В помощь начинающим: виды психотерапии. Методы психотерапии

На основе обобщения многолетнего врачебного опыта и исследований, проведенных под руководством автора, в настоящем издании систематизированно излагаются теоретические, клинико-диагностические, терапевтические и организационные вопросы современной пограничной психиатрии, даны обоснования современных диагностических подходов к дифференцированной оценке пограничных состояний с учетом МКБ-10. Представлены специальные главы о расстройствах личности (психопатиях), социально-стрессовых, посттравматических стрессовых нарушениях, психосоматических заболеваниях. С позиции системного анализа излагаются научно обоснованные основы разработки индивидуальных терапевтических планов с использованием психотерапии, психофармакологических и других лечебных средств, приводятся краткие сведения о психотерапевтических методиках и психотропных препаратах, наиболее часто используемых при лечении больных с пограничными состояниями.


Раздел III. Профилактика и терапия больных с пограничными психическими расстройствами.

. . .

Основные методы психотерапии.

Основные методы психотерапии, применяемые для лечения больных с пограничными психическими расстройствами, представлены в табл. 17. Их использование всякий раз требует творческой работы врача-психотерапевта, учитывающего как свои собственные возможности, так и особенности больного и обстановки, в которой проводится психотерапия.

Таблица 17. Основные методы психотерапии, применяемые для лечения больных с пограничными психическими расстройствами 51

51 Таблица составлена совместно с Т.В. Серебряковой.

Название методики Краткое описание Показание к применению
I. Методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
Индивидуальная психотерапия Основа психотерапевтического процесса - взаимодействие врача и больного. Основные задачи: 1) глубокое изучение личности больного; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния; 3) достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации; 5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению субъективного самочувствия социального функционирования
Групповая психотерапия Основное средство взаимодействия - интеракции между участниками группы (включая психотерапевта). Общий принцип - сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики, в лечебных целях. Групповая динамика: 1) цели, задачи и нормы группы, их формирование, их влияние на членов группы; 2) структура лидерства в группе; 3) соотношение так называемых групповых ролей; 4) сплоченность группы - привлекательность группы для ее членов; 5) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп - их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Данные факторы являются осью групповой психотерапии Все виды невротических расстройств
Семейная психотерапия Система методов направленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдения одним или двумя психотерапевтами одной семьи (супругов, родителей, детей), работа с группой из нескольких семейных пар и др. Может проводиться амбулаторно и стационарно Все формы неврозов, соматогенные неврозоподобные состояния
Рациональная психотерапия Основа методики - логическое переубеждение больного, обучение его правильному мышлению, исходя из того, что психогения является следствием ошибочных суждений, заблуждений больного, обычно связанных с недостатком правильной информации. Техника проведения характеризуется относительно директивным подходом с привлечением авторитета, престижа и знаний врача, а также методик убеждения, переубеждения, разъяснения, ободрения, отвлечения. Возможны групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия Невротические реакции, все виды невротических и неврозоподобных состояний
II. Методы суггестивной психотерапии
Внушение в состоянии бодрствования Является необходимой частью любого общения пациента с врачом. Также выделяется в качестве самостоятельного психотерапевтического метода. Этапы проведения: 1) разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждения больного в его эффективности; 2) собственно внушение - формулы внушения произносятся повелительным тоном с учетом состояния больного и характера клинических проявлений Истерический невроз, неврастения, фобические расстройства
Внушение в состоянии гипнотического сна Этапы гипносуггестивной терапии: 1) выяснение отношения больного к данному методу лечения; 2) оценка гипнабельности больного; 3) погружение в состояние гипнотического сна с использованием воздействия на зрительный, слуховой или кожный анализатор; 4) собственно внушение в состоянии гипнотического сна; 5) выведение из состояния гипнотического сна. Стадии гипноза: I - сонливость, II - гипотаксия, III - сомнамбулизм. Варианты гипносуггестивной терапии: 1) фракционный гипноз; 2) методика ступенчатого активного гипноза Кречмера; 3) методика длительного гипноза - отдыха Платонова; 4) методика удлиненной гипнотерапии Рожнова; 5) методика эмоционально-стрессовой гипнотерапии Рожнова и др. Гипносуггестивная психотерапия может проводиться в форме индивидуального или коллективного гипноза Все виды неврозов, ряд соматических заболеваний (бронхиальная астма, сахарный диабет), энурез, логоневроз, табакокурение
Внушение в состоянии наркотического сна Реализация лечебного действия внушения в условиях искусственно вызванного наркотического сна. Наркотический сон вызывается внутривенным медленным введением барбамила (амитал-натрия), гексенала, пентотала, гексобарбитала. Лечебное внушение проводят в первых 4 стадиях наркоза (понижение общей активности и инициативы, эмоциональные сдвиги, измененное сознание, поверхностный сон), после чего больной обычно засыпает. Курс лечения 10 - 20 процедур. Возможно использование газовой смеси кислорода и закиси азота (от 15 до 75 %) при длительности вдыхания 10 - 15 мин, число сеансов 4 - 10 Пограничные расстройства с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой
Косвенное внушение Является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии. Основные принципы: 1) учет оценочных суждений больного о лечении, которое врач намерен назначить; 2) формирование эмоционально положительного отношения больного к назначаемому лечению; 3) формирование реакции ожидания лечебного эффекта; 4) потенцирование лечебного эффекта как врачом, так и остальным медицинским персоналом; 5) дезактуализация возможных побочных эффектов терапии; 6) аксиологическая переориентация значимости для больного побочных эффектов; 7) коррекция эгротогении; 8) формирование лечебной перспективы в связи с проводимой терапией Все виды неврозов, неврозоподобные соматогенные нарушения
Самовнушение по Куэ Методика основана на активном внушении. Самовнушение проводится перед засыпанием или при пробуждении (т.е. при наличии переходных состояний) путем многократного (до 30 раз) автоматического повторения одной и той же формулы, отражающей содержание болезненных переживаний Все виды невротических и неврозоподобных нарушений, соматических заболеваний (гипертоническая болезнь и др.)
Аутогенная тренировка Лечебный эффект основан на действии релаксации и целенаправленных самовнушений. До начала занятия телу придается удобное положение, исключающее мышечное напряжение (положение сидя, полусидя, лежа). Первая ступень аутогенной тренировки: 1) упражнение, направленное на вызывание ощущения тяжести; 2) упражнение, направленное на вызывание ощущения тепла; 3) упражнение, направленное на овладение ритмом сердечной деятельности; 4) упражнение, направленное на овладение регуляцией режима дыхания; 5) упражнение, направленное на вызывание тепла в эпигастральной области; 6) упражнение, направленное на вызывание прохлады в области лба.Вторая ступень упражнения позволяет научиться вызывать яркую визуализацию представлений и погружать себя в сомнамбулическое состояние. Наиболее широкое терапевтическое применение имеют упражнения первой ступени. Проводятся индивидуальные и коллективные занятия; продолжительность занятия от 20 мин до 1,5 ч (в зависимости от методики) Все виды невротических и неврозоподобных нарушений, явления вегетативного дисбаланса, ряд соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями
III. Другие методы психотерапии
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия В основу положен принцип реципрокного торможения. Методика лечения включает два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Практический прием заключается в постепенном демонстрировании больному, находящемуся в состоянии релаксации, иерархии обстоятельств, вызывающих страх (систематическая десенсибилизация) Обсессивно-фобические расстройства, изолированные монофобии
Когнитивная психотерапия Представители этого направления полагают, что нереалистические, ошибочные представления о жизненных реалиях являются причиной развития аффективных расстройств. Методики лечения включают в себя обучение больного более оптимистическому восприятию себя и окружающего, изменение негативного аффекта на позитивный. Практически это реализуется в расширении активности пациентов, постановке реалистических задач с терапией "малыми успехами", мыслительной переоценке ложных умозаключений, обучении приемам противостояния аффективным нарушениям Депрессии средней и легкой степени тяжести, реакции утраты, тревожно-депрессивные расстройства, различные виды страхов, панические атаки
Психосинтез Система психологического тренинга, направленная на внутреннюю проработку ущемленных аффективных комплексов и устранение невротической личностной расщепленности. В рамках психодинамической концепции последовательно отрабатываются упражнения на сосредоточение, расслабление, идентификацию субличностей, осознание трансперсонального "Я" и в последующем - своего единства Коррекция психопатических, невротических и психосоматических нарушений
Холотропная терапия (трансперсональная психотерапия) Усиленное дыхание, специально подобранная музыка и работа с телом по снятию мышечных блоков используются для индуцирования глубоких форм измененного состояния сознания (ИСС). Уровни ИСС включают биографический (катартический), перинатальный (регрессивно-возрастной) и трансперсональный (с необычными переживаниями, в пределах обычной системы пространства-времени и за ее пределами). Глубинная личностная проработка психических и физических травм, их переживание и интеграция с символическим замещением в спонтанной визуализации несут мощный лечебный потенциал Все виды неврозов и неврозоподобных состояний, аффективные расстройства, широкий круг психосоматических заболеваний и др.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) Используя основные каналы коммуникаций (зрительный, слуховой, кинестетический) и выявляя их приоритетность у больного, психотерапевт предлагает специфический информационный набор лечебного характера "ключей", "якоря". Техники НЛП корректируют переживания в направлении изменения значения их содержания. Обычно техники НЛП применяются в рамках психологической модели краткосрочной терапии Лечение страхов, острых реактивных состояний, личностных аномалий, алкоголизма и др.
Гештальт-терапия Недирективный метод психотерапии, позволяющий рассмотреть и реконструировать свою жизненную ситуацию, пережить и интегрировать проблемы в завершенном гештальте. Последовательная система упражнений и группового взаимодействия включает в себя "чувствование актуального", базовое переживание ощущения "здесь и теперь", техники "внимания и сосредоточения" и др. Метод является типичным выражением психологической (неклинической) модели психотерапии Используется для решения проблемных ситуаций, купирования острых переживаний, поведенческих аномалий и др.
Музыкотерапия Вид эстетотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных целях: 1) методы, направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие; 2) тренинговые методы; 3) релаксирующие методы; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы; 6) психоделические, экстатические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке. Методика применяется в индивидуальной и групповой форме. Может сочетаться с другими психотерапевтическими методиками Все виды невротических и неврозоподобных расстройств, ряд соматических заболеваний (гипертоническая, язвенная болезни и др.)
Библиотерапия Вид эстетотерапии, лечебное воздействие которого осуществляется при помощи чтения книг. Принципы подбора книг: 1) книги, адекватные основным группам заболеваний; 2) психотерапевтическое воздействие данного произведения - преимущественно седативное, стимулирующее и т.д.; 3) подбор книг в соответствии с психотравмирующей ситуацией. В ходе библиотерапии больной ведет читательский дневник, анализ которого играет роль объективного критерия оценки его состояния в процессе терапии и при подведении ее итогов. Может применяться в индивидуальной и групповой форме Невротические реакции, все формы неврозов
Терапия средой (социотерапия, milien therapy) Система терапевтических мероприятий, направленная на максимальное раскрытие имеющихся у больных адаптивных возможностей с помощью организации позитивного взаимодействия с окружающей средой. Социотерапия включает как демократическую систему взаимодействия персонала и больных с участием последних в терапевтическом процессе, так и организацию приближенных к "обычной" жизни стилей существования. Сюда входят совместные развлечения, занятость больных по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетическипозитивные условия быта. Организационные формы терапии средой представляют гибкую систему "сред", позволяющих с учетом личностного и психопатологического склада больных использовать наиболее адекватные виды терапии на каждом ее этапе. Типы среды индивидуальны и последовательны: уравновешивающая - в остром периоде болезни, воодушевляюще-поддерживающая - в периоде реабилитации, тренинговая - во время интенсивной психотерапии по обучению новым навыкам адаптации, заботящаяся - в лечении хронических больных Все виды психических расстройств

