Дипломатической службы не более 5. Особенности дипломатической службы на современном этапе развития

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ
"Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Определены особенности прохождения госслужбы в МИДе России.

Установлены повышенные требования к профессиональным и личным качествам сотрудников дипломатической службы.

Определены 11 дипломатических рангов, которые присваиваются сотрудникам. В их числе - Чрезвычайный и Полномочный Посол, советники 1 и 2 классов, атташе. Установлены дополнительные запреты и ограничения, связанные со службой. Например, нельзя выезжать за пределы России по частным делам, не уведомив представителя нанимателя. Запрещено приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юрлиц.

С гражданином, поступающим на службу в загранучреждение МИДа России, заключается контракт на срок до 3 лет.

Усилена социальная защищенность сотрудников с учетом специфики работы. Речь идет о дополнительных гарантиях тем, кто работает в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.

Работающим в загранучреждениях МИДа России полагаются компенсации транспортных расходов при выезде в государство пребывания и возвращении по окончании работы. Им также оплачивается медпомощь. Возмещаются затраты на обучение несовершеннолетних детей школьного возраста. Предусмотрены иные гарантии.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением части 7 статьи 14

Часть 7 статьи 14 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.


. Глава 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В
РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
К Л Ю Ч Е В Ы Е П О Н Я Т И Я
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - объединение государств, создаваемое на основе многосторонних международных договоров и в соответствии с нормами международного права для осуществления определенных целей.
СПЕЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ - лицо или делегация, имеющие представительный и временный характер, на- правляемые одним государством в другое для рассмотрения определенных вопросов или для выполнения определенной задачи.
ДЕЛЕГАЦИЯ - группа лиц, уполномоченных госу- дарством представлять его интересы на международных переговорах, конференциях, форумах и в международных организациях на временной основе.
1. Постоянные представительства и специальные миссии:
правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
Фундаментальные и динамичные перемены глобального характера, которые переживает современный мир, оказывают существенное влияние на формирование нового мироустройства. Будучи активным участником этого процесса, Россия добивается утверж- дения более разумной системы международных отношений, полагает, что современный миропорядок должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, верховенстве права и широкой демократизации международных отношений. В этой связи неизмеримо возрастает роль ее многосторонней дипломатии, которая принимает полноформатное участие в работе многих мировых форумов, региональных и субрегиональных международных организаций. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации
1
приоритетами ее деятельности на этом направлении
1
См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3-11.
110

являются:
- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;
- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права , включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН;
- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к
Российской Федерации регионах;
- участие в разработке основных современных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в рамках международных институтов и механизмов («Группа 8», Международный валютный фонд
(МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.);
- взаимодействие с региональными и субрегиональными интеграционными объединениями Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и
Латинской Америки, приобретающими все большее значение в мировой экономике и становящимися существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
- содействие развитию международного сотрудничества в гуманитарной области;
- доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях Российской Федерации по основным международным проблемам, ее внешнеполитических инициативах и действиях, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества.
Российская Федерация принимает активное участие во всех формах многостороннего межгосударственного взаимодействия: переговорах, конференциях, международных организациях. Работа в международных организациях является важнейшей составной частью функционирования всего дипломатического механизма
России. Международные организации являются высшей формой многосторонней
дипломатии. Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность. Служба в этих организациях называется международной гражданской и подчиняется специальному нормативному регулированию.
Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) раз- личаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.
Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство
(постпредство) - государственный орган внешних сношений, осуществляющий на
постоянной основе представительство государства в международной организации.
Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами- участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.
Процесс быстрого роста числа международных организаций предопределил
111

необходимость унификации деятельности представительств , регламентации функций постоянного представителя и наблюдателя, определения их правового статуса, иммунитетов, привилегий и других вопросов. В этой связи 14 марта 1975 г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим
1
. Участником
Конвенции является и Россия как государство - правопреемник Союза ССР, который подписал Конвенцию 10 октября 1975 г. и ратифицировал 14 июля 1978 года.
Российская Федерация принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней
дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского «ad hoc», т.е. для данного случая.
Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969 г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985 г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с согласия последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям. Причем формы и кадровый состав таких миссий определяются задачами, которые им приходится решать. В настоящее время в постпредствах Российской Федерации занято 168 достаточно опытных и профессионально подготовленных дипломатических служащих, многие из которых - выпускники
МГИМО(У) и Дипломатической Академии МИД России, имеют немалый опыт работы не только за рубежом, но и в центральном аппарате МИД.
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных
организациях системы ООН
Дипломатическая деятельность Российской Федерации в Организации
Объединенных Наций осуществляется большим и сложным механизмом постоянных представительств РФ при ООН и ее специализированных учреждениях. Главным звеном этого механизма является Постоянное представительство России при ООН в Нью-
Йорке, которое, как и другие российские постпредства при ООН, руководствуется в своей деятельности «Положением о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1316, постановлением Правительства Российской Федерации
«О некоторых запросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительствах Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337.
В соответствии с ними Постоянное представительство Российской Федерации при
ООН является государственным органом внешних сношений страны, осуществляющим
1
Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала постоянного представительства государства при региональных и субрегиональных международных организациях регламентируются соответствующими правовыми актами этих организаций и, в основном, аналогичны действующим в рамках вышеназванной Венской Конвенции 1975 г.
112

