Может ли оценщик работать в нескольких компаниях. Требования к оценочным организациям или может ли оценщик работать у двух юр

Вопросы из данного раздела в будущем будут попадать в тесты при активации режима "Дополнительные вопросы" (Дополнительные задачи").

2.1.8.01. Согласно № 135-ФЗ договор на проведение оценки должен содержать:
I. Цель оценки
II. Дату определения стоимости
III. Указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки
IV. Дату страхования ответственности оценщика
Варианты ответов:

  • II, III
  • I, II
  • I, II, III, IV

2.1.9.01. В соответствии с № 135-ФЗ Оценщик имеет право:
I. Привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных Оценщиков либо других специалистов
II. Cообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки
III. Разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки
IV. Требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки
Варианты ответов:

  • I, III
  • I, II, III
  • II, III, VI

Правильный ответ: I, IV
см. Ст.14 135-ФЗ :
Оценщик имеет право:

  • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
  • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов ;
  • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
  • требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки , и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда;
  • добровольно приостанавливать право осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в СРО оценщиков, в порядке, который установлен внутренними документами СРО оценщиков

2.1.10.01. Обязанности юридического лица, с которым Оценщик заключил трудовой договор:
I. Иметь в штате не менее двух Оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено
II. Страховать ответственность оценщиков за нарушение договора на проведение оценки
III. Содействовать оценщику в своевременном и полном проведении оценки, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимые информацию и документацию,
IV. Представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор
Варианты ответов:

  • I, II
  • I, II, III
  • I, II, III, IV
  • II, III, IV

Правильный ответ: I
см. ст. 15.1 135-ФЗ :
Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:

  • иметь в штате не менее двух Оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено ;
  • соблюдать требования федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и обеспечивать соблюдение указанных требований своими работниками;
  • страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем 5 000 000 рублей;
  • предоставлять банковскую гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение обязательств по договору на проведение оценки, в случае, если исполнение обязательств по такому договору должно быть обеспечено банковской гарантией, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или договором на проведение оценки;
  • сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
  • предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности Оценщика, заключенный в соответствии со ст. 24.7;
  • не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • предоставлять СРОО, членом которой является Оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к отчетам, документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, которая составляет коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности;
  • предоставлять в случаях, предусмотренных законодательством РФ, копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованиям;
  • хранить копию отчета или копии отчетов и копии документов, полученных от заказчика, третьих лиц и использованных при проведении оценки объекта оценки, на бумажных или электронных носителях либо в форме электронных документов в течение трех лет с даты составления отчета;
  • предоставлять Оценщику, с которым юридическое лицо заключило трудовой договор, информацию о несоответствии этого юридического лица требованиям настоящей статьи, а также сведения о любых изменениях указанной информации не позднее трех дней с даты возникновения таких несоответствий и (или) изменений.

2.1.12.01. Какую информацию согласно Федеральному стандарту оценки «Определение инвестиционной стоимости (ФСО №13)» должно дополнительно содержать задание на оценку при определении инвестиционной стоимости?
I. Сведения о предполагаемом использовании объекта оценки конкретным лицом или группой лиц, в интересах которых осуществляется оценка, после даты оценки (в т.ч. в составе иного имущества)
II. Сведения о предполагаемом полезном эффекте от использования объекта оценки конкретным лицом и (или) группой лиц
III. Сведения об объеме планируемых инвестиций конкретным лицом или группой лиц, сроке (периоде) инвестирования (в случае предполагаемого изменения функционирования или использования объекта оценки)
IV. Иные существенные факторы, относящиеся к объекту оценки, к обстоятельствам конкретного лица (группы лиц), обусловливающие предполагаемый полезный эффект от использования объекта оценки конкретным лицом и (или) группой лиц (при наличии таковых)
Варианты ответов:

  • I, II
  • I, II, III
  • I, II, III, IV

Правильный ответ: I, II, IV
см. П.6 :
Задание на оценку должно содержать следующую дополнительную к указанной в ФСО N 1 информацию:
а) сведения о конкретном лице (группе лиц), в интересах которого определяется инвестиционная стоимость объекта оценки;
б) сведения о предполагаемом использовании объекта оценки конкретным лицом или группой лиц, в интересах которых осуществляется оценка, после даты оценки (в том числе в составе иного имущества) ;
в) сведения о предполагаемом периоде использования объекта оценки конкретным лицом (группой лиц);
г) сведения об ожидаемой (конкретным лицом, в том числе заказчиком оценки) доходности функционирования или использования объекта оценки и (или) о предполагаемом полезном эффекте от использования объекта оценки конкретным лицом и (или) группой лиц (например, прибыль или дополнительное увеличение дохода, обусловленные использованием объекта оценки, прирост стоимости имущества);
д) иные существенные факторы, относящиеся к объекту оценки, к обстоятельствам конкретного лица (группы лиц), обусловливающие предполагаемый полезный эффект от использования объекта оценки конкретным лицом и (или) группой лиц (при наличии таковых)

2.1.16.01. Что может содержать задание на оценку согласно ФСО № 13 дополнительно к ФСО №1?
I. Сведения о предполагаемом полезном эффекте от использования объекта оценки конкретным лицом и (или) группой лиц
II. Cведения об объеме планируемых инвестиций, сроке (периоде) инвестирования (в случае предполагаемого изменения функционирования или использования объекта оценки).
III. Сведения о предполагаемом периоде использования объекта оценки конкретным лицом (группой лиц).
IV. Cведения о предполагаемом использовании объекта оценки конкретным лицом или группой лиц, в интересах которых осуществляется оценка, после даты оценки (в том числе в составе иного имущества)
V. Cведения о связанных с местоположением объекта оценки характеристиках объекта оценки или его компонентов, влияющих на его привлекательность для конкретного покупателя.
Варианты ответа:

  • I, III, V
  • I, II, IV, V
  • I, II, III, IV
  • все перечисленное

Правильный ответ: II, V
см. П.7 :
Задание на оценку может содержать следующую дополнительную к указанной в ФСО N 1 информацию:
а) сведения о возможностях финансирования работ и (или) услуг, связанных с объектом оценки, отличных от сложившихся на рынке на дату оценки;
б) сведения об объеме планируемых инвестиций, сроке (периоде) инвестирования (в случае предполагаемого изменения функционирования или использования объекта оценки) ;
в) сведения о рисках функционирования или использования объекта оценки в соответствии с его предполагаемым (в соответствии с заданием на оценку) функционированием или использованием;
г) сведения о связанных с местоположением объекта оценки характеристиках объекта оценки или его компонентов, влияющих на его привлекательность для конкретного покупателя ;
д) сведения о правовом статусе объекта оценки, отличном от сложившихся на рынке на дату оценки, или возможности его изменения в соответствии с нуждами конкретного пользователя;
е) иные особые условия и обстоятельства.

2.1.20.01.
I. Прием в члены и прекращение членства в саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным 135-ФЗ и внутренними документами СРО оценщиков
II. Предоставление гарантии членам СРО, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств по договору на проведение оценки
III. Разработка правил деловой и профессиональной этики в соответствии с типовыми правилами профессиональной этики оценщиков
IV. Разработка и утверждение правил и условий приема в члены СРО оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения
Варианты ответа:

  • I, II
  • I, II, III
  • I, II, III, IV

Правильный ответ: I, III, IV
см. ст.22.1 135-ФЗ :
Функциями СРО являются:

  • разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности;
  • разработка правил деловой и профессиональной этики в соответствии с типовыми правилами профессиональной этики оценщиков ;
  • разработка и утверждение правил и условий приема в члены СРО оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения ;
  • представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;
  • прием в члены и прекращение членства в саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ и внутренними документами СРО оценщиков ;
  • организация информационного и методического обеспечения своих членов;

2.1.20.02 Укажите функции саморегулируемой организации оценщиков:
I. Разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности
II. Представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков
III. Организация информационного и методического обеспечения своих членов
IV. Прием в члены и прекращение членства в саморегулируемой организации оценщиков
V. Все вышеперечисленное
Варианты ответа:

  • I, III
  • I, II
  • I, II, III
  • III, IV

Правильный ответ: V
см. ст.22.1 135-ФЗ :
Функциями СРО являются:

  • разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности ;
  • разработка правил деловой и профессиональной этики в соответствии с типовыми правилами профессиональной этики оценщиков;
  • разработка и утверждение правил и условий приема в члены СРО оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;
  • представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков ;
  • прием в члены и прекращение членства в саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ и внутренними документами СРО оценщиков;
  • контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего ФЗ, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
  • ведение реестра членов СРО оценщиков и предоставление доступа к информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам с соблюдением требований настоящего ФЗ, ФЗ от 01.12.07 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ;
  • организация информационного и методического обеспечения своих членов ;
  • осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций

2.1.28.01. Что должно содержаться в соответствии с Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» в разделе основных фактов и выводов отчета об оценке объекта оценки?
I. Общая информация, идентифицирующая объект оценки
II. Описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
III. Итоговая величина стоимости объекта оценки
IV. Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки
V. Описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки
Варианты ответа:

  • I, II, III, IV, V
  • I, II, III, IV
  • I, II, III, V

Правильный ответ: I, III, IV
см. п.8 е) :
В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:
- основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки ;
- общая информация, идентифицирующая объект оценки ;
- результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;
- итоговая величина стоимости объекта оценки ;
- ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости

2.1.39.01. В каких случаях в соответствии с №135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки включается в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
I. В случае использования объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве предмета залога
II. В случае переуступки долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям
III. В случае изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд (за исключением случаев, если заказчиком является физическое лицо)
IV. В случае определения стоимости объекта оценки для целей корректировки бухгалтерского баланса
Варианты ответов:

  • I, II, IV
  • II, III
  • Все, кроме IV

  • II, IV

2.1.40.01.
I. Представлять ежеквартально в порядке, установленном внутренними документами СРО оценщиков, информацию о подписанных им в указанный период отчетах
II. Требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
III. Сообщить СРОО о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
IV. Хранить копии подписанных им отчетов, а также копии документов и материалов, на основании которых проводилась оценка, на бумажных или электронных носителях либо в форме электронных документов в течение трех лет с даты составления отчета.
Варианты ответа:

  • I, II, III
  • I, II, IV
  • II, IV

Правильный ответ: I, IV
Оценщик обязан:

  • соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные СРО оценщиков(далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;
  • сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
  • представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
  • представлять ежеквартально в порядке, установленном внутренними документами СРО оценщиков, информацию о подписанных им в указанный период отчетах с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, вида определенной стоимости;
  • хранить копии подписанных им отчетов, а также копии документов и материалов, на основании которых проводилась оценка, на бумажных или электронных носителях либо в форме электронных документов в течение трех лет с даты составления отчета ;

2.1.71.01. Что должно содержаться в отчете об оценке в соответствии с Ф3-135?
I. Цели и задачи проведения оценки объекта оценки
II. Сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, паспортные данные и место регистрации
III. Сведения о независимости страховщика, с которым оценщик заключил договор страхования ответственности
IV. Иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете
Варианты ответа:

  • I, II
  • I, II, III
  • Все перечисленное

2.1.77.01. В соответствии с ФЗ-135 Оценщик обязан:
I. Соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
II. Представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
III. Сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
IV. Использовать при проведении оценки объекта оценки все материалы, предоставленные заказчиком
Варианты ответа:

  • I, II, IV
  • I, III, IV
  • II, IV

Правильный ответ: I, II, III
Оценщик обязан:

  • быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
  • соблюдать требования настоящего ФЗ, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных СРО оценщиков, членом которой он является;
  • соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные СРО оценщиков (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;
  • сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки ;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
  • представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков ;
  • представлять СРО оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе, информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о любых изменениях этой информации в течение десяти дней с даты заключения трудового договора и (или) возникновения изменений;
  • представлять ежеквартально в порядке, установленном внутренними документами СРО оценщиков, информацию о подписанных им в указанный период отчетах с указанием даты составления отчета и его порядкового номера, объекта оценки, вида определенной стоимости;
  • представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;
  • не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • хранить копии подписанных им отчетов, а также копии документов и материалов, на основании которых проводилась оценка, на бумажных или электронных носителях либо в форме электронных документов в течение трех лет с даты составления отчета;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;
  • по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

Вопросы, касающиеся трудового права в области оценки, по-прежнему остаются актуальными для оценщиков. До сих пор у профессионалов не сформирована четкая и единообразная позиция на счет того, может ли оценщик трудиться одновременно на двух юридических лиц и каким образом это должно оформляться, чтобы соответствовать одновременно трудовому кодексу, а также закону об оценочной деятельности.

В дискуссии, проводимые оценщиками на электронных площадках, сейчас вовлечены как сами работодатели, так и юристы трудового законодательства, что лишний раз подчеркивает остроту постановки такого вопроса.

В связи с этим, нужно отметить, что оценщик, конечно же, может трудиться на двух юридических лиц, но при этом важно понимать следующие нюансы:

Для того, чтобы оценщик мог осуществлять свою деятельность, он должен заключить трудовой договор с юр. лицом, которое в свою очередь соответствует требованиям законодательства. Помимо прочего, в требованиях указано, что в штате организации должно быть не менее двух работников. В то же время в рамках требований о сотрудничестве многих организаций сказано, что в штате партнера должны работать не менее двух оценщиков, для которых это юр лицо является основным местом работы. Таким образом, предполагая, что каждое юр лицо стремится к конкурентоспособности и выполняет требования по максимуму, мы получаем цепочку взаимосвязи: если оценщик работает по основному месту работы и устраивается в другое юр. лицо по совместительству, оно уже должно иметь в штате двух лиц, устроенных по основному месту работы.

В случае, если юр лицо уже соответствует всем требованиям законодательства, то оно может принимать на работу неограниченное количество лиц по совместительству. Это не запрещается ни трудовым кодексом, ни ФЗ № 135. И, также, сам оценщик может устраиваться по совместительству в неограниченное количество юр.лиц.

Но, в то же время, в рамках дискуссий говорят о том, что если в законодательстве содержится норма о том, что в штате должно быть не менее двух лиц, то следует рассматривать эту норму с точки зрения не прямого счета количества работников, а штатного расписания юр. лица, а именно, для того, чтобы юр лицо соответствовало требованиям законодательства, в штат можно принять четыре лица по совместительству (т.е на полставки), таким образом два раза по полставки дадут полных две штатных единицы.

Эта точка зрения, к слову сказать, многими участниками дискуссий не принимается.

В любом случае, как бы ни трактовались требования федерального законодательства, повторяясь, следует отметить, что это безусловное право оценщика - работать на нескольких юр.лиц. С точки зрения же юридического лица, для обеспечения хотя бы минимальных требований кредитных организаций (или каких-либо иных) к партнерам, необходимо, чтобы в штате были оценщики с соответствующим образованием и членством в СРО. В противном случае вряд ли можно надеяться, что с профессиональным составом, целиком работающим по совместительству, удастся добиться высоких результатов на рынке оценки.

В настоящее время юридическое лицо (оценочная компания, ООО), которое намерено с заказчиком заключить договор на оценку, обязано иметь в штате оценочной фирмы не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.

Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» может предложить вакансию второго оценщика с квалификационным аттестатом (или первого оценщика) по одному, нескольким или всем направлениям в оценке: оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса — на безвозмездной основе.

Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» предоставит Вам данные оценщика с квалификационным аттестатом безвозмездно через сайта для взаимодействия на всей территории РФ.

Оценщик при Калининградское бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ» имеет все требуемые документы для осуществления оценочной деятельности:

  • является членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков
  • имеет страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании
  • имеет квалификационный аттестат по всем направлениям в оценке: оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса

Второй оценщик в штат ООО или оценщик по совместительству с квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности — это необходимость для соблюдения требований действующего законодательства в оценочной деятельности, возможность для оценочной компании вести бизнес, для оценщика в штате этой оценочной компании — возможность реализовать свои возможности за счет выполнения своих трудовых обязанностей. Второй оценщик в фирму также требуется для получения аккредитации организацией при кредитных учреждениях или иных организациях

Оценщик в штате оценочной организации или оценщик по совместительству может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате

Получение квалификационного аттестата возложено на уполномоченный орган. Квалификационный аттестат выдается оценщику по результатам сдачи очень сложного квалификационного экзамена по трем направлениям: оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса

Реестр квалификационных аттестатов оценщиков можно посмотреть на официальном сайте Росреестра под названием сведения из реестра квалификационных аттестатов. Выдача квалификационных аттестатов регламентирована уполномоченным органом. Получить аттестат оценщика можно по заявлению оценщика при успешной сдаче экзамена и наличия опыта работы в оценочной деятельности

Нужен второй оценщик тогда, когда в штате оценочной компании (ООО) уже имеется оценщик с квалификационным аттестатом, который производит оценку и самостоятельно подписывает отчеты об оценке, нужен второй оценщик с квалификационным аттестатом, который будет производит оценку и самостоятельно будет подписывать отчеты об оценке, а также, тогда, когда оба оценщика с квалификационными аттестатами, вместе будут производить оценку и каждый самостоятельно будет подписывать отчеты об оценке

Если Вам требуется второй оценщик в штат или по совместительству с квалификационным аттестатом советуем обратиться через или по адресу Калининградского бюро «ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ». Услуга предоставления сведений об оценщике с квалификационным аттестатом бесплатная и распространяется на все регионы РФ. Заработная плата оценщику устанавливается в соответствие с трудовым договором и требованиями действующего законодательства

Наши принципы – качество, оперативность, достоверность. Приходите к нам, звоните нам и мы Вам поможем!

