Дистанционное обучение: «за» и «против. Преимущества и недостатки дистанционного образования в россии

Тема: Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Этот способ заключается в использование Интернета и в общении онлайн учеников с педагогом или присутствием тех кто не может прийти в образовательное учереждение самостоятельно для присутствия на занятии. Включение программы дистанционного образования в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором,влияющим на эффективность образовательного процесса.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи Дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им так и другим ученикам что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться на равне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учереждения может решить и многие социальные, а так же этические проблемы.

Если в образовательные учереждения внедрить способ дистанционное обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний,а также делает контроль знаний массовым и постоянным,в отличии от классической системы,в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным. К Томы же такая проверка будет на столько эффективна на столько и объективна в сравнение с опросом, где на выставление оценки влияет мнение учителя и его отношение с учеником.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.
При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.
При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить,что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.

"Дистанционное обучение: за и против"

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии)...

Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100 . Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России. Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, интернет-конференции, интернет-трансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как надо: А) морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б) обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В) разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение.

Прежде чем как-то формулировать собственное отношение к поставленному вопросу считаю необходимым напомнить само понятие – дистанционное обучение? Что под ним понимается? Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. Такое определение дает экономический словарь.

Что из этого определения можно вывести: во-первых – сопровождение процесса обучения хорошей технической базой не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне учащегося, а также владение некоторыми специфическими программами; - во -вторых, учитель и ученик не встречаются в реальной жизни – они общаются только при помощи технических средств; - ну и, в-третьих – это все-таки процесс обучения – в очень необычном виде, без фронтальной формы работы, чисто индивидуальный – можно сказать диалогический.

Все это необычно для образовательной системы, точнее классно-урочной модели образовательной системы нашей страны. Много ли можно «передать через монитор»? Сможет ли стать это образование столь же полным, как если бы оно проводилось в обычной форме?

Я считаю, что ответ на первый вопрос положителен. Школьное образование все-таки рассчитано на определенную возрастную группу, и именно эта возрастная группа успешно использует компьютерные технологии для установления нужного им в социальном плане числа контактов, взаимодействия, отношений. Современные школьники привычны к подобному инструменту взаимодействия и воспринимают его совершенно иначе, чем преподаватели. Тут скорее должен стоять вопрос не о том – много ли могут взять дети от такой формы обучения, а много ли смогут передать сами учителя?

Но вот это точно вопрос времени и работы.

Теперь хотелось бы вернуться к вопросу: Сможет ли стать это образование столь же полным, как если бы оно проводилось в обычной форме? Мне кажется, что этот вопрос – вопрос спекулятивный. Он формален и в принципе не содержит за собой никакой смыслообразующей информации. При любой форме обучения наиболее важной и помогающей достичь успеха всегда считалась именно активность ребенка – в данном случае она неизмеримо выше. Тем более что для большинства учащихся дистанционного обучения на самом деле не стоит вопрос что лучше. Перед ними стоит другой вопрос – либо дистанционно либо никак. Разумеется, существует форма надомного обучения. Эта форма дает и возможность индивидуальных занятий, и возможность определенной степени социализации при общении с приходящим учителем. Успешна ли более эта форма обучения? Можно было бы поставить и такой вопрос и, думаю, что многие его ставят, совершенно не задумываясь или просто не являясь осведомленными о реальных возможностях предоставляемых формой дистанционного обучения при современном уровне развития всевозможных программ, предназначенных для общения и взаимодействия людей. Как показали открытые занятия в школе дистанционного обучения – уроки происходят не только при визуальной и голосовой связи, что дает возможность определенным образом смоделировать эффект присутствия, но также и организовать небольшую группу учащихся…

И все же возвращаясь к теме эссе – дистанционное обучение несомненно имеет свои минусы и плюсы как и любая другая форма. Возможно на данный момент особо придирчивым взглядом этих минусов можно насчитать больше, но в случае, когда стоит вопрос об отсутствии обучения (уточню: да, есть учитель надомного обучения –но это в общем редкие визиты. Мало часов. Только основные предметы – это может быть временной мерой. Как быть, если обучение на дому единственное доступное в течение многих лет?) и обучения в дистанционной форме – мне кажется рассуждать об этих минусах просто не этично, да и бессмысленно. Основная задача – помочь получить образование – обучить ребенка в той форме, которая ему доступна и с этой стороны дистанционное обучение – это на данный момент времени наиболее оптимальное решение задачи при подобных условиях.

