Решение по аккредитации включает. Перечислите основные этапы процесса аккредитации организаций, осуществляющих деятельность органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий
Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Рекомендации по аккредитации Р 50.4.001-96 предусматривают пять этапов, содержание которых полностью совпадает с рассматриваемым вариантом. Каждый этап состоит из стандартных процедур (рис.1.19).
Этап подачи заявки включает следующие процессы:
а) запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения. Орган по аккредитации направляет заявителю необходимые информационные материалы;
б) предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами;
в) заявку на аккредитацию по специальной форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых планируется, или виды испытаний), обязательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата.;
г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;
д) анализ полноты данных заявки и приложений к ней, которые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по сертификации, оснащенности производственными площадями, оборудованием, кадрами и нормативной документацией, а также заполненную анкету-вопросник о готовности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;
е) заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон.
Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:
а) назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем. В качестве руководителя экспертизы выступает обычно штатный эксперт органа (системный эксперт), а в качестве технических консультантов - эксперты из числа привлекаемых на основании субподряда;
б) распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии, которое проводит главный эксперт; заявочных документов экспертами по специальным вопросам
в) анализа органе по аккредитации
г) проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям;
д) составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.
Этап решения по аккредитации включает следующие операции:
а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии. Утверждение или отклонение решения экспертной комиссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;
б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается область сертификации или испытаний, максимально составляет 5;
в) занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий.
Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.
Таким образом, аккредитация способствует обеспечению качества сертификации и доверию к ее результатам и методам.
Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности
Качество продукции – понятие довольно емкое и широкое. Общеизвестно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закладываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старения.
Специалисты различают технический, экономический и философский аспекты качества. Рассматривая в нашем случае техническую сущность понятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качества). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.
Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в мировой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам производителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам добавляется необходимость обеспечения соответствия использования продукции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля качества товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализированный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профилактического характера. На смену средствам технического контроля приходят средства технического управления качеством продукции.
В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдвигает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соответствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используемым средствам технического управления качеством, развития и совершенствования элементов организационного управления качеством. На базе объединения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.
Внедрение комплексного управления качеством продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важности "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ведущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.
В 80-х гг. в результате дальнейшего обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспечение этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью становиться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.
Для достижения новых целей в области обеспечения качества и под мощным воздействием японского опыта с середины 80-х гг. в мировой практике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего времени, получивший название "всеобщее управление качеством".
Аккредитация включает следующие этапы:
Представление заявки и комплекта документов на аккредитацию;
Экспертизу поданных документов с оценкой соответствия органа по сертификации или испытательной лаборатории установленным требованиям;
Аттестацию (проверку), проводимую с целью установления фактического состояния органа или лаборатории представленным документам;
Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации;
Оформление и выдачу заявителю аттестата аккредитации, утверждение «Положения об органе сертификации (или об испытательной лаборатории)»;
Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации, который может быть периодическим или внеплановым.
Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа.
Лаборатория, претендующая на аккредитацию, направляет официальную заявку в центральный орган по сертификации (для информации) и в национальный орган по аккредитации.
К заявке, направляемой в орган по аккредитации, прилагаются:
- «Руководство по качеству» аккредитованной лаборатории;
Проект «Паспорта аккредитованной лаборатории»;
Проект «Положения об аккредитованной лаборатории»;
Образец протокола количественного химического анализа (ЮСА), который аккредитуемая лаборатория предполагает выдавать заказчику;
Анкета о готовности испытательной лаборатории к аккредитации;
Область аккредитации испытательной лаборатории. Аккредитующий орган проводит экспертизу представленных
материалов. Продолжительность экспертизы - не более одного месяца со дня получения материалов. По ее результатам аккредитующий орган принимает решение о возможности аккредитации лаборатории, устанавливает сроки проведения проверки. Отказ в проведении аккредитации должен быть обоснованным, но не содержащим конкретных рекомендаций, выполнение которых гарантировало бы аккредитацию. В случае положительного результата экспертизы аккредитующий орган разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации.
