Доступ к информации и обладатель информации. Виды доступа к информации Доступ к информации определение

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.

Ограничения доступа к информации

Ситуация с доступом к информации для журналистов во многом обусловлена непониманием или отрицанием законодателями и чиновниками той роли, которую призваны играть в обществе средства массовой информации. Как следствие, белорусское законодательство о СМИ и правоприменительная практика далеки от признания особой роли свободных СМИ в качестве «стража общества». Государственные органы в Беларуси не учитывают «общественный интерес» как категорию, определяющую правомерность предоставления той или иной информации. Так, в Законе «О средствах массовой информации» отсутствует какое-либо упоминание об общественных функциях журналистов и СМИ, гарантиях реализации их права на доступ к информации в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Белорусское законодательство содержит целый ряд предпосылок для практически бесконтрольного ограничения права на получение информации журналистами. При этом в стране отсутствует независимый орган, к которому было бы можно апеллировать в таких случаях.

Закон «О средствах массовой информации» содержит понятие «информация ограниченного доступа» (статья 37). К такой информации, в частности, относятся:

Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

Сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

Материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

Иная информация, предусмотренная законодательными актами.

В соответствии со статьей 16 Закона «О государственных секретах» такие сведения подразделяются на две категории в зависимости от тяжести возможных последствий от их разглашения: государственную тайну и служебную тайну.

Государственная тайна - это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и организациями, наделенными этим полномочием.

В соответствии с «Перечнем государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» , их насчитывается около шестидесяти.

Среди них, например, Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Национальная государственная телерадиокомпания. Таким образом, отдельные государственные органы и организации по собственной инициативе имеют возможность вводить ограничения на распространение целых сегментов информации.

Важно отметить, что приведенный в Законе о СМИ перечень случаев допустимого ограничения доступа к информации не закрыт и содержит отсылку к другим «законодательным актам», что дает возможность для его расширительного толкования.

Так, в 2013 году были внесены дополнения в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который хотя прямо и не касается средств массовой информации, но вводит новую категорию информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено – «служебная информация ограниченного распространения» .

К ней относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц, и которые не отнесены к государственным секретам (статья 18-1).

Информация может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. С учетом того, что президент имеет право принимать акты нормативного характера, которые не подлежат опубликованию в общедоступных источниках, у государственных органов существует возможность отказывать в доступе к информации, под предлогом ее отнесения к служебной информации ограниченного распространения.

Закрытость государственных органов

Особой проблемой для белорусских журналистов является жесткая регламентация контактов госчиновников с прессой, которая фактически не допускает их непосредственного взаимодействия. В соответствии со статьей 22-1 Закона «О государственной службе», «целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом».

Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, допустимы только по поручению или с согласия руководства и подлежат обязательному согласованию с ним. Указом Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 г. «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» во всех государственных органах и организациях функции общения с прессой возлагаются на пресс-секретаря или другое лицо, которое подчиняется непосредственно руководителю государственного органа.

Практически при всех государственных органах созданы пресс-службы (иногда их функции выполняют идеологические отделы), которые монополизировали предоставление информации для СМИ, любые заявления для прессы государственных служащих должны быть согласованы с ними. Согласно Указу Президента № 65, общая координация деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ, по вопросам, касающимся освещения проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политики, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Администрации Президента совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь уполномочены на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ.

Аккредитация как разрешение на профессию

Дополнительным ограничением права на получение информации журналистами в Беларуси является порядок аккредитации журналистов. Право на которую им дает статья 35 Закона «О средствах массовой информации». Хотя отсутствие аккредитации не должно являться препятствием для свободного осуществления журналистской деятельности, на практике институт аккредитации в Беларуси зачастую используется для ограничения доступа журналистов к информации. Возможность для этого заложена в самом определении «аккредитации журналиста средства массовой информации», данном в статье 1 Закона о СМИ, характеризующем ее как «подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами». Аккредитация трактуется как реализация права государственного органа или другого учреждения разрешить тому или иному журналисту освещать его деятельность.