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.

1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.

2) Проблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.

3) Проблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».

Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимость дистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества в цене.

Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:

К плюсам дистанционного образования относится:

· Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.

· Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.

· Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.

· Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

· Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

· Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Но существуют и очевидные минусы:

· Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.

· Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.

· Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

· Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

· Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

· Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

· В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

ЕЭ кЗа! Дистационное обучение

^ и информационные

и информационные

технологии

д.м.н., академик МАИ, профессор кафедры информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО

ЭССЕ □ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, НАВЕЯННОЕ ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАСЕДАНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Безмозглые живые существа не обучают членов своей популяции, в том числе прямых потомков, только потому, что не умеют этого делать. Они оставляют им лишь генетические программы самосохранения и продолжения рода (вида), причем первая фактически является лишь средством реализации второй. По окончании репродуктивного цикла Природа и Бог отворачиваются от индивида, в том числе и от человека. Существа, обладающие высшей формой развития локально остывающей материи, то есть головным мозгом (который, по мнению Р.Бэллмана, является не органом мышления, а органом выживания, таким же, как зубы, когти и ногти), вначале инстинктивно, а затем и сознательно, заботясь о наиболее эффективной реализации второй (целевой) генетической программы, обучают своих потомков методам оптимального поведения для выполнения первой программы в условиях жестокой борьбы за существование.

Так, например, волк обучает подрастающих волчат оптимальным способам перерезания горла своими зубами слабым антилопам, а лев -предварительным приемам перелома их позвоночника. Поднявшись по ступенькам эволюции немного выше, мы видим, что примерно тому же взрослые особи обучают подрастающее поколение (спецназ и не только). Правда, цели здесь несколько иные. В науке педагогике это называется обучением мануальным навыкам (неваж-

© Г.Хай, 2004 г.

но, что у четвероногих нет рук). Методом обучения служит наглядная демонстрация - «делай, как я». Обучение может быть индивидуальным и групповым, но в немногочисленных группах. Индивидуальное обучение, учитывая различия в восприятии обучаемых, безусловно, эффективнее. Обученной считается особь, у которой эти навыки удается довести до условно рефлекторного (по И.Н.Павлову) автоматизма. Качество приобретенных знаний проверяется на практике. Так же, как и на дорогах, после тестового экзамена будущих водителей в ГАИ (ГИБДД).

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Некие любознательные английские естествоиспытатели скармливали необученным червям кусочки обучаемых. Обнаружено, что после этого ранее не обученные черви повысили на 20% свои знания, которые в данной области приобрели и располагали ими только черви, впоследствии расчлененные и съеденные. Таким методом в данном эксперименте была почти решена сложнейшая биологическая (и социальная) проблема, связанная с ненаследуемостью приобретенных знаний, что и является главной предпосылкой необходимости образовательных технологий. Можно надеяться, что скармливание обучаемым обучающих может существенно (на 20%!) повысить эффективность педагогического процесса. Правда, это не относится к дистанционному обучению, что при широком развитии последнего поможет более надежно сохранить педагогические кадры.

Очевидно представители племен, поедающие некоторые органы убитых ими врагов в расчете на приобретение новых полезных свойств, которыми обладали съедаемые, а также некоторые народности, лакомящиеся мозгом живых обезьян, давно владеют теми секретами, которые только начали раскрывать упомянутые выше отдельные английские ученые.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОПУЛЯЦИИ HOMO SAPIENS

Во-первых, если проследить этапы развития образовательных технологий от пещерного периода до периода, ознаменованного созданием Министерства образования РФ, то приходится констатировать их прямую зависимость от совершенствования информационных технологий, во-вторых - общественных потребностей (а может быть и наоборот, поскольку развитие самих информационных технологий обусловлено общественными потребностями).

