Источники общепризнанных прав человека. Права человека как объект изучения людьми Предмет метод и система курса прав человека

Предмет,метод курса «права человека»

системный исторический, ( сравнительный , социологический , логический

Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.

В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский. Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

Как базовые моральные принципы права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного строя.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Для позитивистского подхода, личность сама по себе - ничто. Прочный и твердый общественный строй, с точки зрения позитивистского подхода, установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы

Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в Конституции Австрии, ФРГ - позитивистская.

3. Определение понятия и содержание прав человека

Основанное на нормах и принципах права и морали требование отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации.

Права человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому существу.

Связь прав человека с государством.

(Закон должен властвовать над всем. Права человека определяет смысл, содержание и применение законов деят.законодат. и исполнит.власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мораторий на смертную казнь.)

Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и уважении прав и свобод человека. Права человека и правовое государство – взаимообусловленные явления. Без одного не может быть и другого.

В упрощенном виде правовое государство характеризуется следующими признаками:

признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

верховенство права;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность граждан и государства.

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет и раскрывает положения о правовом государстве с достаточно подробно урегулированным разделением властей (ст.1, 10, главы 4-7), верховенством закона, с признанием и обязательствами защиты прав человека (гл.2) и другими элементами.

Принципы прав человека.

(Без достоинства разрушается сама оценка личности. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям.

Принцип достоинства закреплен в правовых документах: в ст.1 Всеобщая декларации говорится, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе).

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, её достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур.

Достоинство – это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми

этот человек обладает..

достоинство есть субъективная нравственная самооценка , самосознание человеком своей связи собществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувствособственного достоинства). В личном достоинстве заложеныпритязания на определенное отношение к себе, требование(право) на уважение со стороны других, со стороны общества.В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство – не только философско-этическая, но и конституционно-правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствиис международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправезащищать свое достоинство, свои права и свободы всеми спосо-

бами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам

Поколения прав человека

Постепенное развитие знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международно-правовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на поколения. Этот фактор – историческое время «появления» прав является еще одним из оснований классификации. Принято выделять три поколения прав.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнанных правчеловека поколение. Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века.

Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в региональных соглашениях – в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Это так называемые «негативные права», для осуществления которых гос-ва должны воздерживаться от вмешательства в личную сферу и не препятствовать участию граждан в политической жизни общества.

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их возникновение в первой четверти XX века связано с «социалистическими» революциями вследствие развития наемного труда и борьбы народа за улучшение экономического уровня. Настало осознание того, что полноценное развитие и реализация потенциала человека может осуществляться только в достойных условиях существования.

В конституции СССР 1936г. был закреплен широкий перечень социально – экономических прав. Данное поколение прав включает в себя право на труд и отдых, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение равную оплату за труд, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на достойный жизненный уровень, мед.уход, соц.обслуживание, образование и участие в культурной жизни общества.

К третьему поколению относят коллективные права

их еще называют правами солидарности. Это права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. В 70-80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс. Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права – права народов, наций, меньшинств – к правам человека, поскольку субъектом, носителем «прав человека» является индивид.

В настоящее время существует мнение о возникновении четвертого поколения прав – так называемых «новых прав», связанных с обострением глобальных проблем человечества и научно техническим прогрессом.

10. Гражданские(личные) права и свободы.

Личные права и свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, право на личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на свободу совести, религии и т.д. Личные права и свободы человека иногда именуют гражданскими. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21 Конституции).

Уважение достоинства личности - Это качество чел-ка равнозначно право на уважение и обязанности уважать других. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Права на свободу и личную неприкосновенность . Данное право означает запрет насильственного ограничения свободы человека, т.е. возможности совершать любые не противоправные поступки.

Неприкосновенность частной жизни. Право быть предоставленным самому себе.

Неприкосновенность жилища. Никто не имеет право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как случаях, предусмотренных законом.

Свобода передвижений и места жительства. – свободно передвигаться, выбирать место жительства.

Свобода совести и вероисповедания.

Право на справедливое судебное разбирательство- вкл.ряд гарантий необ-хчел-у для защиты своих прав.

Свобода мысли и слова.

11. Политические права и свободы человека

Политические права позволяют человеку получать информацию о делах общества, в котором он живет, и участвовать в решениях, принимаемых этим обществом, путем объединения, голосования на выборах, возможности быть избранными.

К политическим правам и свободам относят:

Свобода печати и информации : является одним из элементов свободы мысли и слова и относится прежде всего к свободе массовой информации.

Право на объединение – (означает свобода союзов и ассоциаций, т.е. образовать любой сою для реализации и защиты своих интересов в рамках требований закон-ва)

Право на мирные собрания и публичные манифесты – представляет собой одну их форм публичного выражения мнения и означает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги.

Право участвовать в управлении делами государства. Для участия в управлении делами государства граждане наделяются активным и пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным.

Равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей граждан и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам при поступлении на гос.службу.

Право обращений и петиций. Означает обращаться лично.

12. Конституционное право на жилище.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.

Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого". Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. СМ.Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается". В-третьих, высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:

Стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;

Содействие государства в улучшении жилищных условий;

Обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.

Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции Российской Федерации о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

13, 15. Права индивида и коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Например, право на развитие , осуществление которого народами, освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на международное общение.

14. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах

В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,

причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.

Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13),

Права в сфере труда.

В первую очередь гарантируется свобода труда, что означает запрет принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. Кроме этого, в данную категорию прав включено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного МРОТ, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Европейская система защиты прав человека (Совет Европы, СБСЕ, ОБСЕ, СНГ)

Права пожилых людей

1гр имеющая особое значение для людей закреплены в:ВДПЧ,Мадридский план действи1992,Комитет по экон.,соц.правам.

*право на здоровье

*запрет насилия

*право на жизнь, свободу, неприкосновенность(Всеобщий Билль о правах чел.)

Конвенция о статусе беженцев 1952(закреп-т право беженцев на пенсионное закрепление наравне со всеми)

Принципы ООН в отношении людей дек 1991.Резолюция Ген. Ассамблеи ООН. Закрепляет 5 принципов:

*независимости(необх-ти доступа к воде и т.д)

*принцип участия(пожил. люди д.б. вовлечены в жизнь общ-ва, должны участвовать в политике, должны иметь право делиться опытом с молодежью)

* принцип ухода и защиты (пожил.люди должны иметь доступ к мед. обслуживанию, пользоваться услугами попечительских учреждений, доступ к соц. услугам, должны иметь право пользоваться правами человека, находясь в любом учреждении)

*принцип реализации внутреннего потенциала(доступ к возможности в обл. образования, отдыха).

*принцип достоинства(пожил. люди должны иметь возможность вести достойный образ жтзни, имеют право на справедливое обращение, роль пожил. людей должна оцениваться независимо от их экон. вклада

Меры для защиты прав:

1) Общий возраст выхода на пенсию пожилых людей (создаются курсы квалификации, переквалиф; увеличение возраста выхода на пенсию)

2) Приветствуется предоставление соц-х пенсий

3)Содейстие формированию позитивного неискаженного взгляда на процесс старения.

предмет,метод курса «права человека»

Предмет учеб.дисциплины – круг вопросов кот.она изучает

Метод – способы, с пом.кот.она изучает.

Предметов курса Права человека яв-ся права и свободы людей, их историческая эволюция, политико-правовое обоснование т юридическая природа, сравнительный анализ обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Данный курс изучает структуру прав человека,взаимосвязь чел-ка и гражс-го общества, связь прав человека с политикой,моралью,религией.

С помощью метода изучается предмет. Различают универсальный (в основе лежатнаиболее общие законы развития природы,общества,мышления) и частные.

К числу основных частных методов прав человека относят системный (система прав человека хар-ся как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экон-х, культурных и соц-х прав, исторический, (рассматривается и изучается в истор-ом развитии), сравнительный (предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявления сходства или различий м/у ними), социологический (состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных) , логический (включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики.

Профессиональная деятельность будущего специалиста в области правового образования различных категорий населения - от учащихся образовательных учреждений до государственных служащих с необходимостью связана с обеспечением и защитой разнообразных прав и свобод человека и гражданина - от прав ребенка и семьи до прав военнослужащего и осужденного.

Поэтому закономерно, что изучение теории прав человека, во-первых, - есть один из краеугольных камней специального раздела правовой подготовки выпускника-юриста, во-вторых, теоретические знания, подкрепленные систематическим овладением студентами умениями и навыками практического использования этих знаний, станут основой эффективного обеспечения и охраны (защиты) выпускников как собственных прав и свобод, так и прав и свобод других граждан и организаций. Это обусловлено тем, что в наше время уровень профессионализма специалиста гуманитарного профиля, в том числе и особенно в области практического правового обучения и воспитания, в целом правового образования, в определяющей степени зависит от грамотности такого специалиста в области знания прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, грамотности и эффективности его работы в области практической защиты прав и свобод людей и организаций. Такой специалист обязан профессионально не только проконсультировать граждан (учащихся, педагогов, сотрудников образовательных учреждений и др.), но и активно осуществлять необходимые действия по обеспечению такой защиты.

Роль учебного курса «Теория прав человека» определяется, прежде всего, самим его предметом, выступающим одновременно и объектом науки теории прав человека. Современный уровень развития человеческой цивилизации и в то же время уровень цивилизованности общественных отношений в значительной, а во многих случаях и в определяющей степени, обусловлен тем, как понимаются, обеспечиваются, соблюдаются (уважаются), защищены и охраняются права человека и гражданина на внутригосударственном (национальном) и международном уровнях. Помимо этого исключительное значение имеет проблема прав человека в «мирном» и «конфликтном» (речь идет главным образом о вооруженных конфликтах внутригосударственного и международного характера) измерениях. Поэтому проблема прав человека играет особую роль [как в теоретическом (и, стало быть, и в учебно-познавательном), так и особенно в практическом отношениях] для профессиональной подготовки будущего специалиста в области юриспруденции.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан со всеми дисциплинами, изучаемыми в течение всего периода учебы студентами: общегуманитарными (философия, социология, культурология, психология), юридическими и дисциплинами психолого-педагогического цикла.

Так, из юридических дисциплин курс имеет наиболее тесные связи с такими общими и специальными учебными курсами, как «Теория государства и права», «История государства и права», «История политических и правовых учений», «Конституционное право», «Административное право», «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Гражданское право», «Семейное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Предпринимательское право», «Жилищное право», «Образовательное право», «Юридическая конфликтология», «Методика правового обучения», «Профилактика правонарушений», и др. Изучаемый курс можно рассматривать как своего рода оселок, на котором проверяется системный характер правовой подготовки студента.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан и с общими и специальными дисциплинами психолого-педагогического блока: «Общая психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Профессиональная психология», «Педагогическая конфликтология», «Педагогико-правовая работа с несовершеннолетними» и др.

Еще по теме Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук:

  1. Мнения ученых о месте и роли доказывания, преимущественно процессуального, в правоприменении.
  2. Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
  3. § 1. Понятие, сущность и природа политических прав и свобод граждан в России, их развитие в современном государстве
  4. Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук
  5. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  6. §3. Исключительные имущественные права (интеллектуальная собственность) и ноу-хау, используемые в предпринимательской деятельности

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

Расширение знаний студентов в области прав человека;

Изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

Формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

- знать генезис, определение и классификацию прав человека;

Усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

Знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

Представлять цели и принципы правовой защиты человека;

Знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

Усвоить формы правовой защиты человека;

Уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

Уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

Уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Система прав человека
Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Заочная форма обучения(на базе среднего специального образования, на базе высшего образования)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение «Прав человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«Права человека» (часть 1)

Вузовского компонента цикла ДС

По специальности 021100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Составители:д.ю.н., профессор Бондарь Н.С.

К.ю.н., доцент Лях С.М.

Ростов-на-Дону

Учебно-тематический план. 3

Пояснительная записка. 5

Программа учебного курса «Права человека». 8

Раздел I. Общая теория прав человека. 8

Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 10

Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 14

Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации. 18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Лекции Самостоятельная работа студентов
Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.
Права человека – высшая ценность современной цивилизации.
Права человека в теории и практике современного конституционализма
Права человека в международном праве
Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Становление и развитие прав человека в Российской Федерации
Конституционный статус как выражение равноправия граждан.
Права человека как фактор конституционной безопасности России.
Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Общие вопросы систематизации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Гражданские (личные) права человека
Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
Экономические, социальные и культурные права и свободы граждан Российской Федерации.
Конституционно-процессуальные права-гарантии человека и гражданина.
Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
Конституционная система обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
Международный механизм защиты прав и свобод
Итого аудиторных часов

Пояснительная записка

Проблема свободы личности, прав человека и гражданина является одной из центральных в развитии любого общества и государства. Это находит свое концентрированное отражение в конституциях современных демократических государств: каждая из них представляет собой, прежде всего, показатель достигнутого уровня свободы в обществе и государстве, главным мерилом которой является институт прав и свобод человека и гражданина.

Сложным и противоречивым был процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма. Далеко не всегда в политическом и правовом сознании российского общества права человека занимали подобающее им место. Лишь в новых условиях политического и экономического развития общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои государственности России. Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, а о глобальном демократическом переустройстве общества на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии.

В то же время в условиях борьбы с терроризмом, возникновением других новых вызовов человечеству все более актуализируются угрозы, связанные с масштабным наступлением на общепризнанные права и свободы человека и гражданина. На этой основе формируется даже своеобразная идеология отказа от основополагающих прав человека, что имеет место, в частности в стране, которая еще до недавнего времени представляла себя главным защитником прав человека в общемировом масштабе. Поэтому в наши дни все более актуальной становится проблема сохранения самих основ конституционного устройства современных суверенных государств и определение перспектив их развития, решение вопроса о том, по-прежнему ли обладают безусловным приоритетом в системе конституционных ценностей свобода и права человека или же в основу современных глобалистских процессов должны быть положены некие иные политико-правовые ориентиры развития общества и государства, их взаимоотношений с человеком и гражданином? Где та черта в ограничении прав человека, за которой наступает уже их отрицание? Как обеспечить в сегодняшнем сложном неспокойном мире баланс между безопасностью общества и государства, с одной стороны, и соблюдением прав человека, с другой?

Для уяснения этих вопросов принципиальное значение имеет широкий, всеобъемлющий взгляд на социальное и правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, предполагающий анализ не отдельных сегментов, но всей системы общественных отношений, субъектом которых выступает личность.

Это должно получить адекватное отражение и в системе подготовки будущих юристов, для которых понимание прав человека и обладание специальными навыками их защиты должно стать важным показателем их профессиональной подготовки в демократическом обществе. В этом плане преподавание прав человека в юридических вузах должно отличаться существенной спецификой в отличие от распространения правовых знаний для других слоев населения (в том числе студентов неюридических вузов), для которых необходим определенный уровень информированности о принадлежащих им правах и свободах в порядке общекультурной подготовки и в целях наиболее полного использования ими возможностей реализации и самозащиты своих прав и свобод; для будущих же юристов это должны быть профессиональные знания о правах человека, умение оказать помощь в защите нарушенного права другого гражданина всеми способами, не запрещенными законом.

Основная цель учебной дисциплины по правам человека – сформировать у студентов основополагающее представление о приоритете прав человека как определяющем принципе правового государства, международных стандартах прав и свобод человека и гражданина, международных механизмах обеспечения прав и свобод, о положении дел с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и на этой основе подготовить их к самостоятельной практической деятельности.

Программа спецкурса носит государствоведческий, конституционно-правовой характер; в то же время она включает ряд проблем пограничного характера с дисциплинами гражданско-правового, предпринимательского, уголовно-правового профиля. В этом находит свое отражение тот факт, что проблемы прав человека носят универсальный, всеобъемлющий характер в том числе с точки зрения учебного плана и программ подготовки юридических кадров по специальности «юриспруденция» независимо от конкретной специализации: права человека могут и должны стать предметом самостоятельного изучения всеми студентами юридических вузов. Ведь правовых знаний более универсального характера, чем знания в области прав человека, нет и не может быть.

Предлагаемая программа, прошедшая апробацию в процессе многолетнего чтения соответствующего спецкурса для студентов юридического факультета РГУ по кафедре муниципального права и управления, носит примерный характер. В зависимости от формы обучения (очное, вечернее, заочное отделения), специализации студентов, сетки учебных часов и т.п. лектор может акцентировать внимание на отдельных, по его мнению, наиболее актуальных темах. То же самое касается тематики семинаров, а также рефератов, курсовых и дипломных работ.


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Раздел I. Общая теория прав человека

Тема 1. Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.

1.1. Учебный курс о правах человека – относительно самостоятельная отрасль гуманитарных знаний, их необходимость для целостного системного рассмотрения социального и правового положения личности.

1.2. Знания, которые должны быть приобретены при изучении прав человека: ориентация курса на взаимосвязь истории и современности, глобальных, региональных и национальных проблем в области прав человека.

Интеллектуальные и социальные навыки, формируемые в процессе преподавания прав человека. Необходимость развития демократических форм общения, привития навыков реализации и защиты прав и свобод через учебный курс прав человека.

1.3. Система курса «Права человека», ее межотраслевой характер, сочетание публично-правовых и частно-правовых начал в проблемах правового положения личности в рамках учебного курса о правах человека.

Тема 2. Права человека – высшая ценность современной цивилизации.

История становления и научно-теоретического, философского обоснования идеи прав личности, ее свободы.

2.2. Свобода личности как выражение сущностной характеристики прав человека, основа взаимоотношений личности с обществом и государством. Свобода как социальный фактор, нормирующий поведение людей. Понятие и государственно-правовое значение свободы личности. Воплощение нормативных характеристик свободы в объективном и субъективном праве; право как «библия свободы» в системе социальных регуляторов положения личности, индивидуальных и коллективных свобод. Основные уровни (степени) проявления правовой свободы.

2.3. Формирование гражданского общества и правового государства – решающая предпосылка достижения подлинной свободы личности и обеспечения прав человека. Личность и ее свобода – основополагающие ценностные характеристики гражданского общества и правового государства. Самоорганизация как имманентная характеристика гражданского общества, соотношение в нем частных и общественных интересов. Гражданское общество и правовое государство; ответственность государства перед личностью – конституционная основа функционирования гражданского общества.

Тема 3. Права человека в теории и практике современного конституционализма.

3.1. Конституционный характер прав человека и гражданина. Конституция как «мера свободы», место и роль Конституции в нормативном обеспечении свободы личности.

3.2. Права гражданина как юридическое воплощение прав и свобод человека. Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «права личности».

3.3. История становление конституционного законодательства о правах человека и гражданина.

Тема 4. Права человека в международном праве.

4.1. Универсальный характер прав человека, их общедемократический цивилизационный характер и объективная необходимость выработки единых нормативно-правовых стандартов в области прав человека. Соотношение универсального и национального в правах и свободах. Идея прав человека в истории межгосударственных отношений и международного права.

4.2. Личность и международное право. К вопросу о правосубъектности личности в международном праве.

4.3. Соотношение норм международного и внутреннего государственного права в области прав человека. Конституция РФ и нормы международного права о правах человека в их соотношении. Влияние внутригосударственного права на становление и развитие международных институтов прав человека.

4.4. Международно-правовые акты о правах человека, их классификация. Три поколения прав человека, их закрепление во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Формирование четвертого поколения прав.

4.5. Права человека как инструмент формирования единого правового пространства в Европе; Совет Европы, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах.

4.6. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходство и различия. Источники и природа гуманитарного права и права прав человека, черты сходства на уровне концепции. Взаимное влияние прав человека и гуманитарного права, их сближение в современных условиях распространения вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему: «Права человека как наука и учебная дисциплина»

Л. Грудцына

Человек -- высшая ступень развития живых организмов, духовное существо, творческая индивидуальность, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В конце ХХ века в мире усилились роль и влияние социальных и гуманитарных наук -- юриспруденции, философии, политологии, социологии, истории, экономических и других. Свое, особое и значимое место в правовой науке заняли права человека.

Совершенствование концептуального аппарата в этой области знаний, накопление новых теоретических знаний и опыта, разработка учебников и учебных пособий для системы образования и воспитания в духе прав человека -- следствие того, что права человека последовательно формируются в важную область научных знаний.

Итак, начнем исследование с определения используемых в данной статье понятий. Под наукой (греч. -- episteme, лат. -- scientia) понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.

Предмет науки -- это определенный круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом. Наличие четко отграниченных от других, смежных дисциплин предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и потенциальной эффективности отрасли знаний и академической дисциплины.

Метод науки -- это способы изучения действительности, общие исходные принципы, на которых базируется наука.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда забытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Предметом науки прав человека является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, -- права человека. Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека -- это сложное, многомерное образование. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.

Методом науки прав человека являются приемы и способы, с помощью которых всесторонне изучается само понятие прав человека, их признаки и свойства, формы и методы их законодательного закрепления и реализации. К методам науки прав человека, в частности, относятся:

1)системный, подразумевающий научное познание прав и свобод человека в качестве единого целого;

2)сравнительный, предполагающий сопоставление национальных законодательств в сфере прав человека, как между собой, так и с международно-правовыми нормами, выявление их общих черт и различий;

3)логический -- средства и способы логического научного изучения проблем прав и свобод, основанные на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе при изучении проблем прав и свобод человека.

Процесс формирования науки состоит из трех последовательных этапов. Первый этап -- критический анализ действующих правовых актов и практики их применения, обобщения правоприменительной практики, углубленное изучение проблем, связанных с правовым регулированием данной группы общественных отношений.

В нашей стране серьезная законодательная база в сфере прав человека начала создаваться сравнительно недавно, с началом демократических преобразований. Впервые Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; в 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

10 декабря 1948 г. в Париже резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, являющаяся составной частью Билля о правах человека, включающего Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Значение Всеобщей декларации прав человека велико и неоспоримо. В этом беспрецедентном документе были провозглашены личные (гражданские) права (например, право на жизнь, равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.) и социально-экономические права человека (право на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). объект защита законодательство права человека

Всеобщая декларация прав человека построена на основополагающем принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Этого достоинства и вытекающего из него права на свободу и равенство не может быть лишен никто.

И, хотя Декларация не обладает силой международного договора, обязательного для исполнения (в частности, не ратифицирована Россией), она получила всеобщее признание (на уровне международного обычая). Многие государства включили ссылки на Декларацию или ее положения в свои основные законы или конституции. Большинство пактов, конвенций и договоров по вопросам прав человека, заключенные после 1948 г., основываются на ее принципах.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции России, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией нашей страны. В частности, в мотивировочной части судебных постановлений российских судов на протяжении последних лет можно встретить ссылки на Всеобщую декларацию прав человека, не говоря уже о безоговорочном признании ее значения для права и науки.

Были приняты такие важные нормативные правовые акты, как:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;

Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»;

Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»;

Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека»;

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» (вводит временный запрет на клонирование человека исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека);

Указ Президента РФ от 22 декабря 1999 г. № 1678 «О статусе Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека»;

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»;

Постановление Правительства России от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В исполнение этого постановления был издан Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 декабря 2004 г. № 6232 «О квалификационных требованиях и примерной структуре территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Созданная законодательная база позволила проводить научные исследования и обобщения, вырабатывать рекомендации по ее совершенствованию и развитию, обобщать судебную практику по правам человека в России, сравнивая ее с зарубежной.

Второй этап -- формирование научных школ, преддверием которых должна быть постепенная наработка теоретического материала, научные дискуссии и обмен мнениями, следствием которых становится объединение и солидаризация ученых, придерживающихся одинаковых позиций и взглядов на те или иные вопросы науки прав человека.

Специфика и сложность изучения науки прав человека состоит в том, что они не существуют сами собой, напротив, при их исследовании необходимо постоянно обращаться к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области философии, политологии, социологии, общей теории государства и права, теории и истории прав человека, различных отраслей права, прежде всего, конституционного.

Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме прав человека. Вопросы правового положения личности, обеспечения и защиты прав на общетеоретическом и отраслевом уровнях обстоятельно разработаны в монографиях, сборниках и материалах научных конференций и симпозиумов.

За последние несколько лет в России появилось много научных разработок, касающихся прав человека, их охраны и защиты. Нельзя не упомянуть труды Е.В. Аграновской, А.Я. Азарова, С.С. Алексеева, Э.М. Аметистова, П.В.Анисимова, Л.И. Антоновой, А.А. Белкина, А.Г. Бережнова, И.П. Блищенко, А.Д.Бойкова, Н.С.Витрука, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, С.И. Глушковой, В.М. Горшенева, В.Е. Гулиева, А.Д. Гусева, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зарицкого, В.М. Капицына, В.А. Карташкина, В.А. Кикотя, С.А. Комарова, В.В. Копейчикова, И.А. Крусса, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, В.А. Кучинского, В.В. Лазарева, Л.Н. Линник, В.З. Лукашевича, Е.А. Лукашевой, Ю.И. Малевич, А.В. Малько, О.Е. Малеина, М.Н. Малеиной, Е.Г. Мартынчика, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, В.С. Нерсесянца, М.Ф. Орзиха, С.М. Петрова, В.В. Похмелкина, Ю.В. Пуздрача, Т.Н. Радько, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, В.А. Рыбакова, А.Х. Саидова, В.Н. Синюкова, Л.С. Страшуна, А.В. Стремоухова, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, П.М. Филиппова, А.В. Хаванской, Е.Н. Хазова, Г.Г. Черемных, В.Е. Чиркина, В.М. Чхиквадзе, В.С. Шадрина, Б.С. Эбзеева и многих других авторов.

Большое значение в развитии теоретических основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина имеют труды Н.А. Бердяева, А. Валицкого, Г. Гроция, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Ф. Кафки, А.Д. Сахарова, Л.Н. Толстого, И.Г. Фихте, Э. Фромма, А. Швейцера, А. Шопенгауэра и других.

Немаловажную роль в становлении и развитии теории механизма обеспечения и защиты прав личности сыграли работы зарубежных правоведов, таких, как Гассер Х.-П., Герлох А., Бюхнер-Удер В., Кольяр К., Люшер Ф., Оффе К., Пикте Ж., Радбрух Г., Рисдал Р., Рогерман Х., Хессе К., Цоллер Э. и других.

Третий этап -- формирование научной правовой доктрины. Этому весьма серьезному этапу развития науки прав человека должно предшествовать завершение формирования научных школ, обладающих структурированной системой научных знаний о правах человека, научные концепции и разработки которых впоследствии могли бы стать основой доктрины о правах человека. Как представляется, формированию доктрины прав человека предшествует длительный период научных исследований, в ходе которых должны быть выработаны аксиомы теории прав человека.

1. Особая значимость прав человека в жизни общества в развитии нормальных связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире.

2. Для России крайне важны понятия прав человека, которые в общественном сознании как дореволюционной, так и послереволюционной страны не занимали сколько-нибудь значительного места; и тем актуальнее становится вопрос о формировании науки о правах человека сейчас, когда Россия вступила в новый этап своего исторического развития, когда существует шанс пойти по демократическому пути развития, ориентируясь на весьма прогрессивные международные нормы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина.

3. Права человека в современном мире -- мощный пласт общечеловеческой культуры, без освоения которого невозможно оценить систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений.

Действительно, сложно в государстве создать науку о том, к чему у граждан этого государства нет должного уважения и понимания, ведь сегодня в России все еще присутствует пренебрежение к человеку и его правам. Однако как бы ни был труден этот первый шаг, он необходим.

Науке о правах человека в России еще предстоит пройти периоды своего полноценного становления и развития, поскольку, по справедливому замечанию Е.А. Лукашевой, каждый этап общественного развития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

За последнее десятилетие в России наконец-то появилось осознание того, что права человека являются величайшей ценностью человечества, которую необходимо бережно хранить и защищать. Однако, для того чтобы осознать, насколько ценны права человека, необходимо их изучить и понять. А для правильного понимания весьма важна методика преподавания прав человека, традиционно состоящая из специфической системы терминов и понятий, а также методов и способов их объяснения и изучения.

Каждая дисциплина берет в качестве предмета своего изучения определенную сферу общественных отношений. Есть общественные отношения, которые приобретают комплексный характер, и для их изучения также необходима дисциплина комплексного характера. Но в каждой учебной дисциплине вырабатываются свои предмет и метод, цели и задачи, а в совокупности образуется целостная система понятий, позволяющая говорить об уникальности той или иной дисциплины в системе науки.

Итак, под предметом учебной дисциплины понимается круг вопросов, которые она изучает.

Существует несколько определений предмета учебной дисциплины «Права человека». Например, Е.А. Лукашева лаконично определяет в качестве предмета одну из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающую самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, -- права человека. По мнению В.М. Капицына, предмет прав человека как учебной дисциплины -- это общественные отношения, складывающиеся по поводу закрепления, регулирования, охраны и защиты прав и свобод человека.

Как представляется, последнее определение более точно отражает специфику и сущность изучаемого явления, поскольку именно в процессе общения между людьми (а значит, складывающихся общественных отношений) возникает необходимость правового закрепления и регулирования прав человека, а также их охраны и защиты.

В рамках учебной дисциплины «Права человека» изучаются права и свободы человека и гражданина, закономерности их исторического развития, способы имплементации (применения) в праве разных государств, проблемы прав и свобод человека во всем их многообразии, универсальные механизмы их гарантий, а также экономические, социальные, политические, культурные и иные факторы, оказывающие влияние на права и свободы.

Методами учебной дисциплины «Права человека» являются:

1) Системный, подразумевающий познание проблем прав и свобод человека в качестве единого целого, состоящего из взаимосвязанных между собой подсистем личных прав и свобод.

2) Исторический, при котором права человека изучаются в их историческом развитии.

3) Сравнительный, предполагающий сопоставление понятий, явлений и выявление их общих черт и различий.

4) Социологический -- способ сбора и анализа информации.

5) Логический -- средства и способы логического изучения проблем прав и свобод, основывающиеся на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе и при изучении проблем прав и свобод человека.

Учебная дисциплина «Права человека» призвана показать студентам, что права и свободы человека -- это сложное, многогранное явление, ставшее результатом длительного исторического развития правовой системы человечества, его величайшая социальная ценность. Права человека отражают жизненные потребности и возможности развития личности, меру ее свободы и ответственности. Студенты должны усвоить взаимосвязь права и закона, прав человека и прав гражданина, прав и обязанностей людей.

Как справедливо отметил Ф.М. Рудинский, учебная дисциплина «Права человека» является самостоятельной отраслью знаний, необходимых для целостного рассмотрения социального бытия человека, развития его гуманистического мировоззрения и коренного поворота к улучшению профессиональной подготовки педагогов в условиях демократизации общества и системы образования.

Таким образом, целями преподавания учебной дисциплины «Права человека» являются:

Повышение правовой культуры студентов -- будущих специалистов, которые впоследствии будут занимать должности в государственных и коммерческих структурах и от которых в скором будущем будет зависеть правовая система государства, в частности, состояние с правами человека, их гарантированность и должная реализация;

Формирование гуманистического мировоззрения студентов, привитие им демократических навыков, чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности -- качеств, которыми должен обладать каждый свободный человек и которые в России лишь начинают формироваться в сознании населения;

Привитие студентам глубокого понимания и уважения как своих прав и свобод, так и аналогичных прав других людей, для чего глубокое изучение этой учебной дисциплины должно сопутствовать всему процессу обучения (начиная от классов начальной школы).

Достижению поставленных целей преподавания способствует решение следующих основных задач курса:

Профессиональная педагогическая помощь в овладении гражданами знаниями о правах человека;

Содействие проявлению и усилению у граждан чувства уважения к людям, их правам, интересам и достоинству;

Выработка навыков самостоятельной защиты своих прав и свобод от любого беззакония и произвола, содействие обретению уверенности при самостоятельной защите своих прав и законных интересов в спорах с органами государственной власти и третьими лицами.

Следует помнить, что изучение прав человека неразрывно связано с изучением других отраслей правовой науки, базируется на знании истории, философии, культурологи, политологии, социологии, экономике, этике, морали.

Невозможно не обратить внимания на то, что права человека многие ученые давно признают самостоятельной учебной дисциплиной, которая преподается во многих высших учебных заведениях (в основном как спецкурс). Преподавание учебной дисциплины «Права человека» в высших учебных заведениях соответствует обязательствам России перед международным сообществом, провозгласившим 1995--2004 гг. Десятилетием образования в области прав человека.

Первая в СССР кафедра прав человека была создана в Волгограде при Высшей следственной школе МВД много лет назад (возглавил ее Ф.М. Рудинский), затем в 1994 г. была создана кафедра прав человека ЮНЕСКО в МГИМО, кафедра гуманитарного права в РГГУ, институт и кафедра прав человека в МГСУ. Обсуждение и споры по поводу того, являются ли права человека учебной дисциплиной и как следует их преподавать в вузах, долгое время шли на страницах журнала «Государство и право». Сейчас многие ученые признали и активно разрабатывают учебную дисциплину (учебный курс) «Права человека».

