Жизнедеятельность организма человека. Вопрос жизнедеятельность человека, окружающая среда и среда обитания человека Человек и его жизнедеятельность в обществе

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения - вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В XIX и особенно в XX в. производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

Жизнедеятельность в настоящее время понимается как совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом - непременное условие поддержания и воспроизведения структуры. Структура в свою очередь является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организмов. Жизнь изменяется с изменением структуры.

Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие, биологическое размножение, взаимодействие между организмами и другие процессы.

Проявления жизнедеятельности человека гораздо более многочисленны, чем у других организмов. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям.

С позиций медицинской науки организм человека целесообразно рассматривать как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность - как совокупность процессов, обеспечивающих реализацию функций поддержания жизни, т.е. жизненно важных функций.

Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина, осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания в свою очередь интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций:


О интегральную функцию потребления, которая включает в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.;

О интегральную функцию защиты, которую представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.д.).

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы.

Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения экономических, политических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивида, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать возникновением эмоций на изменения окружающей и внутренней сред.

Таким образом, жизнь человека как биологического и общественного существа проявляется в основном репродукгивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под жизнедеятельностью человека следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.


Окружающая среда, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», понимается как совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

Природная среда (природа) в свою очередь является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды называют землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть:

О благоприятной, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов;

О неблагоприятной, каковой окружающая среда становится при ее изменении, например при загрязнении.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают нормативы, установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.


Окружающая человека среда, т.е. среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятными.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человек - окружающая среда следует рассматривать в аспекте взаимности.

При детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются более сложные причинно-следственные связи, например их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

Опасность в современном русском языке обозначает возможность, угрозу чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Наиболее широко распространено определение опасности как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

Опасность в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека трактуется как потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека. В системе стандартов безопасности труда и управления охраной труда под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья» (ГОСТ 12.0.230-2007). В системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья, или сочетание перечисленного» (OHSAS 18001:2007).

В медицинской среде принято употребление термина «опасность» как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти, о чем свидетельствуют часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

В области охраны труда, а также в профилактической медицине неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству, вредным называется такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма: человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной , т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Как правило, патологической ситуации предшествует угроза или риск ее возникновения.

Понятие заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном - в «сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы и другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием» (ГОСТ 12.0.230-2007). Специалисты в области создания технических систем различают и изучают такие виды риска, как индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и т.д.

В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: риск для здоровья - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранения за 2010 г., предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны: непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии, использование твердых видов топлива в домохозяйствах, низкая масса тела при рождении, неправильная практика кормления детей раннего возраста, недостаточное питание детей, избыточный вес или ожирение, вредное употребление алкоголя, употребление табака, небезопасный секс.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5 %». Основными внешними факторами риска смерти в России также являются дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, табакокурение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и др.

Классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью, так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается разными учеными с различных позиций.

До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали (социологи и клиницисты продолжают рассматривать) демографические факторы - возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания и социальные - социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на пять групп:

О жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека, - воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и др. Их отсутствие приводит к смерти, а недостаток - к патологическому состоянию (болезни);

О полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма - солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и т.д. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни);

О индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает воздействия на здоровье;

О вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определенных условиях приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе к нарушению здоровья потомства. Это механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и т.п.;

О опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определенных условиях приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти, - ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, вирус лихорадки Эбола и проч.

При оценке факторов окружающей среды нужно помнить, что любой фактор, даже жизненно необходимый, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия может стать вредным и опасным.

По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в две группы - единичные и комплексные. Это чисто теоретическая классификация, нужная для научных и образовательных целей. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

Комплексные факторы в соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды можно распределить на три основные группы и их подгруппы:

О комплексные факторы природных и природно-антропогенных объектов - Земля, недра, почвы; подземные и поверхностные воды; атмосферный воздух; растительный и животный мир; озоновый слой атмосферы; лучистая энергия (радиация) и др.;

О комплексные факторы антропогенных объектов - включает подгруппы социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания; в свою очередь в подгруппе социальных факторов выделяют такие комплексные факторы, как уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивида (образ жизни). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

Единичные факторы окружающей среды в соответствии с классификацией форм движения материи можно подразделить на физические, химические, биологические и психофизиологические. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по сути представляет ее модификацию.

В группу физических факторов включены: механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха), акустические колебания окружающей среды, термические факторы, электромагнитные факторы, барометрическое давление, другие физические факторы.