Рассмотрим особенности информационных технологий человека - их качественные отличия от информационных технологий высших животных. При непредвзятом анализе выясняется, что в сфере информационных технологий имеется одно и только одно принципиальное отличие.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Физические основания абстрактного мышления сформировались в первые мгновения образования Вселенной после Большого Взрыва. Как только какая-то квантовая частица типа a объединилась не с конкретной, а с первой попавшейся частицей типа b, и образовался новый системный объект типа C, возникла процедура классификации объектов, послужившая прообразом интеллектуальной процедуры абстрагирования конкретных мысленных представлений (от частного - к обобщенному, от узнавания - к распознаванию).

Информационные технологии человека отличаются только тем, что он научился отчуждать от себя ненаследуемые приобретенные знания и записывать (представлять) их на внешних носителях в символической (абстрагированной) форме для передачи другим людям (пользователям) и другим поколениям. Этапы прогресса в данной сфере общеизвестны. Наскальные рисунки (то, что сохранилось, - рисовали и прутиком на песке), глиняные книги, папирус, пергамент, шелк, береста, бумага, магнитные и лазерные носители информации, тактильные, зрительные, звуковые, электронные и иные способы ее передачи.

Если старые носители претерпели лишь несущественные изменения (например, каменные и глиняные скульптуры), но появились новые их виды, то формы представления самой информации практически сохранились. Они предназначены для сенсорного восприятия органами зрения, слуха и осязания.

В то же время, наблюдается неуклонная тенденция к их унификации и стандартизации (пиктограммы, иероглифы, алфавит и грамматика, лингвистические и математические тексты, нотные записи).

Совершенствование информационных технологий обусловлено общественными потребностями. Необходимость в обученной рабочей силе при переходе от ручного труда к использованию механизмов породила книгопечатание, как способ быстрого, дешевого и широкого тиражирования знаний. Критические ситуации, связанные с бумажной технологией, породили компьютерную и т.д.

Все человеческие информационные технологии легли в основу дистанционного обучения, которое до этого момента могло быть только очным.

Очное обучение, как это следует из самого определения, предполагает наличие непосредственного межличностного общения обучающего и обучаемого. В основе лежат зрительное и слуховое восприятие передаваемых знаний.

и информационные

технологии

ОБСУЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Все формы очного обучения включают в себя суггестивное воздействие обучающего (родителя, знакомого, педагога, учителя) на обучаемого, что намного повышает эффективность восприятия.

Суггестивное воздействие может усилиться путем возложения руки обучающего на голову или плечо обучаемого.

Личность учителя (Моисей, Платон, Иисус Христос, Мохаммед, Ландау, безымянные гуру, ребе, сенсей и другие), играет решающую (положительную или отрицательную) роль в таком воздействии. Как правило, они (учителя) выходят за рамки стандартной, в том числе и утвержденной, учебной программы. Все формы очного обучения реализуют процессы управления состоянием психо-эмоци-ональной сферы обучаемого (являются кибернетическими). Обратная связь в образовательных кибернетических системах управления при очном обучении может иногда выражаться в том, что некоторые обучающие (не все!) постепенно начинают сами частично понимать смысл и значение преподаваемого ими предмета. Указанное обстоятельство может привести к тому, что часть из них решительно меняет сферу своей деятельности (к так называемым «харизматическим» (в просторечии «одержимым») личностям, особенно к Учителям, это не относится). Таким образом, выраженная обратная связь при очном обучении влечет за собой постепенно нарастающую нехватку педагогических кадров, понимающих смысл преподаваемого предмета, что в свою очередь создает дополнительные предпосылки для организации заочного, в том числе - дистанционного обучения.

Все формы очного обучения дают возможность использования политики «кнута и пряника» для повышения его эффективности. В качестве «пряника» используются материальные, моральные и социальные стимулы, часто взаимосвязанные. Перечислять их здесь нет необходимости - они общеизвестны. В качестве «кнута» те же методы, но

отрицательного воздействия, к которому добавляется прямое физическое наказание, ныне осуждаемое в цивилизованных обществах, но нередко используемое в той или иной форме, - как в семье, так и по отношению к беззащитным детям.