представительство России в Организации Объединенных Наций, входит в систему
Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постпредство осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов, приказов и распоряжений по МИД России, а также международных договоров Российской Федерации, норм международного права, правил ООН, соглашений с США как государством пребывания и с учетом американского законодательства.
Постпредство обеспечивает проведение единой политической линии России в ООН и в этих целях координирует в установленном порядке участие в деятельности ООН всех федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, российских госучреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, которые оказывают Постоянному представительству содействие в осуществлении его функций.
Основные задачи и функции Постпредства России при Организации
Объединенных Наций, призванные обеспечить достижение целей дипломатии России в
ООН, могут быть представлены следующим образом:
- представительство Российской Федерации в ООН;
- обеспечение участия и защита национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в рамках ООН;
- выполнение поручений Президента, Правительства, МИД России и других органов федеральной власти, запросов органов субъектов федерации и местной власти, предприятий, учреждений и организаций;
- выяснение и анализ деятельности ООН, сотрудничества в ее рамках государств- членов;
- информирование Президента, Правительства, МИД России, других федеральных органов исполнительной власти об исполнении поручений и по вопросам деятельности ООН;
- содействие осуществлению целей и принципов ООН;
- ведение переговоров с ООН и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров, конвенций, резолюций и других документов, относящихся к деятельности ООН;
- поддержание контактов с Секретариатом ООН, постпредствами государств - членов ООН и наблюдателями, международными неправительственными организациями, аккредитованными при ООН, а также с органами государственной власти, общественными объединениями , деловыми, научными и культурными кругами страны пребывания, средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Постпредства при ООН;
- участие в подготовке и работе российской делегации на сессиях Генеральной
Ассамблеи ООН и конференциях ООН;
- широкое освещение российской внешней и внутренней политики как внутри
ООН, так и вне ее;
- разъяснение позиций Российской Федерации при голосовании в Совете
Безопасности ООН;
- подготовка совместно и по согласованию с МИД России и другими федеральными органами исполнительной власти позиций Правительства РФ по всем обсуждаемым вопросам;
- изложение этих позиций в соответствующих органах ООН.
Для выполнения большого объема функций Представительство России при ООН располагает бюджетом, который ежегодно утверждается в рамках общего бюджета МИД
Правительством Российской Федерации.
В настоящее время организационная структура Постпредства РФ при ООН
113

выглядит следующим образом. Во главе учреждения стоит Постоянный представитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Далее следуют: первый заместитель (как правило, в ранге Посла) и заместители постпреда в ранге Чрезвычайных и Полномочных
Посланников I и II классов. Заместители курируют соответственно политическое, экономическое, социально-правовое и административно-кадровое направления деятельности российского представительства. Указанные должностные лица составляют руководство российского представительства. Остальной персонал разделен на группы и отделы, получившие название референтур, согласно выполняемым ими функциям - политическую, экономическую, социально-правовую, бюджетно-кадровую, информации и связи с общественностью, административно-хозяйственную и др.
Постоянный представитель России при ООН назначается Президентом России по предложению Министра иностранных дел и после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации и отзы- вается с этого поста решением Президента страны. Причем назначается на должность на неопределенный срок. Постоянный представитель занимает высшую должность федерального государственного служащего категории «В» и обладает большими полномо- чиями. Он руководит всей деятельностью представительства, является членом делегации
России на сессии Генеральной Ассамблеи, представляет Правительство РФ в Совете
Безопасности, Экономическом и социальном советах ООН (ЭКОСОС), участвует в работе наиболее важных органов ООН при обсуждении самых сложных и особенно интересующих Российскую Федерацию вопросов. На него возлагается произнесение наиболее ответственных заявлений от имени российского руководства. Он определяет структуру Постпредства , распределяет должностные обязанности между его со- трудниками. Почти все представители СССР и России при ООН были кадровыми дипломатами.
Первый заместитель и заместители постоянного представителя являются непосредственными помощниками главы российского представительства. По статусу в системе федеральной государственной службы они занимают главную должность категории «В» и назначаются на нее Министром иностранных дел по рекомендации
Коллегии МИД РФ. Заместители Постоянного представителя подчиняются Постоянному представителю как своему непосредственному руководителю, а также МИД РФ. Первый заместитель по сложившейся у постоянных членов Совета Безопасности традиции руководит текущей работой делегации России в Совете Безопасности ООН и выполняет функции Представителя России в его отсутствие. Заместители Постпреда возглавляют оперативно-дипломатическую деятельность Постпредства на соответствующих на- правлениях, несут основную ответственность за ведение переговоров и участие в прениях в главных органах ООН и встречаются со своими коллегами из делегаций других государств - членов ООН.
Поскольку политические вопросы обычно являются наиболее важными и сложными, политическая референтура постпредства - самое большое по составу и наиболее ответственное его подразделение. Его штаты комплектуются из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов.
Количество сотрудников референтуры - величина меняющаяся в зависимости от объемов работы Совета Безопасности в различные периоды развития мирового сообщества. Но в целом их число не превышает 15 человек. Как правило, это специалисты с фундаментальной политологической подготовкой, многосторонним опытом дипломатической работы, знаниями особенностей работы в международных организациях и в конкретных регионах. Здесь даже младшие дипломатические служащие выполняют все важные виды информационно-аналитической работы.
Референтура обеспечивает работу российских представителей в Первом
(политическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН, Совете Безопасности, охватывает практически всю проблематику международной безопасности, в том числе разоружения и
114

операций по поддержанию мира в отдельных регионах. Возглавляет референтуру старший советник, как правило, в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса. В ее состав входят несколько старших дипломатов - советников и первых секретарей, - каждый из которых курирует конкретную проблему. У них в подчинении находятся один
-два сотрудника среднего и младшего звена. Руководитель политической референтуры по сложившейся традиции направляется из Департамента международных организаций
(ДМО) МИД России. Старшие дипломаты представляют либо ДМО, либо региональные департаменты (в зависимости от тех международных вопросов, которые стоят в фокусе внимания ООН). Младшие и средние дипломатические должности в подавляющем большинстве замещаются из числа сотрудников ДМО.
Экономическая референтура обеспечивает работу российских представителей в
ЭКОСОСе и Втором (экономическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН и в иных специализированных учреждениях ООН соответствующего профиля. Подразделение отно- сительно небольшое - 10-12 дипломатических работников, но все они должны иметь экономическое образование. Их главная задача состоит не столько в решении оперативно- информационнных проблем, сколько в подготовке аналитических и обзорных справок, экспертных заключений. Это подразделение приобретает все большее значение по мере смещения акцентов с политической на экономическую сторону деятельности ООН.
Руководит референтурой старший советник, командирует которого, как правило, ДМО.
Советники, отвечающие за ЭКОСОС и Второй комитет , направляются из ДМО, а за конкретные экономические проблемы - из Департамента экономического сотрудничества
(ДЭС). По своему численному составу это структурное подразделение в последнее время расширяется и практически стало сопоставимым с политическим.
Социально-правовая референтура занимается социальными проблемами и гуманитарного сотрудничества (Третий комитет) и вопросами международного права
(Шестой комитет ГА ООН). В штатах референтуры не более 10 человек. Во главе ее стоит старший советник, направляемый Правовым департаментом (ДП) МИД. По образованию он юрист. Комплектуется референтура кадрами из Правового департамента и
Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека (ДГПЧ).
Подразделение относительно небольшое - 10-12 дипломатических работников, но все они должны иметь экономическое образование. Их главная задача состоит не столько в решении оперативно-информационных проблем, сколько в подготовке аналитических и обзорных справок, экспертных заключений.