Ведущими учеными-правоведами активно разрабатываются учебно-методические комплексы и пособия по правам человека. Например, на кафедре прав человека Московского гуманитарного университета доктором юридических наук профессором Ф.М. Рудинским в 2003 г. было разработано учебно-методическое пособие по правам человека для учебного курса. Преподавание такого курса очевидно и способствует целостному рассмотрению социального бытия человека, развитию гуманистического мировоззрения и столь долгожданному коренному повороту к улучшению профессиональной подготовки педагогов в условиях демократизации общества и системы образования.

По мнению В.М. Капицына, учебная дисциплина «Права человека» претендует на включение в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Е.А. Лукашева и коллектив авторов первого в России учебника по правам человека считают, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины -- теории прав человека, и последовательно отстаивают эту мысль.

Во-первых, особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии взаимодействия между индивидом, обществом и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Теория прав человека как наука призвана сформулировать и упорядочить те основные принципы (универсальность, неотчуждаемость, гарантированность и т. д.), которые являются ценностными ориентирами в современном мире.

В своей работе «Почему важно преподавать права человека» американские ученые М. Стиман-Бренсон и Ю. Торней-Пурта говорят о том, что изучение прав человека должно служить стимулом и условием всеобщего поиска человеческого достоинства. В одиночку человек не может понять международной политики правительства своей страны или другого государства, не говоря уже о понимании прав человека. Кроме того, когда молодые люди станут взрослыми гражданами, они будут иметь значительный потенциал для воздействия на политику правительства как члены общества, выражающие его, общества, мнение.

Во-вторых, для России крайне важно понятие прав человека. Не секрет, что в российской культуре права человека не занимали значительного места, были на протяжении многих десятилетий недооценены и проигнорированы. Сегодня, несмотря на произошедшие перемены, в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам и, главное, понимание того, что эти права означают и какова их ключевая роль. Тяжелая ситуация с правами человека, которая сложилась в современной России, -- это закономерный результат ее предшествующего исторического опыта.

В заключение хочется отметить, что изучение дисциплины «Права человека» не должно, да и не может начинаться с «нуля». Студент, подходя к изучению этой комплексной дисциплины, должен обладать, основываясь на ранее изученных учебных дисциплинах в рамках государственных образовательных стандартов, знаниями в этой области. Как представляется, вводить преподавание дисциплины «Права человека» в вузах необходимо не ранее третьего курса. К этому времени студент уже изучит такие фундаментальные дисциплины, как «Теория государства и права», «Конституционное право», «Философия».

Другое дело, что эти знания оказываются, как правило, несистематизированными и отрывочными. Главнейшая задача учебной дисциплины «Права человека» -- помочь студенту систематизировать имеющиеся знания и овладеть новыми знаниями в области прав человека, что существенно расширит его кругозор и понимание того, какими должны быть демократическое правовое государство и гражданское общество.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические этапы появления и развития понятия "права человека". Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека. Постатейное рассмотрение Всеобщей декларации 1948 года. Особенности принципа всеобщего уважения прав.

    реферат , добавлен 17.03.2012

    История формирования основных прав и свобод человека, их отражение в юридических документах (нормативно-правовых актах). Личные, социальные, экономические и культурные, политические права и свободы. Гарантии реализации и юридические механизмы прав.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Права человека - одна из главных отраслей международного права. Защита прав человека как комплексная правовая категория. Юридическая защита прав и свобод человека в Росси. Механизм защиты прав человека и соотношение с правоприменительной практикой.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2010

    Права человека как естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности. Эволюция развития и защиты прав человека. Развитие прав человека в России. Классификация прав человека, системы их группировки.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Источники и принципы права прав человека. Отсутствие принципа взаимности при нарушении международных договоров о правах человека. Принцип недопустимости дискриминации. Классификация прав и свобод человека. Функции международной защиты прав человека.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Доктрина прав человека как гуманитарное право. Институционализация доктрины прав человека в Европе. Правовой характер взаимоотношений человека и государства. Изучение понятия гражданства. Общие принципы статуса личности. Проблема прав человека в России.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Понятие, ценностная основа прав человека. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека. Защита прав человека и гражданина. Нарушение прав человека, дискриминация. Международные документы о правах человека.

    презентация , добавлен 28.03.2014

    Анализ общественно-правовых отношений в сфере прав человека. Зарождение и развитие концепции прав человека. Понятие, признаки и виды прав человека. Основные концепции правопонимания в современной России. Право на судебную защиту нарушенных прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2014

    Причины возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Права человека как социальные притязания человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Обеспечение зашиты прав и свобод личности в России.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Понятие и сущность права. Разница между правом и правами человека, их соотношение. Концепция универсальности прав человека в рамках проблем современной теории международных отношений. Взгляды сторонников социокультурного релятивизма на права человека.