У многих из нас при слове «психотерапия» возникают ассоциации с белым кабинетом и человеком в халате того же цвета, старательно записывающего что-то в свой блокнот. Нельзя сказать, чтобы эта картинка была такой уж неправдоподобной, но существует множество различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, в которых отношения пациента и терапевта выглядят совсем по-другому. Давайте для расширения кругозора ознакомимся с этими подходами.

Основные виды психотерапии

Главной задачей психотерапевта является повышение качества жизни пациента, а для этого необходим глубокий личный контакт, так как человек просто не сможет раскрыться, не доверяя врачу. Чтобы создать необходимую атмосферу специалисты пользуются разнообразными средствами, подбирая наиболее эффективный метод работы.

Если рассматривать способы с точки зрения количества участников, то можно выделить индивидуальный и групповой виды психотерапии. Рациональность использования зависит от конкретной ситуации. Например, в группах может помочь, когда людям требуется понимание не уникальности своей проблемы, примеры других людей успешно разрешающих подобные ситуации. Также групповые сеансы помогут в случае необходимости увидеть полную картину межличностных отношений. тогда используется семейная психотерапия, являющаяся одним из видов группового подхода. Такие сеансы способны помочь при разногласиях между супругами, индивидуальная терапия в таких случаях малоэффективна, так как специалисту требуется знать мнение обоих партнёров, чтобы составить объективное суждение. Кроме того, существуют специфические виды психотерапии, которые предполагают только семейное общение, например, метод системных расстановок.

Существует и другая классификация видов психотерапии, рассматривающая не число участников сеанса, а способы воздействия, применяющиеся для вскрытия проблем и их разрешения. Сюда можно отнести следующие направления:

Этот список постоянно дополняется, так как разные люди требуют различных подходов. Для кого-то лучшим способом является разговор «по душам» с психотерапевтом, кто-то может найти успокоение в танце или живописи, а кто-то способен найти выход из сложившейся ситуации, взглянув на неё через призму сказки.

Содержание статьи

ПСИХОТЕРАПИЯ, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.

У психотерапии могут быть весьма специфичные цели, например преодоление фобии, или более широкая задача – помочь человеку изменить собственную личность, стать более доверчивым, общительным, способным к созданию стабильных эмоциональных или сексуальных отношений. Психотерапия может применяться в сочетании с другими видами лечения, такими, как лекарственная терапия, терапия средой или электрошок.

Сердечный разговор между двумя людьми во многих отношениях схож с психотерапией. Однако последняя предполагает наличие того, кто ищет помощи, и подготовленного терапевта, руководствующегося определенными теоретическими принципами. Усилия психотерапевта оплачиваются; кроме того, он руководствуется этическими ограничениями, обязывающими его сохранять конфиденциальность информации.

Психотерапией занимаются люди с различным образованием и подготовкой; это могут быть психиатры, психологи, социальные работники, медицинские сестры. Однако только психиатры как получившие медицинское образование имеют право выписывать лекарства или назначать дополнительные виды лечения. В больницах и клиниках психотерапевты нередко входят в состав лечащей бригады. Пасторское консультирование, сходное с психотерапией, стало в США частью подготовки многих священников. Психоаналитик – это психотерапевт, который прошел дополнительное обучение в психоаналитическом центре или институте.

ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Хотя врачи и священники всегда оказывали эмоциональную поддержку, давали советы и разъяснения по долгу службы, их практика не опиралась на какие-либо психологические теории. Психотерапия как специальность появилась во второй половине 19 в., но только в последние десятилетия получила широкое распространение.

В период своего становления психотерапия использовала лишь индивидуальную беседу терапевта с пациентом. Однако в настоящее время часто применяются методы групповой терапии, при которой один или два терапевта регулярно (например, каждую неделю) встречаются с группой, включающей от 3 до 12 человек; семейная терапия, занимающаяся семьей как единым целым, нуждающимся в помощи, тоже предполагает беседы с участием более двух человек.

Разработаны методы проведения терапии различной длительности. Вмешательство при кризисах может ограничиваться одним или несколькими сеансами, пока не будет снято тяжелое состояние; есть краткосрочная терапия, предполагающая около 12 сеансов, но существуют также промежуточные и долгосрочные формы терапии, которые в особых случаях длятся годами.

