Троица празднование. Праздник Святой Троицы: история, значение, традиции, приметы и обычаи

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

Пятидесятница (Троица) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи.

День Святой Троицы в 2017 году православные христиане празднуют – 4 июня

Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась “совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты”.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает, чтобы люди воспевали ” Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа"” – ”Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную”.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, “созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию”.

Уже века этот праздник соединяет и искреннюю радость, и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя все. Еще при жизни Своей на земле Господь много раз говорил Своим ученикам о том, что Он никогда не оставит людей.
Он собрал верующих людей в Свою большую семью, которую назвал Своею Церковью, и сказал: “Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее”. Мы все – члены этой Церкви.

Традиции празднования Пятидесятницы на Руси

Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит праздник. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

Православный праздник Троица (трех святых ликов) это особый день для верующих. Второе его название – Пятидесятница. Оно объясняется тем, что Троицу отмечают на пятидесятый день после Светлого Воскресения. По важности Троицу опережает лишь Святая Пасха. Даже Рождеству отводится менее существенное значение. Троица входит в дюжину самых главных православных праздников. Поэтому очень важно знать что означает праздник Троицы в православии и для верующих людей.

Что значит "ТБИ"

История возникновения православного праздника Троица

Троица имеет очень интересную историю. Согласно Евангелию, Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день после своего Воскрешения. А именно тогда было от него пророчество апостолам о том, что на них снизойдет Божий Дух. Оно сбылось ровно через десять дней. То есть, на пятидесятые сутки после Воскрешения Христа.

Все двенадцать апостолов, а также Матерь Божия Мария находились в тот момент в одной горнице на горе Сион, где совершали молитву. И вот, внезапно загремел гром, словно разверзлись небеса, стало шумно, как будто бушевали сильнейшие ветры, и помещение наполнилось языками пламени, которое почему-то никого не обжигало.

Ученики Иисуса Христа услышали голос Бога, который велел им идти по миру, проповедуя христианство. Кроме того, каждый из апостолов внезапно понял, что может говорить на многих языках, которых ранее не знал. Это было необходимо для того, чтобы нести веру разным народам мира, Господь наделил их такой возможностью.

У народа раньше существовали так называемые «запретные» обычаи на Троицу. Например, неделю до Петрового поста нельзя было купаться, ходить в лес, так как реки и леса на это время «переходили» во владение русалок, кикимор. А эти «дамы»старались утащить людей в чащу либо утопить.

Пораженные случившимся апостолы вышли из горницы и стали рассказывать всем о Благодати, снизошедшей на них. Их слова запали в душу многим. В итоге сразу три тысячи человек обратились в христианство. Тут же, на горе Сион, был построен первый храм. Поэтому Троица считается также днем рождения церкви Божьей на земле.

Важно! Существует несколько версий истории снисхождения на апостолов благодати Божьей. Приведенная выше является основной и поддерживается большинством христиан.

Фарту масти АУЕ: что значит на арестантском жаргоне

Церковный праздник Троица у славян раньше и сейчас

Что означает праздник Троица у славян? У славян праздник под названием Троица появился несколько позже, чем у многих других христиан. Это связано с тем, что православными они стали только после Крещения Руси в 988 году. А до этого наши предки были язычниками, и о Христе не слышали. У славян существовал праздник, похожий на Троицу. И отмечался нашими предками примерно в те же дни.

Славяне верили в трех основных богов – Сварога, Святовита и Перуна. У каждого из них было особое предназначение. И наши предки были убеждены в том, что пока эта великая троица выполняет свои функции, мир будет существовать. Это единство трех божеств как раз и отмечали в начале июня.

Многие традиции, связанные с празднованием языческой троицы, автоматически перешли на православную Пятидесятницу. Например, собирание трав и украшение ими своего жилища, плетение венков, отказ от купания в водоемах (раньше люди верили, что в эти дни русалки проявляют свои злые чары, и, вообще, активизируется всякая нечисть), проведение обрядов сватовства и многое другое.

Чем сильнее укоренялось православие на славянской земле, тем больше было прихожан в храмах на Троицу. Проводились торжественные служения. А спустя какое-то время поход в церковь в этот день стал обязателен для всех.

Интересно! После Троицы двадцатого июня наступает славянский праздник Духов день. По народным поверьям считается, что в это время на свет выходит вся нечисть: черти, лешие, русалки и тому подобное. Мужчинам стоит опасаться русалок (девушки, которые утопились по причине неразделенной любви). Их цель – соблазнить мужчину и утопить.