Химические факторы в свою очередь разделяют:

О по химической структуре - химические элементы, химические соединения;

О в зависимости от пути проникновения в организм человека - вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки;

О по характеру негативного воздействия на организм человека - токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, сенсибилизирующего действия, канцерогенные, мутагенные и вещества, влияющие на репродуктивную функцию.

В группе биологических факторов целесообразно выделять: биологические вещества - аллергены, прионы, вирусы; микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности - бактерии, простейшие, грибки; макроорганизмы - растения, грибы, животные.

Психофизиологические факторы распределяют на две подгруппы - физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные, монотонность, режим деятельности.

Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности факторов среды, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку, и каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным, и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Хотя человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Определения здоровья как нормы существования человека, которое было бы безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих их профессиональный интерес.

В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако в преамбуле Устава ВОЗ, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию, этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

В преамбуле и во всем английском тексте Устава ВОЗ нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000): «Health - здоровье - состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880) написано: «ЗДОРОВЬЕшт здравie ср. состояние животнаго тела (или растешя), когда все жизненныя отправления идуть въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

При данном толковании слово «здоровье» приобретает значение научного медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, орга- низменном и социальном уровнях.

Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тексте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Для того чтобы данное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма критерии здоровья человека могут быть:

О биологическими - биохимические, гистохимические, цитохимические и другие показатели состояния организма;

О медико-биологическими - показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и т.д.;

О общественно значимыми - показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

Общественно значимые показатели основных функций организма являются интегральными, включающими в себя медико-биологические и биологические показатели, отражающие состояние вспомогательных функций. Интерпретация результатов органолептических, лабораторных и инструментальных исследований организма на основе знания функциональных систем дает возможность объективно оценить здоровье человека.

Следовательно, здоровье - состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, т.е. состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций; болезнь - состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, т.е. состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

Введение

1. Понятие о жизнедеятельности человека

2. Основы безопасности жизнедеятельности человека

Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

Возникнув в период интенсификации научно-технического прогресса, техническая проблема безопасности в системах «человек-машина» в настоящее время вышла за пределы техносферы и приобрела экологический характер. В связи с тем, что человек является одновременно и виновником, и мишенью экологического неблагополучия, введение в современное медицинское образование нового предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» приобретает особое методологическое значение и побуждает к рассмотрению данной проблемы с позиций биологии и психологии человека.

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

В настоящее времяпод «жизнедеятельностью» , как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность проявления жизни.

Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организма. Жизнь изменяется с изменением структуры.

Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.


К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию; клеточное распознавание; физиологические процессы клетки; развитие; биологическое размножение; взаимодействие между организмами и другие процессы.

В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук «явление жизнедеятельности человека» представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек - среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерб здоровью и жизни человека, пожара, аварии, катастрофы и т.п.).

С позиции медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность - как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды называют землю, недра, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ нормативы, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятной.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность угрозы чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность - это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере , под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма - человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

Специалисты в области создания технических систем различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья.

Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

Непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

Использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

Низкая масса тела при рождении;

Неправильная практика кормления детей раннего возраста;

Недостаточное питание детей;

Избыточный вес или ожирение;

Чрезмерное употребление алкоголя;

Употребление табака;

Небезопасный секс.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию , ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.

До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания. К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, «рецептуры ООИ» и другие.

При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в две группы: единичные и комплексные. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на три основные группы и их подгруппы.

В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

Земля, недра, почвы;

Подземные и поверхностные воды;

Атмосферный воздух;

Растительный и животный мир;

- озоновый слой атмосферы;

Лучистая энергия (радиация) и другие.

В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как - уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей средыможно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

В группу физических факторов включены:

Механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);

Акустические колебания окружающей среды;

Термические факторы;

Электромагнитные факторы;

Барометрическое давление;

Другие физические факторы.

Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

По химической структуре (химические элементы, химические соединения);

В зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);

По характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

В группе биологических факторов целесообразно выделять:

Биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);

Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);

Макроорганизмы (растения, грибы, животные).

Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако, в преамбуле устава, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

В преамбуле и во всем английском тексте Устава Всемирной организации здравоохранения нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000 г.): «Health - здоровье - состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880 г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ или здравiе ср. состояние животнаго тела (или растенiя), когда все жизненныя отправления идутъ въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

При таком толковании слово «здоровье» приобретает значение научного медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, организменном и социальном уровнях.

Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тексте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Для того, чтобы приведенное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма, критерии здоровья человека могут быть биологическими, медико-биологическими и общественно значимыми. К биологическим показателям состояния организма отнесены биохимические, гистохимические, цитохимические и другие. Медико-биологическими являются показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и других. Общественно значимыми - показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

Общественно значимые показатели основных функций организма являются интегральными, включающими в себя характеристики медико-биологических и биологических показателей, отражающих состояние вспомогательных функций. Интерпретация результатов органолептических, лабораторных и инструментальных исследований организма на основе знания функциональных систем предоставляют возможность объективной оценки уровня здоровья человека.

Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, то есть состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, то есть состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

По специфических особенностей жизнедеятельности человека как биологического и социального существа, то в целом «жизнедеятельность человека» можно определить как процесс сбалансированного существования и реализации индивида, группы людей, человечества и общества в целом в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

Более конкретным является понимание « жизнедеятельности человека» как специфической активности людей, определенных форм их поведения, направленных на тот или иной объект, процесс или явление.

На основе такого подхода жизнедеятельность человека можно дифференцировать на три основные формы :

1. Аутонарна жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на собственный организм.

2. Предметная жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на такие объекты окружающей среды, которые не проявляют целесообразной реакции на нее.

3. Социетарна жизнедеятельность — деятельность человека, направленная на такие объекты окружающей среды, которые реагируют на нее целесообразной изменением собственного поведения.

Обычно это влияние человека на различные более или менее сложные биологические системы.

Итак, объектами, на которые направлена жизнедеятельность человека, могут быть элементы как живой (включая человека) , так и неживой природы, входящие в сферу человеческих интересов и операционально подвергаются воздействию, а технологически — целевой действия.

Жизнедеятельность человека детерминируется рядом факторов субъективного и объективного характера.

Субъективные факторы связаны с человеком и обществом — индивидуальной и общественным сознанием, социокультурными интересами и ценностями времени, социальными институтами, уровнем духовного развития и т.п..

Объективные факторы являются главными в жизнедеятельности человека. И их особенности определяют три основные составляющие:

1) условия и ресурсы жизнедеятельности. Их можно разделить на естественно — экологические условия существования человека (человечества) и материально — ресурсную базу обеспечения жизнедеятельности человека (человечества);

2) реальное народонаселения (количество, плотность и популяционный состав);

3) механизмы жизнедеятельности — уровень научно — технологической вооруженности человека (человечества) и социальных отношений, достигнутый определенным социумом.

Между субъективными и объективными факторами предел иногда достаточно условным, поскольку в некоторых случаях сам человек выступает и объектом, и субъектом жизнедеятельности или в какой-то одной из этих ролей.

Однако их различия определяются прежде всего тем, что субъективные факторы жизнедеятельности более вариативными, пластичными, текучими, множественными. Поэтому их можно определить как достаточные для жизнедеятельности человека.

Объективные факторы являются не только достаточными, но и необходимыми условиями жизнедеятельности человека и реализации в мире, потому что жизнедеятельность человека или невозможна, или практически теряет смысл при отсутствии хотя бы одного из объективных факторов, таких как: подходящие условия для жизни человека; ресурс или соответствующие знания, умение применить эти знания и эффективно использовать необходимые для жизни ресурсы и т.д..

Подытоживая вышесказанное, отметим, что по сферам деятельности всю жизнедеятельность современного человека можно разделить на три основные составляющие:

профессиональная деятельность (работа);

— бытовая деятельность (быт);

— досуговая деятельность (досуг).

Заметим также, что каждая из этих составляющих может быть как безопасной, так и опасной для человека.

Сейчас рассмотрим вторую составляющую понятия безопасность жизнедеятельности — безопасность.

Безопасность — это состояние, когда условия жизнедеятельности определенного живого объекта соответствуют его основным потребностям.

Обычно безопасность ассоциируется с надежностью, защищенностью, комфортностью, спокойствием, равновесием, а в конечном итоге — отсутствием опасности.

Государственный стандарт России определяет термин « безопасность» как состояние защищенности общества и личности от риска подвергнуться повреждения.

Однако такое понимание безопасности не является исчерпывающим, поскольку лишь указывает на отсутствие опасности и характеризует некоторую идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недостижимая цель.

Для того, чтобы наиболее полно и четко определить понятие «безопасность », необходимо рассмотреть его антиномию (противоположность) — термин « опасность»

В философском смысле опасность — это свойство неживой и живой материи, способна вызывать вред самой материи: людям, материальным ценностям, природной среде.

Иногда ей придают эмоциональной окраски — « негативная ». Заметим, из этих самых философских позиций такое свойство живой и неживой материи абсолютно нейтральной к тому, что о ней думает человек.

Более конкретным является определение термина « опасность» как определенного условия, фактора или ситуации, существующие в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, вещества или информации, которые могут нанести любому живому объекту ущерба, физического вреда, ранения или повреждения.

