Права человека как объект изучения людьми. Раздел I

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

Расширение знаний студентов в области прав человека;

Изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

Формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

- знать генезис, определение и классификацию прав человека;

Усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

Знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

Представлять цели и принципы правовой защиты человека;

Знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

Усвоить формы правовой защиты человека;

Уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

Уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

Уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Система прав человека
Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Заочная форма обучения(на базе среднего специального образования, на базе высшего образования)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение «Прав человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

Тема 1. Теория прав человека: предмет, метод и функции

  1. Права человека: понятие, предмет и сущность.

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а так же изменяющиеся условия его существования.

Понятие «права человека» возникло с возрождением естественного права.

Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Суть идеи естественного права состоит в следующем:

· Наряду с «писаным правом», состоящим из совокупности норм права, существует неписанное, моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

· Естественное право не всегда соответствует законодательству;

· Права человека составляют значительную часть естественного права.

К естественным правам относят: право на жизнь, право на свободу, право на нормальные условия существования и т.д.

Появление самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. В настоящее время распространенным является следующее определение:

Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов.

Признаки прав человека :

· Права человека возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· Права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· Права человека принадлежат индивиду от рождения;

· Права человека имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

· Права человека являются непосредственно действующими;



· Права человека признаются высшей социальной ценностью;

· Права человека выступают необходимой частью права;

· Права человека представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

· Признание прав человека, их соблюдение и защита является обязанностью государства.

Принципы прав человека:

· Принцип гуманизма;

· Принцип свободы;

· Принцип равенства и равноправия.

Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества.

Реализация прав человека его свобод и обязанностей является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных условиях.

Существуют два основных подхода к определению сущности прав человека:

Первый: права человека – это естественные, неотчуждаемые свойства, не зависящие от государства (естественно-правовая теория).

Второй: права дарованы государством (позитивная теория).

Существуют два основных способа закрепления прав и свобод – позитивный и негативный.

При позитивном способе формулирования прав, свобод и обязанностей конституция или конституционный закон устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.

Негативный способ формулирования прав и свобод означает запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать права и свободы других субъектов права.

Права человека носят всеобщий универсальный характер , это выражается в том, что:

· Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют все основные права и свободы;

· Все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;

· Права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

· Проблема прав человека – всеобщая.

Методы учебного курса «права человека».

Под методом понимается совокупность приемов, правил и способов, с помощью которых происходит процесс получения объективных истинных знаний. При этом различают универсальный и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие закономерности развития природы, мышления и общества. При изучении прав и свобод человека используются также частные по своему характеру методы. В их числе следующие методы:

  1. Системный , подразумевающий познание проблем прав и свобод человека в качестве единого целого, состоящего из взаимосвязанных между собой подсистем личных прав и свобод;
  2. Исторический, при котором права человека изучаются в их историческом развитии;
  3. Сравнительный, предполагающий сопоставление понятий, явлений и выявление их общих черт и различий;
  4. Социологический, это способы сбора информации и анализа.
  5. Логический – это средства и способы логического изучения проблем прав и свобод человека. Они основываются на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе и при изучении проблем прав и свобод человека.

Функции прав человека.

Права человека, как средоточие гуманистического философского и научного знания, выполняют целый ряд функций: мировоззренческую, аксиологическую, креативную, воспитательную, эвристическую, прогностическую и др.

  1. Мировоззренческая функция . Мировоззрение включает совокупность взглядов, оценок, норм и установок, формирующих определенное отношение человека к другим людям, обществу и государству и выступающих в качестве ориентиров его поведения. Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека и его неотъемлемых прав абсолютной ценностью, а интересов государства – относительной, ибо они не должны осуществляться за счет основных прав и свобод личности.
  2. Аксиологическая функция. Аксиология – это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов. Определенные ценности во многом обусловлены конкретными интересами людей, а они многообразны. Но существуют и общепризнанные человеческие ценности. Они представляют собой идеал, к достижению которого стремятся все цивилизованные страны, чтобы сделать эти права и свободы реальностью для возможно большего числа людей и народов.
  3. Креативная функция заключается в том, что права человека и его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей. Чем меньше индивид зависит от постоянного контроля и регулирования со стороны других людей и государственных органов, от их вмешательства в личную жизнь, тем активнее проявляется его инициатива, предприимчивость и укрепляется сознание собственной ответственности за свою судьбу и состояние общественных дел.
  4. Воспитательная функция находится в тесной взаимосвязи со всеми вышеуказанными функциями. Благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека.
  5. Эвристическая функция. Активная творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право «знать» является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает и обеспечение такого важного права как право на информацию. Следовательно права человека выполняют эвристическую функцию.
  6. Прогностическая функция. Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал, они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества. Построение социальных прогнозов является одной из главных функций любой науки и человеческого мышления.

Таким образом, обеспечение прав человека как выражение взаимосвязи поколений в жизни каждого человека и народа, оказывает глубокое воспитательное воздействие на формирование духовных и нравственных ценностей людей, придает внутренней и внешней политике страны гуманистическую направленность.

Источники общепризнанных прав человека.

В современном международном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления. Можно указать на три уровня источников общепризнанных прав человека:

  1. Международные источники общепризнанных прав человека;
  2. Региональные источники общепризнанных прав человека;
  3. Национальные источники общепризнанных прав человека.

К международным источникам относят:

  • Устав ООН (1945 г.);
  • Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.);
  • Международные пакты о правах человека (1966 г.);
  • Другие основные договоры ООН по правам человека:

ü Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);

ü Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

ü Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

ü Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

ü Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (1990 г.) и др.

Основными региональными

  • Американская декларация прав и обязанностей человека (1948 г.);
  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.);
  • Европейская социальная хартия (1960 г.);
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.);
  • Арабская хартия прав человека (1994 г.)

Национальными источниками прав человека являются:

  • Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.);
  • Законы Республики Беларусь:

ü «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.);

ü «О правах ребенка в Республике Беларусь» (1993 г.);

ü «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (1992 г.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«Права человека» (часть 1)

Вузовского компонента цикла ДС

По специальности 021100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Составители:д.ю.н., профессор Бондарь Н.С.

К.ю.н., доцент Лях С.М.

Ростов-на-Дону

Учебно-тематический план. 3

Пояснительная записка. 5

Программа учебного курса «Права человека». 8

Раздел I. Общая теория прав человека. 8

Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 10

Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 14

Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации. 18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Лекции Самостоятельная работа студентов
Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.
Права человека – высшая ценность современной цивилизации.
Права человека в теории и практике современного конституционализма
Права человека в международном праве
Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Становление и развитие прав человека в Российской Федерации
Конституционный статус как выражение равноправия граждан.
Права человека как фактор конституционной безопасности России.
Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Общие вопросы систематизации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Гражданские (личные) права человека
Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
Экономические, социальные и культурные права и свободы граждан Российской Федерации.
Конституционно-процессуальные права-гарантии человека и гражданина.
Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
Конституционная система обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
Международный механизм защиты прав и свобод
Итого аудиторных часов

Пояснительная записка

Проблема свободы личности, прав человека и гражданина является одной из центральных в развитии любого общества и государства. Это находит свое концентрированное отражение в конституциях современных демократических государств: каждая из них представляет собой, прежде всего, показатель достигнутого уровня свободы в обществе и государстве, главным мерилом которой является институт прав и свобод человека и гражданина.

Сложным и противоречивым был процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма. Далеко не всегда в политическом и правовом сознании российского общества права человека занимали подобающее им место. Лишь в новых условиях политического и экономического развития общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои государственности России. Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, а о глобальном демократическом переустройстве общества на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии.

В то же время в условиях борьбы с терроризмом, возникновением других новых вызовов человечеству все более актуализируются угрозы, связанные с масштабным наступлением на общепризнанные права и свободы человека и гражданина. На этой основе формируется даже своеобразная идеология отказа от основополагающих прав человека, что имеет место, в частности в стране, которая еще до недавнего времени представляла себя главным защитником прав человека в общемировом масштабе. Поэтому в наши дни все более актуальной становится проблема сохранения самих основ конституционного устройства современных суверенных государств и определение перспектив их развития, решение вопроса о том, по-прежнему ли обладают безусловным приоритетом в системе конституционных ценностей свобода и права человека или же в основу современных глобалистских процессов должны быть положены некие иные политико-правовые ориентиры развития общества и государства, их взаимоотношений с человеком и гражданином? Где та черта в ограничении прав человека, за которой наступает уже их отрицание? Как обеспечить в сегодняшнем сложном неспокойном мире баланс между безопасностью общества и государства, с одной стороны, и соблюдением прав человека, с другой?

Для уяснения этих вопросов принципиальное значение имеет широкий, всеобъемлющий взгляд на социальное и правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, предполагающий анализ не отдельных сегментов, но всей системы общественных отношений, субъектом которых выступает личность.

Это должно получить адекватное отражение и в системе подготовки будущих юристов, для которых понимание прав человека и обладание специальными навыками их защиты должно стать важным показателем их профессиональной подготовки в демократическом обществе. В этом плане преподавание прав человека в юридических вузах должно отличаться существенной спецификой в отличие от распространения правовых знаний для других слоев населения (в том числе студентов неюридических вузов), для которых необходим определенный уровень информированности о принадлежащих им правах и свободах в порядке общекультурной подготовки и в целях наиболее полного использования ими возможностей реализации и самозащиты своих прав и свобод; для будущих же юристов это должны быть профессиональные знания о правах человека, умение оказать помощь в защите нарушенного права другого гражданина всеми способами, не запрещенными законом.

Основная цель учебной дисциплины по правам человека – сформировать у студентов основополагающее представление о приоритете прав человека как определяющем принципе правового государства, международных стандартах прав и свобод человека и гражданина, международных механизмах обеспечения прав и свобод, о положении дел с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и на этой основе подготовить их к самостоятельной практической деятельности.

Программа спецкурса носит государствоведческий, конституционно-правовой характер; в то же время она включает ряд проблем пограничного характера с дисциплинами гражданско-правового, предпринимательского, уголовно-правового профиля. В этом находит свое отражение тот факт, что проблемы прав человека носят универсальный, всеобъемлющий характер в том числе с точки зрения учебного плана и программ подготовки юридических кадров по специальности «юриспруденция» независимо от конкретной специализации: права человека могут и должны стать предметом самостоятельного изучения всеми студентами юридических вузов. Ведь правовых знаний более универсального характера, чем знания в области прав человека, нет и не может быть.

Предлагаемая программа, прошедшая апробацию в процессе многолетнего чтения соответствующего спецкурса для студентов юридического факультета РГУ по кафедре муниципального права и управления, носит примерный характер. В зависимости от формы обучения (очное, вечернее, заочное отделения), специализации студентов, сетки учебных часов и т.п. лектор может акцентировать внимание на отдельных, по его мнению, наиболее актуальных темах. То же самое касается тематики семинаров, а также рефератов, курсовых и дипломных работ.


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Раздел I. Общая теория прав человека

Тема 1. Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.

1.1. Учебный курс о правах человека – относительно самостоятельная отрасль гуманитарных знаний, их необходимость для целостного системного рассмотрения социального и правового положения личности.

1.2. Знания, которые должны быть приобретены при изучении прав человека: ориентация курса на взаимосвязь истории и современности, глобальных, региональных и национальных проблем в области прав человека.

Интеллектуальные и социальные навыки, формируемые в процессе преподавания прав человека. Необходимость развития демократических форм общения, привития навыков реализации и защиты прав и свобод через учебный курс прав человека.

1.3. Система курса «Права человека», ее межотраслевой характер, сочетание публично-правовых и частно-правовых начал в проблемах правового положения личности в рамках учебного курса о правах человека.

Тема 2. Права человека – высшая ценность современной цивилизации.

История становления и научно-теоретического, философского обоснования идеи прав личности, ее свободы.

2.2. Свобода личности как выражение сущностной характеристики прав человека, основа взаимоотношений личности с обществом и государством. Свобода как социальный фактор, нормирующий поведение людей. Понятие и государственно-правовое значение свободы личности. Воплощение нормативных характеристик свободы в объективном и субъективном праве; право как «библия свободы» в системе социальных регуляторов положения личности, индивидуальных и коллективных свобод. Основные уровни (степени) проявления правовой свободы.

2.3. Формирование гражданского общества и правового государства – решающая предпосылка достижения подлинной свободы личности и обеспечения прав человека. Личность и ее свобода – основополагающие ценностные характеристики гражданского общества и правового государства. Самоорганизация как имманентная характеристика гражданского общества, соотношение в нем частных и общественных интересов. Гражданское общество и правовое государство; ответственность государства перед личностью – конституционная основа функционирования гражданского общества.

Тема 3. Права человека в теории и практике современного конституционализма.

3.1. Конституционный характер прав человека и гражданина. Конституция как «мера свободы», место и роль Конституции в нормативном обеспечении свободы личности.

3.2. Права гражданина как юридическое воплощение прав и свобод человека. Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «права личности».

3.3. История становление конституционного законодательства о правах человека и гражданина.

Тема 4. Права человека в международном праве.

4.1. Универсальный характер прав человека, их общедемократический цивилизационный характер и объективная необходимость выработки единых нормативно-правовых стандартов в области прав человека. Соотношение универсального и национального в правах и свободах. Идея прав человека в истории межгосударственных отношений и международного права.

4.2. Личность и международное право. К вопросу о правосубъектности личности в международном праве.

4.3. Соотношение норм международного и внутреннего государственного права в области прав человека. Конституция РФ и нормы международного права о правах человека в их соотношении. Влияние внутригосударственного права на становление и развитие международных институтов прав человека.

4.4. Международно-правовые акты о правах человека, их классификация. Три поколения прав человека, их закрепление во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Формирование четвертого поколения прав.

4.5. Права человека как инструмент формирования единого правового пространства в Европе; Совет Европы, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах.

4.6. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходство и различия. Источники и природа гуманитарного права и права прав человека, черты сходства на уровне концепции. Взаимное влияние прав человека и гуманитарного права, их сближение в современных условиях распространения вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Современная система прав и свобод индивида представляет собой единый комплекс международных и национальных норм о правах человека. Вся совокупность прав и свобод человека и гражданина составляет систему прав человека - единое целое, включающее взаимосвязанные права первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человека, так как предстает средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Традиционно в науке права и свободы делятся на группы: на международном уровне принято классифицировать права по нескольким основаниям. Однако, проводя классификацию прав человека, необходимо помнить, что все права и свободы взаимосвязаны между собой и составляют целостную и единую систему, характеризующуюся, несмотря на свое постоянное развитие, определенной степенью стабильности соответствующих правовых норм.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых классификаций.

По субъектам права и свободы классифицируют на права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. В качестве члена политического общества человек выступает тогда, когда обладает особым статусом, предполагающим юридически закрепленную государственную принадлежность лица, - гражданством. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях. Это отражено в используемых формулировках. Когда речь идет о правах, принадлежащих человеку как члену гражданского общества, то употребляются формулировки "каждый", "все", "никто". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка: "каждый гражданин", "все граждане", "граждане имеют право" - или указывается на национальную принадлежность лица. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Также выделяют по данному основанию коллективные и индивидуальные права. Права индивида - это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права - это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства" вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность его осуществления в индивидуальном порядке.

Несмотря на разную природу, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой и взаимозависимы. При реализации коллективных прав ни в коем случае не должны ущемляться и подавляться права индивида, являющиеся мерилом уровня демократии и наличия правового государства.

Трудность деления прав на индивидуальные и коллективные заключается в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию). А часть коллективных прав может осуществляться одновременно и индивидуально.

В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные.

В отношении абсолютных прав не допускаются ограничения и отступления (приостановление) ни при каких обстоятельствах. Относительные права, напротив, могут быть приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения или ограничены. При этом меры по ограничению должны быть предусмотрены законом, исключительно в законных целях и должны быть необходимы в демократическом обществе. Так, международные акты по правам человека предусматривают допустимые критерии отступления от прав и свобод в чрезвычайных ситуациях (ст. 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Американской конвенции о правах человека). Согласно данным актам государства могут пользоваться правом на дерогацию при военном положении, при стихийных бедствиях и в других случаях, если существует угроза жизни нации. К сожалению, и данная классификация не является строгой, поскольку перечень абсолютных прав в разных документах не является одинаковым.

По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это право на справедливое судебное разбирательство и все соответствующие процессуальные гарантии (право на беспрепятственный доступ к правосудию, право на судебное разбирательство в разумный срок, право на защиту, право не свидетельствовать против себя и др.), а также все другие права и гарантии лица, "оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов" (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др.

Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

По сфере реализации выделяют личные (естественные и гражданские), политические, социально-экономические, культурные права.

Данная классификация имеет, пожалуй, наибольшее практическое значение, так как она отражает специфику характера прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности, в которых они реализуются. Как правило, в соответствии с данной классификацией права и свободы излагаются в национальном законодательстве, в первую очередь в конституциях. В большинстве международных и национальных актов данное разделение прав и свобод прямо не делается, но в изложении заметно объединение прав и свобод по указанным критериям.

Учитывая постоянное расширение круга прав, свобод и обязанностей человека, исследование классификации прав человека помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой категории и облегчает изучение данного института.