Что означают цвета (триколор) российского флага

Видео «Что означает праздник Троица в православии»

Уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Нажмите "Подписаться на канал", чтобы получать все самые лучшие материалы к себе в ленту.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Свершилось истинное чудо - учение Христа о триединой божественной сущности обрело полноту и ясность, когда на пятидесятый день после Пасхи Святой Дух снизошел на апостолов и освятил мир. Этот день становления христианской церкви стали отмечать как праздник Святой Троицы, Троицын День, Пятидесятница - по наименованию еврейского праздника в память о Синайском законодательстве.

Когда празднуют День Святой Троицы - дата

Праздник Святой Троицы всегда празднуют в одно и то же время, которое приходится на пятидесятый день после Воскресения Христова - Пасхи, то есть через семь недель. В 2018 году праздник отмечают 20 мая, в воскресенье.

История возникновения праздника Троицы

В тот великий день в Иерусалиме собрались вместе апостолы, Пресвятая Дева и Христовы ученики в честь Пятидесятницы. Внезапно, в третьем часу дня, послышался шум, похожий на шум сильного ветра, и пал в горницу небесный огонь. Языки пламени объяли присутствующих - ярко светили, но не обжигали. И свершилось чудо - Дух Святой снизошел на землю!

Все, кого коснулся небесный огонь, обрели воистину волшебные способности, заговорив на чужих языках, неведомых им прежде. С того дня благодаря открывшимся удивительным возможностям апостолы смогли нести по земле великое учение Христа на всех языках всем народам. Они обратились в каждому в Иерусалиме на его родном языке. Слушая проповедь, люди уверялись в великом чуде Святого Духа, потому что слышали родную речь.

Уверовав, люди стали спрашивать, что им делать дальше. Петр отвечал, что нужно покаяться и окреститься. В тот день крещение приняли три тысячи человек. Так и зародилась Христова церковь. Теперь в этот великий праздник люди молятся о ниспослании благословения Святого Духа - мудрости, разума, утешения, страха Божия.


Легенды и пророчества

Существуют и другие, менее популярные, версии возникновения праздника Троицы. По одной из легенд, в этот день Господь сотворил землю и зелень. По другой, - Христос гулял с Петром и Павлом, они присели втроем отдохнуть под сенью зеленого дерева, и день был назван Троицей и благословлен Иисусом. По третьей, - Христа в Иерусалиме встретили с зелеными ветвями бедняки, в честь его радости и появился праздник.

Есть еще одна легенда, согласно которой Троица - это три святых дня: воскресенье - Бог-отец, понедельник - Бог-сын, вторник - Бог-Святой Дух. Все легенды имеют право на существование, но достоверной считается версия происхождения праздника от чуда сошествия Духа Святого в Пятидесятницу.

На пятидесятый день после Ветхозаветной Пасхи Моисей получил Заповеди на горе Синай. С тех пор евреи и праздновали этот день. Но были и пророчества новой Пятидесятницы. Пророк Иоиль возвещал о том, что настанет день, когда на людей спустится Святой Дух и будут знамения.

В Деяниях святых апостолов сказано о разделяющихся языках пламени Святого Духа, снизошедших на апостолов, которые и стали исполнением пророчества Иоиля. Сам Иисус также говорил о силе свыше, которая снизойдет на его учеников и апостолов и просил не отлучаться из Иерусалима до этого дня.

Празднование Троицы - наследие предков

Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Языческая традиция празднования Зеленых Святок, или Русальной недели, идет еще от дня чествования Лады - вечно юной богини весны славянского дохристианского пантеона.

Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляниями, плетением венков, гаданиями, хороводами. В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования, поэтому он прочно укоренился в сознании нашего народа как один из важнейших праздников в году.

С незапамятных времен на Русальной неделе дома украшались буйной зеленью, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. При этом купаться было строго запрещено, потому что русалки могли защекотать до смерти.

В сам день праздника Троицы православные храмы в знак духовного возрождения и обновления украсят ветвями сирени, березы, клена. Жилища тоже принято украшать зелеными ветвями, а венки и букеты зелени освящать в церкви.

На День Святой Троицы готовят обереги из ветвей, которые должны защищать дома от всего худого и приносить хорошее. В них входят зеленые ветви дуба - мужского начала и здоровья, березы - женского начала и защиты от зла, рябины - оберега, орешника - связи с умершими предками.

Когда проходит неделя после Троицы, зеленые украшения сжигают, а освященные в церкви венки и обереги засушивают и хранят за иконами для защиты дома, в хлевах - чтобы уберечь от зла скотину, в житницах - от мышей, на грядках - от землероек, на чердаках домов - как обереги от пожаров и грозы.

В День Святой Троицы все собираются в церкви на утреннюю проповедь, после которой начинается масштабное празднование с народными гуляньями, песнями, хороводами и играми. В этот день не считаются зазорными кокетство девушек и заигрывания парней. Молодые люди присматривают себе будущую пару, иногда даже сватаются.