Кроме того, Закон предусматривает (статья 35) обязательную аккредитацию журналистов иностранных медиа Министерством иностранных дел, которую могут получить только штатные сотрудники зарубежных СМИ. Различия в порядке аккредитации журналистов белорусских и иностранных СМИ носят дискриминационный характер и препятствуют журналистам, сотрудничающим с зарубежными медиа, реализовывать свое право на получение информации. Оспорить отказ в аккредитации невозможно, поскольку суды отказываются принимать такие жалобы на действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц к рассмотрению. Так, суды первой и второй инстанций отказались рассматривать жалобу журналиста Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) Виктора Парфёненко, который семь раз получал от МИД отказ в аккредитации.

Наиболее уязвимой категорией в вопросах доступа к информации являются те, кто осуществляют журналистские функции и не имеют возможности получить аккредитацию с учетом того, что определение журналиста, данное в Законе о СМИ, фактически не предусматривает возможности самостоятельной журналистской работы вне договорных отношений с редакциями СМИ. К ним относятся журналисты-фрилансеры и блогеры. В большинстве случаев они вынуждены работать, не имея легального статуса журналиста. В результате фрилансеры, сотрудничающие с иностранными медиа, рассматриваются как правонарушителями и подвергаются административному преследованию. Ссылка на будущий текст по 22.9

Помимо формальных барьеров, белорусские независимые журналисты постоянно сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности с противодействием со стороны сотрудников правоохранительных органов, недопуском на открытые судебные заседания и официальные мероприятия, необоснованными отказами в предоставлении информации при обращении в государственные органы и другими препятствиями.

Материалы по теме сюжета


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска на свое незаконное задержание 10 декабря 2019 года незаконным. Он требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска, свое задержание 10 декабря 2019 года он считает незаконным. Журналист требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

«Ограниченный круг». Журналистов БелаПАН опять не пускают на официальное мероприятие

Журналистов крупнейшего независимого информационного агентства БелаПАН не аккредитовали на пресс-подход по результатам встречи с премьер-министром Латвии Кришьянисом Кариньшем.


Новости

На просьбу предоставить информацию начальник отделения Госавтоинспекции Барановичского ГОВД Александр Силицкий сообщил корреспонденту негосударственной газеты Intex-press, что с журналистами этого издания сотрудники Барановичского ГАИ общаться не могут.


Рейтинг закрытости

Самые закрытые ведомства: ОАЦ, МВД, КГБ и ГУВД Мингорисполкома. Результаты опроса журналистов

Белорусская ассоциация журналистов провела очередной опрос коллег относительно открытости основных государственных ведомств и организаций.


Новости

По версии милиции, журналист телеканала «Белсат» Андрей Козел незаконно снимал процедуру подсчета голосов на местных выборах, а потом отказался покинуть помещение после требований сотрудников милиции.


Новости

Письменные запросы в работе журналистов становятся все более бессмысленной формой получения ответов. Несмотря на законодательное регулирование, чиновники и руководители игнорируют письменные запросы, причем разными способами и под разными предлогами.


Новости

Редакция «Intex-press» обратилась в райисполком с просьбой аккредитовать корреспондента Юлию Ивашко. Однако райисполком в письме за подписью заместителя председателя Александра Грицкевича от 16 мая ответил отказом.


Новости

Принят
на двадцать третьем пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 23-14
от 17 апреля 2004 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О праве на доступ к информации

Целью настоящего Закона является создание правовых условий для реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления.

Глава I. Общие положения

Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Право на доступ к информации - право каждого гражданина свободно осуществлять поиск информации и получать ее от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления (далее - органов и организаций), их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.

Документ - информация, зафиксированная в письменной, аудиовизуальной, акустической, электронной, оптической или любой иной форме, пригодной для непосредственного восприятия, с реквизитами. установленными для данной формы документа.

Официальный документ - документ, созданный органом, организацией, должностным лицом в пределах своих полномочий и удостоверенный в установленном порядке.

Информация ограниченного доступа - информация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и мнения о них, независимо от формы их представления.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется:

- на государственные органы и организации, органы местного самоуправления (органы и организации), их должностных лиц, предоставляющих информацию;

- на лиц (физических и юридических), получающих информацию, имеющих право на доступ к информации и обратившихся за ней в установленном порядке.

2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с доступом к информации, содержащейся в официальных документах и не отнесенной к категории информации ограниченного доступа.

Законами государства и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами могут устанавливаться конкретные виды информации, подлежащие обязательному предоставлению лицам, запрашивающим информацию, а также особенности и условия доступа к отдельным видам информации.

3. Порядок доступа государственных органов и организаций к информации, находящейся в ведении других государственных органов и организаций, устанавливается иными актами национального законодательства.