Данным Положением, утвержденным общим собранием членов НП СРОО «СПО», устанавливаются требования к лицам, претендующим на вступление в члены НП СРОО «СПО» (ст. 3), виды и порядок уплаты членских взносов (ст. 7) и другие вопросы, связанные с членством в НП СРОО «СПО».

3) Возбуждение производства по жалобе на действия оценщика в СРОО и проведение проверки специальным органом СРОО.

Статьями 24.3, 24.4 ФЗ «Об оценочной деятельности» установлен порядок проведение СРОО контроля за деятельностью своих членов. В том числе, проверка может осуществляться по жалобе на действия оценщика.

Порядок проведения проверок, в том числе внеплановых, в НП СРОО «СПО» установлен Положением «Об отделе по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки» (утв. Решением Совета НП СОО «СПО» от 31 марта 2009 года) (полный текст документа). Результатом проведения проверки может стать передача материалов проверки в дисциплинарный комитет СРОО с целью применения к оценщику мер дисциплинарной ответственности.

4) Применение к оценщику мер ответственности в предусмотренном законом порядке. О формах ответственности оценщика и порядке привлечения к ним - см. ниже.

Таким образом, исходя из нормативных требований к исполнению отчета, оценщикам необходимо использовать требуемые форматы документов и формирования информации.

Отметим, что OpenDocument Format, (ODF) является открытым формат файлов документов для хранения и обмена редактируемыми офисными документами, в том числе текстовыми документами (такими как заметки, отчёты и книги), электронными таблицами, рисунками, базами данных, презентациями . Подробные сведения о формате могут быть получены на официальном сайте разработчика ODF - некоммерческой организации OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards) .

В свою очередь XML (англ. eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки) - рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) язык разметки. Спецификация XML описывает XML-документы и частично описывает поведение XML-процессоров (программ, читающих XML-документы и обеспечивающих доступ к их содержимому).

Помощь в формировании документов в соответствующих Требованиям форматах, может быть оказана специализированными организациями, например, ООО «МОК-Центр» .

Получение квалифицированной электронной подписи осуществляется в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Статьей 2 указанного нормативного акта предусматривается, что «квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи».

Таким образом, для получения квалифицированного сертификата следует обращаться в аккредитованный удостоверяющий центр. К таким удостоверяющим центрам относятся, например:

Закрытое акционерное общество «Национальный удостоверяющий центр» ;

Удостоверяющий центр СКБ Контур ;

Удостоверяющий центр «КАРТОТЕКА» ,

и другие удостоверяющие центры.

Исходя из вышеизложенного, оценщикам, занятым в работах по кадастровой оценке, надлежит соблюдать обязательные нормативные требования, предъявляемые к оформлению отчетов, в том числе в части формирования отчетов в электронном виде с соблюдением требований к электронным форматам хранения информации.

Полный перечень санкций, которые могут быть применены к членам НП СРОО «СПО» установлен в приложении № 1 «Дисциплинарные взыскания» к указанному Положению.

2) Гражданско-правовой.

В первую очередь, гражданско-правовая ответственность оценщика определяется размером убытков, которые могут быть причинены заказчику оценки или иному лицу недобросовестными действиями оценщика.

Статья 15 ГК РФ определяет, что убытки - это «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

Статья 24.6 конкретизирует данное положение: «убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор».

В целях уменьшения степени риска не возмещения указанных убытков, законодателем введено положение о том, что СРОО «обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:

заключение договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;

формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей».

Однако отметим, что причинение убытков в размере, превышающем страховую сумму в 300 000 рублей, подлежит взысканию с оценщика, либо, если последний отказался от выплаты - за счет средств компенсационного фонда СРОО.

Практическим примером взыскания с оценщика убытков может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 по делу № А17-3890/2011 ().

3)Административной.

В качестве примера привлечения оценочной компании к административной ответственности приведем Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу № А56-25491/2012 (документ на сайте «Картотека арбитражных дел»). В данном деле по жалобе физического лица Управление Роспотребнадзора привлекло оценочную компанию к административной ответственности за совершение следующих правонарушений:

Оказание услуг не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, что образует состав части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги), что образует состав статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд согласился с оценкой действий оценщика, данных Управлением Роспотребнадзора, и оставил в силе решение о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа.

4) Уголовной. Действующая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит состава преступления, объективная сторона которого состоит в нарушении норм законодательства об оценочной деятельности.

Однако отметим, что, косвенно, деятельность по оценке может породить совершение оценщиком преступлений в сфере экономической деятельности, например, мошенничества, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отметим, что «обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение» (см. п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» (полный текст документа на сайте «Российской Газеты»). Таким образом, действия оценщика по составлению заведомо недостоверного отчета об оценке могут быть квалифицированы как обман, который, в свою очередь, может стать результатом мошенничества.

10. Распространяются ли на оценочную деятельность требования антимонопольного законодательства?

Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») предусматривает: «настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели».

Пункт 5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» раскрывает понятие хозяйствующего субъекта, а именно им признается «коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации».