Троицкий венок может быть тайно подарен в знак любви. До сих пор девушки пускают венки по воде, гадая на долю и суженого. Церковь осуждает гадания, но древние обряды все еще живы в народе.

На праздничную трапезу собирается вся семья, обязательно печется каравай, освящается в церкви. Остатки этого каравая засушивают. Потом сухари от него можно добавить в свадебный каравай, чтобы уберечь молодых от зависти, зла и дурного глаза.

День Святой Троицы - выходной, работать в этот большой христианский праздник считается грехом. На Православную Троицу 2016 будет три выходных дня - 30, 31 мая, 1 июня.

Что приготовить на Троицу

Праздник Троицы - хороший повод выбраться на пикник с семьей или друзьями. Такой отдых не обходится без шашлыка . Используйте для него легкое мясо - например, курицы или индейки, чтобы не навредить желудку на праздники.

Подходящее блюдо - рыба, особенно такая как семга, лосось, горбуша. Не забудьте про обилие овощей к рыбе - как запеченных на гриле, так и свежих.

Хороший сыр на праздничном столе должен быть непременно. Выбирайте вкусный сыр разного цвета, чтобы ваш праздничный стол на Троицу был красивым и аппетитным.

Отлично подойдут к столу разные бутерброды - домашние гамбургеры , бутерброды с расплавленным сыром.рулетики из лаваша с семгой . Можно взять с собой на природу паштет - например. форшмак с яблоком . чтобы оперативно приготовить бутерброды.

Не забудьте про молодую картошку - подавайте ее с обилием зелени и овощей.

Из десертных блюд дучше всго подать свежие ягоды, а также разннообразные напитки из них.

В память об ушедших предках

Перед Троицей, в родительскую субботу, идут на кладбище помянуть умерших, привести в порядок могилки. Не прийти воздать дань памяти ушедшим родным считается очень дурной приметой, ведь тогда умершие сами могут прийти к живущим и забрать кого-то из семьи к себе.

Могилки принято обметать березовым веником для защиты от злых духов. Это должно принести радость усопшим на том свете. В благодарность они помогают своим потомкам установить мир и согласие, достичь благосостояния, привлекают любовь, радость и счастье. На ограду вешают одежду усопших в знак памяти и уважения. Считается, что это отгоняет смерть от живых.

Приметы на Троицу

Хорошей приметой считается дождь на Троицу. Это небеса плачут по умершим родственникам. В этот день следует трепетно относиться ко всему, связанному с усопшими.

Дурной приметой считается, если человек прял или шил - так можно обидеть или разгневать умерших. Также нельзя белить, работать в огороде, на поле, купаться в реке. Семьи, где похоронили незамужних девушек, должны особенно тщательно следить, чтобы не нарушить запреты.

Считается, что в День Святой Троицы хорошо собирать лекарственные травы и засушивать. По поверью, они набирают особую силу, способную исцелить от самых страшных недугов и защитить дома от всего лихого.

Береза обладает особым могуществом, поэтому считается, что, оставив освященную березовую веточку на поле, человек угождает природе. Это должно принести богатый урожай. Хорошо сушить мяту - оберег для детей, любисток - девушкам, полынь - оберег для дома, чабрец - женщинам, мечтающим о материнстве.

Обряды в праздник

Самым распространенным обрядом является, конечно, пускание венков по воде, но есть и другие, не менее интересные. Знахари после утренней службы собирают зелень, оставшуюся на полу в церкви. Отвар из нее - мощное целебное снадобье для тяжелобольных людей.

Те, кто мечтают разбогатеть, срывают веточку золототысячника, кладут за пазуху к самой груди и выстаивают так всю службу в церкви. Потом нужно попариться с этой веточкой в бане, чтобы озолотиться и привлечь в дом благосостояние.

Огородники в День Святой Троицы избавляются от сорняков на своем участке. Для этого нужно с корнем вырвать любое сорное растение, лучше цветущее, и воткнуть его верхушкой в землю, а корнями наружу.

Чтобы вылечить «перетянутую болезнь», нужно отстоять обедню и вечерню в церкви с живыми цветами. Потом цветы следует высушить, заварить из них чай по истечении двенадцати дней после Троицы, заговорить и выпить.

Для создания мощной защиты идут в церковь с тремя букетами - полыни, зверобоя и тысячелистника. Там причащаются, исповедуются, ставят за свое здравие 7 свечей, читают Молитву к Пресвятой Троице, покупают и надевают кольцо «Спаси и сохрани». Дома половину букета полыни кладут над входной дверью, вторую - под кровать, принимают ванну с отваром тысячелистника и пьют чай из зверобоя.

Праздник Троицы - один из древнейших. В разные времена он назывался по-разному и всегда считался святым. Помяните усопших, сходите в церковь, весело отпразднуйте 31 мая 2015 года День Святой Троицы, и пусть Господь благословит ваш дом.