4. Проекты законодательных актов государства предоставляются для ознакомления заинтересованных лиц.

Порядок ознакомления с названными документами устанавливается государственными органами законодательной власти, местными органами законодательной (представительной) власти.

Решение об ознакомлении с проектами иных официальных документов или доведении их до всеобщего сведения принимают органы или организации, разрабатывающие эти проекты.

Статья 3. Информация, доступ к которой не может быть ограничен

1. Не может быть ограничен доступ к информации, необходимой для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за получением этой информации, если она не отнесена законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов, к категории информации ограниченного доступа.

2. Ограничение доступа к информации не допускается в отношении:

- законов, иных нормативно-правовых актов, которые в соответствии с национальным законодательством подлежат обязательному опубликованию;

- информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозов: экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

- информации о размерах золотого запаса и валютных резервах государства;

- информации о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

- информации о состоянии здоровья лиц, отнесенных национальным законодательством к категории высших должностных лиц государства;

- информации о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц;

- информации о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- информации об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения;

- информации о состоянии борьбы с преступностью.

Статья 4. Основные принципы обеспечения права на доступ к информации

1. Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

- доступность и открытость информации;

- достоверность и полнота информации;

- своевременность предоставления информации;

- защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;

- ответственность за нарушение права на доступ к информации;

- соблюдение при предоставлении информации прав и законных интересов третьих лиц;

- установление ограничения права на доступ к информации законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, поддержания авторитета и беспристрастности правосудия, охраны нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

2. Порядок установления режима ограниченного доступа к информации определяется законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Глава II. Порядок реализации права на доступ к информации

Порядок реализации права на доступ к информации

Статья 5. Способы реализации права на доступ к информации

1. Доступ к информации обеспечивается:

- обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

- сообщением информации для всеобщего сведения;

- удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

2. Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

3. Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

4. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

- ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

- получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

- получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

- получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

- получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

5. Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных.

Статья 6. Организация доступа к информации

1. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

2. Функция по обеспечению информацией лиц, запрашивающих информацию, должна быть зафиксирована в положении о соответствующем органе или организации, в процессе деятельности которых создается указанная информация.

Права, обязанности, ответственность специализированных служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятельность по реализации данной функции, устанавливаются положениями об этих службах и подразделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

3. Для реализации функций по обеспечению доступа к информации по усмотрению органа или организации, создающих данную информацию, могут быть привлечены на договорных условиях организации, осуществляющие на законных основаниях деятельность по предоставлению информационных услуг.

Реквизиты этих организаций (название организации, почтовый адрес, номер телефона и номер факса, адрес электронной почты, сетевой адрес; далее - реквизиты организаций) должны быть доведены до сведения лиц, обратившихся за получением информации.

4. Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.

Названные правила должны содержать наименование и режим работы соответствующих организаций, служб, подразделений или должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению доступа к информации; категории предоставляемой информации, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядок оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Статья 7. Организация доступа к информации в автоматизированных информационных системах органов и организаций

1. Для обеспечения права на доступ к информации из автоматизированных информационных систем органов и организаций эти органы и организации:

- подключают названные системы к сети связи общего пользования и размещают информацию на официальном сервере органа (органов) или организации (организаций) для неограниченного доступа граждан, органов и организаций, подключенных к данной сети;

- создают абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легко доступных для граждан, органов и организаций (в помещениях органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, почтовых отделений и в других местах, определенных законодательством);

- выделяют адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети связи общего пользования;

- несут ответственность за содержание, достоверность и полноту информации, размещаемой на официальном сервере.

2. В случае предоставления информации в электронном виде ее достоверность подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом в порядке, установленном законодательством. В документах, созданных с помощью компьютера и передаваемых по телекоммуникационным каналам, обязательно указание всех реквизитов, установленных для данных документов.

Статья 8. Права и обязанности лица, запрашивающего информацию

1. Лицо, запрашивающее информацию, имеет право:

- избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Законом;

- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, если такое обоснование не требуется для уточнения содержания запроса и если иное не установлено законом;

- требовать письменного ответа;

- обжаловать в установленном порядке действия органов и организаций, их должностных лиц, нарушивших право на доступ к информации и установленный порядок его реализации.