дипломатический служба представительство кыргызстан

Прохождение дипломатической службы и ее правовая база

Действовавшая в недавнем прошлом в стране номенклатурная система кадровой работы проецировала на себя кадровые процессы и порядок служебных отношений в системе дипломатической службы. Постепенно в ней создалась элитная политико-дипломатическая прослойка, имевшая достаточно сильные позиции и авторитет. Она существенно влияла на решение кадровых вопросов в рамках партийно-номенклатурной системы подбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров, что в конечном итоге привело к существенным деформациям в кадровой сфере Министерства иностранных дел СССР.

Перестроечные процессы начались с введения в действие «Положения о Посольстве СССР», уточненного «Положения об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, аккредитованного в иностранном государстве», «Положения о порядке проведения служебной аттестации дипломатических работников МИД СССР». На основе этих нормативных документов шел поиск более действенных форм прохождения дипломатической службы и эффективных методов оценки деловых, профессиональных и моральных качеств работников дипломатического состава. С января 1987 г. была начата служебная аттестация дипломатических кадров центрального аппарата, а с января 1989 г. - аттестация всех дипломатических и консульских работников за границей.

Было принято также «Положение о прохождении службы дипломатическими работниками МИД СССР». Предыдущее аналогичное положение было утверждено в апреле 1953 г. и, естественно, было выдержано в духе времен культа личности и никак не могло быть использовано в условиях демократизации общественных отношений и обновления дипломатической службы. С его введением была существенно обновлена нормативно-правовая база кадрового обеспечения дипломатической службы в рамках исторически сложившейся модели непрерывного прохождения дипломатической службы. Многие ее положения и принципы действуют поныне.

Прохождение дипломатической службы представляет собой особую организационно-правовую систему, включающую в себя органическую совокупность целенаправленных действий по отбору, расстановке, воспитанию и ротации дипломатических кадров, реализации должностных полномочий и контроля качества исполнения служебных обязанностей по государственной должности дипломатической службы. Сердцевиной указанной системы является профессионально-должностное развитие кадров дипломатической службы, интеллектуальный и профессионально-кадровый прогресс дипломатической службы, высокий духовно-нравственный потенциал каждого служащего.

Основные элементы системы прохождения дипломатической службы можно представить следующим образом:

  • а) отбор на службу, оценка претендентов на государственную должность дипломатической службы с точки зрения их профессионально-квалификационной, психологической и духовно-нравственной пригодности к работе в структурах Министерства иностранных дел и загранучреждений КР;
  • б) процедура утверждения в должности (замещение государственной должности дипломатической службы);
  • в) профессиональная адаптация путем испытательного срока, стажировок, повышения квалификации и других мероприятий;
  • г) оценка служебной деятельности, формирование здоровых ценностных установок на высокоэффективное исполнение должностных обязанностей;
  • д) присвоение разрядов, рангов и званий;
  • е) профессиональное развитие путем внутриаппаратного обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях, в процессе самоподготовки;
  • ж) должностное продвижение по вертикали (в том числе через резерв), перемещение и ротация по горизонтали на основе личных заслуг и достоинств;
  • з) регулирование межличностных отношений и социально-психологическая диагностика служебных отношений, формирование атмосферы деловитости и сотрудничества, ответственного отношения к делу;
  • к) создание благоприятных социально-бытовых и материально-финансовых условий использования персонала - охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, обеспечение детскими учреждениями, комплексом спортивно-культурных услуг;
  • л) прекращение служебных отношений, выход в отставку.

Прохождение дипломатической службы как особой формы профессиональной социализации работника в условиях демократического государства ориентировано не на классово-идеологическую, а на демократически-правовую природу государства и его аппарата. В ее рамках реализуются основополагающие принципы государственной службы демократического правового социального государства.

Порядок прохождения дипломатической службы нормативно регламентируется:

  • - Конституцией Кыргызской Республики, Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • - венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях и другими международно-правовыми актами;
  • - указами Президента КР

Прохождение дипломатической службы, таким образом, представляет особую систему юридических фактов, влияющих на социально-правовой статус дипломатического служащего и его карьеру. При этом учитывающих буквально все условия и факторы: социальное происхождение и родственные связи, образование и наличие соответствующих документов о повышении квалификации, специальность и место должности в штатном расписании, порядок найма на службу и правила продвижения по службе, объем привилегий, иммунитетов и ограничений. Все эти элементы регулируются соответствующими правовыми нормами и положениями.

Но это вовсе не означает, что в основе системы прохождения дипломатической службы лежат только организационно-правовые нормы и чисто кадровые технологии. Основа прохождения службы - повседневная практическая реализация должностных полномочий. В этом смысле оно эквивалентно исполнению полномочий по государственной должности дипломатической службы. С момента вступления в должность дипломатический работник становится субъектом права, получает формальные и реальные полномочия в сфере реализации соответствующих функций государственного органа. А это целый комплекс социально и юридически значимых действий, для которых должностная структура становится несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. А вот специалисты, замещающие должности, их профессиональная квалификация, практический опыт, нравственный потенциал придают службе динамичный характер, превращая аппарат в живой, постоянно развивающийся организм.

Перечисленные факторы определяют успешность служебной карьеры, направленность которой может быть разной: по восходящей, горизонтали или нисходящей.

Социально наиболее приемлем, конечно, первый вариант карьерного движения. Причем как для государства в лице МИДа, так и для самого государственного служащего. Этот вариант обеспечивает органическое сочетание интересов обеих сторон, интегрированное выражение личных устремлений человека и заинтересованности МИДа в прогрессивно-поступательном развитии дипломатической службы как системы.