Аккредитующий орган формирует комиссию с учетом специализации аккредитуемой лаборатории из числа квалифицированных специалистов с обязательным привлечением представителей органов общегосударственных служб контроля и надзора и направляет ее в аккредитуемую лабораторию.
Перед началом проверки комиссия знакомится с заявкой на аккредитацию и результатами экспертизы представленных материалов. На основе утвержденной программы проведения аттестации составляет программу экспериментальной проверки качества проведения КХА. Непосредственно на месте комиссия проверяет соответствие лаборатории критериям аккредитации, а также соответствие представленной информации фактическому состоянию объекта аккредитации.
По результатам проверки комиссия составляет акт и представляет его в аккредитующий орган и аккредитуемую лабораторию.
На основе акта комиссии аккредитующий орган принимает решение об аккредитации лаборатории либо об отказе в аккредитации.
При положительном результате выдается аттестат аккредитации со сроком действия до пяти лет. Сведения об аккредитованном органе или лаборатории вносятся в Государственный реестр. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по сокращенной программе. Инспекционный контроль проводит аккредитующий орган с участием представителей территориального органа, осуществляющего государственный контроль.
По результатам инспекционного контроля может быть приостановлено действие аттестата аккредитации до устранения обнаруженных недостатков в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории.
Поэтому лаборатория должна не только представить сведения, необходимые для прохождения аккредитации, но и соответствовать критериям аккредитации, что положительно скажется на результатах проводимых испытаний.
На практических занятиях студенту предлагается составить документы заявки на аккредитацию испытательной лаборатории, с деятельностью которой он познакомился в период прохождения производственной практики. Выполнение такой работы поможет уяснить некоторые теоретические вопросы аккредитации и оцепить целесообразность этого процесса в отношении конкретной лаборатории.
Организация деятельности испытательных лабораторий
Испытательная лаборатория должна обладать юридическим статусом, либо административной и организационной структурой испытательной лаборатории. Юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству. Она может быть самостоятельным юридическим лицом или подразделением в его составе. Испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки.
Всякое влияние на результаты испытаний со стороны внешних организаций или лиц должно быть исключено. (Испытательная лаборатория не имеет права заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от количества испытаний и их результатов.
Если изделие испытывают организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий (например, изготовители), то должны быть разработаны дополнительные требования об условиях, обеспечивающих объективность испытаний.
Организационная структура лаборатории должна обеспечивать для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности).
Типовая структура испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ЕК 45001 и ГОСТ Р 51000.3-96.
Общее руководство испытательной лаборатории осуществляет руководитель и формирует политику ее деятельности.
Ответственный за систему обеспечения качества разрабатывает и контролирует выполнение положений «Руководства по качеству» лаборатории.
Заместитель руководителя по испытаниям несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний.
Специалисты группы по испытаниям непосредственно проводят испытания продукции и оформляют протоколы испытаний в обозначенной области.
Специалисты и эксперты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном порядке. В отношении требований к обеспечению конфиденциальности персонал лаборатории должен иметь обязательства по неразглашению профессиональных тайн, касающихся третьих лиц.
Большое внимание в испытательной лаборатории должно уделяться мероприятиям по повышению квалификации персонала. Они должны проводиться как для новых, так и для опытных сотрудников. Различают внешнее и внутреннее повышение квалификации. Внешнее , проходит в традиционных формах - участие в конференциях и семинарах, учеба на курсах, самоподготовка; внутреннее проявляется в регулярных обсуждениях сотрудниками лаборатории проблем, связанных с квалификацией (по аналогии со знаменитыми японскими «кружками качества»).
Международная организация «EUROLAB», объединяющая испытательные лаборатории разных стран Европы, установила четыре уровня квалификации персонала, проводящего испытания:
1. Элементарный уровень - неспециальное образование и специальная подготовка.
2. Базовый уровень - основное профессиональное образование, необходимое для выполнения работ в лаборатории.
3. Повышенный уровень - более высокое основное профессиональное образование для выполнения работ в лаборатории и более
расширенные знания.
4. Наивысший уровень - высшее образование (вуз), способности к решению сложных испытательных задач, углубленные знания испытаний и управления (менеджмента).
Каждый из этих четырех уровней предусматривает три градации квалификации: достаточную, хорошую и отличную.
Посредством этих критериев оценивается персонал при аккредитации испытательных лабораторий на соответствие ЕК 45001.
Испытательная лаборатория должна быть оснащена средствами измерений, испытаний и контроля, а также расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др.) для правильного проведения испытаний и измерений, что требуется для признания ее компетентности. В исключительных случаях можно на договорных условиях применять оборудование, не принадлежащее лаборатории притом - что это оборудование аттестовано, а средства измерений проверены в установленном порядке. Данные по оснащенности техническими средствами испытаний приводятся в «Руководстве по качеству».
Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должны использоваться по назначению. Документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна. Неисправное оборудование, которое дает при испытании сомнительные результаты, должно быть снято с эксплуатации и отмечено соответствующим образом, указывающим на его непригодность. Такое оборудование следует хранить в специально отведенном месте до тех пор, пока оно не будет отремонтировано, а его пригодность не будет подтверждена с помощью испытаний или списано.
Каждая единица оборудования для испытания ила измерения должна иметь регистрационную карточку, содержащую следующие сведения:
Наименование оборудования;
Наименование изготовителя (фирмы), тип (марка), заводской и инвентарный номер; даты получения и ввода в эксплуатацию;
Месторасположение в настоящее время (в случае необходимости);
Состояние на момент получения;
Данные о ремонте и обслуживании;
Описание всех повреждений или отказов, переделок или ремонта.
Калибровка или проверка измерительного и испытательного оборудования при необходимости проводится перед вводом его в эксплуатацию и далее в соответствии с установленной программой. Общая программа калибровки оборудования должна обеспечивать отслеживаемость измерений, проводимых лабораторией на соответствие национальным и международным образцовым средствам измерений, если таковые существуют.
Если подобную отслеживаемость осуществить невозможно, то испытательной лаборатории необходимо представить убедительные доказательства корреляции или точности результатов испытаний. Образцовые средства измерений, имеющиеся в лаборатории, следует использовать только для калибровки рабочего оборудования и не применять для других целей. Образцовые средства измерений должны быть калиброваны компетентным органом, который может обеспечить отслеживаемость их на соответствие национальным иди международным эталонам. При необходимости испытательное оборудование может подвергаться контролю между периодическими повторными калибровками. Образцовые вещества должны, по возможности, отслеживаться на соответствие национальным или международным стандартным образцовым веществам.
Помещения испытательной лаборатории должны обеспечивать условия, неспособные отрицательно повлиять на точность и достоверность испытаний. Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышение температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда и. охраны окружающей среды. Помещения должны быть достаточно просторными, чтобы устранить риск порчи оборудования и возникновения опасных ситуаций, обеспечить сотрудникам свободу перемещения и точность действий. Помещения для испытаний должны быть оснащены требуемыми оборудованием и источниками энергии, а при необходимости устройствами для регулирования условий, в которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование должны соответствующим образом контролироваться. Должны быть также определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной лаборатории. Это еще одно из условий обеспечения конфиденциальности информации о деятельности лаборатории для третьих лиц. Данные о состоянии производственных помещений и план их размещении составляют отдельный раздел «Руководства по качеству».
Техническая компетентность испытательной лаборатории определяется наличием в ней квалифицированного персонала, не обходимых средств измерений, испытаний и контроля; помещений с соответствующими условиями окружающей среды; документированных рабочих процессов; нормативно-методических документов на методы и средства испытаний; системы обеспечения качества испытаний.
Персонал испытательной лаборатории должен иметь достаточное образование и квалификацию. При этом учитываются следующие моменты:
1. базовое образование;
2. специальное профессиональное образование до начала работы в лаборатории;
3. обучение и подготовка по специальным вопросам после начала работы в лабораторий;
4. знание методов и средств измерений, испытаний и контроля, необходимых для проведения конкретных испытаний, полученных в ходе повышения квалификации;
5. опыт работы в группах испытаний или на руководящих должностях в испытательной лаборатории.
Помимо этого лаборатория должна располагать необходимой документацией и сведениями, касающимися квалификации, практического опыта и подготовки кадров. Эти данные приводятся в «Руководстве по качеству». Для каждого специалиста предусмотрена должностная инструкция с установлением функций и обязанностей, прав и ответственности, а так же квалификационные требования, технические знания и опыт работы.
Р 50.4.001-96 Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сеотификации, испытательных и измерительных лабораторий
СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий
Дата введения 1996-10-01
1. Область применения
Настоящие рекомендации устанавливают порядок аккредитации следующих объектов:
- органов по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества, а также органов по сертификации (аттестации) персонала (далее - органы по сертификации);
- лабораторий (центров), осуществляющих испытания, измерения, калибровку (далее - испытательные лаборатории);
- контролирующих инспекционных организаций;
- метрологических служб юридических лиц, осуществляющих поверку средств измерений;
- организаций, осуществляющих специальную подготовку экспертов в указанных областях деятельности.
Объектами аккредитации могут быть организации, осуществляющие свою деятельность в обязательной (законодательно регулируемой) или добровольной сфере.
Рекомендации реализуют положения законодательных актов Российской Федерации, стандартов, других нормативных документов, касающихся проведения работ по испытаниям, сертификации и аккредитации, и не устанавливают дополнительных требований к объектам аккредитации и представляемым ими документам по аккредитации.
В настоящем документе не рассматривается взаимодействие между организацией и аккредитующим органом, которое может иметь место до официальной подачи заявки (консультации, получения документов и др.).
2. Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51000.1-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования;
ГОСТ Р 51000.2-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.
3. Общие положения
3.1 Аккредитующий орган осуществляет аккредитацию объектов в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации серии ГОСТ Р 51000, а также в соответствии с другими нормативными документами, устанавливающими требования к конкретным видам объектов аккредитации, правилам и процедурам их деятельности, процедурам аккредитации.
3.2. Документом, удостоверяющим намерения конкретной организации (далее - заявитель) аккредитоваться в заявленной области, является представленная в аккредитующий орган заявка. К заявке прилагают комплект документов, установленный для данного вида объекта аккредитации. Форма заявки и состав комплекта документов указаны в нормативных документах, определяющих требования к объектам и порядку их аккредитации.
3.3. Документом о признании компетентности заявителя является аттестат аккредитации*, выданный аккредитующим органом и зарегистрированный в его реестре.
__________
* Основанием для выполнения организацией работ в законодательно регулируемой сфере является ее аккредитация в соответствии с требованиями Системы аккредитации в Российской Федерации и разрешение уполномоченного законодательным актом Российской Федерации органа (наличие аттестата аккредитации и лицензии на проведение работ).
3.4. При нарушении организацией критериев аккредитации действие аттестата аккредитации может быть приостановлено или аттестат может быть отменен в установленном порядке.
3.5. Аккредитующий орган может поручить работы по аккредитации другому компетентному органу в установленном порядке. Передача функций осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.2, раздел 16.
4. Общая схема процедуры аккредитации
4.1. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.1 процедура аккредитации представлена на рисунке 1.
Рассмотрение заявки на аккредитацию |
Представление заявителем заявки на аккредитацию (с комплектом документов) |
Анализ документов (предварительное рассмотрение заявки с комплектом документов) и принятие решения по заявке |
Заключение договора на проведение работ по аккредитации |
Экспертиза документов |
Назначение эксперта (экспертов) для проведения экспертизы документов |
Проведение экспертизы документов и оформление экспертного заключения |
Аттестация заявителя |
Назначение экспертов по аттестации заявителя (формирование комиссии) |
Проведение аттестации заявителя и оформление акта аттестации |
Решение об аккредитации |
Анализ всех материалов по аккредитации (по результатам экспертизы и аттестации; информации, представленной заявителем) и принятие решения об аккредитации |
Оформление, регистрация в реестре и выдача аттестата аккредитации |
Инспекционный контроль за аккредитованными организациями |
В соответствии с установленной процедурой |
Рисунок 1
5. Рассмотрение заявки на аккредитацию
5.2. Технический центр проверяет комплектность документов, регистрирует заявку и может направить ее для проведения анализа (предварительного рассмотрения) в соответствующее компетентное подразделение или организацию (далее - исполнительный орган).
При некомплектности документов технический центр направляет заявителю соответствующее уведомление. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения документов - 6 месяцев.
5.3. Технический центр или исполнительный орган по аккредитации:
- определяет технического руководителя по аккредитации конкретного заявителя;
- осуществляет анализ заявки (полноту и правильность комплекта документов; юридический статус и принадлежность заявителя к третьей стороне, если это является критерием аккредитации; наличие персонала, в том числе экспертов, и оборудования);
- при необходимости совместно с центральным органом системы сертификации или другой организацией, выполняющей функции формирования системы (системы сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и др.), анализирует наличие аналогичных аккредитованных объектов и определяет возможность и целесообразность выполнения работ по аккредитации заявителя.
По результатам этого рассмотрения оформляют проект решения по заявке, приведенного в приложении А. При отрицательном результате рассмотрения оформляют проект письма об отказе в принятии заявки. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения этого комплекта - 1 год.
Срок предварительного рассмотрения заявки не должен превышать 1 месяца (если для его проведения необходима дополнительная информация, срок рассмотрения не более 15 дней со дня получения этой информации).
5.4 Решение по заявке или письмо с отказом подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.
5.5. Для предварительного рассмотрения заявки, при необходимости, могут быть привлечены специалисты других организаций.
6. Экспертиза документов
6.1. Экспертизу документов проводит эксперт (эксперты) по аккредитации соответствующих объектов (далее - эксперт).
Для этого технический центр определяет эксперта (при необходимости, по предложению исполнительного органа) и направляет уведомление об этом руководителю организации по месту постоянной работы эксперта.
При поручении организации работ по проведению экспертизы заявки (и аттестации заявителя) исполнительному органу в соответствии с 3.5 взаимоотношения с ним определяются конкретным поручением или правилами аккредитации конкретного вида объектов.
При назначении двух и более экспертов определяется ведущий эксперт.
6.2. Эксперт считается назначенным при согласии эксперта и организации, в штате которой он состоит.
6.3. Основанием для начала работ является заключение договора между организацией-заявителем и аккредитующим органом (техническим центром) или исполнительным органом, определенным в соответствии с 6.1, о проведении работ по аккредитации (или экспертизе).
Стоимость работы по экспертизе заявки определяют в соответствии с установленным порядком оплаты работ по аккредитации.
6.4. Приступая к экспертизе, эксперт обязуется соблюдать конфиденциальность по отношению ко всей информации, которую он получит при ее проведении, и подписывает заявление (приложение Б).
6.5. Эксперт проводит экспертизу всех представленных с заявкой документов, при необходимости запрашивает у заявителя (через организацию, заключившую договор с заявителем, технический центр или исполнительный орган) дополнительную информацию, необходимую для подтверждения или пояснения информации, представленной в заявке.
При необходимости технический центр или исполнительный орган представляет эксперту необходимую информацию.
Срок проведения экспертизы не более 1,5 месяца со дня получения последней информации, необходимой для проведения экспертизы.
6.6. По результатам экспертизы составляют экспертное заключение (приложение В), которое должно содержать:
- оценку соответствия представленной в заявке информации критериям аккредитации;
- указания на несоответствия по конкретным критериям (при наличии несоответствий);
- рекомендации, если заявка нуждается в корректировке в отношении отдельных ее положений, и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций;
- выводы о соответствии или несоответствии представленной в заявке информации критериям аккредитации.
Все записи, содержащиеся в экспертном заключении, должны четко и ясно излагать оценку соответствия по всем установленным критериям аккредитации.
Примечание. Следует избегать общих записей типа "заявитель обладает квалифицированным персоналом" без конкретного указания на наличие экспертов и других специалистов по разделам заявленной области аккредитации, их образования, опыта работы и другой поясняющей информации.
Экспертное заключение подписывает эксперт.
6.7. Экспертное заключение вместе с комплектом документов представляется в технический центр или исполнительный орган (техническому руководителю работы). Вместе с экспертным заключением могут быть представлены предложения по составу аттестационной комиссии.
Технический центр рассматривает экспертное заключение и подготавливает распоряжение о проведении аттестации заявителя и составе аттестационной комиссии или об отказе в аккредитации (в случае отрицательных выводов по результатам экспертизы). Распоряжение подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.
В состав комиссии могут быть включены дополнительно эксперты, если это необходимо для комплексной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. С этой же целью в состав комиссии могут быть включены необходимые специалисты аккредитующего органа, предприятий промышленности, научных и других организаций.
Включение экспертов и других специалистов в состав комиссии осуществляют с их согласия и согласия организаций по месту их постоянной работы.
6.8. Заявителю направляют экспертное заключение и распоряжение о проведении аттестации (не менее чем за 10 дней до начала аттестации) или об отказе в проведении аттестации.
Указанное уведомление является основанием для закрытия этапа договора (или договора) на проведение экспертизы заявки.
Если по результатам экспертизы выявилась необходимость доработки документов, заявителю вместе с экспертным заключением могут быть указаны допустимые сроки устранения замечаний (до начала аттестации заявителя или к ее окончанию).
При прекращении работ по аккредитации комплект документов заявителю не возвращают.
7. Аттестация заявителя
7.1. Комиссия подготавливает и представляет в технический центр проект программы аттестации заявителя на утверждение.
7.2. Срок проведения всех работ по подготовке аттестационной комиссии не должен превышать 1 месяца (если нет задержки информации заявителем).
7.3. Если у заявителя нет предложений или замечаний по составу комиссии (кроме представителя аккредитующего органа), комиссия приступает к работе. Приступая к работе по аттестации, члены комиссии обязуются соблюдать конфиденциальность по отношению к информации, которую они получат для проведения этой работы.
Комиссия проводит аттестацию заявителя в соответствии с установленными требованиями и методиками аттестации по утвержденной программе и в срок не более 10 дней результаты работы оформляет актом. При аттестации комиссия использует комплект документов, находящийся у заявителя. Комиссия представляет акт в технический центр.
7.4. Если аттестационная комиссия высказала рекомендации по корректировке отдельных документов или устранению недостатков в организации работы заявителя, последний должен представить в технический центр план корректирующих мероприятий, устранить недостатки в соответствии с рекомендациями и планом, представить подтверждение их устранения и откорректированный комплект документов в порядке и в сроки, установленные в акте.
При необходимости проведения повторных проверок заявителя они могут быть проведены полностью или только по выявленным несоответствиям. При необходимости у заявителя может быть запрошена дополнительная информация.
7.5. Если необходимость корректировки документов выявилась в процессе подготовки решения об аккредитации, технический центр или по его поручению исполнительный орган информирует об этом заявителя. После устранения замечаний оформляют проект решения об аккредитации.
8. Решение об аккредитации
8.1. При положительных результатах аттестации технический центр (технический руководитель или ведущий эксперт) рассматривает всю информацию о соответствии заявителя установленным требованиям, полученную в процессе экспертизы и аттестации (при необходимости запрашивает у заявителя дополнительную информацию), и оформляет проект решения об аккредитации по форме приложения Г.
8.2. Решение об аккредитации принимает научно-техническая комиссия по аккредитации.
Для этого технический центр на основании проектов решений формирует план работы комиссии.
Представление (доклад) проекта решения об аккредитации на заседании комиссии осуществляет технический руководитель или ведущий эксперт, определенный в соответствии с 6.1, или представитель технического центра.
8.3. Решение об аккредитации является основанием для подписания техническим центром комплекта документов в установленном порядке и оформления договора между аккредитующим органом и заявителем.
8.4. Подписанный комплект документов и аттестат аккредитации технический центр представляет на утверждение и подписание руководителю аккредитующего органа или заместителю руководителя.
8.5. Оформленный комплект документов регистрируется в едином реестре Системы аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий (Системы аккредитации в Российской Федерации) и вносится в реестр аккредитующего органа.
Регистрация в реестре является основанием для:
- получения лицензии на проведение определенных видов работ;
- оформления заказа на получение печати единой формы;
- оформления заказа на бланки сертификатов и других документов, если предусмотрено централизованное обеспечение ими.
9. Инспекционный контроль за аккредитованными организациями
Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованной организации осуществляется по процедурам аккредитации конкретных видов объектов в соответствии с установленным порядком проведения инспекционного контроля за их деятельностью.
Приложение А. Форма решения по заявке на проведение аккредитации
Приложение А
Форма решения по заявке на проведение аккредитации
РЕШЕНИЕ
по заявке на проведение аккредитации
N__ от "__" ______199__г.
Рассмотрена заявка N _________ от "__" _____199__года на аккредитацию в качестве |
||
Заявитель |
||
полное или сокращенное наименование заявителя |
||
Юридический адрес |
||
Телефон __________ Факс __________ Телекс __________ |
||
В результате предварительного рассмотрения установлено:
основную деятельность, юридический статус, предварительную оценку по основным критериям - независимости и компетентности, наличия оборудования и персонала.
Указывают содержание решения:
принять заявку к проведению работ по аккредитации или отклонить заявку в силу несоответствия... (указывают критерии несоответствия).
При необходимости приводят рекомендации.
руководитель (зам. руководителя) аккредитующего органа |
|||||||||||
инициалы, фамилия |
|||||||||||
Руководитель технического центра | Руководитель исполнительного органа |
||||||||||
инициалы, фамилия | инициалы, фамилия |
||||||||||
"_____" _______________ 199 _____г. | "_____" _______________ 199 _____г. |
||||||||||
Примечания:
2. Объем решения не более 2 страниц.
3. На поле 1, при необходимости, записывают дополнительные указания.
4. Нa полях 2 и 3 могут быть приведены дополнительные предложения (заключения).
Приложение Б. Форма заявления об обеспечении конфиденциальности информации
Приложение Б
Форма заявления об обеспечении конфиденциальности информации
ЗАЯВЛЕНИЕ
об обеспечении конфиденциальности информации
Я, эксперт (или член комиссии по аттестации) | |||||||
фамилия, инициалы, | |||||||
приступая к экспертизе заявки, peг. номер ________ "___" __________________ 199__г. |
|||||||
на аккредитацию (или к аттестации) в соответствии с письмом |
|||||||
наименование |
|||||||
аккредитующего органа |
|||||||
цех. N_____ от "__" _______ 199__г. заявителя _________________________________ |
|||||||
полное наименование заявителя |
|||||||
в качестве |
|||||||
вид объекта аккредитации |
|||||||
обязуюсь соблюдать конфиденциальность информации о заявителе, полученной мной в процессе экспертизы заявки (или аттестации заявители) и отмеченной им как конфиденциальная (если это не противоречит законодательству). |
|||||||
подпись | инициалы, фамилия |
||||||
"___" _________ 199__ г. |
Приложение В. Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию
Приложение В
Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по заявке на аккредитацию | |||||
краткое наименование заявителя |
|||||
в качестве | |||||
вид объекта аккредитации |
|||||
Регистрационный номер заявки _______ от "___" ________ 199___г. |
|||||
Далее указывают полное наименование заявителя и при водят содержание экспертного заключения в соответствии с 6.6 настоящих рекомендаций, нормативными и методическими документами по процедурам проведения аккредитации. |
|||||
Эксперт по аккредитации |
|||||
вид объекта аккредитации |
|||||
Регистрационный номер |
|||||
инициалы, фамилия |
|||||
" __" _________ 199__ г. |
Примечание. Подстрочный текст не воспроизводится.
Приложение Г. Форма решения научно-технической комиссии по аккредитации
Приложение Г
наименование аккредитующего органа |
||||||||
Научно-техническая комиссия по аккредитации |
||||||||
об аккредитации по заявке N ______ от " __" ________ 199 __ г. |
||||||||
В соответствии с заявкой N _____________ от "_____ " ______________ 199 __ г. |
||||||||
на аккредитацию в качестве | ||||||||
наименование объекта аккредитации |
||||||||
Заявитель | ||||||||
полное и сокращенное наименование заявителя |
||||||||
Юридический адрес | ||||||||
Телефон ____________ Факс __________ Телекс _______. |
||||||||
проведена экспертиза комплекта документов и аттестация заявителя в соответствии с требованиями |
||||||||
наименование нормативных документов |
||||||||
В результате экспертизы и аттестации установлено: |
||||||||
Указывают краткую характеристику заявителя: |
||||||||
основную деятельность, юридический статус, область аккредитации, оценку соответствия критериям аккредитации. |
||||||||
При необходимости приводят краткую сравнительную характеристику с аккредитованными организациями или другие аспекты, позволяющие сделать вывод о целесообразности и возможности аккредитации. |
||||||||
В связи с вышеприведенным решили: |
||||||||
1. Аккредитовать организацию | ||||||||
наименование организации |
||||||||
в качестве | ||||||||
наименование объекта аккредитации |
||||||||
2. Выдать аттестат аккредитации сроком | ||||||||
При необходимости приводят дополнительные рекомендации или условия. |
||||||||
Председатель комиссии |
||||||||
инициалы, фамилия |
||||||||
"___"_____199__г. |
Примечания:
1. Подстрочный текст не воспроизводится.
2. Объем решения не более 3 страниц.
3. На оборотной стороне последней страницы решения помешают визы руководителя исполнительного органа, технического руководителя и руководителя технического центра.
УДК 658.562(083.96) ОКС 03.120.10 Т51 ОКСТУ 0004
Ключевые слова: система аккредитации, порядок проведения работ по аккредитации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, измерительные лаборатории.
Р 50.4.001-96 Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий
Название документа: | Р 50.4.001-96 Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий |
Номер документа: | 50.4.001-96 |
Вид документа: | Р (Рекомендации) |
Принявший орган: | Госстандарт России |
Статус: | Действующий |
Опубликован: | Рекомендации по аккредитации. Система аккредитации в Российской Федерации, 1997 год |
Дата принятия: | 18 октября 1996 |
Дата начала действия: | 18 октября 1996 |
Ниже приводится порядок действий для аккредитации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), лабораторий разрушающих и других видов испытаний (ЛРИ) и аналитических лабораторий (АЛ)
Процедура аккредитации испытательных лабораторий включает следующие этапы:
- направление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
- анализ представленных документов;
- проверка и оценка заявителя на месте;
- анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения;
- оформление свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа);
- периодический контроль за деятельностью аккредитованной лаборатории.
Направление заявки на аккредитацию
Заявитель планирующий аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, направляет заявку (форма заявки для ЛНК , для ЛРИ , для АЛ ) с приложением документов (перечень документов для ЛНК , перечень для ЛРИ ). Документы направляются в папке, вместе с перечнем содержимого и сопроводительным письмом.
Анализ документов
Результаты рассмотрения документов отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение подписывается специалистом (экспертом) по аккредитации.
Проверка и оценка заявителя на месте
Выездную проверку на месте осуществляет специальная комиссия в состав которой входят эксперты по аккредитации и технические специалисты. Сроки проверки должны быть согласованы с заявителем.
Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения так же должны пройти проверку.
Результаты проверки отражаются в акте (форма акта указана в СДА 15-2009) Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя.
Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации
Территориальный уполномоченный орган составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.
Оформление и выдача свидетельства об аккредитации
После получения положительного решения комиссии по аккредитации, Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием его области (формы свидетельств об аккредитации ЛНК, ЛРИ или АЛ приведены в СДА-15-2009).
Свидетельство об аккредитации заявителю выдает тот орган, который, проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.
Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.
В случае отказа в аккредитации Орган по аккредитации Единой Системы по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.