Что такое план фхд бюджетного учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) – это документ, который обязаны составлять все муниципальные и бюджетные организации. О том, как правильно формировать план финансово хозяйственной деятельности прописано в Приказе Министерства Финансов Российской Федерации No81н, принятом к исполнению 28 июля 2010 года.

В приказ регулярно вносятся изменения, отвечающие меняющимся стандартам, поэтому каждое лицо, ответственное за ведение и формирование ПФХД бюджетного учреждения, должно обладать всей актуальной информацией по данному вопросу.

Что такое ПФХД и кто должен заниматься его составлением

План финансово-хозяйственной деятельности – это документ, который отображает информацию о всех существующих доходах и расходах конкретного предприятия. Формирование ПФХД актуально на один финансовый год или один финансовый год или плановый период. Согласно Федеральным законам No7 и No174, информация содержащаяся в плане финансово хозяйственной деятельности, должна быть открыта для всех интересующихся граждан России. Поэтому представительство бюджетной или муниципальной организации обязано публиковать информацию о финансово-хозяйственной деятельности на своих официальных интернет-ресурсах.
Так как план финансово хозяйственной деятельности – это важная отчетная документация, существует ряд требований к её составлению:

  1. Составление ПФХД происходит на этапе распределения бюджетных средств на следующий отчетный период (финансовый год).
  2. Все расходуемые и получаемые средства должны быть указаны с точностью до двух знаков после запятой.
  3. Составление плана происходит в рублях с применением кассовой методики.
  4. Форма и структура ПФХД должна отвечать стандартам, установленным правительством Российской Федерации.

План финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений, а так же муниципальных организаций, которые пользуются программой субсидирования из средств федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным органами местного самоуправления, — в обязательном порядке должны быть представлены для проверки и утверждения в органы высших инстанций. Ни одно учреждение не может проигнорировать этот этап реагирования бюджета.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Цели и задачи

Формирование отчетности о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и муниципальных организаций преследует следующие цели:

  • сопровождение поступления денежных средств на счета организаций, и их дальнейшее рациональное распределение;
  • организация различных мероприятий, повышающих эффективность расходов, а также привлекающих новые источники финансирования;
  • произведение расчетов и анализа необходимых организационных и хозяйственных нужд, и достижение баланса между расходами и доходами предприятия во избежание дефицита средств;
  • профилактика просрочки по выплатам задолженностей по кредитам;
  • сбалансированное управление всеми источниками дохода.

Грамотно составленный ПФХД поможет организации рационально использовать средства, выделенные из федерального бюджета. Следует учесть возможные проверки со стороны контролирующих органов, — нарушения и несоответствия в ПФХД могут привести к серьёзным последствиям для всего управляющего состава.

Таким образом правительство пытается бороться с коррупцией как по всей стране, так и в отдельно взятых регионах.

ПФХД и Госзакупки

Для осуществления своей деятельности, каждое бюджетное предприятие должно производить закупки товаров и услуг согласно действующему Федеральному закону No44. Чтобы деятельность организации была наиболее открытой и «прозрачной» для граждан, все планы и графики закупок должны находится в открытом доступе, посредством публикации их на официальном сайте организации.
План закупок согласуется с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Реализуемые на закупки суммы в обоих документах должны быть равнозначны. Согласно действующим нормам и стандартам, план государственных закупок должен быть сформирован и визирован в течение 10 рабочих дней, с того момента, как план финансово хозяйственной деятельности ПФХД утверждается высшим учредительным органом. Данный порядок соответствует Постановлению Правительства РФ No552 от 5 июня 2015 года для заказчиков федерального уровня, и Постановлению Правительства РФ No1043 от 21 ноября 2013 года для муниципальных и бюджетных организаций.
План государственных закупок, составленный на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, должен содержать перечень всех планируемых расходов на приобретение необходимых товаров и услуг, заказа оргтехники и других товаров относящихся к группе технически сложных товаров.
После утверждения такой план в электронном виде должен быть загружен в ЕИС.