Накопленный опыт позволяет представить основные направления служебной деятельности в процессе прохождения службы в структурах аппарата Министерства иностранных дел КР, загранучреждениях и представительствах МИД на территории КР:

  • - оперативно-дипломатическая работа в сфере международной политической, военной, торгово-экономической и валютно-финансовой деятельности, охраны границ и таможенных отношений;
  • - консульская деятельность и решение вопросов гражданства;
  • - работа с соотечественниками;
  • - информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитической деятельности, включая работу со СМИ и по обеспечению связей с общественностью;
  • - экспертно-правовая работа;
  • - служба кадрового обеспечения дипломатической службы;
  • - протокольная служба;
  • - архивно-документационная служба;
  • - служба обеспечения безопасности и режима;
  • - административно-хозяйственная работа, включающая управление недвижимостью и эксплуатацию загранобъектов;
  • - служба финансово-экономического обеспечения внешне политического ведомства.

Реализация перечисленных направлений и соответствующих им функций и должностных обязанностей представляет содержательную сторону прохождения дипломатической службы, с учетом, конечно, особенностей каждого конкретного подразделения.

В целом на дипломатическую службу возложены функции представительства государства в сношениях с иностранными государствами и международными организациями; представление в установленном порядке Президенту, и Правительству страны предложений и рекомендаций по вопросам международных отношений; организация проведения переговоров и подписания международных договоров с иностранными государствами и международными организациями; подготовки предложений о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров; протокольного обеспечения межгосударственных обменов на высшем и правительственном уровнях; осуществления текущего контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов; содействия развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом; содействия распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике КР; информирования государственных органов, СМИ о международном положении и внешней политике государства. Предусмотрены также и другие функции, касающиеся решения иных организационно-кадровых, контрольных, информационно-аналитических и других аспектов деятельности аппарата. Реализуются же эти функции общими усилиями в процессе прохождения службы дипломатами, всеми служащими дипломатической службы и техническим персоналом всех структур системы Министерства иностранных дел страны.

Правовое положение дипломатического работника представляет собой часть общего правового статуса личности и включает в себя совокупность прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера, а также обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 205-ФЗ правовой статус регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом № 79-ФЗ, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, – ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Причем необходимо отметить, что сотрудники дипломатической службы в период работы в загранучреждениях пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.

Основу прав дипломатических работников составляют нормы, закрепленные ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ, Федеральный закон № 205-ФЗ не устанавливает дополнительных нрав дипломатических работников по сравнению с федеральным законодательством о гражданской службе, по в то же время предусматривает ряд государственных гарантий, которые будут рассмотрены ниже.

В период работы в загранучреждениях на дипломатических работников также распространяются права, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., среди которых можно выделить:

  • – право на свободу передвижения по территории государства пребывания за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 26);
  • – право на неприкосновенность корреспонденции (ст. 27);
  • – право на неприкосновенность личности дипломатического агента (ст. 29);
  • – право на неприкосновенность частной резиденции (ст. 30);
  • – право на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31);
  • – право на освобождение от большинства налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (ст. 34);
  • – право на освобождение от всех государственных и трудовых повинностей (ст. 35);
  • – право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования (ст. 36).

При этом необходимо учитывать, что перечисленные права, а по сути – привилегии и иммунитеты, предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществление функций дипломатических представительств как органов, представляющих государство.

Обязанности дипломатических работников характеризуют сущность служебной деятельности, производны от задач и функций государственного органа и во многих случаях прямо вытекают из прав, перечисленных выше. Основные обязанности дипломатических работников установлены ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо них на сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 205-ФЗ налагаются следующие обязанности:

  • 1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений МИД России, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении МИД России, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;
  • 2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения МИД России, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.

Нормы международного права (ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.) также предусматривают корреспондирующую обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных привилегий и иммунитетов.

Правовой статус дипломатических работников предусматривает и ограничения, связанные с дипломатической службой . Надо заметить, что установление ограничений, связанных с прохождением государственной, а вместе с ней и дипломатической службы, является одним из наиболее распространенных в мировой практике механизмов обеспечения интересов государства и эффективной служебной деятельности, препятствования злоупотреблениям властными полномочиями, противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов. Так, гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а служащий нс может находиться на гражданской службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо ограничений, действующих для всей системы гражданской службы, законодатель в ст. 4 Федерального закона № 205-ФЗ предусмотрел ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы. Согласно указанной статье гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Имеют место и запреты, связанные с дипломатической службой .

Запреты в системе государственной службы – это закрепленные нормами административного законодательства положения, не дающие возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения.

Основной объем запретов, распространяющихся на дипломатических работников, установлен ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ. Помимо этих запретов, в связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы ст. 5 Федерального закона № 205-ФЗ налагает запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.

Вышеупомянутая Венская конвенция о дипломатических сношениях устанавливает запрет на осуществление дипломатическим агентом профессиональной или коммерческой деятельности на территории государства пребывания в целях личной выгоды (ст. 42), а также вмешательство во внутренние дела государства пребывания (ст. 41). Дипломатические работники не могут при осуществлении своих полномочий в экономической, социальной, технической и торговой областях осуществлять вмешательство во внутренние или внешние дела государства пребывания, пренебрегать правом государства пребывания свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над территорией.

Эффективное осуществление служебной деятельности в условиях установления жестких обязанностей, запретов и ограничений невозможно без обеспечения должного уровня социальных государственных гарантий дипломатическим служащим, обусловленных исключительностью и уникальностью статуса дипломатических работников как государственных служащих, представляющих интересы государства на международной арене. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы им в соответствии со ст. 52 и 53 Федерального закона № 79-ФЗ предоставляются основные и дополнительные государственные гарантии.

Особый интерес с точки зрения рассматриваемой темы представляют дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе, которые отображают специфику внешнеполитической деятельности и призваны компенсировать риски, стоящие перед дипломатическими работниками и их семьями. Необходимо отметить, что дополнительные гарантии предоставляются сотруднику дипломатической службы, а в некоторых случаях и членам его семьи, только в условиях работы в загранучреждении МИД России.