Каждый вид психотерапии опирается на определенные теоретические модели. Одни из этих теорий претендуют на исчерпывающее объяснение человеческого поведения; другие касаются только терапевтической техники. Сегодня большинство терапевтов не являются приверженцами лишь одной теории, а, наоборот, стремятся использовать в своей работе лучшие идеи из разных источников. Мы вкратце опишем как основные теории, так и некоторые более новые и не столь широко принятые.

Психоанализ.

Этот вид терапии использует т.н. метод свободных ассоциаций, согласно которому пациента просят не подвергать цензуре приходящие в голову мысли, чего бы они ни касались. Терапевт уделяет особое внимание бессознательным мотивам и неосознаваемому поведению пациента, стремясь выявить скрытую в бессознательном причину его страданий. Особенно важным считается детский опыт, который во многом определяет автоматические эмоциональные реакции в зрелом возрасте. См. также ПСИХОАНАЛИЗ .

Психотерапия, центрированная на клиенте.

Основанная американским психологом К.Роджерсом, эта форма терапии придает особое значение созданию такой эмоциональной обстановки, которая позволяет пациенту (называемому в данном случае клиентом, чтобы подчеркнуть его личную ответственность за результат лечения) обсуждать и тем самым исследовать собственные чувства без страха неодобрения. Предполагается, что подобная свобода придаст ему силы разрешить проблемы, с которыми он не мог справиться раньше. На практике этот вид терапии часто комбинируется с психоанализом. См. также РОДЖЕРС, КАРЛ .

Поведенческая терапия

использует подход, основанный в большей мере на принципах бихевиоризма и теории социального научения, чем на теории личности. В соответствии с таким подходом терапевт анализирует те специфические формы поведения, которые пациент хочет изменить, и отыскивает их приятные или неприятные последствия, с тем чтобы научить пациента самонаблюдению, усилить его самоконтроль или выработать у него желательные условнорефлекторные реакции.

В СССР по преимуществу использовался сходный с поведенческой терапией метод. Он был разработан на основе теории условных рефлексов, открытых знаменитым русским физиологом И.П.Павловым.

Трансактный анализ.

Этот метод, разработанный американским психиатром Э.Берном, заимствует некоторые идеи психоанализа. Терапевты данного направления полагают, что в человеческой личности существуют одновременно аспекты «родителя», «ребенка» и «взрослого»; в процессе общения эти аспекты личности разных людей вступают во взаимодействие («трансакции»), причем трудности обычно возникают, когда определенный аспект (например, детская импульсивность) одного человека взаимодействует с иным аспектом (например, рационализмом взрослого) в другом человеке, а участники такого взаимодействия не понимают происходящего.

Гештальт-терапия

(от нем. Gestalt – целостная структура) выработала целый ряд методов, направленных на то, чтобы помочь личности интегрировать отчужденные части своего Я. Этими отчужденными частями могут быть определены чувства или формы поведения, связанные с какими-то незавершенными, неотреагированными ситуациями в прошлом, вследствие которых человек живет не «здесь и сейчас», а в мире прошлого или фантазий. Иногда гештальт-терапия энергично заставляет человека противостоять собственным чувствам и поведению.

Терапия движением

выросла из признания того, что эмоциональные состояния неизбежно выражаются в позе, мышечном напряжении и выражении лица, а релаксация или энергичные движения тела способны улучшить психическое состояние. Методы весьма разнообразны и включают терапию танцами, массаж, йогу и медитацию.

Детская психотерапия.

Игровая терапия – метод, разработанный для детей, которые еще слишком малы, чтобы обсуждать свои проблемы. Терапевт позволяет ребенку играть, как он хочет, любыми из имеющихся в специальной игровой комнате игрушек. Из создаваемых ребенком игровых ситуаций и историй, из замечаний ребенка терапевт обычно может узнать, что его беспокоит. Затем, участвуя в игре или беседуя с ребенком и его родителями, терапевт старается помочь в разрешении проблем ребенка.

Сексотерапия.

Специалисты по сексотерапии часто сочетают психоаналитические подходы с методами обучения партнеров успешному сексуальному поведению. Наиболее популярный метод, разработанный У.Мастерсом и В.Джонсон, сводится к тому, что половых партнеров учат преодолевать сексуальные неудачи с помощью тщательно спланированных практических упражнений.