Социологи считают, что «пряник» в 10 раз эффективнее «кнута», но кто же об этом не знает и кто же всерьез воспринимает социологов?

Поэтому главным рычагом управления очным образовательным процессом остается - УГРОЗА. Отчисление, лишение стипендии, призыв в армию, невозможность поступить на хорошую работу, сделать карьеру, лишение лицензии или сертификата и многое другое.

Повышение качества преподавания, стимулирующее живой любознательный интерес к предмету у отдельных обучаемых, является действенным методом по отношению только к тем из них, кто обладает способностью (или не утратил ее) интересоваться чем бы то ни было, кроме прямого удовлетворения своих биологических потребностей. Отсюда следует, что повышение качества очного обучения целесообразно только при тщательном и добросовестном (профессиональном, а не административном) отборе контингента обучаемых. Остальных же - «учи, не учи...».

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЮБОГО ВИДА ОБУЧЕНИЯ

Проблема сводится к выяснению:

а) прироста объема и качества знаний обучаемого, происходящего в процессе обучения;

б) возможности (и дозволенности) последующего использования приобретенных знаний (в повседневной жизни, профессиональной деятельности, для обучения еще не обученных и т.п.).

Данная проблема сложна, противоречива и полностью не решаема по ряду причин, часть из которых бессистемно приведена ниже. Выяснить то, что располагается в головном мозге человека (в том числе и в своем), принципиально невозможно.

www.idmz.ru кЛ

Обучение - это не только восприятие, но и запоминание.

а) можно понять и запомнить;

б) можно понять, но не запомнить;

в) можно не понять, но запомнить;

г) можно не понять и не запомнить.

Если понимание зависит как от обучаемого, так и от обучающего, то функция запоминания только от обучаемого. Как известно, память у всех имеет разные возможности и виды: зрительную, слуховую, обонятельную (см. «Парфюмер» Зюс-кинда). Память избирательна, кратковременно или долговечна, и это отдельная тема. Будем просто считать, что обучаемый либо запомнил, чему его обучали, либо не запомнил.

Контроль качества обучения фактически сводится к оценке меры и формы публичной воспроизводимости обучаемым материала, излагавшегося обучающим в рамках программы обучения (а иногда и за ее нижними или, реже, верхними пределами). Поскольку контроль, как правило, производится обучающими, либо их коллегами, то возникает сакраментальный вопрос: « А судьи кто?».

Воспроизводимость упомянутого материала зависит только от выполнения, также упомянутых выше пп. «а» и «в» в равной мере. Отсюда следует, что его понимание не является обязательным условием, по крайней мере, при выполнении письменных работ и так называемом тестовом контроле знаний, фактически являющимися заочными формами (работу можно и списать, о номера правильных ответов на тесты запомнить).

Тесты для контроля знаний, при всей изощренности в их разработке, обычно содержат в себе элементы подсказки. Статистическая оценка числа правильных ответов на множество тестовых заданий также характеризует не столько понимание предмета, сколько запоминание того или иного объема изучаемого материала. В этом смысле такое бесспорное преимущество тестового контроля, как его «обезличенность», едва ли пе-

Форма публичной воспроизводимости приобретаемых знаний не играет такой роли как количественная их мера.

В качестве примера приведу старый и широко известный вариант тестирования знаний, основанный на методе «независимых ассоциаций». Испытуемому предлагают быстро, не задумываясь, назвать первое, что ему приходит в голову, когда он услышит какое-либо одно слово, произнесенное ведущим. Это традиционный набор из трех слов: «часть лица», «фрукт» и «поэт». По многолетнему опыту более 95% испытуемых тут же отвечают: «нос», «яблоко», «Пушкин». Все три иных ответа практически не дает никто. Результаты такого теста-эксперимента свидетельствуют о безусловной достаточности унифицированной программы массового школьного образования.

Доказать, что оцениваемые знания приобретены обучаемым в результате усилий обучающего, невозможно. Даже при предварительном (базовом) их контроле они могут быть по тем или иным причинам успешно скрыты от контролирующего (одним из таких мотивов может быть желание не огорчать впоследствии обучающего). Это группа так называемых «продвинутых» обучаемых. Кроме того, существует возможность одновременного заочного обучения (книги, Интернет и т.п.) и даже параллельного очного - у других обучающих. Качество обучения в таких случаях необъяснимо возрастает. Однако все это наблюдается, скорее, как исключение, а не, как правило.