Министерство иностранных дел РФ принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 205-ФЗ сотруднику дипломатической службы и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.

Сотрудник дипломатической службы обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий.

Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении, включая провоз багажа весом не более 500 кг на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры).

Сотруднику дипломатической службы компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования.

При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена сто семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении МИД России в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, указанному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении МИД России либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о нраве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты.

В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работающего в загранучреждении:

  • 1) расходы на подготовку к перевозке и на перевозку останков к месту захоронения осуществляются за счет средств загранучреждения;
  • 2) членам его семьи, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного должностного оклада сотрудника дипломатической службы в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Российскую Федерацию.

В отдельную группу можно выделить гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах. Так, сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой согласно ст. 15 указанного Закона выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.

Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40%. Стаж гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня.

Поощрение и награждение дипломатического работника являются формами общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые и материальные преимущества; применяются к государственным служащим за безупречную работу и эффективную службу, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.

Формы поощрения и наград дипломатических работников непосредственно в Федеральном законе № 205-ФЗ не урегулированы. В то же время существует ряд устоявшихся форм:

За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИД России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях – без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов (п. 9 Положения о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств МИД России на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371).

Кроме того, в МИД России действует Положение об условиях выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, иных видов поощрения, утвержденное приказом МИД России от 29 марта 2010 г. № 3934).

Следует обратить внимание и па вопрос об ответственности дипломатических работников . Правонарушения лиц, наделенных властными полномочиями, характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, права и свободы граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей в зависимости от степени общественной опасности действующее российское законодательство предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность дипломатических работников.

  • 1. Уголовная ответственность. Большая часть составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность государственных служащих, содержится в гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". В и. 1 примечания к ст. 285 УК РФ содержится определение должностного лица как лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
  • 2. Административная ответственность. Гражданские служащие, в том числе дипломатические работники, в качестве самостоятельных специальных субъектов должностных административных правонарушений КоАП РФ не выделяются, а подпадают под общую категорию "должностного лица". КоАП РФ устанавливает аналогичное УК РФ определение должностного лица (ст. 2.4.), при этом указывается, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ не содержит систематизированного перечня преступлений государственных служащих, более того, существует значительная проблема разграничения административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих ввиду близости формулировок административного правонарушения и дисциплинарного проступка.

  • 3. Дисциплинарная ответственность. Законодательством о гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по сто вине возложенных на него служебных обязанностей, предусматриваются следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 Федерального закона № 79-ФЗ):
  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • 4) освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы;
  • 5) увольнение с государственной гражданской службы.

Аналогичные меры предусматривает п. 49 Служебного распорядка центрального аппарата МИД России , территориальных органов – представительств МИД России на территории России , дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации , представительств Российской Федерации при международных организациях , утвержденного приказом МИД России от 23 июля 2009 г. № 11868.

Особенности наступления юридической ответственности и правовых последствий, распространяющихся на дипломатических работников, находящихся в загранкомандировке, напрямую связаны с дипломатическим иммунитетом. Так, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой- либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства (ст. 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

  • – вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
  • – исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника, или отказа получателя как частного лица, а не от имени аккредитующего государства;
  • – исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

В то же самое время действует норма о том, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31 Венской конвенции).

УДК 351.88
ББК 67.911.121

В статье авторы рассматривают место дипломатической службы в системе органов государственной власти РФ, рассматривают основные понятия данной сферы. На основе анализа законодательства выработаны основные проблемы и разработаны рекомендации по усовершенствованию деятельности органов дипломатической службы.

Ключевые слова: государственная служба , дипломатия , законодательство .

В настоящее время существует мнение, что дипломатическая служба не должна регулироваться особым законом. Эта позиция мотивируется тем, что дипломатическая служба является частью федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и все вопросы ее организации должны решаться в рамках общего законодательства о государственной гражданской службе. Однако, совершенно очевидно, что дипломатическая служба имеет и свою, подчас ярко выраженную отраслевую специфику . Она связана с ротацией дипломатических кадров, их периодическим перемещением в рамках системы Министерства иностранных дел, переводом на работу из центрального аппарата в загранпредставительство и обратно, особым характером службы за рубежом, когда на дипломатического служащего распространяются нормы не только российского национального законодательства, но и международного права. Все эти и многие другие особенности дипломатической службы от специфических прав и гарантий, до особых обязанностей, особых требований и особых ограничений, налагаемых на дипломатических служащих и ответственности, не могут быть учтены в рамках Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нельзя согласиться с теми, кто отказывает закону «О дипломатической службе» в праве на существование.

Потребность в своем законе сегодня достаточно остро ощущается в работе Центрального аппарата МИД и загранучреждений. Закон о дипломатической службе должен будет дать определение основным понятиям, устанавливать порядок организации дипломатической службы, дать четкую классификацию должностей дипломатической службы и дипломатических рангов, сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к дипломатам, закрепить основы правового положения дипломатического служащего, особенно указать на ограничения, связанные с дипломатической службой, а также установить соответствие каждого дипломатического ранга классному чину федерального государственного служащего. Нет сомнения в том, что Закон о дипломатической службе необходим. Дипломатия - ее сфера межгосударственные отношения - качественно отличается от всех других сфер общественной жизни.

Необходимость пересмотра ряда основополагающих начал, на которых строится правовое регулирование государственной службы в целом, а также дипломатической государственной службы, в частности, определяется Концепцией внешней политики, утвержденной Президентом РФ в 2008 г. При этом требуются новые подходы к опре-делению понятия, функций и принципов дипломатической государственной службы, нуждается в изменениях регулирование вопросов ответственности дипломатических служащих, их особых полномочий, а также вопросов социально-правовой защиты.

Высокопрофессиональная и хорошо организованная диплома-тическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации - важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Российского государства на между-народной арене.

Многолетний исторический опыт свидетельствует, что государ-ство сильно не только своей экономической мощью, научно-тех-ническим и военным потенциалом, но и своей дипломатией, уме-лой и гибкой дипломатической службой, профессиональным и нравственным потенциалом кадров дипломатического корпуса. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успеш-ность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государст-вом. Особенно, если ее развитие не отстает, а идет в ногу со ста-новлением России как демократического государства. Значение эффективности, профессионализма, компетентности дипломати-ческих институтов и их сотрудников объективно возрастает в пере-ломные моменты истории государства, когда изменяется его пра-вовая база и социально-политическая сущность. Это с одной сто-роны.

С другой стороны, изменения в управлении, организации, фор-мах и методах деятельности дипломатических структур обусловле-ны известной модификацией системы международных отношений, глобализацией и интернационализацией международных проблем, усиленным влиянием на дипломатический процесс новых инфор-мационных технологий, повышением удельного веса многосторон-ней дипломатической деятельности соответствующих институтов. Влияние всех этих факторов будет возрастать и в XXI в., что зако-номерно ставит на повестку дня задачу укрепления научных основ дипломатии и дипломатический службы, выделения этой пробле-матики и, соответственно, разработки более детального законодательного регулирования дипломатической службы .

При этом мы исходим из того, что служба на должностях федеральной государственной гражданской службы в структурах внешнеполитического ведомства страны - это особый вид про-фессиональной служебной деятельности. Причем, один из самых сложных, ответственных и интересных видов профессиональной деятельнос-ти, обеспечивающих решение стратегических государственно - важ-ных задач и позволяющих в полном объеме раскрыть все многооб-разие человеческой индивидуальности.

В целом система дипломатической государственной службы Российской Федерации сформировалась, но на данном этапе идет сложный, противоречивый процесс ее совершенствования, которому присущи как элементы и черты предшествующей структуры дипломатической службы, несоответствующей новым отношениям, складывающимся в экономике России, так и качественно новые свойства.

Следовательно, новые подходы, поиски путей более рациональной модели организации дипломатической государственной службы требуют научного предвидения и прогнозирования. Все эти вопросы объективно требуют всестороннего изучения истории, опыта, традиций российской дипломатической службы. Кроме того, следует отметить, что современная теория службы в структуре внешнеполитического ведомства, может основываться и развиваться, прежде всего, на историческом опыте России.

Государственная служба, как и государство в целом, развивает-ся в контексте истории отечества и культуры своего народа, в рамках реально происходящих политических, экономических, со-циальных и духовно-нравственных процессов. Это важнейший ме-ханизм системы государственного управления. Она призвана обес-печивать профессиональное решение государственных задач по реализации положений Конституции и законодательства Россий-ской Федерации по обеспечению национальной безопасности и государственного суверенитета, экономической самостоятельности и духовно-нравственной самобытности народа, защиты прав и свобод граждан. Понятно, что эффективно такие задачи могут быть реализованы лишь высокопрофессиональным и стабильным аппаратом, высокоэффективной и авторитетной государственной службой.

Дипломатическая служба является одним из важнейших элементов государственной власти и государственного управления. Высокий профес-сионализм - ее важнейшая отличительная черта. Не случайно, дипломатов, работников отечественной дипломатической службы всегда отличали и сегодня отличают широчайшая эрудиция, организо-ванность, культура, умение эффективно использовать новейшие информационные технологии, глубокое понимание исторических судеб своего народа.

В полной мере это касается службы в аппарате внешнеполити-ческого ведомства. Дипломатическая служба - это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в государственных органах, осуществляющих внешнепо-литическую деятельность государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством и международными дого-ворами России, венскими конвенциями о дипломатических и консуль-ских сношения .Дипломатическая служба функционально решает помимо собственно политических задач, множества задач административно-управленческого характера по профессиональному обеспечению высокоэффективного функцио-нирования внешнеполитического ведомства РФ и его руковод-ства в целом. Она включает информационно-аналитическую, орга-низационно-управленческую и кадровую работу, правовое, прото-кольное, документационное, административно-техническое, фи-нансово-экономическое обеспечение внешнеполитических струк-тур.

Обеспечение целей и функций внешней политики государства, посредством исполнения должностей федеральной государственной гражданской служ-бы, утвержденных Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» в:

Центральном аппарате Министерстве иностранных дел Рос-сийской Федерации;

Дипломатических представительствах и консульских учреж-дениях России за рубежом;

Представительствах России при международных организаци-ях;

Представительствах МИД России на территории Российской Федерации;

На отдельных должностях государственной службы в организациях и учреждениях, находящихся в веде-нии Министерства иностранных дел Российской Федера-ции.

Особая сфера, в которой осуществляется служба, определяется государственным управлением в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом. Тем самым обеспечивается:

а) исполнение функций и задач Министерства иностранных дел в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;

б) координация деятельности в этой области иных федеральных и региональных органов государственной власти;

в) защита россий-ских интересов и создание благоприятной внешней среды, гаран-тирующей безопасность страны и прогресс ее социально-экономи-ческого развития.

Дипломатическая служба осуществляется исключительно на федеральном уровне и только в рамках полномочий специального органа государственной власти - Министерства иностранных дел РФ . Действующие нормативные акты Российской Федерации, федеральных органов всех ветвей государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации в части, касающейся междуна-родной деятельности, подлежит приведению в соответствие с зако-нодательством о дипломатической службе.

При этом следует подчеркнуть, что дипломатическая служба и дипломатия - понятия разные . Их смешение не совсем коррект-но, у них есть свои особенности и отличия.

Дипломатия - это организационно-полити-ческий инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических Целей, своего рода механизм взаимоотношений между суверенны-ми государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего госу-дарства. По определению профессора В.И. Попова, «дипломатия - это наука международных отношений и искусство ведения перего-воров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений - министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее продвижение в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача - защита интересов государства и его граждан» .

Работник дипломати-ческой службы - это не просто гражданин Российской Федера-ции, который сознательно поступил на службу в структуры внешнеполитического ведомства, не просто высококва-лифицированный специалист, добросовестно исполняющий слу-жебные обязанности в порядке, установленном федеральным законом за счет средств государственного бюджета. Это человек государственный, представляющий и защищающий государствен-ные интересы, выступающий от имени и по поручению госу-дарства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Главное его качество - добросовестность и профессионализм в служении государству и российскому обществу.

