Что понимается под факторами риска чс. V

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (риск ЧС) - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

37 Виды риска возникновения ЧС. По местоположению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние. Для фирмы к внешним источникам опасности относятся экономическая конъюнктура, конкуренты, а к внутренним – риски, связанные с принимаемыми решениями, противоречиями в руководстве и др. Внутренним источником риска для жизни и здоровья человека является его организм (болезни). По механизму возникновения различают риски: связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности (функционирования организаций); обусловленные опасными явлениями (форс-мажор) в природной, техногенной, социальной и деловой среде; обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам – для организации к ухудшению ее финансового состояния и в результате к банкротству (этот вид рисков изучается в теории антикризисного управления). Тенденции могут быть связаны с внешними факторами, формирующими неблагоприятную конъюнктуру для организации, либо с внутренними, связанными, например, с противоречиями внутри самой организации. Негативные тенденции могут привести к кризисам, в том числе в форме опасных явлений (например, рост социальной напряженности может привести к социальному взрыву); связанные с принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной, например, нестабильностью условий деятельности организации, что приводит к отклонению фактического результата деятельности от ожидаемого (примеры таких рисков – инвестиционный, инновационный). Причины рисков являются результатом развития процессов как вне организации (в природе, техносфере, обществе, экономике, политике), так и внутри нее. Опасные явления повышают возможность кризиса в организации. В свою очередь опасные явления часто являются результатом заблаговременно нераспознанных негативных тенденций. Первые чаще приводят к кратковременным, а вторые – долговременным последствиям, например, к замедлению в развитии некоторой значимой для функционирования социально-экономической системы сферы. По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность (финансовое состояние) организации различают следующие виды риска: пренебрежимый (влияние незначимо; меры защиты принимать не требуется); приемлемый (влияние значимо; принимаются меры контроля и защиты на основе принципов обоснования и оптимизации); чрезмерный (влияние катастрофично; деятельность с указанным уровнем риска не допускается). Применительно к предпринимательской деятельности катастрофический риск – это риск банкротства, связанный с полной потерей предпринимателем собственного капитала. По возможности страхования риски подразделяют на две группы (это важно с точки зрения управления рисками): страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям; не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке. Возможна классификация рисков и по другим признакам: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый). Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск смерти, риск аварии, риск мошенничества, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий. Различные области деятельности могут формировать свой понятийный аппарат и классификацию рисков. Например, в страховании под риском часто понимают вид опасности, реализация которой приводит к страховому случаю: пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, противоправное действие, авария, несчастный случай и пр. Классификация рисков может осуществляться в соответствии с видами страхования (имущественные, ответственности и др.).

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.

Что такое риск при чрезвычайных ситуациях

По мере расширения масштабов производственной деятельности человека, усиления степени его взаимодействия с окружающей природной средой все чаще прибегают к таким понятиям, как риск, опасность, авария, катастрофа, страх и др., отражающим реальные ситуации, которые наблюдаются в повседневной жизни. Очевидно, чтобы предвидеть, а затем и предупредить возникновение такого рода нежелательные явления необходимо их всестороннее изучение. Не случайно в последние полтора-два десятилетия серьезное внимание уделяется проблемам рисков вообще, экологического и техногенного рисков, в частности, с целью достижения безопасного развития.


Одним из возможных подходов к количественной оценке антропогенного воздействия на ОС является определение совокупного риска от жизнедеятельности , работы промышленных предприятий и других отраслей производства. Субъектами оценки при этом выступают человек, а точнее - здоровье человека, и состояние экосистем.


Риски рассчитываются, чтобы оценить безопасность мероприятий, способных повлечь за собой изменение компонентов ОС, а также сравнивать между собой различные варианты реализации техногенной деятельности по степени их опасности для человека и природы. Понятие риска многогранно и охватывает все сферы человеческой деятельности.


Несмотря на то, что наукой до сих пор не выработано единого понятия риска, анализ рисков с успехом применяется в технике, экономике, финансах, социальной сфере и многих других отраслях. В соответствии со сферой деятельности дается определение рисков и подбирается методика их расчета. Так, технические риски связаны с отказами оборудования, разрушением конструкций и сооружений. Природные риски определяются экстремально высокими параметрами природной среды вследствие стихийных явлений - ураганов, наводнений, землетрясений и многих других природных катастроф, приводящих к разрушению сооружений, выходу из строя оборудования и гибели людей.


Экологические риски обычно связывают с поступлением в ОС загрязняющих веществ выше определенных пределов и негативным влиянием техногенной деятельности на природные объекты, следствием чего является ухудшение здоровья населения и необратимые изменения в экосистемах. Экономические риски сопряжены с возможностью имущественных и финансовых потерь, уменьшением доходов и упущенной выгодой. Геополитические риски возникают в условиях противоречивого и нестабильного законодательства и изменчивого поведения региональных и федеральных органов власти.


С точки зрения применения понятия риска при его анализе и управления техногенной безопасностью важными категориями являются:

  1. индивидуальный риск - риск, которому подвергается индивидуум в результате воздействия исследуемых факторов опасности;
  2. потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня; социальный риск - зависимость частоты событий, в которых пострадало па том, или ином уровне число людей больше определенного, от этого определенного числа людей;
  3. коллективный риск - ожидаемое число смертельно травмированных в результате возможных аварий за определенный период времени.

Количественная оценка риска связывается с размером ущерба (w) от опасного события (например, опасного природного явления - наводнения, землетрясения или аварии - взрыва, пожара) как правило, в натуральном (число пострадавших и погибших, размер зоны действия опасных факторов) или стоимостном выражении. Таким образом, риск сочетает в себе вероятность неблагоприятного события и объем негативных последствий этого события (убытки, потери, ущерб).


Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N > 1 опасных событий, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

где wi - ущерб от i-гo опасного события; w - средний ущерб при реализации опасного события; a(?t) - математическое ожидание числа событий за год.


Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N является:

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются промежуток времени?t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализации опасных событий и ущерб от них.


Понятие риска является многоплановым, поэтому в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии анализа опасности.


Начальную классификацию рисков можно провести в зависимости от основной причины возникновения рисков:

  1. природные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясениями, наводнениями, подтоплениями, бурями и др.;
  2. техногенные риски - риски, связанные с опасностями, исходящими от технических объектов;
  3. экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды;
  4. коммерческие риски - риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности.

В большинстве стран мирового сообщества в настоящее время принята концепция «приемлемого риска» (ALARA - as low as risk acceptable), позволяющая использовать принцип «предвидеть и предупредить». Эта общепринятая концепция отражена в четырех основных принципах, сформулированных Объединенным комитетом по управлению риском в рамках Государственной научно-технической программы.


Первый принцип - оправданность деятельности по управлению риском, которая должна согласовываться со стратегической целью управления риском, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ при обязательном условии: практическая деятельность не может быть оправданна, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.


Второй принцип - оптимизация защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в обществе. Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на продление жизни за счет снижения уровня риска и за счет выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.


Третий принцип - необходимость учета всего спектра существующих опасностей; вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения.


Четвертый принцип - учет требований о непревышении предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.


По существу, он состоит в том, что обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, следует достигать путем реализации таких решений, которые не подвергают риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.


Приемлемый риск - уровень риска, с которым мировое сообщество готово мириться ради получения определенных благ или выгод в процессе своей деятельности. Этот риск становится наиболее актуальным.


Проблема риска для человека и природной среды - проблема учета, сравнения и интегрирования различных техногенных воздействий при оценке экологической и технологической опасностей на отдельном производстве или на отдельной территории региона. В этой связи первоочередной и актуальной является задача построения методов оценки ожидаемой опасности: воздействия химических, радиационных, физических и других факторов техногенного происхождения. При этом такие методы должны оставлять возможность для дальнейшего обобщения.


К решению этой задачи можно подходить, с одной стороны, путем построения унифицированного метода оценки интегрального риска, с другой - путем использования опыта исследований по биоиндикации и биомониторингу (включая исследования медицинских или демографических показателей в качестве биоиндикаторов), позволяющих делать заключение о комплексной техногенной нагрузке на человека и ОС и, таким образом, в относительных единицах измерять степень опасности.


При определении риска необходима его категоризация, определяющая ранжирование последствий и нанесенного ущерба. В табл.8.2 представлены категории степени риска, которые определяются частотой происшествий и экономического ущерба при загрязнении ОС.


На этапе характеристики риска необходимо учитывать, что некоторые существующие предельно допустимые концентрации для загрязняющих веществ получены давно и не отражают современную картину состава производимых и применяемых химикатов, уровней их содержания в различных объектах ОС. Поэтому рекомендуется использовать международные стандарты, например, стандарты Международной организации здравоохранения.

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.