Состав ПФХД

Согласно установленной Правительством РФ структуре плана финансово-хозяйственной деятельности, документ должен включать в себя следующие составляющие:

  1. Заглавная часть. Включает в себя информацию о предприятии, временной промежуток, за которым производится отчётность, валюта, наименование документа, дата его формирования и платёжные реквизиты организации.
  2. Содержательная часть. Включает в себя все показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждения за прошлый отчетный период в соответствии с выделенным бюджетом. Документ должен быть предъявлен не только в качестве текста, но так же быть подкреплен графиками и таблицами, отображающих деятельность бюджетного учреждения: общая стоимость недвижимого имущества организации, баланс доходов и расходов, траты на осуществление закупок и другая финансовая информация.
  3. Оформительная часть. Включает в себя информацию о всех должностных лицах, несущих ответственность за составление ПФХД и его реализацию.

В план финансово хозяйственной деятельности предприятия обязательно вносится информация о средствах, направленных на выполнение государственных заданий, и капиталовложениях. Бюджетная организация должна оставаться конкурентоспособной относительно других негосударственных (коммерческих) предприятий, за счёт детализации расходов проводимых по закупочным мероприятиям в рамках Федерального закона No223.

Внесение изменений в ПФХД

Внесение каких-либо изменений в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, может быть осуществлено только в случае появления у организации незапланированных расходов. Новые данные не должны вступать в противоречия с ранее внесенными в ПФХД показателями.
Изменения в графе «доходы» вносятся в случае произведения уплаты третьими лицами в качестве возмещения какого-либо ущерба, а так же выплаты по страховке КАСКО или ОСАГО, в случае если транспортное средство, принадлежащее учреждению, участвовало в ДТП. Корректировка данных по расходам также необходима при изменениях нужд бюджетной организации после выполнения государственного задания.
За соответствие ПФХД нормам Правительства несет ответственность то должностное лицо, которое занималось составлением документа. Одна часть документа основана на показателях за прошлый расчётный период, а другая несет расчётный характер. ПФХД, составленный по всем требованиям правительства может стать гарантией реализации всех поставленных целей.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) разрабатывается и утверждается ежегодно. Он является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Чиновники скорректировали обязательные требования к составлению ПФХД на будущий год, в этой статье разберемся в основных нововведениях.

Общее

ПФХД — документ, который определяет структуру финансирования государственного задания, капитальных вложений, деятельности, приносящей доход и т. д. Документ составляется на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период, в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. Типовой шаблон и обязательные требования к составлению документа утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Скачать форму плана ФХД на 2019 год

План ФХД госучреждения утверждает учредитель или орган, наделенный полномочиями учредителя. Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания, а также показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых расходах.

План ФХД на 2019 год с изменениями

С 2018 требования к составлению ПФХД изменились: приказ 81н (план ФХД 2019 год) скорректирован приказом Минфина России от 29.08.2016 № 142н. Прежде всего существенно увеличилось количество раскрываемой информации. Теперь необходимо указывать дополнительные показатели:

Законодатель установил необходимость приложения обоснования (расчетов) по всем показателям в части расходов. Рекомендуемый образец установлен в Приложении № 2 к Приказу 81н. Требование предусматривает заполнение 18 форм, на усмотрение учреждения формы могут быть дополнены.

Форма документа дополнена новой графой 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в которой необходимо раскрывать показатели доходной и расходной частей за счет средств ОМС. В конце статьи можно скачать образец плана ФХД на 2019 год.

Как заполнить ПФХД

Шаг 1. На первой странице плана ФХД в шапке («Утверждаю») укажите название и Ф.И.О. руководителя организации, который утверждает план (м. б. учредитель). Ниже заполните раздел с данными о вашей организации: наименование, Ф.И.О. руководителя, ИНН и КПП, а также перечисленные в заголовках коды.

Шаг 2. Заполните раздел «Содержание». Цель и виды деятельности при этом указываются в соответствии с Уставом.

Шаг 3. В разделе «Таблица 1» внесите информацию о финансовых и нефинансовых активах и обязательствах.