Выяснить результат обучения, представленный в варианте п. «б», можно только при очном контроле знаний, проводимом заинтересованным и доброжелательным контролером.

Все, запомненное в период обучения, можно забыть (то очень важно, чтобы не «замусоривать» память ненужной информацией). Не все забытое можно вспомнить. К сожалению (?). Это важнейшее обстоятельство, наряду с появлением новых

и информационные

технологии

общественных знаний, определяет необходимость периодического восстановления утраченных до минимально приемлемого уровня (во исполнение известного тезиса В.И.Ленина: «учиться, учиться и учиться»). Отсюда следует, что функция забывания является одним из гарантов устойчивости системы непрерывного образования.

Оценка качества приобретаемых мануальных навыков в условиях очного их контроля иногда может оказаться ошибочной из-за психо-эмоцио-нальных нагрузок на контролируемого, пока у него не сформировались условные рефлексы. Последнее обстоятельство может потребовать увеличения продолжительности обучения и изменения его формы. Общеизвестно, что критерием истины является практика (там, где возможно практически проверить справедливость гипотез). Критерием качества обучения является не только профессиональная деятельность, но и вся жизнь. Итоги подводятся посмертно. Оказывается, что приобретенные знания с практических позиций следует классифицировать как: полезные, бесполезные и вредные. От того, кем, как и когда будет производиться такая классификация (если, вообще будет), зависит совершенствование (?) системы непрерывного образования.

ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Любая форма заочного обучения, по сути дела, является дистанционной, поскольку обучающий находится вне непосредственного поля зрения обучаемого. Любые попытки, преодолеть этот барьер, безуспешны, несмотря на современные каналы связи, аудио- и видеотехнику, анимацию изображений и т.п. Главная причина заключается в отсутствии при заочном и даже современном дистанционном обучении главного достоинства очного - суггестивного воздействия на обучаемого личности обучающего. Хорошо это или плохо - другой вопрос, но такое воздействие неизбежно присутствует. И не надо ссылаться на возможность проведения сеанса гипноза с помощью

магнитофонного воспроизведения текста, а также на эффективность телевизионных выступлений Кашпировского. Далеко не все обучаемые настолько внушаемы, чтобы таких фокусов оказалось достаточно для воспроизведения комплексного эффекта очного обучения.

В связи с выше изложенным, я хочу сформулировать только личную позицию по отношению к обсуждаемому предмету.

С моей (и не только моей) точки зрения, наилучшим вариантом сегодня остается индивидуальное очное обучение. Его качество и специфика зависят от личности педагога, особенно, учителя.

Любой вид группового очного обучения ведет к «усреднению» методики преподавания, что снижает его качество по отношению к обучаемым, находящимся на более или менее высоком уровнях (по базовым знаниям и интеллекту) по отношению к среднему.

Любой вид заочного или дистанционного обучения при отсутствии прямого личностного воздействия обучающего на обучаемых резко повышает требования к качеству учебных материалов, предоставляемых в любой форме. С этой точки зрения видеозаписи лекций, если это не единственный способ обучения, являются чрезвычайно полезными (если, конечно, это хороший лектор). Качество любого обучения во многом зависит от научно-педагогической школы обучающих.

Недостатки любого вида обучения могут быть компенсированы наиболее любознательными обучаемыми путем самообучения, в том числе по обнаруживаемым ими лично источникам. Иногда полезность такой компенсации превышает полезность основного процесса.

Полное самообучение, в качестве индивидуального акта, является правомерным методом приобретения новых знаний. Сдача экзаменов (в том числе путем выполнения тестовых заданий) экстерном не представляет непреодолимых трудностей для отдельных упорных обучаемых, но создает трудности для добросовестных экзаменаторов.

www.idmz.ru кЛ

Тем не менее, ни полное самообучение, ни только дистанционное или заочное обучение пока не могут конкурировать с преимуществами индивидуального очного обучения. Даже если когда-нибудь будут созданы доступные по цене тиражируемые устройства, полностью имитирующие личность учителя, то и тогда их эксплуатация приведет к фактическому переводу дистанционного обучения в форму индивидуального очного («куда ни кинь...»).