2. Лицо, запрашивающее информацию, обязано соблюдать порядок и условия доступа к информации, предусмотренные настоящим Законом, другими издаваемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Статья 9. Обязанности органов и организаций, их должностных лиц по обеспечению доступа к информации

1. Органы и организации, их должностные лица обязаны:

- создать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации;

- в течение установленного срока хранить официальные документы, содержащие информацию, подлежащую предоставлению в соответствии с данным Законом;

- обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков и условий ее предоставления;

- соблюдать установленный законодательством порядок опубликования официальных документов, издаваемых в виде нормативно-правовых актов;

- в течение установленного срока хранить принятые ими акты, документы, определяющие их правовой статус, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, а также иные официальные документы.

Органы и организации, их должностные лица несут ответственность за нарушение установленного настоящим Законом и другими актами права на доступ к информации.

2. В случае если предоставленная информация содержит неточные или неполные сведения, орган или организация обязаны по мотивированному письменному заявлению лица, запросившего информацию, в возможно короткий срок, но не позднее семи рабочих дней после дня получения заявления, уточнить или дополнить предоставленную информацию.

3. Органы и организации ведут реестры официальных документов, которые они обязаны доводить до всеобщего сведения и предоставлять по запросам.

Реестр должен содержать наименование, дату принятия, номер каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган или организация, ведущие реестр, могут устанавливать другие обязательные требования к данному реестру.

Статья 10. Запрос на получение информации

1. Запрос адресуется органу, организации или должностному лицу, которые, по мнению обратившегося с запросом лица, обладают необходимой ему информацией.

2. Запрос на получение информации должен содержать, по возможности, наименование запрашиваемого документа, его реквизиты или иные характеристики запрашиваемой информации, необходимые и достаточные для ее поиска.

В запросе указываются фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его почтовый адрес, номер телефона или факса, адрес электронной почты для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через тридцать календарных дней после дня получения запроса.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением в течение семи рабочих дней после получения запроса направляется письменное уведомление об отсрочке ответа. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки и срок предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцати календарных дней сверх установленного настоящим Законом срока для ответа.

2. Если орган или организация, получившие запрос, не обладают запрашиваемой информацией, то не позднее чем в семидневный срок они обязаны сообщить об этом лицу, запросившему информацию, а также, по возможности, предоставить ему реквизиты органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать реквизиты органа или организации, куда направлен указанный запрос.

3. В том случае если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации.

4. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

5. Предоставление информации в устной форме взамен требуемой письменной не допускается без согласования с лицом, запрашивающим информацию. При этом должны быть указаны причины представления информации в данной форме.

6. Представление справки по запрашиваемому документу или выдержек из него допустимо в случае, если такая справка или выдержки содержат исчерпывающую информацию по запросу, а также в случае необходимости обеспечения установленных режимов ограниченного доступа к информации.

7. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат обязательной регистрации по месту получения этих запросов.

Статья 12. Отказ в предоставлении информации

1. За исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственных секретах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных интересов, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:

- составляющие государственную или служебную тайну;

- о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими законами;

- об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-разыскной и следственной деятельности;

- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

- доступ к которым ограничен другими законами.

Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.

2. Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.

3. Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:

- не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона;

- неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;

- орган или организация не располагает запрашиваемой информацией.

4. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

5. Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.

Статья 13. Порядок возмещения расходов на предоставление информации

1. На безвозмездной основе предоставляется информация:

- непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;

- уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона;

- содержащаяся в правилах, названных в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;

- о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию.

2. Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, лица, официально признанные безработными) в соответствии с законодательством при наличии соответствующих удостоверяющих документов.

Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению органов и организаций, предоставляющих эту информацию.

3. За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимость услуг, связанных с ее предоставлением.

Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается правилами, названными в пункте 4 статьи 6 настоящего Закона.

4. Порядок возмещения органам и организациям расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается правительством государства.

Глава III. Защита права на информацию и ответственность за нарушение настоящего Закона

Защита права на информацию и ответственность за
нарушение настоящего Закона

Статья 14. Защита права на доступ к информации

1. Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредоставление в течение установленного срока, а равно другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного настоящим Законом, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суде.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на доступ к информации, может быть обжаловано уполномоченному по правам человека.

2. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную, неполную информацию или получившие ее несвоевременно, имеют право на компенсацию понесенного морального вреда в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении Закона о праве на доступ к информации, несут ответственность, установленную законодательством.


Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 34, 2004 год

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

  • 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ"

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Жизнь человека невозможно представить без информации. Доступность - это ее свойство, которое ближе других связано с ее безопасностью. Давайте же рассмотрим особенности данного явления и узнаем, почему оно так важно.

Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое "информация".

Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.

Свойства

Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:

  • Доступность информации.
  • Полнота - влияет на качество информации и определяет, достаточно ли ее для принятия решения или формирования новых знаний на ее основе.
  • Достоверность - соответствие данных реальному положению дел.
  • Адекватность - это степень этого соответствия относительно действительности.
  • Актуальность - важность информации в данный период времени. Например, при покупке билетов на поезд через интернет система может выдать данные о рейсах на разные дни. Однако для пользователя важными будут именно знания, касающиеся дня его планируемой поездки, все остальная информация будет неактуальной.
  • Субъективность и объективность. Субъективность - это знания, сформированные на основе восприятия их информационной системой. Однако данные этого человека или машины, могут быть недостоверными.
  • Объективность - это достоверные знания, сформированные без влияния на них чьего-то субъективного мнения.

Что означает доступность информации?

Данное свойство - это мера возможности получения необходимых данных. Иными словами, доступность информации - это гарантия того, что пользователь сможет получить ее за приемлемые для него сроки.

На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.

Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.

Доступность информации - это важно и для обычных граждан. Ведь имея возможность получить достоверные данные о погоде, расписании транспортных средств, курсе валют, и т. п., человек намного проще и эффективнее способен распоряжаться своим временем.

Для каких сфер актуально это понятие

Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:

  • Информационная и компьютерная безопасность.
  • Защита данных.
  • Защита компьютерных и информационных систем.
  • ИТ (информационные технологии).
  • Системы данных, функционирующие в определенных корпорациях.

Что является объектом доступности

Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.

Субъект информационных отношений

Узнав, что это - доступность информации, и что является ее объектом, стоит обратить внимание на тех, кто может использовать это ее свойство. Таких пользователей именуют "субъектами информационных отношений".

Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.

Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.

Права доступа

Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.

К ним относятся:

  • Право на ознакомление с доступным знанием.
  • Право на внесение изменений в информацию. Данная возможность, как правило, доступна только владельцам и администраторам систем, в редких случаях ограниченному кругу пользователей.
  • Право на копирование и хранение доступно еще меньшему количеству лиц, особенно, если данные являются объектом чьего-то авторского права или конфиденциальны.
  • Право на уничтожение данных принадлежит их официальному владельцу или уполномоченному администратору.

Угрозы доступности данных

Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.

Представим систему данных в виде обычной классной доски. Роль владельца или администратора выполняет учитель, а весь класс - это пользователи с ограниченными правами доступа.

Пока преподаватель в классе, пользование "системой" доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.

Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.

Как результат, с началом нового занятия "система" будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.

Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.

По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.

К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.

Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:

  • Отказ оператора.
  • Внутренний отказ самой системы данных.
  • Отказ поддерживающей инфраструктуры.

Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.

  • Нежелание работать с системой данных, как следствие необходимости освоения новых возможностей и расхождения между запросами потребителя и доступными свойствами и техническими характеристиками.
  • Неспособность работы системы по причине отсутствия соответствующей подготовки оператора. Как правило, это последствие недостатка общей компьютерной грамотности, неумения интерпретировать диагностические сообщения и т. п.
  • Невозможность работать с системой из-за отсутствия соответствующей технической поддержки (неполная документация, недостаток справочной информации). Обычно это угроза доступности является следствием ошибок не рядовых операторов, а администратора.

Три кита безопасности данных: целостность, конфиденциальность и доступность информации

Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.

Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.

На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.

Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.

Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:

  • доступные лишь для его работников (конфиденциальные);
  • общедоступные.

Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.

Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.

Целостность данных - это их актуальность и непротиворечивость, а также защищенность от разрушения/несанкционированного изменения. Фактически это свойство означает, насколько они сохраняют свою актуальность, адекватность, полноту и достоверность.

Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.

К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.

Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.

Методы, гарантирующие доступность

Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.

  • Создания систем бесперебойного питания, благодаря чему пользователь всегда имеет возможность корректно закончить работу и не потерять данные.
  • Резервирование и дублирование мощностей.
  • Планы непрерывности бизнес-процессов.