Шаг 4. В разделе «Таблица 2» укажите финансовые показатели на планируемый финансовый год. Страницы, посвященные первому и второму плановым финансовым годам заполняются аналогично.

Шаг 5. В «Таблице 2.1» внесите данные по запланированным расходам на закупки.

Шаг 6. В «Таблице 3» и «Таблице 4» укажите информацию о средствах, которые поступают во временное распоряжение.

Шаг 7. В приложениях приведите расчеты по планируемым расходам: оплата труда, служебные командировки сотрудников, другие выплаты.

Особые изменения в ПФХД 2019 года

Теперь в плане ФХД подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами нужно руководствоваться при их формировании. Так, при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.

Одним из важных моментов в отражении расходов на страховые взносы является исключение из 213 КОСГУ мероприятий по обеспечению мер сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Образец заполнения, план финансового обеспечения предупредительных мер, как часть расчетов по указанным мероприятиям, должна прилагаться к соответствующему виду расходов.

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности , составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

В бюджетных учреждениях доходы и расходы довольно часто не связаны между собой. Получается, что нужно направить средства на возмещение расходов, не имеющих к доходам никакого отношения. Для этого в бухгалтерском учете применяется специальный счет 030406000, что оговаривается в пояснительной записке к ПФХД. В отчете выплаты из бюджета вполне могут не соответствовать затратам, понесенным бюджетным учреждением.

Но когда взаимосвязь есть, положение несколько меняется. Например, получая плату за сданное в аренду имущество, учреждение должно направить эти деньги, прежде всего, на содержание этого имущества (п. 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.
  10. Подписи заверяются печатью.

  11. Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.

План финансово-хозяйственной деятельности, или ФХД бюджетного учреждения - это документ, содержащий сведения обо всех доходах и расходах предприятия. Его формируют на финансовый год и плановый период. В статье речь пойдет о создании и утверждении плана ФХД бюджетного учреждения.

План ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

О правилах составления плана ФХД бюджетного учреждения говорится в приказе Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н. В нем содержатся основные требования, но конкретные правила органы госвласти и местного самоуправления определяют сами. Например, существуют: приказ Минсельхоза России от 08.02.2017 № 57 для бюджетных учреждений, которые находятся в ведении министерства, приказ МЧС России от 28.12.2016 № 702 для подведомственных учреждений и др.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Общее правило гласит, что утверждением ПФХД занимаются руководители бюджетных учреждений. Однако оно может быть изменено. К примеру, подведомственные МЧС бюджетные учреждения утверждают свои планы у руководителя соответствующего территориального органа МЧС.

Изменения в план ФХД бюджетного учреждения

В общем случае при необходимости изменений составляется новый план ФХД. Порядок внесения правок госорганы определяют самостоятельно. К примеру, Минсельхоз разрешает только те изменения, которые не связаны с законом о бюджете и сопровождаются обоснованием и расчетами. Федеральное агентство железнодорожного транспорта позволяет менять план не чаще, чем 1 раз в квартал.

Заполнение плана ФХД бюджетного учреждения

Разберем составление плана ФХД бюджетного учреждения. Документ состоит из 3 частей: шапка, содержательная часть и оформляющая. В первой части формы плана ФХД бюджетного учреждения указывается информация об учреждении, дата составления, период.

В содержательной перечисляются цели и виды деятельности учреждения, перечень работ и услуг, балансовая стоимость движимого и недвижимого государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление или купленного самим учреждением. В этой же части в таблице указывают финансовые показатели работы БУ. Отдельно прописывают расходы на закупки. Эти сведения позднее используют при составлении плана закупок. Кроме того, указываются сведения о средствах, которые передаются учреждению во временное пользование.

В заключительной части ставятся подписи ответственных должностных лиц.

Чтобы проверить, хватит ли средств на закупки, сделайте расчет плановых показателей. При расчете сформируйте показатели отдельно по каждому коду финансового обеспечения. В обосновании расходов учтите ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, стандарты и регламенты. Читайте, какие выплаты включить в расчет и как обосновать расходы.