Таким образом, под хозяйствующим субъектом понимаются категории лиц, прямо относящиеся к вышеупомянутым формам, в которых может осуществляться оценочная деятельность, а именно:

а) коммерческие организации, в которых работают оценщики. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ под коммерческими организациям понимаются «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Таким образом, хозяйственные товарищества и общества подпадают под действие антимонопольного регулирования. Кроме того, юридические лица отдельно упомянуты в ч. 1 ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции»;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход в силу членства в саморегулируемой организации. Указанная категория ФЗ «О защите конкуренции» в полном объеме соответствует статусу частнопрактикующего оценщика.

Таким образом, из изложенного следует сделать вывод о том, что в силу прямого указания законодательства о защите конкуренции, любой оценщик - частнопрактикующий или индивидуальный предприниматель - подпадает под действие норм данного законодательства.

11. Какой документ должен быть подготовлен по результатам проведения судебной экспертизы?

Случаи, порядок и требования к проведению судебной экспертизы, а также к документам, изготавливаемым по результатам судебной экспертизы, установлены следующими нормативными актами:

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации - в части проведения судебной экспертизы в рамках уголовного дела;

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации - в рамках гражданских дел, подведомственных арбитражным судам;

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации - в рамках гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции;

Во всех случаях применяется Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В рамках проведения судебной экспертизы, если к участию в деле в качестве эксперта привлекается оценщик, результирующим документом судебной экспертизы должно стать заключение судебного эксперта, которое может и должно иметь соответствующее наименование.

12. Требуется ли подпись в отчете об оценке генерального директора юридического лица, работник которого подготовил данный отчет?

Согласно ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности» отчет об оценке «должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор».

На практике встречается ситуация, когда отчет об оценке, выпущенный оценщиком, состоящим в штате юридического лица, не только скрепляется печатью данного юридического лица, но на нем также ставится подпись единоличного исполнительного органа данного юридического лица (директора, генерального директора), хотя директор и не исполнял отчет об оценке.

Представляется, что такая ситуация не в полной мере соответствует положению ФЗ «Об оценочной деятельности» и может быть квалифицирована как введение в заблуждение - так как затрудняет идентификацию оценщика-исполнителя отчета.

Более того, в практике НП СРОО «СПО» встречаются ситуации, когда уполномоченные органы предъявляют претензии к директору юридического лица, поставившего свою подпись на отчете об оценке, тогда как исполнителем отчета директор не является.

Представляется правильным рекомендовать ставить печать юридического лица на подпись оценщика, выполнившего отчет об оценке. В этой связи может возникнуть коллизия внутренних документов юридического лица и указанной рекомендации, так как во внутренних документах юридического лица, зачастую, содержатся ограничения, - например, печать может скреплять только подпись директора или главного бухгалтера. В свете требований ФЗ «Об оценочной деятельности» возможно разрешить данную коллизию путем выпуска приказа по юридическому лицу, направленного на расширение сферы применения круглой печати юридического лица, для скрепления отчетов об оценке, подписанных оценщиками - работниками данного юридического лица.

13. Какие существуют обязательные требования к эксперту-технику при проведении экспертизы в рамках законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в частности, ст. 12, предусмотрено, при причинении вреда имуществу потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы , проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) , проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 12.1 указанного Федерального закона предусматриваются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, которые устанавливают, что независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

В соответствии с п. 5 Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 № 238) экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется - государственный реестр).

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации».

Приказом Минтранса РФ № 124, Минюста РФ № 315, МВД РФ № 817, Минздравсоцразвития РФ № 714 от 17.10.2006 утверждены условия и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам.

Совокупность содержания приведенных выше норм, а также отсутствие в нормативных актах прямого ответа на вопрос относительно статуса оценщика при определении ущерба в рамках ОСАГО, позволяют сделать выводы:

1) В отношении транспортного средства и его остатков проводится независимая техническая экспертиза, которая выполняется экспертом-техником, прошедшим аттестацию и внесенным в соответствующий реестр, либо экспертной организацией, соответствующей вышеуказанным требованиям.

2) В отношении иного имущества, за исключением транспортного средства и его остатков, проводится независимая экспертиза (оценка), которая проводится лицами, имеющими право на осуществление оценочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

14. Какие обязательные условия должен содержать договор на проведение оценки в соответствии с изменениями 135-ФЗ от 22.07.2014?

Нормы Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) содержат ряд специальных требований к договору на проведение оценки (далее - договор).

В частности, статья 10, озаглавленная «обязательные требования к договору на проведение оценки» содержит ряд обязательных условий договора. Положения Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесли существенные корректировки в нормы данной статьи Федерального закона. Таким образом, в настоящее время договор на проведение оценки должен содержать следующие условия.

1. Цель оценки

Согласно положениям Федерального стандарта оценки (ФСО) № 2 (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 255) целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.

Законодательство об оценочной деятельности не содержит исчерпывающего или примерного перечня возможных целей оценки, при этом представляется, что цель оценки при указании в договоре должна формулироваться более подробно, чем предусмотрено ФСО № 2. При этом указанная в договоре цель оценки должна соотноситься с видом определяемой стоимости, а для случаев обязательной оценки - с положениями законодательства, устанавливающего обязательный характер такой оценки, а также с предполагаемым использованием отчета об оценке.

2. Описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию

Представляется важным при формировании описания объекта оценки согласовать в договоре такое описание объекта оценки, которое позволит без сомнений произвести идентификацию объекта оценки, отграничить данный объект от иных смежных объектов.

Несомненно, что объекты кадастрового учета, имеющие индивидуальные и не повторяющиеся кадастровые номера в некоторой степени проще описать со ссылкой на кадастровый номер и признаки объекта, содержащиеся в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.

При оценке «бизнеса» целесообразно указать уникальные индивидуализирующие признаки юридического лица (индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер и т.п.).

Для оценки ценных бумаг также возможно указать номер, дату государственной регистрации выпуска, государственный орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска, а также наименование и вышеуказанные индивидуализирующие признаки эмитента.

Большие сложности могут возникнуть с оценкой объектов, определяемых родовыми признаками. Однако во всех случаях рекомендуется ориентироваться на максимальный объем индивидуальных признаков, которые находят свое подтверждение в документах на оцениваемый объект.

3. Вид определяемой стоимости объекта оценки

При указании в договоре на проведение оценки необходимо руководствоваться положениями п. 5 ФСО № 2, который содержит исчерпывающий перечень видов стоимости, которые используются при осуществлении оценочной деятельности: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая.

4. Размер денежного вознаграждения за проведение оценки

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». Глава 39 ГК РФ предусматривает, что договор возмездного оказания услуг является строго возмездным договором.

В этом смысле требуется определить и согласовать в договоре размер денежного вознаграждения, а также, в случае необходимости - четкие и понятные правила и условия изменения указанного размера вознаграждения. При этом ст. 16 Федерального закона прямо указывает, что размер оплаты оценщику, размер денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

5. Дата определения стоимости объекта оценки

Сообразно актуальной редакции ст. 10 Федерального закона «датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки».

6. Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Федеральным законом

Информация об обязательном страховании ответственности оценщика должна быть указана в объеме, позволяющем заказчику получить информацию не только о наличии такого договора страхования, но и страховщике. В договоре на проведение оценки следует указывать номер договора страхования (страхового полиса), его дату, срок, на который осуществлено страхование, наименование страховщика, его ОГРН и (или) ИНН, адрес местонахождения страховщика.

7. Наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации

8. Указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки

В договоре на проведение оценки необходимо указывать применимые федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности, установленные саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, с указанием наименования утвердившего их органа, утверждающего документа (приказ, решение и пр.), даты и номера утверждающего документа, а также наименования самого документа.

9. Указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24.6 Федерального закона, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор

Для соблюдения указанного требования закона в договор на проведение оценки может быть включено, например, условие о неустойке за нарушение сроков проведения оценки.

10. Сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности

Аналогично п. 6.

11. Сведения о банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств по договору на проведение оценки, в случае, если исполнение обязательств по такому договору обеспечено банковской гарантией

В договоре на проведение оценки рекомендуется указывать номер, дату выдачи, срок действия, сумму, на которую выдана банковская гарантия, а также наименование гаранта, его ОГРН и (или) ИНН, адрес местонахождения гаранта. Сведения об указанном способе обеспечения могут быть получены исходя из договора, заключаемого между банком, выдавшим гарантию, и оценочной компанией.

Указанная информация должна быть указана только в случае, если исполнение обязательств по договору обеспечено банковской гарантией.

12. Сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона.

Статья 16 Федерального закона содержит весьма обширный перечень требований к независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика. Для целей соблюдения требований законодательства в договор на проведение оценки может быть включена оговорка о том, что на дату подписания договора сторонам не известно о нарушениях требований к независимости оценщика и организации, с которой оценщик заключил трудовой договор, установленных ст. 16 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стороны обязуются извещать друг друга о возникновении таких обстоятельств

13. В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

Указанное требование Федерального закона не требует дополнительных пояснений и свидетельствует о том, что в договоре не должны быть поименованы все оценщики-сотрудники юридического лица, а только конкретный оценщик, который будет составлять и подписывать отчет об оценке, являющийся предметом заключаемого договора.

14. В отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. п. 16, 17 ФСО № 1 (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256), договор на проведение оценки должен включать в себя задание на оценку, и ряд требований к содержанию договора на проведение оценки (таких как описание объекта оценки, цель оценки, вид стоимости, дата оценки) может быть выполнен путем включения соответствующих сведений в задание на оценку.

В то же время п. 17 ФСО № 1 содержит ряд требований к содержанию задания на оценку, прямо не предусмотренных ст. 10 Федерального закона. Учитывая, что задание является частью договора на проведение оценки, можно заключить, что договор на проведение оценки также должен также содержать следующую информацию, подлежащую указанию в задании на оценку:

1) Имущественные права на объект оценки

Указываются в соответствии с содержанием правоустанавливающих документов.

2) Предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения

Указываются в соответствии с фактическими намерениями заказчика и положениями законодательства в случае, когда оценка является обязательной.

3) Срок проведения оценки

4) Допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка

Указываются в соответствии с фактическими обстоятельствами и положениями законодательства.

Дополнительно к указанным условиям договора, следует обратить особое внимание на следующие важные элементы договора:

1. Предмет договора

По общему смыслу Федерального закона предметом договора должно являться возмездное оказание услуг по оценке объекта оценки в рамках Федерального закона (либо выполнение работ по оценке). Иными словами, предмет договора на проведение оценки должен формулироваться как оказание услуг (выполнение работ), «направленных на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости» (ст. 3 Федерального закона).

Отметим, что вопрос относительно природы договоров на проведение оценки - являются ли такие договоры по своему сущностному содержания договорами возмездного оказания услуг или же договорами подряда, - является дискуссионным и, в большинстве случаев, не требует прямого ответа.

2. Перечень документации, предоставляемой заказчиком оценки, и сроки ее предоставления

Учитывая необходимость соблюдения указанных в задании на оценку сроков проведения оценки, представляется необходимым определять перечень документации, которая должна быть предоставлена заказчиком, срок ее предоставления, и включать в договор условие о возможности истребования дополнительных документов и сроке их предоставления, а также условие о том, что до поступления от заказчика первоначально истребованных документов, исполнитель вправе не приступать к проведению оценки, а в случае нарушения сроков предоставления дополнительных документов - продлить срок исполнения оценки на количество дней просрочки предоставления дополнительных документов.