Растущая социальная потребность в обученных работниках вынужденно порождает потребность в массовом дистанционном получении необходимого образования. Иным путем общество с этой проблемой справиться не сможет. Единственным способом качественного ее решения становится совершенствование всех видов носителей отчуждаемой информации, включая печатные материалы, содержательной информации, представляемой на носителях, систем связи и способов проверки результатов обучения. Просто, другого выхода сегодня не существует.

В одной из научно-фантастических книг высказывалась мысль, что дальнейшая эволюция человека приведет к способности передавать по наследству приобретенные знания, без чего необходимый период обучения станет занимать по продолжительности всю жизнь (к чему мы постепенно уже приближаемся).

Остается только решить вопрос о сортировке наследуемых знаний, там ведь столько интеллектуального мусора. А так - идея заманчивая, не «скармливать» же на самом деле учителей ученикам, как осторожно заикнулись некоторые англичане. Есть и другие идеи, которые пытались реализовать, основываясь на возможности внушить кому-либо, что-то хорошее (получается не всегда, но все же.).

Речь идет о гипнопедии - обучении во сне, в том числе массовом обучении. Заснул невеждой - проснулся эрудитом (спать только долго придется). Но идея тоже заманчивая. Может еще что-то кому-то придет в голову?

ДОПОЛНЕНИЕ

Поскольку указанные выше особенности заочного и дистанционного обучения известны не только мне, то озабоченные этой проблемой обучающие нашли ряд способов, оптимизирующих данные формы обучения, настолько, что они приобрели вполне пристойный вид:

смешанные формы предполагают проведение очных и индивидуальных дистанционных консультаций (в частности, через Интернет), а также очный контроль знаний на специальных экзаменационных сессиях;

♦ обучаемые выполняют письменные задания и высылают их обучающим (вариант, когда эти задания выполняют родственники или друзья обучаемых, или еще кто-то, рассматривать не будем).

При дистанционном обучении возможно почти бесконечное пролонгирование его сроков, (оно может закончиться вследствие естественной смерти обучаемого). Однако если не ориентироваться на подобные эксквизитные ситуации, то для многих обучаемых это является бесспорным благом. Кстати, эти сроки могут быть, и сокращены при достаточном рвении обучаемых. Если дистанционно обучаемый недоволен дистанционно обучающим, то он имеет право и возможность (не опасаясь неудовлетворительной оценки, как это было бы при очном обучении) дистанционно же от него (ничего не подозревающего) отказаться и заменить другим (но каждый последующий может оказаться «котом в мешке»). Во всяком случае, это обстоятельство переводит общественное образование в заочно-дистанционной его форме из системы коллективной безответственности в систему индивидуальной ответственности пока еще также ничего не подозревающих обучающих (многие ли из них сумеют достойно справиться с этими новыми для них требованиями, - покажет неумолимое время).

Отсюда следует, что роль обучающего при такой форме дистанционного обучения может существенно активизироваться. Поэтому, прежде чем браться за это заманчивое (?) дело, следует хорошо подумать. Всем и каждому, в том числе.

Тема: Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Этот способ заключается в использование Интернета и в общении онлайн учеников с педагогом или присутствием тех кто не может прийти в образовательное учереждение самостоятельно для присутствия на занятии. Включение программы дистанционного образования в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором,влияющим на эффективность образовательного процесса.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи Дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им так и другим ученикам что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться на равне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учереждения может решить и многие социальные, а так же этические проблемы.

Если в образовательные учереждения внедрить способ дистанционное обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний,а также делает контроль знаний массовым и постоянным,в отличии от классической системы,в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным. К Томы же такая проверка будет на столько эффективна на столько и объективна в сравнение с опросом, где на выставление оценки влияет мнение учителя и его отношение с учеником.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.

При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.

При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить,что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.