Проверка ФХД бюджетного учреждения

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - объект внутренних и внешних контрольных мероприятий. Целью является определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета.

В ходе контрольных мероприятий выявляются факты:

По итогу проверки составляет акт, в котором описываются все нарушения. Могут быть выявлены следующие:

  • расходование бюджетных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата;
  • расходование бюджетных средств без достижения требуемого (заявленного) результата;
  • приобретение морально устаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) с применением морально устаревших технологий (методов);
  • необоснованное накопление на счетах остатков денежных средств;
  • непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств;
  • неиспользование поставленного и оплаченного оборудования;
  • уплата авансовых платежей подрядным организациям по договорам, работы по которым на момент проверки не были начаты;
  • оплата проектно-изыскательских работ, которые не нашли своего практического применения и др.

План закупок и план ФХД

Сроки создания плана закупок привязаны к срокам утверждения плана ФХД бюджетного учреждения. План закупок должен быть сформирован в течение 10 дней с момента утверждения ПФХД. В течение 3 дней региональные и муниципальные заказчики публикуют готовый документ в ЕИС, а федеральные - в ГИИС «Электронный бюджет».

Правила составления плана закупок диктуют постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 (для федеральных заказчиков) и от 21.11.2013 № 1043 (для остальных заказчиков). Этот документ включает:

  • наименование и контакты заказчика, его ИНН, КПП, ОКОПФ, ОКПО, ОКАТО;
  • код каждой закупки;
  • цель процедуры;
  • объект закупки;
  • год публикации извещения;
  • сроки торгов;
  • обоснование закупочной процедуры;
  • данные о необходимости общественного обсуждения;
  • сведения об изменениях, которые были внесены в план;
  • дата утверждения плана.

Вложенные файлы

  • План ФХД - бланк.xls
  • План ФХД - образец на 2019.docx

Вступление в силу

Порядок утверждения плана ФХД

Ранее было установлено, что план ФХД для бюджетного учреждения утверждает учредитель, который может передать эти полномочия руководителю бюджетного учреждения. В новой редакции все изменили. Теперь основная норма такая: план ФХД утверждает руководитель учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Таким образом, если учредитель предпишет подведомственному учреждению составлять план ФХД с учетом Приказа № 140н, не прочтя этот приказ внимательно, то он утратит право утверждать план ФХД для созданного им бюджетного учреждения.
Также добавлено указание, что решение об изменениях в план ФХД принимает руководитель учреждения (ранее этот вопрос не был регламентирован, что давало учредителю право выступать инициатором изменения плана ФХД).

Изменение таблицы данных о фактических показателях финансового состояния учреждения

Табличную часть плана теперь предваряет таблица 1 (ранее у этой таблицы не было номера), содержащая данные о фактических показателях по финансовому состоянию перед составлением плана ФХД. При этом так и не устранена проблема с выбором, на какую дату следует брать показатели для этой таблицы. Предписано, что на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана. Например, план ФХД на 2016 г. составляют в октябре 2015 г. На какую дату брать остатки для этой таблицы? С точки зрения логики следовало бы взять данные об остатках как можно ближе к октябрю. Например, на конец III квартала. Но для отчетов, содержащих необходимые показатели для таблицы 1, установлены следующие сроки:
- Баланс (ф. 0503730) - по состоянию на 1 января ;
- Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) - периодичность представления годовая ;
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) - периодичность представления ежеквартальная .
Поскольку в шапке таблицы 1 предусмотрено указание только одной даты, все данные в таблице должны быть на одну дату, то есть на 1 января. Наверное, есть в этом какой-то глубокий смысл - планируя доходы и расходы на 2016 г., учитывать остатки по состоянию на 1 января 2015 г. Но при этом в текстовой части плана ФХД необходимо указать данные об остатках имущества на дату составления плана.
По сравнению с прежней редакцией Приказа № 81н в перечень данных «на последнюю отчетную дату перед составлением плана ФХД» добавлены данные об остатках денежных средств на счетах, на депозитах и данные о других финансовых инструментах.