Дипломатическая государственная служба как явление представляет собой особую форму профессиональной деятельности, нацеленную на защиту интересов и обеспечение безопасности об-щества и государства на международной арене; соблюдение и защиту законных прав и сво-бод граждан за рубежом; обеспечение непосредственного участия граждан в делах государства. И главное - властностью и целеустремленнос-тью т.е. направленностью на реализацию властных полномочий, политических и социальных задач государства, информационно-анали-тическим, организационно-управленческим, финансово-хо-зяйственным и иным содействием реализации функций государст-венно-политического руководства, создание благоприятных усло-вий для безопасной и достойной жизни каждого человека.

Россия нацелена на создание такой систе-мы государственной службы, которая бы, с одной стороны, была ориентирована на привлечение, поощрение и удержание лучших служащих, а, с другой, позволяла своевременно избавляться от профессионально слабых и недостойных. Их карьера, звания, чины и ранги находятся в прямой зависимости от личных заслуг и досто-инств, профессионально-деловых качеств и эффективности работы, не зависят от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, места жительства, религиозных и по-литических ориентации. Главное - наличие специальных знаний, умений и навыков; профессиональная подготовленность к испол-нению должностных обязанностей; ответственное отношение к делу; высокий уровень духовно-нравственной культуры. Для дипломатической службы - плюс ко всему сказанному - широ-кий политический кругозор и всесторонняя страноведческая под-готовка, знание иностранных языков, наблюдательность и умение разглядеть истину там, где другие ее об-наружат с трудом или вовсе не доберутся до нее.

Глубинный социально-политический смысл государственной службы отражают ее принципы . В принципах реализуются исход-ные положения и идеи, посредством которых выстраиваются и ре-гулируются наиболее устойчивые и существенные политические, правовые и организационно-управленческие, социально-экономи-ческие и духовно-нравственные связи и отношения системы про-фессионального обеспечения функционирования органов власти и государственного управления. Принципы носят общеобязательный характер, определяют статус и тенденции развития государствен-ной службы, основные функции аппарата, содержание, стиль, формы и методы, вектор развития внутриаппаратных отношений.

Законодатель зафиксировал восемь таких принципов. Они вытекают из основополагающих постулатов демократического, со-циального, правового, федеративного, светского с республикан-ской формой правления государства, т.е. государства, построенно-го на основе признания политического многообразия и многопар-тийности, существующего для народа и в интересах каждого чело-века. Такое государство должно иметь прочный, устойчивый и вы-сокопрофессиональный аппарат. Без такого аппарата трудно рас-считывать на эффективное и правовое управление общественными делами.

В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» в прямой постановке не сформулированы такие принципы, как научность, демократизм, подконтрольность обществу, нравственность. Указанные принципы вытекают из Конституции Российской Федерации, принципиального понимания того, что сильное государство не то, в котором власть контролирует все и всех, а то, в котором главенствует закон и гуманизм. На это важно обратить внимание потому, что государственной службе, как и любой управленческой системе свойственно стремле-ние к концентрации власти, независимости и автономии, закры-тости и корпоративизму, к своеобразной монополии на «свой сек-тор» администрирования.

Общие принципы государственной службы конституционного характера:

Единство правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Данный принцип выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средственное действие: государственные служащие обязаны при-знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-данина, служить гражданину и интересам общества, не подменяя их узкокорпоративными интересами аппарата;

Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Главное - личные достоинства, наличие соот-ветствующего образования, профессиональных и нравственных ка-честв. Отсюда равные условия оплаты труда при замещении одно именных должностей и равные условия прохождения службы неза-висимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущест-венного или должностного положения, места жительства, отноше-ния к религии, политических убеждений; внепартийность государственной службы; отделение религи-озных объединений от государства. В государственных органах не образуются структуры политических партий и движений. Государ-ственные служащие в своей деятельности руководствуются законо-дательством и не связаны при исполнении должностных обязан-ностей решениями партий, политических движений и иных обще-ственных объединений и структур.

Принципы организационно-функционального характера:

Профессионализм и компетентность служащих;

Стабильность гражданской службы;

Доступность информации о службе;

Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

Защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В полной мере перечисленные принципы относятся к дипло-матической службе, подчеркивая ее главную задачу - служение народу, отстаивание национальных интересов России. Под таким углом зрения можно сформулировать принципы дипломатической службы :

Верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных законов над иными нормативно-правовыми актами при исполнении дипломатическими служащими должностных обязан-ностей, обеспечении их прав, свобод и гарантий;

Служение интересам России;

Законность, гуманизм и социальная справедливость;

Равенство доступа граждан Российской Федерации к дипло-матической службе в соответствии со способностями, профессио-нальной подготовкой, нравственной безупречностью;

Независимость от политических партий, общественных объ-единений, религиозных организаций и корпоративных интересов;

Профессионально-карьерный характер дипломатической службы;

Социальная и правовая защищенность дипломатического служащего.

Последовательная реализация указанных принципов - доста-точно прочная основа высокоэффективного функционирования государст-венной власти и ее аппарата, в том числе и в сфере дип-ломатии. Они придают процессу исполнения должностных обязан-ностей конкретную социально-политическую и правовую направ-ленность, обеспечивают оптимальную «конфигурацию» учас-тия го-сударственных служащих в управ-ленческом процессе. Правда, для того чтобы усилить этот аспект, в научной литературе предлагается дополнить действующую систему принципов государственной службы принципами оптимальности, пожизненного найма, открытости, соци-ального контроля. Их реализация будет гарантировать применение наиболее разумных и научно обоснованных средств и методов ра-боты, выбор наилучшего варианта структурного построения аппа-рата, повышение стабильности, эффективности и авторитета служ-бы как системы.

Настоящим законодательством установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы .

Диплома-тическую службу относят к федеральной государственной гражданской службе, не рассматривая ее как особый вид государственной службы.

Если говорить о функциональных особенностях дипломатической службы, то в каждой конкретной сфере общественных отношений дипломатическими служащими реша-ются свои особые задачи, выполняются особые функции.