Тренинг чувствительности (сензитивности). Этот вид социально-психологического тренинга тесно связан с групповой психотерапией. Он основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам. Однако такие группы обычно не считаются терапевтическими, поскольку их цель заключается в совершенствовании навыков общения у практически здоровых людей – членов группы, а также потому, что их ведущий не обязательно должен быть специалистом в области охраны психического здоровья. См. также ГРУППЫ ВСТРЕЧ .

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка успешности психотерапии довольно затруднительна прежде всего потому, что терапевты, пациенты и их семьи нередко имеют разные критерии оценки; кроме того, известно, что многие эмоциональные проблемы могут быть разрешены без профессиональной помощи.

Однако данные специальных исследований свидетельствуют о том, что психотерапия эффективна, причем наибольших успехов достигают терапевты, обладающие способностью к сопереживанию, душевной теплотой. Способствуют успеху и энтузиазм терапевта, его убежденность в том, что применяемый им метод действительно может помочь.

Сравнение психотерапии и медикаментозной терапии как способов лечения глубоких депрессий, шизофрении и маниакально-депрессивного психоза показало, что сочетание этих способов эффективнее, чем применение только одного из них. Однако медикаментозная терапия при этих заболеваниях дает лучшие результаты, чем психотерапия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

По-видимому, все большее значение будут приобретать психотерапевтические подходы, основанные на теориях научения. Поскольку надежды на достижение значительных изменений личности в ходе длительной терапии в целом не оправдались, появилась тенденция к использованию в основном более краткосрочных форм терапии, нацеленных на помощь людям в жизненных кризисах.

Популярность групп взаимопомощи, таких, как «Анонимные алкоголики» или группы вдовствующих, продолжает расти в качестве альтернативы психотерапии или дополнения к ней. С другой стороны, и новейшие психотерапевтические разработки все больше учитывают нужды отдельных специфических групп, например жертв изнасилования, умирающих или же семей, где родители жестоко обращаются с детьми. Можно предполагать, что удастся разработать компьютерные программы, оказывающие терапевтическое воздействие на пользователя. Хотя создание таких программ сталкивается с большими трудностями, первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Она является постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Поскольку терапевты редко находят полезную для себя информацию в исследованиях, они вынуждены нарабатывать свой собственный багаж знаний. Они это делают не на основании умений, которые используются в академической психологии, и на наблюдениях за окружением, используя собственные схемы для конструирования системы знаний, которые могут найти практическое применение.

Психотерапия как теоретико-прикладное направление психологии

Психотерапия имеет следующие определения:

  • направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  • система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  • метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

Предмет, цель и задачи психотерапии

Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  • развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  • поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  • усиление произвольной регуляции;
  • улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  • стабилизацию личного эмоционального состояния ;
  • структурирование мышления;
  • активизацию памяти;
  • развитие вещания;
  • регуляцию психомоторных функций и т. п.

Общая цель психотерапии - возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  • распознавать собственный потенциал;
  • использовать его;
  • устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  • информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  • обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  • развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  • содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  • коррекция эмоций и поведения;
  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.

История становления психотерапии

В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии - возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:

  • как обычный человек познает окружающий мир;
  • как личность планирует свои действия;
  • как она реально действует.

Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они - предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг - включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).

Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде "консультант - клиент" поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.

Междисциплинарные связи психотерапии

Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  • общей, возрастной, детской;
  • социальной, клинической и дифференциальной;
  • психологии личности;
  • психодиагностике (в частности, тестологии);
  • консультативной психологии.

Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия - это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.

Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии

Теоретико-методологическая психотерапия - это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  • лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  • родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  • консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  • консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса - психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  • о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  • о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  • о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  • об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  • о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

Базовые модели психотерапии

В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса - медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния - медицинская и психологическая.

Медико-биологическая модель - это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  • центрацию на клиенте;
  • «сосуществование» (когда главное - не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  • «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  • «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).

Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

Психологические модели

В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  1. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  2. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

Направления психотерапии

В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия - направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.

Когнитивная психотерапия - направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.

Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.

Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

Клиническая психотерапия - дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь - здоровье».

Особенности биоэнергетики

В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.

Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

Основные методы психотерапии

Обычный больной, который никогда не сталкивался с работой психотерапевтов, имеет очень смутное понимание того, что происходит на сеансе. Методов психотерапии много. Узнаем об основных.

  1. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  2. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  3. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  4. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  5. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  6. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  7. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  8. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  9. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия - это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия - это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.

Депрессия – с этим диагнозом все чаще сталкиваются жители больших (да и не небольших) городов.

Из-за тяжелого ритма жизни, проблем в семье или на работе, кризиса, люди становятся раздражительными, забывают, что такое радость, у них ухудшается память и работоспособность.

Это проявляются основные признаки депрессии.

Этот недуг ни в коем случае нельзя оставлять без внимания – от него нужно избавляться! Современный и наиболее эффективный подход при лечении депрессии – это психотерапия.

Психотерапия – это особая система лечения психических расстройств у человека.

Проводит ее, как правило, психотерапевт, устанавливая тесный контакт с пациентом путем бесед и обсуждений.

Очень часто к разговорам о проблемах, специалист добавляет и один из методов психотерапевтического воздействия – конгитивный, поведенческий, медикаментозный и другие.

Здесь многое зависит от тяжести и степени заболевания человека.

Не стоит путать психотерапию с психиатрией и психологией – это совершенно разные вещи. Если психология – это наиболее мягкий способ воздействия на психику человека, то психиатрия – это высшая степень воздействия. Психотерапия находится посередине между этими двумя понятиями.

Психотерапия очень тонко воздействует не только на психику пациента, но и на его организм: благодаря регулярно проводимым сеансам, больной находит внутреннюю гармонию с самим собой. А, так как многие считают, что все проблемы со здоровьем берутся «из головы» и проявляются посредством самовнушения, то психотерапия нередко помогает справиться и с отдельными физическими недугами.

Депрессия – это расстройство психики человека, которое имеет следующие симптомы:

  • упадок сил;
  • плохое настроение;
  • нежелание радоваться жизни;
  • пессимизм;
  • снижение самооценки;
  • отсутствие интереса к работе, семье и т.д.

Депрессия сегодня – одно из самых распространенных психических расстройств. При этом ей страдают как взрослые, так и дети. По гендерному признаку чаще всего ей подвержены женщины.

К счастью, сейчас депрессия успешно лечится, будь она хронической, стрессовой или находится в любой степени тяжести.

Одним из самых эффективных методов борьбы с этим недугом является как раз психотерапия.

Нередко она применяется вместе с медикаментозной терапией.

Психотерапевт при работе с клиентом старается выявить все его личные проблемы и личностные переживания, тонко проработать их, постараться изменить уровень мышления пациента. После сеансов, как правило, у человека меняется восприятие, он учится принимать себя и окружающих такими как они есть, получает эмоциональную поддержку и в итоге – разрешение своих внутренних проблем.

Депрессия – это то заболевание, к которому отнестись следует со всей серьезностью. Нередко она приводит к тому, что человек начинает безмерно употреблять алкоголь, становится наркозависимым, его посещают суицидальные мысли.

Виды психотерапии

Сегодня видов психотерапии существует очень много. Они делятся на различные группы и по-разному классифицируются, в зависимости от типа воздействия, количества человек-участников процесса, по технике применения. Самые распространенные виды психотерапии следующие:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • рациональная;
  • конгитивная;
  • поведенческая;
  • игротерапия;
  • гештальттерапия;
  • цветотерапия;
  • библиотерапия;
  • сугесстивная.

Подробнее рассмотрим основные из них.

Групповая терапия – вид терапии, в котором принимают участие несколько человек, в том числе и психотерапевт. Здесь широко применяются все взаимоотношения людей, состоящих в группе.

Индивидуальная терапия – в этом случае сеанс проводится только между одним пациентом и специалистом. Психотерапевт глубоко изучает личность пациента, находит причины возникновения депрессии и проводит необходимую терапию и коррекцию мышления.

Рациональная — в основе нее лежит переубеждение пациента, пересмотр его отношения к внешним воздействиям, прошлому и будущему, жизненным ситуациям и так далее.

Сугесстивная терапия – это внушение, своего рода гипноз, когда человеку внушаются те или иные мысли, способствующие изменению сознания.

Гештальттерапия – поиск целостности человека с самим собой.

Цветотерапия – метод, до сих пор не признанный традиционной медициной, однако, применялся он еще в древние века. Он основывается на суждении, что различные виды энергии оказывают влияние на организм человека, в том числе и цветовая энергетика. Здесь психические расстройства рассматриваются с точки зрения нарушения цветового баланса. Задача терапии – этот баланс отыскать и восстановить.

Как правило, во время лечения депрессии психотерапевт применяет сразу несколько видов терапии относительного того, какой ее вид подходит конкретному пациенту в конкретном случае.

Методы

В мире существует более 400 видов и методов психотерапии, которые применяются для лечения различных психических расстройств. Однако для лечения депрессии специалисты чаще всего используют следующие:
  • конгитивно-поведенческую;
  • экзистенциальную;
  • психодинамическую;
  • интерперсональную;
  • клиент-центрированную.

Конгитивно-поведенческий метод терапии – это способ, который помогает выявить негативные жизненные установки у пациента, привитые ему обществом, семьей и ставшие ему привычными. При поведенческой терапии человек учится правильно, позитивно относиться к жизни и избегать неприятной для себя деятельности – как правило, той, которая стала причиной развития депрессии. Он избавляется от негативных мыслей, начинает видеть себя в другом, лучшем свете. Этот способ терапии позволит в будущем предупредить рецидив депрессии.

Интерперсональная или межличностная методика – это способ лечении, при котором человек учится жить в социуме, правильно общаться с другими людьми, выстраивать с ними комфортные для себя отношения. Метод применяется, если причиной депрессии стали именно межличностные отношения: в этом случае больной всеми силами старается избегать контакта с людьми, старается отгородиться от внешнего мира, у него снижается самооценка. При помощи интерперсональной терапии специалист выясняет причины возникновения депрессии и подбирает пути решения проблемы. Отметим, что очень часто такая терапия применяется для помощи людям, потерявшим близкого человека, вышедшим на пенсию, обнаружившим у себя тяжелое заболевание.

Экзистенциальная терапия . Она помогает человеку переосмыслить жизнь, жизненные ценности, выбранный жизненный путь. Пациент учится принимать на себя ответственность за принятые решения.

Психодинамическая терапия – метод, который помогает избавиться от негативных воспоминаний о прошлом. Очень часто человек, сохранивший в памяти какое-либо неприятное воспоминание о событии, случившемся с ним в годы детства, юности или просто очень давно, снова возвращается к этим событиям и впадает в уныние, ностальгирует. Однако, такое возвращение в прошлое может окончиться депрессией. Во время проведения психодинамической терапии человек избавляется от негативных воспоминаний и учится жить здесь и сейчас.

Клиент-центрированный метод – основная его суть — понять, как клиент воспринимает себя, и, при необходимости, подкорректировать восприятие. Здесь на первый план выходит тесный контакт психотерапевта и больного. Сеансы проходят в доверительной и уютной атмосфере, пациент чувствует, что его понимают и принимают его таким, какой он есть. Человек учится принимать себя и окружающих людей и при этом учится получать удовлетворение от общения с ними.

Человек не должен бояться похода к специалисту. Порой психотерапевтические методы оказываются даже эффективнее, чем медикаментозные.

Какой метод психотерапии подойдет конкретному человеку сможет определить только опытный терапевт, так как очень часто применение какого-либо способа зависит от наличия определенных жизненных ситуаций, психологического состояния пациента, степени тяжести депрессии.

Главное помнить, что гармония с самим собой – это главное богатство человека и залог его счастливой жизни. Поэтому на психотерапевта не стоит жалеть ни времени, ни средств.

Выйти из затяжной депрессии бывает очень сложно, но даже в таком состоянии не каждый решается пойти к специалисту. помогут справиться с угнетенным состоянием.

Обзор препаратов от депрессии и стресса смотрите на странице. Антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства и другие группы лекарственных средств.

Видео на тему