
Е) наступление ледника.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ
1) экологическое
2) географическое

Ответ: А-2, Б-1 ,В-1, Г-2, Д-2, Е-1

Вконтакте

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы - это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

(2010/2011 учебный год)

1 вариант

Часть А

один правильный ответ

А1. Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ - это

2) популяционно-видовой

3) организменный

4) клеточный

А3 Открытость живых систем связана с

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

А4 Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

1) биосферный

2) биогеоценотический

3) популяционно-видовой

4) организменный

А5 Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

1) вода и минеральные соли

2) жиры и углеводы

3) соединения серы, фосфора

4) нуклеиновые кислоты и белки

А6 Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

1) клетки всех организмов выполняют одинаковые функции

2) клетки всех организмов одинаковы по своему строению

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки в организме возникают из неклеточного вещества

А7 Клетка листа бегонии от клеток печени человека отличается:

1) присутствием пластид и клеточной стенки

2) присутствием запасных углеводов

3) другим генетическим кодом

4) отсутствием настоящего ядра

А8 Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

1) единстве живой и неживой природы

2) единстве химического состава клеток

3) единстве происхождения живых систем

4) сложности строения живых систем

А9 У собаки и мухомора сходны:

1) типы питания

2) размножение спорами

3) строение клеточной стенки

4) наличие пластид в клетках

А10 В клетке возбудителя чумы нет:

1) рибосом

2) цитоплазмы

3) мембраны

А11 Барьерную функцию в клеточной мембране выполняют:

1) билипидный слой

2) пронизывающие белки

3) углеводы

4) минеральные соли

А12 Транспорт веществ через мембрану против градиента концентрации называется:

1) активный ионный транспорт

3) пиноцитоз

4) фагоцитоз

А13 Лизосомы образуются в:

2) на рибосомах

3) на внутренней стороне клеточной мембраны

4) в комплексе Гольджи

А14 Функция шероховатой (гранулярной) ЭПС клетки:

1) транспорт веществ и синтез белков

2) переваривание органических веществ

3) участие в межклеточных контактах

4) образование рибосом

А15 Не мембранным компонентом клетки является:

2) рибосома

3) митохондрия

А16 Выберите организм, клетки которого содержат целлюлозу

1) мухомор

4) подберезовик

А17 Основными биогенными элементами считаются:

1) калий, сера, фосфор, хлор

3) способность растворять неполярные соединения

4) способность растворять полярные соединения

А20 При восхождении в горы для быстрого поддержания сил целесообразно съесть:

1) кусочек сахара

2) немного сала

А21 Во всех аминокислотах, входящих в состав белков, содержится:

1) аминогруппа и карбоксильная группа

2) только радикал

3) только карбоксильная группа

4) радикал и карбоксильная группа

А22 Из аминокислот не построена молекула:

1) гемоглобина

2) инсулина

А23 Укажите состав одного из нуклеотидов ДНК:

1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин

2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

4) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

А24 Исключите лишнее понятие

1) радикал

2) аминогруппа

3) карбоксильная группа

4) аминокислота

А25 Информационная РНК выполняет следующие функции

1) перенос аминокислот на рибосомы

2) снятие и перенос информации с ДНК

3) формирование рибосом

4) синтез второй цепи ДНК

А26 Мономерами ДНК и РНК являются:

1) азотистые основания

2) дезоксирибоза или рибоза

3) аминокислоты

4) нуклеотиды

А27 Если молекула ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

А28 Какой из фактов в большей степени подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки?

1) ДНК состоит из четырех видов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию

2) В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах

3) У каждой особи ДНК индивидуально по своей нуклеотидной последовательности

4) Азотистых оснований Т примерно столько же, сколько оснований А.

А29 К месту трансляции аминокислоты доставляются:

А30 Синтез белка не п роисходит

1) в матриксе митохондрий

2) в цитоплазме

3) на рибосомах

4) в пузырьке аппарата Гольджи

А31 Между первым и вторым понятием существует определенная связь. аналогичная связь существует между третьим и одним из приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

Целлюлоза: глюкоза=белок:?

1) нуклеотид

2) глицерин

3) аминокислота

А32Из двух субъединиц состоит

1) рибосома

2) лизосома

3) митохондрии

4) аппарат Гольджи

А33 Больше всего митохондрий содержится в клетках:

1) мозга человека

2) коры дуба

3) шерсти млекопитающих

4) кожицы листа

А34 Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерий, вызывающей холеру:

1) наличием клеточного ядра

2) большим количеством лизосом

3) отсутствием клеточной оболочки

4) наличием митохондрий

А35 К размножению способны:

1) лизосомы

2) аппарат Гольджи

3) рибосомы

4) хлоропласты

А36 Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

1) подберезовик и лисичка

2) липа и ряска

Особенности Процесс

в) начинается у эмбриона

б) происходит утолщение и спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, образование веретена деления.

Часть С

С1 Какими путями вещества попадают в клетку?

1) Джеймс Уотсон и Френсис Крик – расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код. 2) Теодор Шванн – открыл клеточное строени6е организмов. 3) Академик Навашин открыл двойное оплодотворение у цветковых растений. 4) Матиас Шлейден – один из создателей клеточной теории. 5) – доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород. 6) - открыл вирус табачной мозаики.

С3. Что общего в строении хлоропластов и митохондрий?

С4. Каковы достоинства и недостатки полового и бесполого размножения?

С5. Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите число водородных связей между азотистыми основаниями, если известно, что в верхней цепи гена 4 адениновых нуклеотида, 7 тиминовых, 4 цитозиновых, 5 гуаниновых нуклеотидов.

С6 Какая клеточная структура изображена на рисунке? Назовите ее функции.

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

(2010/2011 учебный год)

2 вариант

Часть А

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

4). эвглена зеленая

А37 Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для синтеза:

2). глюкозы

3). белков

4). углеводов

А38 В темновой фазе фотосинтеза происходит:

1). синтез АТФ

2). синтез углеводов

3). образование углекислого газа

4). фотолиз воды

А39 Смысл аэробного этапа энергетического обмена заключается в:

1). образование молочной кислоты, АТФ, воды и переносчиков водорода

2). образование глюкозы, АДФ, воды

3). образование 36 молекул АТФ

4). распаде белков на аминокислоты

А40 Триплет несет в себе информацию:

1). строении белков, жиров, углеводов

2). первичной структуре белка

3). последовательности нуклеотидов в ДНК

4). об аминокислоте, входящей в состав белка

А41 В состав РНК не входит азотистое основание:

1). Тимин 4) цитозин

2). урацил 5) аденин

3). гуанин

А42 К репликации способна:

А43 Транскрипция – это процесс

1). репликации ДНК

2). синтеза и-РНК

3). синтез белка

4). присоединения т-РНК к аминокислоте

А44 Трансляция – это:

1). синтез полипептидной цепи на рибосомах

2). репликация ДНК

3). синтез и-РНК по матрице ДНК

4). синтез р-РНК в рибосомах

А45 Мейозу предшествует:

1). деление ядра

2). удвоение хромосом

3). цитокинез

4). гаметогенез

А46 Количество хромосом в половых клетках человека после мейоза равно:

А47 В результате митоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:

1). удваивается

2). остается прежним как и в материнской клетке

3). уменьшается вдвое

4). утраивается

А48 Смысл коньюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

1). узнавании гомологичными хромосомами друг друга

2). обмене гомологичными участками хромосом

3). независимом расхождении хромосом

4). сближении хромосом для совместного попадания в гамету

А49 У цветкового растения диплоидный набор хромосом содержится в:

1). оплодотворенной яйцеклетке

2). эндосперме

3). вегетативной клетке

4). семядоле

А50 Митозом не делятся:

1). клетки кожи человека

2). яйцеклетки папоротника

3). споры гриба

4). дрожжевые клетки

Часть В

В1 Выберите только 3 признака молекулы РНК

1). состоит из одной цепи

2). состоит из двух цепей

3). мономерами являются аминокислоты

4). молекула не способна к репликации

5). мономерами являются нуклеотиды

6). молекула способна к репликации

В2 Выберите три углевода, которые не входят в состав растений

1). муреин

3). гликоген

4). целлюлоза

5). крахмал

В3 В прокариотических клетках нет (3 ответа):

1). настоящее ядро

2). аппарат Гольджи

4). рибосомы

5). клеточная оболочка

6). митохондрии

В4 Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена

Процессы Этапы

а) начинается с расщепления глюкозы 1) бескислородный

б)образуется 2 молекулы ПВК 2) кислородный

в) происходит в мембранах крист

г) синтезируется 36 молекул АТФ

д) одним из результатов является спиртовое брожение

В5 Соотнесите особенности спермато - и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.

Особенности Процесс

а) протекает в семенниках 1). Сперматогенез

б) протекает в яичниках 2) Овогенез

в) начинается у эмбриона

г) в результате образуется 4 гаметы

д) начинается в подростковом возрасте

е) завершается образованием 1 гаметы

В6 Установите последовательность протекания процессов при митозе

а) образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом

б) происходит утолщение и спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки, образование веретена деления.

в) хроматиды расходятся к полюсам клетки

г) хромосомы выстраиваются по экватору клетки, прикрепляясь к веретену деления своими центромерами.

Часть С

С1 Какова роль бактерий в природе?

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1). Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2). Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3). Белки входят в состав плазматической мембраны. 4). Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5). В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6). Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

С3. Дайте характеристику царству растений?

С4. Какое биологическое значение имеет процесс митотического деления клеток?

С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.

С6 Какая клеточная структура изображена на рисунке. Назовите ее функции.