Измененная структура таблицы с данными о плановых поступлениях и выбытиях

Это новшество заслуживает наибольшего внимания, потому что таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» - это, собственно, и есть сам план ФХД. В прежней редакции эта таблица не имела номера, имела другую детализацию показателей как по графам, так и по строкам. Но при этом большая часть изменений связана только с оформлением, а не с составом показателей.

Изменение состава граф таблицы 2

В предыдущей редакции графы таблицы обеспечивали детализацию по видам счетов:
- по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений (то есть по движениям, подконтрольным органам казначейства);
- по счетам, открытым в кредитных организациях (то есть по движениям, не подконтрольным органам казначейства).
Детализацию доходов по видам финансового обеспечения предписано было отражать в таблице по строкам в показателе Поступления от доходов. Как следствие такой структуры, не было предусмотрено в плане ФХД разбивать расходы по кодам вида финансового обеспечения (хотя такое право у учредителя было). И такой план был совершенно бессмысленным при наличии более чем одного вида финансового обеспечения. Так, расходы на закупку основных средств за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий на иные цели суммировали в одну строку плана, хотя это принципиально разные расходы. Кроме этого, не было предусмотрено никакой детализации начальных и конечных остатков средств по видам источников.

В новой редакции детализация по видам счетов отсутствует, зато графы таблицы соответствуют возможным видам финансового обеспечения:
- графа 5 - субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- графа 6 - субсидии, предоставляемые на иные цели;
- графа 7 - субсидии на осуществление капитальных вложений;
- графа 8 - средства обязательного медицинского страхования;
- графа 9 - поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, всего;
- графа 10 - в том числе гранты (которые предоставляют из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов).
При этом, как и ранее, детализация расходов по видам источников необязательна, и производят ее только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения. Но для остатков, а также поступлений и выбытий финансовых активов разбивка по видам источников обязательна.

Изменение состава строк показателя Поступления от доходов

В первую очередь из этого показателя исключены данные о поступлениях, не относимых к доходам, - поступления финансовых активов (в том числе заемных средств). Например, поступление на лицевой счет денежных средств в пути. Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Поступление финансовых активов.
В остальном показатели этого раздела такие же, как и в предыдущей редакции. Только иначе расположены.
Большая часть ячеек этого раздела перечеркнута. Доступны только те ячейки, которые отражают допустимое сочетание вида доходов и источника. Так, вид дохода «доходы от собственности» (строка 110) доступен только для источника «доходы от приносящей доход деятельности» (графа 9).
Строка 110 «доходы от собственности» - КОСГУ 120 (только графа 9).
Строка 120 «доходы от оказания услуг, работ» - КОСГУ 130 (по графе 9), 180 (по графам 5 и 8).
Строка 130 «доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия» - КОСГУ 140 (только графа 9).
Строка 140 «безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций» - КОСГУ 152 (только графа 9).
Строка 150 «иные субсидии, предоставленные из бюджета» - КОСГУ 180 (по графам 6 и 7).
Строка 160 «прочие доходы» - КОСГУ 180 (по графам 9 и 10).
Строка 180 «доходы от операций с активами» - КОСГУ 410-440, 620-640 (по графе 9).

Изменение состава строк показателя Выплаты

В первую очередь из этого показателя исключены данные о выплатах, не относимых к расходам, то есть выбытие финансовых активов (в том числе возврат заемных средств). Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Выбытие финансовых активов.
Принципиальное новшество - детализация расходов не по КОСГУ, как в предыдущей редакции, а по кодам видов расходов бюджета (КВР). Это изменение связано с общим движением Минфина России в сторону избавления от КОСГУ. Но классификация КОСГУ настолько прочно встроена в систему учета, отчетности и кассового исполнения в бюджетных учреждениях, что процесс этот будет долгим. На сегодня бухгалтеры бюджетных учреждений вообще про классификацию КВР ничего не знают и знать не должны. Потому что классификация КВР пока еще предназначена только для исполнения бюджетов.
Указаниями предписано , что виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, и приведен перечень видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов). Поэтому и назначено введение в действие Приказа № 140н по составлению плана ФХД на 2017 г. Очевидно, к середине 2016 г. Минфин России планирует ввести КВР в практику бюджетных учреждений.
Но как быть тем учреждениям, которые учредитель обяжет перейти на новую редакцию Приказа № 81н уже сейчас? У учредителя не будет проблем с пониманием плана ФХД, составленного в разрезе КВР, потому что участники бюджетного процесса работают с этой классификацией уже не первый год. А у бюджетного учреждения?

Для выплат персоналу бюджетных учреждений подобрать полностью соответствующий КВР затруднительно, потому что в действующей классификации КВР предусмотрены выплаты персоналу казенных учреждений, персоналу органов власти и персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны. Кроме того, в таблице 2 не предусмотрена строка для отражения иных выплат персоналу, кроме оплаты труда.

Если исходить из общей логики классификатора КВР, то получим следующее:
- строка 210 «выплаты персоналу, всего» - КВР 110;
- строка 211 «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - КВР 111 - зарплата, КВР 119 - платежи в фонды;
- строка 212 (ее нет, но должна была быть) «прочие выплаты персоналу, кроме оплаты труда» - КВР 112;
- строка 220 «социальные и иные выплаты населению» - КВР 300;
- строка 230 «уплата налогов, сборов и иных платежей» - КВР 850;
- строка 240 «безвозмездные перечисления организациям» - КВР 860;
- строка 250 «прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг)» - КВР 830, 880;
- строка 260 «расходы на закупку товаров, работ, услуг» - КВР 241-245.

Новые показатели Поступление финансовых активов и Выбытие финансовых активов

Плановые показатели поступления финансовых активов (кроме доходов) и выбытия финансовых активов (кроме расходов) вынесены отдельно. В строках этих показателей следует отражать в первую очередь поступление и выбытие заемных средств, а также увеличение и уменьшение безналичных денежных средств за счет перевода в (из) другие (других) виды (видов) финансовых активов, поступление и выбытие денежных средств в пути.

Новая таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Ее номер указывает на то, что эта таблица - разъяснение к показателям таблицы 2. Еще в 2013 г. было предписано , что общая сумма расходов учреждения на закупки, отраженная в плане ФХД, подлежит детализации в плане закупок. Но не было предусмотрено какой-либо таблицы для отражения этого.
Теперь такая таблица есть. При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1. То есть вся таблица 2.1 предназначена для того, чтобы расшифровать единственную строку таблицы 2 - сколько запланировано произвести закупок товаров, работ, услуг. При этом не предусмотрена какая-либо разбивка таблицы 2.1 по видам финансового обеспечения. То есть и закупки за счет выручки от ПДД, и закупки за счет субсидий на иные цели, и за счет любых других источников - все будет свалено в общую кучу (даже если в таблице 2 расходы будут развернуты по источникам). Также в таблице 2.1 не предусмотрено никакой разбивки по каким-либо кодам расходов.

По графам таблицы 2.1 предполагают отражение показателей по способу закупки («всего закупок», «в том числе закупок по Закону № 44-ФЗ» и «в том числе закупок по Закону № 223-ФЗ»), а также по годам - закупок в плановый год, закупок через год, закупок еще через год. Понятно, что графу «через год» и «еще через год» заполняют только в случае составления плана ФХД на трехлетний плановый период, что, в свою очередь, допустимо только в случае, когда бюджет публично-правового образования принимают более чем на год.

Таким образом, строк в таблице 2.1 получаем всего три:
- в строке 1001 следует отражать те закупки, которые будут произведены на основании договоров, которые уже заключены или будут заключены до начала очередного финансового года;
- в строке 2001 следует отражать те закупки, которые еще только планируют совершить. Причем не понятно, надо ли отражать в этой графе закупки, производимые у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. в пределах 5%? Очень похоже, что эти закупки указывать не надо, но в таком случае не будет выполнено