Требования к установке пожарного автомобиля на водоисточник. Пожарный гидрант: типы, назначение, установка, схема

Задача пожарной колонки – обеспечить полноценное использование подземного гидранта. Обычно это устройство применяется при нехватке воды в резервуарах. Возможность отбора из водопроводной сети является важным условием обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах инфраструктуры. Колонка позволяет подсоединять рукава к трубам, не спускаясь в колодец.

Правила монтажа

Установка колонки на пожарный гидрант должна выполняться при соблюдении следующих правил:

  • Обязательно использование крагов или перчаток.
  • Крышка люка колодца открывают при помощи лома или крюка. Также могут использоваться другие специализированные инструменты.
  • Не допускается перекос колонки. Для этого следует тщательно контролировать процесс установки на резьбовое соединение. Перекос может привести к срыву резьбы.
  • Подача воды осуществляется при перекрытых напорных патрубках.
  • Кран гидранта открывают только плавно. В противном случае возможен гидравлический удар и срыв колонки с резьбы.
  • При открывании крана пожарный должен стоять в стороне. Обязательно следует отклонить голову, чтобы она не находилась над колонкой.
  • Снимать колонку с гидранта необходимо после проверки закрытия кранов и отсутствия воды.

Колонка может использоваться только в целях пожаротушения, а также для технического обслуживания и промывки водопровода. Любое другое применение запрещено. Эксплуатация пожарных колонок осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ 7499 95. Если хотя бы одно из требований ГОСТа не соблюдается, должно быть проведено обслуживание колонки с устранением возможных неполадок.

Порядок установки

Монтаж колонки нарядом МЧС осуществляется следующим образом:

  1. Открывание люка специальным инструментом.
  2. Накручивание колонки на резьбовое соединение гидранта.
  3. Подсоединение к колонке шлангов.
  4. Регулировка давления.
  5. Открывание вентилей.

Главный недостаток подземного ПГ (пожарного гидранта) – необходимость открывания люка и установки колонки. Это требует дополнительного времени. Поэтому очень важно соблюдать все правила, чтобы не допустить аварийной ситуации.

Похожие новости не найдены.

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного

насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и

всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.



В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:

«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону

водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм

или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию

Предварительное боевое развертывание

Полное боевое развертывание.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытию к месту вызова. При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние

Открепление необходимого ПТВ

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку, если иное не установлено РТП

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Прокладывают магистральные рукавные линии

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое ПТВ.

Полное боевое развертывание на месте вызова проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывание:

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие рукавные линии.

При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества

Устанавливать разветвления вне проезжей части дороги

Создать запас рукавов.

АЦ устанавливают в 3-3.5 м. от ПГ, насосом к ПГ.

По команде: « Колонку – ставь!».Пожарный открывает крюком крышку колодца, достает из отсека машины пожарную колонку и устанавливает ее на ПГ. В это время водитель включает насос и устанавливает на патрубок насоса водосборник. Пожарный присоединяет два рукава к колонке, а водитель к водосборнику. Пожарный открывает ПГ, колонка заполняется водой, затем открывает вентили пожарной колонки и вода поступает в насос. Пуск воды производится по команде: « Воду – дать!». Водитель подает воду.

Действия водителя и пожарного должны быть согласованны.

Крышку колодца необходимо открывать от себя.

Водителю следует снимать напорно-всасывающий рукав только после того, как пожарный подойдет к насосу и будет готовый для приема рукава.

Не открывать резко ПГ во избежании гидравлического удара.

1.Автоцистерна установлена у ПГ

2.Окончание: колонка навернута до отказа на стояк ПГ, всасывающие рукава присоединены

В скобках указанно время выполнения упражнения с пуском воды.

Отлично - 26 (40)

Хорошо - 29 (43)

Удовлетворительно - 32 (46)

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

Собирают напорную рукавную линию и присоединяют ее к напорному патрубку п/а;

Открывают задвижку на трубопроводе, соединяющим цистерну с всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении. Создав насосом требуемый напор открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, изменяя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды пож. насосом из открытого водоема:

Соединяют всасывающие п/рукава, присоединяют к ним всасыв. сетку, присоединяют их к всасыв. патрубку насоса, опускают второй конец всасыв. рукава с сеткой в водоем;

Присоединяют к напорным патрубкам насоса напорные рукава;

Открывают вакуумный клапан и включив газоструйный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, включают вакуумный клапан и газоструйный вакуумный аапарат.

После этого включают в работу пож. насос, постепенно открывают задвижки, подают воду в рукавные линии. Если их открывать быстро возможен обрыв столба воды во всасыв. рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение насоса и всасыв. рукавов водой можно произвести 2 способами:

1 Включает такие операции: выключить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого включается сцепление и закрывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса создают напор 200-400 к Па. затем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

2. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасыв. рукава. Закрывают все вентили и краны водо-пенных коммуникаций. Включив сцепление открывают вентили в цистерну и из цистерны и повышают частоту вращения вала насоса до 2000-25000 минуту. Вода будет циркулировать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентеля на трубопроводе из цистерны в насос по вакуумметру устанавливают разряжение. После заполнения насоса и всасыв. рукава водой закрывают вентили из цистерны и в цистерну и устанавливают заданное давление на насосе.

Многие знают, что для тушения пожара используют гидранты. Но откуда в них берется вода? Все дело в том, что установка пожарного гидранта происходит на специальной подставке, которая подсоединена к водопроводной сети. Получается, что обычный хозяйственный водопровод становится важной частью противопожарной системы.

Места установки

Гидранты устанавливают в колодцах на расстоянии 5 м или дальше от зданий. В этом случае, если пламя охватит строение, высока вероятность, что оно не доберется до колодца, и пожарные смогут открыть его, установить колонку сверху на гидрант и подключить пожарные рукава. Максимальное расстояние до зданий составляет 50-100 м. Запрещено монтировать водозаборное устройство на разветвлении водопроводных труб.

Гидранты устанавливают вдоль дорог, чтобы подъезд к ним был наиболее удобный. Расстояние от пожарных гидрантов до края проезжей части должно быть не больше 2,5 м. Разрешается устанавливать их на проезжей части, если планировка улиц и коммунальных сетей не позволяет выбрать другое положение.

Устраивать стоянки на люках запрещено.

Выбирая места установки, следует учитывать, что при тушении пожара от гидранта будут идти рукава. Они не должны резко перегибаться, их не должен переезжать транспорт. Существуют специальные мостики для прокладки рукавов, защищающие их от дорожного транспорта.

Расстояние между соседними гидрантами должно быть таким, чтобы обеспечить расход воды, соответствующий нормам пожаротушения. Нормы зависит от этажности застройки и численности населения, живущего в районе или квартале.

Нормы для жилых, промышленных и сельскохозяйственных районов отличаются. Подробно они описаны в своде правил для источников наружного водоснабжения 8.13130.2009. Обычно для сельской местности выбирают расстояние 140 м, для городов 120 — 100 м.

Требуемый расход воды также обеспечивается напором в трубопроводе. Для создания напора оборудуют насосные станции. Управляя работой насосной станции, можно в определенный момент времени увеличивать напор или уменьшать.

Основные требования

Гидранты устанавливают в колодцах, подключая к водопроводной системе. В зависимости от глубины прокладки трубопровода выбирают высоту гидранта. Согласно стандартам, высота водозаборного устройства может составлять от 0,5 до 3,5 метров. В средней полосе часто применяют гидранты высотой 1,5 м.

Монтаж делают на стальную или чугунную подставку. Тип подставки выбирают в зависимости от конфигурации и материала водопровода. Установка пожарных гидрантов должна быть строго вертикальной, без перекосов.

Центральная ось проходит на расстоянии минимум 17,5 см от стенок колодца. Подробности конструкции и размеры колодца определяются особенностями водопроводной сети.

По сути, подставка – это переходник, обеспечивающий дополнительное ответвление на подачу воды в установленный гидрант. Подставка может быть сварной и фланцевой с одним, двумя и тремя ответвлениями. Соединение подставки и гидранта происходит через водостойкую прокладку при помощи шести болтов или шпилек.

Расстояние от верхней точки гидранта до люка должно быть в пределах 15-40 см. Это позволяет с легкостью производить осмотр, ремонтные работы. После установки крышку люка закрывают, и открывают только при проверке или подключении колонки.

К крышке всегда должен быть свободный доступ. Ее очищают от снежных заносов, песка и земли. Нельзя устанавливать на ней автомобили, загораживать доступ различными сооружениями.

В теплом климате возможно применение надземных гидрантов, которые не надо помещать в колодец и утеплять. Однако надземные устройства могут быть легко повреждены транспортом.

В местах с высоким уровнем грунтовых вод колодец может затопляться. Чтобы вода не попадала внутрь гидранта и не вызвала коррозию деталей, устанавливают модели с обратным клапаном.

Необходимо также сделать дренаж и отлив вокруг люка, чтобы вода не попадала в него сверху, с поверхности земли. Поднимают обойму колодца для защиты от талых вод.

Устанавливаемый гидрант подключают к водопроводу диаметром минимум 100 мм. В селах и малозаселенных поселках допускается подключение к трубам диаметром 75 мм.

Монтаж водозаборного приспособления требует привлечения специалистов, обслуживающих водопроводную сеть. Гидранты тяжелые, вес некоторых достигает 90 кг, и справиться одному человеку с работой невозможно.

Монтажные работы

Установка гидранта начинается с монтажа подставки. Следят за ее вертикальной ориентацией и прочностью соединения. Подставку вваривают или закрепляют на болтах. Герметичность обеспечивают с помощью резиновых прокладок. Сверху на подставку устанавливают гидрант, применяя фланцевое соединение и так же используя водонепроницаемую прокладку.

После и до монтажа пожарного гидранта проводят опрессовку водопровода (испытание избыточным давлением). Для этого устанавливают фланцевую заглушку. На время монтажа водопровод перекрывают. Процедура может занимать 1,5-2 часа и требует применения специальной техники.

Перед пуском и вводом гидранта в эксплуатацию противопожарный водопровод промывают раствором хлорной извести. Промывают также сам гидрант и колонку. Этот процесс необходим для того, чтобы обезопасить потребителей воды.

Для защиты от снежных заносов и промерзания над люком ставят укрытие в виде пирамиды, обшитой изнутри пенопластом. Для утепления применяют минеральную вату, паклю и другие теплоизолирующие материалы. Их укладывают на дощатый настил, который организуют под крышкой люка на высоте около 0,5 м от верха стояка.

Утепление проводят только после проверки гидранта с вынесением заключения о его исправности. Проверка проводится в сухую погоду при температуре воздуха выше +5°. Утепление можно снимать только в случае тушения пожара. Затем его возвращают на место и убирают в апреле-мае.

Открытие гидранта

Чтобы открыть подземный гидрант, на него сверху навинчивают колонку. В центре колонки находится ключ, поворотом которого открывается клапан гидранта. Считается, что установка пожарной колонки завершилась, когда головка гидранта с резьбой была полностью закрыта. Навинчивание должно происходить без перекосов, а квадрат штанги гидранта должен совпадать с квадратом нижней части ключа.

Перед тем как вращать ключ, необходимо проверить, чтобы боковые вентили колонки были закручены. Открытие клапана происходит после 5-6 полных оборотов ключа. Полное открытие происходит после 10-15 полных оборотов.

К отводам колонки присоединяют пожарные рукава. Вода может направляться непосредственно на тушение пожара или для заправки пожарного транспорта.

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом:

1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ø77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ».

По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.

В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор.

Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде: «Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38).

Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону


водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40).

Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм



или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе.

При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля. Нормативы упражнений по установке пожарных автомобилей на водоисточник приведены в таблице 5.9.

Таблица 5.9.

Нормативы по установки пожарного автомобиля на водоисточник

Примечание: время выполнения упражнений указано без забора воды .