Таким образом, синтезируя все выше рассмотренные понятия и термины, можно предложить следующее определение понятия «безопасность жизнедеятельности».

Жизнедеятельность может заключаться как в активном перемещении в пространстве для поддержания обмена веществ и более сложных действиях, так и в неподвижном существовании с обменом питательными веществами со внешней средой.

Биологическая жизнедеятельность

Жизнедеятельность организма поддерживается биологическими процессами, составленными из некоторого числа химических, физико-химических и электро-химических реакций, обуславливающих трансформацию их элементов.

Регуляция биологического процесса жизнедеятельности происходит с изменением его границ, скорости и частоты, часто такая регуляция происходит посредством генетики . Отличия фенотипа мутанта от его родителей могут привести к нарушению процессов жизнедеятельности.

Такие процессы включают:

  • неспецифическую адгезию клеток - прикрепление клетки к другой клетке или субстрату
  • межклеточную коммуникацию - процесс, служащий связующим звеном между клеткой и её окружением, например клеточные сигналы .
  • морфогенез, рост клетки и клеточная дифференцировка
  • физиологические процессы клетки - процессы, относящиеся к внутренним функциям клетки
  • клеточное распознавание - процессы, которыми клетка в многоклеточном организме интерпретирует своё окружение
  • физиологические процессы - процессы, специфически относящиеся к функционированию интегрированных частей живого: клеток, тканей , органов и организмов
  • биологическое размножение
  • ответ на стимул - изменение в состоянии или деятельности клетки или организма(например движение , секреция , производство ферментов и т. д.) как результат стимула
  • взаимодействие между организмами - процесс, благодаря которому один организм оказывает значительный эффект на другой организм того же или другого вида
  • также: ферментация , оплодотворение , развитие (рост), геотропизм , гелиотропизм , гибридизация , метаморфоз , фотосинтез , транспирация и др.

Жизнедеятельность человека

Жизнедеятельность человека - это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых . Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Комфортными называются такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности.

В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную.

В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с машинами и другими людьми трудом добывает себе средства существования. Физический труд происходит за счёт мышечной деятельности. Мышечная деятельность делится на

  • динамическую - переменное мышечное усилие с изменением длины мышцы и изменением положения тела,
  • статическую - постоянное усилие без изменения длины мышцы.

При статической нагрузке мышцы долгое время находятся в одном состоянии, и, по сравнению с динамической нагрузкой, когда происходит чередование сокращений и расслаблений мышц, является более утомительной . При возбуждении мышц происходит превращение потенциальной энергии питательных веществ (углеводы , жиры и белки) и кислорода в работу с выделением тепла .

В бытовой среде можно выделить как неспецифические для человека функции (питание и выделение), так и специфичные для некоторых млекопитающих (сон , секс для удовольствия).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Жизнедеятельность" в других словарях:

    Жизнедеятельность … Орфографический словарь-справочник

    Отправления, энергичность, жизнь, жизненные функции, жизненный процесс, живость, отправление, функционирование, работа, тонус, функция, действие, деятельность Словарь русских синонимов. жизнедеятельность 1. см. жизнь 1. 2. см … Словарь синонимов

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, жизнедеятельности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма (биол.). 2. Работа, деятельность человека за время его жизни (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности … Российская энциклопедия по охране труда

    жизнедеятельность - совокупность видов активности, объединяемых понятием жизни и свойственная живым существам. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    жизнедеятельность - ▲ функционирование организм жизнедеятельность функционирование организма; цикл развития организма; состоит в удовлетворении потребностей организма; явление природы, сущностью которого является постоянная самоорганизация; функционирование… … Идеографический словарь русского языка

    Жизнедеятельность - это процесс телесно душевно духовного становления и развития человека в конкретных общественно исторических, экономических и прочих внешних условиях и под влиянием выполняемой им конкретной деятельности. Это система способов его общественного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    жизнедеятельность - ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и, ж Способность живого организма к существованию, функционированию в определенной среде. Замечено, что экстракты некоторых растений даже в очень больших разведениях оказывают влияние на жизнедеятельность бактерий, находящихся… … Толковый словарь русских существительных

    Ж. 1. Совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма. 2. Деятельность, работа человека за время его существования, жизни [жизнь I 3.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Техносферная безопасность в примерах и задачах по физике. Учебное пособие , Леонова Наталья Алексеевна, Каверзнева Татьяна Тимофеевна, Ульянов Алексей Игоревич. Учебное пособие соответствует содержанию разделов дисциплин "Физика" и"Безопасность жизнедеятельности" федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки…