Чем опасна принудительная ликвидация ООО и дисквалификация учредителей и директора ООО? Аналитика публикации Что делать если директора дисквалифицировали.

Число дисквалифицированных директоров растет. В нем содержатся данные о тысячах человек. Более того, появляются новые причины для дисквалификации и причины, по которым налоговики сами без суда могут запретить директору занимать эту должность. Если упустить дисквалификацию директора, то возможен штраф – до 100 тысяч рублей.

Причины для дисквалификации директора

Самая частая причина для дисквалификации связана с фиктивным адресом компании. Инспекторы проверяют, находится ли компания по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, и если нет, то обращаются в суд. А суд уже принимает решение о дисквалификации руководителя. Также причинами дисквалификации могут быть:

  • расчеты без контрольно-кассовой техники;
  • директор не оплатил долги фирмы;
  • нарушение сроков выплаты зарплаты и другие трудовые нарушения.

Какие последствия от дисквалификации?

Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.

Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока - от 6 месяцев до 3 лет.

Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)

Как проверить директора на дисквалификацию

Перед назначением нового генерального директора лицо, уполномоченное заключить с ним трудовой договор, обязано проверить претендента на предмет дисквалификации за совершенное ранее административное правонарушение.

Читайте также Что относится к финансовым инвестициям

Платная справка

Информация о дисквалификации содержится в реестре дисквалифицированных лиц ФНС России. После обращения выдается выписка о дисквалифицированном лице либо справка об отсутствии такой информации в реестре (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

Стоимость предоставления выписки или справки составляет 100 рублей (постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, п. 27 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 30.12.2014 № 177н).


Бесплатно

Сведения о дисквалифицированных лицах размещаются также на

Дисквалификация, как метод административного наказания для директоров (они же генеральные директора, руководители, президенты, словом, единоличный орган управления ООО) в последние несколько лет стал достаточно активно использоваться ФНС. На сайте налоговой можно даже найти соответствующий реестр дисквалифицированных лиц .

Дисквалификация, согласно ст. 3.11 КоАП РФ может быть наложена сроком от полугода, до трех лет. Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Дисквалификация назначается только решением суда. Инициировать же процедуру может представитель государственной власти - налоговый инспектор, прокурор, трудовой инспектор, и др. Данный сотрудник, обнаруживший нарушение, или получивший сведения о нарушениях, проверяет эти сведения. В случае их подтверждения, он составляет протокол об административном правонарушении. Срок давности по таким делам – 1 год с момента совершения или обнаружения нарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол, в этом документе делается соответствующая запись.

Протокол в течение трех суток с момента его составления направляется в суд (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В течение 15 суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела суд должен рассмотреть дело и вынести по нему решение (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

И если суд вынесет решение о назначении наказания в виде дисквалификации, то руководитель будет занесен в Реестр дисквалифицированных лиц и будет там числиться до тех пор, пока срок дисквалификации не пройдет.

Читайте также: Регистрация ООО иностранным гражданином в России в 2019 году

Если директор при этом занимает аналогичную должность в других юридических лицах, запрет распространяется на все случаи. Кроме того, формулировка «запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом» подразумевает под собой и то, что он не сможет принимать участие в собраниях участников (либо принимать решение как единственный участник в ООО).

Есть мнение, что можно такого человека, для сохранения ему управленческих функций, зарегистрировать в качестве ИП, и назначить его управляющим. Это не получится сделать, поскольку в ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ прямо предусмотрен запрет на такие действия:

«дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом».

Дисквалификация генерального директора ООО – это вид административного наказания, которое предусматривается ст.3.11 КоАП Российской Федерации и направлено на мотивацию должностных лиц соблюдать законодательство, а также на увеличение эффективности административного воздействия на руководителей, допускающих отступление от буквы закона.

Содержимое страницы

Что такое дисквалификация руководителя

По данной статье дела рассматриваются мировыми судьями. Инициатором процедуры обычно является государственный служащий – инспектор ФНС, инспектор Государственной инспекции по труду, сотрудник прокуратуры и другие.

Сущность наказания состоит в запрете занимать определенные руководящие должности в течение назначенного судом срока. В течение этого времени лицо, в отношении которого вынесен такой вердикт, не имеет права:

  • занимать руководящие посты на государственной службе;
  • занимать должности, позволяющие осуществлять управление юридическим лицом, в том числе входить в совет директоров;
  • занимать должности в исполнительном органе юридического лица.

Дисквалифицированным может быть организационный или административный руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, арбитражный управляющий. Срок наказания устанавливается судом от полугода до трех лет. Срок давности по этой статье – один год со дня совершения административного правонарушения или один год со дня обнаружения длящегося нарушения.

Существует статистика, согласно которой суды по этой статье выносят не менее 2000 решений в год. Согласно судебной практике, дисквалификация применяется при многократных, системных правонарушениях. При однократных нарушениях законодательства чаще всего судьи выносят постановления о наложении административного штрафа.

Основания для дисквалификации директора ООО

Законодательством предусмотрена возможность дисквалификации директора за различные виды нарушений законодательства. К таким нарушениям могут относиться:

  • нарушения требований ТК РФ, включая нарушения в области охраны труда;
  • умышленное или подложное банкротство;
  • неправомерные действия при банкротстве;
  • умышленное направление в государственные органы недостоверных сведений;
  • противоправные действия по сдаче или предоставлению кредитного отчета;
  • заключения соглашения, ведущего к ограничению конкуренции и противоречащего Антимонопольному законодательству Российской Федерации;
  • недобросовестная конкуренция в незаконном использовании интеллектуальной собственности.

Если рассмотреть подробнее некоторые виды правонарушений, то к нарушениям трудового законодательства могут относиться действия, связанные с нарушением оформления трудовых отношений, нарушением порядка ведения и хранения трудовых книжек, несвоевременной выплатой расчетов при увольнении, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы и другое.

Нарушения в области охраны труда могут выражаться в неознакомлении работников с инструкциями по безопасным приемам работы, сокрытии фактов происшествий с травмированием сотрудников на работе, других противозаконных действиях или бездействии.

К неправомерным действиям при банкротстве могут относиться передача имущества другим лицам, другие неправомерные действия с имуществом, уничтожение и сокрытие бухгалтерской отчетности и другие действия, ведущие к нарушению прав должников, кредиторов и собственников.

Важно! Дисквалификация руководителей применяется к руководителям в административном порядке, если их действия не попадают под уголовное законодательство.

Последствия дисквалификации

Как только постановление о дисквалификации вступает в силу, получивший постановление руководитель должен незамедлительно прекратить деятельность по управлению юридическим лицом. Наложение подобного наказания ведет к разрыву трудового договора об управлении юридическим лицом – если отсутствует возможность трудоустроить бывшего управленца на другую вакансию (в этом случае директор может быть уволен даже в случае нахождения на больничном). Стандартная практика в случае ожидаемой дисквалификации: управленец создает новую должность «под себя» и при вступлении постановления в законную силу, новый руководитель должен предложить предыдущему эту вакансию.

Закон не запрещает новому управляющему выдать бывшему генеральному директору соответствующую доверенность, и он сможет далее продолжать действовать в интересах предприятия.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Если дисквалифицированный директор не прекратит руководить организацией, то на него судом накладывается дополнительное взыскание в виде штрафа размером 5000 рублей, а на предприятие – до ста тысяч рублей.

Важно! Если в этой ситуации будет заключен договор за подписью нелегитимного управленца, то такое соглашение не может быть признанным недействительным на основании превышения полномочий, и общество впоследствии может одобрить сделку, оплатив заказанные товары или услуги.

Кроме непосредственной дисквалификации, для руководителя могут наступить и другие последствия, прежде всего это репутационные потери. Недоверие со стороны потенциальных партнеров впоследствии не будет способствовать процветанию предприятия. В определенных случаях руководителя общества просто не включат в ЕГРЮЛ на новом месте работы.

Как проверить директора на дисквалификацию

ФНС ведет список лиц, подвергнутых подобному административному наказанию. Управленцы вносятся в этот реестр с момента вступления в действие судебного постановления, и удаляются из него по истечении срока наказания. Этот список содержит сведения, открытые ко всеобщему ознакомлению.

Чтобы проверка директора при назначении на должность стала возможной, на сайте Федеральной налоговой службы действует сервис «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц», его можно найти по адресу https://service.nalog.ru/disqualified.do. Этот сервис бесплатен для всех пользователей.

Другой способ – запросить территориальный орган на портале ФНС или с помощью сервиса Госуслуг. Такое действие должно быть заверено электронно-цифровой подписью.

И классический метод – отправить запрос письмом, воспользовавшись услугами Почты России. На основании запроса, государственное учреждение выдаст выписку из реестра или справку о том, что кандидат в руководители в этом списке не числится, не позднее, чем через 5 рабочих дней.

В крайнем случае, можно прийти в налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность физического лица, а если выписку надо оформить на юридическое лицо, к паспорту дополнительно нужна будет доверенность.

Стоимость услуги составляет 100 рублей. Информация из реестра ФНС доступна любому заинтересованному лицу.

Дисквалификация директора и учредителя

Закон не предусматривает дисквалификацию учредителя общества, однако в реальности по отношению к учредителям или соучредителям в определенных ситуациях применяется мера, аналогичная дисквалификации. Работает этот механизм так:

  1. Учредители ООО не ведут деятельность, не сдают ежегодную налоговую отчетность (хотя за это предусмотрена ответственность) и не собираются ликвидировать общество, чтобы не тратить на это усилия и не нести связанные с этим расходы.
  2. Налоговая инспекция пользуется правом (но не обязанностью, по определению ВАС РФ) исключить из ЕГРЮЛ по определенным критериям такие «брошенные» организации.
  3. Бывшие учредители или директор «брошенной» компании пытаются создать новое общество, купить долю в другом ООО, занять должность директора – и вот тут их ожидает неприятный сюрприз: ФНС отказывает в регистрации организации или включении в ЕГРЮЛ в качестве управляющего сотрудника общества. И такая норма применяется в отношении недобросовестных учредителей в течение трех лет со дня исключения из реестра.

Не стоит пускать дело на самотек. Во избежание неприятностей следует вовремя сдавать отчетность, не иметь кредиторских задолженностей и задолженностей по налогам: возможностей «слить по-тихому» фирму и открыться заново, становится все меньше. Предпринимателям стоит переходить на законное поле ликвидации и банкротства обществ.

Понятие дисквалификации установлено ст. 3.11 КоАП РФ. Это мера наказания, которая заключается в лишении физического лица права:

Замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы;

Занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

Входить в совет директоров (наблюдательный совет) организации;

Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется к лицам, которые осуществляют:

Организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий);

Административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей).

Кроме того, данному наказанию могут быть подвергнуты:

Члены совета директоров;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также занимающиеся частной практикой;

Арбитражные управляющие, то есть лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). При этом за административные правонарушения, влекущие данное административное наказание, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. А при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Примечание. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Рассмотрим, когда названное административное наказание применяется к руководителю юридического лица.

Случаи применения дисквалификации к руководителю организации

Административными правонарушениями, за совершение которых к руководителю организации может быть применена дисквалификация, в частности, признаются:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда;

Фиктивное или преднамеренное банкротство;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде сокрытия имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;

Неправомерные действия при наличии признаков банкротства в виде передачи имущества во владение иным лицам, отчуждения или уничтожения имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения;

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния);

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Нарушения законодательства о труде и об охране труда

К названным видам правонарушений относятся:

Нарушение оформления трудовых отношений. Например, если с работниками не заключены трудовые договоры или они заключены, но не в надлежащей форме (ст. 67 ТК РФ). Или имеют место факты несвоевременного ознакомления работников с положениями приказов о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ);

Несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек. Например, в них не произведены записи о приеме сотрудников на работу, книжки хранятся не в сейфе или не выдаются работникам в день увольнения;

Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

Невыплата окончательного расчета в последний день работы сотрудника;

Оплата командировочных не в полном объеме;

Выплата зарплаты работникам один раз в месяц или без выдачи расчетных листов по заработной плате;

Неознакомление работников с требованиями охраны труда;

Отсутствие учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;

Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

Выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска и др.

Примечание. Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Отметим, что количество нарушений, за которые руководитель организации может быть дисквалифицирован, велико. Но как показывает практика, совершив какой-либо из рассматриваемых проступков впервые, он привлекается к административной ответственности в виде штрафа. Ведь дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда подвергается должностное лицо, ранее уже наказывавшееся за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Положения п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставят в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии, или они совершены за время работы в разных организациях.

Примечание. Под аналогичным правонарушением, указанным в п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, должностное лицо не произвело расчета при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

Таким образом, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в одной фирме, а затем в течение этого же года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, являясь ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Примечание. Срок дисквалификации должностного лица при нарушении им законодательства о труде и об охране труда составляет от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Фиктивное и преднамеренное банкротство

Статьей 14.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Закона N 127-ФЗ и Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Кроме того, в этой статье указано, что фиктивное банкротство - это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ). А преднамеренным банкротством признается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Дисквалификация должностного лица за фиктивное и преднамеренное банкротство применяется, если его действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний. Ее срок составляет:

При фиктивном банкротстве - от шести месяцев до трех лет (п. 1 ст. 14.12 КоАП РФ);

При преднамеренном банкротстве - от года до трех лет (п. 2 ст. 14.12 КоАП РФ).

Неправомерные действия при банкротстве

Юридическое лицо считается банкротом, то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ). Неправомерные действия при банкротстве относятся к нарушениям установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Указанные действия имеют неправомерный характер, только если они совершены при наличии указанных выше признаков банкротства. Дисквалификация применяется к руководителю организации, который совершил при банкротстве неправомерные действия, не содержащие уголовно наказуемых деяний.

Примечание. Основания для возбуждения дел о фиктивном и преднамеренном банкротстве, неправомерных действиях при банкротстве перечислены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, поводом для возбуждения подобных дел могут быть сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов (п. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены такие неправомерные действия, как:

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Передача имущества во владение иным лицам (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица (п. 1 ст. 14.13 КоАП РФ);

Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам (п. 2 ст. 14.13 КоАП РФ).

Дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет применяется, если при наличии признаков банкротства совершены неправомерные действия:

Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ). При этом дисквалификации подвергаются совершившие указанные действия арбитражные управляющие (руководители временной администрации кредитной организации), на которых возложены функции руководителя юридического лица (кредитной организации);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ).

Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения

Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности ст. ст. 5, 12, 14, 17 и 21. О том, что сведения, содержащиеся в документах, представляемых для регистрации, достоверны, необходимо указать в заявлении. Об этом говорится в п. "а" ст. 12, пп. "а" п. 1 ст. 14 и пп. "а" п. 1 ст. 17 указанного Закона.

За представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган должностное лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Если же имел место умысел, то виновник будет нести ответственность согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Примечание. Дисквалификация за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, применяется, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Протоколы о рассматриваемых правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 и пп. 8 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Срок дисквалификации при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, может составлять до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Незаконные действия по получению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет

Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ). Она характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Лица, получившие в соответствии с Законом N 218-ФЗ доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 14 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). Такая ответственность установлена в ст. 14.29 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ.

Примечание. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом.

Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляют должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченной на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65 КоАП РФ).

Срок дисквалификации за незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, может составлять до трех лет (ст. 14.29 КоАП РФ).

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой нарушение норм антимонопольного законодательства.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Так, например, не допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести:

К установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

Экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

Созданию препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Данное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, может быть освобождено от административной ответственности, в том числе в виде дисквалификации. Для этого должны быть выполнены в совокупности следующие условия:

На момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

Лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Примечание. Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Срок дисквалификации должностного лица за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий составляет до трех лет (п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).

На такой же срок может быть дисквалифицировано должностное лицо организации за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ).

Незаконное введение в оборот товара

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом они противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).

Статья 14 Закона N 135-ФЗ запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Подобные действия влекут административную ответственность согласно п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, в том числе дисквалификацию должностного лица.

Примечание. За недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг (например, товарный знак), срок дисквалификации составляет до трех лет (п. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).

Причем указанное административное правонарушение совершается умышленно. Протоколы о рассматриваемых административных правонарушениях составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Процедура дисквалификации

Согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Они могут:

Непосредственно быть обнаружены должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;

Поступить из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;

Материалы, сообщения, заявления, содержащие эти данные, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

Дата и место составления протокола, а также должность и Ф.И.О. лица, его составившего;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;

Место, время совершения и событие административного правонарушения, а также статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, и иные необходимые сведения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подпись также ставит и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол в этом документе делается соответствующая запись.

Примечание. Протокол об административном правонарушении, за которое применяется дисквалификация, направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 суток со дня получения судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). По результатам его рассмотрения суд выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Копия этого постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган (п. 4 ст. 32.11 КоАП РФ).

Порядок исполнения постановления о дисквалификации руководителя организации установлен в ст. 32.11 КоАП РФ. Согласно данному порядку постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления его в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (п. 1 ст. 32.11 КоАП РФ). Исполнение данного постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя должна выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ".

Примечание. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дисквалификация является обстоятельством прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон.

Сведения о дисквалифицированном лице заносятся в Реестр дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется МВД России и ГУВД (УВД) по субъектам РФ. Основание - п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805. В названном реестре отражается:

Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица;

Информация о том, в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ);

Наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

Срок дисквалификации и даты начала и истечения этого срока;

Наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

Сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

Основания исключения из Реестра дисквалифицированных лиц и дата исключения.

Примечание. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение на него административного штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).

Справка. Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя организации

Исполнение решения суда о дисквалификации руководителя связано с определенными процедурами. Так, в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) указано, что избрание единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.) и досрочное прекращение его полномочий относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Следовательно, после вынесения решения суда о дисквалификации руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом общества, необходимо созвать внеочередное собрание участников в соответствии со ст. 35 Закона N 14-ФЗ для решения вопроса о досрочном снятии полномочий с указанного руководителя. При этом необходимо соблюдать сроки созыва такого собрания. То есть лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества (ст. 36 Закона N 14-ФЗ).

Если был дисквалифицирован руководитель акционерного общества (директор, генеральный директор), являющийся его единоличным исполнительным органом, то необходимо провести процедуру внеочередного общего собрания акционеров, установленную Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ведь досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Проверка будущего руководителя на наличие у него дисквалификации

При заключении трудового договора (контракта) с будущим руководителем необходимо проверить, не был ли он дисквалифицирован. Для этого делается запрос в орган, ведущий Реестр дисквалифицированных лиц.

Примечание. Получение заинтересованными лицами сведений из Реестра дисквалифицированных лиц происходит по определенным правилам. Они установлены в Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

Информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, открыта для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. На сегодняшний день плата за данную информацию равна МРОТ. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется:

Главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) МВД России, информационными центрами (ИЦ) МВД России;

ГУВД и УВД по субъектам РФ.

При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии - соответствующая справка.

Примечание. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения соответствующего запроса ГИАЦ и ИЦ МВД России, региональными (муниципальными) ГУВД (УВД).

Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России или ГУВД (УВД) по месту государственной регистрации организации. Лицо, уполномоченное заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению организацией, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подает запрос в указанные ведомства при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Запрос должен содержать Ф.И.О., число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, а также полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - инициатора запроса. К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению организацией, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.

Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:

Выдаются заявителям сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке;

Направляются по почте в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридических лиц) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

После вручения выписки (справки) отрывной талон с соответствующими отметками подлежит возврату в ИЦ МВД России и ГУВД (УВД).

Если организация заключит трудовой договор с руководителем, который является дисквалифицированным лицом, то такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе работодателя, если первый представил подложные документы при заключении с ним трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Примечание. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - до 100 000 руб. (п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Свернуть Показать

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).