В соответствии с п. 8 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» (утв. Приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014) в задании на оценку недвижимости, которое является частью договора на проведение оценки, необходимо указывать следующую дополнительную информацию:

1. Состав объекта оценки с указанием сведений, достаточных для идентификации каждой из его частей (при наличии);

2. Характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей или ссылки на доступные для оценщика документы, содержащие такие характеристики;

3. Права, учитываемые при оценке объекта оценки, ограничения (обременения) этих прав, в том числе в отношении каждой из частей объекта оценки.

Также следует учитывать п. 7 ФСО № 7, который предусматривает, что в отсутствие документально подтвержденных имущественных прав третьих лиц в отношении оцениваемого объекта недвижимости, ограничений (обременений), а также экологического загрязнения оценка объекта проводится исходя из предположения об отсутствии таких прав ограничений и загрязнений с учетом обстоятельств, выявленных в процессе осмотра, если в задании на оценку не указано иное.

Таким образом, если в отношении объекта оценки имеется информация об экологическом загрязнении, рекомендуется также об этом указывать.

В задании на оценку могут быть указаны иные расчетные величины, в том числе:

1. Рыночная арендная плата (расчетная денежная сумма, за которую объект недвижимости может быть сдан в аренду на дату оценки при типичных рыночных условиях);

2. Затраты на создание (воспроизводство или замещение) объектов капитального строительства;

3. Убытки (реальный ущерб, упущенная выгода) при отчуждении объекта недвижимости, а также в иных случаях;

4. Затраты на устранение экологического загрязнения и (или) рекультивацию земельного участка.

Также следует учитывать, что от наличия соответствующего указания будет зависеть наличие или отсутствие обязанности оценщика помимо итогового результата оценки также приводить свое суждение о возможных границах интервала, в котором, может находиться стоимость объекта.

В соответствии с п. 4 ФСО № 7 для целей указанного федерального стандарта оценки объектами оценки могут выступать объекты недвижимости - застроенные земельные участки, незастроенные земельные участки, объекты капитального строительства, а также части земельных участков и объектов капитального строительства, жилые и нежилые помещения, вместе или по отдельности, с учетом связанных с ними имущественных прав, если это не противоречит действующему законодательству. Также для целей ФСО № 7 объектами оценки могут выступать доли в праве на объект недвижимости.

Согласно п. 3 ФСО № 7 данный стандарт оценки не распространяется на оценку подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, участков недр, предприятий как имущественных комплексов, а также на определение кадастровой стоимости недвижимости методами массовой оценки.

15. Может ли оценочная компания, действующая по законодательству Российской Федерации, делать оценку имущества, расположенного на территории Республики Казахстан (в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации)?

В первую очередь, отметим, что Республика Казахстан является самостоятельным государством, не входит в состав Российской Федерации, и, следовательно, обладает собственной правовой системой.

Также необходимо обратить внимание на цель использования отчета об оценке. Если оценка не является обязательной, а необходима только для принятия решения одной из сторон сделки, то проведение такой оценки не повлечет существенных правовых последствий и является возможным.

Если же оценка является обязательной, то ее проведение по законодательству РФ нельзя признать правомерным в связи со следующими обстоятельствами.

Сам по себе Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не устанавливает ограничений, связанных с недопустимостью проведения оценки объектов, находящихся за пределами территории РФ. Однако как видно из наименования данного федерального закона, предметом его регулирования являются правоотношения, вытекающие из осуществления оценочной деятельности именно в Российской Федерации. Следовательно, и упомянутый федеральный закон, и принятые в его исполнение подзаконные акты (включая федеральные стандарты оценки) применяются исключительно на территории РФ.

Аналогичный вывод позволяют сделать положения раздела VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (международное частное право). В частности, ст. 1205 ГК РФ устанавливает, что «право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится». Ст. 1205.1 ГК РФ гласит, что правом, «подлежащим применению к вещным правам, определяются, в частности:

1) виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;

2) оборотоспособность объектов вещных прав;

3) виды вещных прав;

5) возникновение и прекращение вещных прав, в том числе переход права собственности;

6) осуществление вещных прав;

7) защита вещных прав».

Из изложенных норм ГК РФ следует, что для объектов оценки, расположенных за пределами территории РФ, применяются нормы законодательства о праве собственности того государства, где данные объекты расположены.

Таким образом, по общему правилу, при оценке имущества надлежит, в первую очередь, руководствоваться положениями законодательства об оценочной деятельности того государства, в котором оцениваемое имущество расположено. Так, например, беглый анализ законодательства Республики Казахстан позволил выявить Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2013 года № 124 «О некоторых вопросах оценочной деятельности», которым, в числе прочего утвержден Стандарт «Оценка стоимости недвижимого имущества».

Иными словами, не выявлено оснований для применения законодательства РФ об оценочной деятельности или прямого применения норм международных актов (в обход внутреннего законодательства Республики Казахстан) при оценке имущества, находящего в Республике Казахстан.

Относительно того, может ли оценочная компания, действующая на территории Российской Федерации, осуществлять оценочную деятельность на территории Республики Казахстан, следует обратить внимание на следующее.

В первую очередь, при ответе на данный вопрос следует ориентироваться на внутреннее законодательство об оценочной деятельности Республики Казахстан.

Так, п. 9 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» гласит «оценщик - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности и обязательно являющееся членом одной из палат оценщиков».

Пункт 2 ст. 4 упомянутого Закона Республики Казахстан указывает: «оценщики-физические лица вправе заниматься оценочной деятельностью в соответствии с настоящим Законом на основании трудового договора с юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензии, предусмотренной Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Таким образом, для осуществления оценочной деятельности в Республике Казахстан требуется получение лицензии и вступление в соответствующую организацию - палату оценщиков.

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях», при первом приближении, не содержит ограничений, связанных с получением лицензии для граждан иного государства.

Глава 3-1 (палаты оценщиков) Закона Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года № 109-II «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» также не ограничивает перечень потенциальных членов палат оценщиком только гражданами Республики Казахстан.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, при соблюдении условий, установленных вышеперечисленными нормативными актами, вправе осуществлять оценочную деятельность на территории Республики Казахстан, руководствуясь нормативными-правовыми актами данного государства.

16. Допустимо ли проведение оценки объекта капитального строительства - нежилого здания - для целей продажи без учета стоимости земельного участка?

Согласно п. 3 ФСО № 1 «к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте». Пункт 4 ФСО № 7 вводит уточнение данного определения в части того, что объектом оценки могут быть «застроенные земельные участки, объекты капитального строительства (далее - ОКС) <…> вместе или по отдельности, с учетом связанных с ними имущественных прав, если это не противоречит действующему законодательству».

Из приведенного следует сделать следующие выводы:

К объектам оценки относятся только объекты гражданских прав, которые могут участвовать в обороте;

ОКС (здания и сооружения) подлежат оценке с учетом связанных с ними имущественных прав, если наличие таких прав не противоречит закону.

Следовательно, необходимо определить: может ли в гражданском обороте участвовать ОКС без прав на земельный участок, расположенный под данным ОКС?

Согласно ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом». В свою очередь ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) устанавливает схожее правило для случаев, когда земельный участок под отчуждаемым зданием принадлежит не продавцу здания: «при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник». Аналогичное правило установлено п. 2 ст. 271 ГК РФ.

Кроме того, ст. 271 ГК РФ устанавливает: «собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком», при этом «собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором».

Из приведенных норм следует:

ОКС не может существовать отдельно от прав на земельный участок, расположенный под данным ОКС;

ОКС не может быть отчужден без учета земельного участка, на котором расположен ОКС.

Иными словами, ОКС не может быть объектом гражданского оборота без учета прав на земельный участок, на котором данный ОКС расположен и который необходим для использования данного ОКС.

Если права на земельный участок под ОКС не оформлены, то из этого не следует, что данные права отсутствуют. Например, если земельный участок находится в государственной собственности, то права на него могут быть оформлены в порядке, предусмотренном п. 9 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. А именно, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на праве аренды без проведения торгов в случае предоставления данного участка собственникам зданий, сооружений, помещений, расположенных на данном земельном участке.

Кроме того, согласно ст. 65 ЗК РФ, закрепляющей принцип платности землепользования, пользование земельным участком лицом, которому данный участок не принадлежит на каком-либо праве, является основанием для взыскания с данного лица неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка (указанная позиция находит подтверждение, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8251/11 по делу № А57-12992/09-5).

Из изложенного надлежит сделать следующие выводы:

1. Оценка рыночной стоимости здания, сооружения для целей продажи без учета прав на земельный участок, расположенный под ними, является некорректной, т.к. объект недвижимости не может участвовать в обороте отдельно от прав на земельный участок.

2. Объектом оценки может быть (в зависимости от условий задания на оценку):

а) Здание и земельный участок;

б) Земельный участок отдельно от здания;

в) Здание, рыночная стоимость которого определяется как рыночная стоимость здания с земельным участком из которой исключена величина рыночной стоимости прав на земельный участок.

В связи с получением рассылок от Сбербанка по поводу новых правил взаимодействия с оценочными компаниями остро встал вопрос о трактовке положений ст. 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке).

В письмах Сбербанка указано, что «оценочная организация должна иметь в штате не менее двух оценщиков (для которых данная организация является основным местом работы)».

Но в положениях ст. 15.1. Закона об оценке сказано следующее: юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух оценщиков.

Что же это значит «иметь в штате» двух оценщиков? НП «АРМО» подготовило простые разъяснения по этому вопросу.

Начнем с простого: как вообще работает оценщик?

Таким образом, заключая трудовой договор с оценщиком подразумевается, что у оценочной компании есть штатное расписание, которое предусматривает минимум два штатные единицы «оценщик».

И тогда «штатный работник» это кто?

Это лицо, с которым компания заключила трудовой договор в соответствии со своим штатным расписанием.

У оценочной компании таких штатных работников должно быть не менее двух. Эти работники должны быть членами СРОО, иметь страховку, иметь квалификационный аттестат и их членство в СРОО не должно быть приостановлено.

При этом оценочная компания может заключить со своим штатным работником трудовой договор по совместительству. Это прямо предусмотрено ТК РФ.

А что такое «основное место работы»?

Забавно, но несмотря на повсеместное использование этого термина, его официального определения в ТК РФ нет.

Стоит отметить, что уже несколько лет ведутся дискуссии об отмене трудовых книжек. Мы это поддерживаем.

Если я директор и оценщик?

Такая ситуация сильно распространена в оценочной среде. Часто директор оценочной компании сам же является одним из двух оценщиков.

В этом случае логичнее использовать другую правовую конструкцию – совмещение должностей.

Совмещение отличается от совместительства тем, что в первом случае работа осуществляется в течение основного рабочего времени у того же работодателя, а при совместительстве – в свободное от основной работы время у любого работодателя.

Т.е. директор оценочной компании может одновременно осуществлять в рамках совмещения и трудовую функцию оценщика.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

В этом случае не нужно заключать новый трудовой договор. Достаточно подписать дополнительное соглашение к уже действующему трудовому договору. В таком соглашении устанавливается срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты за совмещение. На основании соглашения издается приказ.

Запись в трудовую книжку о совмещении должностей не делается.