В административно-политической сфере: поддержка конститу-ционного строя в стране, реализация требований и положений Конституции и законодательства Российской Федерации; своевре-менное рассмотрение обращений граждан и общественных объ-единений, средств массовой информации, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, принятие по ним соответствующих ре-шений; информационно-аналитическое обеспечение органов госу-дарственной власти; прогнозирование социально-политических и экономических процессов; организация и контроль исполнения принятых законов, указов, постановлений, приказов и распоряже-ний.

В сфере международных отношений и дипломатии: профессио-нальное обеспечение всего круга проблем международного сотруд-ничества, в том числе в сферах высоких технологий, внешнеполи-тического сопровождения крупных эконо-мических и экологичес-ких проектов, борьбы с международным терроризмом и организо-ванной преступностью, защиты информационной безопас-ности государства. Не говоря уже о традиционных функциях поддержа-ния и развития дипломатических отношений с другими странами и международными организациями; организации и профессио-нального обеспечения международных переговоров и заключения соответствующих соглашений; выработки предложений по совер-шенствованию законодательной базы международной деятельности Российской Федерации; осуществления контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий; распространения ин-формации о России и ее внешней политике.

В экономической сфере: формирование благоприятных внутрен-них и внешних условий для развития отечественного производст-ва; правоприменительное обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего в части реализации права собственности и формирования конкурентной среды; осуществле-ние финансово-налоговой политики государства; организация де-нежного обращения; контроль за качеством и соответствием това-ров государственным стандартам; организация производства това-ров общественного пользования - продукции ВПК, общественно-го транспорта, дорожного строительства и эксплуатации дорог, связи, строительства и т.д.; поддержка малого и среднего бизнеса, его социальная ориентация; перераспределение доходов в общест-ве, в том числе для обеспечения политической стабильности и экономической устойчивости страны; поддержка оптимального уровня занятости населения; реализация национальных интересов и поддержка международной конкурентоспособности отечествен-ной экономики; участие в разработке мероприятий по развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, науч-но-технических и иных обменов России с иностранными государ-ствами и международными организациями.

В социальной сфере: обеспечение и защита правового равенства граждан и юридических лиц; создание благоприятных и надежных условий для того, чтобы каждый человек своими силами мог нала-дить свою жизнь, определить жизненный путь по своей воле и под собственную ответственность.

Важнейшее направление дипломатической деятельности - ре-шение проблем соотечественников за рубежом: участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и осуществлении мер по ее реализации; подготовка предложений по совершенство-ванию законодательства Российской Федерации в области отноше-ний с соотечественниками за рубежом; внешнеполитическое и международно-правовое обеспечение деятельности Российской Федерации в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом; обеспечение дея-тельности Правительственной комиссии по делам соотечественни-ков за рубежом.

В системе МИД РФ занято более 3,2 тыс. служа-щих дипломатической государственной службы. Они занимают ведущее положение в должностной структуре внешнеполитического ведомства как сис-темы, которая предусматривает государственные должности; должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов (должности дипломатической государственной службы или дипломатические должности); должности феде-ральной государственной гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение дипломатических рангов; должности по обеспечению дипломатической службы (организационно-административный персонал); должности по организационно-техническому обслужи-ванию дипломатической службы (технический персонал).

Как уже было выше сказано, законодатель относит дипломатическую службу к государственной гражданской службе, а точнее к ее виду федеральной государственной гражданской службе. Данный вывод следует из определения двух важнейших составляющих государственной службы:

Круг органов, в которых может осуществляться дипломатическая государственная служба

Лица, осуществляющие дипломатическую государственную службу

Наиболее интересным остается вопрос о присвоении классных чинов, так согласно законодательству классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы , однако служащим дипломатической службы присваиваются дипломатические ранги.

Суммируя сказанное, можно выделить основные признаки дипломатической службы:

1) Это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах публичной власти и сопутст-вующих им специально создаваемых учреждениях.

2) Это профессиональная деятельность, за осуществление которой служащие получают денежное содержание из средств федерального бюджета.

3) Это деятельность по обеспечению исполнения полномочий этих органов и долж-ностных лиц, т.е. деятельность служащих, находя-щихся в соответствующем подчинении.

4) Это деятельность, организованная на пос-тоянной основе, т.е. служащие органов дипломатической службы осуществляют их полномочия в качестве основного и единственно возможного вида легитимной деятельности за вознаграждение.

5) Это деятельность лиц, которым присвоены дипломатические ранги.

Отличительные особенности дипломатической службы подчеркивают также ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, дипломатические ранги, профессиональный праздник.

Литература

  1. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. - М.: «Российская полити-ческая энцикло-педия», 2002.
  2. О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 13.05.2009)/ Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 118.
  3. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика: Курс лекций, прочитанных в 1991-1998 гг. в Дипломатической академии МИД РФ. Ч. 1: Дипломатия - наука и искусство. М.: Научная книга, 2000.
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007)/ Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, Ст. 2063.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009)/ Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Bibliography

  1. Diplomatic service. Study book / Edited by
    A.V. Torkunov. - M.: “The Russian political encyclopedia”, 2002.
  2. About the job register of the federal public civil service: RF Presidential Edict dated 31.12.2005 № 1574 (edited 13.05.2009)/ Collection of the RF legislation. - 2006. - № 1. - Article 118.
  3. Popov V.I. Modern diplomacy: theory and practice: A course of lectures read in 1991-1998 in the Diplomatic academy of the Ministry of Internal Affaires of the RF. Part 1: Diplomacy - science and art. M.: Nautchnaya kniga, 2000.
  4. About the system of public service of the RF: Federal law dated 27.05.2003 № 58-Federal Law (edited 01.12.2007) // Collection of the RF legislation. - 2003. - № 22. - Article 2063.
  5. About the state civil service of the RF: Federal Law dated 27.07.2004 № 79-Federal Law (edited 18.07.2009)/ Collection of the RF legislation. - 2004. - № 31. - Article 3215.

Place of diplomatic service in the system of the RF public service

The authors of the article consider the place of diplomatic service in the system of the RF state power bodies, the main notions of the given sphere. Using the results of the analysis the authors identify the main problems and develop recommendations on improvement of the activity of diplomatic service bodies of power.

Key words: